Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-11-17 | 233 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Автор исследова-тельского проекта | Исследуемые показатели | Возраст выборки | Результаты |
Шляхта Н.Ф. | |||
Егорова М.С. | |||
Малых С.Б. | |||
Семенов В.В. | |||
Общие выводы: |
Контрольные вопросы
Проблема темперамента и характера в отечественной и зарубежной психологии.
8. Связаны ли между собой исследовательские подходы, выделяющие черты: а) формально-динамические и содержательные, б) индивидные и личностные, в) относящиеся к темпераменту и к характеру?
9. Психогенетические исследования темперамента у детей.
10. Основные схемы описания темперамента у взрослых и результаты их исследования в психогенетике.
Темы рефератов
1. Исследования темперамента и личности в психогенетике.
2. Психологическая характеристика темперамента.
3. Основные подходы в истории изучения темперамента.
4. Генетическая детерминация индивидуальной чувствительности к алкоголю.
5. Природа межиндивидуальной изменчивости личности.
Литература
1. Алфимова М.В. Генетика и преступность. Вопр. психол., 2000, № 6, с. 129-131.
9. Равич-Щербо И.В.(ред.) Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.,1988.
|
10. *)Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика. Учебник для вузов. М., 1999. 446 с.
Приложение
к лабораторному занятию № 9 «Исследование темперамента в психогенетике»
1. В исследованиях темперамента, проводящихся в нашей стране, основным критерием для отнесения той или иной психологической характеристики к свойствам темперамента является ее формально-динамический характер (Небылицын В.Д., 1976). Свойства темперамента "формальны", поскольку они не связаны с содержанием деятельности, с целями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность. Свойства темперамента являются "динамическими", поскольку они определяют динамику деятельности — интенсивность, темп, ритмичность тех психологических особенностей, которые включены в осуществление этой деятельности.
Формальный характер свойств темперамента подчеркивается и зарубежными исследователями, хотя называют они этот признак темперамента иначе — стиль поведения. В отличие от способностей, которые показывают, что получается у человека лучше всего, каков уровень его достижений, и в отличие от мотивации, свидетельствующей о том, почему человеком совершается то или иное действие, свойства темперамента определяют, как человек действует в самых разных ситуациях (каков темп его деятельности, насколько легко и быстро он адаптируется в разных условиях, свойственна ли ему резкая смена эмоциональных состояний и т.д.),
|
Свойства темперамента в значительной степени зависят от биологической организации человека. Поиск природных (физиологических, эндокринных, биохимических) детерминант психологических характеристик человека уходит корнями в далекое прошлое: попытки связать свойства организма и особенности поведения делались уже при создании античных типологий темперамента. Теоретические представления о темпераменте во все времена исходили из предположения о том, что различия между людьми в свойствах темперамента связаны с индивидуальными различиями в их биологических подсистемах (анатомических, морфологических, физиологических).
В настоящее время можно с уверенностью говорить о том, что индивидуальные особенности темперамента тесно связаны с психофизиологическими и нейродинамическими свойствами человека. Однако было бы ошибкой сводить свойства темперамента к лежащим в его основе биологическим закономерностям. Темперамент и физиологические механизмы, которые его обусловливают, не изоморфны (не тождественны друг другу). Как было неоднократно показано, любое свойство темперамента связано с разными физиологическими и нейродинамическими свойствами, то есть любое свойство темперамента нельзя рассматривать как просто поведенческое проявление какого-то конкретного физиологического свойства. Более того, любые физиологические и нейродинамические свойства влияют на особенности протекания разных психологических характеристик, в число которых входят не только свойства темперамента (Мерлин B.C., 1986; Buss A., Plomin R., 1984; Hinde R.A., 1989).
Обсуждая биологические основания темперамента, многие исследователи считают, что свойства темперамента являются генетически обусловленными или, по крайней мере, связаны с теми физиологическими и нейродинамическими особенностями, которые в значительной степени детерминированы генотипом. Современная психология обладает надежными экспериментальными данными, демонстрирующими связь свойств темперамента с генотипом.
|
Свойства темперамента проявляются в самом раннем детстве. Индивидуальные различия в двигательных реакциях детей, в порогах реактивности, в интенсивности реакций обнаруживаются с первых дней жизни. В первые месяцы можно определить преобладающий эмоциональный тон в настроении ребенка, легкость его адаптации к новым ситуациям, особенности реакций на новые стимулы, например, настороженность и стремление избежать контакта с новым предметом или же, наоборот, интерес к нему и желание поближе с ним познакомиться. Одни дети с готовностью пробуют новую пищу, тянутся к новой игрушке, с интересом разглядывают незнакомого человека, другие — с опасением рассматривают непривычную игрушку и долго боятся взять ее в руки, выплевывают пищу, которую никогда не ели раньше, плачут и прижимаются к матери, увидев незнакомого человека.
Все эти особенности представляют собой ранние проявления темперамента. Они определяют существенные особенности поведения ребенка и очевидны для того, кто за ним наблюдает. Благодаря этим характеристикам темперамента — важности для понимания поведения ребенка и легкости диагностики — свойства темперамента часто используются для описания ранних психологических особенностей детей. Но внимание и интерес психологов к темпераменту связаны не только с тем, что его проявления отчетливо демонстрируют индивидуальные особенности детей первых лет жизни. Исключительно важно то, что свойства темперамента являются онтогенетически стабильными, то есть описывают особенности поведения, характерные для человека в течение длительных отрезков времени. И данные непосредственного наблюдения за детьми, и оценки поведенческих особенностей детей, полученные в интервью с их родителями, обнаруживают возрастную стабильность эмоциональных реакций, двигательной активности, легкости в переключении с одной деятельности на другую, способности и готовности вступать в контакт и общаться с другими детьми и взрослыми (Buss A.H., Plomin R., 1975; Rothbart M.K., 1989).
Непосредственное влияние свойств темперамента на особенности поведения человека меняется с возрастом. Изменение роли темперамента с возрастом и причины этого изменения отчетливо показаны в лонгитюдных исследованиях. Одно из них — Нью-йоркское лонгитюдное исследование темперамента, проведенное Александром Томасом и Стеллой Чесс, — является наиболее длительным на сегодняшний день. Возрастные вменения темперамента прослеживаются в этом исследовании от первых месяцев жизни до 30 лет (Thomas A., Chess S., 1977, 1987).
|
Как показали А.Томас и С.Чесс, свойства темперамента в значительной степени определяют психологический статус ребенка на протяжении всего дошкольного и младшего школьного возраста, непосредственно влияя и на уровень адаптации ребенка к постоянным условиям его существования, и на скорость адаптации в новых для ребенка условиях, прежде всего, при начале школьного обучения. Начиная с 10—12 лет основную роль начинают играть не столько свойства темперамента как таковые, сколько так называемые вторичные свойства, то есть свойства, сформированные на основании тех или иных особенностей темперамента. Например, низкая общительность ребенка и застенчивость, заставляющая его избегать ситуаций, в которых необходимы контакты с другими людьми, могут привести к несформированности навыков общения, что и будет в более старшем возрасте основной причиной неудач при общении с другими людьми.
Однако влияние темперамента на особенности поведения не пропадает полностью, и, как было показано в том же исследовании, даже во взрослом возрасте обнаруживаются связи с теми особенностями темперамента, которые были определены в дошкольном возрасте. Так, в этом же исследовании показано, что оценки темперамента ребенка, полученные, когда ребенку было 3 года, оказались значимо связаны с некоторыми аналогичными формально-динамическими особенностями поведения во взрослом возрасте и с успешностью адаптации (удовлетворенностью работой, отношениями в семье и т.д.). Таким образом, можно заключить, что свойства темперамента сохраняются на протяжении длительных периодов жизни и, появившись в раннем детстве, продолжают оказывать влияние на поведение человека и во взрослом возрасте.
Говоря об онтогенетической стабильности свойств темперамента, необходимо помнить, что сохранность свойств темперамента не означает неизменности их проявлений.
Во-первых, свойства темперамента изменяются с возрастом. Так, может снижаться чувствительность к эмоциогенным ситуациям, повышаться или понижаться порог реактивности, изменяться величина общей активности. Однако при изменении абсолютной величины того или иного свойства темперамента его относительная величина может оставаться неизменной: например, дети, которые были наиболее эмоциональными в дошкольном возрасте, будут более эмоциональны, чем их сверстники, и в подростковом, и во взрослом возрасте.
|
Во-вторых, одни и те же свойства темперамента по-разному обнаруживают себя в разных возрастах. Низкая общительность у взрослого человека будет проявляться не в испуге, возникающем при появлении незнакомого человека, как у двухлетнего ребенка, а в стремлении к уединению, в нежелании посещать шумные и многолюдные компании, в скованности, появляющейся при общении с незнакомыми людьми. Вместе с тем, и страх незнакомца, и стремление сократить число контактов с другими людьми являются проявлениями одного и того же свойства темперамента.
В-третьих, чем старше становится человек, тем больший отпечаток на его поведение накладывают нормы общества. Они маскируют те особенности темперамента, проявление которых может вызвать неодобрение окружающих. Так, бурное проявление отрицательных эмоций, простительное маленькому ребенку, у взрослого человека будет воспринято как неумение владеть собой, неуважение к окружающим или просто как невоспитанность. В процессе социализации ребенок обучается тому, как надо реагировать на разные ситуации, каких реакций от него ждут окружающие, и это приводит к тому, что внешнее проявление одних особенностей темперамента усиливается, а других — уменьшается. Вследствие этого, чем старше становится человек, тем труднее наблюдателю определить особенности его темперамента.
Тем не менее, диагностика темперамента у взрослого человека не является неразрешимой задачей. Дело в том, что свойства темперамента определяют динамику психической деятельности в самых разных ситуациях, то есть являются кросс-ситуативными. В одних случаях проявление свойств темперамента будет маскироваться больше, в других — нивелирующее воздействие социальных условий на свойства темперамента будет меньше. Предполагается, что те динамические особенности психической жизни человека, которые наиболее для него характерны, обнаруживаются наиболее часто и свойственны ему в разных (хотя и не во всех) ситуациях, и являются проявлениями его темперамента.
Кроме того, свойства темперамента отчетливо проявляются в тех случаях, когда человек попадает в новую, непривычную для него или трудную ситуацию. Например, такое свойство темперамента, как общительность, более определенно проявится при необходимости вступить в контакт с незнакомыми людьми, чем при общении со своими близкими. Общаясь с друзьями, даже самые застенчивые и некоммуникабельные люди чувствуют себя свободно и мало отличаются от тех, кто никогда не испытывал сложностей в общении. При необходимости быстро принять решение, справиться с проблемой в условиях дефицита времени уровень эмоциональности человека значительно заметнее, чем в обычной для него ситуации. Например, сдавая экзамены, некоторые люди так волнуются, что не могут ответить на вопросы, которые в спокойной ситуации не вызвали бы у них ни малейшего затруднения. Обычно же их высокая эмоциональность может быть не заметна для окружающих.
На основании описанных критериев можно выделить свойства темперамента среди других психологических особенностей человека. Итак, к свойствам темперамента относятся те индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его деятельности, имеют тесные связи с биологическими подструктурами организма и обусловлены генотипом. Они обнаруживаются в раннем детстве, являются относительно стабильными, сохраняются на протяжении длительного периода времени и проявляются в разных ситуациях.
2. Наиболее тщательное исследование генетической обусловленности свойств темперамента, анализируемых в Нью-йоркском лонгитюдном исследовании, было проведено норвежским психологом А.Торгерсен (Torgersen A.M., 1987, 1989). Она отобрала выборку близнецов и проследила изменения во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов на протяжении 15 лет.
На оси абсцисс отмечены свойства темперамента (активность, приближение—удаление, адаптивность, интенсивность, порог реактивности, настроение, внимание/настойчивость). На оси ординат расположены процентили. В данном случае процентили означают долю внутрипарных различий близнецов во внутрипарных различиях неродственников. Рассмотрим, в чем состоит смысл этого показателя.
Если случайным образом подобрать пары детей и посмотреть внутрипарные различия в свойствах темперамента, то окажется, что дети в каждой паре не похожи друг на друга: эти дети не являются родственниками (и, следовательно, у них нет общих генов), они живут в разных условиях и не знакомы друг с другом. Вычислив внутрипарные дисперсии у неродственников, мы получим величину различий у максимально непохожих друг на друга людей. Этот показатель — внутрипарные различия неродственников — используется как точка отсчета. Сравнивая с этим показателем внутрипарные различия близнецов (вычисляя процентили), можно выяснить, в какой степени различия по темпераменту у близнецов отклоняются от случайных, то есть будут ли эти различия у близнецов меньше, чем у неродственников. Сопоставляя МЗ и ДЗ близнецов по процентилям, можно выяснить, влияет ли генотип на индивидуальные различия в свойствах темперамента: если величина процентилей у МЗ близнецов будет меньше, чем у ДЗ, это означает, что различия внутри пар МЗ близнецов будут меньше, чем различия внутри пар ДЗ близнецов, и, следовательно, можно предположить, что свойства темперамента испытывают влияние генотипических факторов.
Как видно по графикам, представленным на рисунке 1, внутрипарные различия МЗ близнецов всегда оказываются меньше, чем внутрипарные различия ДЗ близнецов. Для одних свойств темперамента эта разница между МЗ и ДЗ — небольшая, для других — значительная и увеличивается с возрастом. Кроме того, по большинству свойств темперамента внутрипарные различия между МЗ близнецами имеют тенденцию уменьшаться от младенческого возраста к 15 годам, чего не происходит у ДЗ близнецов. Таким образом, полученные А.Торгерсен данные свидетельствуют о влиянии генотипа на индивидуальные различия в свойствах темперамента.
3. Проявление трех свойств темперамента (активности, эмоциональности, социабельности) может меняться под влиянием внешних воздействий, однако возможности влияния на разные свойства не одинаковы: больше всего подвержены научению внешние проявления эмоциональности, а меньше всего — активности.
В этом направлении исследования темперамента особое внимание уделялось анализу генотипических влияний и их роли в детерминации свойств темперамента. В настоящее время есть экспериментальные работы, в которых по свойствам темперамента сопоставлялись близнецы, сибсы, родители и их дети (как генетически связанные с родителями, так и приемные). Рассмотрим некоторые из полученных результатов.
При сравнении внутрипарного сходства МЗ и ДЗ близнецов по активности, эмоциональности и социабельности, как правило, обнаруживается высокое сходство МЗ близнецов и очень низкое — ДЗ близнецов: их внутрипарные корреляции часто приобретают отрицательное значение. В таблице 4 приведены данные четырех исследований, проведенных на детях от трех до семи лет. В двух работах ДЗ близнецы оказались настолько не похожи по активности и эмоциональности, что их внутрипарные корреляции достигли высоких отрицательных значений (до -0,41).
Использовав данные разных исследований детей первых лет жизни и усреднив результаты генетического анализа по трем свойствам темперамента, А.Басс и Р.Пломин получили средние внутрипарные корреляции (Buss A., PlominR.,1975). Для МЗ близнецов среднее внутрипарное сходство по всем этим свойствам темперамента оказалось равно 0,59, для ДЗ близнецов -0,01.
Таким образом, при обследовании детей первых лет жизни обнаруживается значительное различие во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов. Однако, несмотря на это, интерпретировать полученные результаты как свидетельство только генотипического влияния на темперамент нельзя, поскольку ДЗ близнецы, имеющие половину общих генов, не должны иметь столь низкие (и даже отрицательные) внутри-парные корреляции.
Пытаясь найти причины столь очевидного несходства ДЗ близнецов по темпераменту, А.Басс и Р.Пломин предположили, что причиной этого является эффект контраста, играющий заметную роль в формировании ДЗ близнецов. "Родители могут противопоставлять своих детей, присваивая одному из них ярлык активного ребенка, а другому — пассивного. Близнецы и сами могут усиливать различия, существующие между ними, и становиться все более непохожими по своим поведенческим особенностям. Тот, кто чуть-чуть активнее другого, может превращать это отличие в постоянное преимущество и всегда выступать инициатором, а второй — подчиняться своему активному партнеру. Почему это не происходит у МЗ близнецов? Вероятно, из-за того, что они слишком похожи поведенчески и противопоставлять их друг другу очень трудно" (Buss A., Plomin R., 1984, с. 119).
Такая интерпретация полученных данных позволяет предположить, что генотип вносит некоторый вклад в индивидуальные различия по активности, эмоциональности и социабельности, однако оценить величину этого вклада довольно трудно без дополнительных исследований условий развития близнецов, их отношений друг с другом и отношения к ним родителей.
4. Данные, полученные в семейных исследованиях и при исследовании приемных детей, оказались неожиданными (Plomin R ., DeFries J.C., 1985; Plomin R., DeFries J.C., FulkerD.W., 1988).
У детей первых лет жизни корреляции между сибсами оказались незначимыми и не отличались по величине от корреляций между приемными детьми, то есть детьми, воспитывающимися в одной семье, но не имеющими общих генов. У детей предподросткового возраста сохранилась та же самая картина. Так, в одном из исследований корреляции между родными сибсами в 7—10 лет по активности, эмоциональности и социабельности оказались равны соответственно -0,18, -0,04 и 0,13 и не отличались значимо от корреляций, полученных у приемных сибсов (Schmitz S., 1994). Таким образом, с одной стороны, повторяется то же самое, что наблюдалось при исследовании ДЗ близнецов: генетически похожие дети (то есть дети, имеющие в среднем половину общих генов), оказываются абсолютно не похожими по свойствам темперамента. С другой стороны, отсутствие различий между родными и приемными сибсами указывает на отсутствие генотипических влияний на эти свойства темперамента.
При сравнении родителей и детей результаты оказались противоречивыми. Когда экспертами при оценке темперамента детей выступали учителя и психологи, сходство родителей и их родных детей в 7 и в 10 лет оказалось выше сходства родителей и приемных детей по показателям активности и социабельности, то есть данные указывали на некоторое влияние генотипа на эти характеристики. При оценке темперамента родителями различий между родными и приемными семьями обнаружено не было (Schmitz S., 1994).
В более старшем возрасте, начиная с подросткового, получаемые данные обычно подтверждают гипотезу о генетической обусловленности активности, эмоциональности и социабельности. Однако остаются существенные различия в величине показателя наследуемости. Если показатели наследуемости этих свойств темперамента, вычисляемые на основании близнецовых данных, оказываются равны примерно 0,30— 0,50, то показатели наследуемости, полученные в семейных исследованиях и при исследовании приемных детей, оказываются ниже — от 0,20 до 0,40.
При анализе этих свойств темперамента у взрослых наблюдается также ассимиляционный эффект у МЗ близнецов, то есть увеличение сходства МЗ близнецов за счет средовых факторов, чего не происходит у ДЗ близнецов (Plomin R., Pedersen N.L. et al., 1988). Так, на шведской выборке при сравнении пожилых разлученных близнецов и близнецов, живущих вместе, оказалось, что у живущих вместе МЗ близнецов внутрипарное сходство выше, чем у МЗ близнецов, живущих врозь (см. таблица). Это приводит к тому, что показатели наследуемости, вычисленные на основании данных неразлученных МЗ и ДЗ близнецов, оказываются выше, чем показатели наследуемости тех же свойств, вычисленные на основании данных близнецов, живущих врозь.
Внутрипарное сходство у разлученных и неразрученных близнецов по свойствам темперамента (Plomin R., Pedersen N.L. et al„ 1988)
Более того, по социабельности в двух выборках близнецов получены прямо противоположные результаты: если по данным неразлученных близнецов показатель наследуемости социабельности равен 0,32, то по данным разлученных близнецов он лишь незначительно отличается от 0. В какой степени этот результат надежен и свидетельствует об уменьшении генетического влияния на социабельность во взрослом возрасте, трудно сказать, поскольку пока свойства темперамента пожилых людей анализировались только в одной работе.
Подводя итоги полученным данным, можно сказать, что при исследовании трехкомпонентной структуры темперамента было выделено три его свойства — активность, эмоциональность и социабельность. Все они, как правило, демонстрируют связь с генотипом в близнецовых исследованиях, но по данным семейных исследований и при сравнении приемных детей результаты оказываются противоречивыми. Эти противоречия наиболее остры при исследовании темперамента у младших возрастных групп и уменьшаются при анализе темперамента у более старших возрастных групп. Начиная с подросткового возраста, данные обычно демонстрируют связь этих трех свойств темперамента с генотипом. В пожилом возрасте, по данным единственной на сегодняшний день работы, сомнительным оказывается влияние генотипа на социабельность.
5. Авторы психобиологического подхода к исследованию темперамента, М.К.Ротбарт и Д.Дерриберри, считают, что темперамент представляет собой структуру многоуровневых свойств и проявляется в действии нейронов, в физиологических характеристиках и в динамических (стилевых) особенностях поведения (Rothbart M.K., Derryberry D., 1981; Rothbart М.К., 1989). К свойствам темперамента авторы этого направления относят особенности реактивности и саморегуляции, которые исследуются ими у детей первых лет жизни по опросникам, заполняемым матерями, и по данным лабораторного наблюдения.
Реактивность является результатом реакции активации и проявляется в двигательной активности, эмоциональности, в деятельности нервной системы и эндокринной системы. Анализируя реактивность, авторы рассматривают, во-первых, интенсивность стимулов (каким должен быть раздражитель, чтобы вызвать реакцию) и значение стимулов (какую реакцию они вызывают — положительную или отрицательную).
Саморегуляция представляет собой динамические особенности поведения, которые модулируют (снижают или повышают) активацию и, следовательно, показатели реактивности. К числу таких особенностей относится, прежде всего, приближение—удаление, то есть желание поближе подойти к новому стимулу или же, наоборот, — избежать контакта с ним. В основе положительной реакции на новые стимулы, то есть в основе приближения, лежит, по мнению авторов, потребность в увеличении активации, а в основе отрицательной реакции, проявляющейся в избегании новых стимулов, — потребность в снижении активации. С приближением—удалением связана вторая характеристика саморегуляции — ориентация внимания, которая свидетельствует о том, куда направлено внимание ребенка при появлении нового стимула — на этот стимул или на окружающих, которые в случае чего могут защитить от неизвестного предмета или человека. Третья характеристика саморегуляции — это самостимуляция: потребность в повышении активации может проявляться у детей в таких действиях, как сосание пальца, сжимание и разжимание пальцев рук, и в других непроизвольных движениях. И, наконец, саморегуляция проявляется в том, чего хотят и ждут дети от окружающих — вовлечения в какую-нибудь активность или же, наоборот, создания спокойной, нестимулирующей их обстановки: одним детям нравится, когда их тормошат, подбрасывают, другие этого категорически не переносят.
М.К.Ротбарт и Д.Дерриберри относят непосредственно к свойствам темперамента и чисто поведенческие, и физиологические показатели. Такое отнесение разноуровневых показателей к одной конкретной черте вызывает сомнение у многих психологов. Связаны эти сомнения с тем, что никакие имеющиеся в настоящее время данные не позволяют сделать вывод о том, что какие-либо физиологические особенности являются специфичными только для одного конкретного свойства темперамента.
Свойства темперамента, рассматриваемые М.К.Ротбарт и Д.Дерриберри на уровне поведения, в значительной степени совпадают с теми, которые выделяли авторы Нью-йоркского лонгитюда и трехкомпонентной структуры темперамента. М.К.Ротбарт и Д.Дерриберри также выделяют в качестве основных свойств темперамента активность, эмоциональность и приближение—удаление, однако, согласно психобиологической модели, свойства темперамента не рядоположны: они образуют две группы факторов, одна из которых (реактивность) является непосредственным поведенческим выражением реакции активации, а другая (саморегуляция) — связана с адаптацией этой реакции активации к конкретным условиям существования.
Исследование роли генотипа и среды в формировании свойств темперамента, выделяемых в психобиологическом подходе, началось параллельно разработке основных теоретических положений этого подхода. В связи с этим первые генетические работы были проведены на стадии поисковых исследований, когда список свойств темперамента еще не был ограничен особенностями реактивности и саморегуляции. Результаты одного из таких исследований представлены в таблице.
Генотип-средовые соотношения в показателях темперамента рассматриваемых в рамках психобиологической модели (возраст выборки — 9 месяцев; Goldsmith H.H., Campos J.J., 1982)
Показатели темперамента | r мз n=29 | r дз n=29 | h 2 | c 2 | е 2 |
Активность Положительные эмоции Страх Дистресс на ограничения (плач) Способность быстро успокаиваться Настойчивочть | (77) | - | (23) |
В таблице представлены внутрипарные корреляции МЗ и ДЗ близнецов и вычисленные на их основании компоненты фенотипической дисперсии – наследуемость (h 2), общая среда (c 2) и различающаяся среда (е 2). Напомним, что h 2 = 2 (r мз - r дз), c 2 = r мз - h 2 = 2 r дз - r мз, е 2 = 1 – (h 2 + c 2). В тех случаях, когда сходство ДЗ близнецов более чем в два раза, в качестве показателя наследуемости указывается показатель внутрипарного сходства МЗ близнецов. В этих случаях показатель наследуемости дается в скобках.
Существенные различия во внутрипарном сходстве МЗ и ДЗ близнецов обнаружены для уровня активности детей и для негативных эмоций. Можно предположить, таким образом, что эти три свойства темперамента испытывают влияние генотипа.
В более поздних генетических работах интерес исследователей был сосредоточен на анализе роли генотипа и среды в формировании положительных и отрицательных реакций. В близнецовом лонгитюдном исследовании рассматривались различные проявления эмоций и реакции приближения—удаления у детей в возрасте от трех месяцев до двух лет в различных ситуациях — при предъявлении новой игрушки, при появлении незнакомого человека, а в более старшем возрасте — анализировались положительные и отрицательные реакции ребенка в разных игровых ситуациях.
Обобщенные показатели положительных и отрицательных эмоций, их внутрипарное сходство у МЗ и ДЗ близнецов и компоненты фенотипической дисперсии представлены в таблице.
Генотип-средовые соотношения в показателях, рассматриваемых в рамках психобиологической модели (Денверское близнецовое исследование темперамента, возраст 3—24 месяца; Goldsmith H.H; Campos J.. 1982)
Показатели темперамента | r мз n=29 | r дз n=29 | h 2 | c 2 | е 2 |
Негативная реакция Недовольство, плач Избегание (удаление) Позитивная реакция Улыбка Смех Желание поиграть | (46) (17) - (47) (44) | - - - - - | (54) (83) - (53) (56) |
Негативные эмоциональные реакции (плач), сильные положительные эмоции (смех) и желание включиться в новую игру (положительный полюс реакций приближения-удаления) оказались внутрипарно больше похожими у МЗ близнецов, а показатели наследуемости, вычисленные на основании этих близнецовых данных, превышают 40%.
В более старшем возрасте, в 4 года и в 7 лет, исследовались только негативные реакции, и было показано, что отрицательные эмоции (раздражительность, страх) сохраняют связь с генотипом примерно на том же уровне (Goldsmith H.H., Gottesman I.J., 1981).
Таким образом, есть основания полагать, что показатели и реактивности (активность, эмоциональность), и саморегуляции (приближение—удаление), рассматриваемые в психобиологической модели темперамента, обнаруживают связи с генотипом.
6. Целью Луизвильского лонгитюдного исследования близнецов, начатого в конце 50-х годов Ф.Фолкнером и продолжающегося и в настоящее время, является выяснение роли генотипа в физическом и психологическом развитии ребенка.
Исследователи, проводящие Луизвильский лонгитюд, получают из родильных домов информацию о рождении близнецов и обращаются к родителям близнецов с предложением участвовать в исследовании. Сформированная к настоящему времени выборка является репрезентативной населению того района, в котором проводится исследование, по различным параметрам социально-экономического статуса (образованию и профессии родителей, доходу семей и т.д.) и насчитывает около 600 пар близнецов.
Обследование близнецов и интервью с их родителями проводится каждые три месяца в течение первого года жизни, каждые полгода — на втором и третьем году жизни, ежегодно — до 9 лет. Начиная с 10 лет, каждый год оцениваются особенности темперамента ребенка, а показатели когнитивной сферы диагностируются дважды — в 12 и 15 лет. Поскольку выборка набирается постепенно (по мере рождения близнецов), в ней неодинаково представлены дети разных возрастов: не все дети успели "дорасти" до подросткового возраста.
Изучение темперамента ребенка и роли генотипа в его формировании изначально не входило в планы Луизвильского исследования. Только с 70-х годов, то есть через 15 лет после начала исследования, в схему лонгитюда, наряду с характеристиками физического и когнитивного развития детей, включается и диагностика особенностей темперамента. Соответственно, величина выборки, на которой можно провести сравнение близнецов по темпераменту, в настоящее время меньше, чем всей обследованной выборки.
Следует также отметить, что авторы Луизвильского исследования не предлагают собственных теоретических разработок, касающихся темперамента, а основываются на общепринятых представлениях о нем, опираясь преимущественно на взгляды М.К. Ротбарт (Rothbart M.K., Derryberry D., 1981) и А.Томаса и С.Чесс (Thomas A., Chess S., 1977). Иначе говоря, в Луизвильском лонгитюдном исследовании свойства темперамента рассматриваются как стилевые особенности поведения, проявляющиеся с первых дней жизни ребенка и сохраняющиеся в течение длительного времени. Для оценки темперамента используются данные лабораторного наблюдения, экспертные оценки психологов, стандартные опросники, адресованные родителям, и интервью с матерями близнецов. Рассмотрим подробнее некоторые из полученных результатов.
В рамках Луизвильского лонгитюда было проведено первое генетическое исследование темперамента новорожденных близнецов. За поведением детей, чей возраст не превышал недели, на протяжении примерно трех-четырех часов (между двумя кормлениями) велось наблюдение по стандартной схеме. В ходе этого наблюдения отмечались разнообразные параметры поведения — интенсивность и длительность двигательной активности ребенка, его реакция на разные стимулы, различные выражения неудовольствия и удовольствия и т.д. Полученные особенности поведения были сведены в 6 оценок, которые, по предположению автора, являются ранними проявлениями темперамента. К ним относятся раздражимость, способность успокаиваться, реакция на стимулы, реакция на подкрепление, активность в бодрствующем состоянии и активность во сне. Все эти показатели оказались прогностич<
|
|
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!