Основные результатов психогенетических исследований в отечественной психологии — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Основные результатов психогенетических исследований в отечественной психологии

2017-11-17 233
Основные результатов психогенетических исследований в отечественной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Автор исследова-тельского проекта   Исследуемые показатели   Возраст выборки   Результаты  
Шляхта Н.Ф.        
Егорова М.С.        
Малых С.Б.          
Семенов В.В.        
Общие выводы:

Контрольные вопросы

Проблема темперамента и характера в отечественной и зарубежной психологии.

  1. Проблема формально-динамических и содержательных характеристик психики.
  2. В чем трудности психогенетического изучения темперамента?
  3. Психогенетические исследования темперамента детей раннего возраста.
  4. Психогенетические исследования экстра-интроверсии, нейротицизма, психотицизма.
  5. Психогенетические исследования эмоциональности, активности, социабельности.
  6. Каковы возможные источники искажений при исследовании темперамента методом близнецов?

8. Связаны ли между собой исследовательские подходы, выделяющие черты: а) формально-динамические и содержательные, б) индивидные и личностные, в) относящиеся к темпераменту и к характеру?

9. Психогенетические исследования темперамента у детей.

10. Основные схемы описания темперамента у взрослых и результаты их исследования в психогенетике.

 

Темы рефератов

1. Исследования темперамента и личности в психогенетике.

2. Психологическая характеристика темперамента.

3. Основные подходы в истории изучения темперамента.

4. Генетическая детерминация индивидуальной чувствительности к алкоголю.

5. Природа межиндивидуальной изменчивости личности.

 

 

Литература

1. Алфимова М.В. Генетика и преступность. Вопр. психол., 2000, № 6, с. 129-131.

  1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности. Вопросы психологии, 2000, №6.
  2. Беляев Д.К. Генетика, общество, личность. В кн.: Фролов И.Т. Человек в системе наук. М.,1989, с. 155-164.
  3. Дубинин Н.П., Карпец Н.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1982.
  4. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., 1997.
  5. Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993.
  6. Малых С.Б., Егорова М.С., Мешкова Т.А. Основы психогенетики. М., 1998
  7. Мешкова Т.А. Природа межиндивидуальных различий темповых характеристик у детей 7-8 лет. Вопр. психологии, 1994, № 1, с.136-141.

9. Равич-Щербо И.В.(ред.) Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.,1988.

10. *)Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. Учебник для вузов. М., 1999. 446 с.

  1. Трубников В.И., Алфимова М.В. Генные основы темперамента и личности. Вопр. психологии, 2000, № 2, с.128-140
  2. Эфроимсон В.П. Генетика этики и эстетики. М.,1995

 


Приложение

к лабораторному занятию № 9 «Исследование темперамента в психогенетике»

1. В исследованиях темперамента, проводящихся в нашей стране, основным критерием для отнесения той или иной пси­хологической характеристики к свойствам темперамента яв­ляется ее формально-динамический характер (Небылицын В.Д., 1976). Свойства темперамента "формальны", поскольку они не связаны с содержанием деятельности, с целями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность. Свойства тем­перамента являются "динамическими", поскольку они опре­деляют динамику деятельности — интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей, которые вклю­чены в осуществление этой деятельности.

Формальный характер свойств темперамента подчерки­вается и зарубежными исследователями, хотя называют они этот признак темперамента иначе — стиль поведения. В отли­чие от способностей, которые показывают, что получается у человека лучше всего, каков уровень его достижений, и в от­личие от мотивации, свидетельствующей о том, почему чело­веком совершается то или иное действие, свойства темпера­мента определяют, как человек действует в самых разных си­туациях (каков темп его деятельности, насколько легко и бы­стро он адаптируется в разных условиях, свойственна ли ему резкая смена эмоциональных состояний и т.д.),

Свойства темперамента в значительной степени зависят от биологической организации человека. Поиск природных (физиологических, эндокринных, биохимических) детерми­нант психологических характеристик человека уходит корня­ми в далекое прошлое: попытки связать свойства организма и особенности поведения делались уже при создании антич­ных типологий темперамента. Теоретические представления о темпераменте во все времена исходили из предположения о том, что различия между людьми в свойствах темперамента связаны с индивидуальными различиями в их биологических подсистемах (анатомических, морфологических, физио­логических).

В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что индивидуальные особенности темперамента тесно связаны с психофизиологическими и нейродинамическими свойствами человека. Однако было бы ошибкой сводить свой­ства темперамента к лежащим в его основе биологическим закономерностям. Темперамент и физиологические механиз­мы, которые его обусловливают, не изоморфны (не тожде­ственны друг другу). Как было неоднократно показано, лю­бое свойство темперамента связано с разными физиологи­ческими и нейродинамическими свойствами, то есть любое свойство темперамента нельзя рассматривать как просто по­веденческое проявление какого-то конкретного физиологи­ческого свойства. Более того, любые физиологические и нейродинамические свойства влияют на особенности протека­ния разных психологических характеристик, в число которых входят не только свойства темперамента (Мерлин B.C., 1986; Buss A., Plomin R., 1984; Hinde R.A., 1989).

Обсуждая биологические основания темперамента, мно­гие исследователи считают, что свойства темперамента явля­ются генетически обусловленными или, по крайней мере, свя­заны с теми физиологическими и нейродинамическими осо­бенностями, которые в значительной степени детерминирова­ны генотипом. Современная психология обладает надежны­ми экспериментальными данными, демонстрирующими связь свойств темперамента с генотипом.

Свойства темперамента проявляются в самом раннем детстве. Индивидуальные различия в двигательных реакциях детей, в порогах реактивности, в интенсивности реакций об­наруживаются с первых дней жизни. В первые месяцы можно определить преобладающий эмоциональный тон в настрое­нии ребенка, легкость его адаптации к новым ситуациям, осо­бенности реакций на новые стимулы, например, насторожен­ность и стремление избежать контакта с новым предметом или же, наоборот, интерес к нему и желание поближе с ним познакомиться. Одни дети с готовностью пробуют новую пищу, тянутся к новой игрушке, с интересом разглядывают незнакомого человека, другие — с опасением рассматривают непривычную игрушку и долго боятся взять ее в руки, выпле­вывают пищу, которую никогда не ели раньше, плачут и при­жимаются к матери, увидев незнакомого человека.

Все эти особенности представляют собой ранние прояв­ления темперамента. Они определяют существенные особен­ности поведения ребенка и очевидны для того, кто за ним на­блюдает. Благодаря этим характеристикам темперамента — важности для понимания поведения ребенка и легкости диаг­ностики — свойства темперамента часто используются для описания ранних психологических особенностей детей. Но внимание и интерес психологов к темпераменту связаны не только с тем, что его проявления отчетливо демонстрируют индивидуальные особенности детей первых лет жизни. Ис­ключительно важно то, что свойства темперамента являются онтогенетически стабильными, то есть описывают особенно­сти поведения, характерные для человека в течение длитель­ных отрезков времени. И данные непосредственного наблю­дения за детьми, и оценки поведенческих особенностей детей, полученные в интервью с их родителями, обнаруживают воз­растную стабильность эмоциональных реакций, двигатель­ной активности, легкости в переключении с одной деятельно­сти на другую, способности и готовности вступать в контакт и общаться с другими детьми и взрослыми (Buss A.H., Plomin R., 1975; Rothbart M.K., 1989).

Непосредственное влияние свойств темперамента на осо­бенности поведения человека меняется с возрастом. Изменение роли темперамента с возрастом и причины этого изменения отчетливо показаны в лонгитюдных исследованиях. Одно из них — Нью-йоркское лонгитюдное исследование темперамен­та, проведенное Александром Томасом и Стеллой Чесс, — является наиболее длительным на сегодняшний день. Возрастные вменения темперамента прослеживаются в этом исследовании от первых месяцев жизни до 30 лет (Thomas A., Chess S., 1977, 1987).

Как показали А.Томас и С.Чесс, свойства темперамента в значительной степени определяют психологический статус ребенка на протяжении всего дошкольного и младшего школь­ного возраста, непосредственно влияя и на уровень адапта­ции ребенка к постоянным условиям его существования, и на скорость адаптации в новых для ребенка условиях, прежде всего, при начале школьного обучения. Начиная с 10—12 лет основную роль начинают играть не столько свойства темпе­рамента как таковые, сколько так называемые вторичные свой­ства, то есть свойства, сформированные на основании тех или иных особенностей темперамента. Например, низкая общитель­ность ребенка и застенчивость, заставляющая его избегать си­туаций, в которых необходимы контакты с другими людьми, могут привести к несформированности навыков общения, что и будет в более старшем возрасте основной причиной неудач при общении с другими людьми.

Однако влияние темперамента на особенности поведения не пропадает полностью, и, как было показано в том же иссле­довании, даже во взрослом возрасте обнаруживаются связи с теми особенностями темперамента, которые были определены в дошкольном возрасте. Так, в этом же исследовании показано, что оценки темперамента ребенка, полученные, когда ребенку было 3 года, оказались значимо связаны с некоторыми анало­гичными формально-динамическими особенностями поведения во взрослом возрасте и с успешностью адаптации (удовлетво­ренностью работой, отношениями в семье и т.д.). Таким обра­зом, можно заключить, что свойства темперамента сохраняют­ся на протяжении длительных периодов жизни и, появившись в раннем детстве, продолжают оказывать влияние на поведение человека и во взрослом возрасте.

Говоря об онтогенетической стабильности свойств темпе­рамента, необходимо помнить, что сохранность свойств темпе­рамента не означает неизменности их проявлений.

Во-первых, свойства темперамента изменяются с возра­стом. Так, может снижаться чувствительность к эмоциогенным ситуациям, повышаться или понижаться порог реактив­ности, изменяться величина общей активности. Однако при изменении абсолютной величины того или иного свойства темперамента его относительная величина может оставаться неизменной: например, дети, которые были наиболее эмоци­ональными в дошкольном возрасте, будут более эмоцио­нальны, чем их сверстники, и в подростковом, и во взрослом возрасте.

Во-вторых, одни и те же свойства темперамента по-раз­ному обнаруживают себя в разных возрастах. Низкая общи­тельность у взрослого человека будет проявляться не в испу­ге, возникающем при появлении незнакомого человека, как у двухлетнего ребенка, а в стремлении к уединению, в нежела­нии посещать шумные и многолюдные компании, в скован­ности, появляющейся при общении с незнакомыми людьми. Вместе с тем, и страх незнакомца, и стремление сократить чис­ло контактов с другими людьми являются проявлениями од­ного и того же свойства темперамента.

В-третьих, чем старше становится человек, тем больший отпечаток на его поведение накладывают нормы общества. Они маскируют те особенности темперамента, проявление ко­торых может вызвать неодобрение окружающих. Так, бурное проявление отрицательных эмоций, простительное малень­кому ребенку, у взрослого человека будет воспринято как не­умение владеть собой, неуважение к окружающим или просто как невоспитанность. В процессе социализации ребенок обу­чается тому, как надо реагировать на разные ситуации, каких реакций от него ждут окружающие, и это приводит к тому, что внешнее проявление одних особенностей темперамента усиливается, а других — уменьшается. Вследствие этого, чем старше становится человек, тем труднее наблюдателю опре­делить особенности его темперамента.

Тем не менее, диагностика темперамента у взрослого че­ловека не является неразрешимой задачей. Дело в том, что свойства темперамента определяют динамику психической деятельности в самых разных ситуациях, то есть являются кросс-ситуативными. В одних случаях проявление свойств тем­перамента будет маскироваться больше, в других — нивели­рующее воздействие социальных условий на свойства темпе­рамента будет меньше. Предполагается, что те динамические особенности психической жизни человека, которые наиболее для него характерны, обнаруживаются наиболее часто и свой­ственны ему в разных (хотя и не во всех) ситуациях, и явля­ются проявлениями его темперамента.

Кроме того, свойства темперамента отчетливо проявля­ются в тех случаях, когда человек попадает в новую, непри­вычную для него или трудную ситуацию. Например, такое свойство темперамента, как общительность, более определен­но проявится при необходимости вступить в контакт с незнакомыми людьми, чем при общении со своими близкими. Об­щаясь с друзьями, даже самые застенчивые и некоммуника­бельные люди чувствуют себя свободно и мало отличаются от тех, кто никогда не испытывал сложностей в общении. При необходимости быстро принять решение, справиться с про­блемой в условиях дефицита времени уровень эмоционально­сти человека значительно заметнее, чем в обычной для него ситуации. Например, сдавая экзамены, некоторые люди так волнуются, что не могут ответить на вопросы, которые в спо­койной ситуации не вызвали бы у них ни малейшего затруд­нения. Обычно же их высокая эмоциональность может быть не заметна для окружающих.

На основании описанных критериев можно выделить свойства темперамента среди других психологических осо­бенностей человека. Итак, к свойствам темперамента отно­сятся те индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его деятельности, имеют тесные связи с биологическими подструктурами организма и обусловлены генотипом. Они обнаруживаются в раннем детстве, являются относительно стабильными, сохраняются на протяжении длительного периода времени и проявляются в разных ситуациях.

 

2. Наиболее тщательное исследование генетической обус­ловленности свойств темперамента, анализируемых в Нью-йоркском лонгитюдном исследовании, было проведено нор­вежским психологом А.Торгерсен (Torgersen A.M., 1987, 1989). Она отобрала выборку близнецов и проследила изменения во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов на протяжении 15 лет.

На оси абсцисс отмечены свойства темперамента (активность, приближение—удаление, адаптив­ность, интенсивность, порог реактивности, настроение, внимание/настойчивость). На оси ординат расположены процентили. В данном случае процентили означают долю внутрипарных различий близнецов во внутрипарных различиях неродственни­ков. Рассмотрим, в чем состоит смысл этого показателя.

Если случайным образом подобрать пары детей и по­смотреть внутрипарные различия в свойствах темперамента, то окажется, что дети в каждой паре не похожи друг на дру­га: эти дети не являются родственниками (и, следовательно, у них нет общих генов), они живут в разных условиях и не зна­комы друг с другом. Вычислив внутрипарные дисперсии у не­родственников, мы получим величину различий у максималь­но непохожих друг на друга людей. Этот показатель — внутри­парные различия неродственников — используется как точка отсчета. Сравнивая с этим показателем внутрипарные разли­чия близнецов (вычисляя процентили), можно выяснить, в ка­кой степени различия по темпераменту у близнецов отклоня­ются от случайных, то есть будут ли эти различия у близне­цов меньше, чем у неродственников. Сопоставляя МЗ и ДЗ близнецов по процентилям, можно выяснить, влияет ли гено­тип на индивидуальные различия в свойствах темперамента: если величина процентилей у МЗ близнецов будет меньше, чем у ДЗ, это означает, что различия внутри пар МЗ близне­цов будут меньше, чем различия внутри пар ДЗ близнецов, и, следовательно, можно предположить, что свойства темпера­мента испытывают влияние генотипических факторов.

Как видно по графикам, представленным на рисунке 1, внутрипарные различия МЗ близнецов всегда оказываются меньше, чем внутрипарные различия ДЗ близнецов. Для од­них свойств темперамента эта разница между МЗ и ДЗ — не­большая, для других — значительная и увеличивается с воз­растом. Кроме того, по большинству свойств темперамента внутрипарные различия между МЗ близнецами имеют тен­денцию уменьшаться от младенческого возраста к 15 годам, чего не происходит у ДЗ близнецов. Таким образом, получен­ные А.Торгерсен данные свидетельствуют о влиянии геноти­па на индивидуальные различия в свойствах темперамента.

 

3. Проявление трех свойств темперамента (активности, эмоциональности, социабельности) может ме­няться под влиянием внешних воздействий, однако возмож­ности влияния на разные свойства не одинаковы: больше все­го подвержены научению внешние проявления эмоциональ­ности, а меньше всего — активности.

В этом направлении исследования темперамента особое внимание уделялось анализу генотипических влияний и их роли в детерминации свойств темперамента. В настоящее вре­мя есть экспериментальные работы, в которых по свойствам темперамента сопоставлялись близнецы, сибсы, родители и их дети (как генетически связанные с родителями, так и при­емные). Рассмотрим некоторые из полученных результатов.

При сравнении внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близ­нецов по активности, эмоциональности и социабельности, как правило, обнаруживается высокое сходство МЗ близнецов и очень низкое — ДЗ близнецов: их внутрипарные корреляции часто приобретают отрицательное значение. В таблице 4 приведены данные четырех исследований, проведенных на де­тях от трех до семи лет. В двух работах ДЗ близнецы оказа­лись настолько не похожи по активности и эмоциональности, что их внутрипарные корреляции достигли высоких отрица­тельных значений (до -0,41).

Использовав данные разных исследований детей пер­вых лет жизни и усреднив результаты генетического анализа по трем свойствам темперамента, А.Басс и Р.Пломин получи­ли средние внутрипарные корреляции (Buss A., PlominR.,1975). Для МЗ близнецов среднее внутрипарное сходство по всем этим свойствам темперамента оказалось равно 0,59, для ДЗ близнецов -0,01.

Таким образом, при обследовании детей первых лет жиз­ни обнаруживается значительное различие во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов. Однако, несмотря на это, ин­терпретировать полученные результаты как свидетельство только генотипического влияния на темперамент нельзя, по­скольку ДЗ близнецы, имеющие половину общих генов, не должны иметь столь низкие (и даже отрицательные) внутри-парные корреляции.

Пытаясь найти причины столь очевидного несходства ДЗ близнецов по темпераменту, А.Басс и Р.Пломин предпо­ложили, что причиной этого является эффект контраста, иг­рающий заметную роль в формировании ДЗ близнецов. "Ро­дители могут противопоставлять своих детей, присваивая од­ному из них ярлык активного ребенка, а другому — пассив­ного. Близнецы и сами могут усиливать различия, существу­ющие между ними, и становиться все более непохожими по своим поведенческим особенностям. Тот, кто чуть-чуть ак­тивнее другого, может превращать это отличие в постоянное преимущество и всегда выступать инициатором, а второй — подчиняться своему активному партнеру. Почему это не про­исходит у МЗ близнецов? Вероятно, из-за того, что они слиш­ком похожи поведенчески и противопоставлять их друг дру­гу очень трудно" (Buss A., Plomin R., 1984, с. 119).

Такая интерпретация полученных данных позволяет предположить, что генотип вносит некоторый вклад в инди­видуальные различия по активности, эмоциональности и социабельности, однако оценить величину этого вклада довольно трудно без дополнительных исследований условий развития близнецов, их отношений друг с другом и отношения к ним родителей.

 

4. Данные, полученные в семейных исследованиях и при ис­следовании приемных детей, оказались неожиданными (Plomin R ., DeFries J.C., 1985; Plomin R., DeFries J.C., FulkerD.W., 1988).

У детей первых лет жизни корреляции между сибсами оказались незначимыми и не отличались по величине от кор­реляций между приемными детьми, то есть детьми, воспиты­вающимися в одной семье, но не имеющими общих генов. У детей предподросткового возраста сохранилась та же самая картина. Так, в одном из исследований корреляции между род­ными сибсами в 7—10 лет по активности, эмоциональности и социабельности оказались равны соответственно -0,18, -0,04 и 0,13 и не отличались значимо от корреляций, полученных у приемных сибсов (Schmitz S., 1994). Таким образом, с одной стороны, повторяется то же самое, что наблюдалось при ис­следовании ДЗ близнецов: генетически похожие дети (то есть дети, имеющие в среднем половину общих генов), оказыва­ются абсолютно не похожими по свойствам темперамента. С другой стороны, отсутствие различий между родными и прием­ными сибсами указывает на отсутствие генотипических влия­ний на эти свойства темперамента.

При сравнении родителей и детей результаты оказались противоречивыми. Когда экспертами при оценке темперамента детей выступали учителя и психологи, сходство родителей и их родных детей в 7 и в 10 лет оказалось выше сходства роди­телей и приемных детей по показателям активности и социа­бельности, то есть данные указывали на некоторое влияние генотипа на эти характеристики. При оценке темперамента родителями различий между родными и приемными семьями обнаружено не было (Schmitz S., 1994).

В более старшем возрасте, начиная с подросткового, по­лучаемые данные обычно подтверждают гипотезу о генети­ческой обусловленности активности, эмоциональности и социабельности. Однако остаются существенные различия в ве­личине показателя наследуемости. Если показатели наследуемости этих свойств темперамента, вычисляемые на основании близнецовых данных, оказываются равны примерно 0,30— 0,50, то показатели наследуемости, полученные в семейных исследованиях и при исследовании приемных детей, оказыва­ются ниже — от 0,20 до 0,40.

При анализе этих свойств темперамента у взрослых на­блюдается также ассимиляционный эффект у МЗ близнецов, то есть увеличение сходства МЗ близнецов за счет средовых факторов, чего не происходит у ДЗ близнецов (Plomin R., Pedersen N.L. et al., 1988). Так, на шведской выборке при срав­нении пожилых разлученных близнецов и близнецов, живу­щих вместе, оказалось, что у живущих вместе МЗ близнецов внутрипарное сходство выше, чем у МЗ близнецов, живущих врозь (см. таблица). Это приводит к тому, что показатели на­следуемости, вычисленные на основании данных неразлучен­ных МЗ и ДЗ близнецов, оказываются выше, чем показатели наследуемости тех же свойств, вычисленные на основании дан­ных близнецов, живущих врозь.

 

Внутрипарное сходство у разлученных и неразрученных близне­цов по свойствам темперамента (Plomin R., Pedersen N.L. et al„ 1988)

Более того, по социабельности в двух выборках близне­цов получены прямо противоположные результаты: если по данным неразлученных близнецов показатель наследуемости социабельности равен 0,32, то по данным разлученных близ­нецов он лишь незначительно отличается от 0. В какой степе­ни этот результат надежен и свидетельствует об уменьшении генетического влияния на социабельность во взрослом возра­сте, трудно сказать, поскольку пока свойства темперамента пожилых людей анализировались только в одной работе.

Подводя итоги полученным данным, можно сказать, что при исследовании трехкомпонентной структуры темперамен­та было выделено три его свойства — активность, эмоцио­нальность и социабельность. Все они, как правило, демонстри­руют связь с генотипом в близнецовых исследованиях, но по данным семейных исследований и при сравнении приемных де­тей результаты оказываются противоречивыми. Эти противо­речия наиболее остры при исследовании темперамента у млад­ших возрастных групп и уменьшаются при анализе темпера­мента у более старших возрастных групп. Начиная с подрос­ткового возраста, данные обычно демонстрируют связь этих трех свойств темперамента с генотипом. В пожилом возрасте, по данным единственной на сегодняшний день работы, сомни­тельным оказывается влияние генотипа на социабельность.

 

5. Авторы психобиологического подхода к исследованию темперамента, М.К.Ротбарт и Д.Дерриберри, считают, что темперамент представляет собой структуру многоуровневых свойств и проявляется в действии нейронов, в физиологичес­ких характеристиках и в динамических (стилевых) особенно­стях поведения (Rothbart M.K., Derryberry D., 1981; Rothbart М.К., 1989). К свойствам темперамента авторы этого направ­ления относят особенности реактивности и саморегуляции, которые исследуются ими у детей первых лет жизни по опросникам, заполняемым матерями, и по данным лаборатор­ного наблюдения.

Реактивность является результатом реакции активации и проявляется в двигательной активности, эмоциональности, в деятельности нервной системы и эндокринной системы. Ана­лизируя реактивность, авторы рассматривают, во-первых, ин­тенсивность стимулов (каким должен быть раздражитель, что­бы вызвать реакцию) и значение стимулов (какую реакцию они вызывают — положительную или отрицательную).

Саморегуляция представляет собой динамические осо­бенности поведения, которые модулируют (снижают или по­вышают) активацию и, следовательно, показатели реактив­ности. К числу таких особенностей относится, прежде всего, приближение—удаление, то есть желание поближе подойти к новому стимулу или же, наоборот, — избежать контакта с ним. В основе положительной реакции на новые стимулы, то есть в основе приближения, лежит, по мнению авторов, по­требность в увеличении активации, а в основе отрицательной реакции, проявляющейся в избегании новых стимулов, — по­требность в снижении активации. С приближением—удале­нием связана вторая характеристика саморегуляции — ориен­тация внимания, которая свидетельствует о том, куда направ­лено внимание ребенка при появлении нового стимула — на этот стимул или на окружающих, которые в случае чего мо­гут защитить от неизвестного предмета или человека. Третья характеристика саморегуляции — это самостимуляция: потреб­ность в повышении активации может проявляться у детей в та­ких действиях, как сосание пальца, сжимание и разжимание пальцев рук, и в других непроизвольных движениях. И, нако­нец, саморегуляция проявляется в том, чего хотят и ждут дети от окружающих — вовлечения в какую-нибудь активность или же, наоборот, создания спокойной, нестимулирующей их об­становки: одним детям нравится, когда их тормошат, подбра­сывают, другие этого категорически не переносят.

М.К.Ротбарт и Д.Дерриберри относят непосредственно к свойствам темперамента и чисто поведенческие, и физиологические показатели. Такое отнесение разноуровневых показателей к одной конкретной черте вызывает сомнение у многих психологов. Связаны эти сомнения с тем, что никакие имеющиеся в настоящее время данные не позволяют сделать вывод о том, что какие-либо физиологические особенности являются специфичными толь­ко для одного конкретного свойства темперамента.

Свойства темперамента, рассматриваемые М.К.Ротбарт и Д.Дерриберри на уровне поведения, в значительной степе­ни совпадают с теми, которые выделяли авторы Нью-йоркс­кого лонгитюда и трехкомпонентной структуры темперамен­та. М.К.Ротбарт и Д.Дерриберри также выде­ляют в качестве основных свойств темперамента активность, эмоциональность и приближение—удаление, однако, соглас­но психобиологической модели, свойства темперамента не рядоположны: они образуют две группы факторов, одна из которых (реактивность) является непосредственным поведен­ческим выражением реакции активации, а другая (саморегу­ляция) — связана с адаптацией этой реакции активации к кон­кретным условиям существования.

Исследование роли генотипа и среды в формировании свойств темперамента, выделяемых в психобиологическом под­ходе, началось параллельно разработке основных теоретичес­ких положений этого подхода. В связи с этим первые генети­ческие работы были проведены на стадии поисковых иссле­дований, когда список свойств темперамента еще не был ог­раничен особенностями реактивности и саморегуляции. Ре­зультаты одного из таких исследований представлены в таб­лице.

 

Генотип-средовые соотношения в показателях темперамента рассматриваемых в рамках психобиологической модели (возраст выборки — 9 месяцев; Goldsmith H.H., Campos J.J., 1982)

Показатели темперамента r мз n=29 r дз n=29 h 2 c 2 е 2
Активность Положительные эмоции Страх Дистресс на ограничения (плач) Способность быстро успокаиваться Настойчивочть     (77) - (23)

В таблице представлены внутрипарные корреляции МЗ и ДЗ близнецов и вычисленные на их основании компоненты фенотипической дисперсии – наследуемость (h 2), общая среда (c 2) и различающаяся среда (е 2). Напомним, что h 2 = 2 (r мз - r дз), c 2 = r мз - h 2 = 2 r дз - r мз, е 2 = 1 – (h 2 + c 2). В тех случаях, когда сходство ДЗ близнецов более чем в два раза, в качестве показателя наследуемости указывается показатель внутрипарного сходства МЗ близнецов. В этих случаях показатель наследуемости дается в скобках.

Существенные различия во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов обнаружены для уровня активности детей и для негативных эмоций. Можно предположить, таким об­разом, что эти три свойства темперамента испытывают влия­ние генотипа.

В более поздних генетических работах интерес исследо­вателей был сосредоточен на анализе роли генотипа и среды в формировании положительных и отрицательных реакций. В близнецовом лонгитюдном исследовании рассматривались различные проявления эмоций и реакции приближения—уда­ления у детей в возрасте от трех месяцев до двух лет в различ­ных ситуациях — при предъявлении новой игрушки, при по­явлении незнакомого человека, а в более старшем возрасте — анализировались положительные и отрицательные реакции ребенка в разных игровых ситуациях.

Обобщенные показатели положительных и отрицатель­ных эмоций, их внутрипарное сходство у МЗ и ДЗ близнецов и компоненты фенотипической дисперсии представлены в таб­лице.

Генотип-средовые соотношения в показателях, рассматриваемых в рамках психобиологической модели (Денверское близнецовое исследование темперамента, возраст 3—24 месяца; Goldsmith H.H; Campos J.. 1982)

Показатели темперамента r мз n=29 r дз n=29 h 2 c 2 е 2
Негативная реакция Недовольство, плач Избегание (удаление) Позитивная реакция Улыбка Смех Желание поиграть           (46) (17)   - (47) (44)   - -   - - -   (54) (83)   - (53) (56)

 

Негативные эмоциональные реакции (плач), силь­ные положительные эмоции (смех) и желание включиться в новую игру (положительный полюс реакций приближения-удаления) оказались внутрипарно больше похожими у МЗ близнецов, а показатели наследуемости, вычисленные на ос­новании этих близнецовых данных, превышают 40%.

В более старшем возрасте, в 4 года и в 7 лет, исследова­лись только негативные реакции, и было показано, что отри­цательные эмоции (раздражительность, страх) сохраняют связь с генотипом примерно на том же уровне (Goldsmith H.H., Gottesman I.J., 1981).

Таким образом, есть основания полагать, что показате­ли и реактивности (активность, эмоциональность), и саморе­гуляции (приближение—удаление), рассматриваемые в психобиологической модели темперамента, обнаруживают связи с генотипом.

 

6. Целью Луизвильского лонгитюдного исследования близнецов, начатого в конце 50-х годов Ф.Фолкнером и продолжающегося и в настоящее время, является выяснение роли генотипа в физическом и психологическом развитии ребенка.

Исследователи, проводящие Луизвильский лонгитюд, получают из родильных домов информацию о рождении близнецов и обращаются к родителям близнецов с предложением участвовать в исследовании. Сформированная к настоящему времени выборка является репрезентативной населению того района, в котором проводится исследование, по различным параметрам социально-экономического статуса (образованию и профессии родителей, доходу семей и т.д.) и насчитывает около 600 пар близнецов.

Обследование близнецов и интервью с их родителями проводится каждые три месяца в течение первого года жизни, каждые полгода — на втором и третьем году жизни, ежегод­но — до 9 лет. Начиная с 10 лет, каждый год оцениваются особенности темперамента ребенка, а показатели когнитив­ной сферы диагностируются дважды — в 12 и 15 лет. Посколь­ку выборка набирается постепенно (по мере рождения близ­нецов), в ней неодинаково представлены дети разных возрас­тов: не все дети успели "дорасти" до подросткового возраста.

Изучение темперамента ребенка и роли генотипа в его формировании изначально не входило в планы Луизвильского исследования. Только с 70-х годов, то есть через 15 лет пос­ле начала исследования, в схему лонгитюда, наряду с харак­теристиками физического и когнитивного развития детей, включается и диагностика особенностей темперамента. Соот­ветственно, величина выборки, на которой можно провести сравнение близнецов по темпераменту, в настоящее время мень­ше, чем всей обследованной выборки.

Следует также отметить, что авторы Луизвильского ис­следования не предлагают собственных теоретических разра­боток, касающихся темперамента, а основываются на обще­принятых представлениях о нем, опираясь преимущественно на взгляды М.К. Ротбарт (Rothbart M.K., Derryberry D., 1981) и А.Томаса и С.Чесс (Thomas A., Chess S., 1977). Иначе говоря, в Луизвильском лонгитюдном исследовании свойства темпе­рамента рассматриваются как стилевые особенности поведе­ния, проявляющиеся с первых дней жизни ребенка и сохраня­ющиеся в течение длительного времени. Для оценки темпера­мента используются данные лабораторного наблюдения, экс­пертные оценки психологов, стандартные опросники, адресо­ванные родителям, и интервью с матерями близнецов. Рас­смотрим подробнее некоторые из полученных результатов.

В рамках Луизвильского лонгитюда было проведено пер­вое генетическое исследование темперамента новорожденных близнецов. За поведением детей, чей возраст не превышал не­дели, на протяжении примерно трех-четырех часов (между двумя кормлениями) велось наблюдение по стандартной схе­ме. В ходе этого наблюдения отмечались разнообразные па­раметры поведения — интенсивность и длительность двигательной активности ребенка, его реакция на разные стимулы, различные выражения неудовольствия и удовольствия и т.д. Полученные особенности поведения были сведены в 6 оце­нок, которые, по предположению автора, являются ранними проявлениями темперамента. К ним относятся раздражимость, способность успокаиваться, реакция на стимулы, реакция на подкрепление, активность в бодрствующем состоянии и ак­тивность во сне. Все эти показатели оказались прогностич<


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.053 с.