Развитие общей моторики. «Жук». — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Развитие общей моторики. «Жук».

2017-10-08 124
Развитие общей моторики. «Жук». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие 43. Звук и буква Ж

Цели:

коррекционно-образовательные:

· формировать предикативную функцию речи и «семантическое поле» слова «жук»;

· формировать навыки словоизменения;

корекционно-развиваюшие:

· формировать правильный артикуляционный уклад звука «Ж»;

· автоматизировать звук «Ж» в слогах, словах, предложениях;

· развивать фонематический слух и восприятие; закреплять знания о насекомых и действиях, которые они выполняют;

коррекционно-воспитательная:

· воспитывать чувство любви к природе.

Оборудование: зеркала, наборы для составления схем, предметные картинки с изображением насе­комых, таблица акустико-артикуляционной харак­теристики звука.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Какой звук чаще всего слышится: Жук отважный однажды, Жужжа, ожидал ужин важный. Должен он был за ужином Обслуживать жужелиц дюжину.

II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.

I Общее расслабление. «Кулачки». Руки на коленях, Кулачки сжаты, Крепко с напряжением, Пальчики прижаты, Пальчики сильней сжимаем — Отпускаем, разжимаем. Знайте, девочки и мальчики, Мыс вами отдыхаем.

Развитие общей моторики. «Жук».

Жук ползет по ветке Дети ползут по положенной на пол узкой доске.
Жук падает с ветки на землю, болтает лапками, Припадают на пол, болтают руками и ногами
затем переворачивается, встает и летит. Дети бегут, взмахивая «крыльями» -руками.
3. Развитие мелкой моторики.
Я весёлый майский жук, Знаю все сады вокруг. Над лужайками кружу А зовут меня Жу-жу. Не кусай, комарик злой, Я уже бегу домой. Сжать кулачок, указатель­ный палец и мизинец развес­ти в стороны — «усы», поше­велить ими. Сжать кулачок, указательный палец вперёд (хоботок). Ми юнец и боль­шой пальцы, pat 1 побив, опус­тить вниз -* папки».

Массаж лица.

По общим правилам.

4. Развитие мимических мышц.

После массажа любуемся собой: возмутились, рассердились, нахмурились, удивились, обрадова­лись.

5. Артикуляционная гимнастика:

· округлить губы при сближенных зубах;

· рот широко открыт, удерживание широко рас­пластанного языка под счет на нижней губе;

· широким языком обнять верхнюю губу, верхние зубы, занести язык в форме «чашечки» в рот;

· удерживание языка в положении «чашечки» под счет снаружи рта и за верхними зубами;

· занесение языка в положении «чашечки» за верхние зубы с подключением сильного рото­вого выдоха. (Все упражнения выполняются перед зеркалом с подключением тактильного контроля.)

Работа по развитию дыхания и голоса.

В магазин жуки ходили Шарик там себе купили: Будут шарик надувать, Будут шариком играть. Раздувайся, наш шар, Раздувайся, большой, Оставайся такой и не лопайся!

Контроль за движением брюшной стенки.

III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

Объявление темы занятия.

Логопед: «Сегодня мы с вами отправимся в стра­ну Жужжандию, где проживают разные насекомые, а главный правитель у них — жук. С приходом весны пробуждаются жители этой страны».

2. Акустико-артикуляционный образ звука.

Логопед: «Проверьте, правильно ли у вас рабо­тают губы, язык. Губы вытяните бубликом, рупором; кончик языка поднимайте за верхние зубы; боковые края языка прижимайте к верхним коренным зубам; язык должен принять форму чашечки; превратитесь в жука и пожужжите так, как на лугу жужжат насто­ящие жуки. Приложите руку к горлу, почувствуйте, как работают ваши голосовые связки.

Звук «Ж» — согласный, твердый, звонкий, шипя­щий».

Развитие фонематического слуха. Игра «Чудо- дерево».

Украсить дерево игрушками, в названиях кото­рых имеется соответствующий звук.

Связь звука и буквы.

Эта буква широка И похожа на жука И при этом, точно жук, Издает жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С. Маршак)

5. Автоматизация звуков в слогах, словах, предло­жениях и текстах.

· Звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись.

· Звуковой анализ с графической записью.

· По заданной схеме составить предложение со словом «жук» и «Жужжандия».

/У, Физкультминутка.

По бокам себя пошлепаем!

Можем хлопать за спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо машем! Влево машем!

И крест-на-крест Руки сложим.

Итог занятия и оценка работы детей.

В какой стране мы сегодня побывали? Кто там главный правитель? Какой звук он издает? Кто его подданные?

Домашнее задание [1].

К занятию 43 (альбом 3, с. 1).

 

 

Занятие 44. Звуки Ж — 3

Цели:

коррекционно-образовательные:

· учить детей давать характеристику звуков Ж, 3 в сравнительном плане;

· формировать словарь прилагательных;

коррекционно-развиваюишие;

· учить дифференцирован, туки Ж 3 в слогах, словах и предложениях;

· развивать дыхание и голос;

· расширять словарь по теме «Вес на»;

· учить координирован, речи и движениями;

· развивать фонематические процессы;

коррекционно-воспитательная:

· воспитывать отзывчивость, чувство сопережи­вания;

· воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Оборудование: картинки, в названии которых при­сутствуют звуки Ж, 3, сюжетная картина «Весна»,

разрезные азбуки, тетради, карандаши, наборы для составления схем, зеркала.

Ход занятия

/ Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет слова со звуком Ж.

Развитие общей моторики.

 

Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью,   Дети идут по кругу, взяв­шись за руки.  
С радостью, с радостью, С великою милостью: Идут по кругу в обратную сторону.
Со льном высоким, Останавливаются, поднима­ют руки вверх, встают на носочки.
С корнем глубоким, Приседают, опускают руки.
С хлебами обильными. (Русская песенка) Взявшись за руки, бегут по кругу.

 

Массаж лица.

Светит ярко весеннее солнышко и ласкает нам лицо. Поглаживание.
Но ветерок еще холодный! Постукивание поду­шечками пальцев.
А все-таки солнышко сильнее! Поглаживание.

 

Развитие мимических мышц.

Нахмурить брови; закрыть правый глаз, затем левый; надуть щеки.

Объявление темы.

Как жужжит жук? (Ж-ж-ж-ж.) Как звенит кома­рик? (З-з-з-з.) Эти два звука мы будем учиться раз­личать.

Игра «Наоборот».

жо — зо ажа — аза ужу — узу за — жа ижи — изы озо — ожо и т.д.

Дети называют предметные картинки, выстав­ленные на доске. Деля слова на слоги.

Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его рит­мическую структуру (количес тво слогов). Затем в нескольких словах выделить ударные слоги.

Звуковой анализ слов коза, кимт иыкладыва- нием графической схемы.

Работа над деформированной фра юй.

Зоя, лыжах, на, катавпк ч. Дождь, в, нужен, гонт. Анализ предложений.


(оставление предложения по схеме:

IV Физкультминутка.

Это что за зайка, Скачет на лужайке? Исключительно для нас, Он подпрыгнул восемь раз. Восемь легких прыжков на носках.

Фонетические игры.

Игра «Скажи наоборот». Произносить слоги раз­личной структуры и бросать мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и бросает его обратно, изменяя звук в слоге: за — жа, аза — ажа, ажа — аза и т.д.

Демонстрируются картинки: жук (звук Ж) и комар (звук 3). Дети должны подбирать слова с соответствующими звуками на попеременно демонстрируемые картинки.

Звуковой анализ слов типа жаба, зонт. Составление их схем.

Игра «Слоговой магазин». Слова со звуками 3, Ж.

Работа в тетрадях.

Занятие 45. Звуки Ж — Ш

Цели:

коррекционно-образовательные:

— дать детям понятие о механизме образования звуков Ж, Ш в сравнительном плане;

— формировать номинативный словарь;

коррекционно-развивающие:

— учить детей дифференцировать звуки Ж — Ш в слогах, словах, предложениях;

— формировать навыки звукового анализа и син­теза слогов и слов;

— развивать умение анализировать состав пред­ложений;

— развивать фонематические процессы;

— учить координировать речь с движениями;

коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей организованность и само­стоятельность.

Оборудование: предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки Ш, Ж, дидактичес­кое пособие к игре «Воздушные шары», счетные палочки, наборы для составления схем, зерка­ла.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто вспомнит картинки, в названии которых присутствуют звуки Ж, 3.

Объявление темы.

Как жужжит жук? (Ж-ж-ж-ж.) Как шипит змея? (Ш-ш-ш-ш.) Эти два звука мы будем учиться разли­чать.

Связь звуков и букв.

Дети «пишут» буквы Ж, Ш пальчиком в воздухе.

IV. Физкультминутка.

Полюбуемся немножко, Как ступает мягко кошка. Еле слышно: топ-топ-топ, Хвостик книзу: оп-оп-оп. Дети ходят на цыпочках, стараясь делать это бес­шумно.
Но, подняв свой хвост пушистый, Кошка может быть и быстрой. Ввысь бросается отважно, А потом вновь ходит важно. Легкие и быстрые прыж­ки на месте сменяются неспешной грациозной ходьбой с выпрямленной спиной и гордо припод­нятой головой. На ходу «кошки» слегка покачива­ются в стороны.

К занятию 45 (альбом 3, с. 4).

Занятие 46. Звуки Ш — Ж — С — 3

Цели:

коррекционно-образоват е льн ые:

— учить детей различать звуки по артикуляцион­ным и акустическим признакам;

— формировать навыки словообразования;

коррекционно-развива ющие:

— учить детей дифференцировать звуки на мате­риале слогов, слов и предложений;

— развивать фонематические процессы;

— развивать навыки звуко-буквенного анализа;

— выполнять упражнения на предупреждение дисграфии;

— работать над развитием дыхания и голоса;

развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей интерес к различным про­фессиям.

Оборудование: предметные картинки, дидактичес­кое пособие к игре «Лото», тетради, карандаши, разрезные азбуки, наборы для составления схем, зеркала.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Повторить вслед за логопедом слоги: жа-ша-жа,

жу-шу-жу, ши-ши-жа-жу и т.д.

Общее расслабление.

 

 

3. Развитие мелкой моторики. «Помощники». Выполнение движений пальцами по тексту.

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать расхотели.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот рядом прикорнул,

Этот пальчик уж уснул,

А другой давненько спит.

Кто у нас еще шумит?

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите.

Утро ясное придет,

Солнце красное взойдет.

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать.

Просыпайтесь, детвора,

Маме помогать пора.

Объявление темы.

2. Акустико-артикуляционная характеристика зву­ков.

Дается в сравнительном плане, как в предыду­щих занятиях.

Занятие 47. Звук и буква Л

Цели:

коррекционно-образователь ная:

— формировать и расширять у детей «семантичес­кое поле» слов-глаголов;

коррекционно-развиваюшая:

— автоматизировать звук Л в слогах, словах, пред­ложениях;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

— развивать мимические мышцы, дыхание и голос;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— учить подбирать синонимы к словам глаголам;

— уточнять, расширять словарь через форми­рование семантического поля слова «ласточ­ка»;

коррекционно-воспитательн ая:

— воспитывать чувство любви к птицам и береж­ное отношение к окружающей среде.

Оборудование: картина «Ласточка», предметные картинки, наборы для составления схем, зеркала, карандаши, тетради.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Отгадывание загадки. Черный костюм, белая рубашка. Возвратилась из-за моря Быстрокрылая пташка. (Ласточка)

II. Раз витие обшей. мелкой и артикуляционной мо торики. Работа по развитию дыхания и голоса.

1. Общее расслабление.

Наши руки отдыхают... Ноги тоже отдыхают... Отдыхают... Засыпают... Напряженье улетело... И расслаблено все тело....

Ласточки летели, Все люди глядели. Ласточки садились, Все люди дивились. Бегут по кругу, машут руками, изображая полет птиц.
Сели, посидели. Взвились, полетели, Приседают, руки опускают за спи­ной, как бы складывают крылья.
Песенки запели. (Народная песенка) Бегут по кругу, взмахивают рука­ми.

2. Развитие общей моторики. «Ласточка».

Развитие мелкой моторики.

 

Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Ритмично сжимают и раз­жимают кулачки.
Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, На каждое название птицы загибают по пальчику.
Дятел в пестрых перышках, Всем хватило зернышек (Н. Нищева) Опять сжимают и разжи­мают кулачки.

 

Массаж лица.

По общим правилам.

5. Развитие мимических мышц. Выполнение дейс­твий по тексту.

Мы умеем удивляться. Мы умеем огорчаться Мы умеем сердиться Мы умеем веселиться.

6. Артикуляционная гимнастика.

— Улыбнись. Сделай язык «лопаточкой».

— А теперь представь, что на верхней губе у тебя вкусное варенье. Упражнение «Вкусное варе­нье».

— А теперь мы «Индюшата».

Малышата — индюшата Лапками — топочут, Весело болбочут: Бл-бл-бл!

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

Пароход гудит близко, громко, далеко, тихо (ы- ы-ы-ы).

III. Упражнения по развитию произношения и обу­чению грамоте.

1. Объявление темы занятия.

Сегодня мы познакомимся со смелой ласточкой и при этом будем правильно произносить звук J1.

2. Акустико-артикуляционный образ звука.

Посмотрите в зеркало и запомните, как работа­ют губы, язык при правильном произнесении звука Л.

Губы улыбаются, старательно удерживают улыб­ку; кончик языка поднимается вверх и прижимается к бугорочку за верхними зубами; боковые края языка опускаются (язык принимает форму седла); воздушная струя проходит по бокам языка; горлыш­ко дрожит.

Звук Л — согласный, твердый, звонкий.

3. Развитие фонематического слуха.

Хлопаем в ладоши, когда слышим звук Л, все остальные звуки «отталкиваем» от себя.

4. Соотношение звука с буквой.

Букву Л из лыж мы сложим. Палочку на снег положим. А под палочку, пониже, Мы на снег положим лыжи. Одна лежит все время прямо, Другая клонится упрямо.

5. Автоматизация звуков в слогах, словах, предло­жениях и текстах.

— Произношение слоговых рядов: ла-ло-лу-лы, лы-лу-ла-ло и т.д. Звуковой анализ и синтез слогов. Составление цветной схемы из фишек.

— Проговаривание названий картинок со зву­ком Л, выставленных на доске. Деление слов на слоги. Определение места звука в слове. Звуковой анализ слов типа «лапа», запись гра­фической схемы.

— Составление предложений со словом «ласточ­ка». Распространение их глаголами. Деление предложений на слова. Запись графической схемы.

IV. Физкультминутка. «Воробей».
Среди белых голубей Скачет шустрый воробей. Дети идут по кругу, изоб­ражая походку голубей. В центре один ребенок, он скачет, как воробей.
Воробушек-пташка, Дети встают лицом в круг, идут приставным шагом.
Серая рубашка. «Воробей пытается» выле­теть из круга.
Откликайся поскорей, Вылетай-ка не робей. Дети, взявшись за руки, не пускают его.

V. Упражнения по развитию ле ксика гра ммати­ческой стороны речи.

— Чтение логопедом рассказа «Смелая ласточка».

Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками. Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал. Ласточка-мама очень встре­вожилась. Она кружила над птенчиком; громко кричала и не знала, как ему помочь.

Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробку. А коробку с птенчиком поставила на дерево.

Ласточка заботилась о своем птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими кры­лышками.

Старый рыжий кот захотел съесть птен­чика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробки. Но в это время лас­точка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота. Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаху хлопнулся на землю.

Вскоре птенчик совсем выздоровел, и лас­точка с радостным щебетанием увела его в свое родное гнездо под соседней крышей.

Беседа по содержанию рассказа. Что новое вы узнали о ласточке? Признаки Какая? смелая заботливая любящая умная проворная быстрая Действия Что делала? заботилась защищала учила летать кричала увернулась кружила, кормила.

Игра «Скажи иначе».

Ласточка весело заливается — щебечет, поет.

Ласточка быстро летает над землей — пор­хает, вьется, кружит, проносится. Ласточка вьет гнездо — строит.

Итог занятия и оценка работы д етей.

О каком звуке мы сегодня говорили?

О какой птице читали рассказ? Что для вас самое интересное и привлекательное в ласточке? Как можно отличить ласточку от других птиц?

VI. Домашнее задание.

К занятию 47 (альбом 3, с. 7).

Ход занятия

/. Организационный момент. Назвать профессии женщин.

//. Развитие общей. мелкой и артикуляционной мото­рики. Работа по развитию дыхания и голоса:

1. Общее расслабление (см. занятие 46).

2. Развитие общей моторики (см. занятие 46).

3. Развитие мелкой моторики (см. занятие 46).

4. Массаж лица (см. занятие 46).

5. Развитие мимических мышц (см. занятие 46).

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

— для челюсти: медленно открывать и закрывать рот под счет до пяти, контроль за языком;

— для губ: губы — «художники» (а-э-и-о-у-ы);

— для языка: «пароход гудит»; «почистим» верх­ние зубки; «лопаточка».

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

— Автоматизация нижнедиафрагмального дыха­ния (рука на диафрагме).

— Голосовые упражнения: звуком Э спеть песенку «Солнышко лучистое».

III. Упражнения по развитию произношенияи обучению грамоте.

1. Объявление темы.

Выделите общий звук в словах: лента, пальто, пыль. (Ль.) С этим звуком мы сегодня познакомим­ся и будем следить за его правильным произноше­нием.

2. Акустико-артикуляционный образ звука. Характеристика звука с опорой на различные

виды контроля.

— Губы принимают положение последующего гласного.

— Зубы на незначительном расстоянии друг от друга.

— Спинка языка поднята.

— Кончик языка смыкается с деснами.

— Передняя часть спинки смыкается с альвеола­ми.

— Боковые края языка опущены.

— Воздушная струя проходит по краям языка.

— Звук Ль согласный, мягкий, звонкий, передне­язычный.

3. Развитие фонематического слуха. Поднимите зеленые флажки, когда услышите

звук Ль.

4. Связь звука с буквой.

Как называется домик для звука Ль? (Буква Л1 Так же как и для звука Л.) Составление буквы из счетных палочек.

5. Автоматизация звуков в слогах, словах, предло­жениях и текстах.

— Деление слов липа, короли на слоги. Выделение и печать ударного слога. Закрепление правила о письме буквы И после мягких согласных.

— Игра «Замени звук». Замените первый звук в слове на звук Ль. Какое слово получится? Рента —... (лента). Песок —... (лесок) Пекарь —... (лекарь) Репка —... (лепка) Мед -... (лед) Зев -... (лев)

Вес —... (лес) Тюк —... (люк)

Пень —... (лень) Рейка —... (лейка)

— Звуковой анализ слову..Графическая схема этих слов. Составление слов из букв раз­резной азбуки. Печать в тетрадях.

— Составить предложения к схемам:

В первом предложении должны быть слова: зяблик и лесок; во-втором — лев и лента. — Громко, звонко повтори! «В зоопарке». Там зяблики пели, Клесты там летали, Олени гуляли,

Тюлени лежали. (И. Лопухина)

IV. Физкильтминитка.

— Гуси, гуси! — Га-га-га! — Хорошо вам? — Да-да-да! — Ну летите веселей На лужок, да поскорей! Бегут, размахивая руками, словно крыльями.
Прилетели, пошагали, Ходят.
Травку клювом пощипали, Наклоняются вперед.

 

Крыльями взмахнули, Махи руками.
Шею потянули. Потягивание шеи, грудь впе­ред.

 

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Составление предложений с глаголами в таком порядке, чтобы получился рассказ. Пересказ рас­сказа детьми. Глаголы: возвращаться, вить, откла­дывать, высиживать, выводить, выкармливать.

Примерный рассказ. Весной грачи первыми воз­вращаются из теплых краев. Отдохнут и начинают вить гнезда. Отложит грачиха яйца и высиживает их. Грачи раньше других выводят своих птенцов. Выкормят папа и мама маленьких грачат и радуют­ся их первому полету.

VI. Итог занятия и оценка раб оты детей.

С каким звуком мы сегодня познакомились? Дайте характеристику этому звуку.

Назовите птицу, которая приносит нам весну.

VII. Домашнее задание.

К занятию 48 (альбом 3, с. 8).

VIII. Материал для закреплени я вне зан ятий (тетрадь 3, с. 8; март, 3 неделя).

Фонетические игры.

— Подобрать слова, в которых звук Л находится в середине слова.

— Подобрать слова, в которых звук Ль находится в конце слова.

— Игра «Хлопай — топай»: на слова со звуком Л — хлопаем, со звуком Ль — топаем.

— Звуковой анализ слов типа палка, лента с выкладыванием графической схемы.

— Деление слов на слоги. Схема.

— Составление предложений со словами палка, лента. Анализ, составление схемы.

— Работа в тетрадях: печатание буквы и слов.

2. Лексико-грамматические игры.

— Игра «Улетает — не улетает». Взрослый называ­ет птицу, а ребенок взмахивает руками, если на зиму птица улетает в теплые края.

— Игра «Назови ласково»: соловей — соловушка, журавль — журавушка, лебедь — лебедушка и т.д.

— Игра «У кого кто»: у грача — грачонок, грача­та, у скворца — у журавля —... и т.д.

— Пересказать рассказ «Прилетели грачи» по вопросам.

Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

— Объяснить детям значения словосочетаний: «предвестники весны», «гнезда вить», «вер­шина дерева», «птенцов выводить».

— Вопросы. Какие птицы прилетают весной первыми? Что сразу начинают делать грачи?

Где они вьют гнезда? Когда они выводят птенцов?

— Игра «Закончи предложение». На дереве гнез­до, а на деревьях... (гнезда). На ветке сук, а на ветках.... В гнезде птенец, а в гнездах —.... На дворе дерево, а в лесу —....

Занятие 49. Звуки Л — Ль

Цели:

коррекционно-образовательные:

— учить детей сравнивать звуки Л — Ль по акустико-артикуляционным признакам;

— формировать словарь по теме «Растения и животные весной»;

коррекиионно-развивающие:

— развивать у детей мыслительную деятельность;

— учить дифференцировать звуки в слогах, сло­вах и предложениях;

— развивать звонкость голоса;

— развивать мимические мышцы;

— развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза;

— учить координировать речь с движениями; коррекционно-воспитательная:

— воспитывать у детей самостоятельность и навы­ки самоконтроля за речью.

Оборудование: картинки, в названии которых при­сутствуют звуки Л, Ль, синие и зеленые флажки, наборы для составления схем, разрезные азбуки, зеркала.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовет перелетных птиц и слова со звуком Ль.

Развитие общей моторики.

Что сделать, чтоб вырос красивый цветок? Выполнение движений по тексту.

Землю лопатой нужно взрыхлить. Бережно семечко посадить. Что семечку нужно, чтоб прорасти?

Дождику нужно почаще идти!

Семечко чистой водички напьется,

Стебель из семечка к солнцу пробьется!

Солнце цветкам помогает расти.

К солнышку тянется стебелек,

И за листком вырастает листок.

Вот и прекрасный цветок распустился.

Солнце и дождик и руки мои

Вместе цветку подрасти помогли. (И. Лопухина)

3. Развитие мелкой моторики.


 

После зимней спячки, Проснулся мишка косолапый: Тихо шагает, Кости разминает.

Четыре пальца верти­кально стоят на столе. Средний согнут — это голова медведя.



4. Массаж лица.

По общим правилам.

5. Развитие мимических мышц.

Удивление; радость; испуг; грусть; сердитое лицо.

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражне­ния:

— для челюсти: широко открыть рот (удержать под счет), затем полузакрыть; закрыть;

— для губ: «улыбка» (зубы не видны); «улыбка» (зубы обнажены):

— для языка: дотронуться кончиком языка до нижней губы, поднять кончик языка к верхней губе, затем опустить за нижние зубы.

7. Работа по развитию дыхания и голоса. — Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания.
Вот как шарик надуваем, А рукою проверяем. Вдох.
Шарик лопнул — выдыхаем. Наши мышцы расслабляем! Дышится легко, ровно, глубоко... Выдох.

 

— Голосовые упражнения: звуком «М» спеть песенку о цветах.

III. Упражнения по развитию произношения и обу­чению грамоте.

1. Объявление темы. «Четвертый лишний».

Корова, собака, лиса, лошадь. Ромашка, лук, василек, роза. Выделение начальных звуков в «лишних» словах. Логопед: Эти два звука мы будем учиться разли­чать и следить за их правильным произношением.

2. Акустико-артикуляционный образ звуков. Дается в сравнительном плане, акцентируется

внимание на различиях между звуками (см. преды­дущие занятия).

3. Развитие фонематического слуха. На звук Л — поднять синий флажок. На звук ЛЬ — зеленый.

4. Дифференциация звуков в слогах, словах, пред­ложениях и текстах.

— Игра «Скажи наоборот». Замени звук Л на Ль и наоборот.

Ло — ля лю — лу ло — лё

Ли — лы лы — ли лэ — ле

— Звуки разбежались и нужно собрать их в слова.

Ль, С, А, И - (ЛИСА) В, К, О, Л - (ВОЛК) Определите, какой звук в первом слове — Л или Ль, а во втором? Выкладывание схемы слов из цветных фишек.

— Печатать слова в тетрадях после составления их из букв разрезной азбуки.

— Работа над деформированной фразой. Олень, лось, и, леса, обитатели. Лесной, на, расцвели, лужайке, ландыши. Составление схемы предложений.

— Громко, звонко повтори!

Ла-ла-ла — лопата и пила. Ли-ли-ли — на лужайке зайцы бегали. Лу-лу-лу — купили мы пилу. Ле-ле-ле — лежит книга на столе.

IV. Физкультминутка (см. занятие 48).

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Добавить одно общее слово к двум словам (тема: «Растения и животные весной»).

Дерево, цветы (что делают?) — растут. Ежик, медведь (что делают?) — пробужда­ются.

Слабый, беззащитный (кто?) — заяц. Растет, зеленеет (что?) — трава. Волк, тигр (какие?) — голодные.

Появляются, распускаются (что?) — цветы. Возвращаются, поют (кто?) — птицы. Зайчата, лисята (что делают?) — резвятся. Сажают, поливают (что?) — овощи. Пчелы, муравьи (что делают?) — трудятся.

VI. Итог занятия и оценка работы детей.

Какие звуки мы сегодня учились различать? Дайте характеристику этих звуков.

Назовите животных, которые весной пробужда­ются от зимней спячки.

VII. Домашнее задание.

К занятию 49 (альбом 3, с. 9).

Занятие 50. Звук и буква Ц

Цели:

ко ррекционно-образовательная:

— формировать и расширять знания о «семанти­ческом поле», валентности слов;

коррекционно-развивающие:

— автоматизировать звук «Ц» в слогах, словах, предложениях и стихотворном тексте;

— развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;

— работать над голосом;

— развивать фонематический слух и восприятие;

— уточнять и расширять словарь через формиро­вание семантического поля слова «Цветы»;

коррекционно-воспитательная:

— воспитывать бережное отношение к окружаю­щей нас растительности.

Оборудование: сюжетная картинка «Лесная поля­на» с прорезями, предметные картинки, бумаж­ные цветочки, наборы для составления схем, зер­кала, карандаши и тетради.

Ход занятия

/. Организационный момент.

Выделение пятого лишнего: ромашка, роза, нар­цисс, бабочка. одуванчик.

Как назвать одним словом оставшиеся слова?

//. Развитие обшей. мелкой и артикуляционной моторики. Работа над развитием дыхания и голоса.

Общее расслабление.

Посмотрите: мы — цветочки! (Руками над голо­вой изобразить «цветок»).

Рвется ветер нам навстречу! Ветер стих, Расправим плечи, Руки снова на колени, А теперь немножко лени.

Развитие мелкой моторики.

Вырос высокий цветок на поляне, Цветок с закрыты­ми лепестками.
Утром весенним раскрыл лепестки, Всем лепесткам красоту и питание, Ритмичные движе­ния пальцами вмес­те и врозь.
Дружно дают под землей корешки. Изображают «кор­ни».

4. Массаж лица.

Представьте, что вы цветочки. Солнышко луча­ми ласкает: лоб (поглаживающие движения); щеки (поглаживающие движения); подбородок (погла­живающие движения); шею (поглаживающие дви­жения).

5. Развитие мимических мышц.

А теперь цветочки радуются солнышку, Радость.
Улыбаются ему, Веселье.
Вдруг набежала тучка Грусть.
Рассердились цветы на тучку! Рассердились.
Тучка убежала. Радость.

 

6. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:

— улыбнись;

— сделай «Лопаточку»;

— накажи непослушный язычок: пя-пя-пя;

— а теперь положи язычок за нижние зубы и «почисти» их.

7. Работа по развитию дыхания и голоса.

— Звуком А спеть песенку «В лесу родилась елоч­ка».

///. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.

1. Объявление темы.

Сегодня на занятии мы поговорим о цветах, но при этом будем постоянно следить за правильным произношением звука Ц.

2. Акустико-артикуляционный образ звука.

Губы в улыбке; зубы сближены; кончик языка упирается в нижние резцы; передняя часть спинки языка выгибается и образует смычку с альвеолами. Под давлением воздушной струи смычка разрыва­ется.

Воздушная струя сильная, отрывистая, холод­ная; голосовые складки не работают.

Звук Ц — согласный, всегда твердый, глухой.

3. Развитие фонематического слуха.

Когда услышите звук Ц, поднимите синюю фишку, на остальные звуки — красную фишку.

4. Связь звука с буквой.

Буква Ц — такая цаца! Мастерица наряжаться, Цепи ценные носить, Как царица в них ходить!

5. Автоматизация звука в слогах, словах, предложе­ниях и текстах.

— Произнесение слоговых рядов: ац-оц-уц-иц, ыц-ац-оц-уц и т.д.

— Звуковой анализ и синтез слогов АЦ и ЦА. Составление схем.

— Проговаривание названий картинок, выстав­ленных на доске.

— Слоговой анализ слова цветок: деление на слоги, выделение ударного слога. Запись гра­фической схемы.

— Составление предложений с заданными слова­ми: «цветовод» и «цветок». Запись графичес­кой схемы.

IV. Физкультминутка. Движения по тексту.

Рвать цветы легко и просто Детям маленького роста, Но тому, кто так высок, Нелегко сорвать цветок. (С. Маршак)

V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

— Чтение текста.

Дождались мы светлого мая. На лугу расцвели разноцветные цветы. Цветовод пошел на луг и перенес цветы в цветник. В природе цветы быстро отцветают, а в цветнике долго будут цвести и радовать глаз своим цветением. Один цветочек отцветает, а другой ярким цветом зацветает.

— Выделение из текста родственных слов и слов- действий (цветы, цветочек, цветут, отцве­тают, цветовод, расцвели, цветник, зацвели, цветение, отцвели, цветок зацветает).

— «Посадка» цветов на лесную поляну (выстав­ляется сюжетная картинка «Лесная поляна» и в прорези вставляют бумажные цветы при произнесении родственных слов и слов-гла­голов).

Логопед: Какая теперь поляна? (Цветущая.)

VI. Итог занятия и оценка работы детей. Над каким звуком мы сегодня работали? Какими словами «украшали» цветочную поляну?

VII. Домашнее задание.

К занятию 50 (альбом 3, с. 10).

VIII. Материал для закрепления вне занятий (тетрадь 3, с. 10; март, 4 неделя).

Фонетические игры.

— Игра «Найди общий звук». Ольга, лента, лекарство, пыль; лампа, лук, бал, палка; цып­ленок, абзац, цып-цып, палец и т.д.

— Игра «Подумай, не торопись». Подобрать слова на последний звук в словах палец и пыль и пер­вый звук в слове лампа.

— Звуковой анализ слов типа цапля, лампа.

— Составление предложений со словами из предыдущего задания. Анализ, составление схемы.

— Работа в тетрадях с буквами и словами.

Занятие 51. Звуки Ц — С

Цели:

коррекционно-образовательные:

— дать понятие о механизме образования звуков Ц — С с опорой на различные виды контроля;

— формировать и расширять словарный запас.

коррекционно-развивающие:

— учить дифференцировать звуки в слогах, сло­вах, предложениях;

— развивать навыки з


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.35 с.