Временные задержки развития речи — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Временные задержки развития речи

2017-10-10 87
Временные задержки развития речи 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По тем или иным причинам речь ребенка может задержаться на любом этапе ее развития. Часто у таких детей позже появля­ются слова, их запас не соответствует возрасту ребенка, развитие фразовой речи идет с опозданием, долго держатся недостатки звукопроизношения. Задержки развития речи должны вызывать тревогу у родителей и педагогов не тогда, когда у ребенка в два года нет речи, а уже в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления или оно проявляется мало, когда своевременно нет лепета или первых слов. Чем раньше это будет выявлено, тем легче будет помочь ребенку.

Причинами задержки речи могут служить различные заболева­ния, перенесенные ребенком в раннем возрасте. Особенно сильно влияют желудочно-кишечные заболевания, нарушающие питание организма и коры головного мозга. При укреплении организма и создании благоприятных условий для развития речи ребенок догоняет своих сверстников в речевом развитии, однако чтобы преодолеть эти отклонения, необходимы специальные занятия.

Для правильной организации работы с такими детьми воспи­татель должен знать, какие требования предъявлять ребенку в различные периоды формирования его речи.

Детей, у которых явно выражена задержка в развитии речи, независимо от их возраста, нужно направлять в группу, соответ­ствующую их речевому развитию. Однако разница в возрасте не должна превышать один год. Решить вопрос, какую возрастную группу должен посещать ребенок, можно только после консульта­ции с психоневрологом и логопедом.

Начальные этапы работы по накоплению словаря и развитию фразовой речи аналогичны работе, которую проводят с детьми-алаликами (см. ниже).

Вопросы

1. В чем проявляются и чем могут быть вызваны временные задержки развития речи?

2. Что требуется для преодоления временных задержек в развитии речи?

АЛАЛИЯ

Алалией принято называть полное или частичное отсутствие речи у детей (до трех-пяти лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившим во внутри­утробном или раннем периоде развития ребенка,

В дальнейшем при овладении речью у таких детей выявляются определенные затруднения: накопление словаря идет очень мед­ленно, фразу они строят с трудом, неправильно, например: «Маль­чик горка санках катается» (Мальчик катается на санках с горки). В словах встречаются перестановки, сокращения, многообразные замены одного звука другим. Иногда у таких детей бывает своя речь, которую окружающие не понимают, например: «Ляля киля гиляв (Девочка катается на лыжах).

Впоследствии, благодаря занятиям, увеличивается словарь, улучшается фразовая речь, но ребенок постоянно отстает в речевом развитии от своих сверстников.

И алалии, и временные задержки в развитии речи требуют в начале работы с ребенком более или менее одинаковых приемов. Со временем выявляется характер нарушения. У детей-алаликов встречаются стойкие нарушения словаря и фразовой речи, темпы развития ее значительно медленнее, чем у детей со временной задержкой развития речи.

Воспитатель не только помогает таким детям в их речевом развитии на общих занятиях, но и выделяет время для индиви­дуальной специальной работы.

Чтобы ребенок приобрел определенный запас слов, простых по произношению и часто употребляемых (названия игрушек, одежды, посуды, фруктов, овощей и др.), необходимо уделять ему больше внимания при рассматривании картинок, а также на про­гулке, каждый раз называя встречающиеся предметы. Если ребе­нок отказывается повторять за воспитателем слово, не надо требо­вать от него ответа в данный момент. В дальнейшем это слово надо давать в различных вариантах много раз. Со временем ребенок сам начнет повторять это слово за воспитателем. Каждое проявление его речевой активности должно поощряться взрос­лыми.

Когда ребенок овладеет некоторым количеством слов (20—30), в том числе и словами, обозначающими действия, воспитатель начинает приучать его пользоваться связной речью. Производя любое действие, педагог сопровождает его речью (например, уложив куклу, он говорит: я Ляля спита н т. п.), того же постепенно он начинает требовать и от ребенка. Сначала детям дают предло­жения из двух слов — существительного и глагола, потом вводят прилагательные и другие части речи. Так, постепенно у ребенка увеличивается словарь, появляется фразовая речь.

Необходимо знать речевые возможности ребенка на каждом конкретном этапе его развития» правильно использовать их на занятиях по разным разделам программы. Не следует требовать от него называть или говорить то, что в данный момент ему недоступно, так как это может привести к отказу от речи. Побуж­дать детей к разговору следует, но принуждать нельзя.

В процессе работы по обогащению, уточнению и активизации словаря, развитию связной речи таким детям помимо фронталь­ных и подгрупповых занятий нужны еще и индивидуальные. Их можно организовывать в быту, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков, когда воспитатель и родители имеют возможность многократно называть различные действия, которые выполняет ребенок, и предметы, которыми он при этом пользуется.

Нельзя перегружать ребенка речевым материалом — это может привести к заиканию. Лексический материал следует подбирать с учетом его количества и доступности.

Работа воспитателя проводится в тесном контакте с родите­лями, логопедом и психоневрологом, лечащим ребенка; без такого контакта невозможен правильный подход к нему.

Вопросы и задания

1. Дайте определение алалии и раскройте причины ее возникновения.

2. В чем особенности нарушений речи при алалии?

3. В чем заключается работа воспитателя с ребенком-алалнком?

ЗАИКАНИЕ

Заикание — это нарушение темпа, ритма, плавности речи,

вызываемое судорогами в различных частях периферического ре­чевого аппарата.

При заикании ребенка мы наблюдаем в его речи вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов, Заикание чаще всего возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет, Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:

а) употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, ы);

б) повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; в) вынужденные остановки в середине слова, фразы, г) затруднения перед началом речи.

Причиной появления заикания является ослабленность цент­ральной нервной системы. Поводы к возникновению заикания могут быть различными.

Иногда оно появляется после ряда инфекционных заболеваний, когда организм ослаблен. Часто заи­кание возникает после испуга или при длительной психической травматизации — постоянном несправедливом, грубом отноше­нии к ребенку окружающих его людей. К заиканию может при­вести внезапное изменение в худшую сторону жизненных условий (обстановки в семье, режима). Нередки случаи заикания у детей с рано развившейся речью, родители которых читают им слишком много стихов, сказок, обращаются с постоянными просьбами: «расскажи», «повтори», часто заставляют говорить напоказ.

Иногда у детей, поздно начавших говорить (в возрасте около трех лет), одновременно с бурным развитием речи возникает и заикание. Следует иметь в виду, что заикание также может появляться у детей с замедленно формирующейся моторной сфе­рой. Такие дети неловки, плохо себя обслуживают, вяло жуют, у них недостаточно развита мелкая моторика рук. Знание этих причин помогает воспитателю, особенно первой и второй младших групп, вовремя выявлять таких детей, уделять им больше внима­ния: одним — на занятиях по развитию речи, другим — на заня­тиях по физической культуре и музыкальных, проводить беседы с родителями о помощи детям, а также о правильном воспита­нии, поскольку заикание легче предупредить, чем лечить. Ввиду то­го что это дети с ослабленной нервной системой, для них требуются индивидуальный подход, спокойная обстановка в семье, правиль­ный общий и речевой режим. В беседах с родителями воспитатель должен заострить их внимание на ряде моментов:

нельзя читать детям много книг, не соответствующих их воз­расту. Вредно чтение на ночь сказок, особенно страшных, так как это может вызвать у ребенка чувство постоянного страха: он боится увидеть Бабу Ягу, лешего, черта и т. п.;

не следует разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Это утомляет и перевозбуждает ребенка. Особенно отри­цательно действуют передачи, не соответствующие его возрасту и просмотренные перед сном;

нельзя чрезмерно баловать детей, исполнять любые их прихоти, так как в этом случае психической травмой для ребенка может послужить даже незначительное противоречие ему, например, от­каз в чем-то желаемом. Требования, предъявляемые к ребенку, должны соответствовать его возрасту, быть всегда одинаковыми, постоянными со стороны всех окружающих как в семье, так и в детском саду;

не следует перегружать ребенка большим количеством впечат­лений (кино, чтение, просмотр телепередач и др.) в период выздо­ровления после перенесенного заболевания. Несоблюдение режима и требований правильного воспитания в это время может легко привести к возникновению заикания;

нельзя запугивать ребенка, наказывать, оставляя одного в помещении, особенно плохо освещенном. В виде наказания можно заставить его спокойно посидеть на стуле, лишить участия в люби­мой игре и т. п.

Воспитателю необходимо помнить следующее. В случае поступ­ления заикающегося ребенка в детский сад нужно установить связь с родителями, выявить причины заикания и постараться их устранить, проявить к такому ребенку максимум внимания, чуткос­ти, наладить с ним контакт, не фиксировать внимание ребенка на его недостатке и следить, чтобы его не дразнили другие дети.

Говорить с таким ребенком надо четко, плавно (не отрывая одно слово от другого), не торопясь, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев.

Нужно быть всегда одинаково ровным и требовательным к

малышу. Следует сблизить такого ребенка с наиболее уравнове­шенными, хорошо говорящими детьми, чтобы5 подражая им, он учился говорить выразительно и плавно. Нельзя вовлекать заика­ющихся детей в игры, которые возбуждают и требуют от участни­ков индивидуальных речевых выступлений. Вместе с тем им по­лезно участвовать и хороводных и других играх, требующих хоровых ответов.

Таких детей нельзя спрашивать первыми на занятиях. Лучше спросить после ребенка, который хорошо ответил. Если ребенок не может начать говорить или начал, но плохо, запинаясь, воспита­тель должен помочь ему произнести слово (фразу) или отвлечь его внимание другим вопросом, не дав возможности говорить с запинками.

Для заикающегося ребенка очень важны музыкальные занятия, которые способствуют развитию правильного речевого дыхания, чувства темпа, ритма. Полезны дополнительные занятия по пению. На празднике надо предоставить ему возможность спеть песню вместе с другими детьми, чтобы не лишать радости выступить, не подчеркивать его недостаток, а, наоборот, вселять уверенность в свои силы (особенно это относится к детям старшей и подгото­вительной к школе групп).

Заикающийся ребенок все время должен находиться под наблюдением логопеда и психоневролога.

Вопросы

1. Что такое заикание?

2. Что может являться причиной возникновения заикания?

3. Что должен делать воспитатель для предупреждения заикания у детей?

4. Какую помощь может оказать воспитатель заикающемуся ребенку?


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.