Проблемы и пути решения осуществления защиты органами по делам несовершеннолетних — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Проблемы и пути решения осуществления защиты органами по делам несовершеннолетних

2017-10-16 2536
Проблемы и пути решения осуществления защиты органами по делам несовершеннолетних 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

 

Проблема защиты прав несовершеннолетних неизменно пребывает в болезненном состоянии и относится к числу актуальных проблем в России, вызванных очевидным неблагополучием положения детей как в обществе, так и в семье. И нелегко определить причину подобного неблагополучия и первостепенного виновника – государство или семья. Бесспорно, виновниками являются и те, и другие. К тому же разумеется, что декларируемый интерес государства к детям взаимосвязан с очевидным фактом утраты семьей своего авторитета, обесценивание семейных устоев, когда традиционные защитные функции семьи исчезают из обихода или превращаются в серьезную угрозу для личности ребенка. В итоге, можно утверждать, что имеются все основания для детей находится в определенной опасности.

На современном этапе развития России, присутствует множество причин кризиса семьи и детства, и стержневой из них является отсутствие целостной системы защиты прав детей.

В Конвенции о правах ребенка содержатся статьи, которые учитывают большинство ситуаций, связанных с жизнью и положением ребенка в обществе. Устанавливая права несовершеннолетних, которые отображают все взаимодействие и взаимосвязь гражданских, политических, экономических и культурных прав человека, Конвенция определила и правовые нормы ответственности государства. Россия, со дня подписания Конвенции о правах ребенка, взяла на себя обязательство привести в соответствие с ней национальное законодательство.

Определяются основные направления государственной политики в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних:

· охрана здоровья и содействие здоровому образу жизни детей;

· обеспечение качественного образования и воспитания детей;

· улучшение экономических условий жизнедеятельности детей;

· повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах.

Государство, с момента принятия на себя обязательств, гарантирует ребенку право на достойную жизнь и свободное развитие, что вытекает из Конвенции о правах ребенка, иных международных актов в области социального обеспечения и ст. 7 Конституции РФ[43]. Настоящий принцип на сегодняшний день не достаточно реализован, но при этом основа для реализации такого принципа уже заложена.

Существует большое количество государственных гарантий, которые в настоящее время есть и функционируют на федеральном уровне, ложится на плечи субъектов Российской Федерации, и каждый субъект уже сам определяет, что он может дать той или иной категории детей, исходя из своих финансовых возможностей.

Также, не менее важная проблема сегодняшнего дня в отношении Жилищного законодательства, в области несовершеннолетних – это обеспечение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жильем.

Немаловажно то, что по новому порядку, право на получение жилого помещения сохраняется до фактического обеспечения детей-сирот такими помещениями, даже по достижении 23-летнего возраста. Прежде, при наступлении такого возраста это право утрачивалось. Тем не менее встать в очередь нужно именно до 23 лет. Если не предпринимать никаких действий и не подавать документы до этого возраста – сирота лишается права на получение жилья.

Для ее разрешения необходимо применение в комплексе различных мер ограничений, воспитательно-профилактического, экономического характера. Следует признать, что даже за 2-3 года разрешить эту проблему невозможно. Для того, чтобы обеспечить жильем детей-сирот, необходимо ежегодно финансировать предоставление жилья таким образом, чтобы количество приобретаемых и построенных квартир хотя бы незначительно превышало количество тех лиц, которые приобрели это право в соответствующим текущем году. Вряд ли это возможно в рамках бюджета. К сожалению, иной подход к решению этого вопроса не разрешит окончательно проблему.

Вдобавок к перечисленным проблемам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, определяемое в фиксированном размере, составляет меньший объем, чем уровень прожиточного минимума для данной социально-демографической группы. Также, на федеральном уровне упразднена такая существенная правовая гарантия охраны детства, как «установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей», что противоречит принципам единства законности и равенства всех детей перед законом, создает предпосылки дискриминации детей, проживающих в разных регионах России. В целях соблюдения права ребенка на проживание и воспитание в семье, прямо указанное в ст. 54 Конституции, соответствующим государственным органам и учреждениям необходимо более тщательно подходить к анализу семейных проблем и, по возможности, более эффективно осуществлять социальное сопровождение неблагополучной семьи без изъятия из нее ребенка[44].

Существующая в государстве система защиты прав ребенка в семье работает, как правило, по наступившим последствиям таким как: сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания. В связи с возникновением этих проблем появляется, и проблема раннего ухода из жизни несовершеннолетних, или попросту говоря – суицид.

В настоящий момент эта проблема крайне обострилась. Появляются так называемые «группы смерти», из-за которых смерти детей происходят довольно часто. Конечно, эта проблема существовала и до появления такого агрессора, но она приняла более масштабный характер. Фактором может служить не только недовольство жизнью, но и многие другие причины, которые также вытекают из ранее озвученных проблем:

1. Неблагополучные семьи.

2. Школьные проблемы играют важную роль в дезадаптации.

4. Интимные проблемы, дополненные другими факторами, могут стать причиной дезадаптивного поведения, ведущего к суициду.

5. Депрессия, является одним из наиболее часто встречающих факторов, способствующих покушению на самоубийство.

6. Зависимость.

7. Причиной самоубийства может стать и стресс.

8. Для подростков, совершающих самоубийства, характерна незрелость личности и слабый контроль эмоциональных состояний.

9. Самоубийства подростков часто связаны с проблемами межличностных отношений[45].

Так, влияние одного или нескольких вышеперечисленных факторов, является непосредственно причиной лишения несовершеннолетними себя жизни. На законодательном уровне в России смертность детей и её предотвращение не столь обширно регулируется, как хотелось бы. И в результате обострения этой проблемы Правительство несколько «расшевелилось». Но действенных результатов так и не обнаружилось.

Предпринимались попытки внести в Уголовное законодательство пункт о склонении или содействии совершению самоубийства. Но он еще находится на этапе внесении в законодательство, так что пока, склонение к самоубийству детей «группами смерти» уголовно не является наказуемым.

Так же, от лица депутата Милонова в Госдуму был внесен законопроект, предполагающий введение запрета на регистрацию в социальных сетях для пользователей младше 14 лет. Кроме того, он предлагает сделать обязательным предъявление паспорта при регистрации в социальных сетях. Это также может выступать защитной функцией несовершеннолетних, но в группу суицидников подпадают и лица старше 14 лет. В итоге этот законопроект также не очень действенен.

По факту, на сегодняшний день организованна лишь психологическая помощь семьям, в которых ребенок был вовремя спасен, либо обнаружен уже умерщвленным. Также, среди самих граждан проводится некая агитация таких детей на предотвращение смертельных суицидальных случаев, ее можно назвать как психологической, так и социальной. Это может быть, как психологическое воздействие на несовершеннолетних в социальных сетях, посредством наставления его на более позитивный настрой, так и с помощью выслеживания специальными группами обывателей, таких детей и спасая их в самый последний момент, т.е непосредственно перед актом суицида, применяя при этом какие-либо качества «хакера», т.е. взламывание почты, либо напрямую через общение с друзьями или родными.

В результате, можно сказать, что эта проблема является не решенной на данный момент в России и требует безотлагательного ее решения.

Проблемным и до сих пор нерешенным вопросом в России является учреждение ювенальной юстиции, хотя в этом имеется острейшая социальная потребность; в замечании Комитета ООН по правам ребенка от 8 октября 1999 г., четко сказано: «Комитет рекомендует Государству-участнику предпринять все необходимые меры, для того чтобы ускорить процесс реформирования законодательства, особенно в деле отправления правосудия по делам несовершеннолетних и ювенального уголовного правосудия...»[46]. Ребенку обязаны предоставлять право на рассмотрение его дела особенным судьей - ювенальным, специально подготовленным для рассмотрения дел несовершеннолетних, который специализируется исключительно на таких делах, имея в доступе социальных работников, психологов, педагогов, детских врачей, для выявление причины, которая заставила ребенка совершить преступление либо нарушить его права и интересы.

Необходимость создания ювенальных судов подчеркивалась не только в Конвенции о правах ребенка и Концепции судебной реформы. Верховный Суд РФ в Постановлении от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» признал необходимость специализации судей по делам несовершеннолетних, повышения их профессиональной компетенции «путем обеспечения и повышения квалификации не только по вопросам права, но и вопросам педагогики, социологии и психологии»[47].

В заключение надлежит отметить, что для России является экономически выгодным формирование судов по делам несовершеннолетних в системе судов общей юрисдикции, потому что, с их внедрением будет обеспечиваться специализация уже имеющихся процедур, складываться взаимосвязь между судебным решением и реабилитационными программами, реализуемыми на подсудной территории органами и службами системы профилактики. А также, потому что, таким путем в нашей стране, при условиях демографического кризиса и сокращения населения охраняется будущее страны, его экономически активная и законопослушная часть населения, к тому же это создает некую экономию уголовно-исполнительной системы.

Принимая во внимание системный характер содержания и обеспечения прав и интересов ребенка и его комплексный подход, их защита должна охватывать, помимо судебной и административной форм, еще и гуманитарные институты.

Необходимость в совершенствовании правовых и социальных механизмов защиты прав детей в Российской Федерации объясняется тем, что в условия российской действительности изменились, а также повысилась, и нужда в новых идеологии, стратегии и политике социального развития детей и подростков. Из этого следует, что и возросла нужда в разработке других, отличных от старых, инновационных технологий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На сегодняшний день, в Российской Федерации конституционные права несовершеннолетних, не достаточно конкретно выражены. Так, появляется проблема реализации и защиты конституционных прав детей.

Конституция Российской Федерации выступает основой, определяющей права несовершеннолетних, которая вбирает в себя положения и принципы Конвенции с учетом своих не только национальных, но и социально-экономических, политических и идеологических особенностей современного периода. А так как конкретики она не привносит в определение будущего подрастающего поколения, наиболее оптимальным вариантом будет создание единого нормативного акта, нормы которого регулировали бы отношения с участием несовершеннолетних.

Значительная часть принимаемых решений в этой области, на международном уровне, носит рекомендательный характер и деятельность многих органов не соответствует реальной жизни и реальным правам конкретных лиц.

Для реализации прав ребенка, государство, гарантируя ему конституционные права и свободы, обязано максимально возможно создавать необходимые условия для этого, оказывать помощь, как детям, так и семьям, в которых они проживают, а также в полной мере осуществлять защиту их прав и интересов в обществе.

Но на данный момент, российское законодательство о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, его реализация не позволяют в полной мере обеспечить решение проблем, связанных с безопасностью жизни и здоровья ребенка. Несовершеннолетние являются наиболее слабым слоем населения, поэтому, одной из важнейших задач государства должно быть обеспечение на должном уровне, детей, защитой их прав и интересов, а также непосредственно влиять на органы, занимающиеся благополучием несовершеннолетних.

Настоящее демократическое общество в России не может существовать без дальнейшего совершенствования основных прав и свобод ребенка, гарантированности их реализации государством, а также приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни общества.

Большое число органов, занимающихся защитой прав и интересов детей, создает определенные трудности для эффективной охраны прав детей. Так как, часто эти органы повторяют друг друга в одних вопросах и не могут разрешить ситуацию в других. Чтобы избежать такого, необходимо законодательно закрепить механизм распределения обязанностей между органами и организациями, занимающимися защитой прав детей.

Необходимость в совершенствовании правовых и социальных механизмов защиты прав детей в Российской Федерации объясняется тем, что в условиях российской действительности изменилась, а также повысилась, и нужда в новых идеологии, стратегии и политике социального развития детей и подростков. Из этого следует, что и возросла нужда в разработке других, отличных от старых, инновационных технологий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.

Несомненно, решение многих проблем детей как граждан, субъектов права можно осуществить только с помощью последовательного и системного правового подхода, необходимого и в законотворческом процессе, и в правоприменении, и в процессе соблюдения законоположений. Именно поэтому так важен комплексный подход к решению проблем реализации конституционных прав несовершеннолетних с целью совершенствования механизма участия несовершеннолетних в правоотношениях, обеспечения защиты прав детей действенными правовыми средствами.


 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.