Швартовное, буксирное и сцепное устройства — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Швартовное, буксирное и сцепное устройства

2017-11-17 1783
Швартовное, буксирное и сцепное устройства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Швартовное устройство предназначено для закрепления судна у причала, другого судна или стенки шлюза. К основным элементам его относятся: швартовные канаты, кнехты, вьюшки, киповые планки, кранцы, швартовные механизмы. Они располагаются на баке, юте и на главной палубе средней части судна.

Кнехт — конструкция, установленная на палубе судна, предназначенная для закрепления каната. В зависимости от способа изготовления (см. рис. 3.8) кнехты подразделяют на литые и сварные, по материалу — на стальные и чугунные, по конструкции — на прямые и крестовые. Наибольшее распространение на судах находят чугунные прямые кнехты, которые крепят болтами к металлическому фундаменту, приваренному к палубе.

       
 
а)
 
б)


 

Рис. 3.8. Кнехты:

а – прямой сварной кнехт, б – крестовый литой кнехт

 

Чтобы задать направление и ограничить перемещение швартовного каната, его пропускают через швартовные клюзы и киповые планки.

 

  б)
а)

 

Рис. 3.9. Киповые планки:

а – без роульсов; б – с роульсами

 

Киповыми планками называют специальные устройства, служащие для изменения направления канатов и ограничения их перемещения. Их изготовляют литыми или сварными, без роульсов (см. рис. 3.9, а) или с роульсами (см. рис. 3.9, б). Устанавливают киповые планки у борта к носу или корме от кнехта.

Швартовные клюзы применяютпри наличии на судне фальшборта. Они представляют собой вырезы в фальшборте, окантованные специальным профилем для усиления прочности и предохранения швартовных канатов от перетирания. Обычно швартовные клюзы делают стальными, приваривая их к фальшборту, а на некоторых судах их изготовляют с роульсами.

Швартовные вьюшки используют для хранения стальных швартовных канатов по-походному и устанавливают вблизи швартовных кнехтов. Они имеют ножной тормоз для обеспечения равномерного стравливания швартовного каната.

Швартовные механизмы используют на судах внутреннего плавания для выбирания швартовных канатов. К ним относятся брашпили и шпили, имеющие швартовные барабаны, а также швартовные лебедки.

Отбойные устройства служат для предохранения корпуса и частичного гашения сил, воспринимаемых корпусом при швартовке, кантовке судов и в других случаях. В отбойное устройство входят: отбойные (привальные) брусья, швартовные кранцы и другие детали.

Швартовные кранцы применяют для смягчения ударов корпуса судна о причал или о борт другого судна во время швартовки (см. рис. 3.10). Они обладают хорошими амортизационными качествами.

Привальные брусья по роду материала, применяемого для их изготовления, разделяются на металлические жесткие, деревянные полужесткие и резиновые мягкие. Привальные брусья (см. рис. 3.11) по высоте борта судна располагают в один или два ряда.

 

 

Рис. 3.10. Пружинный механический кранец:

1 – вулканизированная резина; 2 – ось кранца; 3 – шайба; 4 – ось;

5 – амортизатор пружинный; – смещение кранца при ударе

 

Буксирное устройство предусматривается на всех самоходных и несамоходных судах. Транспортные суда имеют общее буксирное устройство, состоящее из кнехтов, установленных таким образом, чтобы можно было взять на буксир другое судно или самому быть буксируемым.

 

 

а)

б)

 

Рис. 3.11. Конструкция привального бруса:

а – металлического; б – деревянного

 

 

Буксирное устройство буксиров и буксиров-толкачей более развито в связи с потребностью противостоять значительным тяговым усилиям (см. рис. 3.12).

Его основные части: буксирный канат, гак, буксирная лебедка, арки. Буксирный канат закрепляется либо на гаке, либо на лебедке. Лебедки выполняются с электрическим или гидравлическим приводом. Арки устанавливаются в кормовой части буксира и служат для защиты людей и механизмов от повреждения канатом при его ослаблении.

Основная особенность буксиров-толкачей состоит в наличии сцепного устройства, которое служит для соединения судов при вождении способом "толкания". На буксирах-толкачах такое устройство размещается в носовой оконечности корпуса судна. Конструктивно сцепка буксира-толкача с составом барж может осуществляться с помощью канатов или автоматическим сцепным устройством (автосцепом). При использовании канатов их натяжение создается натяжными станциями. Автосцепы представляют собой специальные замковые устройства, которые позволяют автоматически соединять суда при их соприкосновении. На судах внутреннего плавания применяются однозамковые и двухзамковые торцевые автосцепы.

 
 
6


5
4
 
1
3

 

Рис. 3.12. Буксирное устройство:

1 – канат буксирный; 2 – арки буксирные; 3 – арка ограничительная;

4 – буксирный гак; 5 – канатоукладчик; 6 – буксирная лебедка

 

В европейской части нашей страны преимущественное распространение получали однозамковые автосцепы клешневого типа. Однозамковый автосцеп (см. рис. 3.13) состоит из: сцепного замка 1, размещаемого в носовой части толкача в диаметральной плоскости; вертикальной сцепной балки 3; носовых вертикальных упоров 2; упорных площадок 4. Автосцеп позволяет соединить толкач с баржей без затрат ручного труда.

 

 

Рис. 3.13. Однозамковый автосцеп

 

На реках Сибири и Дальнего Востока нашел широкое распространение универсальный двухзамковый автосцеп (УДР). Он включает два крючкообразных замка, расположенных по бортам на носовой оконечности толкача, и горизонтальную штангу, закрепленную на кормовой оконечности баржи. Каждый замок перемещается по вертикали в коробчатой направляющей, которая одновременно играет роль упора. Перед автосцепкой замки фиксируются в верхнем положении; после соприкосновения толкача и баржи замок опускается по направляющей и зацепляется за штангу.

На боковых и малых реках со значительным искривлением судового хода соединение в кильватер баржи с баржой или самоходного грузового судна с грузовой приставкой нередко выполняется в виде сцепа с изгибающим устройством. Управление изгибающим устройством ведется из рулевой рубки.

 


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.