Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Партийно-политическая работа в Балтийском флоте зимой и весной 1919 г.

2017-10-16 371
Партийно-политическая работа в Балтийском флоте зимой и весной 1919 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

Корабли Красного Балтийского флота со второй половины января 1919 г. вступили в ремонтный период. От качества ремонта зависела боеспособность флота в предстоящей кампании 1919 г. От личного состава требовалась исключительная самоотверженность и преданность делу революции, чтобы в короткий срок подготовить корабли для схваток с английским флотом в Балтийском море.

В личном составе Балтийского флота произошли существенные изменения. Значительная часть старых революционных моряков ушла на сухопутные фронты гражданской войны, на пополнение военных речных и озерных флотилий. Старые проверенные кадры заменялись новыми, молодыми, менее опытными. Из-за вредительской системы комплектования в среду личного состава флота просачивались политически-неблагонадежные элементы. Но в целом личный состав Балтийского флота, партийная организация, комиссарский состав, начальники и командиры представляли собой крепкий коллектив, способный разрешать труднейшие боевые задачи, поставленные перед ним партией и правительством.

20 января 1919 г. был установлен численный состав «Действующего отряда Балтийского флота».

В «Действующий отряд Балтийского флота» к весне 1919 г. по плану должны были войти следующие суда:

Линейные корабли: «Петропавловск», «Андрей Первозванный» и один по выбору Реввоенсовета Балтфлота из числа находившихся в резерве.

Крейсера «Олег» и «Светлана» (последний находился в достройке и не мог быть готов к сроку).

Эскадренные миноносцы: «Гавриил», «Азард», два из резерва и два из достраивавшихся.

Миноносцы: «Амурец», «Уссуриец», «Всадник», «Гайдамак».

Минные заградители «Нарова», «Урал».

Сторожевые суда: «Куница», «Соболь», «Горностай», «Хорек», «Ласка», «Выдра», «Китобой», «Гарпун», «Невод», «Якорь».

Подводные лодки: «Рысь», «Пантера», «Тигр», «Вепрь», «Волк», «Тур», «Ягуар».

Тральщики: «Запал», «Ударник», «Капсюль» и «№ 24», а также два из достраивавшихся по выбору Реввоенсовета Балтфлота.

Учебное судно «Океан».

Кроме того, для обслуживания этого «Действующего отряда Балтийского флота» были включены пловучие средства: мастерские, транспорты всякого рода и т. д. [17]

В декабре 1918 г., по решению советского правительства, все руководство оперативно-боевой, строевой, хозяйственной и общественно-политической жизнью Балтийского флота было вверено вновь созданному Революционному Военному Совету. Реввоенсовет состоял из начальника Морских сил Балтийского моря и двух членов. Это был высший орган на флоте. Члены Реввоенсовбалта назначались только с согласия ЦК РКП(б).

В повышении боеспособности Красного Балтийского флота огромную роль сыграли Военные советы, большевистские комиссары и партийные организации.

С приходом всего боевого ядра флота из Гельсингфорса в Кронштадт под руководством политических комиссаров, назначенных на корабли и части, среди личного состава развернулась большая политико-воспитательная и культурная работа.

Наладилась и партийная работа. Количество членов партии и сочувствующих выросло, но общая численность парторганизации флота оставалась незначительной, так как большая часть коммунистов уходила на пополнение вновь создаваемых флотилий, уходила в сухопутные экспедиционные отряды на фронты гражданской войны. Еще в середине апреля 1918 г. в Петрограде была созвана партийная конференция большевиков-красноармейцев, на которой присутствовали представители партийных коллективов Балтийского флота. Конференция признала «своей очередной задачей — немедленную организацию партийных коллективов во всех частях и отрядах Красной армии и развитие энергичной деятельности этих коллективов»{8}.

В соответствии с решением конференции 8 мая 1918 г. при 2-м Центральном городском райкоме РКП(б) Петрограда организовалась морская секция коммунистов. Бюро этой секции на своем первом заседании вынесло решение: «положить в основу своих задач создание мощной организации, среди моряков и организовать на каждом корабле ячейку из коммунаров»{9}.

Эта секция проделала большую работу, организовав партийные коллективы на флоте. На 1 октября 1918 г. в коллективах Петроградской и Кронштадтской баз уже числилось свыше 1200 коммунистов и сочувствующих.

К 15 марта 1919 г. в Красном Балтийском флоте уже насчитывалось 112 коллективов с 3 1/2 тысячами коммунистов и сочувствующих. Следовательно, только за полгода численность парторганизации увеличилась почти в три раза. Это свидетельствует о том, что авторитет большевистской партии среди моряков был очень велик.

По указанию Центрального Комитета партии 15 февраля 1919 г. в Балтийском флоте был создан Политический отдел. Вся партийно-политическая и культурно-просветительная работа на флоте была централизована. [18]

22 февраля 1919 г. организовался Политический отдел в Кронштадте для обслуживания находившихся там кораблей и частей, с подчинением его Политотделу Балтийского флота.

На кораблях и в частях систематически проводились митинги, доклады, лекции, беседы, пропагандировавшие идеи коммунистической партии, разъяснявшие задачи текущего момента. На каждом корабле, в каждой части выбирались культурно-просветительные комиссии, развертывалась сеть школ грамотности, курсов для переквалификации преподавателей, подготовки инструкторов и организаторов культполитпросветработы, библиотекарей и т. д.

Моряки Балтийского флота жили интересами нашей социалистической родины, принимали активное участие в общественно-политической жизни флота, проявляли огромный интерес к знаниям, к литературе. В перерывах от тяжелой работы по ремонту кораблей моряки жадно слушали лекции, присутствовали на митингах, на концертах, сидели за книгой и газетой в своих кубриках.

Моряки Балтийского флота питали исключительную любовь и преданность к большевистской партии и ее вождю В. И. Ленину. Они сотнями вступали в ряды партии большевиков, активно участвовали в общественной и партийной жизни. Характерной иллюстрацией, подтверждающей это положение, может служить отношение всей массы моряков-балтийцев к приезду В. И. Ленина в Петроград в марте 1919 г. 12 и 13 марта В. И. Ленин находился в Петрограде. На пленуме Петроградского Совета Ленин сделал доклад о нашей внешней и внутренней политике. 13 марта В. И. Ленин выступил с большой речью, посвященной итогам I конгресса III Коммунистического Интернационала на, десятитысячном митинге в Народном Доме. На этом митинге присутствовало свыше 3 тысяч моряков-балтийцев. Так как не все желавшие могли попасть в зал, В. И. Ленин вторично выступил с речью в фойэ Народного Дома. Тысячи моряков приезжали в Петроград, чтобы послушать любимого вождя советского народа и международного пролетариата. «После года разлуки всем было чрезвычайно радостно увидеть и услышать вновь В. И. Ленина. Появление Владимира Ильича встречалось бурными аплодисментами и криками восторга»{10}. Моряки горячо пропагандировали речь В. И. Ленина в широких массах своих товарищей и рабочих, не имевших возможности слышать вождя. Балтийцы строго следовали его указаниям.

Политический отдел Балтийского флота стал подлинным органом партии Ленина — Сталина, при помощи которого партия осуществляла руководство всей жизнью и деятельностью флота.

Опыт партийно-политической работы в Балтийском флоте был использован другими флотами и флотилиями.

Исключительно важную роль в дальнейшем улучшении всей партийно-политической работы на флоте сыграли исторические решения VIII съезда большевистской партии, особенно по военному [19] вопросу. Решения съезда партий легли в основу всей работы военсоветов, комиссаров, политорганов и парторганизаций.

Одним из первых шагов работы Политотдела являлась разработка инструкции коллективам РКП(б) частей и кораблей Балтийского флота и Онежской флотилии, которая находилась в политическом обслуживании Политотдела Балтийского флота. В основу этой инструкции была положена «Инструкция партийным ячейкам в красноармейской части фронта и тыла», утвержденная Центральным Комитетом партии в январе 1919 г. и одобренная VIII съездом РКП(б).

В Инструкции коллективам Балтийского флота и Онежской флотилии говорилось: «Коллектив является организацией, неразрывно связывающей массы моряков, красноармейцев, рабочих и курсантов с Политотделом, его отделениями и через них с руководящими органами партии. Его ведению подлежит проведение в массах партийных и военно-служебных лозунгов, упрочение и поддержание самой суровой партийной, военно-служебной и трудовой дисциплины, привлечение и партийное воспитание новых членов, всемерное и непрерывное содействие Политотделу, его отделениям и через них руководящим партийным организациям в их организационной, агитационной и военно-политической работе...

В бою коллективы обязаны подавать пример беззаветной храбрости, стойкости и выносливости, а в случае вызова добровольцев на опасное предприятие предлагать себя для исполнения поручения»{11}.

Этими положениями партийные коллективы строго руководствовались в своей работе.

6 марта 1919 г. вышел первый номер газеты «Красный Балтийский Флот» — орган Политотдела Балтийского флота. Это была первая массовая газета Военно-Морского флота нашей страны. С третьего номера газета уже выходила регулярно два раза в неделю тиражом 18–20 тысяч экземпляров. Выпуск большевистской газеты в Балтийском флоте, продолжавшей славные традиции «Волны» 1917 г.{12}, имел исключительно важное значение.

Организационная перестройка партийно-политической работы зимой 1919 г. проходила в то время, когда весь личный состав Балтийского флота был занят ремонтом кораблей, подготовкой их к предстоявшим боям.

Ремонт кораблей Балтийского флота проводился в чрезвычайно неблагоприятных условиях. Судостроительные заводы в Петрограде из-за недостатка топлива и сырья не могли выполнять ответственных заданий по ремонту. Единственный из заводов, который принимал участие в ремонте кораблей в полном объеме, [20] был пароходный завод в Кронштадте. Главная тяжесть всей работы по ремонту легла на личный состав кораблей и на транспорт-мастерскую «Кама».

Комиссары и партийные организации помогали командному составу как можно лучше выполнить ремонтные работы. Они мобилизовали моряков на трудную и сложную работу по ремонту кораблей. Коммунисты работали с предельным напряжением, показывая и на этом участке примеры мужества, подлинного героизма и социалистического отношения к труду.

Необходимые для ремонта материалы и инструменты отсутствовали, топлива нехватало, недостаточно было и питания, но революционные балтийцы делали чудеса. В результате самоотверженной работы основные корабли были отремонтированы в срок. Ремонт линкора «Петропавловск», эскадренного миноносца «Гавриил» и некоторых других судов был закончен в рекордно-короткий срок — в два с половиной месяца.

Однако выполнение ремонтных работ на ряде кораблей задерживалось заводами. Потребовалось вмешательство Совета Рабоче-Крестьянской Обороны и лично В. И. Ленина, чтобы усилить темпы ремонта. В. И. Ленин в телеграмме, адресованной в Генмор, писал 20 мая 1919 г.:

«В виду создавшейся в последние дни военной обстановки Финском заливе и необходимости немедленно оказать неприятелю надлежащий отпор, Совет Рабоче-Крестьянской Обороны постановил: приказать Петроградскому и Кронштадтскому портам производить работы по ремонтированию военных судов самым спешным энергичным порядком без всякого ограничения времени, отнюдь не прекращая сверхурочных работ,.. Об исполнении безотлагательно донести... № 1826. Председатель Совета Обороны Ленин»{13}.

Одновременно зимой 1918–1919 гг. шли чрезвычайно напряженные занятия в школах Учебного отряда и в училище командного состава флота. В школах подготовлялись квалифицированные специалисты по всем отраслям военно-морского дела. Училище командного состава флота готовило преданных делу социализма красных командиров, вышедших из среды революционных моряков, в подавляющем своем большинстве рабочих и крестьян.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.