В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.

2017-10-21 591
В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

· Современный этап педагогической практики это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала ребенка.

Развивающее обучение направлено на развитие целостной совокупности качеств личности.

· Л.С.Выготский писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний а на завтрашний день детского развития». Он выделял два уровня в развития ребенка:

· сферу (уровень) актуального развития - уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно;

· 2) зону ближайшего развития - те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых.

· Зона ближайшего развития - большая или меньшая возможность перейти от того, что ребенок умеет делать самостоятельно, к тому, что он может, умеет дела в сотрудничестве.

· Для развития чрезвычайно эффективно постоянно преодолевать грань между сферой актуального развития и зоной ближайшего развития - областью неведмой, но потенциально доступной для познания.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития ребенка.

· Определить внешние границы зоны ближайшего развития, отличить ее от актуальной и недоступной зоны - задача, которая решается пока только на интуитивном уровне, зависящем от опыта и мастерства педагога.

· включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы;

· проблематизация содержания;

· вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;

· работа над развитием всех (сильных и слабых) детей.

Цель – создание условий для проявления познавательной активности ребенка.

Эта цель достигается следующими путями:

·Создание педагогом проблемной ситуации;

·Использование разнообразных форм и методов организации совместной деятельности;

·Составление и обсуждение предстоящей совместной деятельности вместе с детьми;

·Создание атмосферы заинтересованности каждого ребенка в совместной деятельности;

·Стимулирование детей к высказываниям, использованию различных материалов, способов выполнения заданий;

·Использование в ходе совместной деятельности дидактического материала, позволяющего ребенку выбирать наиболее значимые для него вид и форму деятельности;

·Оценивание не только конечного результата (правильно - неправильно), но процесса деятельности ребенка;

·Поощрение стремления ребенка находить свой способ решения задачи.

Литература

Дошкольное воспитание: № 10-2010 г., № 12-2010 г., № 2-2011 г. Л.Свирская «Ты меня понимаешь?»

 

2.3 Педагогические ТЕХНОЛОГИИ ПРОГРАММЫ “СООБЩЕСТВО”

К.Хансен, Р.Кауфманн, К. Уолш

Одной из ярких находок, является инновационная программа «Step by Step» («Шаг за шагом»), в большей мере знакома педагогам как технология программы «Сообщество», дающая прекрасную возможность раскрытия уникальных способностей ребенка, участие семьи в деятельности детского сада, помогающая отражать культурные ценности и успешно развивать их.

Концепция программы «Сообщество» - дети развиваются наилучшим образом только тогда, когда они действительно увлечены процессом.

Общая философия программы «Шаг за шагом» (Сообщество») основана на принципах развивающего образования, учитывающего особенности развития детей, которые, в свою очередь, представляют собой уникальное сочетание возрастных и индивидуальных особенностей. В этой философии также присутствует гуманистическая идея о праве ребенка на собственный путь развития, не выходящий при этом за пределы нормы и представление об образовании как о реальной жизни, а не о подготовке к ней. Цели программы естественно связаны с ее теоретическими принципами и могут быть сформулированы следующим образом:

- цели развития возможностей и способностей ребенка;

- цели развития ребенка как субъекта определенных видов деятельности.

При этом в программе одним из центральных является принцип «сквозного» развития ребенка, то есть комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах деятельности. Принцип этот, заметим, особенно адекватен специфике дошкольного возраста, когда образование, собственно говоря, является не предметным, а комплексным. Программа, однако, предполагает также развитие и специальных способностей ребенка, основанных на конкретных знаниях, умениях и навыках (в сфере математики, письменной и устной речи, естествознания и т.п.).

Задачи развития, соответственно, подчинены целям, однако в качестве одной из самых важных выступает задача индивидуализации образования, которая с очевидностью вытекает из всей философии программы. Именно задачу индивидуализации можно считать стержнем программы, на который «нанизываются» все используемые в ней образовательные технологии.

В качестве основных принципов, которые отличают программу «Сообщество» от всех других, следует выделить:

- особую организацию развивающей среды;

- участие семьи в образовании детей.

В основе философии программы «Сообщество» лежит убеждение, что ребенок наилучшим образом развивается тогда, когда он действительно увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность.
Философия программы основана на гуманистических принципах, подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития.
Программа имеет личностно-ориентированную технологию - задачи, темы и содержание, виды деятельности планируются и реализуются исходя из реальных возможностей, интересов и потребностей, при непосредственном активном участии детей и их родителей.

Таким образом, философия программы:

1. Ребёнок должен быть вовлечен в процесс учения, тогда только его развитие идет лучше.

2. Создание условий стимулирующие исследование, инициативу, творчество.

3. Педагог должен обладать знаниями о закономерностях развития ребёнка и обеспечивать всем необходимым процесс учения.

4. Подготовка цели перед ребёнком или группой в целом.

5. Учитывать интересы детей.

6. Учитывать индивидуальные возможности детей.

7. Поддерживать совместную познавательную активность.Тщательно продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда побуждает ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества.

«В программе одним из центральных является принцип «сквозного» развития ребенка, то есть комплексного развития его способностей во всех областях и во всех видах детской деятельности. Принцип этот особенно адекватен специфике дошкольного возраста, в котором образование является «не предметным, а комплексным».

Дети:

Активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и других видов детской деятельности.

Обеспечены социальным взаимодействием для своего эмоционального и когнитивного развития.

Проходят через закономерные стадии развития.

Неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своём темпе.

Особенность программы: организация совместной образовательной деятельности в Центрах активности, предполагает работу в минигруппах, что позволяет обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к детям

Задачи педагога:

1. Организация среды.

2. Стимулирование общения и любознательности детей.

3. Наблюдение за детьми.

4. Своевременная адаптация условий к изменяющимся потребностям детей.

Технология программы «Сообщество» основана:

· На уважении к личности ребенка, внимательном отношении к его интересам, потребностям, эмоциональному благополучию;

  • индивидуализации образования для каждого ребенка;
  • ориентации педагогов на постоянный анализ динамики развития ребенка и коррекцию педагогической деятельности;
  • предоставлении ребенку возможности выбора деятельности, способа действий, места, времени, партнеров, как через совместное со взрослыми планирование, так и через непосредственную работу в центрах активности;
  • определении роли педагога, как «оказание помощи и поддержки ребенка в его самостоятельном активном инициативном познании окружающего мира»;

· всемерном участии семьи.

Мобильность программы

 

Технология программы «Сообщество» предполагает активную образовательную развивающую совместную деятельность детей и взрослых в течение 1-1,5 часов в день в цикле «План-дело-оценка», в ходе которой решается весь комплекс воспитательно-образовательных задач.
Цикл «План - дело - оценка» дает технологическую возможность перманентного ведения образовательной, воспитательной работы, педагогического наблюдения и дифференцированной или индивидуальной коррекционно-развивающей работы. Это особенно важно в условиях разновозрастной группы, где дифференцированная и индивидуальная работа со старшими и младшими невероятно актуальна. А также в условиях, когда часть детей посещает детский сад на условиях кратковременного пребывания.

Технология программы «Сообщество» позволяет решить образовательные задачи и реализовать целостное содержание работы с детьми за относительно небольшой отрезок времени.

За 1-1,5 часа в день ребенок имеет возможность спланировать и реализовать целостный план собственной деятельности, приобрести важнейшие навыки и способности. Воспитатель в это же время имеет технологическую возможность обучать, наблюдать, вести дифференцированную и индивидуальную коррекционно-развивающую работу.
Вторая половина дня, когда с детьми, чаще всего, работает заведующая детским садом, оставляет время и простор для творческих игр, прогулки, общения, индивидуальной работы.


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.