Характеристика современного этапа развития — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Характеристика современного этапа развития

2017-10-21 289
Характеристика современного этапа развития 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

специального образования в Уральском регионе

Как уже было сказано выше, современные тенденции в развитии специального образования Уральского региона проявились уже в конце прошлого века, о чем упомянуто в предыдущей главе данного пособия. Обозначим, хотя бы вкратце, каждую из них.

Тенденция первая заключалась в потребности пересмотра оценочных критериев развития детей с ОВЗ и в особенности - детей с умственной отсталостью.

Тенденция вторая проявилась в стремлении преодолеть обособленность и закрытость учреждений специального образования, проявлении признаков сближения общего и специального образования, организация вариантов интегрированного обучения детей с ОВЗ в условиях учреждений общего образования.

Тенденция третья была обусловлена необходимостью изменения содержания учебно-воспитательной работы специальных школ-интернатов в сторону усиления практической направленности обучения и деятельности в развитии детей с ОВЗ.

Тенденция четвертая – обозначившееся стремление к раннему выявлению нарушений детского развития и своевременному оказанию коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ.

В Уральском регионе указанные тенденции изначально подкреплялись, принимаемыми региональными органами власти и управления, официальными документами. Так, в Свердловской области принимается «Программа развития образования Свердловской области до 2000 г.», В Пермской – «Программа стабилизации и развития образования Пермской области на период до 2000 года». Подобные программы разрабатываются и принимаются и в других территориях Уральского региона. В каждой из перечисленных Программ включен раздел, посвященный развитию специального образования как неотъемлемой части общего образования. Тем самым региональные власти признавали значимость данной системы в общей инфраструктуре единого образовательного пространства региона.

В связи с тем, что кафедра специальной педагогики и психологии Уральского государственного педагогического университета принимала непосредственное участие в разработке данных разделов (в частности, автор этих строк был разработчиком Концепций развития специального образования для каждой территории, которые затем легли в основу региональных Программ), то хотелось бы остановиться на основных перспективных направлениях развития специального образования в Уральском регионе как они нам виделись в то время. Приведем их здесь в обобщенном виде:

  • развитие специального образования на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений (С(К)ОУ) и общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений и постепенный переход от унитарной к интегрированной системе обучения при условии сохранения исторически сложившихся форм получения образования детьми с психофизическими недостатками в развитии;
  • разработка организационно-педагогических условий для включения детей с отклонениями в психофизическом развитии в процесс обучения массовой общеобразовательной школы, адаптация их к новым условиям получения образования на основе коррекционно-развивающих и реабилитационных технологий;
  • расширение функций специальных (коррекционных) образовательных учреждений на основе использования принципа дополнительности (оценка, прогнозирование развития, консультирование и психолого-медико-педагогическое и социальное сопровождение детей в условиях коррекционного образовательного учреждения и семьи; создание условий для обучения детей с тяжелыми и глубокими формами детского недоразвития и др.);
  • формирование развивающей среды в специальных коррекционных школах и школах-интернатах путем совершенствования системы дополнительного образования, детско-родительских и семейных отношений, включения детских коллективов С(К)ОУ во все виды и формы сотрудничества и соревнования и наравне с другими детьми;
  • разработка технологий, направленных на выявление и коррекцию отклонений в развитии детей раннего возраста на основе изучения сенсомоторных операций и ранних проявлений признаков адаптивности-дезадаптивности у детей, отнесенных к группе «риска»;
  • развитие дистантных форм получения образования детьми-инвалидами и их социализации;
  • создание патронажных служб для постинтернатной адаптации и реабилитации детей-сирот с недостатками психофизического развития;
  • развертывание региональных служб диагностики, оценки и прогнозирования развития детей с особыми потребностями и консультирования населения.

Каждое, из перечисленных направлений развития специального образования, нашло свое воплощение в практической деятельности региональных образовательных систем. Однако уровень их реализации в каждой территории Уральского региона оказался различным, что в большей мере было обусловлено отсутствием в системе общего и специального образования регулирующих механизмов, направленных на удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ вне зависимости от организационных условий получения ими образования.

Так, практическая реализация направления, связанного с развитием интегрированного обучения детей с ОВЗ, через короткий период времени стала существенно опережать развитие научных исследований в этой области педагогических знаний, что стало негативно сказываться как на содержании учебно-воспитательного процесса, так и на принятии обоснованных управленческих решений в ходе открытия все новых и новых специальных коррекционных классов при общеобразовательных школах муниципального уровня подчиненности. Кроме того, обозначилось противоречие между потребностями в кадрах для новых подразделений специального образования и возможностями трудоустройства на новые рабочие места подготовленных специалистов. Дело в том, что именно в эти годы существенно сократилось количество детей школьного возраста в целом и освобождающиеся педагоги, как правило, устраивались на новые рабочие места в системе специального образования, что существенно снижало эффективность работы с учащимися в специальных классах, поскольку эти педагоги не имели специальной подготовки в области коррекционной педагогики и психологии. Нельзя не сказать и о том, что учащиеся специальных классов оказались в не равных условиях по сравнению с их сверстниками из специальных коррекционных школ в плане медицинской и психологической помощи, поддержки и сопровождения, социально-бытовой ориентировки и социально-трудовой адаптации в период школьного обучения, социальной поддержки малообеспеченных семей с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья.

Вместе с тем, на ухудшение условий обучения детей из специальных коррекционных классов сказалось отсутствие четкой схемы финансирования этой категории учащихся в системе общего образования и отсутствие взаимодействия между региональными и муниципальными органами власти и управления в вопросах оказания разносторонней помощи детям с ОВЗ в процессе школьного обучения.

В силу названных выше причин количество педагогов со специальным дефектологическим образованием в процентном отношении стало снижаться даже в таком благополучном регионе как Свердловская область. Так, на начало 90-х годов в г. Екатеринбурге в системе специального образования работало около 70% дефектологов, а в 2005 году их количество упало до 42%. В целом по Свердловской области этот спад не так существенен, тем не менее отрицательная динамика стала очевидной. Рост количества вновь открывающихся классов коррекционной направленности в системе общего образования и тенденции в обеспечении системы специального образования кадрами отражены в таблицах 12, 13.

Анализ процесса включения детей с психофизическими отклонениями в развитии в систему общеобразовательных школ показывает, что в последние годы происходит динамичный рост количества включенных классов и учащихся в них. По данным Н.Л.Лестовой (2006) в Пермской области количество умственно отсталых детей, обучающихся в специальных коррекционных классах, выросло с 472 учеников в 1995 году до 1809 человек в 2005 году. В исследовании С.В.Соловьевой (2006) представлены данные о том, что количество детей с ограниченными возможностями, обучающихся в системе общеобразовательных школ Свердловской области, на начало 2006 года превысило количество таких детей, обучающихся в системе специальных коррекционных школ (11179 учащихся против 9913).

 

Таблица 12

Специальные классы при общеобразовательных школах общего типа в территориях Уральского


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.