Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Методика обучения работе с бумагой и картоном

2017-10-16 2117
Методика обучения работе с бумагой и картоном 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

В программе трудового обучения младших школьников с нарушением интеллекта работе с бумагой и картоном уделяется большое качение. Эта деятельность создает условия для воспитания у учащихся трудолюбия, аккуратности, художественного вкуса; кроме того, создаются возможности для коррекции физических и психических недостатков школьников с интеллектуальными проблемами.

Программой определены примерный перечень поделок из бумаги и картона, технические сведения, которые должны усвоить учащиеся, а также приемы работы с данными видами материалов. В 1 классе школьники учатся сгибать и разрывать бумагу по прямым линиям, изготавливают изделия из бумаги путем ее сгибания без применения инструментов (шапочка-пилотка, стрела и др.). Здесь же учащиеся отрабатывают навыки работы с ножницами по ли­нии сгиба, вырезают полосы, квадраты, прямоугольники. Когда навык вырезания детьми усвоен, они приступают к составлению композиций с элементами аппликации. Школьники учатся выполнять аппликации из геометрических фигур, растительных форм, оставляя орнаменты в квадрате и на полосе. Во II классе дети учатся приемам разметки бумаги и картона по шаблонам и по линейке, оклеивают картон цветной бумагой с одной стороны. Они выполняют такие изделия, как закладка, плоские елочные игрушки, гирлянды в форме различных стилизованных изображений (грибов, Мб, птиц, животных), поздравительные открытки и сувениры, а также объемные изделия: например, мебель (стол, кресло) из картона, коробочек и бархатной бумаги.

В III классе дети в основном работают с картоном. Они изготавливают подложки квадратной, прямоугольной формы, выполняют окантовочные работы, из плотной бумаги или тонкого картона изготавливают маски, головные уборы (кокошники, шапочки). Учащиеся упражняются в нанесении рицовки ножом по линейке с фальцем, изготавливают обложку для проездного билета, складную доску для игры в шашки, папку для тетрадей.

Основными поделочными материалами являются цветная бу­мага различного качества и картон разных сортов. Простота обработки бумаги и картона стимулирует творческую активность умственно отсталых детей, позволяет им овладеть необходимыми умениями и навыками, реконструировать, видоизменять поделки.

При работе с бумагой и картоном необходимы следующие ин­струменты и приспособления: ножницы, клей, кисти, подставка для кисточек и ножниц, подкладная доска для работы с клеем, коробка для обрезков, чистая салфетка.

В наборах цветной бумаги часто встречаются красный, синий, зеленый, желтый цвета. Реже встречаются розовый, бордовый, салатовый, голубой, фиолетовый, коричневый, оранжевый. В одних наборах цвета бывают яркие, сочные, насыщенные, в дру­гих — тусклые, мрачные. Бумагу выбирают определенного тона в зависимости оттого, что решено сделать.

 

Для вырезания заготовок из бумаги важно выбрать хорошие, острые ножницы. Ножницы должны быть с закругленными концами, лезвия — хорошо раздвигаться, по в то же время не бол­таться на скрепляющем винте. Туго раскрывающиеся ножницы натирают пальцы, а слабо закрепленные при резании мнут бума­гу. Размер ножниц в длину не превышает 12см.

Большое значение при выполнении изделий из бумаги и кар­тона с использованием клея имеет его качество. Канцелярский клей обесцвечивает цветную бумагу, оставляет на ней желтые пятна, поэтому его использование нежелательно. Самым лучшим и удобным считается синтетический клей ПВА. Если он загустеет его можно разбавить холодной водой. Можно также использовать клейстер, изготовленный из крахмала или муки. Он не вреден если попадет в рог. Остатки клейстера, снятые мокрой тряпочкой, не оставляют следов на руках и одежде.

Клей наносят с помощью специальной щетинной кисти. Что бы продлить срок службы кистей, после работы их следует тщательно мыть и сушить. Необходимо следить за тем, чтобы при хранении кисти не ставились на щетину, так как это приводит к деформации.

Во время работы кисть кладут на горизонтальную подставку, которую учащиеся могут изготовить сами на уроке труда из плотной бумаги или тонкого картона, сложив лист по длине пополам и сделав на сгибе круглый вырез.

При вырезании нескольких одинаковых фигур часто используют
шаблоны, которые изготавливают из тонкого картона.

Проглаживание сгибов, притирание наклеиваемой бумаги в
углах и других труднодоступных местах при изготовлении объемных
изделий из бумаги и картона производят с помощью гладилки,
которая представляет собой деревянную или пластмассовую
пластинку овальной формы с заостренными концами.

При резке бумаги и картона ножом применяют особые

металлические линейки с невысоким бортиком с одной стороны. Их называют фальцлинейками. '

При работе с клеем пользуются подкладными досками. Их
изготавливают из древесины или кусков фанеры.

Уже с I класса на уроках труда школьники начинают работать с ножницами. Ножницы — сложный для умственно отсталых детей инструмент. Работа с ними требует хорошей координированности движений и высокого зрительного контроля. Обучая детей владению ножницами, учитель должен помнить, что точности и тщательности вырезания можно добиться в том случае, если учащиеся усвоят, как правильно держать ножницы, приемы резания по прямой и кривой линиям.

 

Ножницы необходимо брать в правую руку, средний и большой пальцы вставлять в кольца, указательным пальцем поддерживать нижнее кольцо, безымянный палец и мизинец прижимать к ладони. При выполнении криволинейного резания необходимо синхронное движение обеих рук: левая рука поворачи­вает лист бумаги навстречу режущим ножницам, а кисть правой руки короткими движениями режет бумагу.

Вырезание деталей из картона, резание ножом по линейке с пальцем представляет для умственно отсталых учащихся еще боль­шую сложность, требует от них физических усилий и точности движений. Однако этот вид работы, В свою очередь, дает возмож­ность укрепить мышцы рук учащихся и развивать координацию движений.

Выполнение поделок на уроке осуществляется в основном по образцу. Поэтому необходимо учить школьников осуществлять анализ образца изделия, выделять характерные его признаки, про­водить операции сравнения, делать простейшие обобщения.

Порядок выполнения поделок из бумаги и картона имеет оп­ределенную последовательность, нарушение которой приводит к Тому, что умственно отсталые дети совсем не могут сделать изде­лие или делают его некачественно. В связи с этим следует форми­ровать у них умение планировать свою работу, придерживаться Плана при выполнении задания, контролировать свою деятель­ность, отчитываться о проделанной работе.

Работая с бумагой и картоном, учащиеся приобретают полез­ные практические умения и навыки. Они овладевают такими приемами, как складывание бумаги в различных направлениях, резание по прямым и кривым линиям, симметричное вырезание, разметка по шаблону, с помощью мерочки и линейки. Дети учатся приемам рациональной разметки и рационального вырезания. Учащиеся зна­комятся с разнообразными видами бумаги, учатся определять ее качество, узнают об ее свойствах (блестящая, глянцевая, матовая, гладкая, шероховатая, тонкая, толстая, плотная, рыхлая). Школь­ники знакомятся с различными сортами картона, переплетными материалами, их назначением и свойствами, получают элементар­ное представление о профессии картонажника-переплетчика.

В программе трудового обучения значительное место отводится аппликационным работам. Техника выполнения аппликаций рас­полагает большими обучающими и воспитательными возможно­стями. В процессе художественно-трудовой деятельности учащиеся усваивают целый ряд графических навыков (учатся работать Карандашом и линейкой, циркулем), анализируют предметы ок­ружающего мира, режут ножницами, наносят клей, наклеивают детали. При составлении аппликаций развиваются воображение, внимание, зрительная память, глазомер, чувство формы, ритма, восприятие пространства, цвета. В процессе работы развивается любовь к прекрасному,

воспитываются терпение, усидчивость, стремление довести начатое дело до конца.

Навыки выполнения аппликации в дальнейшем учащиеся мо­гут использовать при работе с тканями, деревом и другими мате­риалами.

Занятия с бумагой и картоном дают возможность применять полученные знания и умения на уроках математики, рисования, развития речи.

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ УРОКА

Тема «Изготовление гирлянд с симметричными фигурами по образцу» (II класс).

Задачи: познакомить школьников с приемом симметричного вырезания; закрепить умение детей ориентироваться в задании и на листе бумаги; учить ребят планировать свою работу с опорой на пред­метно-операционную карту; оценивать качество готовой поделки с частичной помощью учителя.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Учитель напоминает детям, что скоро наступит праздник Нового года, и демонстрирует им иллюстрацию, на которой изображена елка, укра­шенная новогодними игрушками и гирляндами. Педагог показывает учащимся несколько образцов гирлянд с изображением елок, грибов, матрешек. Учащиеся рассматривают фигурки, называют их количество, цвет, назначение. Педагог предлагает выполнить гирлянду из матре­шек, чтобы украсить елку или классную комнату к Новому году.

3. Ориентировка в задании.

Учащиеся анализируют образец гирлянды, частично с помощью учителя, определяют назначение изделия, материал, форму, называ­ют количество деталей, их размер. Учитель обращает внимание де­тей на такую особенность: все фигурки совершенно одинаковые и соединены между собой.

4. Планирование работы.

Составление плана работы происходит в процессе коллективной беседы и с помощью предметно-операционной карты (рис. 1). Педа­гог следит за тем, чтобы учащиеся точно указывали, во сколько раз складывается полоска бумаги, как раскладывается шаблон, где со­единяются фигурки. Затем объясняет, как образуется соединение фигурок. После этого учитель сам вырезает гирлянду, показывая пра­вильную «хватку» заготовки рукой и способ вырезания.

 

5. Практическая работа.

В ходе работы педагог помогает отдельным ребятам выполнить изделие. Периодически привлекается внимание учеников к предметной карте, чтобы они еще раз посмотрели, как складывать бумагу прикладывать и обводить шаблон, как вырезать гирлянду, чтобы фигурки не распались. Сильные учащиеся могут самостоятельно сделать еще одну гирлянду.

6. Отчет о проделанной работе.

Учащиеся самостоятельно отчитываются о проделанной работе рассказывают, что они изготавливали на уроке, как пользовались шаблонами, как вырезали фигурки.

7.Оценка качества выполненной работы.

В выполненных изделиях учащиеся определяют симметричность фигур, точность и аккуратность вырезания, находят достоинство и недостатки своих изделий.

8. Подведение итогов урока.


 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Какие коррекционные задачи решаются при обучении учащихся работе с бумагой и картоном?

2. Какие материалы, инструменты и приспособления используются при работе с бумагой и картоном?

3. Какие изделия должны научиться выполнять учащиеся в соответствии с программой трудового обучения?

4. Назовите приемы работы, которыми должны овладеть школьники при изготовлении изделий из бумаги и картона.

5. С чем связана сложность овладения детьми трудовыми приема при работе с бумагой и картоном?


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.017 с.