Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Форма работы с детьми – «Ознакомление детей с пословицами и поговорками»

2017-10-21 601
Форма работы с детьми – «Ознакомление детей с пословицами и поговорками» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Проблема развития речи в широком понимании входит в проблему становления словесного творчества детей дошкольного возраста, а ещё шире - в формировании общих художественно-творческих способностей детей.

Огромную роль в становлении детского творчества играет восприятие произведений искусства и накопление художест­венного опыта. Если говорить о словесном творчестве, то здесь на первый план выступает восприятие произведений художест­венной литературы, устного народного творчества, в том числе и произведений малых фольклорных форм (пословицы, пого­ворки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и худо­жественной формы. В содержание работы по развитию художественно-речевой деятельности дошкольников входит также развитие образной, выразительной речи.

Дошкольников знакомят с разными жанрами литературных произведений, их специфическими особенностями, ярким и образным языком; их вводят в мир художественных образов, развивая эмоциональное отношение к явлениям природы и взаимоотношениям людей. Дети дошкольного возраста способ­ны воспринимать композицию произведения, развитие сюжет­ной линии, динамику событий, взаимоотношения героев, разнообразные средства художественной выразительности.

Возможности дошкольников в понимании средств художественной выразительности и использовании этих средств в своей речи достаточно велики. Здесь большое значение имеет целенаправленное руководство взрослых.

Эмоциональность ребёнка создаёт предпосылки и возможности для дальнейшего развития сознательных форм выразительности речи. Однако для того, чтобы эти возможности претворить в действительность, необходимо проводить специальную работу и вооружить ребёнка способами выражения в слове определённого художественного содержания.

Пословицы и поговорки обладают широкими возможностя­ми развития осознанного отношения ребенка к смысловой стороне слова; отражают владение словом на уровне взаимо­связи лексической и грамматической сторон языка. Понима­ние и использование пословиц и поговорок предполагает ов­ладение переносным значением слов, понимание возможнос­ти их приложения к разным ситуациям. Краткие, емкие по смыслу изречения соединяют в себе культурно-историческое и языковое богатство фольклорного наследия, способствуют приобщению детей к ценностным (аксиологическим) ориен­тирам духовной культуры, которая выражается в малой фоль­клорной форме (А.П. Илькова).

Первый этап обучения предусматривает расширение пред­ставлений детей о малых жанрах словесного фольклора. В ходе занятий и тематических развлечений у дошкольников раз­вивают познавательный интерес к различным формам фольк­лора: с эмоциональной направленностью (частушки, потешки, прибаутки), с его практической соотнесенностью с миром (заклички, считалки, приговорки, скороговорки) и с иносказательностью народной речи (загадки, пословицы, поговорки). Для этого используются сценарии фольклорных праздников: «Встреча с любимыми произведениями», «Год кончается, год начинается», «Посиделки», где в качестве главной задачи вы­ступает соединение общефольклорных сведений.

Второй этап обучения может быть направлен на формирова­ние у детей понимания лексико-семантических отношений между языковыми знаками, какие свойственны пословицам и поговоркам.

В ходе работы с языковым материалом были выделены кри­терии отбора пословиц и поговорок:

1)семантическая доступность выражений, т. е. возможность осмысления детьми слов и словосочетаний, а также понятий, которые они обозначают;

2)художественная емкость пословиц и поговорок, вырази­тельность эмоционально-экспрессивной стороны, изобрази­тельность текста;

3)частотность употребления выражений, т. е. относительная регулярность воспроизведения фольклорной формы в речевой практике.

Пословицы и поговорки желательно систематизировать и представить в виде следующих групп: тематической, художе­ственной, логико-тематической и инокультурной.

Третий этап обучения посвящается использованию пословиц в разных видах деятельности со старшими дошкольниками: учебно-речевой, игровой, художественно-речевой, бытовой, досуговой. Здесь основным приемом работы выступает толко­вание пословиц, поговорок как фразеологических единиц. С помощью приемов речевых ассоциаций, пантомимических действий и иллюстрирования пословиц, поговорок углубляется представление детей о прямом и переносном значении слов и словосочетаний. На данном этапе происходит последователь­ное освоение новой речевой информации и одновременно раз­витие познавательных сил и лексических возможностей детей ориентироваться в этой информации.

Четвертый этап обучения направлен на определение лексико-фразеологической компетентности детей при использова­нии пословиц и поговорок в самостоятельной речи. Опреде­ляется соотношение знаний и точность воспроизведения паремических единиц как целостных сочетаний слов с перенос­ным значением. На этом этапе знания детей нацеливаются на объединение, комплексирование задач (ознакомление, уточ­нение значений и активизация пословиц, поговорок в речи).

О.С. Ушакова предлагает определенную структуру занятия по работе с пословицами и поговорками для детей старшего дошкольного возраста:

 

Алгоритм работы с пословицей
Этапы Последовательность действий
I Моделирование эпизодов будущего произведения (воспитатель вводит детей в ситуацию поговорки, пословицы, фразеологического оборота)
II Объяснение непонятных слов, образных выражений. Объяснения смысла пословицы, поговорки (сначала это делает педагог вместе с детьми, затем сами дети)
III Придумывание не большого рассказа, сказки раскрывающей смысл пословицы или поговорки (сначала это делает педагог вместе с детьми, затем сами дети)
IV Создание рисунка к пословице или поговорке (сначала дети обговаривают содержание рисунка вместе с педагогом, в последующем делают это самостоятельно)
V Рассматривание рисунков их обсуждение

 

Литература

1. Алексеева В.И. Методика развития речи и обучения родному языку [Текст]: учебник / М.М Алексеева, М.М., Яшина, - М.: ВЛАДОС, 1997. – 284с.

2. Бородич А.М. Методика развития речи и обучения родному языку [Текст]: учебник / А.М. Бородич. – М.: ВЛАДОС, 1984.- 165с.

3. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи [Текст]: учеб.- метод.пособие / О.С.Ушакова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. - 288с.

4. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]: учеб.- метод.пособие / О.С Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2003.- 288с.

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.