Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Потери английского флота, понесенные им в боях с Красным Балтийским флотом с декабря 1918 г. по декабрь 1919 г.

2017-10-16 490
Потери английского флота, понесенные им в боях с Красным Балтийским флотом с декабря 1918 г. по декабрь 1919 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск
№№ п. п. Типы кораблей Количество английских кораблей, бывших в водах Финского залива Потоплено в боях и подорвано на минах Корабли, получившие повреждения Примечание
  Линейных кораблей.   Базирование на Копенгаген (линкоры и линейные крейсера)
  Мониторов   1{86}
  Линейных крейсеров  
  Легких крейсеров   1{87} 2{88}
  Эскадренных миноносцев   2{89} 6{90}
  Подводных лодок   1{91}
  Авиаматок   1{92}
  Минных заградителей   1{93}
  Тральщиков   3{94} 1{95}
  Торпедных катеров   6{96}
  Моторных катеров   2{97} 1{98}
  Нефтеналивных судов и других типов кораблей (дрифтера, транспорты)   2{99} 4{100}
Итого.        

Англичане в официальном отчете о потерях в личном составе на Балтике приводят следующие данные (см. табл. на 133 стр.).

В действительности потери англичан нужно увеличить в несколько раз, так как команда одного эсминца «Витториа», потопленного нашей подводной лодкой «Пантера», почти равняется цифре, указанной выше. [133]

Потери английского флота в личном составе во время его операций на Балтийском море в 1919 г.{101}

  Убито Ранено Взято в плен Всего
Офицеров королевского флота        
Матросов королевского флота        
Офицеров воздушного флота      
Матросов воздушного флота    
Итого.        
Общие потери 188 чел.

Англичане не «пожелали» сообщить о погибших на подводной лодке «Л-55» до 1928 г. Кроме этого англичане потеряли 16 кораблей! Привести правдивые данные о потерях — это значило бы расписаться в полном крахе авантюры на Балтике в 1919 г.!

Балтийский флот Российской Советской Социалистической Республики в открытой схватке с английским флотом «его величества» одержал решительную победу.

Корабли Балтийского флота встали на ремонт. Оживилась работа партийных организаций, развернулась работа по политическому воспитанию и социалистическому просвещению широких масс коммунистов и беспартийных. С фронта возвратились коммунисты-боевики.

Во всех базах Балтийского флота политорганы в ноябре проводили третью по счету партийную неделю, которая, так же как и две предыдущие, дала высокие результаты, лишний раз подчеркнувшие огромную спайку и сплоченность моряков-балтийцев вокруг партии Ленина — Сталина. Вот характерные данные: на 1 марта 1920 г. по списку в Красном Балтийском флоте числилось 18 000 рядовых моряков и лиц комсостава, из них 9000 состояли в рядах Российской Коммунистической партии (большевиков). 50% личного состава из Красного Балтийского флота были коммунисты. Из общего числа 9000 моряков-коммунистов В партию вступило до 1917 г. и в 1917 г. 4,5%, в 1918 г. — 12%, в 1919 г. — 73,3% и в 1920 г. (январь и февраль) — 10,2%. Следовательно, в героическом 1919 г. вступило в партию 3/4 всего состава партийной организации Балтийского флота. Эти цифры не требуют комментариев. Парторганизация Красной Балтики состояла на 66% из рабочих. 90% коммунистов в 1919 г. участвовали в боях с врагами социалистического отечества. Эти данные характеризуют [134] партийную организацию Балтийского флота к началу 1920 г. как боеспособную и крепкую опору Ленинско-Сталинского Центрального Комитета партии.

23 декабря 1919 г. на 8-тысячном митинге рабочих, моряков и красноармейцев Кронштадта выступил Михаил Иванович Калинин:

«Товарищи, я приехал на границу Российской Советской Республики, на тот пункт, на который с вожделением взирает мировая контрреволюция и которому она старается наносить удар за ударом. Кронштадт еще славен и тем, что здесь есть моряки, те моряки, которые во всем мире считаются самыми революционными войсками. Всюду, где подымаются народные восстания, народные бури, моряки бывают впереди. Достаточно вспомнить вам французских моряков, первыми поднявших красное знамя и приветствовавших русских большевиков{102}.

Достаточно привести пример английских моряков, которые отказываются или, по крайней мере, часть которых отказывается от войны с Российской Республикой.

Кронштадт есть ключ Петрограда; падение Кронштадта есть несомненно падение Петрограда. И поэтому вполне естественно, что каждый рабочий, каждый красноармеец, каждый матрос должен постоянно чувствовать и думать, что он здесь находится на самом почетном и вместе с тем на самом ответственном посту российской революции. Да и не только российской, — в существовании Петрограда заинтересована и мировая революция...

Много у нас погибших товарищей, но только тогда и бывает велика революция и только тот народ бывает великим, который переносит величайшие страдания, который преодолел огромные препятствия, который поборол сильнейшего врага; только подвиг такого народа записывается золотыми буквами в историю...

Много легло наших товарищей, но эти жертвы не пропали даром, победа стоит за нами. И я думаю, что если еще придут тяжелые минуты, если враг посмеет бросить свои контрреволюционные отряды, то он получит удар гораздо сильнее, чем получил раньше, потому что чувство быть свободным гражданином не только не уменьшается, а, наоборот, с каждым часом увеличивается у каждого рабочего и крестьянина. А увеличение этого чувства ускоряет гибель контрреволюции.

Да здравствует Красная армия! Да здравствует Красный флот! Победа за нами!»{103}

Славные моряки Балтийского флота в героическом девятнадцатом году сражались на всех фронтах гражданской войны за свободу и независимость советского народа. Свыше сорока тысяч доблестных балтийцев бились не на жизнь, а на смерть с врагами социалистической революции на сухопутных фронтах. [135]

Партия и советское правительство наградили многие части Балтийского флота почетными революционными красными знаменами. Так, 12 декабря 1919 г. эту высокую награду получил гарнизон форта Передовой за то, что во время наступления Юденича гарнизон форта в течение трех недель бессменно по 24 часа в сутки дежурил у орудий. Белогвардейцы неоднократно пытались прорвать фронт, находившийся в восьми верстах от Передового, и только благодаря умелой стрельбе форта удалось спасти положение. Несмотря на то что форт обстреливали с моря крейсера, миноносцы и мониторы (последние стреляли 15-дюймовыми снарядами), а сверху неприятельские аэропланы сбрасывали бомбы, гарнизон форта героически и мужественно выносил огонь противника.

В день десятилетия Рабоче-Крестьянской Красной армии партия и правительство наградили Красный Балтийский флот высокой и почетной наградой — боевым орденом Красного Знамени.

На Южном фронте под гениальным руководством товарища Сталина мощными ударами Красной армии деникинские банды были наголову разбиты осенью 1919 г. «Армия Деникина неудержимо катится под уклон по стопам армии Колчака, между тем как наши армии изо дня в день усиливаются качественно и количественно. В этом порука окончательного разгрома Деникина», — писал товарищ Сталин 26 декабря 1919 г.{104}

После прорыва деникинского фронта под Таганрогом белогвардейские армии были разрезаны на две части: добровольческие направо — Украина, а донская и кавказская армии налево — Дон, Северный Кавкаа.

10 января 1920 г. товарищ Сталин сообщил Ленину: «В ночь с 7 на 8 января части конницы Буденного после кровопролитных боев ворвались в Ростов и Нахичевань, взяв на подступах Ростова 11000 пленных, 7 танков, 33 орудия, 170 пулеметов. 8 января шли упорные бои на южных окраинах Ростова. Подсчеты трофеев продолжаются. Сталин»{105}.

Взятием Ростова и Нахичевани, несмотря еще на некоторое сопротивление противника, по существу завершилось выполнение сталинского плана разгрома Деникина.

Колчаковские войска на востоке также были добиты. Север к началу февраля 1920 г. был освобожден от английских и других интервентов, от белогвардейских банд. Банды Юденича были выбиты с территории нашей страны и последние их остатки разоружены в Эстонии. 2 февраля 1920 г. был подписан мирный договор с Эстонией.

«Мир с Эстляндией, — говорит Ленин, — это окно, пробитое русскими рабочими в Западную Европу, это неслыханная победа над всемирным империализмом, знаменующая собою перелом [136] в русской пролетарской революции в сторону сосредоточения всех сил на внутреннем строительстве страны»{106}.

«Мы победили Деникина, Колчака и Юденича не потому, что у нас было лучшее оружие, а потому, что у враждебных нам сил не оказалось рук, которые готовы были бы направить это совершенное оружие капиталистического мира против нас»{107}, говорил В. И. Ленин в день заключения мира с Эстонией на первой сессии ВЦИК 7-го созыва 2 февраля 1920 г.

Под гениальным руководством Ленина и Сталина, под руководством нашей славной коммунистической партии, интервенты, с величайшим позором для генеральных штабов империалистических стран, были разгромлены. В этом разгроме, как мы видели, весьма важную роль сыграл Красный Балтийский флот, его замечательный личный состав.

 

 

Заключение

В 1920 году моряки-балтийцы принимали активное участие в разгроме белополяков и Врангеля; они сражались на боевых кораблях многочисленных флотилий и в сухопутных отрядах, в Морской экспедиционной дивизии, на бронепоездах — бок о бок с красноармейцами.

Рабоче-Крестьянская Красная армия и Рабоче-Крестьянский Военно-Морской флот победили и разгромили вражеские полчища благодаря мудрому руководству большевистской партии и ее великих гениальных вождей — Ленина и Сталина.

Еще 23 октября 1920 г. при рассмотрении «Проекта постановления об организации специальной комиссии для восстановления Балтфлота» на заседании Совета Обороны В. И. Ленин собственноручно написал текст постановления, которое было принято. В постановлении говорилось:

«Поручить Петроградскому Совдепу и специально Комитету Обороны Петрограда обратить особое внимание на ускорение работ по восстановлению Балтфлота и согласование всех учреждений, способных помочь делу, с устранением всякой волокиты и с установлением реального надзора за быстротой и успешностью работы»{108}.

Однако троцкистско-зиновьевское «руководство» в Петрограде и иуда Троцкий сделали все возможное, чтобы саботировать указания В. И. Ленина и засорить Балтийский флот социально-чуждыми элементами.

1 марта 1921 г. в Кронштадте вспыхнул контрреволюционный мятеж, организованный белогвардейским офицерством [137] вместе с эсерами и меньшевиками на деньги и по указке разведок иностранных государств.

«Два обстоятельства облегчили возникновение кронштадтского мятежа: ухудшение состава матросов на военных судах и слабость большевистской организации в Кронштадте, Старые матросы, которые участвовали в Октябрьской революции, почти поголовно ушли на фронт и геройски сражались в рядах Красной армии. Во флот пришли новые пополнения, не закаленные в революции. Эти пополнения представляли собой еще совершенно сырую крестьянскую массу, отражавшую недовольство крестьянства продразверсткой. Что касается кронштадтской большевистской организации того периода, то она была сильно ослаблена рядом мобилизаций на фронт. Эти обстоятельства дали возможность эсеро-меньшевикам и белогвардейцам пролезть в Кронштадт и овладеть им»{109}.

Но недолго пришлось хозяйничать в Кронштадте обнаглевшему врагу. Десятый съезд ленинско-сталинской партии послал под Кронштадт своих делегатов, во главе с К. В. Ворошиловым. Первоклассная морская крепость впервые в истории была взята в ледовых условиях лобовой атакой частей Красной армии. 18 марта 1921 г. Кронштадт был возвращен советской власти. В начале 1922 г. Центральный Комитет нашей партии дал указания местным организациям возвратить на флот старых моряков-коммунистов. По зову партии в феврале 1922 г. ленинско-сталинский комсомол дал на пополнение флота 2000 лучших комсомольцев, а в июле послал 300 членов РКСМ в военно-морские учебные заведения для подготовки из них квалифицированных командиров и инженеров флота. 16 октября V Всероссийский съезд РКСМ по инициативе Ленина и Сталина принял шефство над Красным флотом.

Это решение о принятии шефства ленинско-сталинским комсомолом над флотом способствовало дальнейшему успешному строительству флота и обеспечило его преданными родине и советскому народу кадрами.

26 января 1924 г. на II съезде Советов в траурные ленинские дни И. В. Сталин произнес от лица всей партии, от лица всего советского народа историческую клятву выполнять с честью все ленинские заветы, все ленинские заповеди. Давая клятву, И. В. Сталин говорил:

«Ленин не раз указывал нам, что укрепление Красной армии и улучшение ее состояния является одной из важнейших задач нашей партии... Поклянемся же, товарищи, что мы не пощадим сил для того, чтобы укрепить нашу Красную армию, наш Красный флот...»{110}

Под непосредственным руководством гениального стратега социалистической революции И. В. Сталина наш Военно-Морской флот превращен в могучую силу, в грозное оружие. [138]

Много труда и усилий вложили в строительство Краснознаменного Балтийского флота ближайшие соратники Ленина и Сталина — М. В. Фрунзе, К. В. Ворошилов, С. М. Киров и А. А. Жданов.

Еще в мае 1925 г. М. В. Фрунзе на III съезде Советов, характеризуя боевую подготовку Балтийского флота, говорил: «... Наш флот делает точно так же большие успехи. Этот флот очень маленький. Мы сейчас не располагаем средствами для того, чтобы превратить его в ту величину, которая отвечала бы протяжению наших морских границ и интересам нашей морской обороны. Но мы надеемся, что улучшение нашей экономики и укрепление наших финансов эту возможность в дальнейшем откроют...». Обращаясь к балтийским морякам, Фрунзе сказал: «Друзья, позаботьтесь о том, чтобы тот, кто захочет повторить ту прогулку под стены Кронштадта, которую делал в 1919 году английский флот, встретил там самый жаркий прием»{111}.

После смерти М. В. Фрунзе руководство вооруженными силами СССР принял ближайший соратник Ленина и Сталина — К. Е. Ворошилов. Во главе ленинградской партийной организации в начале 1926 г. Центральный Комитет большевистской партии поставил незабвенного С. М. Кирова. Под руководством К. Е. Ворошилова и С. М. Кирова от XIV по XVII партийный съезд Краснознаменный Балтийский флот прошел путь больших побед и успехов в области боевой и политической подготовки. Он рос и совершенствовался на базе исторических побед социализма в нашей стране.

Краснознаменный Балтийский флот превратился в замечательную кузницу кадров для растущего мощного Военно-Морского флота СССР.

С. М. Киров, выступая с докладом на XI партийной конференции Балтийского флота в 1927 г., подчеркивал:

«Нашей колоссальной работы не могут не видеть даже наши враги. Примером реальных достижений нашего строительства может служить развитие морских военных сил. Лет пять тому назад нельзя было и предполагать, что мы будем иметь в этой области то, чего добились сейчас. Конечно, мы были бы плохими защитниками нашей страны, если бы не мечтали об усилении нашей морской обороны»{112}.

Технический рост и боевое совершенствование Краснознаменного Балтийского флота нашло свое яркое выражение в переходе линейного корабля «Парижская Коммуна» и крейсера «Профинтерн» из Кронштадта в Севастополь зимой 1929–1930 гг. Краснофлотцы и командиры Краснознаменной Балтики показали высокие образцы выносливости и морской выучки в условиях жестоких штормов. Они за 58 походных дней (с 8 ноября [139] 1929 г. по 18 января 1930 г.) прошли 6269 морских миль, побывав в портах Франции и Италии.

На базе успехов индустриализации Краснознаменный Балтийский флот в первую сталинскую пятилетку получил ряд новых боевых кораблей и значительно повысил свою боевую мощь.

К. Е. Ворошилов в речи на XVII партийном съезде (30 января 1934 г.) подчеркнул, что наш Военно-Морской флот растет и превращается в могучую силу.

«При постоянном и непосредственном участии и руководстве т. Сталина мы работаем над усилением наших военно-морских сил, имеющих для обороны нашей страны с многотысячной открытой морской границей очень большое значение. Тов. Серго имеет, между нами говоря, в этом деле также немалую нагрузку. За последние годы мы не только укрепили и усилили морские силы Балтийского и Черного морей, но... перебросили кое-какую толику судов по новому каналу на Север, чтобы не быть беззащитными и на этом участке...

Я еще раз считаю нужным отметить, что т. Сталин взялся по-настоящему, по-сталински и за этот участок, и я не сомневаюсь, что окрепшая на базе побед индустриализации судостроительная промышленность поможет нам быстро сделать наши флоты настоящими могущественными рабоче-крестьянскими флотами»{113}.

По прямым указаниям И. В. Сталина на Дальнем Востоке и на далеком Севере выросли два новых флота: Тихоокеанский и Северный. В их росте и совершенствовании большую роль сыграл Краснознаменный Балтийский флот.

Вторая сталинская пятилетка дала на вооружение Балтийского флота новые большие и малые корабли, построенные на советских заводах, руками советских рабочих и инженеров, из советских материалов, корабли, оснащенные самой новой и передовой военно-морской техникой.

Глава советского правительства — ближайший соратник великого Сталина — В. М. Молотов в своей речи 15 января 1938 г. на первой сессии Верховного Совета СССР говорил:

«По-настоящему взяться за строительство морского флота мы смогли только в последние годы, и Балтийский, и Черноморский, и Северный, и Тихоокеанский флоты начали уже расти так, как полагается для советской великой державы. У могучей советской державы должен быть соответствующий ее интересам, достойный нашего великого дела, морской и океанский флот».

Прекрасные кадры Краснознаменного Балтийского флота эту историческую задачу, поставленную партией и правительством, выполняют с величайшим энтузиазмом. Результатом беззаветной работы личного состава Балтийского флота является тончайшее овладение техникой своего сложного дела, своих механизмов, своих агрегатов. Это балтийцы показали в июльском походе 1939 г. с исключительным мастерством. Член Главного военного [140]совета Военно-Морского флота СССР А. А. Жданов отметил слаженную и четкую работу краснофлотцев, командиров и политработников в этом походе, их уменье управлять сложными маневрами советских могучих кораблей.

Выступая на митинге личного состава Балтийского флота. А. А. Жданов призывал балтийцев любить море, любить свой флот. Этот призыв А. А. Жданова относится ко всем патриотам, ко всей молодежи нашей Великой Страны социализма.

Под руководством Центрального Комитета большевистской партии и его Военно-Морского отдела, Политического управления РКВМФ, военных советов и политических органов флотов, своих комиссаров и партийно-комсомольских организаций личный состав Краснознаменного Балтийского флота овладевает энциклопедией марксизма-ленинизма — сталинским Кратким курсом истории ВКП(б).

Краснознаменный Балтийский флот и его замечательные люди, как и весь личный состав Военно-Морского флота СССР, окружены всенародной любовью и заботой партии. Ярчайшим проявлением заботы партии и правительства о Военно-Морском флоте, всенародной любви к нему является постановление правительства об увеличении сроков службы во флоте и решение СНК ООСР и ЦК ВКП(б) об ежегодном праздновании дня Военно-Морского флота ООСР — 24 июля.

Празднование первого дня Военно-Морского флота СССР в 1939 г. показало громадный интерес всего советского народа, всей советской молодежи к своему родному военному флоту, к его историческому боевому прошлому, к его замечательному сегодня, показало высокий, подлинно социалистический патриотизм советских людей.

Воспитываясь на революционных традициях моряков эпохи Великой Октябрьской социалистической революции и отечественной войны 1918–1920 гг., изучая славное прошлое русского флота, участвуя в героических буднях боевой работы флота в сталинскую эпоху, — личный состав Краснознаменного Балтийского флота готов сокрушить любого врага, который осмелится посягнуть на священные советские рубежи, осмелится подойти к подступам на наших северо-западных границах, подступам к городу Ленина.

 

 

Примечания

{1} История ВКП(б). Краткий курс, стр. 199.

{2} И. Сталин. Об Октябрьской революции, стр. 20.

{3} Ленин. Соч., т. XXII, стр. 98–100. (Разрядка моя. А. П.)

{4} История ВКП(б). Краткий курс, стр. 207. (Разрядка моя. А. П.)

{5} Сталин. Статьи и речи об Украине, стр. 40.

{6} История ВКП(б). Краткий курс, стр. 218.

{7} Ленин, Соч., т. XXIII, стр. 503.

{8} Протоколы Петроградской конференции большевиков-красноармейцев. Изд. Пол. отд. Петрогр. военного округа, 1918 г.

{9} Фонд Центрального Военно-Морского музея.

{10} «Красный Балтийский Флот» № 3, 20 марта 1919 г.

{11} ЦГВМА, фонд № 80, Д. № 29, л. 140, 1919 г.

{12} Большевистская газета «Волна», орган Свеаборгского матросского коллектива РСДРП(б), а затем Гельсингфорсского Комитета РСДРП(б), издавалась с 30 марта 1917 г. После июльских дней 1917 г. была закрыта контрреволюционным Временным правительством и с 9 августа 1917 г. стала выходить под названием «Прибой» до весны 1918 г.

{13} Фонд Центрального Военно-Морского музея.

{14} Белобандит Булак-Балахович пользовался особым покровительством предателя Троцкого и летом 1918 г. был назначен командиром советского кавалерийского полка. В ноябре 1918 г. он перешел со своим полком, укомплектованным белогвардейцами, кулаками, уголовниками, на сторону германских оккупантов в Пскове.

{15} Фонд Центрального Военно-Морского музея.

{16} Сталин, К военному положению на юге. «Правда» № 293, 28 декабря 1919 г. (Разрядка моя, А. П.)

{17} «Ленинградская Правда» № 136. 16 июня 1939 г. (Разрядка моя. А. П.)

{18} Там же.

{19} «Ленинградская Правда» № 136, 16 июня 1939 г.

{20} ЦАОР, фонд № 130, опись № 17, д. № 211, л. 61, 1919 г.

{21} Там же, л. 169.

{22} «Известия Петроградского Совета Рабочих и Крестьянских Депутатов» № 113, 22 мая 1919 г. (Разрядка моя. А. П.)

{23} Ворошилов, Сталин и Красная армия. Воениздат, 1939 г., стр. 4.

{24} «Петроградская Правда» № 119, 31 мая 1919 г.

{25} «Большевик» № 2, 1938 г., стр. 71.

{26} Фонд Центрального Военно-Морского Музея.

{27} Ворошилов, Сталин и Красная армия, изд. 2-е, 1937 г., Воениздат, стр. 103.

{28} «Морской сборник», № 1, 1929 г., стр. 106–107.

{29} Там же.

{30} «Морской Сборник» № 1, 1929 г. стр. 107.

{31} ЦГИМА, фонд № 92 за 1919 г., дело № 16037, лист 261.

{32} Фонд Центрального Военно-Морского музея.

{33} Ворошилов, Сталин и Красная армия, изд. 2-е, 1937 г., Воениздат, стр. 20.

{34} Там же, стр. 101–102.

{35} Фонд Центрального Военно-Морского музея.

{36} Там же.

{37} «Красный Балтийский Флот» № 34, 24 июня 1919 г.

{38} Фонд Центрального Военно-Морского музея.

{39} «Морской Сборник» № 1, 1929 г., стр. 108–110.

{40} Там же, стр. 110–112.

{41} Фонд Центрального Военно-Морского музея.

{42} «Красный Балтийский Флот» № 27, 2 июля 1919 г.

{43} «Большевик», 1936 г., № 2, стр. 71.

{44} «Красный Балтийский Флот» № 32, 19 июля 1919 г.

{45} Ворошилов, Сталин и Красная армия, изд. 2-е, 1937 г. Воениздат, стр. 104.

{46} Там же, стр. 105.

{47} Ворошилов, Сталин и Красная армия, изд. 2-е, 1937 г., Воениздат, стр. 103. (Разрядка моя. А. П.)

{48} Фонд Центрального Военно-Морского музея.

{49} ЦГВМА, фонд № 92, д. № 16569, лл. 54 и 55, 1919 г.

{50} «Воспоминания т. Качкина». Фонд Центрального Военно-Морского музея

{51} ЦГВМА, фонд № 92, д. № 16037, лл. 421, 1919 г.

{52} Эсминец «Витториа» новейшего типа. Постройки 1917 г., водоизмещение 1367 тонн, скорость хода 34 узла, артиллерия — четыре 4-дюймовых и одна 3-дюймовая противоаэропланная пушка, торпедное вооружение — два двойных 21-дюймовых аппарата.

{53} «Красный Балтийский Флот» № 41, 20 августа 1919 г.

{54} «Красный Балтийский Флот» № 30, 13 июля 1919 г.

{55} «Красный Балтийский Флот» №45, 3 сентября 1919 г.

{56} «Правда» № 293, 28 декабря 1919 г.

{57} Ленин, Соч., т. XXIV, стр. 473–474.

{58} Ворошилов, Сталин и Красная армия, изд. 2-е, 1937 г., Воениздат, стр. 24. (Разрядка моя. А. П.)

{59} Там же, стр. 22.

{60} Ворошилов, Сталин и Красная армия, изд. 2-е, 1937 г., стр. 24–25.

{61} «Правда» от 25 октября 1919 г.

{62} Ленин, Соч., т. XXIV, стр. 614.

{63} Ленин, Соч., т. XXIV, стр. 486.

{64} Ленин, Соч., т. XXIV, стр. 496–497.

{65} «Правда» № 53, 23 февраля 1938 г.

{66} ЦГВМА, фонд № 92, д. № 16037, стр. 493.

{67} Форт Красная Горка был переименован в форт Краснофлотский, а форт Серая Лошадь — в форт Передовой.

{68} ЦГВМА, фонд № 418, д. № 23978 л. 416, 1919 г.

{69} Ленин, Соч., т. XXIV, стр. 488.

{70} Ленин, Соч., т. XXIV, стр. 493.

{71} «Красный Балтийский Флот» № 66, 4 ноября 1919 г.

{72} Ворошилов, Сталин и Красная армия, изд. 2-е, Воениздат, 1937 г., стр. 112–113.

{73} ЦГВМА, фонд № 92, д. № 15196, стр. 70.

{74} ЦГВМА фонд № 307, Д. № 52, л. 12, 1919 г.

{75} «Красная Летопись» № 3, 1937 г., ст. Н. А. Корнатовского, стр. 96.

{76} Журнал «Красный Флот» № 8 за 1925 г.

{77} Гибель двух наших летчиков явилась результатом подрывной работы контрреволюционной шпионской организации в Ораниенбауме, во главе которой стоял бывший царский офицер, агент английской разведки Берг, позже разоблаченный ВЧК и расстрелянный. Два летчика из организации Берга перелетели к белым и рассказали о вынужденной посадке коммунистов Техтеля и Бахвалова.

{78} «Красный Балтийский Флот» № 64, 30 октября 1919 г.

{79} Ленин, Соч., т. XXIV, стр. 497.

{80} «Красный Балтийский Флот» № 67, 4 ноября 1919 г.

{81} ЦГВМА, фонд № 418, д. № 23978, л. 492, 1919 г.

{82} «Красный Балтийский Флот» № 64, 30 октября 1919 г.

{83} «Красный Балтийский Флот» № 64, 30 октября 1919 г.

{84} Ленин, Соч., т. XXIV, стр. 516.

{85} Годовой отчет о боевой деятельности Онежской военной флотилии с 1 декабря 1918 г. по 1 декабря 1919 г. Изд. штаба Онежской флотилии.

{86} По ряду источников, монитор «Эребус» получил повреждения от огня
форта «Краснофлотский».

{87} Крейсер «Кассандра» утонул, взорвавшись на нашем минном заграждении.

{88} Крейсер «Каракоа» подорвался на минном заграждении и крейсер типа «Д» получил повреждения от артиллерийского огня наших фортов при обстреле им побережья в Копорском заливе.

{89} Эсминец «Витториа» потоплен нашей подводной лодкой «Пантера», а эсминец «Верулам» взорвался и утонул на минном заграждении. Кроме того, по данным штаба финской армии, 29 июня 1919 г. затонул финский миноносец в результате обстрела с форта «Краснофлотский».

{90} По официальным английским данным.

{91} Подводная лодка «L-55», утопленная нашими эсминцами 4 июня 1919 г.

{92} Авиаматка «Виндиктив» получила повреждения. При налете наших самолетов на ней возник пожар. Данные ЦГВМА.

{93} По данным ЦГВМА.

{94} Погибли на минах тральщики «Джентиан», «Миртль» и «Бекберч». По официальным английским данным.

{95} По официальным английским данным.

{96} По официальным английским данным.

{97} По официальным английским данным.

{98} По официальным английским данным.

{99} По официальным английским данным.

{100} Повреждены миной одно нефтеналивное судно и три транспорта.

{101} Эти данные приведены в докладе компандера Эгара 15 февраля 1928 г. в Институте королевских соединенных служб в Лондоне.

{102} Речь идет о восстании французских военных моряков на Черном море в апреле 1919 г. вод руководством т. Андрэ Марти.

{103} «Красный Архив» № 1 (86), 1938 г., стр. 156–161.

{104} Ворошилов, Сталин и Красная армия, изд. 2-е. 1937 г., Воениздат, стр. 114.

{105} Там же, стр. 126.

{106} Ленин, Соч., т. XXV, стр. 23.

{107} Там же, стр. 21.

{108} «Правда» № 53, 23 февраля 1938 г.

{109} «История ВКП(б)». Краткий курс, 1938 г., стр. 239.

{110} Там же, стр. 257.

{111} Фрунзе, Избранные произведения. Партиздат, 1934 г., стр. 440–44l. (Разрядка моя. А. П.)

{112} «Красный Балтийский Флот» № 96, апрель 1927 г.

{113} Ворошилов. Статьи и речи, Партиздат, 1937 г., стр. 606–607.

 

 

Список иллюстраций

Список схем

Операции на Петроградском фронте в июне — августе 1919 года. (стр.93)


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.147 с.