Современная система спортивных школ — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Современная система спортивных школ

2017-11-27 3726
Современная система спортивных школ 5.00 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА

 

22.1. Определение и классификация спортивных резервов
в Российской Федерации на современном этапе

 

Развитие спорта и спортивного движения в нашей стране всегда рассматривалось как дело государственной важности. Перед системой спортивных школ стояли и стоят 2 основные задачи: воспитание здорового подрастающего поколения и подготовка резерва для большого спорта.

Понятие «спортивные резервы» в широком смысле слова неразрывно связано с социально обусловленными факторами, включающими всю совокупность достижений общества в деле воспитания молодежи, развития физической культуры и спорта, а также с демонстрацией высшего спортивного мастерства, завоеванием ведущих позиций на международной спортивной арене. В более узком понимании, «спортивные резервы» – это спортсмены, достигшие определенного, в соответствии с возрастом и поставленными задачами, уровня мастерства и охваченные современными организационно-методическими формами подготовки, обеспечивающими дальнейший рост спортивных результатов.

В настоящее время принята следующая классификация спортивных резервов.

Действующий резерв – контингент перспективных спортсменов высокого класса, являющихся кандидатами или членами сборных команд страны. Они должны соответствовать уровню требований мастеров спорта международного класса, успешно выступать на чемпионатах мира, Европы и других международных соревнований олимпийского цикла.

Ближайший резерв – контингент одаренных спортсменов, способных в течение олимпийского цикла пополнить число кандидатов в сборные команды страны. При определении ближайшего спортивного резерва учитывается комплекс показателей, определяющих дальнейший рост спортивных результатов, а также возможность успешного выступления на юношеских и юниорских первенствах мира, Европы, других международных и всероссийских соревнованиях. В характеристике ближайшего резерва учитываются возрастные требования к спортсменам, стажу тренировочной и соревновательной подготовки, соответствие модельным характеристикам подготовленности.

Потенциальный резерв – контингент юных спортсменов, занимающихся тем или иным видом спорта в физкультурно-спортивных организациях и образовательные учреждениях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта.

К физкультурно-спортивным организациям, осуществляющим подготовку спортивных резервов, относятся федеральные и региональные центры спортивной подготовки и иные организации, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта (ФСО, спортивные клубы). К образовательным учреждениям относятся учреждения дополнительного образования детей, осуществляющие деятельность в области физической культуры и спорта (ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР и др.), и учреждения среднего профессионального образования (колледжи олимпийского резерва), осуществляющие учебно-тренировочный процесс, в том числе подготовку спортивного резерва и подготовку спортсменов высокого класса.

Современная подготовка спортивных резервов ведется на основе научно-методических положений, разработанных отечественными специалистами. Основные методические положения, внесшие положительный вклад в совершенствование организационно-методических основ подготовки юных спортсменов, предусматривают: преемственность задач, средств и методов занятий с детьми, подростками, юношами, юниорами и взрослыми, неуклонный рост объема средств общей и специальной подготовки при соблюдении оптимального их соотношения на разных квалификационно-возрастных этапах, должную взаимосвязь объема и интенсивности тренировочных нагрузок, строгое соблюдение принципа постепенности в процессе многолетней тренировки. Эти положения составляют основу программно-методических документов, регламентирующих работу спортивных школ различного типа.

К основным программно-методическим документам, регламентирующим работу спортивных школ, относятся: Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации, Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей, Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «Об образовании», типовые образовательные программы по видам спорта для спортивных школ и училищ олимпийского резерва, Единая всероссийская спортивная классификация и правила соревнований по видам спорта (где, в частности, оговаривается использование того или иного инвентаря в зависимости от возраста занимающихся). Эти и ряд других документов определяют нормативно-правовые, организационно-управленческие, научно-методические и материально-технические стороны работы спортивных школ.

Наряду с этим, к программно-методическим документам следует отнести, разработанную федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта Стратегию развития физической культуры и спорта до 2020 г.

Спортивным школам рекомендовано организовывать образовательный и учебно-воспитательный процесс в соответствии с типовыми учебно-тренировочными программами подготовки спортсменов по различным видам спорта, ориентированными на реализацию научно обоснованной системы многолетней спортивной подготовки, обеспечивающей преемственность задач, средств и методов, организационных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп. Типовые учебно-тренировочные программы разрабатываются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность физкультурно-спортивных организаций, и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кроме того, к методическим вопросам работы спортивных школ относятся: порядок комплектования контингента учащихся, организация учебно-тренировочного процесса, регламентация режимов учебно-тренировочной работы и набора в группы, планирование подготовки спортивных резервов и другие. Вопросы, связанные с открытием школ и руководством ими, подбором и расстановкой кадров, ведением документальной отчетности, являются организационными вопросами.

 

22.2. Организационная структура подготовки

Спортивных резервов

Организационная структура отечественного спортивного движения включает в себя государственные и общественные спортивные организации, которые на федеральном, территориальном и местном уровнях осуществляют управление подготовкой спортивных резервов. К таким организациям относятся: Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и система территориальных комитетов по физической культуре и спорту; специализированные подразделения отдельных отраслевых министерств; Олимпийский комитет России; всероссийские и территориальные федерации по видам спорта; физкультурно-спортивные общества и спортивные клубы. Непосредственная подготовка спортивных резервов ведется в подведомственных им учреждениях, к которым относятся ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР, КОР, специализированные спортивные классы общеобразовательных школ, ШВСМ, МЦОП.

ДЮКФП (детско-юношеские клубы физической подготовки) открываются на базе общеобразовательных школ, в системе профессионально-технического образования, по месту жительства и в других детско-юношеского учреждениях для проведения спортивно-оздоровительной работы с детьми в возрасте 6-17 лет.

ДЮСШ (детско-юношеские спортивные школы) открываются в системе органов управления физической культурой и спортом, а также органов народного образования, в системе профессионально-технического образования, в структуре ФСО, при спортивных клубах, учебных заведениях и при других физкультурно-спортивных организациях для проведения учебно-тренировочной работы с детьми и подростками. Спортивные школы создаются в целях реализации программ дополнительного образования детей. ДЮСШ могут быть как комплексными (проводящими работу по нескольким видам спорта), так и ориентированными на какой-то один вид спорта. Структурные подразделения спортивной школы рекомендуется создавать в виде отделений по виду (видам) спорта или этапу подготовки.

Необходимо отметить, что с 2000 г. в системе спортивных школ стали активно создаваться различные учреждения дополнительного образования для инвалидов. В спортивных школах разного уровня открываются отделения или отдельные группы, в которых занимаются лица с ограниченными возможностями. Создают детско-юношеские спортивно-адаптивные школы, адаптивные детско-юношеские клубы физической подготовки.

Количество учебных групп (секций) в отделении, а также количество специалистов (тренеров-преподавателей, хореографов, концертмейстеров и других), привлекаемых спортивной школой для работы с обучающимися, определяется учреждением исходя из утвержденной учредителем сметы доходов и расходов. Обязательными условиями для открытия спортивных школ является наличие собственной или арендуемой спортивной базы для проведения учебно-тренировочного процесса, административных и вспомогательно-хозяйственных помещений, обеспеченность финансированием, руководящими и тренерскими кадрами.

СДЮШОР (специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва) создаются на базе существующих ДЮСШ, в которых администрация и тренерско-преподавательские кадры достигли высокого уровня работы по подготовке квалифицированных спортсменов. Обоснованием открытия спортивной школы в виде СДЮШОР, как правило, является необходимость обеспечения целенаправленной подготовки спортивного резерва для сборных команд (команд по игровым видам спорта) муниципального образования или субъекта Российской Федерации по олимпийским видам спорта. Рекомендуемыми условиями функционирования СДЮШОР являются:

– наличие образовательных программ спортивной подготовки повышенного уровня (спортивное совершенствование и высшее спортивное мастерство), в том числе экспериментальных и авторских;

– наличие высококвалифицированных тренерских кадров, обеспечивающих реализацию данных образовательных программ;

– наличие региональной системы соревнований по культивируемому (олимпийскому) виду спорта (дисциплине), позволяющей выполнять юным спортсменам установленные нормативные требования по видам спорта;

– традиционность и популярность данного вида спорта в регионе;

– наличие в регионе спортивных клубов, команд мастеров, ШВСМ или центров спортивной подготовки, в которых обучающиеся СДЮШОР могли бы продолжить спортивную деятельность.

СДЮШОР так же, как и ДЮСШ, могут иметь одно или несколько отделений по смежным видам спорта. Поэтому слово «специализированная» нельзя относить к понятию профиля школы (то есть школа по легкой атлетике, школа по плаванию, и т.д.). Имеется в виду, что в специализированных школах, в отличие от ДЮСШ, ведется большая работа по подготовке спортсменов высокого класса для пополнения сборных команд по олимпийским видам спорта, что является основным показателем их деятельности.

После окончания олимпийского цикла сеть СДЮШОР должна переаттестовываться с учетом итогов работы и вклада каждой школы в подготовку спортсменов высокого класса. В СДЮШОР предусмотрена повышенная (по сравнению с ДЮСШ) оплата труда тренеров-преподавателей и руководящих работников.

В отличие от более ранних инструктивных документов, фиксировавших должные возрастные параметры спортсменов на всех этапах многолетней подготовки, действующие документы, регламентирующие деятельность ДЮСШ и СДЮШОР, устанавливают лишь рекомендуемый минимальный возраст зачисления учащихся в отделения по видам спорта. Возраст, в котором дети начинают заниматься в группах начальной подготовки, во многом зависит от вида спорта: 6 лет – гимнастика спортивная (девочки), гимнастика художественная, фигурное катание; 7 лет – акробатика, воднолыжный спорт, гимнастика спортивная (мальчики), настольный теннис, плавание, теннис, ушу, фристайл, шахматы, шашки; 8 лет – бадминтон, баскетбол, горнолыжный спорт, спортивное ориентирование, футбол; 9 лет – бейсбол, биатлон, водное поло, волейбол, гандбол, конькобежный спорт, легкая атлетика, лыжные гонки, лыжное двоеборье, парусный спорт, прыжки на лыжах, регби, хоккей на траве, хоккей с мячом, хоккей с шайбой, шорт-трек; 10 лет – атлетизм, бильярдный спорт, бокс, велоспорт, вольная борьба, гиревой спорт, гребля академическая, гребля на байдарках и каноэ, дзюдо, каратэ-до, кекусинкай, кикбоксинг, классическая борьба, самбо, санный спорт, скалолазание, современное пятиборье, стрельба пулевая, тхэквондо, триатлон, тяжелая атлетика (юноши), фехтование; 11 лет – конный спорт, стрельба из лука, стрельба стендовая; 13 лет – тяжелая атлетика (девушки).

При соблюдении организационно-методических и медицинских требований спортивная школа может осуществлять набор детей более раннего возраста (начиная с 4 лет). Решение о проведении занятий с детьми дошкольного возраста принимает орган исполнительной власти, орган местного самоуправления, в ведомственном подчинении которого находится учреждение, при наличии разрешения органов здравоохранения и желания родителей.

Условиями данного набора является:

– наличие письменного заявления одного из родителей ребенка;

– наличие образовательной программы, в которой изложена методика физического воспитания детей раннего возраста;

– наличие у тренера-преподавателя, привлеченного к работе с детьми раннего возраста, квалификационной категории или свидетельства о прохождении специальных курсов повышения квалификации.

Рекомендуемый максимальный возраст обучающихся в спортивной школе – 18 лет (для учащейся молодежи – 21 год).

Инструктивными документами определено, что ДЮСШ и СДЮШОР обладают правами юридического лица. На базе ведущих ДЮСШ и СДЮШОР могут создаваться республиканские, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга спортивные школы, на которые дополнительно возлагаются обязанности организационно-методического руководства деятельностью других спортивных школ, а также проведение спортивно-массовых мероприятий на соответствующей территории.

В последние годы значительно усложнились требования к организации подготовки квалифицированных спортсменов. Это привело к поиску новых, более эффективных форм работы спортивных школ.

Еще в 1971 г. в нашей стране начали работу первые общеобразовательные школы-интернаты спортивного профиля (ОШИСП), созданные по примеру бывшей ГДР. В условиях школы-интерната дети находились круглосуточно на полном обеспечении. Условия компактного проживания юных спортсменов и возможности более рациональной организации учебы, быта, тренировки и восстановительных мероприятий позволяли повысить эффективность подготовки спортивного резерва.

Сеть ОШИСП постоянно расширялась, они укреплялись наиболее квалифицированными тренерскими кадрами. Создавались ОШИСП, как правило, в крупных спортивных центрах (чаще всего – областных), при наличии современной материальной базы. Кадровый вопрос помогала решать и весьма выгодная система начисления заработной платы тренерам-преподавателям ОШИСП при условии совмещения тренерской и воспитательной работы.

В 1989–1990 гг. все ОШИСП преобразованы в училища олимпийского резерва (УОР), а с 2009 г. УОР, в свою очередь, преобразованы в колледжи олимпийского резерва (КОР) с сохранением прежней структуры, но с некоторым изменением состава решаемых задач. Под крышей КОР теперь объединились спортивная школа и учебное заведение среднего профессионального образования, где помимо подготовки спортивной смены осуществляют подготовку физкультурно-спортивных кадров среднего звена (тренеров по спорту, учителей физического воспитания). В стенах колледжа олимпийского резерва для сильнейших спортсменов (начиная от юношей и девушек старшей возрастной группы до юниорского возраста) создаются оптимальные условия спортивной подготовки и получения профессии.

Колледжи олимпийского резерва имеют возможность самостоятельно определять формы и методы организации учебной, учебно-тренировочной и воспитательной работы, сроки начала занятий и проведения каникул, вводить экстернат по определенным предметам, организовывать группы с углубленной программой по специальным дисциплинам. Кроме работы со своими учащимися, в колледже имеют возможность организовывать учебно-тренировочные сборы с переменным составом спортсменов-кандидатов на поступление в колледж общим сроком до 60 дней в году. Учащиеся КОР бесплатно обеспечиваются общежитием, питанием, учебниками, табельной спортивной формой, а также средствами восстановления.

Для осуществления спортивной подготовки к работе с учащимися привлекается высококвалифицированный тренерский состав. Для обеспечения учебного процесса в период проведения учебно-тренировочных сборов руководство колледжа может направлять в места их проведения преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин. Такая форма организации занятий позволила подготовить многих выдающихся спортсменов (чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр).

Начиная с 1974 г., получили развитие специализированные классы по видам спорта, с продленным днем обучения и организацией углубленного учебно-тренировочного процесса. Они являются совместной формой работы спортивных школ и общеобразовательных учреждений (учреждений начального и среднего профессионального образования) с целью обеспечения условий для рационального сочетания обучения с углубленным учебно-тренировочным процессом. Специализированные классы открываются в образовательных учреждениях по договору со спортивной школой и согласованию с учредителями при условии финансового обеспечения, наличия собственной или арендуемой спортивной базы. Специализированные классы рекомендуется комплектовать из числа наиболее перспективных в спортивном отношении обучающихся, имеющих предварительную спортивную подготовку не менее 1 года.

Режим учебного дня, расписание занятий и учебно-тренировочный процесс для специализированных классов устанавливаются администрацией образовательного учреждения совместно с администрацией спортивной школы. Учебно-тренировочные занятия для обучающихся специализированных классов рекомендуется проводить не реже 2 раз в день (не менее 10 раз в неделю). При проведении двухразовых учебно-тренировочных занятий первые уроки (занятия) по общеобразовательным предметам рекомендуется отодвигать на более позднее время.

Учащихся специализированных классов, не выполнивших требования по уровню спортивной подготовки, рекомендуется переводить в другие классы данного образовательного учреждения или в другое образовательное учреждение только по окончании учебного года.

Оплата труда тренеров-преподавателей и других специалистов спортивного профиля, осуществляющих работу с учащимися специализированных классов, как правило, производится за счет спортивной школы, им может быть установлена доплата за счет собственных или привлеченных средств общеобразовательного учреждения.

По замыслу, преимущество этой формы заключается в создании прочного контакта между учителями и тренерами, а также в сохранении постоянной связи детей с семьей. Однако практика показывает, что добиться такого прочного контакта участвующих сторон удается, к сожалению, далеко не везде. Объединенными усилиями учителей, тренеров и родителей можно добиться многого, если помнить об идее формирования спецклассов – создании условий для подготовки высококвалифицированных спортсменов.

ШВСМ (школы высшего спортивного мастерства) создаются при городских, областных, краевых и республиканских комитетах по физической культуре и спорту. Они осуществляют работу со спортсменами – кандидатами в члены или членами сборной команды России и комплектуются из числа лучших выпускников ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, секций спортивных организаций. ШВСМ ведут работу по принципу межведомственного организационно-методического и учебно-тренировочного центра подготовки кандидатов в сборные команды страны. Тренеры ШВСМ работают со спортсменами постоянного (регулярно тренирующимися под их руководством) и переменного (привлекаемыми на время учебно-тренировочных сборов и соревнований и постоянно занимающимися под руководством тренеров, не работающих в штате ШВСМ) составов. Тренеры-преподаватели ШВСМ призваны оказывать методическую помощь тренерам ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ФСО и ведомственных физкультурных организаций в их практической работе.

МЦОП (межведомственные центры олимпийской подготовки) являются учебно-тренировочными, спортивно-методическими подразделениями региональных федераций по видам спорта. Они формируются на базе учащихся СДЮШОР, КОР, ШВСМ и функционируют в режиме постоянно действующего сбора с переменным составом спортсменов, к работе с которыми привлекаются их личные тренеры или сильнейшие тренеры соответствующих регионов. К задачами МЦОП относится: подготовка спортсменов, способных в течение олимпийского цикла войти в состав сборной команды страны и достичь уровня результатов международного класса; организация для сильнейших спортсменов региона централизованной подготовки, профилактических и восстановительных мероприятий, углубленных медико-биологических обследований; разработка единой организационной концепции отбора и многолетней подготовки спортсменов региона, координация планирования и управления подготовкой спортивных резервов по виду спорта; организация работы по повышению профессиональной квалификации тренерско-преподавательских кадров путем проведения стажировки и открытых занятий.

В соответствии с научно-обоснованными этапами многолетней подготовки (предварительной подготовки, начальной специализации, углубленной тренировки, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства) учебно-тренировочный процесс с учащимися спортивных школ подразделяется на несколько этапов: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный, спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства. В настоящее время эти этапы законодательно закреплены в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». Каждый этап обучения является звеном в общей системе многолетней подготовки спортсмена, имеет конкретные задачи, связан с определенным возрастом и квалификацией занимающихся, а также с решаемыми задачами в конкретной спортивной школе того или иного типа.

В спортивных школах разного типа, согласно Положению о них, открываются группы для занятий с определенным контингентом:

ДЮКФП – спортивно-оздоровительной и начальной подготовки, (при наличии условий и возможностей по решению учредителей дополнительно могут быть открыты учебно-тренировочные группы);

ДЮСШ – начальной подготовки и учебно-тренировочные (при наличии условий и возможностей возможно открытие дополнительно групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства);

СДЮШОР – учебно-тренировочные, спортивного совершенствования (открытие групп начальной подготовки и высшего спортивного мастерства рекомендуется при наличии условий и возможностей);

ШВСМ, КОР, МЦОП – спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства (учебно-тренировочные группы рекомендуется открывать при наличии условий и возможностей).

Разделение контингента учащихся на группы не является условным, а обусловливает целенаправленность и законченность курса обучения на определенном этапе подготовки. Для всех групп предусматривается система отбора, перевода и выпуска учащихся.

В принятых в настоящее время «Методических рекомендациях по организации деятельности спортивных школ в Российской Федерации» (от 12.12. 2006 г.) определены следующие условия зачисления в спортивную школу и перевода занимающихся на последующие годы обучения:

– на спортивно-оздоровительной этап подготовки зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний, а также те, кто уже занимается спортом, но не имеет по каким-либо причинам возможности продолжить занятия на других этапах подготовки;

– на этап начальной подготовки зачисляются лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний; при невозможности зачисления в группы начальной подготовки всех желающих отбор рекомендуется производить по результатам сдачи контрольных нормативов, причем порядок проведения отбора устанавливается учреждением и доводится до сведения общественности (продолжительность этапа – 1–3 года);

– на учебно-тренировочный этап подготовки зачисляются на конкурсной основе только здоровые и практически здоровые спортсмены, прошедшие не менее 1 года занятий, при выполнении ими требований по общей и специальной подготовленности; перевод по годам обучения происходит при условии положительной динамики общей и специальной физической подготовленности и спортивных результатов в соответствии с требованиями образовательных программ (продолжительность этапа – 4–5 лет);

– на этап спортивного совершенствования зачисляются спортсмены, выполнившие норматив кандидата в мастера спорта (по игровым видам спорта – первый спортивный разряд); перевод по годам обучения осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей (продолжительность этапа – 3 года);

– на этап высшего спортивного мастерства зачисляются перспективные спортсмены, вошедшие в основной или резервный составы сборной команды субъекта Российской Федерации и выполнившие (подтвердившие) норматив мастера спорта и мастера спорта международного класса (возраст спортсмена не ограничивается, если его результаты стабильны и соответствуют требованиям этого этапа).

Перевод обучающихся в группу следующего года обучения или этапа спортивной подготовки рекомендуется проводить по результатам сдачи контрольно-переводных нормативов, принимаемых комиссией по виду спорта утвержденной органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведомственном подчинении которого находится учреждение. Учащимся, не выполнившим предъявляемые требования, рекомендуется предоставлять возможность продолжить обучение повторно на том же этапе или в спортивно-оздоровительных группах.

 

22.3. Организация учебно-тренировочного процесса
в спортивных школах

Спортивная школа организует работу с обучающимися в течение календарного года. Начало и окончание учебного года зависит от специфики вида спорта, календаря спортивных соревнований, периодизации спортивной подготовки и устанавливается администрацией. В каникулярное время спортивные школы могут открывать в установленном порядке спортивные, спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или дневным пребыванием.

Учебно-тренировочные занятия в отделениях по видам спорта спортивной школы проводятся в соответствии с годовым учебным планом, рассчитанным на 46 рабочих недель, – непосредственно в условиях спортивной школы, а также дополнительно 6 недель – в условиях оздоровительного лагеря спортивного профиля и (или) по индивидуальным планам обучающихся на период их активного отдыха.

Основными формами учебно-тренировочного процесса являются: групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия, работа по индивидуальным планам (на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства), медико-восстановительные мероприятия, тестирование и медицинский контроль, участие в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, инструкторская и судейская практика учащихся.

Подготовка спортсменов по различным видам спорта в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и других организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта, проводится в соответствии с учебно-тренировочными программами. Организация учебно-тренировочной деятельности без использования учебно-тренировочных программ подготовки спортсменов не допускается.

Программы подготовки спортсменов разрабатываются тренерами-преподавателями спортивных школ на основе типовых учебно-тренировочных программ и других программно-методических документов и утверждаются на тренерских советах отделений, а также директором спортивной школы.

Расписание занятий (тренировок) составляется администрацией спортивной школы по представлению тренера-преподавателя в целях установления наиболее благоприятного режима тренировок, отдыха занимающихся, обучения их в общеобразовательных и других учреждениях.

Среди инструментов организационно-методического управления важная роль принадлежит разработке и обоснованию основных направлений деятельности, которые должны быть представлены в документации по планированию и учету работы спортивной школы.

Основным документом, регламентирующим работу спортивной школы в течение учебного года, является годовой план спортивной школы, утверждаемый вышестоящей организацией. Он включает: задачи на учебный год; разделы организационной, учебной, спортивно-массовой, воспитательной и агитационной, финансово-хозяйственной работы; порядок медицинского обеспечения учащихся; порядок повышения квалификации кадров; задачи в работе с родителями и общеобразовательной школой.

Раздел учебной работы должен включать в себя расчет количественного состава занимающихся, попадающих по уровню мастерства и стажу занятий на те или иные этапы подготовки в текущем учебном году, распределение нагрузки тренерам и уточнение списочного состава их групп, утверждение программ подготовки спортсменов, расписание занятий, график участия в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах, и т.д.

В разделе воспитательной и агитационной работы планируются беседы и диспуты на морально-этические темы, встречи с победителями и призерами крупнейших международных и всероссийских соревнований, проведение с ними совместных тренировочных занятий, показательные выступления учащихся в спортивных и общеобразовательных школах, проведение открытых первенств данной спортивной школы с приглашением спортсменов из других спортивных школ региона, и т.д. В числе других особого внимания заслуживает направление, которое связано с поддержанием контактов с выпускниками спортивной школы.

Эффективность управления подготовкой юных спортсменов во многом определяется профессиональной подготовленностью тренерско-преподавательского состава. Поэтому работа по повышению квалификации тренеров является весьма существенным звеном в деятельности спортивных школ. Она осуществляется в основном через проведение открытых тренировочных занятий и методическую учебу. Опыт работы многих школ показывает, что одной из действенных форм повышения знаний являются ежемесячные методические занятий с докладами тренеров по запланированной на год тематике. После обсуждения и внесения корректив тренер готовит реферат, который хранится в методическом кабинете. Такой подход дает возможность в сравнительно короткий срок накопить ценный материал, включающий в себя не только современную научно-методическую информацию, но и опыт работы самих тренеров. Другой формой повышения знаний является все шире практикуемая в настоящее время стажировка на занятиях ведущих специалистов на учебно-тренировочных сборах и в спортивно-оздоровительных лагерях.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.065 с.