Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Интересное:
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2017-11-16 | 1263 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
С точки зрения клинического подхода традиционным стало подразделение всех форм психических расстройств на два больших класса. Первый из них обозначается термином ретардация, запаздывание или приостановка психического развития любого происхождения; недоразвитие в разнообразных формах умственной отсталости. Выделяют две разновидности ретардации – общую (тотальную) и частичную (парциальную). В последнем случае речь идет о незрелости отдельных функций, сторон психики в частности, школьных навыков – чтения, счета, письма или свойств личности. Второй класс расстройств называется асинхрония. Она характеризуется сочетанием выраженного опережения в развитии одних функций со значительным отставанием формирования других, что приводит к дисгармонии структуры психики, ее искажению и диспропорциональности.
В рамках клинического подхода учеными выделяются следующие группы отклонений у детей: 1) с органическими нарушениями; 2) с функциональной незрелостью; 3) с психической депривацией. За сходством внешних проявлений отклонений в развитии детей трех групп скрываются принципиально различные генетические корни нарушений и их синдромная характеристика, а, следовательно, различия в подходах к комплексной диагностике нарушений в развитии и к составлению коррекционно-развивающих и реабилитационных программ. Это отражается и в обобщенном психологическом портрете детей этих групп, и в динамике их развития иучебных достижений.
Первые две группы длительное время были объединены понятием аномальные дети и целенаправленно изучались в медицинской, психологической и дефектологической науках. Третья группа – дети с отклонениями в развитии па почве психической депривации. Этот термин характеризует психическое состояние ребенка, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени. Проявления психической депривации могут охватывать широкий диапазон изменений личности – от легких нарушений познавательной сферы и странностей поведения, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений высших психических функций и характера.
|
Изменения развития личности зависят от формы депривации. Во всех случаях ребенок в результате психической депривации недополучает информацию об окружающем мире. В одних случаях ограничение связано с низким количеством сенсорных стимулов или ограниченной их изменчивостью (например, при сенсорной депривации). В других ограничение возникает в связи с многомерной изменчивостью окружающей ребенка среды при отсутствии какой-либо ее упорядоченности и смысловой содержательности, что не дает ребенку возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее (когнитивная депривация значений).
Особую роль в развитии личности играет эмоциональная депривация как недостаточная возможность для установления интимного эмоционального отношения к какому-либо лицу и депривация социальная как ограниченная возможность для усвоения самостоятельной социальной роли.
Один из подходов к классификации нарушений психического развития у детей создавался в рамках патопсихологического подхода, когда основной задачей ставилась квалификация нарушений психического развития ребенка, вызванных болезненным процессом либо последствиями с опорой на достижения психиатрии. Детская психиатрия накопила значительное количество данных о формировании аномалии в процессе текущего заболевания (шизофрения), динамике дизонтогенетических форм психической конституции (различные формы психопатий) и аномальном развитии личности в результате деформирующего влияния отрицательных условии воспитания (различные варианты психохарактерологического формирования личности). Л. Каннер (1957), Г.К. Ушаков (1973), В. В. Ковалев(1974, 1979) создали варианты клинических классификаций отдельных видов аномального психического развития.
|
Наиболее полно нейропсихологический подход к классификации представлен в работах А.В. Семенович (1998, 2000). Ею выделены и подробно описаны синдромы отклоняющегося развития, которые могут служить основой для классификации нарушений. Они дифференцируются на «синдромы несформированности» (I) и «синдромы дефицитарности» (II). Методологически подобное разделение связано с учетом степени зрелости мозговых систем и соответствия этой зрелости возрастному уровню ребенка.
I. Синдромы несформированности: 1)функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга; 2) функциональная несформированность левой височной области; 3) функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела); 4) функциональная несформированность правого полушария мозга.
II.Синдромы дефицитарности: 1)функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга; 2) функциональная дефицитарность стволовых образований мозга, дисгенетический синдром.
В других работах предпринимаются попытки выделения синдромов по характеристике входящих в синдром симптомов. Например, С. Котягиной (2003) при анализе особенностей формирования психической деятельности у детей с резидуалыюй энцефалопатией в возрасте 6-8 лет выделены три синдрома: 1) несформированности динамики двигательных и речевых процессов; 2) несформированности слухоречевой памяти и слухового восприятия; 3) информированности оптико-пространственных и квазипространственных процессов.
Нейропсихологический подход к классификации нарушений развития является продуктивным: во-первых, потому, что главное в нем это знание того, какие именно составляющие психики, входящие в разные виды деятельности, связаны с работой известных на сегодняшний день зон мозга; во-вторых, потому, что, понимая взаимосвязь высших психических функций и мозга, можно правильно определить механизм нарушения, а также понять, почему и как нарушена та или иная функция. Именно такое понимание является базисом научно обоснованной программы помощи ребенку.
|
Нейропсихологический подход к изучению отклонений в развитии в настоящее время широко востребован также и потому, что его основные принципы применимы как для изучения нормально развивающихся детей, так и для детей с отклонениями в развитии.
Вопросы и задания
1. Чем объясняется многообразие форм отклонений в развитии?
2. В чем состоит отличие теоретических и эмпирических классификаций?
3. Каковы основные принципы классификаций разных форм отклонений в развитии?
4. В чем достоинства и недостатки классификации В.В. Лебединского?
5. Чем определяются возможности создания новых классификаций?
Тесты
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!