Методы специальной психологии — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Методы специальной психологии

2017-11-16 3532
Методы специальной психологии 5.00 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

Методы специальной психологии во многом совпадают с аналогичными методами возрастной психологии, изучающей нормальное развитие, но они имеют свою специфику. Методы специальной психологии можно подразделить на три большие группы: методы исследования, методы профилактики и методы воздействия (рисунок 2). В свою очередь, методы исследования состоят из методов сбора информации и методов ее обработки.


Рисунок 2 – Методы специальной психологии


Методы исследования

а) Методы сбора информации обеспечивают предварительное знакомство с ребенком, выделение проблемы и ориентировочные данные для диагностики его развития. К таким методам относятся:

§ изучение документации на ребенка (анамнез, педагогическая характеристика). Изучение документов имеет большое значение, так как в них содержатся анамнестические сведения о ребенке. Специалисты разного профиля получают таким путем информацию об истоках нарушения развития и его динамике. Анализируются медицинские заключения о развитии ребенка, состоянии его здоровья, функционировании органов и систем, которые могут быть ответственны за нарушение психического развития в конкретном случае. Изучение характеристики ребенка педагогами важно для составления мнения о том, насколько ребенок умеет воспользоваться помощью взрослых, и о темпах его развития при обучении.

§ изучение продуктов деятельности ребенка (рисунков, поделок, учебных работ) дает представление об актуальном уровне их развития. Это субъективно-объективный метод. Объективность проявляется при оценке развития моторных и сенсорных навыков, скорости усвоения учебного материала. Субъективность имеет место при интерпретации рисунков и других творческих работ, отражающих отношение ребенка к действительности и его проблемы. Для повышения объективности оценки деятельности детей необходимо учитывать: психологические механизмы получения результата; навыки, развитие которых предполагает обучение; типичные затруднения в усвоении школьных знаний разными группами учащихся.

§ наблюдение за ребенком – позволяет зафиксировать спонтанную деятельность ребенка, его естественные психические проявления. Научное наблюдение отличается тем, что сбор сведений определяется задачей исследования и направлен на установление закономерности в изучаемых явлениях.

§ беседа с ребенком, его родителями и педагогами. Беседа– метод сбора информации по заранее составленной программе в процессе личного общения. В специальной психологии используется два вида беседы: с ребенком и со значимыми для ребенка взрослыми (родителями, учителями, воспитателями). Содержание беседы варьируется в зависимости от поставленных задач и участников. Главная проблема в построения беседы – подбор содержания и формы вопросов, отвечающих цели исследования и помятых ребенку.

Беседа со взрослыми используется для сбора анамнестических данных о ребенке и выявления отношения взрослых к проблемам ребенка. Выясняется, отмечаются ли у ребенка нарушения ориентировки в пространстве и времени, как ребенок ведет себя, как он относится к родителям, каковы его интересы и склонности, в чем заключаются затруднения в развитии. Одновременно такая беседа позволяет установить, насколько правильно оценивают значимые для ребенка взрослые уровень его интеллектуального и личностного развития; очень важно взглянуть на дефект ребенка «глазами близких ему людей». Беседа со взрослыми направлена на выяснение того, испытывает ли проблемы ребенок пли сами взрослые (родители, воспитатели, учителя).

Беседа с ребенком используется для установления с ним контакта и составления общего представления о его развитии. Беседа, ведется в неформальной (доверительной) форме, способствующей эмоционально-положительному контакту с ребенком. Это особенно важно потому, что многие дети с ОПФР имеют негативный опыт общения со взрослыми.

§ эксперимент – один из основных методов психологического познания. Он широко применяется в специальной психологии. Сущность экспериментальной процедуры состоит в том, что в процессе ее проведения исследователь может управлять изучаемым явлением (вызывает, изменяет и прекращает его). Экспериментальным путем изучаются различные виды деятельности детей с ОПФР, особенности их личности, способность к обучению. Сбор данных происходит в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активацию исследуемых процессов.

Общим моментом всех экспериментов является то, что действия,выполняемые по инструкции, должны выделять те стороны интеллектуальной или иной деятельности, которые подлежат изучению.

§ тесты. Метод тестирования представляет собой психологическую диагностикупосредством стандартизированных заданий (вопросов, задач). Тесты как краткие экспериментально-психологические приемы, которые применяются в каких-либо практических целях для выяснения индивидуальных психических особенностей личности или, иначе, индивидуальных особенностей ее поведения (задача «психодиагностики»), причем подобное выяснение имеет в виду практическую цель – более рационального воздействия на данную личность (задача «психотехники»).

§ анкетирование направлено на получение информации о человеке или группе путем опосредованного общения, обследуемый отвечает на вопросы экспериментатора, заполняя анкету. В специальной психологии этот метод оптимально работает, начиная с младшего школьного возраста, – ведь его применение связано с овладением чтением и письмом, что затруднено у детей с патологией сенсорных систем. При формулировке вопросов анкет всегда следует учитывать специфику нарушения.

б) Методы обработки информации. К ним относят все способы анализа и интерпретации полученной информации (классификацию фактов, построение теоретических моделей, создание типологий), а также методы математической статистики (корреляционный анализ, факторный анализ). В свою очередь, выбор методов сбора информации в значительной мере обусловлен теоретической ориентацией.

Качественный анализ психических нарушений, позволяет раскрыть структуру интеллектуальной деятельности, недостатки развития мыслительных процессов и причины, их обусловливающие, а также содействовать установлению потенциальных возможностей человека. Метод позволяет сопоставить нарушения с точки зрения первичности и вторичности их появления и описать системно-динамические перестройки психики в процессе онтогенеза с позиций ее мозгового обеспечения.

Методы профилактики

В специальной психологии психопрофилактика понимается как система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецидивов таких нарушений. Соответственно различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику (таблица 2).

Таблица 2 – Формы психологической профилактики

 

Уровень профилактики Объект работы Цель Основная задача
Первичная Практически все люди Забота о психическом здоровье и психических ресурсах Коррекция негрубых эмоциональных, поведенческих и других расстройств
Вторичная Группа риска Раннее выявление трудностей в учении и поведении Преодоление трудностей до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми
Третичная Дети с ярко выраженными проблемами Коррекция или преодоление серьезных трудностей и проблем  

а) Первичная психопрофилактика должна начинаться в пренатальном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обеспечивая условия наибольшего психологического комфорта для формирования его личности. Она позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствуя созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение. Предупреждение нарушений психического развития ребенка осуществляется через работу с его семьей, педагогами и социумом.

В психопрофилактических мероприятиях первичного уровня участвует широкий круг специалистов. Особая роль психолога состоит в разработке и проведении психопрофилактических мер в различных социальных кругах. Большое внимание необходимо уделять психологической экспертизе условий жизни, обучения и воспитания ребенка. Важно иметь представление, в каком стиле воспитывается ребенок, за что он поощряется и наказывается, предоставляется ли ему самостоятельность, каковы отношения между его родителями, не вызывают ли у ребенка чувство неполноценности оценки учителей, знать об отношении к ребенку сверстников, о его положении в коллективе. Первичная профилактика подразумевает психологическое консультирование и социотерапию в широком смысле этого слова.

б) Вторичная психопрофилактика как метод специальной психологии состоит в раннем выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему срочной помощи. В этих целях проводится психодиагностика ребенка и семьи, а также психокоррекционная работа с ребенком, предупреждающая усиление отклонения и вторичные нарушения. Работа с детьми раннего возраста и их семьями весьма эффективна и позволяет предупредить тяжелые формы нарушений развития.

в) Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития и осуществляется в форме психологической поддержкиребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализации. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка. Специалисты прилагают усилия по поиску оптимальных способов психологической поддержки и при необходимости проводят психокоррекцию, принимая в расчет текущую ситуацию и уровень достижений ребенка. Имеются в виду достижения в познавательной сфере, самоактуализации, жизненном самоопределении, социализации. Третичная профилактика предотвращает декомпенсацию в семейных отношениях, облегчает получение образования и выбор профессии. В успешных случаях индивид приспосабливается к дефекту, у него не формируются патологические черты характера.

Специальная психология разрабатывает преимущественно проблемы вторичной и третичной психопрофилактики. Это связано с разными причинами, среди которых – позднее обращение родителей за помощью, несвоевременное выявление биологического дефекта и начальных отклонений в психическом развитии.

Методы воздействия

Г.А. Ковалев под воздействием понимает «процесс, который реализуется в ходе взаимодействия двух или более равноупорядоченных систем и результатом, которого является изменение в структуре (пространственно-временных характеристиках) и состоянии хотя бы одной из этих систем» (Г.А. Ковалев,1989). Т.С. Кабаченко под психологическим воздействием понимает «изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения за счет использования психологических, социально-психологических закономерностей» (Т.С. Кабаченко,1986). В обыденном употреблении слова «воздействие» заложен целевой смысл: воздействовать – значит производить изменения. Специалист, воздействующий на ребенка с отклонением развития, решает, что нужно сделать для нормализации психического развития ребенка, как способствовать положительной динамике. Его намерение мыслится как психологическое воздействие, когда же непосредственно проводится работа с ребенком или семьей, психологическое воздействие, несомненно, обретает характер взаимодействия, превращается в двусторонний процесс.

а) Психокоррекция представляет собой способ совместной деятельности специалиста (психолога, дефектолога) и ребенка по решению специфических задач, связанных с особенностями психического развития ребенка и его взаимодействия со срeдой. Также это система психологических мероприятий, направленных на исправление, ослабление или восполнение имеющихся недостатков психического развития детей.

По содержанию психокоррекцию можно отнести к преобразующим методам. Цель психокоррекции – исправление (или ослабление) нарушенного психического развития, гармонизация формирующейся личности. Психокоррекция как метод распространяется на организацию и осуществление познавательной и учебной деятельности ребенка, процессы личностного развития, социализации, мотивационно-волевую сферу, способность к контролю и самоконтролю.

Психокоррекция может осуществляться в наглядно-практической и словесной форме. Содержание (цель, задачи) и форма психокоррекции определяются особенностями нарушений развития и этапом работы с ребенком.

Различают общую, частную и специальную психокоррекцию. Общая психокоррекция – мероприятия, нормализующие социальную микросреду ребенка, регулирующие его психофизическую и эмоциональную нагрузку в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями. Эти мероприятия оптимизируют формирование психических свойств, что само по себе может способствовать ликвидации психических нарушений и гармонизации личности. Отсюда понятна актуальность общей психокоррекции как раздела специальной психологии. Ю.С. Шевченко (1995) считает, что задачи общей психокоррекции сливаются с задачами психогигиены, психопрофилактики, педагогической этики и деонтологии и решаются при организации учебно-воспитательного процесса, общении ребенка с людьми, участвующими в его обучении и воспитании.

Частная психокоррекция – совокупность психолого-педагогических воздействий как средствами, применяемыми в психотерапии и психокоррекции взрослых, так и специально разработанными для детей и подростков. В первом случае основные психотерапевтические подходы (психоаналитический, поведенческий, когнитивный, гуманистический) адаптируются с учетом этапов онтогенеза, способов мышления и саморегуляции, особенностей общения. Во втором случае методики и приемы изначально создаются для детей определенного возраста, основываются на ведущей в данный период онтогенеза деятельности, на любимых играх и занятиях.

Специальная психокоррекция — это система мероприятий по воздействию на ребенка или группу детей одного возраста (посредством методик, приемов, организационных мер) в целях формирования определенных психических функций и видов деятельности, исправления отдельных свойств личности. Специальная психокоррекция направлена на преодоление девиации поведения, затруднения адаптации. В центре внимания специалиста оказываются такие черты характера и поведенческие проявления, как застенчивость, агрессивность, конформизм, асоциальность, неспособность излагать свои мысли, боязливость, аутичность, стереотипии, конфликтность, завышенная или заниженная самооценка и т. п.

б) Интервенция. В зарубежной психологии аналогом понятия «психокоррекция» служит термин «интервенция», т.е. представление об обусловленности развития индивида взаимодействием наследственности, среды и активности самой личности. В широком смысле под интервенцией понимается систематическое вмешательство в процесс развития с целью повлиять на него, поддержав или повысив потенциал ребенка.

Интервенция рассматривается как система плановых (и неплановых) воздействий в целях определенных изменений в проблемных компонентах структуры личности, среде или взаимодействии их.

Специальное значение интервенции как психологической практики в контексте проблемы оптимизации психического развития ребенка фактически совпадает с термином «коррекция развития». «Интервенция» подразумевает момент вторжения, вмешательство в развитие, понимаемое как природное, а «коррекция» предполагает преодоление отклонений развития, понимаемого как культурно-исторический процесс, посредством формирующего психологического воздействия для достижения возрастных норм.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.