Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда

2017-10-10 106
Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Из всех возможных нарушений речи у детей воспитателю в основном приходится встречаться с различными недостатками звукопроизношения. Это, как правило, возрастные особенности звукопроизношения, характерные для определенных этапов ре­чевого развития. При правильном воспитании они ликвидируют­ся и не задерживают развития речи ребенка. Но не всегда их уда­ется исправить даже при систематической работе на фронталь­ных занятиях и индивидуальной работе дома. В этом случае ре­бенка надо направить к логопеду.

Итак, логопед работает с теми детьми, у которых на занятиях

 

с воспитателем недостатки звукопроизношения не устраняются и мешают дальнейшему развитию речи.

Воспитатель должен знать основные отличия работы по фор­мированию звукопроизношения от работы по исправлению зву­копроизношения.

Формирование звукопроизношения — это систематическая ра­бота со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспита­нию фонематического слуха.

Исправление звукопроизношения — это работа с детьми, имею­щими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, нацеленная на преодоление этих недостатков.

Как при формировании, так и при исправлении звукопроиз­ношения работа над звуками состоит из трех основных этапов: 1) подготовительного, 2) этапа появления звука, 3) этапа усвое­ния звука в речи.

Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют раз­личных знаний, умений, навыков. Рассмотрим по этапам эти от­личия:

Воспитатель Логопед
1. Подготовительный этап
Уточнение движений органов артикуляционного аппарата.   Воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определен­ные движения и положения ор­ганов артикуляционного аппа­рата, необходимые для пра­вильного произношения звука. Создание определенных поло­жений и тренировка движений органов артикуляционного ап­парата. В зависимости от характера нарушения звука логопед вы­рабатывает и тренирует движе­ния органов артикуляционного аппарата, которые были непра­вильными или совсем отсутст­вовали.
2. Этап появления звука
Уточнение звука или его вы­зывание по подражанию. Воспитатель использует спо­собность ребенка к подража­нию. Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспи­татель закрепляет произнесение звука с теми детьми, у кото­рых он есть, и вызывает по подражанию у тех детей, кото­рые его еще не произносят, фик­сируя внимание ребенка на зву­чании и артикуляции звука.   Постановка звука.   Постановка звука обычно бо­лее сложный процесс, чем вы­зывание звука. Отработанные на предыдущем этапе отдель­ные движения органов артикуляционного аппарата теперь вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатыва­ется артикуляция нужного зву­ка. Путем повторений перед зеркалом логопед закрепляет ее, а затем, применяя специ­альные приемы, получает пра­вильное произнесение изолиро­ванного звука.  
3. Этап усвоения звука (правильное произношение звука в речи)
Уточнение правильного про­изношения звука. Звук уточняется в словах, фразах» потешках, стихотворе­ниях, рассказах. Материал да­ется не весь последовательно, а выборочно, по усмотрению воспитателя. Автоматизация звука.   Последовательное введение звука в речь: слог, слово, пред­ложение» потешки, стихотворе­ния, рассказы.

 

Дефекты звукопроизношения часто являются не самостоятель­ным нарушением речи, а лишь симптомами других, более слож­ных, нарушений (дизартрии, алалии и т. д.), и при системати­ческой работе по формированию звукопроизношения они выявля­ются достаточно отчетливо. В таких случаях необходима помощь логопеда, направленная на преодоление основного дефекта, а не только недостатков звукопроизношения.

По отношению к детям, посещающим занятия у логопеда и остающимся в дошкольном учреждении общего типа, воспита­тель осуществляет индивидуальный подход на фронтальных заня­тиях. Кроме того, организуются индивидуальные занятия.

Педагог должен умело сочетать цель занятия с целью коррекционной логопедической работы. Например, на занятии по теме «Овощи» он должен не только закреплять у детей представ­ления о цвете, вкусе, форме овощей, но и следить, чтобы воспи­танники с нарушением звукопроизношения правильно употребля­ли автоматизируемый звук; чтобы заикающийся ребенок произ­носил фразы слитно, плавно; чтобы ребенок с алалией строил фразы без аграмматазмов, не искажал слоговой структуры слова.

Приведенная ниже таблица 3 дает возможность увидеть, как воспитатель и логопед могут использовать один и тот же программный материал для решения стоящих перед ними задач.

 

 

Таблица 3.

Занятие на тему «Овощи»

Нарушения речи Кто проводит Нарушения звукопроизношения Заикание Алалия
Воспитатель Тема Знакомство с овощами
Цель Закрепить представления о цвете, форме, вкусе овощей
Логопед Тема Автоматизация звуков р, р' на материале темы «Овощи» Развитие плавного произношения словосочетаний из двух слов на материале темы «Овощи» Формирование слоговой структуры слов на материале «Овощи»
Цель Добиваться правильного произношения звуков р, р' в словах – названиях овощей (морковь, картофель, помидор, репа, редис, огурец, перец) Учить плавно произносить словосочетания из двух слов (красный помидор, круглый помидор, вкусный помидор и т.д.) Добиваться правильного произношения слов сложной слоговой структуры: с открытыми слогами (ре-па), с закрытыми (по-ми-дор), слов со стечением согласных (свек-ла).

 

Таким образом, и логопед, и воспитатель должны ясно пред­ставлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели — воспитать у ребенка пра­вильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе.

Вопросы

1. Чем отличается работа по формированию звукопроизношения от работы по его исправлению?

2. Каковы различия в работе воспитателя и логопеда по выработке пра­вильного произношения на разных этапах?

3. Как сочетаются работа воспитателя и работа логопеда при других нару­шениях речи и в чем их различие?


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.