Эпоха расцвета русского фольклора. — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эпоха расцвета русского фольклора.

2017-10-21 687
Эпоха расцвета русского фольклора. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


В XVI—XVII вв. русский фольклор был исключительно богат. Документальные свидетельства—летописи, судные дела, грамоты и первые записи народно-поэтических произведений, сделанные в это время,—подтверждают бытование многих жанров фольклора. Одним из наиболее популярных жанров были пословицы. Они зафиксированы во многих памятниках письменности. В них ярко отражается русская действительность этих двух веков; например, до нас дошло немало пословиц о бегстве крестьян на юг: «Кабалка лежит, а Ивашка бежит». Многосторонне характеризуется бесправное положение народных масс, неправедные суды, взяточничество судей: «Не бойся истца, бойся судьи»; «Брюхо — что неправедный судья: и молча просит». Пословицы были настолько распространены, что составлялись их сборники, которые охотно переписывались. Пословицы характерны и для переписки Ивана Грозного.
Широко бытовали обряды, календарные и семейные. Решения стоглавого собора и «Домостроя», а также указы и грамоты царя Алексея Михайловича —свидетельства беспощадного гонения на «бесовские игры» и «бесовские действа». Власти и церковь преследовали тех, кто исполнял языческие обряды и пел песни. Как отмечается в грамоте Алексея Михайловича 1649 г., в то время «кликали» многие люди Коляду, Овсеня и Плугу, в народе жили купальские, новогодние и крещенские обряды. Густынская летопись XVII в. дает любопытное пояснение: «Купало бяше бог обилия».
Семейно-бытовые обряды и сопровождающая их поэзия были в полном расцвете, хотя и запрещались. Однако этого рода обряды было трудно запретить, так как они были общенародными. Похоронные причитания бытовали по всей стране, как и свадебный обряд. Последний, вероятно, в это время вобрал в себя некоторые особенности, связанные с княжеско-боярским бытом (терминология: князь, боярин, тысяцкий, княгинюшка, боярышня).
Это произошло потому, что и в княжеско-боярской среде бытовал тот же народный обряд.
Есть основания предполагать, что в это время широко расцветает народная лирика, которая тогда отличалась большим многообразием жанров. Во всяком случае в начале XVII в. и в конце его были сделаны записи лирических песен разного типа: хороводно-игровых («Береза»), песен служилых людей («Бережо-чек зыблется»), песен семейно-бытовых («Рябина») и любовных («Да ой не плачьте, мои ясны очи», «Пойду я, молоденька, погуляю»),
XVI—XVII вв. характеризуются богатым развитием сказки. В них отражаются и исторические моменты (сказки об Иване Грозном), и социальные (сказки о судьях и попах), и бытовые (сказки о муже и жене). В жанре сказки значительно усиливаются сатирические мотивы. Особенно популярными были сказки о неправедных судьях и начальниках. Это нашло отражение и в рукописных повестях, например в известных повестях о Ерше Ершовиче и Шемякином суде. Сказки о животных приобретают ясный социально-сатирический аспект. Характерным, например, становится образ лисы-судьи. Сказка оказывает большое влияние на литературу, особенно на жанр повести. Ее воздействие проявилось и в стихотворной повести о Горе-Злочастии.
Былины в это время также широко бытуют. Они известны на Севере и в среднерусской полосе. В XVII в. были сделаны первые записи былин (о князе Владимире и богатырях киевских, об Алеше Поповиче и Тугарине Змеевиче, о Ставре Годиновиче). Героические сюжеты были особенно популярны в связи с борьбой против внешних врагов. Эта популярность сказалась и на литературных жанрах: создаются повести, использующие былинные сюжеты: «Сказание о киевских богатырях, как ходили в Царьград», «Повесть о Сухане».
Однако особенно популярным в XVI—XVII вв. стал жанр исторических песен. В 1619 г. для англичанина Ричарда Джемса, приехавшего в Москву, были сделаны записи нескольких исторических песен («Плач Ксении Годуновой», песня о смерти Скопина-Шуйского и др.). Исторические песни этого времени еще многосторонне связаны с былинами в приемах повествования, в стихе. Они были политически актуальным жанром, так как разрабатывали сюжеты важных исторических событий. Вместе с тем они были более реалистичными в изображении жизни, чем былины. Исторические песни охватывали широкий круг явлений русской действительности. Их герои — не легендарные богатыри, а реальные исторические лица. Форма и стиль исторических песен хотя и близки былинным, в то же время отличаются от них большей свободой в композиции и стихе, меньшей устойчивостью формул и повторений, новыми моментами в содержании и художественных средствах.
Исторические песни охватили широкий круг событий русской истории: время Ивана Грозного, взятие Казани, борьбу с крымскими татарами, походы Ермака, борьбу русского ополчения против польской шляхты, события времени Алексея Михайловича, восстание под предводительством Степана Разина. Для песен характерны образы Ивша Грозного, Ермака, Разина, яркая картина Смутного времени, передача настроений крестьянства, что придает им большое идейно-эстетическое значение.
Итак, русское народное поэтическое творчество в XVI—XVII вв. переживало расцвет, играло важную роль, удовлетворяло идейно-эстетические потребности народных масс, для которых все еще мало была доступна письменность. Народное творчество жило богатой жизнью, несмотря на то что подвергалось постоянным преследованиям; именно к этому времени относятся многочисленные указы о запрещении песен, обрядов, сказок. Власти и церковь ополчаются на скоморохов. Причиной этого служило то, что скоморохи были носителями народного искусства, в их репертуаре большое место занимали сатирические песни о боярах, судьях, попах. На царя они не поднимали руку. Народ был на стороне царя, выступавшего против бояр, что отразилось в пословице: «Лучше Грозный царь, чем семибоярщина».

Фольклор последнего этапа феодального общества.

XVIII — первая половина XIX в. — последний этап существования феодально-крепостнического общества. Это время характеризуется развитием капиталистических отношений и разложением крепостнического строя. В политической жизни страны расширяются революционные выступления народных масс, происходит восстание декабристов. В области культуры наблюдается расцвет искусств — литера- 397 туры, музыки, живописи, театра. В народном творчестве многосторонне отражалась русская действительность. Фольклор оказывал большое воздействие на русское искусство и в свою очередь начинал испытывать все большее влияние литературы и музыки.
XVIII в. и начало XIX в. отмечены широким развитием собирания произведений народного поэтического творчества.. В конце XVIII в. появляются записи песен и сказок М. Д. Чулкова, затем Прача и Львова, появляются записи былин Кирши Данилова. В первой половине XIX в. и в 60-е годы выходят замечательные собрания песен П.В.Киреевского^ пословиц В.И.Даля, сказок А. Н. Афанасьева, былин П. Н. Рыбникова. О состоянии народного творчества ценные свидетельства дают русские писатели: А. Н. Радищев, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов, И. С. Тургенев (в рассказе «Певцы») и др. Фольклор I оказывает многостороннее воздействие на литературу: это проявляется в песнях Тредиаковского и Сумарокова, песнях и сказках Державина и Жуковского, в сказках Пушкина, поэмах Лермонтова. Интерес к фольклору обусловливался прежде всего необходимостью пристального внимания к народной жизни: в стране начались крестьянские волнения, народные массы сыграли решающую роль в Отечественной войне 1812 г. На почве фольклора сформировался и русский романтизм, провозгласивший принцип народности искусства.
В этот период в устном народном творчестве происходят следующие процессы: традиционные жанры фольклора еще жили полнокровной жизнью, в том числе и былины, хотя область их распространения стала заметно сужаться; более всего они бытовали
на Севере. Жили еще и сказки, и обрядовый фольклор. Особенно широко развивалась лирическая песня, вбиравшая в себя новые темы и мотивы. В связи с обострением социальных противоречий во всех жанрах развивается социальная критика. Особенно яркими стали антикрепостнические мотивы. Все больше появляется талантливых певцов, сказителей, сказочников с характерной индивидуальной манерой исполнения фольклорных произведений. Значительно развивается реалистичность фольклора. Это сказывается в расширении охвата жизненных явлений, в быстрой реакции на события, в богатстве бытовых деталей в произведениях, во все меньшей роли фантастики и гиперболичности и в ряде жанров, даже таких, как сказка. Обогащается состав типических персонажей сказок и песен: часто теперь появляются барин, солдат, работник; образы барина и попа дополняются образом купца, причем все они приобретают все более сатирический характер.
Историческая песня изменяет свой характер, отходя от композиции и стиля былины; она отражает новые события и создает образы новых деятелей истории; возникает жанр рекрутских и солдатских песен, основой чего служат создание регулярной армии Петром I, введение долгосрочной солдатской службы, войны XVIII и XIX вв.
Очень важным явлением этого периода было возникновение и затем развитие рабочего фольклора. В связи с ростом промышленности, строительством заводов на Урале и текстильных фабрик в центре страны появляются песни работных людей. Их творчество на первых порах было тесно связано с крестьянским фольклором, потому что работные люди обычно представляли собой тех же крепостных, переселенных в заводские и фабричные слободы. Но это было началом важного процесса в русском фольклоре — развития творчества рабочих, которое в капиталистическую эпоху получает широкий размах и становится вторым важным разделом русского фольклора. В творчестве работных людей складываются жанры разного рода —песни, сказки, пословицы и предания нового типа (сказы).
Пословица в этот период была очень распространенным жанром. В ней отразились общие особенности фольклора этого времени. Это прежде всего социально-сатирический аспект трактовки явлений. В пословицах широко представлены антикрепостнические мотивы: «Крестьянскими мозолями бары сыто живут»; «Барин в полу плюет, а мужик горюет»; «На барскую расправу не найдешь управы».
Сказка также приобретает еще более яркий социальный аспект, в нее входят новые персонажи, прежде всего умный и хитрый солдат, который одурачивает и попа, и старуху. Солдат —патриот; в состязании с немецким солдатом русский солдат оказывается более выносливым, более преданным родине.
Популярными жанрами фольклора этого времени были рекрутские и солдатские песни. Характерно, что эти два вида песен сближаются между собой и не всегда можно четко их разграничить. В них много общих тем, общих героев. Если рекрутские песни отличаются от солдатских тем, что основной мотив в них — расставание с родным селом, горе молодца, которого на долгие годы отрывают от семьи, то в солдатских песнях основой служат описание войны и военный быт.
В исторических и солдатских песнях XVIII — первой половины XIX в. последовательно отразились важнейшие исторические события: реформы Петровского времени, крестьянские восстания, Отечественная война 1812 г., Крымская война 1853—1856 гг. В них выражена патриотическая гордость победами русских войск. В центре песен —образы Русской земли, Москвы, полководцев, особенно Кутузова и Платова. Едко осмеиваются враги, более всего французы и Наполеон. Высоко оценивается подвиг русского народа, спасшего народы Европы от наполеоновского владычества:
Про тебя ли, мать-Рассея, Далеко слава прошла.
Сатирическая сторона песен характеризуется тем, что резко осуждаются реакционные силы, представителем которых считается Аракчеев:
— Ты, Ракчеев-господин, Всю Рассею разорил...
Фольклор этого времени переживал многообразные процессы в силу действия новых социально-исторических факторов и отражения новых сторон жизни. Так, в крестьянские песни вошел 399 мотив ухода в город на заработки. Этот мотив получит развитие в последующий период жизни русского народного творчества. В силу большого движения населения по стране уменьшились областные отличия песен и сказок, в них яснее проступали общерусские черты. Сильнее стало сказываться воздействие художественной литературы, в фольклоре более широко, чем раньше, начали входить и творчески усваиваться песни русских поэтов. К числу таких песен, усвоенных народом, принадлежат: «Не будите меня, молоду» — поэта начала XIX в. В. Г. Кугушева, «Кольцо души-девицы я в море уронил» В. А. Жуковского, «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан» Н. Г. Цыганова, «Ревела буря, дождь шумел» К. Ф. Рылеева, «Вот мчится тройка удалая» Ф. Н. Глинки, «Не осенний мелкий дождичек» А. А. Дельвига, «Вечерний звон» И. И. Козлова, «За рекой на горе» («Хуторок») А. В. Кольцова, «Вниз по Волге реке» А. А. Шаховского, «То не ветер ветку клонит» С. И. Струмилова. Они обогатили русский народный репертуар и внесли в песенные жанры новые выразительные особенности, новые художественные средства, новые ритмы, развили рифму в народном стихе.
Наконец, важной особенностью фольклора XVIII —первой половины XIX в. было зарождение и развитие народной драмы. Народная драма существовала и ранее в виде игры, хоровода, обряда, но в XVII в. она проявилась как кукольный театр Петрушки—персонажа, отличающегося задиристостью, остроумием, умением высмеять барина, попа, купца, лекаря. В XVIII в. появляется народная драма нового типа —в виде пьес, источники которых и литературные («Царь Максимильян»), и народные («Лодка», «Голый барин»).

Русский фольклор XVIII —первой половины XIX в. необычайно богат и по жанрам, и по сюжетам, и по персонажам. Он живет во всех областях страны, ограничение наблюдается только для таких жанров, как былины. О широкой распространенности народного творчества, о живом и многообразном его процессе свидетельствуют многие источники. Так, например, собиратель русских песен конца XVIII в. Н. А. Львов отмечает, что сочинителями песен являются казаки, бурлаки, стрельцы, служилые люди, фабричные солдаты, матросы, ямщики. Большая роль в этом принадлежит русским женщинам, которые создали психологически глубокую, волнующую семейно-бытовую и любовную лирику.
Свидетельством большого богатства народного творчества в этот период феодализма являются и те многочисленные сборники песен, сказок, пословиц и других произведений, которые тогда были составлены и частично изданы, а частично лежат в архивах и книгохранилищах.

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.