А1. 1 общие представления о категориях и свойствах — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

А1. 1 общие представления о категориях и свойствах

2017-10-16 237
А1. 1 общие представления о категориях и свойствах 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Еще древнегреческий философ Аристотель (384 -322 до н.э.) наиболее влиятельный из диалектиков древности, основоположник формальной логики создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Далее это направление активно развивалось (Фома Аквинский, Гегель, Кант и многие другие).

Аристотелем было введено понятие «категория» - предельно общее понятие, выражающее наиболее существенные отношения действительности. Первоначально Аристотель ввел 10 категорий, среди которых была введена категория качество. По современному представлению выведен бесконечный категориальный ряд, находящийся на промежутке между абстрактным тождеством и абсолютным различием. Итак, категории есть наиболее общие понятия, как правило, не поддающиеся определению в рамках одной теории, а часто и в целом научном направлении.

В числе таких основополагающих категорий 1 рода можно назвать философские понятия: материю, пространство и время – основу всего сущего во вселенной. Категории 2 рода: качество, отражение, тождественность, устойчивость и ряд других обеспечивают процессы переноса знаний (Knowledge Transfer) в многодисциплинарных исследованиях (МИ), они фиксируют классы знания, этапы и факторы познавательного процесса, поэтому они входят в систему управления знаниями. Надо четко понимать, что категории представляют собой внутренние сущности, которые нельзя измерить напрямую, а можно выделить их существенные признаки – свойства, которые можно измерить непосредственно.Примерная схема такого подхода представлена на рис.А1.

Рис.А1 Примерная связь категорий и свойств

 

Итак, материя существует в пространстве и развивается во времени, характеризуется одной из категорий 2-го рода качеством, подробное рассмотрение свойств качества проводится в основной части пособия.

Во введении же кратко рассмотрим содержание двух философских категорий второго рода, представленных на рис.А.1.

Отражение. Эта категория представляет собой зафиксированное разнообразие материи, позволяющее получить информацию, трансформируемую на основе полученных данных в знания. Связи отражения представлены на рис.А.2.

Рис.А.2 Связи отражения

Известный специалист в области теории информации К.Шеннон утверждал, что информация есть отражение реального мира, приводящая к снятию неопределенности. Напомним, что неопределенность – это полное отсутствие сведений о предмете познания, а получение новых данных приводит к снижению неопределенности, в идеале приводя к полной определенности. Итак, в дальнейшем будем полагать: «информация - сведения о чем-либо независимо от формы их представления, отражающие реальный мир и приводящие к снятию неопределенности».

С точки зрения информационной теории, информация обладает рядом фундаментальных свойств: новизна, актуальность, достоверность, объективность, полнота, ценность и др.

В менеджментеинформация является предметом управленческого труда, средством обоснования управленческих решений, без которых процесс воздействия управляющей подсистемы на управляемую и их взаимодействие невозможен. В этом смысле информация выступает основополагающей базой процесса управления.

Рассмотрим данные и знания наиболее интересные для создания любого проекта в любой области человеческой деятельности[11,20].

Данные -это результат фиксации, отображения информации на каком-либо материальном носителе, то есть зарегистрированное на носителе представление сведений независимо от того, дошли ли эти сведения до какого-нибудь приёмника и интересуют ли они его.

Зна́ние — форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе. Главное отличие знаний от данных состоит в их структурности и активности, появление в базе новых фактов или установление новых связей может стать источником изменений в принятии решений. Рассмотрим разные толкования знания в зависимости от области использования:

· Зна́ние в широком смысле — субъективный образ реальности, в форме понятий и представлений.

· Зна́ние в узком смысле — обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу.

· Зна́ние (предмета) — уверенное понимание предмета, умение обращаться с ним, разбираться в нём, а также использовать для достижения намеченных целей.

· Зна́ние — в теории искусственного интеллекта и экспертных систем — совокупность информации и правил вывода (у индивидуума, общества или системы ИИ) о мире, свойствах объектов, закономерностях процессов и явлений, а также правилах использования их для принятия решений.

Классификация научного знания приведена на рис. А.3

Рис.А.3 Классификация научного знания

 

Вот как определяет понятие данные С.В. Симонович [Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов / Симонович С.В. и др. – СПб.: Издательство Питер, 1999. – 640 с.] "Мы живем в материальном мире. Все, что нас окружает и с чем мы сталкиваемся относится либо к физическим телам, либо к физическим полям. Все объекты находятся в состоянии непрерывного движения и изменения, которое сопровождается обменом энергией и ее переходом из одной формы в другую. Все виды энергообмена сопровождаются появлением сигналов. При взаимодействии сигналов с физическими телами в последних возникают определенные изменения свойств - это явление называется регистрацией сигналов. Такие изменения можно наблюдать, измерять или фиксировать иными способами - при этом возникают и регистрируются новые сигналы, т.е. образуются данные". Таким образом, знания - это обработка данных, отражающая априорные знания, опыт и восприятие человека - специалиста (эксперта) в определенной предметной области и учитывающая множество всех текущих ситуаций в объектах данного типа и способы перехода от одного описания объекта к другому. Знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Между информацией и знаниями имеется разрыв. Человек должен творчески перерабатывать информацию, чтобы получить новые знания.

Подводя итог можно сделать вывод, что фиксируемые воспринимаемые факты окружающего мира представляют собой информацию. При использовании информации в процессе решения конкретных задач - появляются данные. Результаты решения задач, истинные, проверенные данные, обобщенные в виде законов, теорий, совокупностей взглядов и представлений представляет собой знания. Необходимо также отметить, что понятие "информация", становясь предметом изучения многих наук, в каждой из них конкретизируется и обогащается. Понятие "информация" является одним из основных в современной науке и поэтому не может быть строго определено через более простые понятия.

По крупному различают структурную и оперативную информацию. Связь между ними представлена на рис. А.4

Рис.А.4 Структурная и оперативная информация

Для нас наибольший интерес представляет оперативная информация. Основные характеристики оперативной информации представлены в таблице А.1

Таблица А.1 Характеристики оперативной информации

 

Информация может быть классифицирована по разным показателям:

1) по объекту - показатели качества товара, его ресурсоемкость, параметры инфраструктуры рынка, организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды и т.д.

2) по принадлежности к подсистеме системы менеджмента -информация по целевой подсистеме, научному сопровождению системы, внешней среде системы, обеспечивающей, управляемой и управляющей подсистемам;

3) по форме передачи - вербальная (словесная) информация и невербальная;

4) по изменчивости во времени - условно-постоянная и условно-переменная (недолговечная);

5) по способу передачи - спутниковая, электронная, телефонная, письменная и т.д.;

6) по режиму передачи - в не регламентные сроки, по запросу и принудительно в определенные сроки;

7) по назначению - экономическая, техническая, социальная, организационная и т.д.

8) по стадиям жизненного цикла объекта - по стадии стратегического маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства и т.д.;

9) по отношению объекта управления к субъекту - между фирмой и внешней средой, между подразделениями внутри фирмы по вертикали и горизонтали, между руководителем и исполнителями, неформальные коммуникации.

2. Системность. Эта категория послужила основой развития идей системного подхода. Развитие мировых интегративных факторов и проблем привело к тому, что принципы системности, системное видение и мировоззрение приобрели характер доминирующей ориентации философии, науки и методологии.

Современный этап развития системных понятий характеризуется следующими особенностями:

1. Резко усложнились создаваемые системы, произошла потеря возможности иметь о них полное и адекватное представление.

2. Возросло взаимодействие систем различной природы.

3. Стремительно увеличилась интенсивность информационных воздействий и информационных технологий, т.е. начался практический переход в информационную фазу развития общества.

Рассмотрим иерархию системности, представленную на рис. А.5 [12]

Рис.А.5 Составляющие системности

Расшифруем содержание прямоугольников I,II,II

I - системность среды, окружающей человека включает в себя:

- системность окружающей среды,

- системность человеческого общества,

- системность взаимодействия человека со средой, ведущая к возникновению проблем при создании проекта любого вида.

II. Системность познавательной деятельности:

- анализ и синтез,

- диалектичность,

- системность результатов познания (духовная культура, модели).

III. Системность практической деятельности:

- целенаправленность,

- алгоритмичность,

- системность результатов деятельности в технике и материальной культуре.

Принципы системности фиксируют недостаточность традиционных подходов к постановке и решению задач проектирования, исследования и управления и помогают строить новые объекты изучения, формируют новые исследовательские задачи; дают возможность соединить структуру системы и её динамику и, в конечном итоге, приводят к появлению новых знаний.

Учитывая большое число признаков классификации технических систем, возникает определенная терминологическая путаница. Порой, определения, в разных областях знаний имея одинаковый смысл, носят разные названия. Ниже приведена определенная связь и последовательность применения терминов, которую нужно понять и использовать во всех студенческих работах по любому предмету.

Будем считать, что все виды человеческой деятельности представляют собой проекты разной степени сложности. В таблице А.2 приведены различные определения, данные по принципу ниспадающей иерархии.

Таблица А.2 Термины, относящиеся к проекту

Термин   Определение (содержание, смысл, суть) Термины-синонимы  
    Проект уникальный процесс, состоящий из совокупности скоординированной и управляемой деятельности с начальной и конечной датами, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.     Операция
Свойство Признак, составляющий отличительную особенность процесса Признак  
Показатель   Степень интенсивности проявления свойства процесса Характеристика  
Цель     Желаемый или требуемый результат процесса Целевое значение показателя
Критерий   Правило принятия решения (например, о достижении цели процесса) Индикатор  

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.