Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Употребление многозначных слов

2017-11-27 4464
Употребление многозначных слов 4.83 из 5.00 6 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Включая в свою речь многозначные слова, мы должны быть очень внимательны, должны следить, понятно ли именно то значение, которое мы хотели раскрыть в этой речевой ситуации.

Пример: Он уже распелся. Непонятно: или он начал петь, увлекся; или, пропев некоторое время, начал петь свободно, легко.

Лексическая неполнота высказывания

Эта ошибка по смыслу противоположна многословию. Неполнота высказывания заключается в пропуске необходимого в предложении слова. Пример: Картины акварелью помещают в рамы. Пропущено написанные. Чаще всего речевая недостаточность возникает в устной речи, когда нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении. Пропуск слов может исказить мысль автора.
Ввиду холода делаем только срочные переломы. (Объявление на двери рентгенкабинета). Имеются в виду рентгенологические снимки переломов.

Новые слова

Неудачно образованные неологизмы тоже являются речевыми ошибками. Пример: А в прошлом году на ямочный ремонт после весенней распутицы было потрачено 23 тысячи тенге. И только контекст помогает разобраться: «ямочный ремонт» – это ремонт ям.

Устаревшие слова,к которым относятся архаизмы и историзмы. Рассмотрим архаизмы.

Архаизмы – слова, называющие существующие реалии, но вытесненные по каким-либо причинам из активного употребления синонимичными лексическими единицами, – должны соответствовать стилистике текста, иначе они совершенно неуместны. Пример: Ныне в университете был день открытых дверей. Необходимо было употребить синонимичные слова: сегодня, теперь, в настоящее время.

Диалектизмы

Диалектизмы оправданны в художественной или публицистической речи для создания речевых характеристик героев. Немотивированное же использование диалектизмов говорит о недостаточном владении нормами литературного языка. Пример: Он забыл закрыть заслонку от печи, поэтому утром сильно замерз. Заслонка – дверца от печи. Употребление диалектизма в данном предложении не оправдано ни стилистикой текста, ни целью высказывания.

Слова иноязычного происхождения

В речи современного человека часто можно услышать иностранные слова, когда говорящий не знает их точного значения. Пример: Работа конференции лимитируется из-за отсутствия ведущих специалистов. Лимитировать – установить лимит чего-нибудь, ограничить. Иностранное слово лимитировать в данном предложении следует заменить словами: идет медленнее, приостановилась.

Разговорные и просторечные слова

Разговорная и просторечная лексика, в отличие от диалектной (областной) лексики, употребляется в речи всего народа. Пример: Я огурцы не уважаю. В данном случае говорящий употребил слово уважать в значении любить.

Таким образом, ошибки возникают в тех случаях, когда употребление разговорных и просторечных слов не мотивировано контекстом.

Коммуникативная неудача

Коммуникативная неудача (КН) – это отрицательный результат общения, такое завершение общения, когда цель общения оказывается не достигнутой.

В основание типологии положены возможные причины, вызывающие КН:

1. Порождаемые устройством языка: Это очень эффектный ход. – Не вижу ничего эффектного. Просто он результативный. – Ну да, я это и хотела сказать. – Тогда эффективный, а не эффектный. Здесь причиной коммуникативной неудачи послужило явление паронимии.

2. Порождаемые различиями говорящих в каком-либо отношении: Ты делаешь зарядку? – Сегодня не делал. – Я не про сегодня. Вообще-то делаешь? – Время от времени. Как видно из разговора, адресант спрашивает об обычном, постоянном явлении, адресат же сообщает о конкретном факте. Коммуникативная неудача здесь обусловлена разным пониманием единичного/общего, не выраженного в высказывании явно.

3. Порождаемые прагматическими факторами: У меня там оставалось немного масла, и я отдала его хозяйке. – Ну да, немного. Чего возить туда-сюда? – Я бы и много оставила. Во-первых, мне не жалко, а во-вторых, его не довезешь в жару. Адресат превратно истолковывает причину поступка, реагируя на компонент немного, адресант же с обидой отказывается от причины немного, не желая, чтобы ее считали жадной.

Таким образом, знание причин речевых ошибок и коммуникативных неудач поможет специалисту в деловом общении точно выразить мысль, слушать и услышать собеседника, избежать непонимания, недопонимания.

Практическая часть

Вопросы для обсуждения и закрепления

1. Что такое речевая ошибка?

2. Какие причины речевых ошибок вы знаете? Приведите примеры.

3. Какие причины возникновения коммуникативных неудач вы можете назвать? Приведите примеры.

4. Что необходимо знать специалисту, чтобы избежать коммуникативных неудач?

 

Задание 1. Найдите и исправьте речевые ошибки.

1.Марлен сожалел, что его команда понесла крах. 2. Самат отталкивает всех своим себялюбием и эгоизмом. 3. Молодому преподавателю не оставалось другого выбора, как показать свои огромные знания. 4. Этот факт оказал на меня огромное впечатление. 5. Шахматы развивают воительность и память 6. В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает. 7. Школьные годы пропали не зря. 8. Это главная проблема, заложенная в тексте. 9. Автор повествует нам о том, что нужно правильно путешествовать. 10. Прочитав текст, явно понимаешь и видишь ту проблему, которую до нас доносит автор. 11. Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.

Задание 2. Прочитайте текст, в котором описывается коммуникативная неудача. Почему общение не состоялось и говорящий не достиг поставленной цели?

Приходит трёхлетний сын к отцу и спрашивает:

– Папа, а почему, когда кусаешь яблочко, оно сначала белое, а потом становится коричневым?

– Понимаешь, сынок, в яблочке содержится двухвалентное железо. Когда ты откусываешь яблочко, то на месте укуса оно контактирует с кислородом. Железо окисляется и становится трёхвалентным. Двухвалентное железо белое, а трёхвалентное имеет коричневый цвет. Понятно?

Сынок растерянно оглядывается по сторонам и испуганно спрашивает:

– Папа, а ты сейчас с кем разговаривал?

Задание 3. Прочитайте текст. Определите, в чем заключается логическая ошибка высказывания.

1. Писатель рассказывает о прошлом своего героя. Он тоже был участником войны. 2. Автор поднимает проблему патриотизма. Эта тема была актуальна во все времена. 3. В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют. 4. Культура человека – это культура мышления, культура поведения. 5. Я согласен с мнением автора, но я думаю по-другому. 6. Никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят. 7. Мы живём в современном мире. Поэтому каждый из нас занят только теми житейскими проблемами, с которыми сталкивается каждый день.

Задание 4. Прочитайте текст. В каком предложении вместо слова каменный нужно употребить слово каменистый?

1) Переселенцам в этих краях приходилось очень туго: каменная почва с трудом поддавалась обработке.

2) Первые каменные орудия были изготовлены человеком много веков назад.

3) Каменное лицо Ербола не выражало никаких эмоций.

Задание 5. Прочитайте текст. Исправьте речевые ошибки.

1. Жарким углем в костре мировой литературы пылает имя моего любимого писателя Гоголя. 2. Нурлан, стесняясь бедности своей матери, врет парням, что это его соседка. 3. Думан сгорел в стыде перед друзьями, но все-таки подошел к отцу. 4. Эта проблема спровоцирована активным развитием науки. 5. Это был рок судьбы. 6. Она хотела помочь семье и отцу. 7. Человек в наше время читает книгу по нужде.

Задания для СРО

1. Подготовьте презентацию на тему «Приемы предупреждения и преодоления коммуникативных промахов и неудач».

2. Найдите на Интернет-ресурсах видеофрагмент, содержащий пример коммуникативной неудачи. Выполните анализ по следующим вопросам:

1. Охарактеризуйте участников общения, сформулируйте их коммуникативные цели.

2. Как вы считаете, можно ли назвать удачным, успешным поведение говорящих в данной ситуации?

3. Удается ли им достичь результата? Если нет, то почему?

Обоснуйте свой ответ.

3. Понаблюдайте за речью ваших друзей и родных в течение недели, запишите речевые ошибки, которые вы услышали, проанализируйте их. Назовите наиболее частотные причины их возникновения. Проведите беседу с теми, кто допускал ошибки.

4. Поясните разницу в лексическом значении синонимов, используя толковые словари русского языка.

Меценат, спонсор, покровитель; посредник, брокер, маклер; договор, соглашение, контракт; реестр, список, опись, перечень; концерн, холдинг, корпорация; менеджер, управленец, руководитель; реализатор, распространитель, дистрибьютор; чек, облигация, акция.

 

 


ТЕМА 9. РЕЧЕВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ:


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.