Развитие конкурентной среды предпринимательства — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Развитие конкурентной среды предпринимательства

2017-10-21 227
Развитие конкурентной среды предпринимательства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Трансформация экономической системы на рыночные ме­ханизмы обусловила ряд законодательных актов, направленных на развитие предпринимательства и др.

Вместе с тем актуализировалась проблема "преодоления" монополизма, развития конкурентной среды предпринима­тельства, формирования законодательной базы антимоно­польной направленности. В 1991 г. впервые принимается За­кон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистичес­кой деятельности на товарных рынках", определивший по­литику предпринимательства в последующий период.

На первых порах экономических преобразований в России антимонопольная политика закладывается как пассивная защи­та возникающей конкуренции, которая "подстраивалась", по существу, под приоритетность экономической политики, не име­ла достаточно определенных собственных критериев.

Отсутствие четких ориентиров в содержании антимонополь­ной политики в ряде случаев способствовало прямо противопо­ложным результатам: с одной стороны, разукрупнению предпри­ятий и увеличению числа рыночных агентов, с другой — усиле­нию концентрации капитала за счет приобретения одними и теми же хозяйствующими субъектами акций, лаев, долей в уставном капитале ликвидируемых предприятий.

Последующий процесс трансформации антимонопольного законодательства осуществляется в следующих направлениях:

— антимонопольная политика распространяется и на оп­ределенные отрасли и структуры;

— ориентируется не только на товарные, но инвестицион­ные потоки,

— происходит формирование критериев рыночной власти, в частности, в 1995 г. вносятся уточнения в количественные па­раметры. Выделяются три группы предприятий: 1) с долей рын­ка до 35 % — исключаются из списка потенциальных наруши­телей; 2) с долей рынка, превышающей 65 %, признаются доми­нирующими, подверженными искушению злоупотребления мо­нопольным положением; 3) с рыночной долей от 35 до 65 % — занимают промежуточное положение, антимонопольные орга­ны должны доказать наличие у них злоупотреблений и монопо­листических намерений;

— ориентация на обособление антимонопольного регули­рования как самостоятельной политики со своими специфи­ческими объектами, субъектами, инструментами, методоло­гией и пр.

— разработка правил добросовестной конкуренции приме­нительно к отдельным сферам хозяйственного оборота, опреде­ление критериев цивилизованной конкуренции.

Вместе с тем сохраняется несогласованность экономичес­кой и конкурентной политик, обусловливающая их пересекае­мость и конфликтность.

После августа 1998 г. происходит дальнейшее изменение ориентиров и методов экономической политики:

—разграничение экономической и конкурентной политик, углубление представлений о предмете антимонопольной поли­тики.

—"ориентация" процесса демонополизации не только на региональные, но и межрегиональные товарные рынки.

—распространение конкурентного законодательства на новые сферы регулирования — в 1999 г. принимается закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", в 2001 -2002 гг. — большое число подзаконных актов о регулирова­нии конкретных финансовых рынков (банковской деятельно­сти, страхования, пенсионной сферы, лизинговых услуг и пр.);

—расширение представлений о концентрации и монопо­лии, формирование понятия необоснованной экономической кон­центрации;

—усиление антимонопольного контроля за слияниями и по­глощениями, связанными с приобретением акций российских компаний зарубежными ТНК с целью недопущения вытесне­ния с внутреннего рынка российских конкурентов, «отмывания» криминальных денег.

В 2000-2003 гг. антимонопольная политика отходит от пре­имущественно ценового регулирования и начинает осуществ­лять мониторинг общего состояния дел на рынке, при этом оцен­ка результатов деятельности объекта осуществляется не толь­ко по показателю, например, роста цен, но по совокупности фак­торов, с учетом возможного злоупотребления изготовителем своим доминирующим положением.

Однако все еще сохраняется нечеткость и несогласован­ность антимонопольного регулирования, конкурентной и эконо­мической политики.

Противоречивы и сами меры по антимонопольному регули­рованию, которые не всегда реально направлены на защиту кон­куренции, например, "тарифная защита отечественных товаропроизводителей" скорее способствует росту концентрации отече­ственного капитала, а не решению проблемы конкуренции и пр.

С 2000 г. особое место в антимонопольной политике России занимают меры, направленные на пресечение антиконкурент­ных действий государственной власти. Это направление отра­жает специфику России, для других стран не характерно, по­скольку многие государства выступают на стороне конкурент­ного механизма, изначально рассматриваются как субъекты, защищающие конкуренцию, а не противоречащие ей.

Чрезвычайно важное изменение — переход от антимоно­польного регулирования к государственной конкурентной поли­тике.

В ее русле выдвигается новая концепция демонополизации экономики на основе дифференцированного подхода к отдель­ным отраслям и конкретным рынкам.

Важнейшая новация - вывод, что развитие крупных про­изводств не мешает конкурентным процессам. Прямое разук­рупнение предприятий, занимающих доминирующее положе­ние, в большинстве случаев не может дать положительного эф­фекта. "Высокий уровень концентрации производства и цент­рализации управления... не может однозначно рассматривать­ся в качестве препятствующего элемента для реформирования экономики", в связи с чем "недопустима огульная деконцентрация национальных отраслей".

Таким образом, экономическая концентрация не всегда яв­ляется необоснованной и наносит ущерб общественному благо­состоянию. Важно "поддерживать процессы обоснованной кон­центрации, обеспечивающей устойчивость российских предпри­ятий и конкурентоспособность их продукции на отечественном мировом рынках".

С 2004 г. начинается новый этап антимонопольного регули­рования. В рамках административной реформы создается Фе­деральная антимонопольная служба (ФАС), задачей которой является не только и не столько антимонопольное регулирова­ние, сколько развитие полноценной политики поддержки кон­куренции. ФАС проводит политику, направленную на участие антимонопольных органов в формировании государственной промышленной политики в России.

Вместе с тем проводимая политика по-прежнему носит пас­сивный характер — фиксирует реакцию антимонопольной служ­бы на возникающие проблемы. Полноценной конкурентной поли­тики нет. Не разработан механизм конкуренции, ориентирован­ный на ее "оптимальный" уровень,, определяющий, при каком ми­нимальном уровне она уже эффективна и каком максимальном уровне еще не становится разрушительной для самого рынка и может допускаться антимонопольным законодательством?

Дальнейшее развитие взаимоотношений между органами, реализующими конкурентную и экономическую политику по­зитивно на путях сближения российского конкурентного права и конкурентного законодательства ЕС, где эти механизмы дос­таточно отработаны.

Сегодняшние ориентиры:

—использование гибкого подхода в политике антимоно­польного регулирования;

—интегрирование в нормативных документах задач и ин­тересов экономической и конкурентной политики;

—переход от пассивного антимонопольного регулирования к активной политике поддержания конкуренции.

Необходим контроль за действиями экономических субъек­тов, предусматривающий недопустимость ограничения конку­ренции в интересах тех или иных участников рынка, руковод­ствующихся собственными (ведомственными или узкоотрасле­выми) интересами.

Снижение степени конкурентного соперничества допусти­мо исключительно ради повышения надежности экономических субъектов, защиты прав потребителей, в конечном счете, ради более высокой экономической эффективности, обеспечения ус­тойчивости экономического роста.

Социальные проблемы

Актуальнейшими явились проблемы занятости, инфля­ции, социальные проблемы, требующие самого пристального внимания правительства.

Ориентация российских преобразований исключительно на рыночные механизмы обусловила громаднейший негатив в со­циальной сфере:

• значительное падение жизненного уровня большинства населения;

• запредельный уровень безработицы, приближающийся к социально опасным пределам;

• острый демографический кризис - снижение рождаемо­сти, рост смертности и др.

Все это потребовало корректировки курса в направлении усиления социальной защиты населения.

Начало 90-х гг. ознаменовалось формированием законода­тельной базы и организацией мероприятий в русле политики за­нятости, имеющих целью смягчение негативных последствий безработицы. В последующий период значительное внимание уделяется пенсионной реформе, проблемам здравоохранения, рождаемости. В настоящее время проблема стимулирования рождаемости определена в качестве одной из приоритетных. Вместе с тем важно иметь в виду, что ее решение зависит от комплекса экономических проблем, не имеет самостоятельного решения.

Очевидно, что односторонняя ориентация реформ на ры­ночные механизмы, приведшая к негативам в социальной обла­сти, обусловила необходимость усиления роли государства в рыночной экономике.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.