Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Фольклор периода Октябрьской революции и гражданской войны.

2017-10-21 1731
Фольклор периода Октябрьской революции и гражданской войны. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск


Особенно же большое развитие в советских условиях получил жанр частушки. Продолжают развиваться не только частушки традиционных видов (любовные, семейно-бытовые, социальные, сатирические, юмористические и плясовые), но и новых жанровых разновидностей (публицистические, агитационные, гимнические, лозунговые и др.).
Вот пример гимнической частушки, в которой прославляется
Советская Ргодина:
Между сосен, между елей Наша Родина Советов
Льется быстрая река. И могуча, и крепка!
А вот частушка-призыв:
Вы, друзья, мои товарищи, Будем власть слою Советскую
Пойдемте воевать! От белых защищать!
Меня милый провожал Все елкою да елкою. Все сердечко исколол Тонкою иголкою.
Многие частушки, созданные в советское время, отличает высокая художественность. В них часто используется метафора:
На полях гудят моторы, Землю пашут трактора — Разноцветными цветами Жизнь в колхозе расцвела
Встречаются в частушках метонимии и гиперболы.
Никогда я не ходила Мы с миленком расставались
Одна с улицы домой, Между белых двух берез-
Всегда меня провожали Листья падали и вяли
Глазки кари, чуб волной. От моих горячих слез
Приведенные примеры показывают, что в песнетворческом процессе пооктябрьского периода отчетливо проявляются как традиции, так и новаторство. В советское время создаются песни как в старых фольклорных, так и в новых литературных жанровых формах. Исследователь советской фольклорной песни В. М. Потявин пишет: «В народном песнетворчестве советской эпохи следует различать две основные идейно-художественные системы: старую, традиционную систему фольклора, сложившуюся в прошлые эпохи, и новую систему народно-поэтического творчества, являющуюся частью современной художественной самодеятельности» [33, 98].
Итак, система жанров в советском фольклоре представляет собой довольно сложное явление. Следует подчеркнуть, что основное направление в развитии советского фольклора идет в жанрах, аналоги которых имеются в советской литературе (песни, частушки и рассказы). Подавляющее большинство фольклорных песен и частушек в наше время создается литературным силлабо-тоническим размером, они имеют обязательную рифму. Все это свидетельствует об усилившемся влиянии литературы на фольклорный процесс.
В первые годы после революции получают всенародное распространение старые революционные песни: «Смело, товарищи, в ногу», «Варшавянка», «Вы жертвою пали», «Красное знамя», «Мы кузнецы» и др. Эти революционные песни, с которыми пролетариат шел на баррикады, на бой с царизмом, теперь стали мощным голосом утверждения Октября, борьбы за социализм. Продолжали бытовать и многие песни на слова поэтов XIX в.
С первых же дней Советской власти возникают и новые фольклорные песни, частушки, пословицы и поговорки. Основной пафос нового фольклора — пафос непримиримой классовой борьбы, революционности. В новых фольклорных произведениях народ приветствует Октябрь, ответивший на его вековечную мечту о свободе. Одна из первых песен-гимнов советского времени начиналась куплетом:
Воля совершилась народная, Здравствуй, Россия свободная! Грозный семнадцатый год, Здравствуй, свободный народ!
Радость победы над классовым врагом выражается также во вновь созданных частушках и пословицах. Приведем примеры новых пословиц: «Семнадцатый год разогнал всех господ», «Была Россия царская, стала пролетарская», «Кто был ничем, тот станет всем». А вот частушка, выражающая радость освободившегося народа:
Без царя, без государя Всех буржуев переколем. На свободе мы живем. Всех буржуев перебьем!
Символом свободы, новой власти Советов становится красное знамя. Одна из песен первых лет Советской власти заканчивается строками:
Красное знамя, как символ свободы, Вьется над нашей страной.
Ведущим жанром фольклора периода гражданской войны становится песня, для которой характерны боевой задор и романтическая приподнятость. В песнях гражданской войны ярко проявились такие типологические качества советских песен и всех дальнейших периодов, как пафос революционности, героичность, народность, глубокое чувство советского патриотизма.
Советская песня выполняет огромную мобилизующую роль. Во время гражданской войны и иностранной интервенции она призывает всех рабочих и крестьян объединиться для отпора врагу, грудью встать на защиту родной Советской власти. Примером является известная песня «За власть Советов!», которая имела припев-призыв:
Мы все на бой пойдем И как один умрем
За власть Советов В борьбе за это.

Идея советского патриотизма, борьбы за сохранение Советской власти является главной в народных песнях периода гражданской войны.
Два различных мира, две разные идеологии и психологии столкнулись в гражданскую войну. Это определило собой особенности как содержания, так и художественной формы песен этого времени. Так, например, широко бытовавшая во время гражданской войны «Песня красных стрелков» была построена на контрасте понятий и образов. В ней, с одной стороны, выступает «старый мир проклятый»: цари, помещики, банкиры, «грабители народов»,
палачи и «тяжесть цепей», а с другой — новый свободный, революционный мир. Этот новый мир обозначен е песне постоянным эпитетом «красный»: «красные солдаты», «красная рать», «красная битва» и «красный строй» (Песни Красной Армии. М.—П., 1924, № 14).
Песни этого времени со всей правдивостью рисуют сложность создавшейся обстановки, трудности борьбы с белыми и интервентами. Так, в песне «Кабы я была голубка», сложенной в традиционной стилистической манере, бедная крестьянка, мысленно обращаясь к Ленину, рассказывает о том, как страдают крестьяне от «проклятых белых» [17, 58].
В партизанской песне-элегии «Не вейтеся, чайки, над морем», возникшей под влиянием старой революционной песни «Варяг», рассказывается о том, как отряд красных партизан попал в окружение белых. У красных воинов кончились боеприпасы; они решили умереть, но не сдаваться [17, 66].
Образ умирающего чапаевского бойца рисуется также в песне «Ты не вейся, черный ворон», возникшей на основе старой солдатской песни [17, 54]. Тема смерти на поле боя разрабатывается и в некоторых других песнях периода гражданской войны. Однако это не делает их пессимистическими. Наоборот, они проникнуты оптимизмом, уверенностью в грядущей победе. В них рисуются мужественные, несгибаемые борцы за Советскую власть. Примером может служить очень популярная во время гражданской войны 357 песня «На разведке боевой» (38, № 10, 179).
Тема героического подвига является центральной в песнях гражданской войны. С большой любовью рисуются в них образы храбрых красных бойцов и командиров. Так, в песне «Вдоль по Линии Урала» создается образ смелого командира Чапаева [12, 97]. В песне «Фрунзе ведет полки» сообщается о том, что приведенные прославленным красным командиром в Крым уральские полки полны решимости разгромить Врангеля [17, 70].
Во время гражданской войны создается также много обличительно-сатирических песен. Так, например, на основе пародийной переделки стихотворения И. 3. Сурикова «Доля бедняка» была сложена песня «Эх ты, доля, злая доля» [38, № 45, 559—560], в которой едко высмеиваются белогвардейские генералы Колчак, Деникин и Семенов.
Особенно много во время гражданской войны было создано сатирических частушек на мотив «Яблочка». Например:
Генерал Краснов, Эх, яблочко,
Куда топаешь? Покатилося.
Под Царицын придешь — Банда Врангеля
Пулю слопаешь. Развалилася.
В годы гражданской войны возникли пословицы «За народное дело сражайся смело», «За Советскую власть не жаль и голову сложить», «От буденновской конницы все генералы хоронятся», «Петлюра в лес, а Деникина взял бес», «Махно погиб давно, а от Петлюры не осталось и шкуры» и др.
В годы гражданской войны начал складываться и жанр советского рассказа. Конкретные события, изобилующие острыми драматическими конфликтами, давали для развития этого жанра богатейший материал. Д. А. Фурманов о центральном образе своего произведения, легендарном герое гражданской войны Чапаеве, писал: «Его славу, как пух, разносили по степям и за степями те сотни и тысячи бойцов, которые тоже слышали от других, верили этому услышанному, восторгались им, разукрашивали и дополняли от себя их своим вымыслом, несли дальше» (Колхозник, 1935, № 2, с. 93).
Однако рассказы на тему гражданской войны получат довольно широкое распространение лишь в последующие годы, так как специфика жанра рассказа (например, в отличие от оперативной частушки) в том, что его содержанием всегда являются факты прошлого; он является жанром воспоминаний о тех или иных событиях в определенном удалении.
С годами распространяясь все шире и шире, рассказы о гражданской войне вытесняли из живого бытования сказки, как бы заменяли их собой. И это было вполне закономерно. А. М. Горький писал: «Отец может рассказать о героических битвах Красной Армии более интересно, чем бабушка или дед о подвигах сказочных богатырей, и может рассказать о своих подвигах партизана, в которых чудесного не меньше, чем в любой страшной сказке» (Собр. соч. в 30-ти т. М., 1952, т. 17, с. 180).

Фольклор 20—30-х годов.


Изгнав интервентов и покончив с войной, Советская страна перешла к мирному строительству. Забота о восстановлении хозяйства стала главной заботой народа и партии, центральной темой устного поэтического творчества советского народа.
Ведущая тема фольклорных песен этого времени—борьба с разрухой, патриотический труд по восстановлению народного хозяйства. Главным героем их является молодой строитель, комсомолец. Основной пафос песен 20-х годов — пламенная революционность.
На мотив песни Ф. С. Шкулева «Мы кузнецы» в начале 20-х годов возникла и широко распевалась песня «Молодые кузнецы», в которой в ряды строителей новой жизни призывались угнетенные народы всего мира [17, 79].
Народное песнетворчество 20-х годов—это прежде всего творчество комсомольцев, что отразилось и на содержании самих песен. Характерной является самодеятельная песня «Наш паровоз», широко бытовавшая (в вариантах) среди молодежи. Большая популярность этой песни объясняется значительностью содержания: основная ее идея — идея революционной преемственности поколений [17, 79].
Широкий размах в эти годы получает частушечное творчество. Главными героями новых частушек становятся комсомольцы — передовая часть советской молодежи. Молодая крестьянка с гордостью говорит:
Мой миленок комсомолец, И на танцах всегда первый,
Он повсюду славится: И с работой справится.
Возникают частушки, в которых рассказывается о стремлении молодежи учиться, об овладении ею грамотой [18 74]
Нет ни бога, ни чертей, Ни святых угодников, Стало больше на селе Молодых безбожников [18,76]
В это же время появляется большой цикл молодежных антирелигиозных частушек. Например:
Время ново, время ново, И тоски на сердце нет: Не пойду венчаться в церковь, Пусть поженит нас Совет [17, 75]
Я иду, а мне навстречу Едет тракториночка, Мне не трактор полюбился,— Мальчик-ягодиночка [17, 90]
С конца 20-х и на протяжении всех 30-х годов главной темой песенного и частушечного творчества является тема колхозного строительства. Частушки в это время становятся действенным средством агитации за колхозы [17, 84]. Создаются частушки, в которых подробно рассказывается о новой, колхозной жизни. Трактор становится символом коллективного труда, а тракторист — героем новой жизни, объектом любования и восхищения девушек.
Трактор пашет, трактор пашет, Трактор пашет и гудит, Погляди, моя подруга, Кто на тракторе сидит.
Много сил мы положили, Многое мы вынесли.
В период коллективизации в деревне обострилась классовая борьба. Это отразилось, например, в песнях, рассказывающих 00 убийстве кулаками пионера Павлика Морозова [12 104-1051 и сожжении ими тракториста Петра Дьякова Однако кулакам не удалось приостановить колхозного движения И частушка с гордостью заключает:
Кулаки как ни рычали, А колхозы выросли
Хорошо на луг ходить — Всюду, всюду зелено, Хорошо в колхозе жить По заветам Ленина [17, 87]
Во второй половине 30-х годов создается большое количество
песен и частушек, в которых прославляется новый, победивший
колхозный строи. Всеобщее распространение в это время получают
частушки:
Гляну, гляну я на небо -Ой, какая высота! Гляну, гляну на колхозы Ой, какая красота
Песни и частушки предвоенных годов отличают светлые, радостные, жизнеутверждающие тона. В них прославляются наша социалистическая Родина, новая жизнь советских людей, родная Коммунистическая партия.
В 20—30-х годах возникло большое количество пословиц, в которых получили поэтическое осмысление важнейшие события времени. Эти пословицы убедительно свидетельствуют о коренных изменениях, происшедших не только в жизни страны, но и в мировоззрении народа.
В 20-е годы входят в обиход такие пословицы, как «Власть Советов пришла—жизнь по-новому пошла», «Думали без бога не до порога, ан без бога —широкая дорога», «Ленина завет на тысячи лет» и др.
Основной темой крестьянских пословиц 30-х годов является тема колхозной жизни: «В колхозе жить — счастливым быть», «Не пускай вора к возу, а кулака к колхозу», «Трактор в колхозе — хлеб на обозе», «Были коптилка, да свеча, а теперь — лампа Ильича».
В 20-е и особенно в 30-е годы широкое распространение получает жанр устного рассказа («сказа»). Ю. М. Соколов писал: «В сравнении с дореволюционным временем исключительно большая роль выпала на один из устных прозаических жанров фольклора—сказ. Поразительно то огромное количество устных сказов, которые мы в настоящее время наблюдаем в русском фольклоре и в фольклоре других народов. Это вполне понятно. Сказ — это повествование о том, что человек сам видел, пережил» [39, № 1765, 46].
Тематика устных рассказов 20—30-х годов довольно многообразна. Особенно же широкое отражение в них получили незабываемые события Великой Октябрьской социалистической революции и гражданской войны.
Многие рассказы на тему гражданской войны правдиво повествовали о зверствах колчаковцев, деникинцев и других белобандитов. В них говорилось о смелости и мужестве советских бойцов, 360 рисовались образы красных командиров (Чапаев, Буденный, Фрунзе и др.).
В особый цикл выделяются народные рассказы о В. И. Ленине. Многие из них отличались большой поэтичностью. К таким рассказам относятся, например, «Пуговка» и «Как Федосья Никитишна у Ленина была», записанные Б. В. Шергиным в конце 20-х — начале 30-х годов в Архангельской области [39, № 339, 48—60].
Образ Ленина в народных рассказах рисуется с огромной любовью. В них подчеркивается необыкновенная простота и большая человечность вождя революции. Рассказчики гордятся встречами с Лениным.
Большое развитие в 30-е годы получает художественная самодеятельность. Возникают многочисленные колхозные, рабочие и красноармейские хоры. Созданные в них песни и частушки нередко получают повсеместное распространение.
Фольклор периода Великой Отечественной войны. Народное поэтическое творчество в годы Великой Отечественной войны получает невиданный размах. Песни и частушки, пословицы, поговорки и рассказы создавались в это время всюду: на фронте, в тылу, на временно оккупированной территории и у партизан. Особенно большое развитие во время Великой Отечественной войны получили песенные жанры фольклора. Всенародная война в песенном творчестве народа отразилась необычайно полно с ее самого первого дня 22 июня 1941 г. и до Дня Победы 9 мая 1945 г. Одной из наиболее распространенных в начале войны была песня, которая начиналась куплетом:
Двадцать второго июня, Киев бомбили, нам объявили,
Ровно в четыре часа, Что началася война
Центральное место в песнетворчестве периода Великой Отечественной войны занимают песни фронтовиков. Во фронтовых песнях отразились все важнейшие этапы и события войны. Об этом свидетельствуют, например, песни о героической защите Бреста «На стены, под знамя!» [17, 107], о разгроме фашистов под Сталинградом [8, 93-94], об обороне Ленинграда, Ладожской дороге жизни «Сквозь ветры, шторм и через все преграды» [17, 114], о защите Севастополя «Песня Севастопольцев» [17, 116] и др! Заканчивается этот военно-исторический цикл песнями, в которых рассказывается о победе над врагом, о разгроме фашизма на его собственной территории. Из них наиболее удачной в поэтическом отношении является «Стихли залпы последние» [17, 146], исполняемая на мотив песни М. Исаковского «Огонек».
В фронтовых песнях получили отражение героизм и мужество советских людей в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Песня «Шумел Валдайский темный бор» была посвящена подвигу Александра Матросова [8, 68], а «Сказ о двадцати шести гвардейцах-панфиловцах» — подвигу героев-панфиловцев.
Трагическое в песнях, рассказывающих о гибели советских воинов, возвышается до героического. Ярким примером является песня о попавших в окружение советских бойцах («Шестнадцать бойцов»), о гибели елецкой девушки-пулеметчицы («Об Анке Грай-теровой»), а также песня, рассказывающая о смерти от тяжелых ран моряка Черноморского флота («Я встретил его близ Одессы родной»). Основная идея этих и многих других песен — идея бессмертия героического подвига. Песни были основаны на достоверных исторических фактах и нередко слагались участниками или очевидцами излагаемых событий. Так, например, автор песни об Александре Матросове гвардии сержант Василий Золотов в феврале 1945 г. писал: «Как рядовой боец, сражаясь в гвардейской части им. Матросова, близко знал его лично. Песня, написанная мною о нем, поется на нашем фронте» [8, 68]. Воспитательное значение таких песен, сложенных боевыми товарищами погибших Героев, было поистине огромным.
вского «Расцветали яблони и груши» [17,-125—126]. О героической смерти партизан рассказывается в песне «Партизанская баллада» [17, 123—124]. В песне «Тишина, ни огонька, ни звука» говорится о героической смерти бесстрашной комсомолки Зои Космодемьянской.
В советском тылу возникают патриотические песни и частушки, в которых рассказывается о героическом труде советских людей для фронта.
Многие девичьи частушки военного времени имели грустный характер, в них говорилось о горечи расставания с милым.
На временно оккупированной фашистами территории возникали плачи о тяжелой жизни в оккупации [14, 294], причитания по советским людям, угнанным в фашистскую неволю [7, 57].
Особый раздел фольклора Великой Отечественной войны составляют песни и частушки, созданные девушками, угнанными в фашистскую неволю. Далеко от Родины они слагали свои печальные песни, которые часто записывали в специальные тетрадочки-песенники. Познакомившись с одним из таких рукописных песенников, А. Т. Твардовский писал: «В песенной форме, может быть, единственно возможной форме духовного общения наших людей на чужбине, они говорили о своей тоске по отнятой у них родине, о тягостной разлуке с родными и близкими, о беспросветной лагерной или казарменной жизни за границей и выражали свою надежду на избавление, свою неизменную веру в победу Красной Армии» (Твардовский А. Родина и чужбина. Записи, очерки, рассказы. М., 1959, с. 190).По своим темам и мотивам к песням фронтовиков близки песни партизан. Примером могут служить оригинальные песни «Опустились густые туманы» [17, 122], «Партизанская» [17, 123], а также переработки песни «Ой, полна, полна коробушка» на слова Н. А. Некрасова [17, 125] и песни М. В. Исако

Далее»

 

Материалы

Введение * Особенности содержания фольклора. * Устойчивость и

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.