Государственная политика в сфере охраны труда — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Государственная политика в сфере охраны труда

2017-11-17 216
Государственная политика в сфере охраны труда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Министерство благосостояния является главной ответственной институцией, организующей разработку законодательных актов по охране труда, которая по заданию правительства осуществляет государственное управление в сфере охраны труда.

Министерство благосостояния является учреждением прямого государственного управления, которое разрабатывает государственную политику в сфере труда (трудовые правовые отношения, минимальная зарплата, охрана труда, уменьшение безработицы), социальной защиты (социальное страхование, государственные социальные пособия, государственные социальные услуги (социальное обеспечение, социальная реабилитация, профессиональная реабилитация, технические вспомогательные средства), социальная работа, социальная помощь), а также в сфере равноправия полов и социального вовлечения лиц с инвалидностью, предоставляя равные возможности. Министерство обеспечивает проведение политики в подчиненных учреждениях государственного управления и государственных обществах с капиталом, в которых министерство является держателем частей государственного капитала. В 2008 году Министерство благосостояния выполняло функции посреднической институции первого уровня и ответственного учреждения, управляя проведением мероприятий, финансируемых из структурных фондов Европейского Союза (далее – ЕС) и Европейского Фонда регионального развития (далее - (ЕФРР).

Главной целью Министерства благосостояния является стабилизация состояния (в т.ч. материального) личности в ситуации социального риска и снижение возможности возникновения социального риска, оказывая содействие честным трудовым правовым отношениям, здоровым и безопасным условиям труда, а также равноправию полов, создавая таким образом условия для каждого индивида самому себе обеспечить приемлемое качество жизни в конкретной ситуации и способствуя непрерывному повышению благосостояния всего общества в целом.

В рабочей стратегии Министерства благосостояния на 2007-2009 годы (актуализирована для 2008-2010 годов) определены четыре направления работы, которые обеспечивают достижение главной цели:

1. Компенсация потери дохода и дополнительных расходов жителей в случае возникновения ситуации социального риска. Главными задачами данного направления деятельности являются:

· обеспечение замещения дохода при уходе на пенсию, во время нетрудоспособности, инвалидности, материнства, а также в случае болезни и безработицы;

· обеспечение функционирования системы государственного социального страхования и ее развитие.

2. Финансовая поддержка определенных групп населения. Главной задачей данного направления деятельности является улучшение материального состояния таких групп населения как семьи с детьми, лица с инвалидностью, пожилые люди, дети, потерявшие кормильцев, участники ликвидации последствий Чернобыльской атомной электростанции.

3. Мероприятия по обеспечению и реализации социальных прав. Главными задачами данного направления деятельности являются:

· повышение конкурентоспособности и качества рабочей силы, уменьшение безработицы;

· обеспечение занятых лиц правовой защитой, защитой их прав на правовую, безопасную и безвредную для здоровья рабочую среду, а также уменьшение нелегальной занятости;

· обеспечение профессиональными и качественными социальными услугами, и социальной помощью.

4. Управление отраслью. Главной задачей данного направления деятельности является эффективное, нацеленное на результаты, планирование политики и ее внедрение в пределах компетенции Министерства благосостояния.

Общие принципы охраны труда

Рабочую среду на предприятиях необходимо создавать, соблюдая следующие принципы:

· Опасное необходимо замещать безопасным или менее опасным. В рабочей среде почти ничего не является полностью безопасным. Однако, если есть выбор, используйте менее вредные вещества, более тихие устройства, более безопасные механизмы, более правильные приемы работы и т.п.

· Устранять или уменьшать причины риска в рабочей среде и источники его возникновения, а также не переносить риск в другое место. Если возможно, найдите и выберите такой способ, чтобы на рабочих местах не возникал риск, поскольку бороться с ним позже будет тяжелее и обойдется дороже. Если это невозможно, ограничьте риск – изолируйте источники загрязнения, герметизируйте устройства, устраните распространение загрязнения или проведите другие мероприятия. Но помните – устранение риска в одном месте не должно повлечь за собой его появление в другом.

· Избегайте риска в рабочей среде или уменьшайте влияние неотвратимого риска в рабочей среде. Используйте все возможные приемы, чтобы работа не наносила бы вред безопасности и здоровью работников – автоматизируйте и отгородите опасные процессы, правильно организуйте работы, используйте защитные средства и т.д. Всегда сперва взвесьте возможность уменьшения риска с помощью коллективных средств защиты. Если этого недостаточно – необходимо использовать средства индивидуальной защиты.

· Принимать во внимание индивидуальные особенности каждого работника и специфику выполняемой им работы. Необходимо помнить, что каждый работник имеет различные физические и умственные способности, разное состояние здоровья, а также различное отношение к собственной безопасности и безопасности других.

· Использовать новейшие достижения в области техники, гигиены и медицины, применяя лучшие доступные технологии.

· Применять новейшие исследования в области рисков в рабочей среде для заимствования приемов устранения рисков и профилактики риска.

 

В последние годы происходит стремительное совершенствование системы охраны труда путем разработки новых нормативных актов, образования и информирования социальных партнеров (работодателя и работника) и широкой общественности по вопросам охраны труда, совершенствования трехстороннего сотрудничества с социальными партнерами, а также путем повышения эффективности работы и административной способности Государственной трудовой инспекции и сотрудничества с государствами- участниками ЕС в рамках различных проектов.

Юридическим основанием системы охраны труда служит принятый 20 июня 2001 года «Закон об охране труда», который вступил в законную силу 1-го января 2002 года, заменив закон «Об охране труда» от 4 мая 1993 года.

Закон об охране труда и вместе с ним вся система охраны труда основывается на «принципе предотвращения вреда» (создание безопасной и безвредной для здоровья рабочей среды, оценка и предотвращение риска в рабочей среде, приспособляемость рабочей среды к индивиду).

С целью оказания содействия внедрению нормативных актов по охране труда и для способствования пониманию по этим вопросам особое значение придается согласованной, координированной и эффективной работе институций, вовлеченных в систему охраны труда, консультациям с работодателями и работниками, а также информированию общественности по вопросам охраны труда.

В работу системы охраны труда вовлечен ряд институций, находящихся под надзором и в ведении Министерства благосостояния, из которых главной надзирающей и контролирующей институцией системы охраны труда является Государственная трудовая инспекция. В данном вопросе Министерство тесно сотрудничает с Конфедерацией латвийских работодателей (КЛР) и Союзом свободных профсоюзов Латвии (ССПЛ). При разработке новых законодательных актов в сфере охраны труда, представители социальных партнеров привлекаются уже на первичной стадии разработки законодательства, таким образом им предоставляется возможность высказать свое мнение и согласовать его по возможности на более ранней стадии.

Упорядочение законодательства по охране труда и его согласование с требованиями законодательства ЕС является значительным шагом, но этого недостаточно, чтобы обеспечить успешную деятельность системы охраны труда на уровне государства и предприятий.

Очень значительным шагом в деле обеспечения информационного потока и доступа к актуальной информации по охране труда считают создание контактного пункта Европейской агентуры по безопасности труда и здравоохранению в Государственной трудовой инспекции (http://www.osha.lv), где возможно ознакомиться с законодательством по охране труда, а также найти практическую и разъяснительную информацию по вопросам охраны труда. Благодаря предоставляемой Европейским Союзом поддержке и финансированию, которое Латвия получила в рамках проектов PHARE, разработаны многие информативно-разъяснительные материалы по различным темам охраны труда. Созданы также различные домашние интернет- страницы, на которых можно найти значимую информацию на латышском языке по вопросам охраны труда.

  1. КОМПЕТЕНТНЫЕ ИНСТИТУЦИИ И КОМПЕТЕНТНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ

Закон об охране труда, в который включены требования законодательства ЕС, уже со дня его вступления в силу (1-го января 2002 года) предусматривал создание такой системы охраны труда, когда у предприятий есть возможность, а в отдельных случаях это является обязательным, привлекать компетентных специалистов и компетентные институции по вопросам охраны труда.

На сегодняшний день модель деятельности компетентных институций и специалистов определяют правила КМ № 99 от 08.02.2005 «Правила о видах коммерческой деятельности, в которые работодатель вовлекает компетентную институцию» (в силе с 01.01.2006, с изменениями до 11.11.2008) и правила КМ № 723 от 08.09.2008 «Правила о требованиях к компетентным институциям и к компетентным специалистам в области охраны труда, и о порядке оценки компетентности» (в силе с 01.01.2009).

В вопросе определения требований к компетентным институциям и компетентным специалистам, а также к предприятиям, которым необходимо привлечь компетентные институции в обязательном порядке, система разработана максимально эластично по отношению к предприятиям, но по отношению к компетентным институциям и компетентным специалистам требования определены на минимальном уровне, чтобы гарантировать определенное качество предоставляемых услуг.

Под компетентными институциями и компетентными специалистами необходимо понимать институции или специалистов третьей стороны, которых работодатель привлекает к упорядочению системы охраны труда на своем предприятии, в том числе для оценки рисков рабочей среды и разработки профилактических мероприятий. Часть 6 статьи 9 Закона об охране труда предусматривает, что Кабинет министров определяет требования к компетентным институциям и компетентным специалистам, а также порядок оценки их компетентности. Это уже определено в упомянутых правилах КМ № 723 от 08.09.2008 «Правила о требованиях к компетентным институциям и к компетентным специалистам в области охраны труда, и о порядке оценки компетентности» (в силе с 01.01.2009).

Сравнительно более высокие требования предъявляются к компетентной институции потому, что в отдельных видах коммерческой деятельности, которые определены в приложении 1 к правилам №99 от 8 февраля 2005 года, предприятиям необходимо в обязательном порядке пользоваться услугами компетентной институции, в свою очередь, привлечение компетентного специалиста во всех случаях является свободным выбором работодателя.

В своей основе привлечение компетентных институций и компетентных специалистов является добровольным выбором работодателя, хотя есть случаи, определенные Законом об охране труда, когда такое привлечение является обязательным. Во-первых, если у работодателя нет возможности на своем предприятии создать организаторскую структурную единицу в таком объеме и на таком уровне, как это предусматривает Закон об охране труда (статья 9) и другие правовые акты по охране труда, тогда он/она привлекает компетентные институции и компетентных специалистов к созданию и поддержанию системы охраны труда.

Чтобы от привлечения компетентной институции появился бы практический и улучшающий ситуацию на предприятии результат, правила также определяют минимальный объем услуг, предоставление которых компетентная институция должна обеспечить на предприятии:

· оценить риск рабочей среды на предприятии;

· определить соответствие предприятия требованиям нормативных актов по охране труда, а также требованиям нормативных актов, связанных с охраной труда (например, пожаробезопасность, безопасность при обращении с химическими веществами и химическими продуктами, безопасность при применении опасного оборудования);

· разрабатывает план мероприятий по охране труда в целях предотвращения явных рисков рабочей среды или их уменьшения до допустимого минимума, а также обеспечивает соответствие предприятия требованиям нормативных актов по охране труда.

 

Желательно, чтобы предприятия воспринимали бы механизм деятельности компетентных институций и компетентных специалистов и предоставляемые ими услуги как возможность улучшить свою рабочую среду, а не как дополнительное бремя. А предприятия, имеющие своих специалистов по охране труда, которые успешно справляются с вопросами охраны труда на предприятии и уже создали свою хорошо функционирующую систему охраны труда, могут не пользоваться услугами институций.

 

  1. Компетенция Государственной трудовой инспекции в вопросах охраны труда

 

Государственная трудовая инспекция (VDI) является учреждением, осуществляющим государственный надзор и контроль. Его деятельность определяет «Закон о Государственной трудовой инспекции». Надзору и контролю Трудовой инспекции подчиняются коммерсанты, государственные учреждения и самоуправления, религиозные и общественные организации, работодатели и уполномоченные лица соответственно возложенным на них обязательствам и полномочиям, опасные установки и их менеджеры, рабочие места на предприятиях, а также любые другие места на предприятиях, к которым занятые лица имеют доступ в ходе работы.

Функцией Государственной трудовой инспекции является осуществление государственного надзора и контроля в сферах трудовых правовых отношений и охраны труда.

Выполняя вышеупомянутую функцию, Государственная трудовая инспекция:

· контролирует и следит за соблюдением требований нормативных актов по трудовым правовым отношениям и охране труда;

· контролирует, каким образом работодатели и работники взаимно выполняют обязанности, указанные в трудовых и совместных договорах;

· способствует социальному диалогу;

· проводит мероприятия в целях устранения разногласий между работодателями и работниками, и если необходимо, приглашает представителей работающих;

· анализирует вопросы по трудовым правовым отношениям и по охране труда в целях выдвижения предложений по совершенствованию нормативных актов;

· в установленном нормативными актами порядке проводит расследование несчастных случаев на работе и осуществляет их единую регистрацию;

· в установленном нормативными актами порядке участвует в расследовании случаев профессиональных заболеваний;

· контролирует установленное на рабочих местах оборудование, индивидуальные и коллективные средства защиты персонала, а также использование вредных и опасных веществ в соответствии с требованиями нормативных актов;

· предоставляет информацию для оценочной комиссии институций Министерства благосостояния, компетентных в вопросах охраны труда, о работе компетентных в вопросах охраны труда специалистов и институций, проделанной в сфере охраны труда на объектах, подчиняющихся надзору и контролю Государственной трудовой инспекции, указанных в пункте 2 статьи 4 данного закона;

· предоставляет работодателю и работникам бесплатные консультации о требованиях нормативных актов по трудовым правовым отношениям и по охране труда;

· организует создание контактного пункта Европейской агентуры по безопасности труда и здравоохранению и обеспечивает ее деятельность. Одним из направлений деятельности контактного пункта является создание домашней интернет- страницы www.osha.lv, на которой можно ознакомиться с обширной информацией по охране труда в Латвии.

 

Должностными лицами Трудовой инспекции являются директор Трудовой инспекции, заместитель директора, инспектора всех уровней и другие чиновники государственной гражданской службы Трудовой инспекции, осуществляющие установленные данным законом функции и задачи по надзору и контролю.

 

Должностные лица Трудовой инспекции имеют право:

1. предъявив удостоверение службы, без предуведомления или без получения разрешения в любое время суток, когда предприятие выполняет свою работу, а также во время отсутствия работодателя:

· посетить и проверить лиц и объекты, подчиненные надзору и контролю,

· проверить рабочий процесс, рабочую среду и мероприятия по охране труда;

2. осуществлять проверку, контроль и проводить расследование или запрашивать информацию, которая необходима, чтобы удостовериться в том, что соблюдаются требования нормативных актов, и в этих целях:

· провести опрос работодателей, работников и других лиц по вопросам трудовых правовых отношений и охраны труда,

· запросить документы по учету, регистрации, а также другие документы, которые необходимы в соответствии с нормативными актами по трудовым правовым отношениям и охране труда, чтобы убедиться в том, что эти документы соответствуют нормативным актам, а также запросить их копии и выписки,

· запросить информацию, необходимую для решения вопросов по трудовым правовым отношениям и охране труда,

· проводить измерения факторов рабочей среды, фотографировать, делать аудиозаписи и видеозаписи, а также брать материалы и образцы веществ для анализа,

· приглашать специалистов для выполнения отдельных задач,

· потребовать предъявить удостоверяющие документы у работодателя, работников или других лиц, или удостоверение водителя автотранспортных средств, или удостоверение работника;

3. вызвать в Трудовую инспекцию работодателей, работников и других лиц, чтобы получить от них информацию по вопросам трудовых правовых отношений и охране труда, или предоставить им информацию, пояснения и другого рода помощь в этих вопросах;

4. организовать встречу работодателей, а также представителей работающих и организаций работодателей, и других лиц, чтобы обсудить вопросы по трудовым правовым отношениям и охране труда;

5. получать от работодателей информацию о специфике инспектируемого объекта, месте нахождения, характере и длительности осуществляемой проверки, обеспечивая соизмеримыми условиями, которые необходимы Трудовой инспекции для выполнения ее задач;

6. принимать решения по вопросам трудовых правовых отношений и охране труда, а также объявлять предупреждения или давать распоряжения работодателям, чтобы обеспечить соблюдение требований нормативных актов, регулирующих трудовые правовые отношения и охрану труда;

7. полностью или частично прекратить деятельность лица или объекта, подчиненного надзору и контролю (далее – прекращение деятельности лица или объекта);

8. контролировать работу компетентных в сфере охраны труда институций или специалистов на подчиненных надзору и контролю объектах;

9. наказывать в административном порядке работодателей и других лиц при рассмотрении административных нарушений;

10. контролировать проводят ли работодатели эффективные мероприятия, чтобы обеспечить выполнение распоряжений Трудовой инспекции, и берут ли они во внимание вынесенные им предупреждения;

11. в установленном нормативными актами порядке выдавать правозащитным учреждениям материалы о нарушениях нормативных актов по трудовым правовым отношениям и охране труда;

12. после полного или частичного прекращения деятельности лица или объекта:

· опломбировать или опечатать устройства управления и связи, которые запускают останавливаемые устройства или доставляют им энергию, а также составить акт о пломбировании,

· контролировать исполнение решения о прекращении действия лица или объекта.

 

Права оспорить или обжаловать акты, изданные должностными лицами Трудовой инспекции административные, или их фактические действия

· Административный акт, изданный должностным лицом Трудовой инспекции, или его фактические действия можно опротестовать у директора Трудовой инспекции. Административный акт, изданный директором Трудовой инспекции, или его фактические действия, а также решение об оспариваемом административном акте или фактическом действии, можно обжаловать в суде в установленном законом порядке.

· Оспаривание или обжалование административного акта или фактического действия не прекращает их действие, за исключением случаев, когда их действие прекращено решением лица, рассматривающего заявление или заявки.

 

Внимание. В соответствии с законом «О порядке рассмотрения заявлений, жалоб и предложений в государственных институциях и институциях самоуправления» Государственная трудовая инспекция правомочна не рассматривать полученное заявление, если заявитель не указал свое имя, фамилию, адрес места жительства или места пребывания, а также в случае, если заявление не подписано.

 

 

  1. СИСТЕМА ОХРАНЫ ТРУДА

Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.