А2. 3 Болонский процесс и во России — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

А2. 3 Болонский процесс и во России

2017-10-16 253
А2. 3 Болонский процесс и во России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Болонский процесс — процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда была подписана Болонская декларация. Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 48 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.

Основные мировые тенденции в сфере обеспечения качества образования сводятся к сле­дующему:

1) Разработка единых критериев и стандартов гарантии качества образования Ев­ропейских стран в рамках Болонского процесса.

2) Создание, развитие и гармонизация национальных систем аккредитации образовательных программ Европейских стран.

3) Разработка и внедрение СМК ОУ на базе различных моделей системы качества, включая требования и рекомендации международных стандартов серии ISO 9000, модель Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM) и другие национальные модели управления качеством в образовании.

4) Построение систем управления качеством образовательного процесса на принципах менеджмента качества, но без непосредственной привязки к каким-либо моделям.

5) Перенос центра тяжести с процедур внешнего контроля качества образователь­ного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и ак­кредитации в сторону внутренней самооценки ОУ на основе тех или иных мо­делей. Это обеспечивает перенос ответственности за качество и оценку качест­ва туда, где она должна быть — в ОУ, и приводит к существенной экономии материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экс­пертизы.

Управление качеством жизни становится в XXI веке синонимом управления эволюцией на базе общественного интеллекта и образовательного общества, переводящего его в контекст управления «социальным кругооборотом качества».

Качество жизни и качество образования декларируются как главные ориентиры глобальной политики ЮНЕСКО и ООН. В программном документе ЮНЕСКО «Ре­форма и развитие высшего образования» (1995 г.) качество образования определяется как важнейший девиз деятельности ООН в области образования. В документе отмеча­ется, что «деятельность в области высшего образования и условиях происходящих в мире изменений, должна осуществляться под тремя девизами, которые определяют ее роль и функции на местном, национальном и международном уровнях: соответствие требованиям современности, качество и интернационализация».

Болонский процесс является естественным развити­ем тенденций интеграции европейского и мирового образования. Он предполагает создание интегрированной общеевропейской системы высшего образования, осно­ванной на единых принципах организации и стандартах качества высшего образова­ния. При этом понятие качества образования охватывает преподавание и научно-исследовательскую работу, руководство и управление ОУ, способность удовлетво­рять потребности студентов и предоставление вузами других услуг обществу.

Берлинская декларация, принятая 19 сентября 2003 года министрами образова­ния стран участниц Болонского процесса, отмечает, что: «качество высшего образо­вания является краеугольным камнем в создании общеевропейского пространства высшего образования. Министры берут на себя обязательство поддерживать даль­нейшее развитие систем гарантии качества образования на уровне вуза, национальном и европейском уровне. Министры подчеркивают необходимость создания общих кри­териев и методик оценки качества».

В Берлинской декларации определено, что национальные системы гарантии качества образования должны обеспечивать:

• определение ответственности организаций и институтов, участвующих в образовательном процессе;

• оценку программ вузов, в том числе внутреннюю оценку, внешние отзывы, оценку со стороны студентов и опубликованные данные по этому вопросу:

• систему аккредитации, сертификации и подобных процедур;

• свидетельства международного участия в оценке и международного сотрудничества.

При этом отмечается, что в соответствии с принципами университетской авто­номии, ответственность за обеспечение качества высшего образования в первую оче­редь возлагается на сами учебные заведения, и таким образом, создается база для ре­альной ответственности академической системы в рамках каждого государства.

Для координации разработки европейских стандартов качества и решения про­блем сертификации и аккредитации образовательных программ и учреждений была создана Европейская сеть (Ассоциация) организаций гарантии качества (ENQA) в сфере высшего образования. В соответствии с решением Берлинской декларации ENQA разработала «Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образо­вания в Европейском регионе». Этот документ является основой для построения систем внутренней и внешней оценки и гарантии качества образования и аккредита­ции Европейских агентств по оценке качества образования.

В основу документа «Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего образования в Европейском регионе» положены следующие основные принципы внешней и внутренней гарантии качества высшего образования на территории Ев­ропы:

• заинтересованность студентов, сотрудников и общества в целом в хорошем ка­честве высшего образования;

• важность организационной автономности, с осознанием, что независимость подразумевает большую ответственность:

• поставщики высшего образования несут основную ответственность за гаран­тию его качества;

• интересы общества, касающиеся качества и стандартов высшего образования, должны быть защищены;

• качество академических программ для студентов и других обучаемых должно улучшаться и развиваться;

• должны существовать действенные и эффективные организационные структу­ры, предоставляющие и поддерживающие академические программы; очень важна прозрачность в использовании внешней экспертизы процессов га­рантии качества.

В Бергенской декларации от 20 мая 2005 года отмечается, что «высшим учебным заведениям стран участниц Болонского процесса необходимо продолжить усилия по повышению качества своей деятельности посредством систематического представления своих внутренних механизмов гарантии качества и непосредственной корреляции внутренних схем с внешней системой гарантии качества».

Бергенская декларация констатировала также, что страны участники Болонского процесса принимают «Стандарты и Директивы для гарантии качества Высшего об­разования в Европейском регионе», предложенные ENQA.

Вступление России в Болонский процесс налагает определенные требования как на национальную систему гарантии качества образования, так и на механизмы внутренних гарантий качества ОУ, реализуемых посредством СМК ОУ.

Реализация требований ENQA полностью зависит от понимания учебными за­ведениями (на всех их уровнях) того, что:

• их программы имеют ясные ожидаемые результаты;

• их работники готовы и могут осуществлять учебный процесс, что поможет студентам достичь этих результатов;

• предусмотрено полное, своевременное моральное и материальное поощрение тех работников, которые демонстрируют мастерство, компетентность и пре­данность делу. Все учебные заведения должны стремиться к улучшению и со­вершенствованию уровня образования, предлагаемого студентам.

Начиная с 1992 года российские вузы в рамках действующего законодательства имели возможность реализовывать программы уровневой подготовки. С 1993 года, когда Россия получила возможность участия в программе Европейской комиссии ТЕМПУС, многие вузы вплотную подошли к практической реализации таких механизмов Болонского процесса как совместные программы, кредиты, признание периодов обучения за рубежом, организация мобильности и др. Развитие идей Болонского процесса в российских вузах - от первоначального почти полного неприятия до весьма бурного развития - является одним из наглядных примеров достаточно быстрого продвижения инновационных идей в России.

В целом по России отмечается, что на рынок труда выходит очень небольшой процент окончивших бакалавриат: примерно 85-88%, получивших диплом бакалавра продолжают обучение в специалитете, доучиваясь еще 1 год, 10% продолжают обучение в магистратуре, и только 2-5% идут работать, получив диплом бакалавра. Многие студенты начинают работать с третьего курса; на первом курсе магистратуры работает большинство.

Введение ECTS (European Credit Transfer System) — Европейской системы перезачета кредитов— является одной из наиболее сложных задач в рамках Болонского процесса. Этот инструмент, обеспечивающий прозрачность, сравнимость объема изученного материала и, соответственно, возможность академического признания квалификаций и компетенций, возник первоначально в рамках европейской программы Эразмус в 1988 году и в настоящее время включает более 1100 университетов и сеть «линий помощи» (ECTS Helplines). Кредиты отражают объем работы, требующийся для завершения каждого курса, по отношению к общему объему работы, необходимой для освоения программы полного академического года, включая лекции, семинары, практические занятия, самостоятельную работу, экзамены и тесты. Использование ECTS не только не противоречит нашим национальным традициям, но и в значительной степени способствует их более упорядоченному осуществлению. Необходимым условием для введения системы (если, конечно, не относиться к этому формально) является увеличение самостоятельности вуза при формировании образовательных программ, чему способствует появление новой генерации федеральных государственных образовательных стандартов –ФГОС (см. раздел А2.4). Очевидно, что в основе разработки стандартов должен лежать принцип единства нормативов трудоемкости. Он, конечно, необходим при всех условиях, но для введения системы кредитного учета приобретает первостепенное значение, чему способствует внедрение модульно-рейтинговой системы (см. раздел А2.5).

Анализ современного этапа развития Болонского процесса в России, опубликованный на сайте НФПК предоставляет подробную информацию о результатах сравнительной оценки прогресса, достигнутого странами-участницами Болонского процесса. Было согласовано 10 индикаторов и шкала для каждого направления от 1 «не реализуется совсем» до 5 «реализовано полностью к 2005 году» (каждая оценка имеет соответствующее цветовое выражение). Общая оценка по всем трем направлениям соответствовала среднему уровню (3 балла), хотя по отдельным индикаторам она колебалась от 2 до 5 баллов.

Позиционирование России в Болонском процессе в 2007 году по сравнению с остальными странами - участницами показано в табл.А.3.

Как видим, результаты, по данным оценки экспертов, значительно повысились по сравнению с 2005 годом: по большинству индикаторов - 4 балла (6 индикаторов), 2 индикатора получили 3 балла; самая низкая из полученных оценок - 2 балла (1 индикатор) и по двум индикаторам получена наивысшая оценка - 5 баллов («реализовано полностью к 2007 году»).

Из представленной информации также следует, что большинство стран Европы переходит (или уже перешло) на уровневую систему высшего образования (в «красной» графе - нет ни одной страны) и все они используют систему обеспечения качества, совместимую с европейскими принципами стандартов качества. Не менее важным является и то, что всеми странами в той или иной степени внедрен принцип ECTS. К числу наиболее эффективно развиваемых направлений Болонского процесса следует также отнести разработку совместных программ (программ двойных дипломов и совместных степеней) - все страны получили максимальную или близкую к ней оценку.

Показатели России в сопоставлении с показателями других стран в целом свидетельствуют об активной позиции нашей страны. Наименее «продвинутые» позиции, связанные с внедрением уровневой системы и выдачей европейского приложения к диплому существенно улучшаются после выхода ФГОС.

А2.4 НОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

В Российской Федерации на государственном уровне определяются требования к реализации всех направлений подготовки и специальностей, устанавливаемые Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС). В связи с развитием в России Болонского процесса и уточнением ряда положений существующих ФГОС ВПО Минобрнауки разработал новое поколение ФГОС ВО 3+, соответствующее изменениям в системе высшего образования Российской Федерации. Новые стандарты разработаны для всех направлений и специальностей подготовки в вузах РФ.

Ниже рассмотрим основные положения ФГОС ВО 3+ по направлению 27.03.02 «Управление качеством» (Квалификации: Академический бакалавр и Прикладной бакалавр). Настоящий ФГОС ВО устанавливает требования к программам бакалавриата по итогам освоения которых присваивается квалификация «академический бакалавр» и к программам бакалавриата, по итогам освоения которых присваивается квалификация «прикладной бакалавр». Подробно с содержанием ФГОС можно ознакомиться на сайте htpp/edu.ru., поэтому рассмотрим только наиболее важные аспекты.

Высшее образование по программам бакалавриата в рамках данного направления подготовки может быть получено только в образовательных организациях. Получение высшего образования по программам бакалавриата в рамках данного направления подготовки вне образовательной организации не допускается.

Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность с использованием сетевой формы, реализации обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

Срок получения образования по программе бакалавриата по направлению подготовки в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, независимо от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года.

Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.

Область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» включает:

разработку, исследование, внедрение и сопровождение в организациях всех видов деятельности и всех форм собственности систем управления качеством, охватывающих все процессы организации, вовлекающих в деятельность по непрерывному улучшению качества всех ее сотрудников и направленных на достижение долговременного успеха и стабильности функционирования организации.

Область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» включает:

внедрение и сопровождение в организациях всех видов деятельности и всех форм собственности систем управления качеством, охватывающих все процессы организации и направленных на достижение долговременного успеха и стабильности функционирования организации.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»:

производственно-технологическая,

организационно-управленческая,

проектно-конструкторская.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»:

производственно-конструкторская.

При разработке и реализации программ бакалавриата образовательная организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса образовательной организации.

Обучение по программам бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» в образовательных организациях осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах обучения.

Обучение по программам бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в образовательных организациях осуществляется в очной форме обучения.

Обучение в очно-заочной или заочной формах обучения допускается при обеспечении возможности прохождения практик по образовательной программе по месту работы обучающегося.

Срок получения образования по программе бакалавриата, реализуемой в очно-заочной или заочной форме обучения, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год (по усмотрению образовательной организации) по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения.

Срок получения образования по программе бакалавриата при обучении по индивидуальному учебному плану независимо от формы обучения устанавливается образовательной организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения.

Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану независимо от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.

Прежде чем перечислить компетенции, кратко рассмотрим само понятие компетентность.

Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2015 менеджмент качества— это координиро­ванная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству, с целью проявлять на практике свою компетентность.

Компетентный человек — это человек, обладающий достаточными навыками, знаниями и возможностями в определенной области.

Компетенция представляет собой открытую систему процедурных, смысловых и декларативных знаний, включающую взаимодействующие между собой компоненты (связанные с познанием, личностные и социаль­ные), которые актуализируются и обогащаются в деятельности по мере возникновения реальных жизненно важных проблем, с которыми сталкивается носитель компе­тенции.

Компетентность — это ситуативная категория, поскольку выражается в го­товности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональ­ных (проблемных) ситуациях. Компетентность проявляется в личностно-ориентированной деятельности и характеризует способность человека (специалиста) реализовывать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности.

Под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Компетентность, так же как и компетенция, включает в себя познавательный, мотивационно-ценностный и эмо­ционально-волевой компоненты.

Проявление компетентности оценивается на основе сформированной у выпуск­ника ОУ совокупности умений (отражающих эту компетентность) и его поведенче­ских (психологических) реакций, проявляющихся в разнообразных жизненных ситуа­циях.

Компетентность не должна противопоставляться профессиональной квалифи­кации, но и не должна отождествляться с ней. Термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, категории результата образования.

Компетентность специалиста с высшим образованием или профессиональная компетентность — это готовность и способность целесообразно действовать в со­ответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно ре­шать задачи и проблемы, а также оценивать результаты своей деятельности.

Профессиональная компетентность является результатом профессионального образования. В качестве критериев профессиональной компетентности выступают общественная значимость результатов труда специалиста, его авторитет, социально-трудовой статус в конкретной отрасли знаний (деятельности).

Компетенции представляют комбинацию характеристик (относительно знаний и их применения, навыков, обязанностей и позиций и используются для описания уровня или степени, в которых человек может продемонстрировать их). В этом кон­тексте компетенция или набор компетенций означают, что человек может проявить определенные способности или навыки и выполнить задание так, что это позволит оценить уровень достижений. Компетенции могут демонстрироваться и, следователь­но, оцениваться.

Таким образом, компетенции могут использоваться для внутренней и внешней оценки качества высшего образования посредством идентификаторов ключевых ком­петенций: профессиональных, личностных и коммуникативных.

Компетентностный подход предполагает ориентацию на результаты обучения, что означает стремление достичь большей точности в определении того, чем завер­шится образовательный процесс для каждого студента. Подобная постановка вопроса переносит акцент с намерений и задач преподавателя на реальные достижения обу­чающихся. Результатами обучения являются усвоенные знания и освоенные компетенции.

Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-9).

Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

способностью применять знание подходов к управлению качеством (ОПК-1);

способностью применять инструменты управления качеством (ОПК-2);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-3);

способностью использовать основные прикладные программные средства и информационные технологии, применяемые в сфере профессиональной деятельности (ОПК-4).

Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

производственно-технологическая деятельность:

способностью анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа (ПК-1);

способностью применять знание этапов жизненного цикла изделия, продукции или услуги (ПК-2);

способностью применять знание задач своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач (ПК-3);

способностью применять проблемно-ориентированные методы анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества (ПК-4);

умением выявлять и проводить оценку производительных и непроизводительных затрат (ПК-5);

способностью использовать знания о принципах принятия решений в условиях неопределенности, о принципах оптимизации (ПК-6);

организационно-управленческая деятельность:

способностью руководить малым коллективом (ПК-7);

способностью осуществлять мониторинг и владеть методами оценки прогресса в области улучшения качества (ПК-8);

способностью вести необходимую документацию по созданию системы обеспечения качества и контролю ее эффективности (ПК-9);

способностью участвовать в проведении корректирующих и превентивных мероприятий, направленных на улучшение качества (ПК-10);

способностью идти на оправданный риск при принятии решений (ПК-11);

умением консультировать и прививать работникам навыки по аспектам своей профессиональной деятельностью (ПК-12);

проектно-конструкторская деятельность:

способностью корректно формулировать задачи (проблемы) своей деятельности (проекта, исследования), устанавливать их взаимосвязи, строить модели систем задач (проблем), анализировать, диагностировать причины появления проблем (ПК-13);

умением идентифицировать основные процессы и участвовать в разработке их рабочих моделей (ПК-14);

способностью пользоваться системами моделей объектов (процессов) деятельности, выбирать (строить) адекватные объекту модели (ПК-15);

способностью применять знание принципов и методов разработки и правил применения нормативно-технической документации по обеспечению качества процессов, продукции и услуг (ПК-16).

Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» должен обладать профессионально-прикладными компетенциями (ППК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

производственно-конструкторская деятельность:

способностью применять знание этапов жизненного цикла изделия, продукции или услуги (ППК-1);

способностью идентифицировать основные процессы и участвовать в разработке их рабочих моделей (ППК-2);

способностью применять знание задач своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов для решения этих задач (ППК-3);

способностью применять проблемно-ориентированные методы анализа, синтеза и оптимизации процессов обеспечения качества (ППК-4);

способностью применять знание принципов и методов разработки и правил применения нормативно-технической документации по обеспечению качества процессов, продукции и услуг (ППК-5);

способностью вести необходимую документацию по созданию системы обеспечения качества и контролю ее эффективности (ППК-6);

способностью участвовать в проведении корректирующих и превентивных мероприятий, направленных на улучшение качества (ППК-7);

способностью руководить малым коллективом (ППК-8).

умением консультировать и прививать работникам навыки по аспектам своей профессиональной деятельностью (ППК-9).

Структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее – профиль программы).

Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включаетдисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 «Практики», который в полном объеме относится к базовой части программы.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», которыйв полном объеме относится к базовой части программы.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.077 с.