Занятие 54. Звук Рь. Буква Р — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Занятие 54. Звук Рь. Буква Р

2017-10-08 279
Занятие 54. Звук Рь. Буква Р 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели:

коррекционно-образовательные:

— дать понятие о механизме образования звука Рь;

— формировать навыки словообразования;

коррекционно-развивающие:

— автоматизировать звук Рь в слогах, словах, предложениях;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

— уточнять и расширять словарь;

— автоматизировать нижнедиафрагмальное дыха­ние;

— работать над голосом;

— развивать фонематический слух и восприятие; коррекционно-воспитательная:

— воспитывать самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акусти­ческий контроль.

Оборудование: дидактическое пособие к игре «Рыболовы», предметные картинки, в названии которых присутствует звук Рь, сюжетные картин­ки с изображением людей различных профес­сий, тетради, карандаши, наборы для составления схем,зеркала.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Скажи наоборот: ра — ря ры —... ро -... ру -... и т.д.

II. Развитие обшей. мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.

Общее расслабление (см. занятие 53).

Развитие общей моторики (см. занятие 53).

Развитие мелкой моторики (см. занятие 53).

Массаж лица (см. занятие 53).

Развитие мимических мышц (см. занятие 53).

Развитие артикуляционной моторики (см. занятие 53).

Работа по развитию дыхания и голоса.

— Автоматизация нижнедиафрагмального дыха­ния.

— Голосовые упражнения: «Укачивание» (имита­ция укачивания ребенка, куклы).


 

II I. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы.

Сегодня мы познакомимся со звуком Рь и будем следить за правильным произношением этого звука.

2. Акустико-артикуляционный образ звука. Характеристика артикуляции.

Губы в улыбке или занимают положение последу­ющего гласного. Кончик языка поднят к альвеолам и дрожит под напором сильной воздушной струи. Спинка языка приподнята. Боковые края языка при­жимаются к верхним коренным зубам. Звук Рь — согласный, мягкий, звонкий.

3. Развитие фонематического слуха. Игра «Рыбо­ловы».

Дети по очереди магнитной удочкой «вылавлива­ют» из аквариума предметные картинки, называют их и определяют местоположение заданного звука в слове.

4.Связь звука и буквы.

Выкладывание буквы Р из мелких предметов. Отыскивание в разрезных азбуках.

5.Автоматизация звуков в слогах, словах, предло­жениях и текстах.

— Повторение (вслед за логопедом) слоговых рядов:

ре-ри-ря-рю рю-ря-ри-ре ря-ри-ре-рю и т.д.

— Игра «Договори слово». Звона... (рь) слеса...(рь) Коса...(рь) писа...(рь) Врата... (рь) паха... (рь) Лека... (рь) секрета... (рь)

— Звуковой анализ слов писарь, пахарь (с пред­варительным объяснением лексического зна­чения этих слов). Выкладывание из цветных фишек схем. Деление слов на слоги, с выделе­нием ударного слога.

— Составление небольших предложений. (Напри­мер: «Мама варит рис».) Анализ этих предложе­ний. Запись графической схемы. Выкладывание из букв разрезной азбуки. Печать в тетрадях.

IV Физкультминутка.
Наивысший пилотаж Мам покажет экипаж. В поднебесье самолет Детям крылышком махнет. Посчитаем, сколько раз Поприветствует он нас. Со звуком у-у-у-у дети выполняют наклоны влево и вправо с вытянутыми в стороны руками (5—7 раз в каждую сторону).

 

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи. Игра «Кто где работа­ет?» (с опорой на сюжетные картинки).

Дети рассматривают картинки и рассказывают, кто где работает.

В аптеке работает аптекарь. Траву косит косарь. В колокола звонит звонарь. В библиотеке работает библиотекарь. В воротах стоит вратарь. Землю пашет пахарь. У станка работает слесарь. Директору помогает секретарь. Виноград выращивает виноградарь.

VI. Итог занятия и оценка работы детей.

С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику звука Рь, подробно опишите его артикуляцию.

Какие профессии вы запомнили?

VII. Домашнее задание.

К занятию 54 (альбом 3, с. 16—17).

VIII. Материал для закрепления вне занятий (тетрадь 3, с. 14; апрель, 2 неделя).

Фонетические игры.

— Подобрать слова, в которых звук Р находится в начале слова (из предложенных картинок).

— Подобрать слова, в которых звук Рь находится в конце слова (из предложенных картинок).

— Игра «Хлопай — топай». На слова со звуком Р — хлопаем, со звуком Рь — топаем.

— Звуковой анализ слов типа рюмка, рамка с выкладыванием графических схем.

— Повторение слоговых рядов: ра-ра-ра-ря, ря- ра-ря-ра и т.д.

— Игра «Скажи наоборот». Ра-ра-ра-ра — ря-ря- ря-ря. Ро-ро-ро-ро —... Ру-ру-ру-ру —... Ры- ры-ры-ры —...

2. Лексико-грамматические игры.

— Игра «Кем ты будешь?» (употребление глаголов будущего времени). Я буду строителем, пост­рою дома. Я буду....

— Игра «Назови профессию» (образование сущес­твительных с помощью суффикса -щик-).

Кто носит багаж? — Носильщик.

Кто сваривает трубы? — Сварщик.

Кто вставляет стекла? — Стекольщик.

Кто работает на кране? — Крановщик.

Кто кладет камни? — Каменщик.

Кто чинит часы? — Часовщик.

Кто точит ножи? — Точильщик.

Кто кроит платье? — Закройщик.

- Игра «Назови женские профессии» (словооб­разование).

Ткач — ткачиха повар —...

Воспитатель —... учитель —...

Художник —... продавец —...

Певец —... летчик —...

Пианист —... скрипач —...

- Игра «Почему так назвали?» (сложные слова).

Рыболов — ловит рыбу. Пчеловод —.... Землекоп —.... Лесоруб —.... Трубочист —....

- Игра «Кто чем работает?» (образование тво­рительного падежа имен существительных). Маляр — кистью, землекоп — дворник —....


Занятие 55. Звуки Р — Рь

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей давать сравнительную характерис­тику звуков Р — Рь;

— формировать навыки словообразования;

— формировать словарь прилагательных; коррекционно-развивающие:

— учить детей дифференцировать звуки Р — Рь в слогах, словах и предложениях;

— учить координировать речь с движениями;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— развивать дыхание и голос;

— развивать навыки звуко-буквенного анализа;

— закреплять навыки ориентации на листе бумаги; коррекционно-воспитательная:

— воспитывать наблюдательность и навыки куль­турного поведения в собственном доме (квар­тире).

Оборудование: дидактическое пособие к игре «Новоселье» и игре «Назови какой дом», кар­тинки, в названии которых присутствуют звуки Р, Рь, набор картинок для игры «Угадай-ка», тетра­ди, карандаши, разрезные азбуки, наборы для составления схем.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто вспомнит профессии, о которых говорили на прошлом занятии.


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.