Работа по результатам обследования — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Работа по результатам обследования

2017-10-10 105
Работа по результатам обследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

После подведения итогов пообследованию в конце сентября или начале октября воспитатель проводит родительское собрание. Он знакомит родителей с состоянием речи их детей; объясняет, что неправильное произношение звуков может закрепиться, от­разиться на письме при обучении грамоте; рассказывает, каковы функции родителей в воспитании у ребенка правильного произ­ношения, С родителями, у детей которых выявлены более серьез­ные нарушения в словаре, во фразовой речи, в темпе и ритме речи и т. д., воспитатель беседует отдельно, рекомендует им обра­титься к логопеду и строго выполнять все его указания. Сам педа­гог также поддерживает связь с логопедом, показывает ему детей, если возникает необходимость, направляет их в специализирован­ный детский сад (для детей с недостатками речи). По мере необ­ходимости он обеспечивает консультацию врачей разных спе­циальностей: невропатолога, отоларинголога, ортодонта и др. Во всей своей дальнейшей работе педагог учитывает особен­ности речи каждого ребенка, постоянно и настойчиво, исполь­зуя фронтальные, индивидуальные занятия, помощь родителей, воспитывает у детей правильную речь.

Вопросы

1. Каковы общие принципы обследования речи детей?

2. Как подбирается материал для обследования?

3. На что должен обращать внимание воспитатель в процессе обследования?

4. Как оформляются результаты обследования?

5. Какую работу и с кем проводит воспитатель после обследования речи детей?

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Мы правильно произносим различные звуки как изолирован­но, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.

Точность, сила и дифференцированность этих движений раз­виваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Работа по развитию основных движений органов артикуля­ционного аппарата проводится в форме артикуляционной гим­настики. Цель артикуляционной гимнастики — выработка полно­ценных движений и определенных положений органов артикуля­ционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подби­рать произвольно. Следует предусматривать те движения и поло­жения органов артикуляционного аппарата, в результате кото­рых образуются звуки, составляющие фонетическую систему дан­ного языка.

Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, а которой различают переднюю, среднюю и зад­нюю части. Особо можно выделить кончик языка, которым как бы заканчивается передняя часть языка, и боковые края перед­ней и средней частей языка, так как от их работы зависит качест­во звуков.

Наибольшей степенью подвижности обладают передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за ниж­ние зубы (при звуках с, з, ц) подниматься за верхние зубы (при звуках т, д, н), прижиматься к альвеолам (при звуке л), дрожать под напором выдыхаемой струи воздуха (при звуке р). Перед­няя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (при звуках с, з, ц)У подниматься к нёбу вместе с кончиком языка и образо­вывать щель с твердым нёбом (при звуках ш, ж, щ). Поэтому в артикуляционную гимнастику входят упражнения, в процессе которых вырабатываются следующие положения кончика языка: а) опущен за нижние зубы — «Почистим зубы» (см. с. 103), б) под­нят вверх — «Маляр», «Грибок», «Гармошка» (см. с. 105). После того как каждое положение будет отработано, дается упражне­ние на переклЕочение с одного положения на другое — «Каче­ли» (см. с. 106).

Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движе­ниях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому нёбу (при звуке й и мяг­ких согласных). Для выработки подъема средней части спин­ки языка выполняют упражнение «Киска сердится». Детям пред­лагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верх­ними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдви­гались вперед.

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (при звуках к, г) или же образовывать щель с нёбом (при звуке х). Для отработки этих движений служат упражнения «Паро­ход гудит» (см. с. 106), «Прятки» (см. с» 175).

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней по­верхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (при звуках и, э, с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р); могут опус­каться и пропускать струю воздуха вбок (при звуке л); язык может сужаться и боковые края его не будут касаться корен­ных зубов (при звуках о, у). Таким образом, язык может быть: а) широким, распластанным — для отработки этого положения служат упражнения «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье» (см. с. 104); б) узким – сужению языка способствуют упражнения «Часики», когда дети при приоткрытом рте делают движения кончиком языка от одного угла рта к другому, и «До­стань леденец»: детям предлагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца; при этом надо следить, чтобы губы были неподвижны.

В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке у), округляться (при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (при звуках и, с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед (при звуках щ, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (при звуках п, б, м) образовывать щель, приближаясь к верхним передним зу­бам (при звуках ф, в). Выработке подвижности губ способствуют упражнения «Кто лучше сделает дудочку?» (см, с. 24), «Кто умеет улыбаться?» (см. с. 161), «Построим забор» (см. с, 163).

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков (см, упражнения «Пароход гудит», «Качели», с. 106).

Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки м, м', н, н'. Если мягкое нёбо поднято, а маленький язычок прижимается к зад­ней стенке глотки, то закрывается проход в носовую полость. Выдыхаемая струя воздуха идет через рот и образуются ротовые звуки (все звуки, кроме м, м', н, н'). Развитию подвижности мягкого нёба способствуют упражнения типа «Подуть на оду­ванчики», «Ветер срывает листок» (покашлять с открытым ртом на листок, подвешенный на ниточке).

Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каж­дый орган занимает определенное положение. В речи звуки про­износятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое поло­жение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добить­ся, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их — координирована.

 

 

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

Целенаправленные упражнения помогают подготовить арти­куляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нуж­ных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т. е. все то, что необходимо для правильного образования звука.

Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отра­ботки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.

Первый комплекс и включает эти основные упраж­нения.

1. Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. Вытягивание губ вперед трубочкой.

3. Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой.

4. Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положе­нии улыбки.

5. Язык широкий.

6. Язык узкий.

7. Чередование положений языка: широкий — узкий»

8. Подъем языка за верхние зубы.

9. Чередование движений языка вверх-вниз.

10. Чередование следующих движений языка (при опущен­ном кончике): отодвигать язык в глубь рта — приближать к передним нижним резцам.

После отработки упражнений первого комплекса воспитатель в зависимости от того, какие звуки нарушены у большинства детей, подбирает соответствующие комплексы и проводит их.

Второй комплекс. Упражнения» способствующие выра­ботке движений и положений органов артикуляционного аппара­та, необходимых для правильного произношения свистящих зву­ков {см. 102).

Третий комплекс. Упражнения, способствующие вы­работке движений и положений органов артикуляционного ап­парата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков (см. 103).

Четвертый комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука л (см. 105).

Пятый комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука р

(см. 107).

В течение года во всех возрастных группах педагог, исполь­зует указанные выше комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.

С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений неве­лик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движе­ния органов артикуляционного аппарата.

В средней группе для артикуляционной гимнастики исполь­зуются игровые приемы. На основе приобретенных детьми прос­тейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повы­шаются и требования к выполнению артикуляционной гимна­стики.

В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с од­ного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение ор­гана артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильны­ми, привычными, поэтому можно проводить упражнения в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков (свистящие, шипящие, л, р) воспитатель может закончить артикуляционную гимнастику звукоподражанием на отрабатывае­мый звук.

В подготовительной к школе группе (и во второй половине года в старшей группе, когда у детей уже сформировано правиль­ное звукопроизношение) для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков (с учетом последовательности развития ее у детей): а) гласных: и —у, эо, ио, эу, иэ, уо;

б) длительных и взрывных согласных: м — б, н — г; в) носовых и сонорных: мл, н — л; г) губных и язычных; б — д, ф — х; д) взрывных и щелевых: бв, кх; е) переднеязычных и заднеязычных: сх, дг.

Эта работа способствует развитию у ребенка фонематичес­кого слуха. Она проводится с использованием игровых приемов. Например» воспитатель говорит: «Попищим тоненько, как мышка: иии..., потом погудим, как паровоз: ууу». При этом он показывает картинки с изображением мышки и паровоза (см. «Приложе­ние»).


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.