Система средств обучения курсу информатики. Программные средства учебного назначения (ПСУН): классификация и тенденции их развития. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Система средств обучения курсу информатики. Программные средства учебного назначения (ПСУН): классификация и тенденции их развития.

2017-11-16 976
Система средств обучения курсу информатики. Программные средства учебного назначения (ПСУН): классификация и тенденции их развития. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ПСУН – средство, в котором отражается некоторая предметная область в той или иной мере реализуется технологией ее объединения и обеспечиваются ее условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

Проблемы разрешения и создания ПСУН опираются на следующие теоретические основы:

1) педагогическая целесообразность применения ПСУН;

2) функциональное назначение отдельных видов ПСУН;

3) классификация ПСУН по методическому назначению;

4) требования к программным средствам, используемым в учебно-воспитательном процессе.

Классификация:

1) по предметному содержанию;

2) по функции: а) диагностические, б) контролирующие, в) обучающие;

3) по степени активности, которая определяется структурой и характером деятельности;

4) по целевой активности;

5) по уровню коммуникабельности: а) предметно-ориетированные с разной степенью интерактивности, б) коммуникативно-ориетированные (локальные сети).

Классификация по методическому назначению (Роберт Е. Вениаминов): 1) обучающая система; 2) контролирующая система; 3) тренажеры; 4) информационно-справочные и информационно-поисковые; 5) имитационные; 6) моделирующие; 7) игровые; 8) демонстрационные; 9) досуговые.

Существует еще классификация ПСУН: 1) компьютерные учебники; 2) предметно-ориентированные среды; 3) лабораторный практикум; 4) тренажеры; 5) контролирующие программы; 6) справочники, БД учебного назначения.

Тенденции развития ПСУН состоит в отходе от идей прошедшего объединения и расширения информационного пространства программы. Первая обучающая программа почти полностью реализовывали обучение на основе технологии пр-нии: 1) порциональные предъявления учебной информации на экране монитора; 2) со знакомством нового материала – тренировочный опрос; 3) в зависимости от ответов учащегося либо продвижение вперед, либо возврат к пройденным темам.

Из программных средств, специализированных контролировать учебно-познавательную деятельность можно отнести экспертные обучающие системы. Эти программные продукты, основанные на технологии искусственного интеллекта, требует больших затрат, и на сегодняшний день нет потребности полностью заменить учителя. Увеличение объема информационного пространства программ учебного назначения наиболее ярко представлен в гиперсредах (гипертекст, гипермедиа).

При использовании программных средств в качестве средства обучения выделяют цели использования:

1) общедидактические: развитие мышления, воображения, творческого потенциала;

2) частнодидактические: формирование алгоритмического стиля мышления, навыков работы на ЭВМ.

 

19. Дидактические принципы применения ПСУН в процессе обучения. Основные направления использования ПСУН в учебном процессе общеобразовательной школы.

Решению дидактических задач способствуют все программные средства учебного назначения: демонстрационная программа, обучающая.

Принципы:

1) принцип научности – обеспечивается методической частью программных средств и содержанием учебных программ;

2) принцип созидательности и творческой активности – при руководящей роли учителя реализуется каждым учителем в меру его педагогического мастерства;

3) принцип наглядности развития теоретического мышления – данный принцип имеет особенно важное значение в отношении использования программных средств, поскольку ПСУН является средством обучения, основным назначением которых является совершенствование процесса обучения;

4) принцип систематичности и системности – относится к содержанию образования и обеспечивается методической частью программных средств;

5) принцип перехода от образования к самообразованию;

6) принцип связи образования жизни – реализуется внедрением современных информационных технологий по следующим направлениям: во-первых на уроке информатике, во-вторых, при изучении общеобразовательных дисциплин, в-третьих, во внеклассной работе;

7) принцип прочности результатов образования и развития познавательных сил учащихся – помогает реализовать обучающие приемы, использование которых на уроке для закрепления, позволяет индивидуализировать этот процесс;

8) принцип положительного эмоционального фона – всегда реализуется обычно на первых уроках с применением компьютеров не зависимо от мастерства и опыта учителя;

9) принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся – классно-урочная система принижает индивидуальные особенности учащихся.

При использовании программных средств на уроках необходимо выполнение частных принципов, отражающих особенности программных средств в учебном процессе:

1) принцип понимания прикладных задач;

2) принцип общности – требует от учащихся функциональных возможностей, которые предоставляют программные средства данного типа;

3) принцип понимания логики действий в данном программном средстве;

4) принцип оптимального использования для решения дидактических задач в преподавании физики;

5) принцип использования программных средствв для развития творческой активности учащихся;

6) принцип комплексного использования программных средств на уроке – наибольший эффект можно достичь только путем комплексного использования разнообразных средств на уроке;

7) принцип оптимального использования программных средств для обучения.

 

 

Учебно-методическое и программное обеспечение курса информатики. Требования к педагогическим программным средствам. Методика использования аудиовизуальных и технических СО.

 

Все учебные материалы сегодня условно можно разделить на две большие группы:

1) «внешние» - утверждены или рекомендованы Министерством образования

2) «внутренние» - авторские учебно-методические пособия, которые создаются самими преподавателями для дальнейшего использования в своей педагогической деятельности. Они создаются с учетом требований Госстандарта и являются наиболее адаптированными к специфике работы самого учителя в данном учебном учреждении.

Базовое программное обеспечение составляют: ОС, офисный пакет, антивирусные средства, архиваторы, графический редактор, инструментальные средства разработки программ.

Программно-методическое обеспечение курса информатики, наряду с базовым программным обеспечением включает программные средства для поддержки преподавания и инструментальные программные средства, предоставляющие возможность управления учебным процессом, автоматизацию процесса контроля учебной деятельности.

Программное и учебно-методическое обеспечение курса информатики ориентировано на:

1) поддержку изучения курса (изучение теоретических вопросов, выработка умений и навыков общения с компьютером);

2) формирование специфических умений и навыков использования средств новых информационных технологий, повышающих культуру учебной деятельности и способствующих общему развитию учащихся и подготовке их к жизни в условиях информационного общества.

Помимо педагогических методик, ориентированных на использование компьютерных технологий, в систему средств обучения следует включать традиционные методики, специфические функции которых передать компьютеру невозможно, либо нецелесообразно с психолого-педагогической или гигиенической точки зрения.

Требования, предъявляемые к ППС:

1) педагогические требования (дидактические; методические; обоснование выбора тематики учебного курса; проверка на педагогическую целесообразность использования и эффективность применения); 2) технические; 3) эргономические; 4) эстетические; 5) требования к оформлению документации.

Методика медиаобразования школьной, как правило, базируется на реализации разнообразных творческих заданий.

Основные функции: обучающие, адаптационные, развивающие и управляющие.

Используются самые разнообразные способы деятельности:

1) дескриптивный (пересказ содержания, перечисление событий медиатекста);

2) классификационный (определение места медиатекста в историческом и социокультурном контексте)

3) аналитический (анализ структуры медиатекста, языка медиатекста, авторских концепций и т.д.)

4) личностный (описание отношений, переживаний, чувств, воспоминаний, ассоциаций, вызванных медиатекстом)

5) объяснительно-оценочный (формирование суждений о медиатексте, о его достоинствах в соответствии с эстетическими, моральными и т.д. критериями).

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.