Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Установка замедленного коксования: Чем выше температура и ниже давление, тем место разрыва углеродной цепи всё больше смещается к её концу и значительно возрастает...
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Финансовый рынок и его значение в управлении денежными потоками на современном этапе: любому предприятию для расширения производства и увеличения прибыли нужны...
Дисциплины:
2017-10-08 | 747 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Современный этап развития российской экономики характеризуется резкими изменениями деловой среды, нарастанием конкуренции, транснационализацией рынков, постоянно растущей сложностью задач, стоящих перед компаниями. Все это ведет к возрастанию требований к квалификации менеджеров.
Одни и те же знания могут входить в разные компетенции, но при этом они существенно изменяются. Поэтому можно сказать, что компетенция как бы трансформирует имеющиеся знания, адаптируя их к конкретному предмету и условиям, делая их неразрывно связанными с профессиональными действиями.
Ядром компетенций являются умения. Их сочетание и взаимосвязь образуют внутреннюю структуру компетенции.
На практике используются три различных значения понятия «компетенции»:
1. Уникальные характеристики организации, состоящие из знаний, технологий и процессов, которые можно создавать и развивать. Такие компетенции, относящиеся ко всей организации, называются ключевыми компетенциями.
2. Совокупность знаний, опыта, навыков, ценностей, норм, моделей поведения отдельного сотрудника, которая служит основой его личного успеха и положения в обществе. Эта индивидуальная компетенция.
3. Совокупность знаний, опыта, навыков, ценностей, норм, моделей поведения, необходимых для выполнения данной работы. Эта профессиональная компетенция связана с индивидуальным планом работы и входит в профиль компетенций.
Профессиональные компетенции можно разделить на следующие категории:
- Компетенции, относящиеся к работе и уровню интеллекта.
- Компетенции на уровне знаний: то, что нужно изучить и знать.
- Компетенции на уровне навыков: то, что человек должен уметь делать.
|
- Компетенции на уровне поведения: отношения, принципы, нормы и ценности, манера поведения и другие качества, необходимые для того, чтобы занимать определенную должность.
С точки зрения бизнес-практиков, профессиональные компетенции – это способность субъекта профессиональной деятельности выполнять работу в соответствии с должностными требованиями. Последние представляют собой задачи и стандарты их выполнения, принятые в организации или отрасли.
Таким образом, профессиональная деятельность современного менеджера требует специального анализа ее функций и структуры, характера должностных полномочий, обязанностей и задач, организации адекватных предпосылок подготовки и самоподготовки, развития профессионально важных знаний, умений, навыков и личных качеств.
Вместе с тем, формирование профессиональных управленческих компетенций, как при подготовке специалистов (бакалавров, магистров) высших учебных заведений (вуз), так и в процессе развития персонала компании, непосредственно связан с рыночной конкуренцией, новыми требованиями рынка труда, знаниями подходов, методов и инструментов менеджмента, экономики, информационных технологий, управления интеллектуальной собственностью, финансами и т. п.
Однако, механизмы формирования и использования профессиональных компетенций специалистов нуждаются в разностороннем глубоком научном осмыслении, методологической формализации и обосновании методов их измерения.
Поэтому естественно возникает вопрос выделения и исследования комплекса профессиональных компетенций современного менеджера соответственно требований рыночной бизнес-среды и формирование взаимосвязей эффективности управленческой деятельности и ее профессиональной идентичностью, cамоактуализацией, ценностными ориентирами.
Современный бизнес требует появление новой генерации менеджеров-профессионалов разных уровней управления, способных в полной мере аккумулировать весь рыночный, структурный и интеллектуальный потенциал компании и фокусировать его на реализацию стратегии предприятия в соответствии с реалиями гипердинамичной бизнес-среды. Вместе с тем на сегодня рынок труда не способен обеспечить бизнес-потребности специалистами (в том числе и управленческими) с достаточным уровнем профессиональных компетенций, что связано с дисфункциями системы высшего образования:
|
1) коммерциализация услуг образования (чрезмерные акценты на коммерциализации образовательных услуг стала причиной потери взаимосвязи между системой высшего образования и реальным бизнесом);
2) низкие внешние/внутренние стандарты сферы образования;
3) высокий уровень «имиджевого спроса» населения к высшему образованию и его доступность (через значительное количество вузов);
4) формальный подход к внедрению европейских стандартов образования (таких как Болонская декларация и др.) и нужд современной бизнес-среды;
5) недостаточный уровень как инновационно-инвестиционного бизнес-сознания так и научного подхода к управлению (в том числе, наблюдается, что подавляющее большинство топ-менеджеров отдают преимущество интуитивному управлению, и как следствие, в структурном капитале компании отсутствуют четко определенные профессиональные компетенции специалистов);
6) недоверие работодателей уровню профессиональной подготовки выпускников вузов;
7) низкий уровень корпоративной социальной ответственности и т. п.
Если рассматривать бизнес сферу как основу формирования профессиональных компетенций персонала, то компетентность менеджера можно представить как совокупность трех сфер его существования в организации: его дела (могу – формируется профессиональным обучением), его чувства (хочу – формируется воспитанием и организационной культурой) и его мысли (знаю – формируется образованием).
Все эти три уровня являются взаимосвязанными и взаимодействующими. По степени их выраженности и доминированию тех или других можно судить об уровне компетентности менеджера.
Путем научного обоснования практических нужд современной бизнес-среды можно выделить необходимые и достаточные требования к профессиональным компетенциям современного менеджера, с одной стороны, специалист по управлению должен владеть достаточным профессиональным инструментарием в конкретной предметной области (определяется сферой деятельности компании) – базовые профессиональные компетенции, а с другой стороны – управленец должен владеть специальными профессиональными компетенциями в сфере информационных технологий и систем и соответствующего уровня коммуникативных компетенций (в т.ч. компетенций делового общения, меж- личностных взаимоотношений, лингвистических и социальных компетенций, компетенций эмоционального интеллекта и т. д.).
|
Вместе с тем широта профессиональных компетенций менеджера, определяется уровнем управления в организационной структуре предприятия. Так, необходимый (минимальный) уровень профессиональных компетенций современного менеджера линейного (технического) уровня управления непременно должна состоять из комплекса:
1) базовых управленческих компетенций (профессиональных, интеллектуальных, ситуативных, социальных и т. п.);
2) элементарных компетенций ІТ&С-грамотности (компетенций в сфере Internet, телекоммуникаций, работы с оргтехникой, навыки работы по крайней мере в одной автоматизированной информационно- аналитической системе ERP-класса и т. п.);
3) ключевых коммуникационных компетенций (базовые навыки CRM-технологий, свободное владения, по меньшей мере, одним иностранным языком и т. п.). Достаточный уровень профессиональных компетенций менеджера (управленца среднего (управленческого) и высшего (институционного уровня) требует наличия корпоративных компетенций, которые определяются согласно уровню организационной зрелости компании, этапа ее жизненного цикла и квалификационных характеристик профессиональной деятельности.
Для каждого вида управленческой деятельности существуют свои специальные компетенции. У топ-менеджеров можно выделить примерно 30-35 конкретных компетенций, у менеджеров среднего уровня – 24-29, у менеджеров нижнего уровня 21-27.
Отличие компетенций для сотрудников разных уровней управления обусловлено отличием их функциональных обязанностей, а также востребованностью их навыков, знаний и личных качеств необходимых для выполнения данных обязанностей.
|
То есть, для эффективного управления современной организацией нужны компетенции, но при этом их набор не является универсальным, а зависит от целей организации, стадии ее развития, отрасли, в которой она работает, и ряда других факторов. Таким образом, компетенции формируются средой, в которой работает менеджер, а то, что в этой среде находится, зависит от задач бизнеса.
Требования к профессиональным компетенциям качественно нового менеджера
В настоящее время, как отмечают многие исследователи, производство нуждается в качественно новых менеджерах: конкурентоспособных, инициативных, компетентных, предприимчивых, высококвалифицированных, стрессоустойчивых, коммуникабельных, имеющих навыки делового общения, владеющих иностранными языками, готовых полноценно трудиться с первого рабочего дня, легко адаптирующихся к изменениям и быстро осваивающим новую технику и технологию современного наукоемкого производства, способных к анализу сложных ситуаций и принятию ответственных решений, владеющих новыми информационными технологиями, проявляющими интерес к постоянному повышению уровня образования и квалификации, способных не только работать в современной информационно-технологичной среде, но и развивать ее применительно к конкретному проекту, быстро адаптироваться к ее внешним изменениям.
Особое значение среди качеств менеджера В.В. Миронов и А.Т. Зуб выделяют умения по принятию решений. Авторы пишут, что менеджерские качества руководителя как хорошего технолога управления проявляются в знании технологий развития принятых решений и реализуются через умение подобрать подходящие управленческие методы, инструменты принятия решений, прогнозировать, оценивать риски и управлять реализацией решений в условиях неопределенности.
«При определении организационных целей руководитель выступает в роли мыслителя, заглядывающего в будущее. Здесь он должен обладать видением перспектив развития проблемной ситуации, уяснить и объяснять подчиненным взаимосвязь событий, отделять важное от второстепенного, выстраивать иерархию решаемых проблем в их взаимосвязи и в зависимости от степени важности для достижения организационных целей».
Для подготовки менеджеров, полагает исследователь М.Л. Нюшенкова, необходимой и достаточной является модель компетенций, состоящая из четырех кластеров компетенций: работа с информацией; достижение результатов; работа с людьми; личностное самосовершенствование.
Следующие компетенции менеджеров выделяют А.Е. Поршнева, З.П. Румянцева и Н.А. Соломатина:
− понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента;
|
− знание должностных и функциональных обязанностей менеджера, способов достижений целей и повышения эффективности работы организации;
− умение использовать современную информационную технологию и средства коммуникации, необходимые в управленческом процессе;
− владение искусством управления человеческими ресурсами;
− владение искусством налаживания внешних связей;
− способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию.
Непременными личными качествами менеджера И.И. Макашина называет энергичность, инициативность, способность быстро ориентироваться в меняющейся ситуации и находить решения. По ее мнению все эти качества должны быть сопряжены с профессиональной эрудицией и компетентностью, основанной на культурологических, коммуникативных, управленческих, иноязычных, педагогических, правовых, экономических и специальных знаниях и умении решать комплексные производственные задачи.
Требования к профессиональной компетенции менеджера А.А. Коростелёв условно разделяет на две группы:
− знания и умения профессионального аспекта управленческой деятельности (умения обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерна высокая динамичность и неопределенность; информированность в вопросах отрасли профессиональной деятельности; способность управлять ресурсами, прогнозировать и др.);
− знания и умения психологического аспекта управленческой деятельности (высокое чувство долга и преданность делу; честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; умение четко выражать свои мысли и убеждать; уважительное отношение к людям и др.).
Зарубежные ученые М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури и другие указывают на то, что менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен информацией, по мнению авторов, является составной частью любой управленческой функции; необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формулируя цели и добиваясь их достижения, поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Анализ работ отечественных и зарубежных ученых по управлению
организацией и методологии менеджмента позволил выделить совокупность требований к компетенциям качественно новых менеджеров: характерны высокая динамичность и неопределенность;
− информированность по производственным, кадровым и другим вопросам;
− знакомство с опытом менеджмента в других организациях и отраслях;
− способность управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владеть способами повышения эффективности управления;
− умение использовать современные информационные и коммуникационные технологии;
− способность работать с людьми и управлять самим собой (высокое чувство долга и преданность делу, коммуникабельность, навыки делового
общения, способность к самообразованию, саморегуляции, самоактуализации и другое).
Результаты опроса работодателей показали следующее:
Определяя требования к управленческим компетенциям, работодатели отметили, что выпускники-менеджеры должны иметь навыки планирования собственной деятельности и деятельности подчиненных (80% опрошенных), умение организовывать и контролировать деятельность (76% опрошенных), навыки лидера и принятия решений (80% респондентов).
Эти компетенции работодатели оценили высоко (5 баллов). Умения делегировать полномочия, анализировать собственную деятельность и деятельность подчиненных, умение мотивировать персонал, навыки решения производственных проблем и развития персонала, по мнению работодателей, для выпускников не столь значимы, они будут развивать эти компетенции в процессе работы на конкретном рабочем месте.
Оценивая необходимость коммуникативных компетенций, работодатели отметили, что для выпускников-менеджеров важны умения устанавливать контакт (76% опрошенных), слушать (71% опрошенных), межличностного понимания (52% опрошенных).
Эти компетенции работодатели оценили максимально (5 баллов). Умения давать обратную связь, убеждать, навыки работы в команде, гибкость как способность действовать и принимать решения в зависимости от сложившейся ситуации работодатели оценили как средние по степени необходимости и выраженности у выпускников-менеджеров.
При оценке личностных компетенций 90% работодателей отметили высокую необходимость ответственности как необходимой для выпускников-менеджеров, стремление к саморазвитию (85% опрошенных), стрессоустойчивости (61% опрошенных).
Эти компетенции работодатели оценили высоко (5 баллов). При этом только 33% опрошенных работодателей отметили креативность как личностную компетентность менеджера, оценивая ее как среднюю по степени необходимости. Вместе с тем, именно креативность как способность решать творчески проблемы считается важной компетенцией современного специалиста, работающего в условиях тотальных дефицитов (материальных, энергетических, человеческих и др.
При оценке специальных компетенций 76% работодателей выделили навык применения знаний на практике как максимально необходимый для эффективной работы менеджера.
Способность создавать инструкции, стандарты в соответствии с потребностями организации, навыки разработки и управления проектами 35% работодателей оценили как средние по степени необходимости. Знание особенностей технологического процесса на предприятии работодатели оценили как не столь значимые, отметив, что эти знания приобретаются в процессе работы.
Ключевыми из выделенных требований являются требования к умениям по принятию решений. Современные менеджеры должны владеть широким спектром современных методов принятия решений, планирования, осуществления принятых решений и контроля всех стадий этого процесса. В условиях существенных изменений, происходящих в последние годы в социально-экономическом, политическом, культурном развитии нашей страны, определении курса на развитие гражданского общества, основанного на демократических началах и рыночной экономике смысл этих требований многократно возрастает.
Контрольные вопросы
1. Что такое компетенция?
2. Какие категории выделяют в рамках профессиональной компетенции?
3. В связи, с чем возникают проблемы обеспечения бизнес-потребностей высококвалифицированными специалистами?
4. Охарактеризуйте основные компоненты бизнес сферы, в рамках которой формируются профессиональные компетенции персонала организации.
5. Чем определяется широта профессиональных компетенций менеджера в организации?
6. Какие профессиональные компетенции необходимы современному менеджеру в организации для эффективной деятельности?
7. Каковы уровни развития профессиональных компетенций?
8. Чем обосновано количество профессиональных компетенций на разных уровнях управления?
9. Почему креативность считается наиболее важной компетенцией современного менеджера?
10. Что Вы понимаете под коммуникативными профессиональными компетенциями?
ГЛАВА 4 МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ
|
|
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!