Органы, осуществляющие защиту несовершеннолетних — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Органы, осуществляющие защиту несовершеннолетних

2017-10-16 3518
Органы, осуществляющие защиту несовершеннолетних 4.80 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

 

Как уже было сказано ранее, несовершеннолетние дети, являются самым уязвимым слоем населения. И в связи с этим, всё чаще, правительство стало выдвигать новые законопроекты, которые касаются дополнительной защиты детей.

Функции защиты прав и интересов несовершеннолетних, исполняются не только одним, уполномоченным на это органом, а сразу целой системой государственных органов. В ст. 8 Семейного кодекса Российской Федерации, указано, что в основном защита прав ребенка в административном порядке осуществляется правоохранительными органами и органами опеки и попечительства.

Правоохранительными органами в области защиты несовершеннолетних, выступают органы прокуратуры и органы внутренних дел[30].

А также, индивидуальные особенности и обязанности исполнения своих полномочий имеет каждый из субъектов[31].

Способы, используемые прокурором, при защите прав детей:

1. Предъявление иска о лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, об отмене усыновления ребенка непосредственно указанное в статьях 70, 73,142 Семейного кодекса;

2. Предъявление в суд или орган опеки и попечительства заявления с требованием о восстановлении либо признании нарушенного или оспоренного права ребенка, в следствие, указанное в ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ»;

3. Непосредственно участвуя в рассмотрении судом дел о защите прав ребенка, в соответствии со ст. 35 Закона «О прокуратуре РФ» и ст. 72, 73, 125, 140 Семейным кодексом РФ;

4. Внесение предостережения о недопустимости нарушения прав ребенка в дальнейшем и представления об устранении нарушений закона, также указанное в ст. 24, ст. 25 Закона «О прокуратуре РФ»;

5. Опротестование актов других административных органов, имеющих прямое отношение к защите прав детей, прямо указанное в ст. 23 Закона «О прокуратуре РФ»[32].

Министерство внутренних дел занимает не последнее место в защите несовершеннолетних, а именно принимает участие в реализации мероприятия принудительного характера, которое направленно на изъятие детей, права и интересы которых, были нарушены. [33] Так, они непосредственно отбирают детей у семей, являющихся неблагополучными, и не поддерживающих для ребёнка всех тех условий, которые ему необходимы для существования, на основании ст. 79 Семейного кодекса.

Также, органы внутренних дел, непосредственно участвуют в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей, проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка, с родителями, не исполняющими или ненадлежаще исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье, в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.[34]

Наряду с этим, в систему государственных органов входит, и Комиссия по делам несовершеннолетних[35].

А уже, в саму систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, непосредственно входят: областная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, городская, районные и территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав[36].

В соответствии со ст. 11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:

1. Осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних;

2. Организацию контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также за обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3. Осуществление мер, предусмотренных действующим законодательством, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4. Подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также иным вопросам, предусмотренным действующим законодательством;

5. Рассмотрение представлений органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения, изменении формы получения несовершеннолетними образования и по другим вопросам их обучения в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

6. Оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений, содействие в определении форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи, а также осуществление иных функций по социальной реабилитации несовершеннолетних, предусмотренных действующим законодательством;

7. Применение мер воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или законных представителей в случаях и порядке, предусмотренном действующим законодательством;

8. Прием несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, обратившихся с заявлениями или жалобами, и принятие по ним решений в пределах своей компетенции;

9. Предоставление согласия на расторжение трудового договора с несовершеннолетним по инициативе работодателя, за исключением случая ликвидации организации;

10. Осуществляют иные функции в соответствии с действующим законодательством[37].

В органы местного самоуправления, занимающимися проблемами несовершеннолетних, входят органы опеки и попечительства[38]. К тому же, организовываемыми органами местного самоуправления специализированными отделами по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних могут осуществляться функции по опеке и попечительству[39].

Организация работы органов местного самоуправления по осуществлению переданных в их ведение полномочий по опеке и попечительству определяется уставами муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством.

Согласно ст. 121 Семейного кодекса, органы опеки и попечительства:

1. Ведут учет детей, оставшихся без попечения родителей;

2. Обеспечивают устройство детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, попечительство, устройство в приемную семью, областное или муниципальное детское учреждение), защищают права и интересы этих детей в соответствующих органах;

3. Беспрепятственно посещают семьи, пребывание детей в которых представляет угрозу их жизни и здоровью;

4. Производят обследование условий жизни детей, родителей, а также лиц, претендующих на воспитание ребенка;

5. Разрешают разногласия, связанные с воспитанием детей, дают заключения по спорам о детях между родителями, между родителями и другими лицами;

6. Запрашивают от государственных органов и граждан необходимые документы и материалы для защиты личных и имущественных прав несовершеннолетних;

7. Направляют материалы о привлечении к ответственности родителей или законных представителей в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав;

8. Оказывают информационную, консультативно-психологическую, педагогическую, юридическую и иную помощь по вопросам защиты прав и интересов детей;

9. Осуществляют контроль за условиями воспитания и содержания детей в учреждениях воспитания вне зависимости от их ведомственной принадлежности, в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей;

10. Дают предварительное разрешение родителям, усыновителям, опекунам (попечителям) для заключения сделок, подлежащих регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

11. Дают в установленном порядке согласие на отчуждение (обмен, залог, завещание, дарение и др.) Жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние;

12. Дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до получения ими основного общего образования, а также на исключение таких лиц из любого образовательного учреждения;

13. Осуществляют иные не противоречащие действующему законодательству полномочия[40].

То, что на органы опеки и попечительства возлагается наибольшее сосредоточение в защите прав несовершеннолетнего объясняется тем, что они могут взаимодействовать с прокуратурой, ОВД, Комиссиями по делам несовершеннолетних и другими государственными и общественными организациями.

На сегодняшний день в органах опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних на себя берет специалист по охране детства. В результате, получается выполнять лишь самую срочную работу, обычно связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовкой заключений, по запросу суда и т.д. Таким образом, у органов опеки и попечительства не хватает времени и сил защищать права детей соответствующим образом, в связи с чем предлагается провести реформу этих органов. Наряду с этим, можно сказать, что защита несовершеннолетних не производится так оперативно, как хотелось бы. Из-за затрудненных процедур, множественного сбора и сдачи документов, перенаправления из одного отдела в другой решение тех самых проблем, связанных с защитой несовершеннолетних затягивается и может в конечном итоге принять негативные стороны, как для ребенка, так и для органа, непосредственно исполняющего данные полномочия.

Также, как органы защиты прав детей, выступают областная и муниципальные службы такие как Комиссии по вопросам семьи и детства, которые формируются и действуют в составе соответствующих органов социальной защиты населения.

Они непосредственно взаимодействуют с отделами опеки и попечительства, а также Администрациями районов и города, для более оперативной розыскной работы среди неблагополучных семей в которых необходимо либо наставить родителей на более пристальное внимание и надлежащую заботу к своим детям, либо, когда это уже может не помочь, при содействии органов, отобрание ребенка из такой семьи.

В их составе могут состоять, как работники образования, социальные работники, детские психологи, работники внутренних органов и многие другие, кто непосредственно может оказать воздействие на неблагополучные семьи.

Защита прав и охраняемых законом интересов ребенка осуществляется судами в соответствии с действующим законодательством.

Суд при рассмотрении споров, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов ребенка, в случаях, когда это не противоречит интересам самого ребенка, учитывает мнение достигшего десятилетнего возраста ребенка.

Следовательно, в судебном порядке, защита прав ребенка касается случаев нарушения его прав в семье, а также если возникает спор о воспитании ребенка.

При рассмотрении данного перечня государственных органов, защищающих права детей вряд ли можно сказать, что он исчерпывающий, так как в местностях, участие в защите прав детей могут принимать и другие органы, число которых постоянно растет.

Также, в ст. 56 Семейного кодекса закреплен один, из прежде не пользующихся известностью, способов защиты прав ребенка - самостоятельная защита своих прав при их нарушении либо несоблюдении родителями или лицами их заменяющими. В такой ситуации, несовершеннолетний до 14 лет в праве обратиться в орган опеки и попечительства, а по достижению 14 лет – в суд. Тем не менее, в действительности, положений для исполнения этого права до сих пор не имеется, так как пока что, положение несовершеннолетнего не определяется действующим гражданско-процессуальным законодательством, как участника гражданского процесса, лишившегося родительского попечения.

К тому же, несмотря на кажущуюся простоту процедуры подачи жалоб в орган опеки и попечительства, в прокуратуру или в те или иные органы, которые занимаются защитой прав детей, дети зачастую не могут ею воспользоваться, в некоторой степени потому, что не знают своих прав, и не имеют непосредственного доступа к независимым источникам правовой помощи. Вдобавок, если учитывать, что источником насилия часто является работник детского дома, или иное должностное лицо, несовершеннолетние и не надеются добиться справедливости.

Так, не применяющееся, но при этом имеющееся в законодательстве право ребенка на самозащиту означает что, но практике существуют обязанности органов направленных на защиту прав ребенка, принимать по его жалобе надлежащие меры.

Вместе с защитой прав ребенка на национальном уровне возможна его защита с помощью международных механизмов защиты, основанных на международных нормативных актах, являющихся, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации частью правовой системы страны, и имеющей преюдициальное значение[41].

На сегодняшний день Россия обязана периодически представлять в Комитет по правам ребенка ООН государственные Доклады о положении с правами ребенка в Российской Федерации. По итогам рассмотрения представленного государством Доклада, альтернативных докладов неправительственных организаций и ответов государства на дополнительно поставленные вопросы, Комитет выносит рекомендации по усовершенствованию ситуации с правами ребенка в России и особой защите отдельных категорий детей.

Обращение в Европейский Суд по правам человека – ещё один способ международно-правовой судебной защиты прав ребенка. При установлении данным судом нарушения права заявителя, ему выплачивается денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком. Как правило родители представляют интересы детей перед Европейским судом, но если это неосуществимо, то ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством.

Наряду с этим, в прецедентах Европейского Суда отдельно говорится, что несовершеннолетние могут самостоятельно или через представителей инициировать подачу жалобы.

В настоящий момент функционирует система договорных органов, учрежденных международными конвенциями, конкретными договорами по правам человека для обеспечения выполнения как раз таки этих положений, состоящая из комитетов, которые анализируют претензии граждан, в которых государство является виновником нарушения их прав, как участник соответственных международно-правовых документов. Так комитет ООН по правам ребенка, утвержденный в 1989 г. Конвенцией о правах ребенка, непосредственно занимается защитой прав ребенка, а остальные пять комитетов могут осуществлять защиту прав косвенно – посредством рассмотрения докладов в пределах своих мандатов[42].

На сегодняшний день Европейский Суд по правам человека - это единый орган, действующий на постоянной основе.

Исходя из вышесказанного, хочется отметить, что в целом в России в отношении несовершеннолетних имеется необходимый фундамент для действенной защиты их прав и интересов. Реализация политики в области защиты несовершеннолетних, в основном соответствует Конвенции о правах ребенка. Вместе с тем, нужно обозначить, что используются не все возможности для улучшения российского законодательства, для его приведения в полное соответствие с требованиями международных норм и правил.

Защита прав детей как самой незащищенной категории населения – это задача всего общества. Она затрагивает все политические структуры, каждый государственный орган и общественную организацию, каждого гражданина. Каждый индивид общества должен осознавать, что обладание правами предусматривает и осуществление обязанностей. Существует достаточно много процедур и механизмов, на государственном уровне, которые прямо или косвенно касаются защиты прав ребёнка.

Но несмотря на довольно таки значительное количество подобных органов, именно их массовость создает определенные трудности для эффективной охраны прав детей. Так, часто эти органы повторяют друг друга в одних вопросах и не могут разрешить ситуацию в других. Чтобы избежать такого, необходимо законодательно закрепить механизм распределения обязанностей между органами и организациями, занимающимися защитой прав детей.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.031 с.