Система образов романа «Дом, в котором» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Система образов романа «Дом, в котором»

2017-10-11 2996
Система образов романа «Дом, в котором» 4.75 из 5.00 4 оценки
Заказать работу

Специфика системы образов произведения определяется, прежде всего, единым центром, по отношению к которому характеризуются все герои романа. Этим единым центром, вокруг которого будут строиться все события, становится само место событий – специнтернат для детей-инвалидов, называемый Домом.

Образ Дома

Мы начинали говорить, что Дом – это главная пространственная мифологема, символический образ мира. На это утверждение есть все основания, ведь воспитанники Дома не готовы довольствоваться одной лишь реальностью, обусловленной законами материального мира. Они сами наполняют Дом мифологией и мистикой («Слишком уж оно наше – это место. Мы сами создали его»)[43] – от обыкновенных преданий и легенд, под которыми прячется и бытовая неинформированность, и детская наивность; до жестких и часто жестоких ритуалов, которым подчинена жизнь Дома. Но этот «бытовой» пласт далеко не исчерпывает мистичности Дома. Кое-кто из ребят, кто знает о Доме больше, чем остальные, может соприкасаться с сакральным пространством непосредственно, как, например, Слепой – ночами он бродит по закоулкам Дома, превращающегося для него в Лес. А тихий Македонский, готовый всем услужить, вдруг оказывается гневным пылающим Драконом – и это тоже «реальность» для воспитанников Дома: в прежней жизни он вынужденно играл эту роль для адептов какой-то секты. В общем, Дом организует жизнь подростков и подчиняет ее себе. Если заглянуть в толковый словарь С.И.Ожегова, то мы сможем убедиться в этом. «Дом – это

1) Жилое здание, строение.

2) а) Жилое помещение, квартира.

б) Люди, живущие вместе; семья.

в) разг. Хозяйство отдельной семьи.

3) перен. устар. Царствующий род, династия.

4) Место постоянного проживания человека, характеризующееся определенными отношениями и укладом жизни.

5) Учреждение, имеющее культурное значение или посвященное памяти какого-л. исторического лица.

6) Заведение.

Все шесть значений присутствуют в произведении, даже больше: «Учащиеся называют его просто Домом, объединяя в этом ёмком слове всё, что символизирует для них наша школа – семью, уют, взаимопонимание, заботу. <…> Дом действительно называли Домом. Объединяя в этом треклятом слове уйму всего». [44] Дом будто имеет свою душу, будто умеет общаться с конкретными обитателями: когда Табаки ночью рисует Лорда в виде белого дракона, завуалировано прося Дом вернуть друга, и он возвращается; когда Сфинкс случайно замечает на стене один из рисунков Леопарда – все думали, что другие его работы давно уже исчезли со стен Дома; когда Рыжий кратко пересказывает Курильщику, как Табаки разыскал в архивах всю историю Дома. Всё, что есть в жизни героев, связано с Домом, и у каждого места в нем своя функция.

С самых первых страниц романа мы можем увидеть, как Дом централизует вокруг себя пространство: «Кабинет директора был чистый, но какой-то неухоженный. Видно было, что это не центр Дома, не то место, куда всё стягивается и откуда вытекает, а так – сторожевая будка».[45]

Дом разделен на несколько частей: 1. спальни подростков (которые символично обобщены такими названиями, как Фазаны, Птицы, Бандерлоги, Крысы, Чумные Дохляки), 2. Перекресток (пересечение коридоров, откуда можно попасть в любую часть Дома) 3. Могильник (лечебное отделение). 4. Кофейник (созданный ребятами «бар»). Интересный факт: особых названий классных комнат нет, будто они существуют по умолчанию, будто всё, что относится хотя бы косвенно к Наружности, не имеет особенных имен («Дом кажется огромным ульем. В каждой ячейке – спальня, в каждой спальне – отдельный мир. Есть пустые ячейки классных и игровых комнат, столовых и раздевалок, но они не светятся по ночам янтарно-медовыми окнами, а значит, их нельзя считать настоящими»[46]).

Но немаловажно само описание Дома, так как образ приобретает человеческие очертания: « Дом – это мальчик, убегающий в пустоту коридоров. Засыпающий на уроках, пятнистый от синяков, состоящий из множества кличек. <…> К входящему Дом поворачивается острым углом. Это угол, об который разбиваешься до крови. Потом можно войти » [47].

Происходят одновременно два момента: дети сами наполняют Дом мифологией, ритуалами, мистикой (Ночь Сказок, Самая Длинная Ночь); Дом делает тоже самое в ответ, иногда воздавая сторицей. (Кузнечик просит у Седого амулет, чтобы стать сильным. Этот амулет Кузнечик зовет «Великой Силой на шнурке»).

Дом представляет собой замкнутое пространство со своими законами. Но конкретного свода правил нет, что опять же мифологизирует образ Дома. Они звучат в виде намеков персонажей («Дом взял тебя. Пустил в себя. Где бы ты ни был, ты теперь – его часть. А он не любит, когда его части разбросаны, где попало.» [48]). Единственный закон, который прямо называется, – «Закон выбора», рассказанный Сфинксом перед битвой с Помпеем.

В этих же намеках проступает мысль, что Дом – посредник между мирами. Между Наружностью и Изнанкой. Эта мысль звучит в словах Слепого («Помни: теперь на тебе частичка Темного Леса. Будь безупречен в своих желаниях [49]»); в объяснениях Рыжей о Прыгунах и Ходоках («Те, кто побывал на изнанке Дома. Только прыгунов туда как бы забрасывает, а ходоки добираются сами. Ходоки и обратно возвращаются, когда захотят, а прыгуны не могут. Должны ждать, пока их вышвырнет [50]».); в диалоге Сфинкса и Лорда («Всё получается само собой. Болтать о том, чего не понимаешь, не стоит» [51]).

Дом дает подсказки, что существует нечто помимо всего лишь здания. Другой мир, который либо зовут Изнанкой, либо Лесом. О другом мире намекают надписи на Стене: «Никто не читает всё, что на них написано. Кроме тех, кто знает, что ищет и где смотреть. [52]». Знающие воспитанники придумали Ночь Сказок, которая раньше называлась «Ночь, когда можно говорить», чтобы рассказывать о своих переходах на ту сторону. Ребята верят в призраков и теневую сторону Дома. «В каждой комнате Дома обитали свои покойники. Когда привидениям не хватало комнат, они начинали слоняться по коридорам. Против нежеланных гостей рисовались охранные знаки, а на шеи вешались амулеты [53]».

Но не каждый, находящийся в Доме, знает об Изнанке. Для Курильщика все намеки не более, чем одна построенная игра всех обитателей Дома, хотя временами он начинает осознавать, что Дом – нечто большее, нежели просто здание. Тут следует отметить, что М. Петросян вступает в принципиальный спор с категорией игры, как она понимается в постмодернизме. Элемент игры в постмодернизме – основа жизни, она лишена трагического начала и аксиологического смысла, а у Петросян за любую игру отвечают серьезно, жизнью и смертью.

Черный отказывается верить во всю мистику. Для учителей Дом – всего лишь место работы; здание, существующее с 1870 года[54], только Р Первый, воспитатель третьей и четвертой спален, пытается разобраться, что реально, а что вымышлено. Именно со слов Р Первого читатель понимает, что Дом существует автономно от реального мира: «Они решили – Дом это Дом, а наружность – не то, в чем он находится, а нечто совсем иное [55]». Закрашенные черной краской окна, выходящие на улицу, – не только способ отгородиться от мира, но и проявление страха перед неизвестным миром. Снежные бои наступают вместе с темнотой, ведь «жители Дома не любят резвиться на виду у наружности [56]». Помогает раскрывать тайны Дома Р Первому Стервятник, для которого это «игра «Угадай, что я имел в виду, если ты такой умный»» [57]. Р Первый открыл для себя теневую сторону Дома благодаря разговору со Сфинксом. Сфинкс рассказывает о Прыгунах и Ходоках, о жестоких нравах Дома («Я не прыгаю. Не обязательно делать то, что можешь. Не обязательно это любить»; «Дом требует трепетного отношения, тайны. Почтения и благоговения. Он принимает или не принимает, одаряет или грабит, убивает, старит, дает крылья… это могущественное и капризное божество, и если оно чего-то не любит, так это когда его пытаются упростить словами. За это приходится платить [58]»). По сути, Сфинкс является одним из ребят, проникнувших в тайны Дома более глубоко, чем остальные. Но при этом ему эти тайны не нужны. Именно поэтому Сфинкс выберет жизнь в Наружности.

Если воспринимать Дом как некую божественную субстанцию, кажется, что он делит людей на две группы (если очень грубо говорить, опустив почти все нюансы): людей, которые были детьми Дома еще до того, как оказались в его стенах, и людей, которых Дом перекраивает под себя. Это место имеет жесткие и жестокие порядки. Крыса, сделав татуировку, не носит одежду с рукавами, «потому что такое прятать нельзя» [59]. Совершенная ошибка может обернуться чем угодно. Когда ребята пытались свергнуть Рыжего с поста вожака, Слепой был готов покарать их за нарушение Закона. Когда Крестную затаскивают на Изнанку, Слепому приходится за это решение расплачиваться. Курильщик, воспринимавший события как игру, осознал магию Дома, находясь уже вне его. Слепой, пытаясь удержать Сфинкса в Доме, дает согласие на приворот, что происходит не просто так. Слепой является Хозяином Дома, выразителем его воли и законов («Он живет по законам. Так, как желает Дом, желания которого он угадывает. Он слышит их, когда другие не слышат») [60]. Он неотрывно связан с Домом и Сфинксом – лучшим другом. Поэтому с уходом Сфинкса для Слепого Дом теряет свою значимость.

Дом действительно является одновременно и замкнутым волшебным миром, и посредником между Наружностью и Изнанкой. Видоизмененный портал со своими правилами и волей.

Таким образом, герои существуют на грани как минимум трех миров: внешний мир, внутренний мир и третья сила (Наружность, Дом и Изнанка), причем они с легкостью мигрируют из одного мира в другой и обратно, потому что, по сути, ни к одному не принадлежат.

По сути, история романа – история о выборе подростков. Перед ними действительно стоит вопрос выбора конкретного мира. Они находятся в «переходном» возрасте, и они вынуждены сталкиваться с решением многих вопросов, на которые не всегда находится однозначный ответ.

Символика имен

Издавна считается, что имя не просто набор букв, которые ни на что не влияют. Имя имеет огромное значение в жизни человека. Ритуал имянаречения обычно совмещался с обрядом инициацией получения священной связи с богами и предками. Выдающийся отечественный философ и филолог А.Ф.Лосев в своей работе «Вещь и имя»[61] говорит о том, что «разумная человеческая деятельность сводится к исканию подлинной действительности. Имена принадлежат вещам; вещи носят свои имена. Ясно, что и вещи, и их имена относятся к действительности и суть какая-то ее сторона». Продолжая свою мысль, в работах «Диалектика мифа» и «Миф – развернутое магическое имя»[62], он заявляет, что «Миф есть личностная форма, развернутое магическое имя».

Мы уже говорили о том, что Дом представляет собой главную мифологему, что мифологичность поддерживается на всех уровнях создания мира книги, задействуя все детали. Одна из таких важных деталей романа – имена героев. В Доме нет имен, которые обычно существуют в нашем мире. Как говорит воспитатель в Доме новичку: «У всех в Доме есть прозвища, так уж здесь повелось. У тебя пока нет. Когда ты переберешься в общую спальню, и у тебя тоже появится кличка. Если повезет, то симпатичная. Просто ты в Доме новый человек. Должно пройти какое-то время, прежде чем они к тебе привыкнут [63]».

В Доме имена всегда содержат в себе намек на историю героя или его характер и даются по нескольким разным принципам:

1) Мифологизированное имя.

· Сфинкс — человек, который знает слишком много. Он как окаменевшая загадка: молчит о всех тайнах, которые могут повредить друзьям. Помимо этого, Сфинкс является связующим звеном между Изнанкой и Домом, проводником в другой мир, каким считается и мифическое существо – сфинкс.

· Лорд — прекрасное лицо для других, не существующее для него самого. Он ненавидит свою внешность. Считается, что у него на гербе нарисован дракон и где-то существует собственный замок. Можно проследить связь с кельтской мифологией.

· Крыса — девочка, загнанная в угол семьей и правдой об Изнанке Дома. Она единственная из Дома девочка, которая убегает в Наружность. Крыса находит или крадет предметы, которые в повседневной жизни не имеют такого смысла и значения, какой им придают воспитанники Дома. Каждый раз возвращается, никем не пойманная. Она носит зеркала, являющиеся маленькими окнами в другие миры. Любопытно, но во многих азиатсикх мифах, Крыса считается воплощением хитрости, ловкости, живучести. Она преодолевает все препятствия, чтобы достичь цели.

· Русалка — девушка, считающая себя слишком неинтересной для окружающих. В свои длинные волосы вплетает колокольчики. Тихая, спокойная. В славянском фольклоре русалок представляли в виде девушек с длинными русыми волосами.

· Шакал Табаки – аллюзия на древнеегипетского бога Анубиса, которого представляли с головой шакала и телом человека. Анубис – проводник умерших в загробный мир; один из судей царства мертвых, хранитель ядов и лекарств. Табаки же является хранителем времени и артефактов Дома.

· Рыжая – очень неоднозначное имя, данное или из-за цвета волос, или потому, что все произошли от кроманьонцев, а она от неандертальцев, как гласила статья в украденном ею журнале. Имя может быть отсылкой к кельтской культуре, ведь среди кельтов много было рыжих.

 

2) Имя, которое является маской.

· Рыжий, которого раньше звали Смертью, – мальчик, которому все предрекали недолгую жизнь, он смог преодолеть болезнь и выжить.

· Тень и Стервятник, которых в детстве звали Сиамцами, – равнозначные дети изменили. Один стал давить на другого, пока тот не превратился в незначительную тень.

3) Имя, которое показывает отношение человека к окружающим:

· Вонючка (Шакал Табаки) — поет песни, надоедая всем; доводит до белого каления окружающих; ехидно и саркастично выражает свою точку зрения.

· Кошатница. Живет в комнате с тремя котами.

4) И мя, которое содержит в себе отличительную черту, характерный признак. Такие имена даются младшим детям Дома и впоследствии сменяются на что-то другое. Имя-признак отличается от имени-маски тем, что оно ничего не скрывает. Оно рассказывает о том, что представляет собой человек. Такие имена чаще прочих даются воспитателям и преподавателям.

· Кузнечик – безрукий мальчик часто прыгал, ему было удобнее передвигаться.

· Сиамцы – два брата-близнеца, похожие друг на друга как две капли воды.

· Акула – улыбка директора напоминала воспитанникам оскал акулы.

5) Имена, которые содержат саркастический смысл.

· Крестная – самая неприятная воспитательница в женской части Дома.

· Соломон (в детстве звали Пышкой) – парень не овладел к выпуску элементарными знаниями школьной программы.

6) Имена, чей смысл остаётся не ясен.

· Ральф или Р Первый

· Лери

· Курильщик. Отличительная черта – сигареты. Но при этом он постоянно портит обстановку в стае из-за своих вопросов и язвительных ответов.

· Слепой. Заметим, что в Доме имен, говорящих об увечье носителя, очень и очень мало. Слепой действительно не может видеть, но при этом он старается не замечать некоторых проблем в своей стае.

Мы можем говорить, что имена всех персонажей, которых мы видим достаточно подробно, укладываются в перечисленные категории. Но то, что скрывается за этими именами, требует наиболее подробного рассмотрения.

 

2.3.3. Система персонажей романа

В произведении Мариам Петросян создала особенную систему персонажей. Эта система стоится вокруг образа Дома, о которой мы подробно говорили выше. Метафорически все герои группируются как планеты вокруг солнца – вокруг Дома. Это сеть, в каждой ниточке которой доведена до логического завершения любая сюжетная линия.

Дом занимает центральное место в системе персонажей романа, поскольку к нему сходятся все основные нити повествования. Он связывает различные эпизоды и ситуации романа, второстепенные персонажи обрисованы таким образом, чтобы, не утрачивая самостоятельного значения, они, каждый по-своему, раскрывали драму каждого из героев.

Система персонажей «Дома в котором» динамична: соотношение действующих лиц и персонажей, сошедших «со сцены», постоянно меняется. Одни герои перестают участвовать в действии, другие, наоборот, появляются.

Таблица №2.

Прошлое Настоящее
Слепой Слепой
Волк (умер незадолго до событий)
Кузнечик Сфинкс
Рекс Стервятник
Макс Тень
Смерть Рыжий
Спортсмен Черный
Вонючка Шакал Табаки
Горбач Горбач
Фокусник Валет
Слон Слон
Красавица Красавица
Зануда Лэри
Пышка Соломон
  Толстый
  Лорд (появился за два года до выпуска)
  Македонский (появился за год до выпуска)
  Курильщик (появился за год до выпуска)

 

Как такового, главного героя не существует в повествовании. Герои практически равнозначны между собой. Хотя некоторые главы героев представляют собой переменный нарратив друг друга.

Рассмотрим основные образы персонажей.

Мужские образы

Сфинкс.

Одним из самых сложных образов романа является образ Сфинкса. Сфинкс кажется уравновешивающим звеном в четвёртой, надёжным и постоянным. Он является опорой Слепого, опорой новоприбывших, стражем всех граней Дома.

Образ Сфинкса является связующим между прошлым и настоящим, звеном двух частей повествования. Когда ему было десять лет, он исчез и повзрослел в другом мире на шесть лет. От десяти до шестнадцати долгий путь у всех подростков, меняется всё, что может поменяться, а на Изнанке пришлось взрослеть быстрее. Прыгунам приходится ждать возвращения обратно. Сфинкс, проживший шесть лет в другом мире, вернулся в тело десятилетнего мальчика. Он понял, что пройденные года придется прожить заново, что эти года будут другими. Можно предположить, что, будучи мудрым и более взрослым, чем должен был быть в своём возрасте, Сфинкс окунулся в жизнь Кузнечика и заигрался в детство.

Но именно Сфинкс – смысловая ось четвертой. Он единственный, кто может разговорить/уговорить/поговорить со Слепым. Единственный, кто снисходит до помощи новичкам: до объяснения правил Македонскому о чудесах, до становления Лорда "на ноги", до разговоров с надоедливым, нуждающимся Курильщиком. Сфинкс чувствует всё это и временами проклинает себя за свой дар или свою обязанность.

И в этом своём лидерстве, в своей мудрости, своих постоянстве и непостоянности одновременно его характер самый живой, самый сложный и постоянно развивающийся. Взять хотя бы то, что он понял Чёрного и, в конце концов, простил, поблагодарив за открытие, от которого, тем не менее, было больно. Ведь это Сфинкс, а не Горбач или Табаки, не даже Чёрный, объясняет Курильщику то, о чём не принято говорить; советует слушать Табаки; огорчается, когда понимает, что изменять что-то слишком поздно или безнадёжно; испытывает некое чувство вины, когда Курильщик проходит тест и за ним должны приехать родители. Показателен диалог Черного и Сфинкса:

«- У меня у самого двое таких. А я всё равно почему-то больше думаю о нём. Странно. вроде для них так лучше, но чувствуешь себя предателем. Не пойму, отчего это так.

- Оттого, что это так и есть. Мы их предали.» [64]

В отличие от Чёрного, который не понимает, с чего ему испытывать чувство вины, Сфинкс предательски честен с самим собой.

Не менее болезненно происходит расставание с Домом. Сфинкс решает уйти в Наружность и прожить свою жизнь без чудес этого странного места. Становится детским врачом-психологом. Возможно, для кого-то он может казаться глупцом, упустившим всё, что только мог, - всех своих любимых и многое другое. Он был почти вожаком (правой рукой и левым глазом), но все равно поставил на карту абсолютно все, - начиная от своих рук и заканчивая сердцем, только чтобы не быть частью Дома.

Но выбор Сфинкса оказался одним из самых сложных. Он потерял лучшего друга, для которого не существовало другого мира, кроме Изнанки, и который хотел подарить этот мир Сфинксу. Несмотря на пришедшее позднее осознание, что Дом не был таким ужасным местом, каким его воспринимал Сфинкс, многое исправить уже было нельзя. На помощь приходит Табаки, который дарит Сфинксу перо, – возможность попасть в альтернативную реальность, на любой круг, и что-то изменить. Маленький Слепой в эпилоге взят Сфинксом из альтернативной реальности. Из своего прошлого он бы никак не смог его вытащить, потому что оно уже состоялось. Возможность изменить что-то в одной из реальностей (или даже кого-то оттуда выкрасть) он получил благодаря перу – подарку Табаки. Но нужно понимать, что Слепой будет в том, другом Доме, который мы видим в самой последней главе, если только это не тот круг, с которого его выдернул Сфинкс. Слепой хотел подарить Сфинксу свой мир. Сфинкс пытается сделать для него то же самое.

Сфинкс будет всегда жертвовать собой ради близких ему людей, так как чувствует ответственность за них. Именно Сфинкс в Самую Длинную Ночь не успокоился, пока не собрал всю стаю в их комнате, даже Курильщика с Чёрным.

По сути, Сфинкс выполняет функцию интерпретатора Дома, он – проводник, учитель, устанавливающий связи между мирами для себя и других. Попутно следует отметить, что М. Петросян превосходным образом разрабатывает дихотомию быть/казаться: Сфинкс оказывается разносторонним и мудрым, но при этом практически слепым (за Курильщиком не уследил, со Слепым вовремя не поговорил, отказался от Дома).

Курильщик

Неоднозначно представлен в романе Курильщик. У многих читателей он вызывает презрение, раздражение и ненависть, а у кого-то – жалость. Интересно проанализировать, почему Курильщик не смог понять магии Дома вовремя.

Мы открываем Дом благодаря главам Курильщика. Он совсем недавно в Доме, и его порядки для Курильщика представляются несколько странными.

Курильщик изначально был обречён на провал, поскольку появился в Доме слишком поздно: одного года Дому мало, чтобы понять новоприбывшего, у него сотни детей, птенцов и крысёнышей, свои правила и игры. Года Дому мало, чтобы раскусить и принять мальчика в красных кедах, рисующего в тетрадках.

До конца повествования для Курильщика это всё игра, у которой бывают моменты просветления, жестокого и яркого, настоящего: смерть Помпея, ночь Сказок, редкие разговоры со Сфинксом, покер у Стервятника, когда он превратился в кота. Курильщик старается вникнуть, слиться, но его личность настолько привыкла к Наружности, из которой он только-только появился, настолько прицепилась к правилам Фазанов, что его попытки и вопросы ничтожны перед магией четвёртой группы-стаи.

Не случайно то, что Курильщик – художник. Благодаря воображению и творческим задаткам он-то как раз должен был понять и принять Дом. Курильщик умеет творчески мысль, это одна из причин, по которой он от фазанов уходит.

Но, несмотря на все старания Сфинкса, Курильщик всячески отторгает все то, что не укладывается в его представления о действительности, отвергая любые попытки ввести его в эту «измененную реальность»: «Как только ты начинаешь что-то понимать, первая твоя реакция – вытряхнуть из себя это понимание» [65]. В общем контексте романа это представляется особенно трагичным, поскольку Курильщик, сам себя считающий «белой вороной», – художник, творческая личность, наделенная сложностью восприятия и протестующая против всеобщей унификации. Именно на одной из картин Курильщика Сфинкс впоследствии найдет идеальное изображение времени как системы концентрических кругов

При этом у Курильщика есть такой же выбор, как и у всех. Курильщик больше остальных знает о Наружности, поэтому он не может поверить во что-то сверхъестественное, просто принять на веру. В нем Наружности больше, может, поэтому он прислушивается к словам Чёрного, а не к Сфинксу. Будучи долгое время белой вороной среди «фазанов», он сам выбирает общение с «белой вороной», которой оказывается Черный (антипод, именно так можно прочитать его кличку). Курильщик потянулся к тем словам, которые оказались более ему понятны. Курильщик относится к категории тех людей, которые хотят понимания, но не хотят понимать в ответ. Он эгоистично требует внимания к своей персоне, ответов на свои вопросы. Причем Курильщика интересуют не истинные ответы, а те, которые соотносятся с его восприятием действительности. Его эгоизм не позволяет принять другие точки зрения.

Эпизод в палатке Стервятника наглядно доказывает, что, даже соприкоснувшись с той стороной Дома, Курильщик отмахивается от нее. Он побывал частично на Изнанке. Он испытывает шок от превращения в кота, никто не объясняет произошедшего, потому что для остальных это норма. Курильщик и в этом случае поступает как всегда – ему нужны конкретные ответы. Он рассказывает Черному, которому Изнанка в принципе не нужна.

На протяжении всего романа Курильщик сталкивается с препятствиями и ни одно из них он не преодолевает. Курильщик сопротивляется всему, что видит. Печально то, что никто ему по-настоящему не помогает. Помощь Сфинкса половинчата. Если сравнивать, то для Македонского Сфинкс сделал больше, нежели для Курильщика. Когда кто-то возвращается из Могильника, его встречают чуть ли не с фанфарами. Курильщик попал в уже сложившуюся стаю, со своим лидером, участниками и белой вороной. По сути для него изначально не нашлось места. Два действия произошли одновременно: стая его не приняла, и Курильщик не принял стаю такой, какая она есть.

Но как только он начинает что-то понимать, Дом исчезает вместе со всеми его обитателями, не давая шанс ни на один круг. Его обида за мнимое отсутствие выбора понятна. Если бы он появился на два года раньше, всё было бы иначе. Дом делит людей на две группы: дети Дома и дети, которых Дом перекраивает под себя. И Курильщик относится ко второй группе вместе с Черным.

Он появился тогда, когда должен был, и в итоге сумасшествие и магия четвёртой настигли его позже, оставшись в рисунках, в жизни, в его дневнике, который превратился в памятный альбом, где написали все, бывшие в тот вечер в четвёртой, зная, что Курильщик не оценит. Он оценит этот подарок гораздо больше. Не просто же так Сфинкс на его выставках говорит, что Курильщик вынес из Дома больше, чем сам думает.

Интересный факт: Курильщик – единственный персонаж, у которого присутствует настоящие фамилия и имя. Это является определяющим моментом в образе героя: в Эрике слишком много знаний от наружного мира, поэтому ему тяжело на веру принять существование другого мира.

Курильщик противопоставлен практически каждому персонажу в четвертой. Особенная связь наблюдается с образом Сфинкса – они очень четко противопоставлены в художественной системе текста. Кстати, порою может казаться, что Курильщик и Сфинкс - зеркальные отображения друг друга, диаметральные противоположности. Можно сначала вообще подумать, что вся книга является нарративом то одного, то другого попеременно. Оба они, Курильщик и Сфинкс в детстве, сталкиваются с неприязнью окружающих (их травят собственные группы-«стаи», стремясь от них избавиться), обоим дается шанс поменять свою участь в Доме, создать новую модель отношений с миром и окружающими. В итоге Курильщик сопротивляется всему, чего не понимает, а Сфинксу удается не только полностью измениться самому, но и изменить окружающую его реальность, он пытается добиться осуществления своих желаний не на территории Дома, а в пространстве повседневности.

Разница между Курильщиком и Сфинксом обусловлена принципиально разным поведением в ключевой для всего романа ситуации – ситуации свободного выбора и принятия ответственности за сделанный выбор.

Слепой.

Этот герой может показаться простым в своей сложности. Слепой является не только вожаком четвертой группы, но и Хозяином Дома, его волеизъявителем. Он действительно слеп от рождения. В Доме находится с самого раннего детства. Сфинксу было семь лет, а Слепой уже был в Доме. Для него нет другого мира, кроме Дома. Если Слепой не Бог Дома, то причастный к нему всем своим телом и душой. Слепой раскрывается не сразу. Молчаливый подросток, говорящий столько, сколько нужно. В детстве он был таким же хмурым и серьёзным мальчиком, и при этом для Слепого существовал человек, который был для него светом в окошке. Лось был воспитателем, который привел и открыл Слепому Дом. Но из-за своего дефекта Слепому приходилось надеяться только на себя; свою систему ценностей он выстраивал тщательно и продуманно. Из-за непростого детства, когда его били более сильные ребята, сдружиться с кем-то больше, чем со Сфинксом, он не смог.

Практически ко всему Слепой относится равнодушно. Ему всё равно, что он делает, как и с кем спит, как выглядит. Это равнодушие связано с эпизодом, когда он увидел себя в чужих снах, сам себе не понравился – и потому решил не обращать на это внимание. С ребятами в стае сохраняет ровные отношения. Для Слепого не существует другого мира, нежели Дом и Изнанка. В его сознании эти два мира сплетаются в один. Равнодушным он кажется на первый взгляд: из разговора с Горбачом мы узнаем, что он тоже подправлял сны своей стаи, чтобы снилось хорошее.

Как и любой герой романа, Слепой вынужден выбирать, следовать ли ему законам Дома или переступить их, чтобы удержать лучшего друга против воли. В финальном разговоре с Сфинксом он говорит, что пожертвует своим временем и жизнью только ради единственного человека для перехода, что этот человек – Сфинкс. Его чувства спрятаны глубоко за маской равнодушия. Для него уход Сфинкса из Дома – душевное крушение, уничтожающее связь между Домом и ним. Поэтому Слепой после выпуска становится оборотнем и уходит в Лес окончательно и бесповоротно.

Слепой и Сфинкс дополняют друг друга и составляют единое целое. Слепой хотел подарить Сфинксу свой мир. Сфинкс пытается сделать для него то же самое.

Табаки

Самый обманчивый образ в романе. Его прозвище – Шакал Табаки – является аллюзией на древнеегипетского бога Анубиса, проводника мертвых и хранителя лекарств.

Перед нами человек с неудержимой энергией, с кучей хобби, разбирающийся в нюансах Дома. Умеет изводить товарищей песнями различного содержания, вопилками и безрадостными предсказаниями, обладает даром рассказчика. За свою стаю готов пойти на любую проделку, например, пробраться в Могильник ночью к Лорду, чтобы приободрить. Самое важное хобби – поиск ненужных вещей, их обмен и коллекционирование «ничейных вещей», у которых действительно нет хозяина. Среди таких ничейных вещей Табаки умеет находить уникальные артефакты, с помощью которых есть возможность попасть на «другой круг» или начать жизнь с чистого листа. Табаки умеет видеть уникальное в окружающих людях.

На самом деле Табаки связан с Дома еще плотнее, чем Слепой. Балагур и шут интерната, ненавидящий часы и уничтожающий их с маниакальным пристрастием, на Изнанке оказывается «хранителем времени» – проводником между временами, способным предоставить героям возможность вернуться на прошлый круг и попытаться прожить этот круг заново. Он не помнит, сколько кругов в Доме прожил, не задумывается о количестве лет. В его власти практически всё возможное, в пределах сил Дома. Именно поэтому он и собирает различные артефакты, а в его песнях и вопилках заключается больше смысла, чем может показаться.

Финал каждого круга для Табаки – еще одна личная трагедия. Ребята опять все уйдут, он вновь останется один и с ними, но другими. Не может быть одинаковых ребят на одном и том же круге. Для него выпуск - снова рушащийся мир, а происходящее - хуже драк и войн, потому что стаи больше нет, все изменены и разобщены, в то время, как он желает, чтобы хоть кто-то остался с ним вместе. Он единственный, кто при уходе не оставил после себя воспоминаний. Табаки стер себя из мира, оставив небольшие подарки и некоторым людям память о себе. Курильщик и Сфинкс были единственными из четвертой группы, кто помнил о нем. Поскольку Табаки существует действительно неотрывно от Дома, он перешел на следующий круг. Именно он встречает в финале Сфинкса, пытаясь сделать его счастливым.

Македонский

Очень хозяйственный, тихий, безропотный юноша, появившийся в Доме чуть раньше Курильщика. Любит и умеет быть незаметным, но при этом совершенно незаменимым: варит кофе, убирает, моет полы. Но в Доме всё не то, чем кажется. За поведением тихого Македонского скрывается сильная натура, способная дарить чудеса, не уступающие по силе таланту Табаки. Сфинкс и Табаки видели дар, способный принести столько же бед, сколько и радостей. Поэтому Македонскому было поставлено условие – не дарить чудес.

Именно эта способность исполнять желания его и сгубила. Македонский втихаря дарил сны, убирал боль, тем самым пытался отблагодарить за то, что его приняли в стаю. Но Волк, один из ребят в четвертой стае, заметил этот дар и захотел направить его в нужное русло для себя. Волк потребовал удалить Слепого от Сфинкса, изгнать навсегда из Дома, потому что он ненавидел Слепого. Волк давил на Македонского настолько сильно, что тот в какой-то момент не выдержал напора. Однажды Волк не проснулся и умер во сне. Македонский боялся момента, когда Сфинкс об этом узнает. Прощения от всей четвертой стаи он никак не ожидал. Может быть, поэтому Македонский ушел в себя и истязал себя за слабость и совершенные поступки.

Его судьба до конца не будет известна. В нем заключена бешеная энергия, которая может разрушать самого Македонского и мир вокруг. Эта же сила может и спасать. Только цена силы оказывается высока даже для обладателя. Македонскому нужна помощь, ведь он не всесилен – его пытается спасти Сфинкс ценой протезов. Осознав внутреннюю сущность, Македонский исчез из Дома.

Черный

«Белая ворона» в системе персонажей. Несмотря на то, что он прожил в Доме столько же времени, сколько и Слепой, Черный так и не понял Дома. Будем точнее, он отрицал всё, что связано с мистической стороной Дома. Черный – главная причина скверного детства Сфинкса и Слепого. Именно Черный и его стая в детстве дрались и не давали продыху им. Черный пытается давить на окружающих своей физической силой и силами своей стаи. Именно из-за этого непреклонного давления его стая распалась, переметнувшись к Сфинксу и Слепому.

Движущая сила Черного – зависть и ревность. Отметим, что Черного можно считать двойником Сфинкса, ведь Черному хотелось иметь не только те же качества, что и Сфинкс, но и положение. В детстве Черный лишился стаи, и всю свою жизнь в Доме он пытался вернуть это положение. Поэтому Черный пытается перетянуть на свою сторону Курильщика. Можно также говорить о том, что Курильщик находится между двумя полюсами: между Черным и Сфинксом. Ведь именно Черный постоянно сбивал мысли Курильщика и по-своему таким образом направлял на материалистическое восприятие действительности. А став вожаком у Псов, он нашел своё место.

Лорд

Выдающаяся красота, нервный характер, возможная благородная родословная – отличительные черты этого персонажа. Табаки сравнивает его с эльфийским принцем, и рассказывает Курильщику, что в роду у Лорда явно были драконы и на гербе у него двухглавый ящер. Табаки сравнивал его с белым драконом за исключительность.

В Доме он находится два года. За эти года зарекомендовал себя как психически неуравновешенная личность. Именно этот факт сыграл роль, когда Лорда направили лечиться в другую клинику. Его возвращение поразило всех – практически никто из Наружности не возвращался. Лорд изменился и повзрослел, перед четвертой стаей возник совершенно иной человек с другими привычками и другим мироощущением.

Лорд незаметно для себя с


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.