Основные этапы работы над статьей — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Основные этапы работы над статьей

2017-11-27 4201
Основные этапы работы над статьей 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

1. Предварительный этап ( содержит ответы на вопросы: для чего пишется статья; что будет составлять содержание работы; к какому выводу необходимо подвести материал);

2. Определение темы, ее анализ, составление плана (тезисов). Размышление, обдумывание, решение проблемы.

3. Работа над первым вариантом статьи на основе плана (тезисов). Последовательное изложение мысли, доказательное рассуждение, правильный выбор слов и грамотное составление предложений.

4. Завершение работы, анализ текста, совершенствование, исправление. Критическая оценка результатов своей работы, поиск слабых мест, ошибок и их исправление.

Структура научной работы (статьи)

I. Вводная часть – обоснование темы, ее актуальность, главный тезис (основное научное положение).

II. Основная часть – аргументация, доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис. Раскрытие темы и способ изложения информации – индуктивно-дедуктивный или дедуктивно-индуктивный способ (по выбору).

III. Заключительная часть – выводы, подтверждающие или опровергающие выдвинутый тезис. Возможные варианты завершения: изложение основной мысли в виде тезисов, выводы, указание на актуальность и дальнейшее развитие проблемы.


ТЕМА 7. УЧЕБНО-НАУЧНАЯ КОММУНИКАЦИЯ:

УСТНОЕ НАУЧНОЕ СООБЩЕНИЕ

План занятия

Теоретический блок

· Особенности и жанры устной научной коммуникации

· Основные элементы структуры доклада

· Подготовка презентации д оклада, стиль и манера выступления

Практический блок:

· Обсуждение теоретического материала

· Практические задания

Задания для СРО

Список литературы

Халин С.М. Методика публичного выступления: Учебное пособие. 2-е изд., перераб. Тюмень: Тюменский гос. ун-т, 2006.

Зайдман, И. Н. Технология учебно-научной работы: учебно-методическое пособие / И. Н. Зайдман, О. А. Ефремова, М. А. Григорьева, А. С. Баранник. – Новосибирск, 2006.

Федосюк, М. Ю. Русский язык для студентов-нефилологов: учебное пособие / М. Ю. Федосюк, Т. А. Ладыженская, О. А. Михайлова. – М., 2000.

 

Теоретический блок

Устная научная речь – речь подготовленная, намеренно выстроенная и произнесенная с определенной целью. Она отличается от неподготовленной устной речи продуманностью, более четкой структурной организацией, систематизацией информации в сжатой, логичной форме. Цель устного научного сообщения – представить новую информацию, требующую осмысления и, обеспечив активное логическое мышление слушателей, убедить/ побудить их к действию: добиться усвоения новой информации, изменить их точку зрения на излагаемую проблему, принять точку зрения выступающего.

Одним из монологических жанров устного научного сообщения выступает доклад. Доклад – содержательно подготовленное, логически завершенное устное сообщение, как правило, опирающееся на написанную работу. По характеру предъявляемой информации доклады можно разделить на научно-проблемные (сообщается новая информация, результаты научного исследования, выдвигаются гипотезы, ставятся новые научные проблемы) и научно-реферативные (делается обобщение научных фактов, достижений).

Доклад обладает характерными чертами устной научной речи (ясность, краткость, точность), имеет определенную композицию, структуру, под которой понимается его построение, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему докладу как единому целому.

Основными элементами структуры доклада являются:

1. Введение, вступление (формулировка конкретной цели доклада или обзор главных вопросов темы доклада, если выступление достаточно продолжительно). Вступлением докладчик привлекает внимание слушателей и настраивает их на тему своего выступления.

2. Основная часть, в которой раскрываются главные пункты доклада, излагается основной материал, последовательно разъясняются выдвинутые идеи и положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам. Предмет доклада должен раскрываться конкретно и логично с достаточным количеством фактологических материалов и необходимых примеров.

3. Заключение, в котором подводятся итоги, формулируются выводы.

Примерное распределение времени:

- вступление и стержневая идея – 10-15%;

- основная часть – 60-65%;

- заключение – 20-30%.

Основное внимание при подготовке к докладу необходимо уделить следующим моментам:

- содержание доклада

- подготовка презентации

- стиль и манера выступления

- реакция на вопросы слушателей

- психологический настрой перед выступлением

Содержание доклада

Содержание научно-проблемного доклада может быть построено по следующей схеме:

1. Формулировка темы исследования

2. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему выбрана именно эта тема)

3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования, может уточнять ее)

4. Задачи исследования (конкретизируют цель работы)

5. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы; формулируется в том случае, если работа носит экспериментальный характер)

6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов)

7. Результаты исследования (краткое изложение новой информации, полученной исследователем в процессе наблюдения или эксперимента)

8. Выводы исследования (умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме; они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции).

Подготовка презентации

Содержание презентации должно соответствовать теме доклада.

Эффективность применения презентации зависит от четкости и продуманности ее структуры. Для построения презентации обычно используют классический принцип декомпозиции решения задачи – каждая сложная идея может быть представлена как система более простых идей. Основное правило для презентации: 1 слайд – 1 идея. Один ключевой момент можно разделить на несколько слайдов. Слайды нельзя перегружать ни текстом, ни картинками. Презентация предназначена для иллюстрирования теоретических положений (рисунок, график, фотография и т.д.) и пояснения положений, сложных для понимания (схема, алгоритм и т.д.), поэтому желательно избегать дословного «перепечатывания» текста доклада на слайды. Текстовое содержание презентации должно сопровождать определенные положения, озвученные докладчиком, но не повторять их слово в слово. Слова и связанные с ними образы в презентации обязательно должны быть согласованы во времени.

Презентация должна содержать заключительные слайды, в которых представлены заключение, выводы, итоги, список литературы.

Стиль и манера выступления

Вступление в докладе предназначено для определения темы и для установления контакта с аудиторией. Для поддержания внимания (во вступлении и в основной части) могут быть использованы риторические вопросы (Как бы вы отнеслись к предложению …? Не удивительно ли …?), обращение к слушателям с помощью местоимений 2 лица множественного числа (Как вы знаете…; вы понимаете, что…; вы могли заметить…), формы совместности действия, выраженные 1 лицом множественного числа (Мы рассмотрели …; Обратимся к …; Далее мы с вами перейдем к …).

Для привлечения внимания можно использовать следующие приемы:

5. Апелляция – ссылки на авторитет собеседников и известных для аудитории специалистов (теоретиков и практиков);

6. Провокация – вызов у слушателей реакции несогласия с излагаемой информацией (оценкой информации);

7. Речевые приказы – периодическое использование в речи выражений типа: «Обратите внимание…», «Представьте себе, что…».

8. Смена темпа и тональности - выделение громкостью голоса и более медленным темпом речи наиболее важные мысли и сложные проблемы;

9. Экспрессия – выбор формулировок, которые заметно отличаются от привычного стиля (яркие сравнения, меткие словосочетания).

В отличие от соответствующих письменных жанров, в докладе допускается употребление 1 лица единственного числа (Я буду говорить о...; Думаю, что…; Я приведу ряд примеров…; Процитирую…; Теперь я перехожу к). В докладе допускается повторение отдельных слов, словосочетаний, частей предложений (… этим же методом в эти же годы…), бессоюзные конструкции, глаголы в повелительном наклонении (отметьте, подумайте, обратите внимание, представьте себе), оценочные прилагательные, существительные и наречия (…возникло самостоятельное и сильное направление…; …поражает простота этой гипотезы…).

Доклад рассчитан на слуховое восприятие, поэтому большое значение имеет интонация, тон речи, логическое ударение, паузы, темп, громкость речи. Специалисты по ораторскому искусству советуют:

1) Выступайте в полной готовности – владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно;

2) Во время своего доклада стремитесь к свободному чтению, без постоянного заглядывания в текст;

3) Сохраняйте визуальный контакт со слушателями, контролируйте их реакцию;

4) Будьте уверены в себе, держитесь спокойно, доброжелательно, открыто;

5) Будьте готовы к диалогу со слушателями. На вопросы отвечайте четко, исчерпывающе, приводите конкретные факты.

Практический блок

Вопросы для обсуждения и закрепления

1. Что представляет собой доклад как жанр устного научного сообщения?

2. Из каких этапов складывается работа над докладом?

3. Какой может быть общая структура доклада?

4. Какие требования предъявляются к содержанию доклада?

5. Какие советы дают специалисты по ораторскому искусству докладчику?

6. Какова общая схема выступления?

 

Задание 1. Прочитайте следующие тексты. Определите и докажите, к какой форме (устной или письменной) они относятся? Сформулируйте сходство и различия устной и письменной формы коммуникации?

1. а) Мы за неделю провели 16 консультаций, а именно мы проконсультировали 10 клиентов пятого отделения и 6 консультаций седьмого отделения. Эти консультации проводились по плану работы. Отзывы о нашей работе были хорошие.

б) За отчетный период нами в соответствии с планом работы проведено 16 консультаций, в том числе 10 консультаций клиентов отделения №5, 6 консультаций клиентов отделения №7. Работа консультантов была оценена положительно.

 

Задание 2. Переведите фрагменты письменной речи (тезисы) в предложения для устного доклада.

1. Проективное пространство рассматривается как совокупность элементов трех родов: точек, прямых и плоскостей, между которыми установлено основное для проективной геометрии отношение инцидентности, характеризующееся надлежащими аксиомами. Они отличаются от соответствующих групп аксиом элементарной геометрии, тем, что требуют наличия общей точки каждых двух прямых, лежащих в одной плоскости, при этом на каждой прямой должно быть не менее трех различных точек.

2. Применение в логике математических методов становится возможным при формулировании суждений на точном языке. Точные языки имеют две стороны: синтаксис и семантику. Синтаксисом называется совокупность правил построения объектов языка (обычно называемых формулами). Семантикой называется совокупность соглашений, описывающих наше понимание формул (или некоторых из них) и позволяющих считать одни формулы верными, а другие – нет.

Задание 3. Вам предстоит четырехминутное выступление перед аудиторией (по теме, предложенной преподавателем). Смоделируйте ситуацию: определите, перед кем и где вы будете выступать. Как вы построите свою речь? Сформулируйте основной тезис. Подумайте, какие основные и дополнительные аргументы вам понадобятся, какой необходим иллюстративный материал для аргументации вашего тезиса. Составьте обобщенную логическую схему своего устного сообщения.

Задания для СРО

1.Учитываятребования к структуре и содержанию научной работы,напишите доклад по теме вашей курсовой работы.

2.Потренируйтесь в произнесении доклада. Для этого

1) выделите основные элементы структуры вашего доклада;

2) отметив в тексте обязательные и вариативные паузы интонационного членения, откорректируйте интонационный рисунок текста, при необходимости сократите или увеличьте длину фраз;

3) при повторном чтении вслушайтесь в ритмику текста и определите время его прочтения;

4) подумайте, какой наглядный материал может сопровождать ваше выступление, как его можно использовать;

5) подумайте, какие приемы привлечения внимания слушателей можно использовать, и включите их в текст;

6) представьте, какие вопросы могут возникнуть у слушателей, и сформулируйте ответы на них.

 


 


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.