Физкультурно-спортивных кадров — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Физкультурно-спортивных кадров

2017-11-27 638
Физкультурно-спортивных кадров 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Потребности в подготовке квалифицированных специалистов в области физического воспитания и спорта в нашей стране всегда были столь велики, что, несмотря на все трудности, еще в ходе Гражданской войны Советское правительство нашло возможность открыть институты физической культуры в Петербурге и Москве. Созданные вузы сумели не только приступить к подготовке высококвалифицированных специалистов, но и обеспечить научно-исследовательскую разработку ключевых организационных и методических проблем физического воспитания и спортивной подготовки. В настоящее время эти вузы приобрели статус университетов. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта Санкт-Петербурга и Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма осуществляют подготовку и повышение квалификации работников различных направлений в области физической культуры и спорта, научных и научно-педагогических работников, выполняют фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру научных дисциплин, являясь ведущими в отрасли научными и учебно-методическими центрами.

Дальнейшее развитие физкультурно-спортивного движения в стране и возросшая в связи с этим потребность в специалистах, остро поставили вопрос о необходимости создания целой системы подготовки физкультурно-спортивных кадров, начиная с семинаров и курсов, готовивших инструкторов-общественников, и кончая институтами физической культуры с аспирантурой, высшей школой тренеров и отделениями повышения квалификации специалистов с высшим физкультурным образованием. Постепенно открывались все новые физкультурные вузы, их филиалы, техникумы физической культуры, школы тренеров, факультеты физического воспитания в педагогических вузах и классических университетах.

Государственно-политические и социально-экономические преобразования начала 90-х гг. оказали существенное влияние на российское образование, в том числе и физкультурное, позволив реализовать идеи, связанные с академической автономностью высших учебных заведений, обеспечением многообразия видов образовательных учреждений и вариативностью образовательных программ, развитием многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», статус высшего учебного заведения в настоящее время определяется в зависимости от его вида, организационно-правовой формы, наличия или отсутствия государственной аккредитации. В Российской Федерации установлены следующие виды высших учебных заведений: университет, академия, институт.

Университет – высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей) из разных областей деятельности; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Академия – высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной из областей науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. Академия отличается от университета реализацией образовательных программ по более узкому спектру направлений подготовки и специальностей, как правило, для одной отрасли хозяйства.

Институт – высшее учебное заведение, которое: реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования. Для соответствия статусу «институт» учебному заведению достаточно вести обучение хотя бы по одной специальности и вести научную деятельность по собственному усмотрению.

Каждый вуз должен получить лицензию на право реализации определенных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования. Лицензия на ведение образовательной деятельности по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии.

Государственный статус «институт», «академия», «университет» присваивается только при прохождении государственной аккредитации и в обязательном порядке должен быть включен в наименование вуза. Свидетельство о государственной аккредитации устанавливает (подтверждает на очередной срок) статус высшего учебного заведения, перечень направлений подготовки (специальностей), которые прошли государственную аккредитацию и по которым высшее учебное заведение имеет право выдавать выпускникам соответствующие документы государственного образца об образовании. Выдавая вузу свидетельство об аккредитации и лицензировании образовательных программ, государство берет на себя ответственность за качество образования в данном учебном заведении. Только аккредитованные учебные заведения выдают выпускникам дипломы государственного образца, дающие право занимать штатные должности на государственной и бюджетной службе, поступать в аспирантуру. Несмотря на различия в статусе вузов, законодательство РФ не предусматривает каких-либо преимуществ или ограничений для выпускников аккредитованных институтов, академий или университетов.

В настоящее время физкультурно-спортивные кадры у нас в стране готовятся в 5 университетах, 5 академиях и 4 институтах физической культуры, имеющих 13 филиалов, которые осуществляют подготовку кадров по различным образовательным программам. Кроме того специалистов в области физической культуры и спорта готовят несколько десятков факультетов физического воспитания педагогических и иных вузов, а также в 19 средних специальных учебных заведений (педагогических колледжей и колледжей олимпийского резерва). В рамках этой системы функционирует 7 докторантур, 15 аспирантур, 11 диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций в области теории и методики физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. В настоящее время в системе федеральных образовательных учреждений Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (Минспорттуризма России) находятся 2 научно-исследовательских института физической культуры и 2 учреждения дополнительного профессионального образования.

В Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма имеется Высшая школа тренеров, в которой подготавливаются кадры для работы со сборными командами страны по видам спорта и командами высших игровых лиг. Во всех учебных заведениях высшего и среднего профессионального образования будущие специалисты получают базовые теоретические знания, методические и практические навыки работы в области физической культуры и спорта.

В высших учебных заведениях системы Минспорттуризма и их филиалах проходят обучение более 40 тыс. студентов, в том числе за счет средств федерального бюджета – свыше 25 тыс. человек. Ежегодно принимаются на учебу около 9 тыс. студентов, из них на очную форму обучения –около 5,5 тыс. человек. Общий конкурс при поступлении составляет 2–3 человека на место.

Учебный процесс обеспечивается высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом. Около 70% преподавателей имеют ученые степени кандидата и доктора наук, ученые звания профессора и доцента.

Система образовательных учреждений обеспечивает подготовку высококвалифицированных кадров для сферы физической культуры и спорта, в том числе научно-педагогических и научных, профессиональную переподготовку и повышение квалификации. Всоответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, в ходе учебного процесса по основным образовательным программам подготовки выпускников по направлению «Физическая культура» и другим направлениям подготовки все вузы должны обеспечивать обучение студентов по гуманитарным, социально-экономическим и естественнонаучным дисциплинам, а также циклу профессиональных дисциплин.

Особое значение в освоении приемов педагогической и научно-методической деятельности занимает профилированная (педагогическая) практика, где студенту приобретенные в учебном процессе знания, умения и навыки приходится применять в целостной профессиональной деятельности, характерной для работы в должности тренера, учителя физической культуры, организационно-управленческого или научного работника. Практика служит «полигоном» для интегрирования материала учебных дисциплин в целостное представление о профессии и для освоения навыков педагогической и научно-методической деятельности.

Важным разделом работы высших учебных заведений, учреждений дополнительного профессионального образования является профессиональная переподготовка и повышение квалификации работающих специалистов по физической культуре и спорту. Тренеры, преподаватели, организационно-управленческие работники и другие специалисты в области физической культуры и спорта на протяжении всей трудовой деятельности должны систематически повышать уровень своей профессиональной подготовленности на основе самостоятельного изучения новой методической литературы, участия в специально организованных методических занятиях или семинарах, стажировке в сборных командах и др., систематически (не реже 1 раза в 5 лет) проходить через организованную систему повышения квалификации (курсы повышения квалификации или профессиональной переподготовки). В настоящее время на таких курсах при высших учебных заведениях и учреждениях дополнительного профессионального образования ежегодно обучаются более 5 тыс. человек.

Образовательные учреждения физической культуры и спорта решают в своих регионах не только задачи по подготовке, повышению квалификации и профессиональной переподготовке кадров, но и выполняют роль центров научно-исследовательской, методической, а также массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы среди населения.

Современная российская система образования в сфере физической культуры и спорта вполне конкурентоспособна. Ее выпускники с успехом работают, как со спортивным резервом, так и в подготовке спортсменов высшего класса. Россия занимает одно из лидирующих мест в мировом спортивном движении. Достижения российских ученых в области физической культуры и спорта получили должное признание во всем мире.

Образование является одним из приоритетных национальных проектов Российской Федерации, в рамках которого планируется оказать значительную государственную поддержку образовательным учреждениям, внедряющим инновационные методы, средства и формы обучения, что будет содействовать интеграции Российской Федерации в европейское образовательное пространство.

 

24.2. Проблемы, существующие в системе подготовки кадров по физической культуре и спорту, и основные пути их преодоления

 

Следует отметить, что еще не все проблемы, связанные с подготовкой кадров для сферы физической культуры и спорта, в нашей стране решены полностью. Например, прогнозируемые изменения потребности в специалистах физической культуры, связанные с демографическими процессами, требуют совершенствование долгосрочного планирования подготовки кадров. В расчете на 10 тыс. жителей их обеспеченность составляет сегодня не более 13 работников при нормативе 26. Около 9 тыс. преподавателей и тренеров по физической культуре и спорту в основном по материальным причинам практически навсегда прекратили свою профессиональную деятельность. Вдвое сократилось количество инструкторов-методистов производственной гимнастики на предприятиях и в организациях. Ощущается недостаток специалистов для работы с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья, организаторов в сфере оздоровительной работы и туризма, учителей физической культуры в общеобразовательных школах, и особенно – в сельских малокомплектных школах. Не осуществляется подготовка специалистов по спортивной медицине.

Для реализации новых подходов в развитии профессионального образования в области физической культуры и спорта необходимы:

– апробация и внедрение новых образовательных профессиональных программ, педагогических и информационных технологий в учебный и исследовательский процессы, улучшение образовательного и научно-методического обеспечения;

– создание в учебных учреждениях высшего физкультурного образования кафедр и факультетов по подготовке спортивных врачей, специалистов физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, детьми младшего и среднего школьного возраста, с учащимися, отнесенными к специальным медицинским группам, людьми, имеющими хронические заболевания, инвалидами, пенсионерами;

– долгосрочное планирование объемов подготовки кадров по разным направлениям физической культуры и спорта со средним и высшим профессиональным образованием; расширение системы дополнительного профессионального образования;

– укрепление учебно-спортивной и материально-технической базы образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования;

– осуществление обмена опытом подготовки физкультурных кадров с зарубежными странами, включая стажировку лиц профессорско-преподавательского состава;

– разработка новых научно-исследовательских направлений в области физической культуры и спорта;

– разработка программы поэтапного перехода от финансирования научных учреждений отрасли к финансированию значимых научно-исследовательских проектов;

– обеспечение подготовки, переподготовки и стимулирования деятельности общественных организаторов и методистов физической культуры;

– разработка и внедрение системы сертификации работников сферы физической культуры и спорта, предусматривающей систематическое обязательное повышение их квалификации с последующей аттестацией;

– обобщение и распространение практического опыта работы («секретов мастерства») выдающихся спортсменов, тренеров-новаторов, преподавателей-исследователей, работающих с детьми и молодежью.

В целях формирования комплексного подхода к развитию системы образовательных учреждений в системе физической культуры и спорта в настоящее время разработана и реализуется перспективная Концепция развития образования. Среди основных задач и приоритетных программ, включенных в неё, необходимо отметить следующие:

– развитие современной системы непрерывного образования;

– повышение качества профессионального образования;

– адаптация системы образования в области физической культуры и спорта к основным направлениям модернизации профессионального образования в Российской Федерации: введение уровневой системы профессионального образования, системы зачетных единиц, единого государственного экзамена, модернизации перечня направлений подготовки и специальностей, практикоориентированной подготовки профессиональных кадров;

– повышение инвестиционной привлекательности сферы образования;

– формирование эффективного рынка образовательных услуг и переход на принципы подушного финансирования.

 

 

24.3. Вхождение отечественной системы подготовки


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.