Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Оснащения врачебно-сестринской бригады.
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Берегоукрепление оползневых склонов: На прибрежных склонах основной причиной развития оползневых процессов является подмыв водами рек естественных склонов...
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Дисциплины:
2017-10-21 | 601 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Проблема развития речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста, а ещё шире - в формировании общих художественно-творческих способностей детей.
Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художественного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы. В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входит также развитие образной, выразительной речи.
Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; их вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей. Дети дошкольного возраста способны воспринимать композицию произведения, развитие сюжетной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности.
Возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности и использовании этих средств в своей речи достаточно велики. Здесь большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых.
Эмоциональность ребёнка создаёт предпосылки и возможности для дальнейшего развития сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребёнка способами выражения в слове определённого художественного содержания.
|
Пословицы и поговорки обладают широкими возможностями развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова; отражают владение словом на уровне взаимосвязи лексической и грамматической сторон языка. Понимание и использование пословиц и поговорок предполагает овладение переносным значением слов, понимание возможности их приложения к разным ситуациям. Краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным (аксиологическим) ориентирам духовной культуры, которая выражается в малой фольклорной форме (А.П. Илькова).
Первый этап обучения предусматривает расширение представлений детей о малых жанрах словесного фольклора. В ходе занятий и тематических развлечений у дошкольников развивают познавательный интерес к различным формам фольклора: с эмоциональной направленностью (частушки, потешки, прибаутки), с его практической соотнесенностью с миром (заклички, считалки, приговорки, скороговорки) и с иносказательностью народной речи (загадки, пословицы, поговорки). Для этого используются сценарии фольклорных праздников: «Встреча с любимыми произведениями», «Год кончается, год начинается», «Посиделки», где в качестве главной задачи выступает соединение общефольклорных сведений.
Второй этап обучения может быть направлен на формирование у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам и поговоркам.
В ходе работы с языковым материалом были выделены критерии отбора пословиц и поговорок:
1)семантическая доступность выражений, т. е. возможность осмысления детьми слов и словосочетаний, а также понятий, которые они обозначают;
2)художественная емкость пословиц и поговорок, выразительность эмоционально-экспрессивной стороны, изобразительность текста;
|
3)частотность употребления выражений, т. е. относительная регулярность воспроизведения фольклорной формы в речевой практике.
Пословицы и поговорки желательно систематизировать и представить в виде следующих групп: тематической, художественной, логико-тематической и инокультурной.
Третий этап обучения посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками: учебно-речевой, игровой, художественно-речевой, бытовой, досуговой. Здесь основным приемом работы выступает толкование пословиц, поговорок как фразеологических единиц. С помощью приемов речевых ассоциаций, пантомимических действий и иллюстрирования пословиц, поговорок углубляется представление детей о прямом и переносном значении слов и словосочетаний. На данном этапе происходит последовательное освоение новой речевой информации и одновременно развитие познавательных сил и лексических возможностей детей ориентироваться в этой информации.
Четвертый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использовании пословиц и поговорок в самостоятельной речи. Определяется соотношение знаний и точность воспроизведения паремических единиц как целостных сочетаний слов с переносным значением. На этом этапе знания детей нацеливаются на объединение, комплексирование задач (ознакомление, уточнение значений и активизация пословиц, поговорок в речи).
О.С. Ушакова предлагает определенную структуру занятия по работе с пословицами и поговорками для детей старшего дошкольного возраста:
Алгоритм работы с пословицей | |
Этапы | Последовательность действий |
I | Моделирование эпизодов будущего произведения (воспитатель вводит детей в ситуацию поговорки, пословицы, фразеологического оборота) |
II | Объяснение непонятных слов, образных выражений. Объяснения смысла пословицы, поговорки (сначала это делает педагог вместе с детьми, затем сами дети) |
III | Придумывание не большого рассказа, сказки раскрывающей смысл пословицы или поговорки (сначала это делает педагог вместе с детьми, затем сами дети) |
IV | Создание рисунка к пословице или поговорке (сначала дети обговаривают содержание рисунка вместе с педагогом, в последующем делают это самостоятельно) |
V | Рассматривание рисунков их обсуждение |
|
Литература
1. Алексеева В.И. Методика развития речи и обучения родному языку [Текст]: учебник / М.М Алексеева, М.М., Яшина, - М.: ВЛАДОС, 1997. – 284с.
2. Бородич А.М. Методика развития речи и обучения родному языку [Текст]: учебник / А.М. Бородич. – М.: ВЛАДОС, 1984.- 165с.
3. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи [Текст]: учеб.- метод.пособие / О.С.Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. - 288с.
4. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.- метод.пособие / О.С Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с.
|
|
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!