Работа воспитателя с родителями — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Работа воспитателя с родителями

2017-10-10 93
Работа воспитателя с родителями 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Никакая самая тщательная работа детского сада не исклю­чает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими раз­личные нарушения речи. Воспитатель должен помочь родителям правильно организовать эту работу. В его задачи входит пока­зать родителям индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить общий перспективный план коррекционной работы. Для того чтобы изладить систематические, планомерные инди­видуальные занятия с ребенком и привлечь к ним родителей, це­лесообразно распределить весь учебный материал по трем направ­лениям: воспитание произносительных навыков, формирование словаря, формирование грамматических умений и навыков. Со­ответственно этим направлениям воспитатель оформляет три тет­ради. В первой тетради дается материал по развитию правиль­ного звукопроизношения; во второй — по накоплению, уточнению, активизации словаря и отработке слоговой структуры слова; в третьей — по развитию фразовой речи и ее грамматическому оформлению.

Не с каждым ребенком следует вести работу по всем указан­ным направлениям. Это зависит от тяжести нарушения речи. На­пример, если ребенок страдает дислалией, преимущественное вни­мание уделяется формированию звукопроизношения, и в этом случае будет достаточно одной тетради.

Внутри каждого направления в зависимости от вида наруше­ния речи, психологических особенностей ребенка (внимания, па­мяти) и особенностей его эмоционально-волевой сферы могут быть выделены различные разделы. Так, при нарушении звукопроизношения (первое направление) коррекционная работа мо­жет состоять из следующих разделов: развитие мимической мус­кулатуры, развитие мелкой моторики рук, развитие артикуляци­онного аппарата, отработка опорных звуков, постановка нару­шенного звука и его автоматизация и др.

Соответственно задачам второго направления подбирается лексический материал по программе детского сада: слова, обо­значающие предметы; слова, обозначающие качества и свойст­ва предметов; слова, обозначающие различные действия. При этом необходимо предусматривать разную степень их сложности и вначале использовать слова, состоящие только из открытых слогов (муха, кубики), а затем последовательно вводить слова с закрытыми слогами (петух, малыш), слова со стечением соглас­ных в середине слова (кофта, конфета), слова со стечением со­гласных и с закрытыми слогами (стакан).

Третье направление состоит из следующих разделов: связь слов в предложении (управление, согласование), предложные конструкции и др.

Поскольку по всем указанным направлениям и разделам ра­бота ведется одновременно, в тетрадях ребенка сразу отводится по нескольку страниц на каждый раздел. Внутри разделов мате­риал организуется последовательно, с учетом основных дидак­тических принципов: доступности, наглядности и др.

Чтобы ребенку и родителям было легче ориентироваться в тет­радях, целесообразно отделять один раздел от другого, вырезая страницы, как в алфавитной книге, и делая соответствующие над­писи, а для ребенка — маленький рисунок, по которому он смо­жет легко найти и открыть нужный для повторения или дополне­ния материал. Так, на первой странице раздела «Развитие мими­ческой мускулатуры» изображается лицо, раздела «Развитие мел­кой моторики рук» — кисть руки и т. д.

Желательно, чтобы воспитатель не наклеивал в тетрадь ре­бенка готовые картинки, а рисовал их с одновременным коммен­тированием (см. рис. 1, 2). Например, рисуя дом, взрослый гово­рит: «Вот левая стена, вот правая стена, вот пол, потолок, кры­ша, окно, вот и нарисовали домика. Таким образом рисунок соз­дается в определенной последовательности на глазах у ребенка. Это особенно важно для развития речи детей, страдающих ала-лией, и коррекции речи заикающихся детей.

Если рисунки задаются на дом» родители, не умеющие рисо­вать, могут вместе с ребенком перевести готовый рисунок из жур­нала через кальку или воспользоваться трафаретом. Такой прием способствует развитию у ребенка внимания и повышает у него интерес к учебной деятельности.

Все рисунки ребенок раскрашивает, самостоятельно подби­рая нужный цвет.

Итак, тетрадь является как бы индивидуальной азбукой для обучения ребенка правильной речи. Индивидуальность определяется последовательностью прохождения разделов и объемом материала в каждом из них. Правильно оформляя тетради вос­питатель дает родителям возможность составить представление об общем плане работы с ребенком, понять, что затрудняет его и требует соответствующей отработки, а что _ только уточнения повторения, что и зачем они делают в данный момент и как это связано с дальнейшей реализацией перспективного плана рабо­ты. Такая организация материала способствует осознанию вза­имосвязи и взаимозависимости всех разделов работы.

Поскольку наиболее частыми нарушениями речи у детей яв­ляются дефекты звукопроизношения, воспитатель должен уде­лять данному направлению работы наибольшее внимание. Одним из его разделов является артикуляционная гимнастика.

Специальные целенаправленные упражнения подготавлива­ют артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесе­нию нужных звуков. Воспитатель показывает родителям как на­до выполнять каждое упражнение любого комплекса на что сле­дует обращать особое внимание.

Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно или через день в форме игры. С детьми четырех лет и старше занятия проводят перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свою артикуляцию. При этом должны соблюдаться те же требо­вания, которые предъявляются к проведению артикуляционной гимнастики: точность движений, равномерное участие в них ле­вой и правой половины языка и т. д.

 

 

Рис 1. Образец оформления индивидуальной тетради ребенка

 

 

Рис. 2. Образец оформления индивидуальной тетради ребенка

 

 

Если и при систематических занятиях дома в течение двух-трех месяцев нужная группа звуков не появится, следует обра­титься к логопеду,

Ниже приводятся комплексы упражнений для формирования основных групп звуков у детей в возрасте от трех-четырех лет. Руководя работой родителей, воспитатель должен обратить их внимание на следующее:

надо выбрать комплекс упражнений для усвоения тех звуков которые неправильно произносит ребенок. Если он искажает все группы звуков, можно одновременно брать упражнения из комп­лексов для свистящих и сонорных звуков, а потом переходить к другим комплексам;

у ребенка не всегда может сразу все хорошо получаться и порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его и вернуть к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это тоже не получалось;

выполнять все упражнения надо поэтапно, в той последова­тельности, в какой они даны в пособии.

Когда у ребенка появится звук, надо постепенно с помощью воспитателя вводить его в речь, т.е. учить ребенка правильно употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи.

Всю работу по формированию правильного звукопроизношения родители согласовывают с воспитателем и логопедом, обра­щаются к ним при всех возникающих затруднениях.

ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС

(для свистящих звуков с, з, ц)

Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и точные движения языка, в которых участвуют кончик языка (он находится за нижними зубами), боковые края языка (они плот­но примыкают к верхним коренным зубам), спинка языка (перед­няя часть ее приподнимается к альвеолам и образует с ними щель, а при звуке ц сначала смычку, потом щель); движения губ (в улыбке), нижней челюсти (едва опущена) и наличие воздушной струи (достаточно сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых движений языка и воздушной струи спо­собствуют следующие упражнения.

Загнать мяч в ворота

Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную

струю.

Краткое описание. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребен­ком), загоняя его между двумя кубиками.

Методические указания. 1. Следить, чтобы не на­дувались щеки, для этого их можно слегка придерживать паль­цами. 2. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удер­живать его широким, распластанным.

Краткое описание. Немного приоткрыть рот, спокой­но положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя... Удерживать широкий язык в спо­койном положении при открытом рте под счет от одного до пя­ти — десяти.

Методические указания. 1. Нижнюю губу не сле­дует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2. Язык дол­жен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопы­вать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребенок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Про­контролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребенка, если тот делает упражнение правильно, она будет откло­няться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.

Сделать язык широким

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном,

расслабленном положении,

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, по­ложить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удержи­вать его в таком положении под счет от одного до пяти — десяти.

Методические указания. 1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. 2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык дале­ко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться углов рта. 5. Если это упражнение не по­лучается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослуш­ный язык».

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося дли­тельно звук ф сдуть ватку на противоположный край стола.

Методические указания. 1. Нижняя губа не долж­на натягиваться на нижние зубы. 2. Нельзя надувать щеки. 3. Сле­дить, чтобы дети произносили звук ф, а не звук я, т, е. чтобы воз­душная струя была узкая, а не рассеянная.

Почистим зубы

Цель. Научить детей удерживать кончик языка за нижни­ми зубами.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, при­открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы» делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.

Методические указания. 1. Губы неподвижны, на­ходятся в положении улыбки. 2. Двигая кончиком языка из сто­роны в сторону, следить, чтобы он находился у десен, а не сколь­зил по верхнему краю зубов. 3. Двигая языком снизу вверх, сле­дить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

ВТОРОЙ КОМПЛЕКС

(для шипящих звуков ш, ж, ч, щ)

Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тон­кие движения языка: широкий передний край языка поднимает­ся к передней части твердого нёба, при этом кончик языка обра­зует щель с твердым нёбом (при ч — сначала смычку, а потом Щель); боковые края языка плотно прилегают к верхним корен­ным зубам; губы выдвигаются вперед и округляются; нижняя че­люсть слегка опускается; воздушная струя идет посередине язы­ка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струя способствуют следующие упражнения.

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка. Описание упражнения и методические указания см. на с. 102.

Сделать язык широким

Цель. Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание упражнения и методические указания см. на с. 102,

Приклей конфетку

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка

вверх.

Краткое описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький ку­сочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Методические указания. 1. Следить, чтобы рабо­тал только язык — нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире чем на 1,5—2 см, 3, Если нижняя че­люсть участвует в выполнении движения, можно поставить чис­тый указательный палец ребенка сбоку между коренными зуба­ми (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

Грибок

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъя­зычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, при­открыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, ши­роко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриб­ка, а растянутая подъязычная связка -— его ножку.)

Методические указания. 1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки. 2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно—- ни одна половина не должна опу­скаться. 3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание упражнения и методические указания см. на с. 103,

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части язы­ка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Краткое описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания. 1. Следить, чтобы рабо­тал только язык» а нижняя челюсть не помогала, не «подсажива­ла* язык наверх — она должна быть неподвижной (можно при­держивать ее пальцем). 2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык;». Как только язык станет распластанным, нужно шпателем под­нять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

Гармошка

Цель. Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, при­клеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъя­зычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При пов­торении упражнения надо стараться открывать рот все шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

Методические указания. 1. Следить, чтобы при от­крывании рта губы были неподвижны. 2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счет от трех до де­сяти. 3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Фокус

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю по­середине языка.

Краткое описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, по­ложить широкий передний край языка на верхнюю губу так, что­бы боковые края его были прижаты, а посередине языка был же­лобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

Методические указания. 1. Следить» чтобы ниж­няя челюсть была неподвижной, 2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в ко­торую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слег­ка придержать язык. 3. Нижняя губа не должна подворачивать­ся и натягиваться на нижние зубы»

ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС

(для звука л)

Для произнесения звука л необходима достаточно сложная и дифференцированная работа различных частей языка; кончик языка поднимается вверх и прижимается к основанию верхних зубов, передняя и средняя части спинки языка опускаются, зад­няя часть спинки языка приподнимается и оттягивается назад, края языка опускаются и пропускают выходящую воздушную струю. Выработке необходимых движений языка способствуют следующие упражнения:

Наказать непослушный язык

Цель. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.

Описание упражнения и методические указания см. на с. 102,

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

Описание упражнения и методические указания см. на с. 104.

Пароход гудит

Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.

Краткое описание. Приоткрыть рот и длительно про­износить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания. Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Индюк

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Краткое описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отры­вать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала произво­дить медленные движения» потом убыстрить темп и добавить го­лос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

Методические указания. 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2. Чтобы движения языком были впе­ред-назад, а не из стороны в сторону. 3. Язык должен «облизы­вать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

Качели

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение язы­ка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, при­открыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутрен­ней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одно­го до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы {тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4—6 раз.

Методические указания. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвиж­ными.

Пощелкать кончиком языка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем язы­ка вверх.

Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Методические указания. 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2. Нижняя че­люсть не должна двигаться; работает только язык. 3. Если у ре­бенка пощелкивание не получается, нужно предложить ему вы­полнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к это­му упражнению. 4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.

Беззвучно пощелкивать кончиком языка

Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребен­ку определить место языка при произнесении звука л.

Краткое описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.

Методические указания, 1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2. Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3. Кон­чик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а не высовыва­ется изо рта.

ЧЕТВЕРТЫЙ КОМПЛЕКС

(для звука р)

Для произнесения звука р необходима сложная работа всех мышц языка: кончик языка и его передняя часть подняты к аль­веолам, напряжены, кончик языка вибрирует в проходящей воз­душной струе. Средняя часть языка опущена, его боковые края прижаты к верхним коренным зубам; выдыхаемая воздушная струя должна быть сильной, направленной. Выработке необхо­димых движений языка и воздушной струи способствуют сле­дующие упражнения.

Чьи зубы чище?

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Краткое описание. Приоткрыть рот и кончиком язы­ка «почистить:» верхние зубы с внутренней стороны, делая движе­ния языком из стороны в сторону.

Методические указания. 1. Губы в улыбке5 верх­ние и нижние зубы видны. 2. Следить, чтобы кончик языка не вы­совывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Маляр

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвиж­ность.

Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и «погла­дить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком впе­ред-назад.

Методические указания. 1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 2. Следить, чтобы кончик языка до­ходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он про­двигается вперед, и не высовывался изо рта.

Кто дальше загонит мяч?

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание упражнения и методические указания ем. на с. 103.

Пощелкать кончиком языка

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем язы­ка вверх.

Описание упражнения и методические указания см. на с. 106,

Вкусное варенье

Цель. Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх.

Описание упражнения и методические указания см. на с. 104,

Индюк

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и подвижность его передней части.

Описание упражнения и методические указания см. на с. 106.

Барабанщики

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Краткое описание. Улыбнуться, открыть рот и посту­чать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчет­ливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить мед­ленно. Постепенно убыстрять темп.

Методические указания. 1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; ра­ботает только язык. 2. Следить, чтобы звук в носил характер чет­кого удара — не был хлюпающим. 3. Кончик языка не должен подворачиваться, 4.Звук д нужно произносить так, чтобы ощу­щалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги. При правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.

Вопросы

1. Как должен воспитатель оформлять тетради детей?

2. Какую помощь должен оказать воспитатель родителям, дети которых име­ют нарушения звукопроизношения?

3. На что необходимо обратить внимание родителей при проведении ими упражнений с детьми для развития органов артикуляционного аппарата?


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.069 с.