Значение психогенетических данных для решения фундаментальных проблем психологии — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Значение психогенетических данных для решения фундаментальных проблем психологии

2017-11-17 635
Значение психогенетических данных для решения фундаментальных проблем психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

 

Схема №1

Актуальность психогенетических данных для решения проблем общей, дифференциальной и возрастной психологии

Схема №2


Таблица 1

Агрессивность в структуре различных синдромов, вызванных хромосомными аномалиями

Синдром Проявление агрессивности Некоторые другие типичные нарушения
     
     
     
     
     
     
     

Использование знаний психогенетики в педагогическом процессе

Схема №3

 

 

Таблица 2

Медико-генетическое консультирование

Параметр анализа Характеристика
Определение медико-генетического консультирования    
Цель генетической консультации    
Задачи медико-генетического консультирования    
Этапы составления генетического прогноза    
Показания для направления семьи в медико-генетическую консультацию    
Факторы точности прогноза    
Трудности морально-этического характера    

Задачи

Задача 1.

По данным анамнеза мать здорова и происходит из благополучной по одной из форм ихтиоза (X-сцепленный рецессивный тип наследования) семьи, а отец
— болен этой формой ихтиоза. Дочь этих родителей выходит замуж за здорового юношу. Определите степень генетического риска рождения больного данной формой ихтиоза ребенка в этой молодой семье. Какие методы пренатальной диагностики могут быть использованы для обнаружения данного заболевания у плода? Какие рекомендации должен дать врач-генетик?

Задача 2.

Проанализируйте родословную:

Определите тип наследования. Какова вероятность рождения больного ребенка, если больная девушка (IV, 1) выйдет замуж за гетерозиготного юношу? Какие методы пренатальной диагностики можно применить для определения наследственной патологии у ребенка? Какие рекомендации должен дать врач-генетик?

Задача 3.

Здоровые муж и жена (двоюродные сибсы) имеют больную атаксией Фридрейха (прогрессирующее расстройство координации движении) дочь. Мать мужа и отец жены, родные сибсы, здоровы. Общий дядя супругов здоров. Их общая бабка была здорова, а дед страдал атаксией. Все родственники со стороны отца мужа, в том числе 2 дяди, двоюродная сестра, дед и бабка здоровы. Все родственники со стороны матери жены здоровы.

Составьте родословную. Определите:

· а) тип наследования и генотипы лиц родословной;

· б) вероятность рождения больного ребенка в семье,если больная дочь выйдет замуж за здорового юношу, отец которого болел атаксией Фридрейха;

· в) что в этом случае должен посоветовать врач-генетик?

Задача 4.

Пробанд — здоровая женщина. Ее сестра здорова, а два брата страдают дальтонизмом. Мать и отец пробанда здоровы. Четыре сестры матери пробанда здоровы, их мужья здоровы. О двоюродных сибсах со стороны матери пробанда известно: в одной семье один больной брат, две сестры и брат здоровы; в двух других семьях — по одному больному брату и по одной здоровой сестре; в 4-й семье — одна здоровая сестра. Бабушка пробанда со стороны матери здорова, дед страдал дальтонизмом. Со стороны
отца пробанда больных дальтонизмом не отмечено.

Составьте родословную. Определите:

· а) тип наследования этой патологии и, по возможности, генотипы лиц родословной;

· б) вероятность рождения у пробанда больных дальтонизмом детей при условии, что она выйдет замуж за здорового мужчину;

· в) какой совет должен дать пробанду врач-генетик?

Задача 5.

У человека описана аномалия — наличие перепонки между пальцами ног. От брака между женщиной с нормальными пальцами ног и мужчиной, имевшим перепонку, родилось трое детей: дочь была нормальной, а сыновья обладали этой аномалией. Один из сыновей в браке с нормальной женщиной имел 6 дочерей с нормальными пальцами и 4 сына с аномалией.

Составьте родословную и определите:

· а) тип наследования;

· б) вероятность рождения ребенка с аномалией, если внук женится на женщине с нормальными пальцами ног;

· в) какие существуют методы пренатальной диагностики этого дефекта?

Задача 6.

Пробанд — больной миопатией Дюшенна (атрофия скелетной мускулатуры) мальчик. По данным собранного у родителей анамнеза, сами родители и две
сестры пробанда здоровы. По отцовской линии два дяди, тетка, дед и бабка пробанда — здоровы. Две двоюродные сестры от дяди и двоюродный брат от тетки пробанда — здоровы. По линии матери пробанда один из двух дядей (старший) болел миопатией. Второй дядя (здоровый) имел двух здоровых сыновей и здоровую дочь. Тетя пробанда имела больного сына. Дед и бабка — здоровы.

Составьте родословную. Определите:

· а) тип наследования и генотипы лиц родословной;

· б) вероятность рождения больного ребенка в семье, если пробанд женится на здоровой женщине, отец которой болен миопатией Дюшенна;

· в) какие существуют методы пренатальной диагностики этого заболевания?

· г) какие рекомендации должен дать врач-генетик?

Задача 7.

Одна из форм рахита не излечивается обычными дозами витамина D. Пробанд — юноша, страдающий этой формой рахита. Его сестра здорова. Мать пробанда больна рахитом, отец — здоров. У матери пробанда было трое братьев — все здоровы. Дед пробанда по линии матери болен, бабка — здорова. Дед имел двух здоровых братьев и одного больного. У здоровых братьев деда от здоровых жен было 5 здоровых сыновей (у одного — 4 сына, у другого -1). У больного брата деда жена была здорова, у них было три
больные дочери и два здоровых сына. У двух больных дочерей брата деда пробанда от здоровых мужей было по одной здоровой дочери. Еще у одной больной дочери брата деда
пробанда, состоящей в браке со здоровым мужчиной, были больны дочь и один из двух сыновей. У здоровых сыновей брата деда пробанда жены и их дети здоровы.

Составьте родословную.

Определите:

  • а) тип наследования;

· б) вероятность рождения больных рахитом детей в семье пробанда в случае, если он вступит в брак со своей больной троюродной сестрой;

  • в) какие рекомендации должен дать врач-генетик?

Задача 8.

Пробанд — гемофилик. Его здоровый брат и здоровая сестра обратились к врачу по вопросу о вероятности рождения в их семьях больных гемофилией детей, при условии, что их супруги не имеют генов гемофилии. Дифференциальная диагностика формы гемофилии пробанда показала наследуемую рецессивно, сцепленно с полом гемофилию А. Анализ родословной подтвердил сцепленное с полом наследование в данной семье. Пенетрантность гена гемофилии у гемизигот полная.

Определите:

  • а) может ли здоровый брат пробанда передатьсвоему ребенку ген гемофилии?
  • б) какой совет должен дать врач-генетик брату пробанда?

· в) какова вероятность того, что здоровая сестра пробанда передаст своему ребенку ген гемофилии?

  • г) какова вероятность того, что при наличии 3-х детей в семье сестры пробанда, один ребенок будет больным?

Задача 9.

Пробанд болен гемофилией. Его брат, сестра и родители, являющиеся двоюродными сибсами, здоровы. Брат и сестра пробанда обратились к врачу по вопросу о прогнозе заболевания у потомства. При дифференциальной диагностике 4юрмы гемофилии установлена афибриногенемия (редко встречающаяся форма, обусловленная рецессивным аутосомным геном). Родословная подтвердила аутосомно-рецессивное наследование гемофилии в семье. Пенетрантность у гомозигот по рецессивному гену полная.

Определите:

а) может ли здоровый брат пробанда передать своемуребенку ген гемофилии?

б) какой совет следует дать брату пробанда, еслион желает вступить в брак с женщиной, которая не является его родственницей?

в) брат пробанда желает вступить в брак со своей двоюродной сестрой. Установите вероятность рождения больного ребенка, допустив, что рецессивный ген попал в родословную лишь через одного из общих предков;

г) здоровая сестра пробанда желает вступить в брак с мужчиной, который не является ее родственником.
Какова вероятность рождения больного ребенка? Какой совет следует дать сестре пробанда.

Задача 10.

В медико-генетическую консультацию обратились две супружеские пары, у которых родились дети с дефектом твердого неба («волчья пасть»). Изучив родословную каждой семьи и выяснив их бытовые и производственные условия, врачи пришли к заключению, что у супругов А все последующие дети, а также внуки не должны иметь этого дефекта, а у супругов Б существует большая вероятность появления его у детей и внуков. Укажите возможные механизмы появления данного дефекта у ребенка в семье А и в семье Б.

Задача 11.

Сын американского банкира Твистера страдал одновременно тремя болезнями: гемофилией, дальтонизмом и полным отсутствием зубов. Эти болезни обусловлены генами, находящимися в Х-хромосоме. Твистер младший много лет прожил вдали от родителей, в Париже, где и умер в 1944 году. После его смерти к Твистеру старшему явилась француженка с 15-летним мальчиком, у которого тоже сочетались гемофилия, дальтонизм и отсутствие зубов. Женщина сообщила, что этот мальчик — сын покойного Твистера младшего и его законный наследник, но документы, подтверждающие это, утрачены во время оккупации Франции. Несмотря на отсутствие документов, Твистер признал мальчика своим внуком. Семейный врач убедил его, что такое совпадение редкого сочетания трех наследственных болезней доказывает, что этот мальчик — его внук. Согласны ли Вы с мнением доктора?

Задача 12.

Беременной женщине 50 лет, отец которой был гемофиликом, произвели амниоцентез для того, чтобы определить пол плода, а также выявить у него возможные хромосомные аномалии. Но вырастить культуру клеток плода для кариотипирования не удалось, эти клетки погибли. Поэтому цитогенетические исследования пришлось ограничить определением полового хроматина. Установлено, что клетки плода не содержат ни Х-, ни Y-хроматина. Следует ли на этом основании рекомендовать
прерывание беременности?

Задача 13.

В эндокринологический диспансер были направлены двое больных мужчин(А и Б.), у которых 20% клеток буккального эпителия содержат Х-хроматин. Обоим был введен один и тот же гормональный препарат, после чего содержание клеток с Х-хроматином у А повысилось до 30%, а у Б. упало до 10%. Лечащий врач, получив результаты анализа, распорядился, чтобы больному А продолжали вводить данный препарат, а больному Б. прекратили. Больной Б. обратился в горздравотдел с жалобой, где написал, что врач поступил неправильно, отменив ему гормонотерапию. Изложите свое мнение по поводу действий лечащего врача.

Задача 14. Мужчина и его сын больны гемофилией. Жена мужчины беременна. Опасаясь, что у нее родится сын-гемофилик, она обратилась в медико-генетическую консультацию, с просьбой определить пол плода и прервать беременность, если выяснится, что плод мужского пола. Врачи, побеседовав с нею, рекомендовали ей сразу
прервать беременность, не проводя амниоцентеза. Верна ли эта рекомендация?

 

Контрольные вопросы

1. Какое значение имеют психогенетические данные для решения фундаментальных проблем психологии?

2. В чём их значение для психолого-педагогической практики?

3. Особенности психического развития детей-близнецов: являются ли они группой риска?

4. На что, с Вашей точки зрения, должны обращать особое внимание родители детей-близнецов и педагоги?

5. Можно ли применять знания коэффициента наследуемости какого-либо психологического признака в консультативной работе с конкретным индивидом?

6. Что может дать психогенетика общепсихологическому изучению индивидуальности?

7. Какие новые аспекты в психологии развития позволяет исследовать психогенетика?

8. Какие основания для возрастной периодизации существуют в психологии, и какие новые основания дает психогенетика?

9. К чему, по-вашему, должны стремиться родители: создавать в семье единообразные для всех детей средовые условия или индивидуализированную среду для каждого ребенка?

10. В чем своеобразие психического развития детей-близнецов? Что такое феномен близнецовости и как он влияет на развитие?

11. Как влияет конфигурация семьи на психическое развитие ребенка?

 

Литература

 

  1. Алфимова М.В. Генетика и преступность. Вопр. психол., 2000, № 6, с. 129-131
  2. Анохин А.П. Генетика, мозг и психика человека. М.,1988
  3. Бочков Н.П. Генетические аспекты комплексного изучения человека // В кн.: Фролов И.Г. Человек в системе наук. М., 1989, с.143-155
  4. Дружинин В.Н. (ред.) Современная психология. Гл. 5.1. Психогенетика. М., 1999.
  5. Дубинин Н.П., Булаева К.Б. Сравнительно-популяционное исследование основ индивидуально-психологических различий. Психол. ж., 1984, № 4, с.95-108
  6. Дубинин Н.П., Карпец Н.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1982.
  7. Думитрашку Т.А. и др. Предикторы индивидуальности ребенка в многодетной семье. Мир психологии, 1996, № 4, с.137-148
  8. Егорова М.С. Генетика поведения: психологический аспект. М.,1995. 156 с.
  9. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.
  10. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
  11. Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм. М., 1982.
  12. Лурия А.Р. Об изменчивости психических функций в процессе развития ребенка. Вопр. психологии, 1962, № 3, с.15-22
  13. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М., 1998
  14. Пломин Р. Среда и гены. Что определяет поведение? В: Слободская Е.Р. (ред.) Детство идеальное и настоящее. Новосибирск, 1994. С. 71-89.
  15. Равич-Щербо И.В. Генетические аспекты психологической диагностики. В кн.: Гуревич К.М.(ред.) Психологическая диагностика. М., 1981, с. 120-146.
  16. Равич-Щербо И.В.(ред.) Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.,1988.
  17. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. Учебник для вузов. М., 1999. 446 с.
  18. Семенов В.В., Кочубей Б.И. Близнецы: проблемы воспитания и развития. М., Знание, 1985, № 6.
  19. Сергиенко Е.А. и др. Развитие близнецов и особенности их воспитания. М., 1996.
  20. Ушаков Г.К.(ред.) Особенности развития близнецов. М.,1977.
  21. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека (в 3-х томах). М., 1989. Т.3, с. 60-89; 103-141.

 

 


Приложение

к лабораторному занятию № 15 «Психогенетика в системе психологических знаний, в психолого-педагогической практике, в медико-психологическом консультировании»

 

1. Сов­ременная общая, возрастная, дифференциальная и педагогическая психология подошли к черте, когда, выражаясь словами Л.С. Выготского, "дальнейшее продвиже­ние по прямой линии, простое продолжение все той же рабо­ты, постепенное накопление материала оказывается уже бес­плодным или даже невозможным".

В связи с этим наиболее актуальным является интенсивное внедрение в различные отрасли психологии новейших генетических направлений: психогенетика, онтогенетика, генетическая психофизиология, волновая генетика и т.д.

Важнейшей теоретико-методологической задачей является анализ исследователь­ских методов и, прежде всего — экспериментально-генетического метода, занимающего ключевые позиции во всей системе методов и методик возрастной и педагогической, общей и дифференциальной психологии.

Рассматривая сегодняшнее состояние его разработки можно видеть, что при отсутствии серьезных теоретических разногла­сий между исследователями в трактовке экспериментально-ге­нетического метода существует большой разброс его конкрет­ных форм и способов практической реализации (обучающий, формирующий, преобразующий, предсказывающий, развиваю­щий, модельный и др.). Неоправданно расширительное толко­вание понятия "экспериментально-генетический метод" неред­ко приводит к подмене его действительного содержания набо­ром квазиэкспериментальных процедур, а, следовательно, к выхолащиванию его подлинных возможностей.

Несоответствие между общим научным смыслом и практи­кой функционирования экспериментально-генетического ме­тода связано с отсутствием принципов, которые бы однозначно определяли общую стратегию его применения. При всем бо­гатстве опыта использования экспериментально-генетического метода в возрастной и педагогической психологии отсутствие подобных принципов существенно ограничивает использова­ние этого метода в педагогической практике, тормозит его дальнейшее развитие.

Методологический анализ данной проблемы направлен на уточнение статуса исследовательских методов в психологии, на преодоление разнонаправленности психологических теорий и педагогической практики, на усиление позиций возрастной и педагогической психологии в проектировании новых учебно-образовательных систем. Ведь нынешнее состояние разработки проблем исследовательских методов в общей, возрастной и пе­дагогической психологии не обеспечивает решения современ­ных задач, стоящих перед этими научными дисциплинами как в области дальнейшего углубления их теоретических основ, так и в плане прикладных аспектов психологической науки.

Генетические идеи, идеи зарождения, возникновения и пос­ледующего процесса функционирования, который приводит предмет или явление к определенному состоянию, виду, изме­нению этого же предмета или явления находились в центре внимания еще античных философов, которые задумывались над вопросами возникновения, становления и развития пред­метов и явлений. В последующем, в результате длительного исследования процессов генезиса, задолго до построения тео­рии генезиса, был создан генетический метод научного позна­ния.

Как и в древности, для которой характерно мифологическое знание, так и на современном уровне развития методов наук, генетический метод исследования предусматривает анализ не­которого исходного состояния предмета или явления и выстра­ивание из этих знаний последующих образований.

Исторически генетический метод возник в результате утвер­ждения в науке (начиная с XVII в.) идеи развития: в математи­ке — дифференциального исчисления, в геологии — теории Лайеля, в космогонии — гипотезы Канта-Лапласа, в биологии — теории Ч. Дарвина и т.д.

Основная цель генетического исследования — вскрытие свя­зей явлений, изучаемых во времени, и исследование переходов от менее развитых, к высшим, совершенным формам сущес­твования и функционирования предметов и явлений.

Проникновение генетического анализа в науки, изучающие процессы развития, привело к утверждению генетического ме­тода как особенного метода познания и возникновения специ­альных отраслей знания: теории эволюции, происхождения ви­дов, генетической социологии, генетической эпистемологии, генетики поведения и т.д.

Генетический метод, применяемый в собственно понятийном смысле в определенной отрасли психологии, есть способ исследования ее предмета, основанный на анализе его созидания и становления до полноценного функционирования.

 

В понимание законов психического разви­тия человека и в общую психологию внесли свой вклад П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.

Предметом генетического изучения в психологии является:

а) дейс­твительность, с которой будет работать исследователь;

б) зада­ча или система задач, которые он должен решить;

в) разные на­учные описания, которые содержат в себе отражения этой действительности;

г) исследовательские средства — имеющиеся или те, которые нужно создать;

д) требования к продукту исследования, который является результатом при­менения средств и смысла задачи;

е) продукт исследования — элементы теории предмета и технологические рекомендации по его дальнейшему изучению или практическому усовершенство­ванию.

Основное направление генетических исследований в данной области — э то проблема формирования личности. Она начата исследованиями Л.И. Божович.

Еще одна, совсем уж едва наметившаяся линия исследова­ний связана с применением положений и схем генетической психологии в психотерапии и реабилитационной работе (пост­травматизм).

Подавляющее большинство психогенетических исследований в рамках общей психологии посвящено межиндивидуальной вариативности интеллекта, как вербального, так и невербального.

Обнаружено, что популяционная вариативность признака формируется во взаимодействии генотипа и сред, поэтому можно предположить, что существенные социальные, экономически и другие изменения в жизни общества могут повлечь за собой и изменения в соотношении генетических и средовых детерминант в изменчивости интеллекта.

Так же в психологии проводятся исследования генетической детерминированности процессов мышления, памяти и других познавательных процессов.

В рамках общей психологии активно развиваются психогенетические исследования агрессивности.

Агрессия – это форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

Известно, что различия агрессивности, как онтогенетически устойчивой индивидуальной характеристики детерминировано не только внешними и внутренними условиями развития, но и некоторыми биологическими наследственными задатками.

Результаты близнецовых и семейных исследований, направленных на изучение соотносительного вклада генотипа и среды в формирование различий в агрессивности противоречивы: в некоторых из них обнаружено выраженное влияние генотипа на данное свойство, в других очевиден равнозначный вклад и генотипа и общей среды в изменчивость данной черты. Обнаружено, что с возрастом влияние генетических факторов повышается, а факторов общей среды снижается. Индивидуальные различия в агрессивности в большей степени детерминированы общей средой, а влияние наследуемости здесь мало.

Таким образом, индивидуальные различия агрессивности почти на 50% обусловлены генетическими факторами.

В виду наличия в разных популяциях устойчивых половых различий в агрессивности большой интерес вызывает связь агрессивности с аномалиями половых хромосом. Повышенная агрессивность у лиц с хромосомными аномалиями является частью общего дезадаптационного синдрома, в формирование которого вносит и генотип и среда.

 

В основе дифференциальной психологии лежит представление об инди­видуальности человека как целостной многоуровневой биосоциальной системе, в которой действует принцип антиципации (т.е. предвосхищения) развития.

Одна из главных задач генетики, применяемой в дифференциальной психологии — изучение психологических различий между индивидами и группами людей, а также причины и последствия этих различий.

Формирование индивидуально-психологических различий связано с двумя источниками детерминации: генотипом и средой. Речь идет о взаимодействии уни­кальной части генотипа и индивидуально-специфической среды. Поэтому, своеобразный в каждом конкретном случае вариант развития (фенотип) любого ин­дивидуального (в том числе психологического) признака может быть результатом как уникальной генетической конституции, так и уни­кального жизненного опыта.

При этом первичным в структуре индивидуальности является генетический уровень, ини­циирующий развитие сопряженных с ним морфологичес­кого и физиологического уровней, а те в свою очередь во взаимодействии со средой создают условия для воз­никновения психических новообразований.

Человеческое разнообразие настолько велико, что не­возможно встретить двух одинаковых людей (за исключением одно-яйцевых близнецов). И это разнообразие тоже в значительной степени может определяться наследственностью, поскольку наряду с консер­вативным фондом генотип каждого человека содержит уникальное, присущее только ему, сочетание генов.

Соотношение генотипических и средовых влияний в формирова­нии индивидуальных различий (в отличие от нормативного развития) является предметом многочисленных экспериментальных исследова­ний, поскольку входит в круг наиболее существенных проблем возра­стной психогенетики, или психогенетики развития, — науки, изуча­ющей природу межиндивидуальной изменчивости психологических особенностей человека в процессе онтогенеза. Отличия этого направ­ления от реализуемого в генетике развития простираются от несовпа­дения объекта исследования до различий в возможности обработки результатов экперимента и интерпретации данных.

Важное место отводится выявлению корреляций между психологическими свойствами, физиологическими, биохимическими.

Факты и выводы, полученные с помощью генетический исследований в дифференциальной психологии имеют важное значение для решения многих практических задач:

- отбор и обучение персонала;

- диагностика и прогностика развития отдельных свойств, склонностей, способностей индивидов и т.д.

 

Генетический метод в исследовании проблем возрастной пси­хологии широко использовался К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, В.В. Зеньковским, А.Ф. Лазурским, И.А. Сикорским в до­революционной России. В понимание законов психического разви­тия человека, а тем самым и в общую психологию внесли свой вклад П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.

Важной проблемой возрастной психологии является генетическая проблема, свя­занная с возрастным развитием как таковым, которое соверша­ется и вне, и независимо от экспериментального обучения. Вопрос о том, может ли быть с помощью экспериментально-ге­нетического метода не столько сформирован, сколько изучен процесс развития, дал начало исследованиям, свя­занным с именем А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева и Г.С. Кос­тюка

Генетическим аспектом развития является – изменение активности генов в ходе онтогенеза, что приводит к изменению восприимчивости растущего человека к условиям окру­жающей среды. В результате преобразуется характер генотип-средовых соотношений в межиндивидуальной из­менчивости психологических особенностей.

Согласно современным представлениям, каждая стадия развития в онтогенезе наступает в результате актуализации различных участков генотипа, причем различные стадии контролируются разными генами. В итоге взаимодействия генов и их продуктов на каждом новом этапе развития формируются структурные и фун­кциональные особенности организма. В генетике сфор­мулирован временной принцип организации генетичес­ких систем, контролирующих развитие, и выделена специальная область исследований «хроногенетика», ставящая своей целью изучение закономерностей развертывания генетической программы развития.

Генетический аспект возрастного развития связан с тем, что генотип в процессе онтогенеза выполняет две функции: во-первых, типизирует и, во-вторых, индивидуализирует развитие.

Генетические факторы ответственны за формирование единых для всей человеческой популяции признаков (телесной организации, прямохождения, универсальности руки, способности к речевой коммуни­кации, высшим психическим функциям и т.д.), которые возникли в результате антропогенеза. Они присущи всем здоровым людям, и в онтогенезе каждого человека эти признаки реализуются благодаря консервативной наследственности — фонду неизменных видовых при­знаков, детерминируемых генотипом и не имеющих межиндивиду­альной изменчивости.

Проблемы индивидуализации развития относятся к числу мало разработанных в возрастной психологии, которая традиционно была направлена в основном на изучение общих закономерностей развития и возрастных особенностей психики на разных этапах онтогенеза (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Ж. Пиаже, Э. Эриксон и др.). Другими словами, предметом ее изуче­ния были в основном нормативные, или «общечеловеческие», зако­номерности психического развития. Формирование индивидуальных различий рассматривалось не как самостоятельная линия онтогенеза психики, а как проблема соотношения возрастного и индивидуально­го в психическом развитии. Между тем имеются определенные осно­вания полагать, что нормативное развитие и формирование индиви­дуальных различий имеют различную возрастную динамику, а воз­можно, и разные механизмы.

Главным понятием психогенетики развития является «генетичес­кое изменение». Оно характеризует изменения в эффекте действия генов на разных стадиях онтогенеза. При этом выделяются два аспекта. Первый связан с оценкой в разных возрастах относительной доли ге­нетической вариативности в общей вариативности признака, что по­зволяет оценить, как меняется наследуемость признака в ходе онтоге­неза, второй — насколько связаны между собой генетические компо­ненты дисперсии признака в разных возрастах.

Феноменологически исследование формирования индивидуальных различий в онтогенезе упирается в необходимость предварительного определения их устойчивости, или стабильности.

Теоретическим основанием для выявления устойчивости (стабиль­ности) индивидуально-психических особенностей ребенка служит представление о непрерывности (континуальности) развития. Непре­рывность развития в общем виде интерпретируется как преемствен­ность процессов психического развития человека и формирования его индивидуальных особенностей. Она предполагает, что все структур­но-функциональные изменения психики, возникшие в раннем онто­генезе, непосредственно связаны и, возможно, в определенной сте­пени предопределяют более поздние эффекты развития.

В экспериментальных исследованиях наиболее часто фигурирует онтогенетическая стабильность, которая подразумевает не отсутствие изменений в абсолютных значениях показателей созревания, а отно­сительное постоянство темпа их преобразований в онтогенезе, т.е. ста­бильность индивидуальных особенностей человека на всем протяже­нии его жизненного пути. Конкретным показателем онтогенетичес­кой стабильности служит постоянство рангового места в группе, которое занимает индивид при повторных обследованиях. Предпола­гается, что в пределах общих закономерностей онтогенеза есть своя типология индивидуального развития, одним из проявлений которой служит более или менее постоянное положение индивида (его ранго­вого места) в группе представителей своей возрастной когорты.

Таким образом, индивидуальные особенности и в когнитивной, и в личностной сфере, закономерным образом изменяясь в процессе развития, отличаются значительной внутрииндивидуальной устойчи­востью, что позволяет ставить вопрос о роли факторов генотипа и среды в происхождении этих особенностей на разных этапах онтоге­неза.

2. Этические проблемы связанные с исследованием психологических признаков связаны с реализацией психологом в своей деятельности специфических нравственных требований, норм поведения — как во взаимоотношениях с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми, респондентами, лицами, обращающимися за психологической помощью.

В первую очередь это — универсальные этические принципы и нормы, значимые для всех категорий ученых:

1) научная честность и корректность при сборе экспериментальных данных;

2) отказ от присвоения чужих идей и результатов исследований;

3) отказ от поспешных выводов на основе непроверенных данных;

4) отстаивание своих научных взглядов в любой научной среде, в полемике с любыми авторитетами.

5) ученый-психолог при проведении исследований не должен использовать методы, технику, процедуры, ущемляющие достоинство испытуемых или их интересы;

6) ему следует строго соблюдать гарантии конфиденциальности — неразглашения сообщенных сведений;

7) ему следует информировать испытуемых о целях проводимого исследования.

Когда во избежание сознательного или неосознаваемого искажения даваемых сведений требуется скрыть от испытуемого научные цели, о них следует сообщить по завершении эксперимента.

Если исследование предполагает вторжение психолога в сферу личных интересов или интимных переживаний, испытуемому нужно предоставить безоговорочную возможность отказаться от дальнейшего участия в исследовании на любом этапе его проведения.

Давая рекомендации, основанные на полученных результатах, психолог не имеет морального права снять с себя ответственность за последствия их внедрения в общественную практику.

 

3. Происхождение индивидуальных особенностей интересовало не только биологов, но и крупных российских антропологов и педагогов. В работе К.Д. Ушинского «Наслед­ственность привычек и развитие инстинктов». Он признавал возмож­ность наследования приобретенных «привычек» («особенное значе­ние придается привычке возможностью ее наследственной переда­чи»), под которыми он понимал очень широкий спектр психических явлений. Ушинский писал, что «только наследственнос­тью нервных привычек мы и можем сколько-нибудь уяснить себе на­следственность человеческих характеров — факт, который кажется нам совершенно несомненным, хотя, к сожалению, и мало исследован­ным». К характеру же К.Д. Ушинский относил инди­видуальные особенности «в мыслях, наклонностях, желаниях и по­ступках человека» и считал, что среди них есть и «продукты его соб­ственной жизни», и «продукты наследственных наклонностей и особенностей». Эти последние и могут быть переданы только «через унаследование детьми нервной системы родителей со многими ее как наследственными, так и приобретенными посредством привычки наклонностями».

В рамках педагогической психологии генетические методы применяются для изучения и формирования различных структур мышле­ния и других познавательных процессов, исследования механизмов целеполагания в учебной деятельности, процесса формирования учебной деятельности школьников, проблемы принятия учебных заданий - это одно из наи­более интересных и перспективных направлений современных исследований учебной деятельности.

В любом экспериментально-генетическом иссле­довании, если оно выполнено точно в плане теоретико-методо­логическом, всегда с помощью особой психолого-педагогичес­кой техникиформируется активность самого ребенка. Но это не просто активность, а именно такая, которая позволяет ему ус­ваивать учебный материал через способы действий с объектами усвоения, превращая их в средства развития собственных пси­хических структур (саморазвитие).

 

4. Медико-генетическое консультирование - отрасль профилактической медицины, главной целью которой является предупреждение рождения детей с наследственной патологией. Появление генетической консультации как самостоятельного учреждения обычно связывают с именем S.С. Reed (1947), однако еще в 30-х годах русский клиницист генетик С. Н. Давиденков проводил генетическое консультирование и сформулировал основные положения по методике консультирования семей с наследственными заболеваниями нервной системы (1934). Современная генетическая консультация призвана служить интересам семьи и общества.

Цель генетической консультации — установление степени генети


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.