Художественные особенности детского фольклора. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Художественные особенности детского фольклора.

2017-10-21 840
Художественные особенности детского фольклора. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Две точки зрения на исторический характер эпоса.


Проблема историзма вызвала острые научные споры и дискуссии в советской фольклористике в связи.с вопросом историзма былин. Существуют две различные точки зрения на исторический характер русских былин. Они представлены, с одной стороны, работами Б.А.Рыбакова и М.М.Плисецкого, а с другой — работами В. Я. Проппа. Б. А. Рыбаков и М. М. Плисецкий продолжают взгляды так называемой исторической школы, которая сложилась в русской науке в конце XIX —начале XX в. и возглавлялась В. Ф. Миллером. В. Я. Пропп следует взглядам советского ученого А. П. Скафтымова и в то же время основывается на некоторых суждениях зарубежных ученых.
Представители старой исторической школы конца XIX в. преувеличивали историчность былин, нередко прямо отождествляя изображение с изображаемым, считали былины воспроизведением определенных исторических событий и лиц, забывали об идейной сущности былин, а особенно о том, что они являются художественными произведениями, что они дают поэтическое, типизированное изображение жизни. Но нельзя преувеличивать недостатки этой школы. Она имела в истории науки о фольклоре и большие заслуги. Ее позиции противостояли позициям мифологической школы, отрывавшей русский эпос от русской действительности и объяснявшей его отражением древней, праиндоевропейской мифологии. Воззрения исторической школы противостояли и так называемой теории заимствования, сторонники которой объясняли природу русского эпоса заимствованием сюжетов, образов и форм из фольклора восточных и западноевропейских народов. Прогрессивное для того времени значение исторической школы состояло в том, что она искала пути к конкретно-историческому изучению былин. Ее представители сделали открытия в области художественной специфики былин (изучение В. Ф. Миллером былинных зачинов, высказывания А. В. Маркова о языке былин, Б. М. Соколова —о композиции былин).
Одним из важнейших положений исторической школы было положение о том, что былины возникают вскоре после воспеваемых в них событий. Впервые эту мысль высказал один из предшественников исторической школы Л. Н. Майков в исследовании «О былинах Владимирова цикла» (1863). Он обосновывал свою точку зрения тем, что для народа нет необходимости откликаться на события много столетий спустя, как считали некоторые ученые. Кроме того, народ, стоя далеко от письменности, едва ли мог сохранить в памяти воспоминания об исторических событиях и лицах, если бы былины не складывались вскоре после событий. А. Рыбаков и М. М. Плисецкий, следуя этому положению, стремятся раскрыть исторические основы русского эпоса [3, 5]!
А. П. Скафтымов в книге «Поэтика и генезис былин» (1924) выступает против представителей исторической школы, прямого сопоставления ими исторических фактов и былин, за художественную специфику эпоса. Он полагает, что понять происхождение былин можно только путем изучения художественного содержания и художественных форм этого жанра. Скафтымов подчеркивает, ЧТО объяснять характер отражения истории в эпосе нужно законами поэтики жанра, что исторические черты (события, лица, реалии) подчиняются в былинах художественным задачам и переплавляются в соответствии с ними. Он высказал важную мысль о единстве художественного и реально-исторического в эпосе.
В. Я. Пропп и Б. Н. Путилов пытаются дать историческое объяснение художественных законов эпоса, который они рассматривают кик определенный этап в развитии народного творчества. С их ючки зрения, в былине господствует не история, а поэтический
вымысел, но сам вымысел носит исторический характер. Таким образом, историчность эпоса В. Я. Пропп и Б. Н. Путилов видят не в отражении истории, а в том, что сама былина как художественное явление есть результат исторического развития культуры и народно-поэтического творчества.
Оба направления в изучении русского эпоса деятельно отстаивают свои позиции, развивая аргументацию и уточняя представление об историческом характере русских былин.

Фольклор периода феодализма


Социально-исторические условия существования фольклора. Эпоха феодализма была временем расцвета русского народного поэтического творчества. Это обусловлено важными социальными процессами, которые тогда переживало русское общество, большими историческими событиями и значительными явлениями культурной жизни русского народа.
Феодальный строй начинает формироваться у русских племен примерно с VII в. Но ранние формы феодализма определились в IX в. Во второй половине IX в. русские племена были объединены усилиями киевских князей в одно сильное и богатое государство —Киевскую Русь.
На территории русских земель установился феодальный общественный строй, который отличался от первобытно общинного рядом особенностей. В этот период сложились два основных класса — крестьяне и землевладельцы; средства производства, и прежде всего земля, принадлежали феодалам, которые эксплуатировали крестьян, заставляя их работать на себя. Развитие производительных сил привело к разделению земледельческого и ремесленного труда, к росту городов, развитию торговли и промыслов, разрушало замкнутость натурального хозяйства. Эксплуатация крестьян поднимала их на борьбу против феодалов. Интересы феодалов защищало государство (законы, суд, военная дружина _и церковь), а также феодальная идеология — философия, мораль, искусство. Однако и народные массы вырабатывали свою идеологию. Устно-поэтическое творчество народа воплощало в себе важнейшие идеи народной философии и морали. В феодальном обществе складываются две культуры —господствующего класса и угнетенных народных масс. Вторая была представлена прежде всего п различных видах народного искусства, в том числе в фольклоре. II области искусства слова наметилось четкое разграничение социальных функций: если возникшая в этот период письменность в основном служила интересам господствующего класса, то фольклор служил интесам народных масс. Однако это не означало, что в письменности 11С отражались общенародные идеи и стремления, а в фольклоре — идеи и стремления господствующих классов.
Период феодализма на Руси был длительным —с IX в. до середины XIX в. История русского народа и история его устно-поэтического творчества этого периода делятся на четыре этапа: IX—XII вв.— ранний феодализм, время существования Киевского государства; XIII—XV вв. —время феодальной раздробленности, когда русские земли распались на мелкие, враждующие между собой княжества, а процесс объединения, в котором важную роль играло Ростово-Суздальское княжество, происходил лишь в Северо-Восточной Руси; XV—XVII вв.— создание централизованного Русского государства — Московского; XVIII в.— первая половина XIX в. — разложение феодального общества в связи с начавшимся и все более усиливающимся развитием капитализма. Соответственно истории народа развивалось и его искусство. Каждый их этих исторических этапов имеет свои особенности в устном поэтическом творчестве.
Для Киевского государства важнейшей задачей было объединение русских племен прежде всего в целях борьбы с южными кочевниками (печенегами, половцами), а затем монголами. Этому служили общие усилия киевских князей, боровшихся против феодальных междоусобиц и сепаратистских стремлений отдельных княжеств. Этому стала служить и новая религия, принятая при князе Владимире, — христианство. Язычество нередко имело племенной характер, христианство стало общенародной религией. Князь Владимир еще до принятия христианства пытался сделать 300 Киев не только политическим, но и религиозным центром. При нем были поставлены на одном из городских холмов статуи языческих богов — Перуна, Дажьбога, Стрибога. Но позже он должен был пойти на принятие христианства, которое стало официальной религией Киевского государства, содействовало объединению русских племен и процессу образования русской народности. Христианство способствовало также расширению международных связей государства, служило почвой для возникновения и распространения письменности. Оно оказало влияние и на устное творчество народа.
Христианство привилось на Руси не сразу. Долгое время существовало так называемое двоеверие, т. е. совмещение старой религии — язычества — и новой — христианства. Влияние их было взаимным. Так, например, христианство воздействовало на язычество путем распространения религиозных легенд; влияние язычества на христианство выразилось, в частности, в приспособлении христианского святого Власия к значению бога Велеса, покровителя домашнего скота. Процесс взаимодействия язычества и христианства проявляется во взаимодействии фольклора и письменности. Народное творчество во многом стало основой древней русской письменности, но впоследствии все более заметным становится влияние письменности на фольклор.
Политическое и культурное значение Киевского государства исключительно велико: Киев, как говорит летопись, стал матерью русских городов. Развитие культуры русских племен привело к расцвету фольклора.
Тяжелые последствия для развития народного творчества и всей культуры русского народа имели монголо-татарское нашествие и распадение Киевского государства на удельные княжества, постоянно враждовавшие между собой. Тем не менее и этот период характеризуется большим богатством устного поэтического творчества народа, которое было своеобразным ответом народных масс на важные исторические события и социальные процессы.

Новые явления в фольклоре. В народном творчестве этого времени прежде всего сохранялись жанры, возникшие на предшествующем этапе развития фольклора. Эта календарная обрядовая поэзия, связанная с земледельческими работами и языческими верованиями, семейно-бытовая обрядовая поэзия (особенно причитания) и предания фантастического характера.
Однако в фольклоре происходят и новые важные процессы. Устно-поэтическое творчество приобретает все большую самостоятельность, развивая свою эстетическую сторону, отделяется от мифологии и обрядов, хотя еще сохраняет связь с ними. Сказки о животных и загадки утрачивают тотемистический характер и все более приобретают иносказательно-аллегорический смысл. Но мотивы превращений широко живут в сказках, песнях балладного типа, входят в художественную литературу, становясь чисто поэтическим приемом, как превращение Игоря в «Слове о полку Игореве».
Древнерусская письменность свидетельствует о существовании многих жанров фольклора в это время. Значительная часть этих жанров —архаические, например заклинания (см. обращения Ярославны к ветру, солнцу и Днепру в «Слове о полку Игореве»). «Повесть временных лет» под 985 г. упоминает о клятве князя Владимира при заключении мира с болгарами: «Тогда не будет между нами мира, когда камень станет плавать, а хмель — тонуть». Эта клятва близка заговорным, закрепительным формулам. Летопись упоминает об игрищах, плясках, песнях. Под 1068 г. рассказывается о суевериях, о языческих праздниках, например, русалиях, о причитаниях на похоронах. В «Слове о полку Игореве» это известный плач Ярославны, в летописи под 1054 г.— плач по Ярославу Мудрому его сына, под 1078 г. —плач Ярополка по убитом Изяславе, а под 1178 г. —плач новгородцев по князю Мстиславу.
Особенно много засвидетельствовала древняя письменность пословиц, которые, очевидно, были весьма распространенным и любимым жанром русских людей. Это пословицы о крещении Руси («Добрыня крести мечом, а Путята —огнем»), о войне и мире («Мир стоит до рати, а рать до мира»), о княжении («Не идет место к голове, а голова к месту»). Свидетельствует летопись и об употреблении загадок в переговорах и спорах.
Исключительно популярны были в Древней Руси исторические предания. В летописях приведено немало рассказов большого исторического значения, например рассказы о бое Кожемяки, об осаде Белгорода, о смерти Олега, о мести Ольги за Игоря, об основании Киева. В основе их лежат устные народные предания. Популярность исторических преданий объясняется патриотическими мотивами, стремлением передать потомкам сведения о прошлом, которым уже начинают гордиться. В преданиях значительную роль играли фантазия и политическая тенденция; они были подчинены патриотическим задачам объединения всех русских людей, что вызывалось опасностью нападения со стороны южных кочевников.

Героический эпос.


Важнейшей особенностью фольклора Киевской Руси является возникновение героического эпоса — былины. В них в поэтической и гиперболизированной форме отразилась защита русскими людьми родной земли, борьба с печенегами, половцами и татарами. Для былин характерен образ богатыря, который встречается и в летописных сказаниях. Таков русский богатырь Кожемяка —младший сын в семье, который бьется с печенегом, а печенежский воин «велик и страшен». В этом определении узнается народно-поэтическая манера изображения персонажей.
Процесс образования Русского государства и идея единства и защиты Русской земли поэтически воплотились в былинах, которые циклировались вокруг Киева как центра Русской земли. В них воспевалось могущество и величие Киевского государства, звучал призыв к борьбе с кочевниками и разбоями внутри страны (образ Соловья-разбойника), прославлялся героизм русских людей и их преданность родине. В киевском цикле былин созданы образы славных богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича. Важной особенностью былин этого цикла служит появление нового мотива — вражды богатыря и князя, в чем сказались растущие противоречия между князем и народом, князем и дружиной. Следует напомнить, что в летописи рассказывается о столкновении князя Владимира с дружиной и о столкновении певца Митуса с галицко-волынским князем Даниилом, которого Митус отказался прославлять. Поэтому конфликт Ильи Муромца с князем Владимиром в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и в былине «Бунт Ильи против Владимира» отражает явления, которые стали возникать еще в Киевской Руси. Поэтому былины с подобными мотивами нельзя относить к позднему времени, как это делают некоторые исследователи фольклора.
В это же время сложился и другой цикл русских былин, так называемый новгородский, в котором отражена жизнь вольного торгового города. В былинах этого цикла —о Садко, о Василии Буслаеве — показаны быт города, его богатство, характеризуются торговля, социальные отношения.
Можно утверждать, что в период Киевской Руси были выработаны основные формы и поэтика русского былинного эпоса, который затем прошел длительный путь исторического развития.
Период феодальной раздробленности вносит в народное творчество много нового. В фольклоре этого времени нашли отражение междоусобицы и споры князей (например, в былинах о Дюке Степановиче и Чуриле Пленковиче), соперничество городов Киева и Чернигова, Киева и Галича-Волынца, описание новых городов Ростова и Рязани —все это были картины удельной Руси. Народ осуждал споры и междоусобицы, утверждал единство русских земель.
В это время получает развитие тема борьбы с монгольским нашествием, наиболее ярко выраженная в жанре былин.
Новые жанры. В конце XIII — начале XIV в. зарождается новый эпический жанр фольклора — историческая песня. Ее тематика во многом связана с монголо-татарским гнетом. Такова песня о Щелка-не Дюдентьевиче, перекликающаяся с летописной повестью о тверском восстании 1327 г. С историческими песнями и.преданиями перекликается и известная повесть о походе Батыя на Рязань, рисующая образ русского богатыря Евпатия Коловрата. Цикл исторических баллад связан с монголо-татарским нашествием, в частности высокопоэтическая баллада об Авдотье-Рязаночке.
В русском фольклоре XIII—XV вв. художественные формы приобретают все более традиционный характер. Это касается и былин, и исторических песен, и сказок, о которых дошло немного сведений, но которьге были весьма популярны, о чем можно судить по настойчивым запретам церкви «басни баять». Сказочные мотивы проникают и в рукописную литературу, в летописях встречаются характерные сказочные формулы. Так, в псковской летописи под 1266 г. в призыве Домонта к псковичам постоять «за свое отечество» приведены слова: «Кто стар —будь мне отец, а кто молод — брат!»
В фольклоре, как и в письменности этого времени, сильно сказывается религиозное влияние, которое проявляется в религиозно-нравоучительном тоне повествования (пословицы, «Моление Даниила Заточника»).
Для этого периода характерно широкое отражение жизни русских земель в различных фольклорных жанрах, развитие социальной сатиры в сказках и пословицах, темы бедности и богатства. Возрастает идейное значение фольклора, в котором все ярче звучат антифеодальные тенденции, критика князей и бояр. Фольклор выражает идеологию народных масс и в области религиозных представлений: в фольклорных произведениях появляются иронические выпады против церковников. Церковь же начинает борьбу против «бесовских игрищ» и песен.
Фольклор времени Киевской Руси и феодальной раздробленности в известной степени противостоял письменности, которая служила интересам феодальных верхов и церкви. Фольклор удовлетворял идейно-эстетические запросы народа и выражал его воззрения. Письменность была мало доступна широким народным массам. Однако и в письменности звучали общенародные идеи.
На этом этапе развития русского фольклора изменяется характер коллективности творчества. Ранее он проявлялся в прямой форме (песня, например, создавалась хором или группой работающих лиц), теперь возрастает роль отдельных одаренных певцов, сказителей, сказочников. Появляются даже профессионалы — скоморохи. О них сохранилось немало свидетельств древней письменности. Скоморохи упоминаются в «Повести временных лет» под 1068 г. Теперь коллективность творчества проявляется в том, что произведения фольклора живут в коллективном бытовании, обрабатываются и изменяются, вбирают в себя художественный опыт народа.
Изменения в русском фольклоре. С конца XV до XVIII в. происходят значительные изменения в русском фольклоре. Они вызваны новыми социальными процессами и новыми историческими событиями. Образование, развитие и укрепление централизованного Московского государства сопровождалось процессом формирования русской нации. Русские земли в ходе борьбы с внешними врагами — сначала татарами, затем поляками — объединялись вокруг Москвы. Объединение не всегда происходило мирно. Оно имело форму соперничества и борьбы крупнейших городов — Москвы, Новгорода, Твери. Значительная роль Москвы в успешной организации борьбы с внешними врагами содействовала ее возвышению. Расширялась территория Русского государства. Присоединены были Казань и Астрахань, завоеваны обширные сибирские земли. В ходе этого укреплялась царская власть. Усиливалась борьба с боярством, получившая отражение в русской пословице «Времена шатки —береги шапки» (имеются в виду высокие боярские шапки).
Вместе с тем происходил процесс закрепощения крестьян. Крестьяне обязаны были отрабатывать у помещика за землю, на которой жили и которую обрабатывали. Полное закабаление крестьян произошло в начале XVII в., когда была отменена единственная льгота —право крестьян уходить с земли в Юрьев день (26 ноября); отмена была узаконена указом 6 марта 1607 г. и запечатлена в русской пословице «Вот тебе, бабушка, и Юрьев 394 день!». Усиление эксплуатации вело к еще большему обнищанию крестьян, бегству их на юг —на Дон, в южные степи. На этих землях создавалось вольное казачество. Все эти обстоятельства служили почвой крестьянских волнений и восстаний. Таким было восстание под предводительством Степана Разина. Характерно, что крестьянство, выступая против дворян, не теряло еще веры в батюшку-царя, который придет и поможет народу.
Мечты народа о счастливой и свободной жизни служили основой утопических легенд об избавителях. Эти легенды обычно носили религиозную окраску. Цари, правившие Московским государством, не приносили народу избавления от кабалы, и в сознании народа создавался образ идеального царя.
XVI—XVII вв. в истории Русского государства были бурным временем. Поэтому вполне естественно, что и народное творчество переживает значительные изменения. Основной особенностью русского фольклора этих двух веков было широкое отражение русской истории в самом популярном жанре — исторической песне. Это период расцвета исторической песни. Она становится значительным, важным в идейном и художественном отношении жанром. Историческая песня испытывает сильное воздействие былины. Это видно и в системе выразительных средств, и в стихе, и в некоторых сюжетных мотивах. Однако гораздо более значительным было влияние исторической песни на былину. Оно внесло в былину социальную остроту, изменения в форме и стихе.
Изменения, происходившие в это время в русском народном творчестве, были двух видов: одни касались фольклора в целом, общего его характера, другие — отдельных жанров. Изменения общего характера состояли в следующем: сложившиеся ранее жанры, будучи довольно устойчивыми в образах, стиле и композиции, впитывали в себя новые тематические особенности:
в большинстве жанров широко развиваются исторические темы в связи с важными историческими событиями этого времени (исторические песни, предания, сказки, например об Иване Грозном, пословицы);
все большее место в фольклоре занимают социальные темы, особенно в связи с крестьянским движением; в песнях и сказках выражались антикрепостнические настроения;
происходит вторая историческая циклизация сюжетов и образов героев вокруг Москвы и приурочение к Москве старых сюжетов; основой служит идея единства русских земель;
складываются основные особенности русского, украинского и белорусского фольклора и начинается взаимообогащение фольклора трех восточнославянских народов.
Изменения отдельных жанров сводились к уменьшению распространенности того или иного жанра или, напротив, к ее возрастанию, а также к тому, что жанры вбирали в себя новые темы и сюжеты.

Рабочий фольклор


До сих пор предметом рассмотрения был преимущественно традиционный (досоветский) крестьянский фольклор, т. е. устная поэзия основного класса старой России. В той или иной мере затрагивался также фольклор выходцев из крестьянской среды—бурлаков, ямщиков, солдат и казаков. Однако особый интерес для нас представляет устная поэзия рабочих, которая со временем занимала все большее место в русском фольклоре. Особенности идейно-тематического содержания и функций рабочей поэзии всецело обусловлены особенностями возникновения и развития рабочего класса России, его общественной ролью в жизни страны.
Рабочий класс в России формируется в условиях феодально-крепостнических отношений. Первые рабочие появились на ткацких мануфактурах, которые возникли в России в XVII в. и довольно широкое развитие получили в XVIII в. Мануфактурное производство развивается преимущественно в центральных губерниях. В Сибири же и на Урале в XVIII в. возникает приисковое и горнорудное производство. Мануфактурный труд был ручным, малопродуктивным. Поэтому уже в XVIII в. в России появляются фабрики с их более производительным, машинным производством. Постепенно фабрика вытесняет мануфактуру.
Формирующийся класс рабочих был очень пестрым по своему составу. Основную часть рабочих XVIII и первой Половины XIX в. составляли крепостные. Это были крепостные рабочие в усадебных барских заводах; «посессионные рабочие», т. е. крестьяне, прикрепляемые к купеческим фабрикам; «приписные» крестьяне, т. е. приписанные к государственным и частовладельческим предприятиям, ссыльные, каторжные и беглые, насильственно отданные на рудники и заводы, и, наконец, вольнонаемные рабочие из оброчных крестьян.
После Крестьянской реформы 1861 г. развитие капитализма в России усилилось. Идет быстрый рост числа рабочих. В последней трети XIX в. происходит бурный процесс «раскрестьянивания», в России окончательно складывается промышленный пролетариат. В формирующемся новом классе России постепенно создаются свои условия жизни, труда и быта, возникают своя психология и свое мировоззрение.
Уже с самого начала жизнь рабочих складывается очень тяжело. Изнурительный труд, крайне низкая заработная плата, бесчеловечные условия существования и бесконтрольное использование труда женщин, детей и подростков приводили к тому, что рабочие очень рано стали высказывать недовольство. Уже в 1737 г. произошли волнения рабочих московских и казанских мануфактур. Рабочие уральских заводов приняли активное участие в пугачевском движении (1773-1775). Волнения рабочих продолжались в конце XVIII и в первой половине XIX в. Еще более они усилились в пореформенное время. Наивысший подъем рабочее движение получило в период первой русской революции. История рабочего класса, его жизнь и труд, процесс формирования рабочей идеологии получили ярчайшее выражение в его устном поэтическом творчестве.
Собирание и изучение рабочего фольклора. Отдельные записи и публикации произведений рабочего фольклора, относящиеся к XVIII и первой половине XIX в., являются чисто случайными. К таким записям рабочего фольклора прежде всего следует отнести некоторые пословицы и поговорки, попавшие в сборники XVIII и первой половины XIX в., а также в сборник В. И. Даля «Пословицы русского народа», материалы которого собирались начиная с 30-х годов XIX в.
К числу таких же случайных записей можно отнести и те 317 немногие рабочие песни, которые впоследствии были обнаружены в рукописных и печатных песенниках XVIII в. Наиболее интересными являются песни «Как во городе во Санктпитере», «Ах, у нашего у сударя света батюшки» и «Близко, близко городочка».
Рабочий фольклор в пореформенный период получает все большее развитие, он становится заметным явлением, вызывает живой общественный интерес, а поэтому публикуется прежде всего и периодической печати. Так, в 60—80-е годы, в различных газетах и журналах (в журнале. «Современник», газетах «Томские губернские ведомости», «Сибирская газета», «Русские ведомости» и др.) были опубликованы рабочие песни «Лет семнадцати мальчишка», «Не последний был красильщик», «О, се горные работы», «Обещал Ваня жить в деревне», «Как рабочий Голубкова», «Что баклашински ребята», «Уж ты зимушка-зима», «Что шахтерска жизнь проклята», «На Донской земле привольной» и др. В газетах печатались также отдельные рабочие пословицы и поговорки. См., например., «Воло-гтодские губернские ведомости» (1888, № 11, 14, 15, 20).
В это же время произведения рабочего фольклора появляются н различных трудах и сборниках академического характера. Так, например, у С.Турбина в «Стране изгнания» (1872) приводится песня приискателей «Мы по собственной охоте», в сборнике В.Магниц-ского «Песни крестьян села Беловолжского...» (1877) печатается рабочая песня «Слава богу, наш хозяин», в «Записках Уральского общества любителей естествознания» (1881) публикуются посло-пицы и поговорки, записанные на одном каменном заводе Урала, и книге М. Огиевского «Новые элементы в южно-русском песенном пюрчестве» (1892) приводится рабочая песня «Ой, на горке на крутой» и т. д.
Однако пробудившееся всеобщее внимание к рабочему фольклору отнюдь не говорит об одинаково благосклонном к нему отношении. Как раз наоборот. Представители разных социальных групп, различных социологических направлений относились к рабочему фольклору по-разному.
Положительно оценивали новый (в том числе и рабочий) фольклор, видели в нем отражение нового этапа в историческом развитии России прогрессивные деятели русской культуры. Примером могут служить очерк Г. И. Успенского «Новые народные песни» (Русские ведомости, 1889, № 100) и статья публициста В Арефьева «К вопросу о собирской песне» («Сибирский сборник, 1889, вып. 1). Об историческом значении новой народной поэзии говорил и представитель прогрессивной части академической филологической науки В. Н. Перетц («Современная русская народная песня», 1893).
Резко отрицательно отнеслись к рабочему фольклору представители либерально-народнического направления в русской социологии и фольклористике конца XIX в. В новом фольклоре эпохи капитализма, в том числе и в рабочей поэзии, они видели крах, деградацию, гибель национального народного творчества (А. Раздольский, И. Львов, В. Михневич, П. Тиховский).
Идейный разгром либеральному народничеству нанес В. И. Ленин в работе «Что такое «друзья • народа» и как они воюют против "социал-демократов?» (1894). Громадное значение для уяснения особенностей развития капитализма в России, положения рабочих при капитализме, осмысления общественной роли рабочего класса, его мировоззрения, культуры, в том числе и фольклора, имел и имеет гениальный труд В. И. Ленина «Развитие капитализма в России» (1896—1899).
С середины 90-х годов XIX в. фольклор начинает играть большую роль в политической борьбе рабочих. Среди рабочих все шире распространяются революционные песни. Под влиянием ленинских идей в начале XX в. значительно активизируется работа по пропаганде революционной пролетарской поэзии. В большевистских газетах «Искра», «Вперед», «Пролетарий», «Звезда» и «Правда», в подпольных листовках и прокламациях систематически печатаются революционные песни и стихотворения.
.В.И.Ленин в статьях «Евгений Потье» и «Развитие рабочих хоров в Германии», напечатанных в 1913 г., показал большую роль пролетарской песни в международном революционном движении. Эти статьи В. И. Ленина, а также его знаменитая работа «Партийная организация и партийная литература» явились для советской фольклористики идейной и методологической основой в изучении рабочего фольклора.
В советское время проводится большая работа по изучению рабочего фольклора. Прежде всего поднимается вопрос о необходимости организации работы по сбору самого материала. Дело в том, что в дореволюционное время было записано очень мало произведений рабочего фольклора. Собранного материала было совершенно недостаточно для научного решения многих важных вопросов, связанных с изучением рабочего фольклора. Поэтому уже в 1921 г. в одном из своих докладов Ю. М. Соколов ставит вопрос о необходимости организации широкой работы по собиранию рабочего фольклора. В 1924 г. Ю. М. Соколов организует студенческую экспедицию на фарфоро-фаянсовую фабрику им. Калинина Тверской губернии. Под его руководством московские фольклористы в 1927—1928 гг. ведут запись рабочего фольклора на предприятиях Орехово-Зуева (П. М. Соболев), в 1929 г. —на тульских заводах (Ф.П.Филин), в 1930 г. на заводах Москвы и Орехова-Зуева (Э. В. Гофман, Р. С. Липец, С. И. Минц) и в Нижнем Новгороде (Ю. А. Самарин).
В начале 30-х годов от кадровых рабочих ленинградских заводов записывают старые рабочие песни А. М. Астахова, 3. В. Эвальд, П. Г. Ширяева, А. Н. Лозанова и другие фольклористы. В это же время начинается сбор произведений рабочего фольклора во Владимирской и Ивано-Вознесенской губерниях. Появляются новые публикации рабочего фольклора [33, № 1230—1236].
В 1935 г. под редакцией А. М. Горького вышел сборник «Были горы Высокой. Рассказы рабочих Высокогорского железного рудника о старой и новой жизни». Издание сборника положило начало активному собиранию устных сказов (рассказов) рабочих.
Во второй половине 30-х годов широко развернулась работа по записи рабочего фольклора в районах Урала, Сибири и Донбасса. Печатаются сборники, содержащие ценные материалы старого рабочего фольклора. Наиболее значительны из них следующие: Бирюков В. П. «Дореволюционный фольклор на Урале» (1936) Блинова Е.М. «Сказы, песни и частушки» (1937); Мисюрев А. А «Легенды и были. Сказания алтайских мастеровых» (1938) Гуревич А. «Фольклор Восточной Сибири» (1938); его же. «Песни и устные рассказы рабочих старой Сибири» (1940); Ионов А. В. «Песни и сказы шахтеров» (1940) и др. Названные сборники содержали произведения старого рабочего фольклора, сохранившиеся в народной памяти.
В эти годы проводится обследование архивов и различных печатных источников. Особенно ценные материалы дало обследование дореволюционных изданий большевистской печати. Выходят сборники, в которых публикуются революционные стихотворения и песни рабочих. Наиболее значительными из них являются: Песни уральского революционного подполья (1935); Песни и сказки на Онежском заводе (1937). Революционные стихотворения и песни помещаются также в вышедшем в серии «Библиотека поэта» трехтомнике «Пролетарские поэты» (1935, т. 1; 1936, т. 2; 1939, т. 3).
Работа по собиранию и публикации произведений старого рибочего фольклора продолжается и в послевоенные годы. В это иремя выходят следующие сборники: КитайникМ. Г. «Устные рассказы уральских рабочих» (1953); Бирюков В. П. «Урал в его живом слове» (1953); Мисюрев А. А. «Предания и сказы Западной Сибири» (1954); Ионов А. В. «Песни и сказы Донбасса» (1960) и др.
Одновременно с собиранием и публикацией рабочего фольклора и советской фольклористике идет и его изучение. Исследование осуществляется в двух основных направлениях: а) раскрытие
современного состояния рабочего фольклора и б) изучение его истории.
Для первого направления показательны статьи Ю. М. Соколова «Песни фабрики и деревни» [33, № 3000], А. М. Смирнова-Кутачевского «В щелочах и кислотах» [33, № 3002], П. М. Соболева «О песенном репертуаре современной фабрики» [33, № 3005], Р. С. Липец «Изучение фольклора подмосковных мастеров» [33, № 3019].
Для второго направления характерны статьи П. М. Соболева «Образ фабрично-заводского рабочего в песенном фольклоре XIX в.» [33, № ЗОЮ], А. Н. Лозановой «Фа&рично-заводские песни крепостной России» [33, № 3029], С. Дмитриева «Рабочий фольклор XVIII века» [33, № 3037], Г. Владимирского «Рабочие песни XIX века» [33, № 3039], П. Г. Ширяевой «Фольклор фабричнозаводских рабочих в революции 1905 года» [33, № 3077].
Очень рано в советской фольклористике обнаруживается интерес к книжной революционной поэзии, бытующей среди рабочих. Примером. могут служит статьи П. Н. Лепешинского «Старые песни революции» [33, № 3001], К. Боголюбова и М. Кашеварова «Песни уральского революционного подполья» [33, № 3023], В. Чичерова «Революционные песни 1905 года» [33, № 3032], А. Л. Дымшица «О рабочих марсельезах» [33, № 3050] и др.
Интерес к революционной поэзии пролетариата остается устойчивым на протяжении всей истории советской фольклористики.
В советской фольклористике довоенного периода в центре внимания стоят следующие вопросы: 1) происхождение и условия 320 формирования рабочего фольклора; 2) связь рабочего фольклора с традиционными жанрами крестьянского и солдатского фольклора; 3) новаторский характер, устной рабочей поэзии; 4) общественные функции произведений рабочего фольклора и 5) связь рабочего фольклора с книжной поэзией пролетариата.
Эти вопросы находятся в центре внимания советских фольклористов и в послевоенные годы. Однако в это время в изучении рабочего фольклора выдвигаются и новые проблемы. Поднимается важная теоретическая проблема жанровой классификации рабочего фольклора [34, № 1719]. Особое внимание исследователей привлекают прозаические жанры (до этого- исследовались главным образом рабочие песни), например в работе А. И. Лазарева «Предания рабочих Урала как художественное явление» (1970). Появились обобщающие работы по истории рабочего фольклора (см., например: О. Б. Алексеева. Устная поэзия русских рабочих, 1971). Всесторонне исследуется проблема взаимовлияния рабочего фольклора и литературы. С одной стороны, раскрывается значение литературы в формировании рабочего фольклора [34, № 1745], а с другой — рассматривается использование рабочего фольклора в литературном творчестве [32, № 2329].
Из сказанного можно заключить, что собирание и изучение старого рабочего фольклора имеет большую, более чем двухсотлетнюю историю. Без преувеличения можно сказать, что собирание и изучение рабочего фольклора в советской фольклористике выделилось в специальное направление. Советскими учеными собран значительный материал по рабочему фольклору, поставлены важные проблемы в его изучении.

Жанры рабочего фольклора


Второй тип рабочей песни по своей композиции в известном смысле прямо противоположен рассмотренному нами описательному типу. Главный признак этих песен повествовательность. Песни этого типа можно назвать песнями-рассказами.
Первые образцы в жанре песни-рассказа очевид<


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.