Методика организации и проведения урок с использованием способа оригами при работе с бумагой. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Методика организации и проведения урок с использованием способа оригами при работе с бумагой.

2017-10-16 1326
Методика организации и проведения урок с использованием способа оригами при работе с бумагой. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оригами — старейшее японское народное искусство. В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага». Это очень увлекательный вид деятельности, в процессе которого из обычных листков бумаги квадратной или прямоугольной формы путем их складывания получаются фигурки различных животных, цветов, птиц и т.д.

Оригами давно привлекло к себе внимание педагогов, так как данный вид деятельности является эффективным средством решения многих педагогических задач, таких как развитие координации пальцев и кистей рук, внимания, образного и пространственного мышления. Этот вид искусства воспитывает усидчивость, аккуратность, терпение. Занятия оригами имеют большое коррекционно-развивающее значение для детей, имеющих интеллектуальные проблемы. Изготовление изделий из бумаги путем ее складывания влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, способствует коррекции мелкой моторики рук, развитиюкоррекции нарушенных психических процессов (пространственного восприятия, произвольного внимания, зрительной памяти и др.). Не менее важно и то, что работа с бумагой способом оригами позволяет детям с интеллектуальными проблемами реализовать свои возможности, развить творческие способности, проявить положительные личностные качества. Этот вид труда вызывает у школьников с интеллектуальными проблемами живой интерес, способствует формированию положительного отношения к учебно-трудовой деятельности. Детей привлекает возможность создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголков, подарены родителям, друзьям, учителям. Они радуются тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка верти ветру, кораблик плывет в ручейке, самолет летит ввысь и т.д.

Многие поделки, выполненные способом оригами, вполне доступны для изготовления умственно отсталым детям. Для работы школьникам достаточно иметь перед собой лишь лист бумаги. Использование ножниц, работа с которыми вызывает у многих ребят с проблемами умственного развития большие трудности, в данном случае минимально. Именно доступность и просто

выполнения поделок способствуют формированию у учащихся положительного отношения к данному виду работы, к урокам ручного труда и трудовой деятельности вообще.

Работа с бумагой способом оригами на уроках ручного труда предусмотрена государственным образовательным стандартом обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Изделия из бумаги способом оригами умственно отсталые школьники выполняют, начиная с первой четверти I класса. Программой предлагается изготовление таких изделий, как книжечка, стрела, воздушный змей, шапочка-пилотка, стаканчик для семян. Во II классе программой по ручному труду предусматривается изготовление способом оригами пакета для хранения изделий, мебели из картонa и бархатной бумаги.

В процессе работы с бумагой способом оригами учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида должны овладеть следующими умениями: правильно складывать лист бумаги по разным осям (с угла на угол и по средней линии), пользоваться специальным гладильным устройством (разглаживать от центра к краям), ориентироваться на плоскости листа бумаги, узнавать, показывать и называть основные геометрические фигуры. Однако следует отметить, что количество уроков по изготовлениюизделий из бумаги способом оригами, запланированное программой специальной (коррекционной) школы VIII вида, |ничтожно мало, в то время как коррекционно-развивающие возможности данного вида работы, а также возможности по формированию общетрудовых умений (умение ориентироваться в задании, планировать и контролировать свою деятельность) очевидны. Кроме того, объекты, предлагаемые программой для изготовления на уроках ручного труда, довольно примитивны, недостаточно привлекательны для детей, не дают учащимся простора для творчества, полета фантазии, не способствуют развитию воображения, творческих способностей школьников, их личностной самореализации и самоутверждению. Ни наш взгляд, данный вид работы с бумагой в практике обучения умственно отсталых школьников используется недостаточно эффективно. Мы считаем целесообразной тематическую организацию уроков ручного труда, используя мотивы русских народных сказок («Колобок», «Теремок», «Царевна-лягушка» и др.) В этом случае возникает тесная взаимосвязь с уроками чтения. На уроках ручного труда дети вспоминают отрывки из сказок, наиболее ярко характеризующие героев, выстраивают основные сюжетные линии сказки. Предложение учителя самим изготовить из бумаги сказочных персонажей находит немедленный отклик у детей. Каждый последующий урок является логическим продолжением предыдущего. На одном уроке дети выполняют готовое изделие, которое является частью единой композиции. Образы героев русских

народных сказок оставляют яркие, живые впечатления, воспоминания о них

 

вызывают положительные эмоции и радостные чувства, желание изготовить их своими руками. Свое отношение к сказочным героям дети переносят на создаваемые изделия, стара­ясь выполнить их красиво и аккуратно. Изготавливаемые детьми поделки могут быть использованы на уроках чтения при знаком­стве учащихся со сказочными героями, а также при инсцениров­ке сказки.

В целом в специальных коррекционных школах VIII вида ис­пользуется традиционная система организации и проведения уро­ков труда, предложенная Н. П. Павловой. Структура урока вклю­чает в себя организационный момент, вводную беседу, ориенти­ровку в задании, планирование деятельности, практическую часть, отчет о проделанной работе, оценку творчества детей, подведе­ние итогов урока. В процессе изготовления изделий способом ори­гами умственно отсталые школьники приобретают умения подби­рать цветную бумагу в соответствии с поделкой, сгибать ее в раз­ных направлениях, ориентироваться на плоскости листа бумаги, анализировать образец, планировать и контролировать свою ра­боту с опорой на предметно-операционную карту, адекватно оце­нивать свою работу, составлять композиции из готовых поделок.

Работа начинается с изготовления простых по способу выполне­ния изделий (елочка, стрела и т.д.). Постепенно дети переходят к изготовлению более сложных (заяц, медведь, фигуры людей и т.д.). Каждый урок начинается с вводной беседы, в которой происхо­дит «встреча со сказкой». Дети вспоминают сказку, характеризуют ее персонажей. Ориентировка в задании осуществляется по гото­вому образцу. Выполнение работы на первых уроках происходит пооперационно, с показом приемов изготовления и комментирова­нием каждой операции. В дальнейшем практическая работа осущест­вляется с предварительным планированием сначала ближайшей операции, а затем и всего изделия с опорой на предметно-операци­онную карту. При оценке работы учитываются точность сгибов, правильность и последовательность выполнения поделки, рацио­нальность организации рабочего времени, соблюдение правил техники безопасности, а также творческий подход к выполнению изделия.

Опыт показывает, что подобная организация уроков позволяет умственно отсталым школьникам более осмысленно подходить к изготовлению поделок, способствует формированию у них уме­ния подчинять текущие задачи конечной цели. Важно отметить, что изделия, изготавливаемые учащимися, интересны им не только на одном конкретном занятии. Необходимость в них на протяже­нии целого ряда уроков осознается школьниками. Причем с каж­дым последующим уроком интерес к созданию поделок все более возрастает, так как учащимся хочется изготовить новых героев сказки и собрать все элементы композиции в единое целое.

У школьников возникает желание заниматься данным видом ра­боты и во внеурочное время. Поэтому целесообразно сочетать уро­ки ручного труда с внеурочной деятельностью по изготовлению Поделок способом оригами.

В качестве примера приводим комплекс планов-конспектов уро­ков для учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида по мотивам сказки «Царевна-лягушка».

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Урок 1

Тема «Изготовление стрелы из бумаги способом оригами по образцу».

Задачи: формировать умение анализировать образец по вопро­сам учителя; выполнять изделие по инструкции и показу; развивать навыки ориентировки на микроплоскости (умение находить и показывать стороны листа бумаги, его углы, середину); учить складывать квадратный лист по разным осям (пополам, с угла на угол); разви­вать глазомер, зрительно-двигательную координацию; воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Учитель демонстрирует учащимся иллюстрацию к сказке «Царев-На-лягушка» (см. цв. вкл., рис. 2) и просит назвать сказку, к которой относится эта иллюстрация. Совместно с учителем ученики вспоми­нают главных героев сказки (Царевна-лягушка, Иван Царевич, Васи-Лиса Прекрасная, заяц, медведь, утка, щука). Учитель напоминает Детям начало сказки и предлагает вспомнить, чем стреляли цареви­чи из лука, куда упали стрелы трех братьев, где нашел свою стрелу Иван-царевич. Дети рассматривают разные иллюстрации к сказке. Педагог сообщает учащимся, что в течение нескольких уроков они будут учиться изготавливать сказочных героев путем складывания Диета бумаги. На последних двух уроках ученики из своих поделок составят композицию к сказке «Царевна-лягушка». На данном уроке учитель предлагает учащимся изготовить стрелу для Ивана-цареви­ча из бумаги способом оригами (рис. 6).

3. Ориентировка в задании.

Учащиеся рассматривают образец стрелы, повторяя за учителем, Называют объект, части изделия (корпус, крылья), определяют, какую геометрическую форму имеет исходный лист бумаги (квадрат), цвет Материала, учитель показывает, что стрела сложена из одного листа бумаги способом оригами. Ребята по его вопросам повторяют анализ образца.

 
 


 

Рис. 6

 

4. Планирование работы.

Планирование осуществляется с опорой на демонстрационные действия учителя и предметно-операционную карту. Учащиеся назы­вают и показывают правую, левую, верхнюю, нижнюю стороны квад­рата, находят на листе бумаги верхние и нижние углы. Учитель показывает и объясняет детям, что для того, чтобы правильно сложить, стрелу, необходимо производить сгибы по пунктирным линиям квад­рата. Нужно стараться выполнять ровные сгибы, четко по линиям,! как следует нажимая «гладилкой» вдоль сгиба.

5. Практическая работа.

Всем учащимся раздается бумага квадратной формы разного цве­та. Работа сопровождается показом ближайшей операции учителем,

Во время работы педагог помогает выполнить детям прием складывания бумаги в несколько раз. Он постоянно напоминает детям о том, учащиеся изготавливают стрелу для Ивана Царевича и его братьев. Бумагу для изделия можно брать разных цветов и размеров, важно, чтобы оно выполнялось из листа бумаги квадратной формы. Учитель показывает и напоминает, как нужно пользоваться «гладилкой» для сгибания прямых линий.

6. Отчет о проделанной работе.

Учащиеся рассказывают, что они делали на уроке и для какого казочного героя. С помощью учителя дети восстанавливают последовательности выполнения изделия, называют приспособление, которым пользовались при сгибании прямых линий.

7. Оценка качества выполненной работы.

При оценке изделий детей обращается внимание на аккуратность

складывания и качество сгибов.

8. Подведение итогов урока.

Урок 2

•Тема «Изготовление лягушки из бумаги способом оригами по образцу».

I Задачи: формировать умение ориентироваться в задании по вопросам учителя; выполнять изделие с планированием ближайшей операции и опорой на предметно-операционную карту; продолжать учить складывать бумагу в разных направлениях, подбирать бумагу по цвету в соответствии с поделкой; развивать глазомер, зрительно-двигательную координацию; прививать любовь к животным.

I Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Учитель предлагает учащимся отгадать загадку: «Скачет зверушка,

не рот, а ловушка.Попадут в ловушку и комар, и мушка»

(Лягушка.)

Учитель просит учащихся вспомнить, о какой сказке шла речь на прошлом уроке, какие изделия выполняли учащиеся, акцентирует вни­мание детей на том, как они старательно работали на предыдущем уроке и какие красивые и аккуратные поделки у них получились. Учитель совместно с детьми продолжает вспоминать содержание сказки ((Царевна-лягушка». Учащиеся рассказывают, кого встретил Иван Царевич в болоте и что стало с лягушкой потом. Педагог предлагает детям изготовить из бумаги лягушку (рис. 7), уточняет, какого цвета бывают лягушки, где они живут.

\ 3. Ориентировка в задании.

Ориентировка в задании осуществляется по вопросам учителя: из какого материала изготовлена лягушка, какого цвета бумагу нужно взять для работы, из листа какой формы выполняется лягушка, имеются ли дополнительные детали в изделии, каковы их расположение и способ прикрепления к основной детали.

 


 


 


Рис.7

4. Планирование работы.

Планирование ближайшей операции осуществляется с опорой на предметно-операционную карту по вопросам учителя, с комментированием каждой операции:

1)сначала сложить квадрат по линии сгиба;

2)потом загнуть правый угол треугольника по прямой, отогнуть вверх

3)затем загнуть левый угол треугольника по прямой, отогнуть вверх

4)наконец перевернуть поделку.

Дополнительные детали (глаза, рот) можно приклеить или нарисовать карандашом или фломастером (см. рис. 7).

5. Практическая работа,

Учитель предлагает детям лист бумаги квадратной формы. Уча­щиеся выполняют изделие, руководствуясь предметно-операционной картой. Педагог акцентирует внимание детей на том, что они изготавливают не простую лягушку, а Царевну-лягушку, поэтому все должны постараться, чтобы лягушка получилась очень красивой.

6. Отчет о проделанной работе.

Учащиеся рассказывают о том, в какой последовательности они выполняли изделие, руководствуясь предметно-операционным планом, используя опорные слова: сначала, потом, затем, наконец.

7.Оценка качества выполненной работы.

Обращается внимание детей на правильность изготовления поделки, точность и аккуратность выполнения сгибов.

8.Подведение итогов урока.

УрокЗ

Тема «Изготовление крыши дома способом оригами по образцу».

Задачи: формировать умение ориентироваться в задании по вопросам учителя; выполнять изделие с планированием ближайшей операции, по инструкции, чередующейся с показом; повторить технические сведения о свойствах бумаги, вспомнить приемы ее складывания; развивать мелкую моторику рук, глазомер, зрительно-двигательную координацию.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Педагог просит детей вспомнить, что они выполняли на прошлом уроке, как изготавливали лягушку. Учитель рассказывает детям отрывок из сказки «Царевна-лягушка», где Иван Царевич встречается с бабой-ягой. Затем учитель сообщает, что на уроке учащиеся будут делать сказочную избушку для Бабы-яги путем складывания бумаги. Детям предлагается сделать крышу избушки для Бабы-яги.

3. Ориентировка в задании.

Анализ образца изделия осуществляется по вопросам учителя.

Педагог уточняет, из какого материала сделана крыша домика Бабы-Яги, из листа бумаги какой формы и какого цвета выполняется поделка, как можно украсить крышу дома.

4. Планирование работы.

Планирование работы осуществляется по вопросам учителя. Да­лее педагог расставляет карточки предметно-операционного плана вперемешку, предлагает детям внимательно рассмотреть каждый этап работы и сказать, в правильной ли последовательности выставлены карточки. Затем в коллективной беседе карточки расставляются в нужном порядке. Каждый раз, задавая вопрос, учитель указывает


на соответствующую карточку предметно-операционного плана (рис. 8).

5. Практическая работа.
В процессе практической деятельности учитель обращает внимание детей на то, что крышу дома изготавливают из квадрата бумаги квадрат бумаги сгибают два раза пополам, по диагонали. Избушку можно сделать из бумаги любого цвета.

6. Отчет о проделанной работе.
Учащиеся перечисляют этапы работы над изделием, указывают

необходимые материалы и инструменты, а также способы складывания бумаги.

7. Оценка качества выполненной работы.
Учитель определяет достоинства и недостатки детских поделок.

Особое внимание уделяется тому, как дети украсили крышу избушки, совместно с учителем учащиеся выбирают самую красивую крышу.

9.Подведение итогов урока.

 


 

Рис.8

 

Урок 4

Тема «Изготовление медведя из бумаги способом оригами образцу».

Задачи: формировать умение ориентироваться в задании по вопросам учителя; выполнять изделие с опорой на предметно-операционную карту; продолжать закреплять приемы складывания бумаги в разных направлениях, подбирать бумагу по цвету в соответствии с елкой; воспитывать интерес к изготовлению различных изделий способом оригами.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Учитель просит детей назвать главных персонажей сказки «Царевна-лягушка» (утка, заяц, медведь, щука), рассказать, как они помогли Ивану Царевичу найти Василису Прекрасную. Педагог предлагает детям вспомнить, почему медведь помог Ивану Царевичу. Учитель сообщает, что на уроке учащиеся будут изготавливать медведя (рис. 9) из бумаги способом оригами. Дети вспоминают другие сказки, где встречается медведь.

3. Ориентировка в задании.

Анализ образца изделия происходит по вопросам учителя. Педагог уточняет, какого цвета и формы лист бумаги нужно взять для изготовления медведя, обращает внимание на дополнительные детали (глаза, нос, рот), место их расположения, способ прикрепления к основной детали. Учитель следит за полнотой ответов учащихся.

4. Планирование работы.

Установление последовательности изготовления поделки происходит с помощью предметно-операционного плана с комментированием каждой операции:

1) сначала квадрат бумаги складывается пополам; 2) затем острые концы с правой и с левой стороны вкладывают внутрь и получают торчащие уши; 3) потом нижний угол загибают вверх — это нос; 4) наконец вырезают и наклеивают большие глаза (см. рис. 9).

 

5. Практическая работа.

Изготовление изделия происходит с опорой на предметно-операционный план. Педагог уточняет приемы работы, напоминает детям, что они делают медведя к сказке, помогает слабым учащимся изготовить изделие.

6. Отчет о проделанной работе.

Учащиеся называют этапы выполнения изделия с указанием инструментов и приспособлений, используемых в работе.

 

 


 

Рис.9

7. Оценка качества выполненной работы.

Учитель оценивает качество изделий учащихся, привлекая к оценке детей, отмечает достоинства и недостатки поделок.

8. Подведение итогов урока.
Отбор поделок для сказки.

Урок 5

Тема «Изготовление утки из бумаги способом оригами по образцу».

 

Задачи: формировать умение ориентироваться в задании самостоятельно, с частичной помощью учителя; изготавливать изделие с опорой на предметно-операционную карту; подбирать бумагу по цвету в соответствии с поделкой; развивать глазомер, прививать любовь к птицам.

 

 

 

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Учитель предлагает детям вспомнить, кто помог Ивану Царевичу победить Кощея Бессмертного, рассказывает отрывок из сказки «Царевна-лягушка, где утка помогает Ивану Царевичу. Педагог сообща­ет, что сегодня они будут изготавливать еще одного героя сказки «Ца­ревна-лягушка» — утку (рис. 10). Дети рассказывают, как утка помогла Ивану Царевичу.


 

 

Рис.10

 

 

3. Ориентировка в задании.
Педагог просит учащихся внимательно рассмотреть образец изделия и проанализировать его. В случае затруднений учитель задает наводящие вопросы.

4. Планирование работы.

Учащиеся осуществляют планирование работы с опорой на предметно-операционную карту. Этапы работы уже знакомы детям по предыдущим урокам, поэтому планирование осуществляется детьми преимущественно самостоятельно. Особое внимание следуем уделять учащимся, которые затрудняются в выполнении операции (см. рис. 10).

5. Практическая работа.
Учащиеся сами выбирают нужный цвет бумаги и складывают в два треугольника.

В процессе работы учитель неоднократно привлекает внимание детей к образцу, напоминает учащимся, что они делают утку к сказке «Царевна-лягушка», поэтому все должны постараться, чтобы утка была красивой.

6. Отчет о проделанной работе.

Учащиеся рассказывают о проделанной работе, подробно объяс­няют выполнение наиболее сложных этапов.

7.Оценка качества выполненной работы.

8. Подведение итогов урока.

i

Урок 6

Тема «Изготовление зайца из бумаги способом оригами по образцу».

Задачи: формировать умение ориентироваться в задании с час­тичной помощью учителя; выполнять изделие с опорой на предмет­но-операционную карту; закреплять умение самостоятельно склады­вать бумагу в разных направлениях, подбирать бумагу по цвету, вос­питывать у учащихся интерес к изготовлению различных изделий способом оригами.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Вводная беседа. Педагог задает детям загадку: «Зимой белый, а летом серый»

(Заяц.) Затем учитель предлагает детям изготовить еще одного героя к сказке «Царевна-лягушка» — зайца (рис. 11). Учитель спрашивает учащихся, какие стихи или песни они могут рассказывать о зайце. В каком мультфильме заяц был главным сказочным героем (Например, «Ну, погоди!»).

3. Ориентировка в задании.
Учитель показывает образец изделия, обращает внимание детей

 
 

на цвет бумаги, из которой сделан заяц (белый, серый или голубой).

 

Рис. 11

 

 

4. Планирование работы.

Работу учащиеся выполняют по предметно-операционному плану комментированием каждой операции:

1)сначала складывают квадрат с угла на угол;

2)затем снизу загибают полосу вверх;

3)потом верхний угол отгибают вниз;

4)наконец изображение мордочки зайца дополняют наклеенными раскосыми глазами (см. рис. 11).

5. Практическая работа.

Учащиеся изготавливают поделку, учитель помогает тем детям, которые не поняли инструкции или затрудняются согнуть углы квадрата. Некоторым детям можно предложить изготовить мордочку зайца по упрощенной схеме.

6. Отчет о проделанной работе.
Учащиеся восстанавливают последовательность изготовления зайца,

останавливаясь на выполнении более сложных этапов работы.

 

7. Оценка качества выполненной работы.

8. Подведение итогов урока.

Урок 7

Тема «Изготовление щуки из бумаги способом оригами по образцу».

 

Задачи: развивать умение анализировать образец с частичной помощью учителя; выполнять изделие с опорой на предметно-операционный план; развивать мелкую моторику рук, глазомер, зрительно двигательную координацию; воспитывать у учащихся желание выполнять поделки способом оригами.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Вводная беседа. Педагог предлагает детям вспомнить, какие животные

помоглиИвану Царевичу победить Кощея Бессмертного, рассказывает им отрывок из сказки, где щука помогает Ивану Царевичу. Затем дети приступают к выполнению еще одного сказочного героя сказки -щуки (рис. 12). Учащиеся рассказывают, как щука помогла Ивану Царевичу.

3. Ориентировка в задании.
Учитель просит учащихся внимательно посмотреть на образец и

проанализировать его (назвать основные части тела: голова, туловище, хвост, плавники, цвета бумаги, форму листа, из которых выполняется щука).

4. Планирование работы.
Планирование осуществляется с опорой на предметно-операционную карту с частичной помощью учителя, с подробным комментированием каждой операции:

1)сначала углы заготовки с правой стороны отгибают к середине!

2)потом лист сгибают пополам;

3)затем сгибают острые углы (плавники);

4)наконец для оформления туловища рыбы наклеивают разное цветные кусочки бумаги (см. рис. 12).

5. Практическая работа.
Учащиеся выполняют изделие преимущественно самостоятельно, с опорой на предметно-операционную карту. Слабым учащимся учитель предлагает полуфабрикаты изделия рыбы. Каждый учащимся старается выполнить работу качественно, аккуратно пользоваться «гладилкой», сгибать изделие по пунктирным линиям.

 


 

Рис. 12

6. Отчет о проделанной работе.

Школьники учатся рассказывать о своей работе полными предло­жениями, подробно описывать каждый этап работы.

7. Оценка качества выполненной работы.

8. Подведение итогов урока.

Урок 8

Тема «Изготовление совы из бумаги способом оригами по образцу».

Задачи: формировать умение ориентироваться в задании с частичной помощью учителя; развивать навыки ориентировки на микроплоскости листа бумаги, умение складывать лист бумаги в различ­ных направлениях; развивать глазомер; воспитывать желание изготавливать различных птиц и животных способом оригами.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Педагог сообщает, что к детям прилетела в гости сова из сказки «Царевна-лягушка», у нее большие глаза, и она живет в лесу вместе с другими сказочными персонажами (см. цв. вкл., рис. 3). Учащимся на уроке предлагается сделать сову способом оригами (рис.13).

 

 


 

Рис.13

 

 

3. Ориентировка в задании.

Учащиеся рассматривают образец изделия, определяют, какие части тела совы можно выполнить из прямоугольника. При помощи на­водящих вопросов внимание детей обращается на то, что сову мож­но сделать из разных цветов бумаги. Дополнительные детали: глаза, нос можно вырезать из бумаги другого цвета и приклеить клеем.

4. Планирование работы.

I Планирование работы осуществляется с опорой на предметно-операционную карту. Последовательность операций уже знакома детям,

так как на предыдущих уроках учащиеся изготавливали различные поделки из прямоугольника. Особое внимание следует уделять тем учащимся, у которых есть трудности в овладении общетрудовыми умениями и навыками. Необходимо выяснить, используют ли учащи­еся имеющийся ранее опыт работы, узнать, какие проблемы мешают им при изготовлении изделий способом оригами.

j 5. Практическая работа.

В процессе работы учитель неоднократно привлекает внимание детей к предметно-операционному плану или образцу, приучая их контролировать свои действия. Учитель обращает внимание на то, что нужно сделать надрезы ножницами, выделяя голову, затем углы от надреза загибают навстречу друг другу, так, чтобы они встретились посредине изделия — это будет туловище. Нижний угол загиба­ют вверх, получаются ноги.

6. Отчет о проделанной работе.

Учащиеся рассказывают об особенностях изготовления совы и называют основные этапы работы.

7.Оценка качества выполненной работы.

8.Подведение итогов урока.

Урок 9

Тема «Изготовление Василисы Прекрасной из бумаги спосо­бом оригами по образцу».

Задачи: закрепить у учащихся практические навыки изготовле­ния изделий способом оригами; продолжать формировать умение ори­ентироваться в задании, планировать свою работу по предметно-опе­рационному плану; обучать соблюдать пропорции при изготовлении фигуры человека; развивать эстетический вкус, воспитывать любовь к русским народным сказкам.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Учитель просит учащихся вспомнить, что стало с лягушкой в сказ­ке «Царевна-лягушка» (Василиса Прекрасная). По вопросам учителя


уточняется, почему Василиса Прекрасная превратилась в лягушку, как смогла она выдержать все испытания царя. Что случилось с ней на пиру у царя? Как Иван Царевич нашел Василису Прекрасную? Далее учитель показывает образец изделия костюма Василисы Прекраиной и сообщает, что сегодня они будут выполнять костюм царевны (см. цв. вкл., рис. 4).


 

Рис. 14.

3. Ориентировка в задании.

Учащиеся внимательно рассматривают костюм Василисы Прекрасной, который состоит из длинного пышного сарафана, кокошника на голове и бус на шее.

При работе каждому ребенку нужно дать возможность проявить выдумку и творческую инициативу, помочь найти разные варианты оформления сказочных образов и развивать свои творческие способности.

4. Планирование работы.

Последовательность выполнения сказочного образа осуществля­ется с

Опорой на предметно-операционный план. Основой для скла­дывания служит прямоугольник, который кладут на стол в горизонтальном положении, разрезают по пунктирным линиям противополож­ные стороны, затем слева и справа сгибают к середине. На полученной заготовке загибают пунктирные линии, и получаются контуры головы и туловища. Полученный костюм царевны можно украсить апплика­цией или разрисовать цветными карандашами (рис. 14).

5. Практическая работа.

В процессе работы педагог постоянно привлекает внимание уча­щихся к предметно-операционному плану изготовления костюма Василисы Прекрасной. Учитель следит за тем, как учащиеся вырезают Костюм царевны, сгибают детали платья.

6. Отчет о проделанной работе.

Отвечая на вопросы учителя, учащиеся называют основные этапы работы. Учитель следит за описанием выполнения отдельных этапов.

7. Оценка качества выполненной работы.

, Учащиеся с помощью педагога находят достоинства и недостатки работы. Самую красивую Василису Прекрасную отбирают на выставку.

8. Подведение итогов урока.

Урок 10

Тема «Изготовление Ивана Царевича из бумаги способом

Оригами по образцу».

I Задачи: закрепить практические навыки изготовления изделий способом оригами; продолжать формировать умение ориентироваться в задании, планировать сою работу с опорой на предметно-операционную карту, соблюдать пропорции в изделии и развивать творческие способности каждого учащегося; воспитывать эстетический вкус.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Учитель показывает детям рисунки из сказки и образец изделия и просит учащихся вспомнить, что произошло с Иваном Царевичем. Кто дал ему клубок с нитками? Почему животные помогли Царевичу найти Василису Прекрасную? Зачем пошел Иван Царевич в царство Кощея? Чем закончилась сказка? Педагог обращает внимание детей на то, что на уроке они будут делать из бумаги костюм для героя сказки — Ивана Царевича (рис. 15).

 


Рис.15

 

3. Ориентировка в задании.

Учитель обращает внимание детей на русский костюм Ивана Ца­ревича, который состоит из кафтана, рубахи, брюк и шапки. Учитель предлагает ученикам произвести сравнение платья Василисы Пре­красной, которое дети выполняли на прошлом уроке, и кафтана Ива­на Царевича. В результате сравнения выясняется, что кафтан Царе­вича выполняется по такому же принципу, что и платье Василисы Пре­красной, только он более короткий. Учащиеся подбирают цвет бумаги для выполнения кафтана.

4. Планирование работы.

Планирование осуществляется детьми самостоятельно с опорой на предметно-операционный план. На заготовке нужно сделать пометки основных частей фигуры Ивана Царевича и расположения деталей одежды.

Кафтан, кушак и шапку Царевича учащиеся выполняют отдель­но и украшают дополнительно аппликацией из разноцветной бумаги.

5. Практическая работа.

Во время работы учащиеся опираются на предметно-операцион­ный план. Педагог помогает учащимся, которые испытывают затруд­нения в работе. Акцентирует внимание детей на то, что они делают из бумаги главного героя сказки Ивана Царевича, поэтому все долж­ны постараться, чтобы Царевич получился красивым.

6. Отчет о проделанной работе.

Учащиеся по вопросам учителя рассказывают о том, как и в какой последовательности они выполняли работу.

7. Оценка качества выполненной работы.

8. Подведение итогов урока.

 

Урок 11

Тема «Составление сюжетной композиции к сказке "Царев­на-лягушка"».

Задачи: формировать умение составлять сюжетную композицию из отдельных фигур, выполненных способом оригами; правильно на­звать пространственное расположение деталей; развивать творческие возможности учащихся; воспитывать любовь к русским народ­ным сказкам.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Педагог предлагает детям назвать всех сказочных героев, кото­рых они создавали на предыдущих уроках. Учитель демонстрирует различные иллюстрации к сказке «Царевна-лягушка», сообщает, что на сегодняшнем уроке каждый ученик будет составлять свою композицию к сказке (см. цв. вкл., рис. 5). 3. Ориентировка в задании.

Совместно с учащимися обсуждаются возможные варианты составления композиций. Учитель показывает принцип составления композиции. Каждый ребенок продумывает свой сюжет сказки и до­полнительные детали. Каждый ученик выбирает фон, на который бу­дет наклеивать своих героев сказки.

4. Планирование работы.

Учащиеся самостоятельно составляют план работы, рассказывая учителю о том, в какой последовательности они будут приклеивать детали. Слабым ученикам педагог помогает составить «сюжет» работы. Некоторые дополнительные детали к сюжетной композиции каждый учащийся изготавливает самостоятельно. Учитель акценти­рует внимание детей на том, что, прежде чем наклеить детали на «фон», необходимо правильно их расположить и показать учителю.

5. Практическая работа.

В проце


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.198 с.