Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Методика организации и проведения уроков

2017-10-16 528
Методика организации и проведения уроков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

С использованием элементов мордовского орнамента

В аппликационных работах

Идея отражения национальной специфики в содержании обу­чения умственно отсталых школьников не является новой. В пос­леднее время она активно реализуется в разнообразных формах воспитания и обучения детей специальных (коррекционных) уч­реждений. Не секрет, что ослабление связей с народной культу­рой наносит непоправимый ущерб нравственному и гражданско­му становлению человека. И сегодня одной из актуальных задач современной школы являются формирование научно-методиче­ской базы, разработка методики использования историко-куль­турного наследия родного края, создание региональных учебни­ков и пособий.

Включение этического компонента в содержание обучения руч­ному труду способствует более эффективному решению коррекционно-развивающих, воспитательных и образовательных задач. Национальные виды труда несут в себе не только практический опыт, но и развивают художественный вкус, воспитывают нрав­ственные качества личности: любовь к родному краю, культуре, обычаям и традициям своего народа.

В государственной программе специальной (коррекционной) школы VIII вида по ручному труду отмечается, что перечень изго­товленных поделок и распределение учебного времени по видам труда даются примерные. Они могут быть изменены с учетом ус­ловий школы и состава класса. Эти изменения могут быть связаны и с особенностями той местности, в которой находится образова­тельное учреждение. В зависимости от специфики региональных условий, самобытности национальной культуры виды изделий, исходный материал, а также количество времени, требуемое для их изготовления, могут быть изменены. Такая вариантность учеб­ной программы способствует формированию у школьников с на­рушениями интеллекта позиции активного субъекта учебно-тру­довой деятельности, чувства причастности к своей национальной культуре. Уроки ручного труда, построенные в соответствии со спецификой национально-культурного наследия, вызывают у де­тей интерес к истории родного края, культуре и традициям свое­го народа.

В процессе выполнения аппликационных работ создаются ши­рокие возможности для знакомства умственно отсталых школь­ников с национальным декоративно-прикладным искусством. Ра­бота по украшению изделий аппликацией является и одним из эффективных средств трудового воспитания, в котором перепле­тается формирование трудовых и художественных навыков.

Мы предлагаем рассмотреть включение национально-регионального компонента в содержание уроков ручного труда при работе с бумагой на примере знакомства с элементами декоративно-прикладного искусства Республики Мордовия.

Мордва является самым крупным из народов финно-угорской языковой семьи России, проживающих в одном из крупнейший регионов Среднего Поволжья. Население Мордовии этнически неоднородно, состоит из двух общностей: эрзи и мокши, живет в вперемешку с русскими и татарами. Сложная этническая история мордвы нашла свое отражение в декоративно-прикладном искусстве. Декоративно-прикладное искусство мордвы имеет давние иустановившиеся традиции. Мордовский народ не только создавал сам, но и перерабатывал культурные достижения соседних народов, вкладывая свое понятие красоты в создаваемые произведения культуры.

Значительное распространение в декоративно-прикладном искусстве мордвы имело узорное творчество, вязание и аппликация! но наиболее яркой и выразительной была вышивка. Мордовская народная вышивка, как вид декоративно-прикладного искусства! имеет свои отличительные особенности, которые выражаются в наборе орнаментальных мотивов, технике вышивания. В мордовском орнаменте преобладают геометрические узоры: зигзаги, квадраты, ромбы, треугольники, роговидные узоры, кресты, восьмиконечные звезды, сложные розетки, орнаментом украшаются предметы одежды и домашней утвари. Эти элементы орнаментов можно успешно применять в аппликационных работах из бумаги на урокам ручного труда.

Исходя из программного содержания специальной (коррекционной) школы VIII вида, на уроках ручного труда в III класса учащиеся выполняют декоративную аппликацию и украшают кокошники, шапочки, маски различными геометрическими фигу! рами, а также изготавливают сюжетную аппликацию по мотивам русских народных сказок («Колобок», «Маша и медведь»). Однако вопросам национального творчества в программе по ручному труду не уделяется должного внимания.

Для того чтобы уроки были логически связанными и проходили более интересно, мы предлагаем сочетать изготовление аппликационных работ с элементами мордовского орнамента с изучением мордовских народных сказок. Сказка всегда интересна для детей. Более того, чтение сказки на уроках ручного труда активизирует деятельность учащихся, побуждает их быть более внимательными при анализе образца, при планировании работы! На уроках чтения и развития речи учащиеся изучают мордовские народные сказки, знакомятся с фольклором мордвы, а на уроках ручного труда вновь встречаются с их героями, украшают элементами мордовского орнамента их одежду, предметы домашней утвари и т.д.

В этом случае работа имеет для умственно отсталых школьников реальный, очевидный для них смысл. Они не просто приклеивают геометрические фигуры в определенной последова­тельности, а создают реальные красивые предметы быта, кото­рые в дальнейшем могут быть использованы в игре, при инсцени­ровке сказки или какого-то ее сюжета. Благодаря сказке деятель­ность учащихся наполняется смыслом, мотивы детей находятся в одной плоскости с их потребностями, что способствует повыше­нию эффективности и продуктивности работы, учащихся на уроке. Несмотря на это, деятельность школьников носит не развлека­тельный, а дидактический характер, что позволяет воспитывать такие личностные качества, как упорство, терпение, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца и т. п.

На уроках чтения учащиеся изучают такие мордовские народ­ные сказки, как «Медведь и лиса», «Свинка», «Лиса и журавль», «Ежовые рукавицы», «Вирява», «Рав-Жольдямо». Чтение этих ска­зок помогает формированию знаний о мордовской народной куль­туре, пополнению сведений и представлений о мордве, их труде, образе жизни.

Анализ оригинальных образцов национальных изделий, чте­ние и рассматривание иллюстративного материала, изучение мор­довских народных сказок должны помочь формированию у школь­ников конкретных представлений о мордовском орнаменте, запо­минанию очертаний его основных элементов, композиционного строя, колорита.

Успешное осуществление учебно-воспитательной работы на материале национального мордовского орнамента во многом оп­ределяется степенью художественной образованности учителя, зна­нием и пониманием различных видов и форм народного искусст­ва, законов и особенностей его развития, а также умением эмо­ционально, доступно и интересно передавать эти знания учащимся. Мы предлагаем проводить работу по следующим направлениям.

1. Знакомство учащихся с мордовским декоративно-приклад­ным искусством.

2. Формирование у учащихся умений создавать узоры из гео­метрических фигур, использовать их комбинации для передачи очертаний мордовских орнаментов при украшении традиционных изделий быта и национального костюма: на ставнях, фартуках, мужской рубахе, платье, головном уборе, нагрудном украшении, ковре, занавеске.

3. Воспитание интереса к народному искусству, уважение к на­циональной культуре, традициям и обычаям, мастерам народно­го творчества.

Каждый урок начинается с вводной беседы, которая включает в себя сведения о республике, ее достопримечательностях, под­черкиваются особенности жизни мордовского народа, рассказывается о талантливых народных умельцах, которые создают не только полезные, но и красивые вещи, отмечается, какими приемами создаются предметы декоративно-прикладного искусства какие для этого используются материалы, орнаменты, цвета. До учащихся важно донести специфику народной орнаментации, ее связь с образами природы, национальными традициями, композиционным строем, колоритом.


 

При организации уроков мы пользовались такими наглядными средствами, как образцы изделий, фотографии, зарисовки. Детям необходимо предлагать наиболее простые и самые характерные для мордовского народа формы изделий и элементы их орнаментов. При рассмотрении различных художественных изделий и их образцов необходимо показать, как мастера переносят увиденное в природе в содержание ярких и разнообразных узоров.

Практическая работа выполняется сначала по образцу, затем, когда дети усвоят основные элементы мордовского орнамента можно предложить им выполнить изделия по памяти и по представлению. При изготовлении поделки необходимо опираться на графическую карту, обращая внимание учащихся на порядок расположения элементов орнамента. При этом подчеркивается возможность многообразного комбинирования его деталей.

Приемы вырезания элементов по мере постепенного усложнения их очертаний, составления композиции и сочетания цветов соответствуют программным требованиям по ручному труду. Программой по аппликации предусматривается овладение умениями вырезать из бумаги полоски, квадраты, прямоугольники, треугольники, выполнять косые и прямые надрезы. Эти умения более непринужденно усваиваются и закрепляются детьми на уроках по декоративной аппликации с включением в содержание уроков ручного труда темы мордовских народных сказок.

Условия задания требуют от учащихся необходимости изображать несколько одинаковых фигур для построения орнамента полосе, квадрате, круге, силуэтах предметов. На уроках декоративной аппликации дети не просто приклеивают геометрические фигуры на полоску бумаги или размещают их в определенно последовательности, в квадрате, а украшают предметы быта, одежду героев мордовских народных сказок.

Сначала дети вырезают такие геометрические фигуры, как квадрат, прямоугольник, треугольник, составляя из них орнамент, затем переходят к вырезанию более сложных фигур, таких как круг, звезда, зигзаг и т.п.

Последовательность отображения мотивов мордовского орнамента в аппликации предусматривает овладение умениями изображать и вырезать отдельные элементы по образцу, создавать их комбинации по законам композиции и колориту, принятым в искусстве мордовского народа.

Положительный эмоциональный фон, который возникает на уроках благодаря включению в его содержание темы мордовской сказки, создает условия, благоприятные для развития творческих способностей учащихся с нарушением интеллекта, проявлению их потенциальных возможностей и сохранных личностных качеств.

ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

Урок 1

Тема «Выполнение мордовского орнамента в полосе по об­разцу».

 

Задачи: познакомить учащихся с национальным творчеством мор­довского народа; учить создавать декоративный орнамент в полосе из квадратов разного размера и цвета; формировать умение анализиро­вать образец изделия по вопросам учителя; планировать свои действия и выполнять орнамент с опорой на графическую карту; пополнять сло­варный запас терминами «народное искусство», «орнамент»; воспи­тывать интерес к национальным традициям, культуре своего народа.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Учитель спрашивает у школьников, в какой республике они живут, сообщает учащимся, что в Мордовии проживают люди разных нацио­нальностей: мордва, русские, татары, чуваши и многие другие, что каж­дый народ разговаривает на своем языке и имеет национальную одежду. Каждый человек должен знать свою национальную культуру, традиции своего народа. Учитель сообщает, что в гости к детям пришла кукла в мордовской одежде. Она принесла различные предметы, сделанные мордовскими мастерами (платок, платье, фартук). Учитель предлагает детям внимательно их рассмотреть, обращает внимание детей на осо­бенности национального мордовского орнамента.

Педагог сообщает, что на сегодняшнем уроке они будут учиться составлять мордовский орнамент в полосе.

3. Ориентировка в задании.

Учащиеся рассматривают образец, определяют, из каких элемен­тов он состоит, какого они цвета. Особое внимание учитель обраща­ет на расположение фигур, их чередование.

4. Планирование работы.

Планирование работы осуществляется по вопросам учителя с опо­рой на графическую карту, акцентируя внимание детей на располо­жение элементов орнамента, относительно друг друга (рис. 27). Об­суждаются приемы вырезания, называются инструменты, которые не­обходимы школьникам для работы.



Рис. 27

5. Практическая работа.

В начале работы учитель вместе с учащимися вспоминают правила

безопасной работы с ножницами.

 

Получив задание, дети приступают к изготовлению деталей орнамента. Учитель следит за точностью движений учащихся при вырезании декоративных элементов, за аккуратностью их приклеивания, напоминает о необходимости сравнивать свои изделия с этапами плана. В случае затруднения, учитель оказывает школьникам помощь.

 

6. Отчет о проделанной работе.

По наводящим вопросам учителя учащиеся вспоминают, в какой последовательности они выполняли орнамент.

7. Оценка качества выполненной работы.

Учитель оценивает качество готовых работ учащихся, обращая внимание на правильное расположение деталей, аккуратность вы­полнения задания.

8. Подведение итогов урока.

Учитель спрашивает учащихся, с элементами какого орнамента они познакомились на уроке, каковы его особенности, отмечает са­мостоятельность школьников при выполнении аппликаций, стремле­ние выполнить изделие аккуратно и до конца.

Урок 2

Тема «Украшение салфетки элементами мордовского орна­мента по образцу».

Задачи: познакомить учащихся с особенностями расположения элементов орнамента в круге, сочетая друг с другом, квадраты, по­лоски разного цвета и размера; формировать умение анализировать образец по вопросам учителя; закреплять умение работать с шабло­ном; формировать умение выполнять изделие с планированием опе­раций по графическому плану; развивать глазомер, пространствен­ные представления; воспитывать интерес к составлению нацио­нальных народных орнаментов.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Учитель проверяет знания детей об особенностях мордовского орнамента. Учащиеся вспоминают, из каких элементов он состоит, какие используются цвета.

Учитель сообщает, что на урок к детям пришла кукла в мордов­ском костюме и принесла различные иллюстрации о жизни и быте своего народа.

Учитель демонстрирует салфетку в виде солнышка, говорит, что у мордвы это символ плодородия, показывает и другие салфетки, сооб­щает о том, что на уроке дети тоже будут украшать салфетку (она за­меняется бумажной заготовкой) элементами мордовского орнамента.

3. Ориентировка в задании.

Анализ образца изделия проводится по вопросам учителя:

1) Какую форму имеет салфетка?

2)Где расположен орнамент?

3)Из каких геометрических фигур состоит орнамент?

4)Какого цвета прямоугольники, квадраты?

5)Сколько квадратов и прямоугольников в орнаменте?

6) Как расположены прямоугольники, квадраты? Чем еще украшена салфетка?

4. Планирование работы.

Планирование работы осуществляется по вопросам учителя с опорой на графическую карту. Учащиеся выясняют последовательность выполнения аппликации: сначала необходимо наклеить прямоугольники, образуя решетку, потом приклеить в центр круга большой квадрат синего цвета, лучики обвести красным карандашом (рис. 28).

5. Практическая работа.

Учащиеся повторяют правила работы с инструментами. Учитель следит за тем, как ребята выполняют обводку, как вырезают фигуры Постоянно привлекает внимание детей к графическому плану, чтобы

Рис. 28

помочь им избежать ошибок и выработать привычку и умение осуще­ствлять текущий самоконтроль, соблюдать аккуратность во время на­клеивания. Учитель, по мере необходимости, помогает расположить элементы и наклеить их.

6. Отчет о проделанной работе.

По вопросам учителя дети рассказывают, что и в какой последо­вательности они выполняли на уроке.

7. Оценка качества выполненной работы.

Учитель совместно сучащимися рассматривает изделия, находит достоинства и недостатки, особое внимание обращается на размещение элементов узора, на аккуратность выполнения задания.

8. Подведение итогов урока.

Урок З

Тема «Украшение фартука геометрическим мордовским ор­наментом по образцу».

Задачи: познакомить учащихся с элементами мордовского на­ционального костюма; учить создавать из полосок разного цвета и размера орнамент на фартуке, дополняя его треугольниками; раз­вивать глазомер, моторику рук; воспитывать художественный вкус, творческую активность детей при выполнении мордовского орна­мента.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Педагог сообщает, что к ним на урок пришла кукла в мордов­ском костюме. Кукла одета в белое платье, его подол и рукава ук­рашены вышивкой. Поверх платья надет фартук, который тоже ук­рашен вышивкой. Мордовский национальный костюм дополняют бусы, различные поясные украшения, подвески. Голову повязыва­ли платком или надевали головные уборы. На ногах носили лапти или сапоги.

Учитель говорит о том, что на уроке учащиеся будут составлять мордовский орнамент и украшать им фартук (используются бумаж­ные заготовки).

3. Ориентировка в задании.

Анализ образца изделия осуществляется по вопросам учителя. Особое внимание уделяется правильному называнию геометрических фигур, из которых состоит орнамент, отмечается цветовая гамма фи­гур. Учитель следит за полнотой ответов, отмечает, какие особеннос­ти не названы учащимися.

Л. Планирование работы.

Планирование работы осуществляется по вопросам учителя с опо­рой на графическую карту (см. цв. вкл., рис. 13).


5. Практическая работа.

В ходе урока учитель помогает детям правильно выбрать цвет бумаги для узора, следит за тем, как дети производят разметку, как вы­резают элементы украшения.

6. Отчет о проделанной работе.

По вопросам учителя ребята рассказывают, что и в какой последовательности они выполняли.

7. Оценка качества выполненной работы.

Учитель предлагает учащимся поменяться работами с соседом]и каждому определить, насколько аккуратно и красиво выполнена ра­бота, правильно ли расположены элементы на фартуке.

8. Подведение итогов урока.

Учитель оценивает деятельность детей на уроке, стремясь вызвать чувство радости от положительных результатов работы, поощряется самостоятельность в процессе выполнения аппликации.

Урок 4

Тема «Украшение платья элементами мордовского орнамента по образцу».

Задачи: развивать умения анализировать образцы изделия по вопросам учителя; выполнять изделия с планированием работы по графической карте, упражнять учащихся в вырезании полос разного размера, располагать элементы на заготовке платья, учить детей вырезать окаймовку горловины, используя прием складывания квадрата пополам; развивать восприятие цвета, формы, воспитывать художественный вкус учащихся в процессе рационального и гармонична го расположения элементов на заготовке платья.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Учитель спрашивает детей, чем они занимались на прошлых уроках (украшали мордовским орнаментом салфетку, фартук), сообщает, что в гости к ним пришла знакомая мордовочка. Она пришла неодна, а со своими подружками. Они тоже одеты в мордовские костюмы, но живут в разных районах Мордовии, поэтому и костюмы у них отличаются. Педагог рассказывает, что вышивкой украшали подол платья, особенно ворот и рукава. На уроке ребята тоже будут украшать силуэт мордовского платья орнаментом.

3. Ориентировка в задании.

Учитель предлагает учащимся рассмотреть образец платья. Обращает внимание на особенности орнаментации изделия, построение узоров, цвет, количество деталей, цветосочетание. Обращает вни­мание на то, как украшен ворот. Проводится анализ условий работ! по вопросам учителя.

4. Планирование работы.

Планирование работы осуществляется по вопросам учителя с опорой на графическую карту. Особенное внимание уделяется по­следовательности приклеивания деталей орнамента (см. цв. вкл., рис. 14).

5., Практическая работа.

Ученики вырезают полосы разного цвета и размера. Учитель по­казывает прием вырезания окаймовки горловины платья: квадрат складывают пополам, обводят по шаблону, затем отрезают.

Учащиеся повторяют правила безопасной работы с ножницами, клеем. В процессе выполнения задания учитель наблюдает, как дети вырезают полосы и квадраты. Слабым учащимся учитель индивиду­ально показывает приемы вырезания, оказывает помощь при состав­лении орнамента.

6. Отчет о проделанной работе.

По вопросам учителя школьники рассказывают, что и в какой по­следовательности они выполняли.

7. Оценка качества выполненной работы.

Учитель привлекает учащихся к оценке работ товарищей. Обра­щает внимание учеников на правильность расположения деталей, ак­куратность их вырезания и приклеивания.

8. Подведение итогов урока.

Урок 5

Тема «Украшение орнаментом головного убора мордвы по образцу».

 

Задачи: формировать умения анализировать образец по вопро­сам учителя, выделяя основные особенности, свойственные, мордов­скому орнаменту; продолжать обучать приемам разметки, вырезании по прямым и кривым линиям, упражнять учащихся в вырезании гео­метрических фигур разного размера, учить располагать элементы ор­намента на заготовке головного убора; воспитывать интерес к мор­довскому народному искусству, к истории жизни и быта мордовского народа.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Учитель обращает внимание учащихся на куклу в мордовском ко­стюме. Просит внимательно рассмотреть головной убор. Учитель со­общает, что у мордвы головные уборы различные по форме, расска­зывает об особенностях их украшения. Далее совместно с учащи­мися выясняет, какие сочетания цветов использованы в узоре, предлагает украсить орнаментом бумажные заготовки головных убо­ров (см. цв. вкл., рис. 15).

3. Ориентировка в задании.

Анализ образца изделия, осуществляется по вопросам учителя. Учащиеся называют детали, их форму, цвет, количество, определяют их расположение относительно краев головного убора и друг друга.

4. Планирование работы.

Планирование работы осуществляется по вопросам учителя с опорой на графическую карту. Учитель знакомит учащихся с новым способом заготовки деталей: вырезание сразу нескольких деталей, для чего бумагу складывают в четыре слоя, обводят по шаблону контур и вырезают одновременно четыре сгиба.

5. Практическая работа.

Учитель постоянно привлекает внимание учащихся к графическому плану с целью осуществления детьми текущего самоконтроля. В ходе выполнения работы педагог проверяет, как дети используют приемы вырезания элементов, помогает им в случае необходимости следит за соблюдением техники безопасности при работе с ножницами и чистоты на партах.

6. Отчет о проделанной работе.

Учащиеся по вопросам учителя рассказывают, что и в какой последовательности они выполняли на уроке. Учитель следит за правильностью и полнотой ответа.

7. Оценка качества выполненной работы.
Учитель привлекает учащихся к оценке качества работ товарищ!

обращая внимание на правильность расположения элементов орнамента и аккуратность изделия.

8. Подведение итогов урока.

Урок 6

Тема «Одевание куклы в мордовский костюм».

Задачи: формировать умения анализировать образец изделия и планировать работу с частичной помощью учителя; выполнять изделие по представлению; учить понимать и оценивать красоту национальной мордовской одежды.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2.Вводная беседа.

Учитель актуализирует знания учащихся об особенностях мордовского орнамента, об используемых геометрических формах, сочетании цветов при составлении узоров. Учащиеся вспоминают, какие изделия они выполняли на уроках. Педагог рассказывает, какую одежду носили мордовские женщины во время праздников, и предлагав одеть куклу в национальный костюм, элементы которого дети изготавливали на предыдущих уроках.


3. Ориентировка в задании.

Учитель просит учащихся назвать и показать компоненты женско­го мордовского национального костюма (см. цв. вкл., рис. 16).

4. Планирование работы.

Учитель предлагает детям рассказать, в какой последовательности необходимо приклеивать компоненты костюма. Учащиеся по одному выходят к доске, выбирают нужный компонент и прикладывают его к заготовке. Учитель записывает план выполнения работы на доске:

1)приклеить платье;

2)приклеить фартук;

3)оформить голову и прикрепить головной убор.

5. Практическая работа.

Каждому ученику учитель раздает бумажные заготовки кукол, уча­щиеся самостоятельно одевают их в национальный костюм.

6. Отчет о проделанной работе.

Учащиеся самостоятельно рассказывают, что и в какой последо­вательности они выполняли.

 

7. Оценка качества выполненной работы.

8. Подведение итогов урока.

Куклы выставляют на подставку, выбирают лучшие работы. Учи­тель обращает внимание детей на красоту и выразительность мор­довского национального костюма.

 

 

Урок 7

Тема «Украшение полотенца элементами мордовского орна­мента по образцу».

 

Задачи: формировать умение анализировать орнамент с час­тичной помощью учителя; правильно называть пространственные ха­рактеристики элементов орнамента; продолжать учить школьников составлять композиции мордовского орнамента из геометрических фигур; учить наклеивать несколько фигур друг на друга, варьируя их окраску и величину; формировать интерес учащихся к созданию аппли­каций с использованием элементов мордовского орнамента.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Учитель показывает традиционные изделия мордовских мастеров. Рассказывает, как мордовские народные мастера вышивали полотен­ца, украшая края орнаментом, актуализирует знания детей об основ­ных элементах мордовского орнамента, используемых цветовых со­четаниях. Учитель демонстрирует учащимся полотенца с разными орнаментами, предлагает детям самим придумать композицию для украшения полотенца, вырезать элементы орнамента и украсить им заготовки изделия.

3. Ориентировка в задании.

Анализ образца изделия проводится с частичной помощью учителя. Учащиеся рассказывают о геометрических фигурах, составляющих орнамент, называют их цвет, пространственное расположение! Сильным учащимся предлагается самим придумать орнамент.

4. Планирование работы.

Планирование работы осуществляется по графической карте с частичной помощью учителя (рис. 29).

 

5. Практическая работа.

Операции разметки и вырезания учащимся уже знакомы, и они выполняют их самостоятельно. Особое внимание учитель уделяет де­тям, которые составляют орнамент самостоятельно, следит за правильностью расположения элементов на заготовке. Учитель наблюдает за выполнением детьми двигательных трудовых приемов, напо­минает правила безопасной работы с ножницами и клеем.

6. Отчет о проделанной работе.

Учащиеся рассказывают, что и в какой последовательности они выполняли на уроке.

7. Оценка качества выполненной работы.

Оценивая работы учащихся, учитель обращает внимание на пра­вильность размещения элементов орнамента относительно друг друга, поощряет творческую инициативу детей, самостоятельность в работе.

8. Подведение итогов урока.

Урок 8

Тема «Выполнение мордовского орнамента в квадрате, ук­рашение им подушки по образцу».

Задачи: продолжать формировать умение анализировать обра­зец изделия, планировать работу с частичной помощью учителя, раз­вивать умение правильно размещать детали аппликации относитель­но друг друга и плоскости листа; учить ребят вырезать элементы, используя прием складывания квадрата пополам; продолжать фор­мировать интерес учащихся к созданию аппликаций по мотивам мор­довского орнамента.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Учитель демонстрирует детям иллюстрации подушек, обращает внимание на их орнаментацию, предлагая учащимся найти новый элемент мордовского орнамента — восьмиконечную звезду, которая напоминает цветок. Учитель сообщает, что звезда называется розет­кой. Обращает внимание на особенность строения ее элементов. Пе­дагог предлагает украсить подушку восьмиконечной звездой.

3. Ориентировка в задании.

Учащиеся определяют, какие элементы составляют орнамент по­душки, какого они размера и цвета, называют их расположение отно­сительно друг друга. Особое внимание надо обратить на то, какие элементы расположены в центре, какие по углам. Учащиеся пере­числяют инструменты, которые им понадобятся для работы.

4. Планирование работы.

Планирование работы осуществляется с опорой на графический план (рис. 30).

Рис. 30

5. Практическая работа.
Разметку и вырезание квадратов учащиеся выполняют самостоятельно. Звезду делают, складывая бумагу пополам и вырезая форм с двух сторон. Элементы розетки наклеиваются острыми углами к центру и по сторонам квадрата.

При составлении композиций учащиеся обращаются к графическому плану. Учитель оказывает помощь слабым учащимся, помогает приклеивать элементы, обращая внимание на последовательность приклеивания деталей согласно плану.

6. Отчет о проделанной работе.
Учащиеся самостоятельно рассказывают о том, что и в какой

последовательности они выполняли на уроке.

7. Оценка качества выполненной работы.

Учитель предлагает детям рассмотреть работы своих товарищей, дать оценку аппликаций, выбрать лучшие работы.

8. Подведение итогов урока.

Урок 9

Тема «Выполнение мордовского орнамента по мотивам сказ­ки "Лиса и медведь"».

Задачи: формировать умение ориентироваться в задании по вопро­сам учителя; выполнять изделие с планированием операций по графи­ческому плану; учить детей располагать элементы орнамента, сочетая друг с другом квадраты разного цвета и звездочки; развивать способ­ность ориентироваться на плоскости листа бумаги; воспитывать инте­рес к народному творчеству, любовь к мордовским народным сказкам.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Учитель рассказывает детям мордовскую народную сказку «Лиса и медведь», просит назвать главных героев. Педагог просит учащих­ся вспомнить, на какую русскую народную сказку она похожа. («Вер­шки и корешки».) Затем учитель демонстрирует иллюстрации с изображением декоративной резьбы по дереву.



 

 


Рис.31




Рис. 32

Дерево было основным строительным материалом для изготовления орудий труда, мебели, предметов домашней утвари. Мордовский орнамент наносился на прялки, сундуки, ткацкие станки, посуду. Значительное развитие по­лучила скульптурная резьба. Мордовский скульптор Степан Эрьзя со­здал неповторимые скульптуры из дерева, которые являются шедев­рами мирового искусства и восхищают взоры миллионов поклонни­ков скульптуры. Дети рассматривают альбом с иллюстрациями произведении скульптуры С.Д.Эрьзи. На доску вывешивается рису­нок, где изображен домик медведя, учитель предлагает детям укра­сить мордовским орнаментом сказочный домик медведя (рис. 31).

3. Ориентировка в задании.

Анализ образца изделия проводится по вопросам учителя:

1) Какую форму имеет домик? Крыша? Ставни?

2)Из каких геометрических фигур состоит орнамент?

3) Какого цвета звездочки? Квадраты? И т.д.

4. Планирование работы.

Планирование задания осуществляется на графической карте, с под­робным обсуждением каждого этапа работы над аппликацией (рис. 32).

5.Практическая работа.

Учащиеся вспоминают правила безопасной работы с ножницами, а также как надо работать с шаблоном. Из полос красной и черной бумаги дети вырезают квадраты, звездочки, затем поэтапно наклеи­вают их на заготовки.

6. Отчет о проделанной работе.

Учащиеся по вопросам учителя рассказывают, что и в какой пос­ледовательности они выполняли на уроке.

7. Оценка качества выполненной работы.

Учитель оценивает деятельность детей, отмечая точность при вы­резании деталей, правильность их расположения и аккуратность на­клеивания.

8. Подведение итогов урока.

Урок 10

Тема «Выполнение аппликации с элементами мордовского орнамента, украшение ею рубахи по мотивам сказки "Свинка"».

Задачи: формировать умение анализировать образец изделия и планировать работу по вопросам учителя; выполнять изделие с опо­рой на графический план; упражнять учащихся в вырезании квадра­тов и треугольников из полосок цветной бумаги; составлять орнамент из геометрических фигур; воспитывать интерес к национальному на­родному творчеству, любовь к мордовским народным сказка.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводная беседа.

Педагог читает ребятам мордовскую сказку «Свинка» и просит на­звать главных героев (свинка с поросятами, волк, медведь, лиса).

Учитель демонстрирует иллюстрацию к сказке, учащиеся рассмат­ривают, как одеты герои сказки (на рисунке все животные одеты в мордовские народные костюмы).

Считается, что наиболее ярким выражением культуры всех народов является национальный костюм. Вышивка придает мордовской одеж­де неповторимый колорит и красоту. Учитель обращает внимание де­тей на особенности национальной мордовской вышивки (рис. 33).

Затем он предлагает детям украсить силуэт мужской рубахи мор­довским орнаментом.

3. Ориентировка в задании.

Анализ образца проводится по вопросам учителя:

1)Какая часть рубашки украшена?

2)Из каких геометрических фигур состоит орнамент?

3)Сколько квадратов? Треугольников?


       
   


Рис. 33

4)Как они расположены?

5)Какого они цвета?

Л. Планирование работы.

Учитель поочередно вызывает к доске учеников, которые выбира­ют нужную карточку плана работы над аппликацией и показывают ее остальным учащимся. Класс оценивает правильность выбора кар­точки. Учитель акцентирует внимание детей на том, что они могут расположить элементы орнамента в другой последовательности, а также использовать другие цветовые сочетания.

5. Практическая работа.

Выполнение изделий осуще


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.167 с.