Основной этап логопедической работы на первой ступени обучения — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Основной этап логопедической работы на первой ступени обучения

2017-10-16 265
Основной этап логопедической работы на первой ступени обучения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основное содержание

 

Формирование общих речевых навыков. Обучение детей опти- мальному для речи типу физиологического дыхания. Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) без ре-


 

 

чевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Кораблики», «Бабочка ле- тит» и др.) и с речевым сопровождением на материале гласных звуков и их сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [Х], слогов с этими согласными, слов, в дальнейшем — постепенно распространяющих- ся фраз, произношение которых требует непрерывного, длительного выдо- ха (три слова).

Развитие силы голоса (тихо — громко) и модуляций голоса (высоко

— низко); правильного умеренного темпа речи.

Формирование первичных представлений об интонационной вырази- тельности речи с помощью эмоционального чтения детям потешек, стихов, сказок. Обучение интонационному подражанию голосам животных и птиц. Обучение выразительному рассказыванию потешек, небольших стихотво- рений.

Активизация движений артикуляторного аппарата и мимической му- скулатуры в процессе выполнения игровых упражнений по подражанию (сказка о «Веселом язычке», «Обезьянка» и др.).

Формирование умения передавать акценты ударами в бубен, хлопка- ми в ладоши и выдерживать паузы. Обучение воспроизведению ритмиче- ского рисунка слова с одновременным отстукиванием рукой.

Развитие импрессивной речи. Дальнейшее развитие предметного, предикативного и адъективного словаря. Уточнение значений слов. За- крепление обобщающих понятий («Покажи то, с чем ты будешь играть»,

«Покажи то, чем ты будешь есть», «Покажи то, что ты наденешь на про- гулку»).

Формирование антонимических отношений в процессе различения противоположных по значению глаголов (налей — вылей, застегни — рас- стегни, надень — сними, завязывает — развязывает, закрывает — от- крывает, залезает — слезает), прилагательных (большой — маленький, высокий — низкий, длинный — короткий), наречий (впереди — сзади, внизу

вверху, высоко — низко, далеко — близко, много — мало).

Обучение пониманию косвенных вопросов с использованием вопро- сительных слов: кому, у кого, чем, куда («Покажи, кому мама дает моло- ко», «Покажи, у кого кукла», «Покажи, чем рисует девочка», «Покажи, ку- да спрятался котенок»).

Дифференциация в импрессивной речи форм существительных един- ственного и множественного числа мужского и женского рода с окончани- ем - ы(-и), (-а) в именительном падеже («Покажи, где стол, где столы», «По- кажи, где мяч, где мячи», «Покажи, где шар, где шары», «Покажи, где ку- бик, где кубики», «Покажи, где кукла, где куклы», «Покажи, где чашка, где чашки», «Покажи, где рыба, где рыбы», «Покажи, где дом, где дома», «По- кажи, где глаз, где глаза»).

Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени («Покажи,


 

 

где мальчик спит, где мальчики спят», «Покажи, где девочка поет, где де- вочки поют», «Покажи, где собака сидит, где собаки сидят», «Покажи, где малыш рисует, где малыши рисуют»).

Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего времени мужского и женского рода («Покажи, где Женя спал, где Женя спала»,

«Покажи, где Валя взял чашку, где Валя взяла чашку», «Покажи, где Шура читал, где Шура читала»).

Развитие понимания предложных конструкций с предлогами в, из, на. Формирование понимания предложных конструкций с предлогами под, за, у, с, около, от, из-под, из-за (при демонстрации действий).

Обучение пониманию значения продуктивных уменьшительно- ласкательных суффиксов существительных - ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, -ечк- («Покажи, где мяч, где мячик», «Покажи, где гриб, где грибок», «Покажи, где ягода, где ягодка», «Покажи, где ложка, где ложечка», «Покажи, где коза, где козочка»).

Обучение пониманию вопросов по сюжетной картинке, по прочитан- ной сказке (с использованием иллюстраций).

Обучение пониманию соотношений между членами предложения (Мальчик ловит рыбу удочкой: «Покажи, кто ловит рыбу», «Покажи, кого ловит мальчик», «Покажи, чем мальчик ловит рыбу»).

Формирование предметного, предикативного, адъективного сло- варя экспрессивной речи. Расширение, активизация и уточнение словаря посредством использования в речи:

- слов-действий;

- слов-названий по различным лексическим темам: «Семья», «Иг- рушки», «Овощи», «Фрукты», «Одежда», «Животные», «Посуда», «Ме- бель» и др.;

- слов, обозначающих признаки предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый), величину и ее параметры: (большой, маленький, высокий, низкий, длинный, короткий), вкус (кислый, сладкий, горький, соленый, вкусный);

- личных и притяжательных местоимений (я, ты, вы, он, она, мой, твой, ваш, наш);

- наречий, обозначающих местонахождение (там, вот, туда, здесь), время (сейчас, скоро), количество (много, мало, еще), сравнение (больше, меньше), ощущения (тепло, холодно, горячо, кисло, сладко, горь- ко, вкусно), оценку действий (хорошо, плохо).

Постепенное введение в словарь экспрессивной речи числительных (один, два, три).

Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи. Обучение стандартным и наиболее продуктивным способам словоизменения.


 

 

Обучение употреблению форм единственного и множественного чис- ла существительных мужского и женского рода в именительном падеже с окончаниями – ы (шар — шары), - и (кошка — кошки).

Обучение изменению существительных по падежам:

- винительный падеж существительных единственного числа с окончанием у (Я беру… куклу, зайку, мишку);

- родительный падеж существительных мужского и женского рода единственного числа без предлога и с предлогом у (У кого нет мяча? Мя- ча нет у мальчика. У кого есть усы? Усы есть у кошки.).

- дательный падеж существительных мужского и женского рода единственного числа с окончанием – е (Кому подарили игрушки? Игрушки подарили девочке.).

- творительный падеж существительных мужского рода единствен- ного числа с окончанием - ом (Чем режут хлеб? Хлеб режут ножом.).

Обучение употреблению глаголов в форме повелительного наклоне- ния 2-го лица единственного числа настоящего времени (сиди, лежи, иг- рай, иди), глаголов в форме изъявительного наклонения 3-го лица един- ственного и множественного числа настоящего времени (поет — поют, стоит — стоят, лежит — лежат).

Обучение согласованию прилагательных с существительными муж- ского и женского рода единственного числа в именительном и косвенных падежах по опорным вопросам.

Обучение согласованию местоимений мой, моя с существительными в именительном падеже (мой мишка, моя кукла).

Обучение правильному употреблению форм рода и числа глаголов прошедшего времени (ушел — ушла — ушли).

Обучение образованию существительных с помощью продуктивных уменьшительно-ласкательных суффиксов - ик, -ок, -чик, -к-, -очк-, -ечк-.

Обучение самостоятельному использованию отработанных граммати- ческих форм слова и словообразовательных моделей при демонстрации действий и по сюжетным картинкам.

Формирование синтаксических стереотипов и усвоение синтакси- ческих связей в составе предложения. Обучение детей отвечать на во- просы по картинкам двухсоставным простым предложением, в котором подлежащее выражено формой единственного (множественного) числа существительного в именительном падеже, а сказуемое формой изъяви- тельного наклонения 3-го лица единственного (множественного) числа настоящего времени (Кот спит. Мальчик бежит. Дети поют.)

Обучение употреблению в речи трехсоставного простого предложе- ния с прямым и косвенным дополнением, в котором подлежащее выраже- но формой единственного числа существительного в именительном паде- же, сказуемое — формой повелительного наклонения 2-го лица единствен- ного числа настоящего времени (Мама, дай куклу. Тата, возьми чашку) и


 

 

формой изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа насто- ящего времени (Вова ест кашу. Катя машет рукой).

Формирование умения предлагать сотрудничество или выражать же- лание с помощью трехсоставной простой синтаксической конструкции, включающей обращение и инфинитив (Мама, хочу пить. Катя, давай иг- рать).

Обучение использованию в речи трехсоставной простой синтаксиче- ской конструкции с местоимениями (Я хочу есть. Он идет гулять).

Закрепление синтаксических связей в составе простого предложения с помощью ответов на вопросы (по сюжетной картинке, по содержанию не- больших сказок, стихотворений с опорой на картинки, в процессе диалога). Формирование связной речи. Создание ситуаций, требующих от де-

тей использования связной речи в общении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности).

Обучение первым формам связного высказывания: ответы на вопросы при демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке; заучи- вание двустиший и простых потешек, коротких стихотворений и сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание).

Коррекция нарушений фонетической стороны речи. Развитие эле- ментарных произносительных навыков в работе над гласными [А], [У], [И], [О], [Э] и согласными [П], [Б], [М], [Т], [Д], [Н], [К], [Г], [Х], [Ф], [В]

звуками (без их дифференциации на мягкие и твердые, глухие и звонкие).

Закрепление произносительных навыков (в пределах доступного сло- варя).

Обучение детей узнавать и воспроизводить гласные на основе воспри- ятия их беззвучной артикуляции. Развитие фонематического восприятия. Формирование умения различать контрастные гласные ([И — У], [И — О], [А — У], [Э — У]) и близкие по артикуляции согласные звуки в открытых слогах (по участию мягкого неба [М — Б], [Н — Д]; по месту образования [П — Т], [Т — К], [М — Н]).

Формирование у детей звукослоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и ритмического рисунка в двухсложных словах, состоящих сначала из открытых, затем из открытых и закрытых слогов в следующей последовательности: с ударением на гласные звуки: [А] (мама, зайчик, банка, мука, река, мак), [У] (муха, кукла, утка, иду, ве- ду, суп), [И] (киса, Нина, нитка, пилка, сиди, кит), [О] (осы, косы, котик, ослик, зонтик, лимон, дом), [Ы] (мыло, мыши, мышка, кусты, сын).

Обучение восприятию и воспроизведению ритмов простых усвоенных слов (одновременное проговаривание и отхлопывание).

Обучение воспроизведению звукослоговой структуры глаголов в форме изъявительного наклонения 3-го лица единственного числа настоя- щего времени при произнесении пар глаголов (первым членом предъявля-


 

 

емой пары является глагол в форме повелительного наклонения 2-го лица единственного числа: спи — спит, лежи — лежит, лети — летит, сиди — сидит и т. д.).

Обучение произнесению слогов в чистоговорках с одновременным отхлопыванием и договариванием слов (ка-ка — белая мука; бы-бы — вы- сокие дубы; ха-ха-ха — купили петуха; га-га-га — нет сапога). Обучение воспроизведению слоговой структуры трехсложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов с одновременным отхлопыванием (ку¢рица, маши¢на, сапоги¢, та¢почки, капу¢ста, кирпичи¢).

Развитие у детей творческой инициативы интонационного «окраши- вания» речи (произвольной выразительности, модуляций голоса) посред- ством специальных игр, хороводов, доступных для ребенка небольших стихотворных диалогов.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«Социально-коммуникативное развитие»

 

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на первой ступени направлено на формирование у детей навы- ков игровой деятельности, приобщение их к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в том числе моральным, обогащение первичных представлений о гендерной и семейной принадлежности.

Совместная образовательная деятельность педагогов с детьми с ТНР на первой ступени образования предполагает следующие направления ра- боты:

- формирование представлений детей о разнообразии окружающего их мира людей и рукотворных материалов;

- воспитание правильного отношения к людям, вещам и т. д.;

- обучение способам поведения в обществе, отражающим желания, возможности и предпочтения детей («хочу — не хочу», «могу — не могу»,

«нравится — не нравится»).

На основе формирования представлений о себе и окружающем мире активизируется речевая деятельность детей, накопление ими словарного запаса.

Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание об- разовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на первой ступени обучения по следующим разделам:

1. Игра

2. Представления о мире людей и рукотворных материалах

3. Безопасное поведение в быту, социуме, природе

4. Труд

Образовательную деятельность в рамках указанной образовательной


 

 

области проводят воспитатели, согласуя ее содержание с тематикой рабо- ты, проводимой логопедом. Активными участниками образовательного процесса в области «Социально-коммуникативное развитие» должны стать родители детей, а также все остальные специалисты, работающие с детьми данной категории.

 

Игра

 

Игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста, в том числе и детей с ТНР, значима для целостного развития ребенка и является основополагающей в осуществлении совместной со взрослыми и самосто- ятельной деятельности детей в рамках образовательной области «Социаль- но-коммуникативное развитие». Активное включение в образовательный процесс разнообразных игр с дошкольниками с ТНР на протяжении их пребывания в дошкольной организации стимулирует, прежде всего, рече- вую активность детей.

Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», направленно на овладение детьми навыками игровой деятель- ности и тесно связано с содержанием всех образовательных областей на всех ступенях образования детей дошкольного возраста.

Обучение игре дошкольников с ТНР в рамках образовательной обла- сти «Социально-коммуникативное развитие» на первой ступени проводит- ся в форме развивающих образовательных ситуаций, в которых количество детей может составлять от двух до семи человек. Оно зависит от особенно- стей речевого и личностного развития детей и наиболее успешно осу- ществляется в совместной деятельности взрослого и детей в условиях предметно-игровой среды, стимулирующей желание детей играть, побуж- дающей их к самостоятельному, творческому взаимодействию с игрушка- ми, предметным миром, друг с другом на основе неречевых и речевых средств взаимодействия. На этом этапе важную роль играет обучение де- тей младшего дошкольного возраста с первым уровнем речевого развития использованию не только реальных игровых предметов, но и предметов- заместитетелей, стимулирование детей к речевой активности на основе вербальных и невербальных средств общения.

Игра как основная часть образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» интегрируется со всеми образовательными областями. Элементы игры включаются в структуру групповых и индиви- дуальных логопедических занятий, совместной образовательной деятель- ности взрослых и детей в процессе овладения образовательными областя- ми «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие». Игра — ведущий вид дет- ской деятельности, в том числе и ходе логопедической работы, организу-


 

 

емой взрослыми совместной с детьми образовательной деятельности и их общения друг с другом.

Игры являются основой развития у детей с ТНР самостоятельной ху- дожественной, двигательной, культурно-досуговой, музыкальной деятель- ности. Поэтому данное направление работы в образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие», а также в других образователь- ных областях, представлено более подробно по сравнению с другими.

Игры с правилами (дидактические и подвижные) позволяют на наглядно-практическом уровне расширить представления ребенка об окружающем мире, используя экспериментальные действия детей, позна- комить их с качествами предметов и обогатить их сенсорно-перцептивный опыт.

На первой ступени обучения предпочтение отдается дидактическим играм: с природными материалами (с песком, с водой), с дидактическими игрушками. На этой ступени обучения дети с ТНР начинают осваивать простейшие настольно-печатные игры, включенные в различные разделы

«Программы».

Особое внимание в этот период уделяется играм с природными ма- териалами, в ходе которых у детей в естественной ситуации закрепляются правильные словообразовательные модели и словоформы, их словарный запас пополняется за счет использования существительных, глаголов, наречий, прилагательных, предлогов и т. д.

В играх с водой и песком используются как природные, так и руко- творные материалы. В них формируется навык речевого и неречевого об- щения детей. Эмоционально реагируя на температуру воды (холодная, теплая, горячая), на действия с водой (брызгаться, поливать, вытираться, мыть, умываться), ребенок гораздо быстрее усваивает различные речевые конструкции.

Обращаем особое внимание на то, что игры с водой и песком — это специфические игры, которые требуют не только специально оборудован- ного места для их проведения, но и подготовки природных материалов (песка и воды). Стол-ванна может быть установлен рядом с зеркальным панно (или с кафельной стеной), на которое можно «приклеивать» намо- ченные в воде фигурки из мягкого полимерного материала. Они также лег- ко крепятся к крышке стола-ванны, которая устанавливается в вертикаль- ном относительно стола положении (угол наклона 10–15º) и опирается на стену или какое-либо устойчивое приспособление.

Игры с водой, песком, другими сыпучими природными материалами, бытовыми и бросовыми материалами предполагают выполнение различ- ных игровых действий в зависимости от возраста и особенностей развития детей: совместные действия детей и взрослых; действия по подражанию и образцу, предложенному взрослым; самостоятельные действия, которые отражают собственный замысел детей.


 

 

Игры с природным материалом проводят воспитатели в ходе непо- средственно образовательной деятельности — в совместной деятельности взрослого и детей. Кроме того, играм с песком и водой отводится значи- тельное место в работе педагога-психолога в ходе психокоррекционной работы (аквапескотерапия).

Игры с дидактическими игрушками (сборно-разборными, образны- ми и др.) и настольно-печатные игры организуются в ходе работы с детьми по всем направлениям, указанным в программе. Они имеют большое зна- чение в развитии взаимодействия взрослых и детей и направлены на реше- ние общеразвивающих и специфических логопедических задач обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.

Для целостного развития детей с ТНР на данной ступени обучения ре- комендуются предметные и ролевые игры, которые проводит воспита- тель, объединяя детей в группы по уровню речевого развития, а в ряде случаев и по игровым интересам. При этом учитываются особенности вза- имоотношений между детьми и задачи нравственного воспитания. Прове- дение предметных и ролевых игр связано с рядом условий, к которым от- носятся наличие впечатлений от познания окружающего мира, степень овладения детьми игровыми действиями, наличие игрушек, частота и ха- рактер общения детей со взрослыми. Предметные игры подготавливают детей к освоению сюжетно-ролевой игры, зачатки которой формируются уже на этой ступени обучения.

В групповой комнате отводится место для ролевых игр. Здесь может быть представлен стационарный кукольный уголок, который оформляется в виде мини-квартиры со всеми необходимыми атрибутами. Содержание кукольного уголка меняется по мере того, как дети осваивают различные игровые действия с куклами или в зависимости от ситуаций, которые про- игрываются в сюжетно-ролевой игре.

Тематика предметных и ролевых игр отражает знакомые дошкольни- кам простые жизненные ситуации и направлена на обучение детей выпол- нению нескольких взаимосвязанных действий, взаимодействию в сюжетах двух действующих лиц (мама и дочка, водитель и пассажир и т. д.). Обору- дование для игры, которая проигрывается детьми в данный момент, явля- ется обязательным компонентом предметно-развивающей среды. Игра остается развернутой весь период, необходимый для решения педагогиче- ских задач. Обычно это один-два месяца. По мере освоения детьми другой ролевой игры, предыдущая сворачивается, но все еще остается в поле по- стоянного внимания детей. Оборудование для ролевых игр, в которые дети уже играли, располагается в доступном для них месте на специальных стеллажах в специальных ящиках, коробках с характерными символиче- скими изображениями либо в специальных прозрачных саше.

Театрализованные игры, которые предлагаются детям с ТНР на пер- вой ступени обучения, представляют собой простейшие варианты режис-


 

 

серских игр и игр-драматизаций. При этом текст читает педагог, а дети выполняют лишь определенные действия, обусловленные сюжетом. На этой ступени развития дети с ТНР еще не могут обыгрывать сюжет, оре- чевляя свои действия, но с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных. При этом важно научить их некоторым игровым действиям по образцу, который показывает педагог.

Интерес к театрализованным играм возникает в процессе просмотра детьми театрализованных представлений с использованием театральной ширмы, фланелеграфа, ковролинографа, настольного театра, театра кукол бибабо и т. д. Взрослые демонстрируют детям разные виды режиссерских спектаклей, привлекая дошкольников к активному участию в них. Они стимулирует речевую активность каждого ребенка в виде дополнений от- дельных фраз в диалогах героев, придумывая зачин и концовку сказки.

Содержанием театрализованной деятельности на данной ступени яв- ляются песенки и потешки, кумулятивные и авторские сказки, сказки- импровизации, сюжеты которых отражают простейшие ситуации и при- годны для использования в играх с образными игрушками и в играх- драматизациях.

В логопедической работе учитель-логопед также активно использует элементы творческих игр и игр с правилами, представленным в образова- тельной области «Социально-коммуникативное развитие. При этом он учитывает особенности развития игровой деятельности каждого ребенка:

- сформированность игровых действий;

- умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в игре, используя различные средства коммуникации.

В ходе решения задач образовательной области «Социально- коммуникативное развитие» на первой ступени обучения дошкольников с ТНР огромное значение имеет преодоление у детей речевого и неречевого негативизма. Для этого все специалисты стремятся придать отношениям детей к окружающим взрослым и детям положительную направленность. Особое внимание обращается на воспитание у детей стремления к положи- тельным поступкам и речевому и неречевому взаимодействию. У детей формируются представления о взрослых и детях, об особенностях их внешнего вида, о ярко выраженных эмоциональных состояниях, о делах и поступках людей, о семье и родственных отношениях.

Обращаем внимание на то, что данный раздел «Программы» инте- грируется с логопедической работой, со всеми образовательными областя- ми, особенно с такими, как «Речевое развитие», «Познавательное разви- тие» и др. В каждой образовательной области на соответствующем содер- жании происходит обогащение опыта общения и взаимодействия детей с ТНР со взрослыми и сверстниками, у детей развивается эмпатия, форми- руются социальные представления.


 

 

Важно, чтобы дети с тяжелыми нарушениями речи в процессе кор- рекционно-развивающей работы в рамках образовательной области «Со- циально-коммуникативное развитие» в той ими иной мере осознали свои возможности, стремились к общению со сверстниками и взрослыми, ис- пользуя для этого доступные им вербальные и невербальные средства коммуникации. Содержание образовательного процесса должно способ- ствовать развитию их социально-эмоциональной сферы и обогащению личного опыта, должно быть направлено на формирование самостоятель- ности детей.

 

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ

 

Педагогические ориентиры:

 

– развивать стремление детей играть вместе со взрослыми и с дру- гими детьми, объединяться в группы по два-три человека на основе лич- ных симпатий;

– знакомить детей с адекватным использованием игрушек, в соот- ветствии с их функциональным назначением;

– воспитывать умение соблюдать в игре элементарные правила по- ведения и взаимодействия на основе игрового сюжета;

– формировать у детей потребность в общении, учить их использо- вать речевые и неречевые средства общения;

– поощрять желания детей самостоятельно играть в знакомые игры;

– обучать детей элементарным операциям внутреннего программи- рования с опорой на реальные действия на вербальном и невербальном уровнях: показ и называние картинок, изображающих игровые ситуации; разыгрывание ситуаций, в которых необходимо использовать звукоподра- жание, элементарное интонирование речевых и неречевых звуков (смеха или плача ребенка, кипения чайника, льющейся воды, движения или сиг- нала автомобиля, звука, сопровождающего зеленый сигнал светофора), произнесение отдельных реплик по ситуации игр с образными игрушками;

– расширять круг действий детей с куклой и другими образными иг- рушками на основе бытовых и игровых ситуаций, придуманных детьми вместе со взрослыми;

– стимулировать желание детей отражать в играх свой жизненный опыт, включаться в различные игры и игровые ситуации по просьбе взрос- лого, других детей или самостоятельно;

– расширять возможности детей использовать приобретенные игро- вые умения в новой игре.

 

Основное содержание


 

 

Игры с сюжетными игрушками, игры-имитации (передача в движении образов кукол, животных, птиц).

Игры с полифункциональным игровым оборудованием, мягкой мо- дульной детской мебелью (создание построек в игре, пространственное расположение мягкой детской мебели для игры: строим стол, диван, стул, кроватку; располагаемся на диване, стульях, за столом для игр с куклами, мягкими образными игрушками и т. п.) (интеграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Конструирование»).

Обучающие игры с реальными предметами, с предметами- заместителями с последующей ориентацией детей на самостоятельное их использование в сюжетных играх. Проигрывание в совместных играх со взрослыми простых сюжетов: цепочек связанных по смыслу игровых дей- ствий с образными игрушками и атрибутами для игры (кукольная одежда, игрушечная посуда, детские технические приборы: пылесос, микроволно- вая печь, детский телефон и др.). Включение детей в несложный ролевый диалог, называние себя в игровой роли в играх «Дочки-матери», «Семья»,

«Автобус», «Магазин», «Доктор», «Улица» и др. (интеграция с образова- тельной областью «Познавательное развитие», «Речевое развитие»).

Самостоятельные игры детей с сюжетом из нескольких действий, в которых необходимо использовать детали костюмов для проигрывания той или иной роли: «Я — водитель», «Я — пожарный», «Я — врач» и т. д. Разыгрывание ситуаций, в которых дети вынуждены отвечать на вопросы:

«Кто это?», «Ты хочешь перейти улицу?», «Это красный свет?», «Что это?» (интеграция с логопедической работой и образовательной областью

«Речевое развитие»).

Создание игровой предметной среды, стимулирующей детей допол- нять игровую обстановку, а также самостоятельно разворачивать игру в игровом уголке или используя соответствующее игровое оборудование. Постройка вместе со взрослыми из разного игрового и бытового оборудо- вания (модули, крупный строитель, стульчики, сервировочные столики и т. п.) автобуса, пожарной машины, корабля, поезда (интеграция с образова- тельной областью «Познавательное развитие» — раздел «Конструирова- ние»). Игры с ними.

Создание игровых ситуаций, позволяющих детям с помощью вер- бальных и невербальных средств общения выражать радость от достиже- ния своих целей, вступать в общение со сверстниками: парное, в малых группах (интеграция с логопедической работой и образовательной обла- стью «Речевое развитие»).

 

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ

 

Педагогические ориентиры:


 

 

– учить детей имитировать движения, голоса персонажей, «преоб- ражаться» в процессе отобразительных игр;

– обучать детей использованию реальных предметов, игрушек, ис- ходя из игровой ситуации;

– формировать игровые действия детей с изображениями предметов и предметами-заместителями, имеющими внешнее сходство с реальными предметами, но отличающимися от них;

– обучать детей многообразному использованию в театрализован- ных играх предметов, деталей костюмов;

– стимулировать желание детей самостоятельно (зрительно, так- тильно, на слух) выбирать для театрализованных игр игрушку (куклу бибабо, персонаж пальчикового театра, объемные игрушки и их плоскост- ные модели) в соответствии с текстом произведения (мяч, кубик, крылья для бабочки, крылья для жука, шапочку для курочки или цыпленка), ори- ентируясь на ее размер (большой — маленький, высокий — низкий, длин- ный — короткий) и цвет (красный, желтый, синий, зеленый, белый, чер- ный);

– развивать выразительность имитационных движений детей, со- вершенствовать движения их рук в играх с куклами бибабо и персонажами пальчикового театра;

– поддерживать интерес детей к активному участию в театрализо- ванных играх.

 

Основное содержание

 

Игры-имитации отдельных действий человека, животных и птиц, де- монстрация основных эмоций человека.

Игры-имитации образов хорошо знакомых сказочных персонажей (косолапый мишка идет к теремку, дедушка пытается вытянуть репку и др.) (интеграция с логопедической работой и образовательной областью

«Речевое развитие»).

Бессловесные игры-импровизации с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые рассказывает воспитатель («Заинька, попля- ши...»).

Игры-импровизации пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает педагог (интеграция с логопедической работой и образовательной областью «Речевое развитие»).

Инсценировка фрагментов сказок, стихотворений вместе со взрослым. Игровые импровизации под музыку, литературный текст с использо- ванием различных кукол, игрушек, бытовых предметов и орудий (напри- мер, деревянных ложек, больших бельевых прищепок и др.), ширмы (ин- теграция с логопедической работой и образовательными областями «Ре-

чевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).


 

 

Простые постройки из строительных материалов, полифункциональ- ных модульных наборов и использование их в театрализованной игре (ин- теграция с образовательной областью «Познавательное развитие» — раздел «Конструирование»).

Театрализованные игры, в которых в качестве сцены и зрительного зала используется пространство комнаты. Обучение детей распределяться в трехмерном пространстве, не мешая друг другу при выполнении игровых ролей (интеграция с образовательной областью «Физическое развитие»— раздел «Физическая культура»).

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.127 с.