Пражская функциональная школа структурализма. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Пражская функциональная школа структурализма.

2017-10-07 214
Пражская функциональная школа структурализма. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ведущее направление структурализма, сформировалось в конце 20х годов 20в. Ее отличие в том, что русские лингвисты оказали на нее сильное влияние. Многие участники этого кружка были выходцами из России. Трубецкой, Якобсон, карцевский, Винокур.

Основатели: Виллем Матезиус (1882-1945), Трнка (1895-1984), В. Скаличка, Трубецкой (1890-1938)

 

"Учёные, входившие в состав пражской школы, с одной стороны, разделяли все базовые принципы Соссюра, с другой стороны, отличались от остальных школ структурализма пристальным вниманием к языковой функции.Согласно пражцам, нельзя не учитывать все многообразных отношения языка к действительности, как это делал Ельмсвев (глоссематика), поскольку в этом случае язык представляется нам бесцельной игрой.

 

Согласно Скаличке, "в понимании пражских лингвистов, термин "функция" употребляется тогда, когда речь идёт о значении (функция слова, предложения) или о структуре смысловых единиц (функция фонемы). Пражцы в сравнении с остальными школами структурализма, очень широко понимали объект лингвистики. Они пытались изучать язык всесторонне, привлекая и семантику, и историю языка, и даже учитывая внешние лингвистические факторы.

 

Скаличка выделил три основные проблемы языкознания: отношение языка к неязыковой действительности - семосеологическая проблематика, отношение языка к другим языкам, отношение языка к его частям, то есть его структурное устройство.

 

Основным трудом пражской школы являются "тезисы пражского лингвистического кружка" 1929г

Язык – система средств выражения, служащ опред цели (1ая функ яз поэтич)

 

Пражцы занимались проблемами литературного языка, выделяя особые его функции. Литературный язык отражает культурную жизнь народа и литературному языку предъявляются высокие требования. Не все в языке является бессознательным, поскольку литературный язык показывает влияние человека на него. Язык не навязывается человеку, потому что человек может на него влиять.

 

Языковая диахрония так же должна пониматься системно. Диахроническое изучение не только не исключает понятие системы и функции, но, напротив, без учёта этих понятий является неполным". Т.е. синхрон изуч яз не искл понятие эволюции. Разгранич есть, но они взаимопроникаемы.

 

Пражцы активно занимались языковой типологией, Скаличка ввёл понятие "языка-эталона". К языку нужно подходить боле гибко, чем мы привыкли. Не бывает в чистом виде языков флективных или агглютинативных. Об этом можно говорить лишь как о неком идеальном эталоне. В системе нужно выделять тип. (Перекликается с идеями Сэпира). По эталону равнять языки

Н. Трубецкой

"Основы фонологии" 1939г

Ввел понятие языкового союза. Разделил такие понятия как фонетика и фонология. Фонетика - наука о материальной стороне человеческой речи, естественная наука наравне с биологией. Имеет два аспекта: акустический и артикуляторный (физиологический).

 

Именно фонетика занимается изучением всего многообразия человеческих звуков. А фонология должна исследовать, какие звуковые различия в данном языке сказаны со смысловыми различиями, каковы соотношения различительных элементов, по каким правилам эти различительные элементы сочетаются друг с другом.

 

Вся фонетика Трубецкого - Фонетика оппозиций

В паре слов и особенностей языка что долгота краткость для русс не важна

Современное понимание фонемы как смыслоразличительной единицы - это Трубецкой. Не дистрибуция как у дескриптив (распределение) а слыслоразличение. Базовый фонологич критерий для различения (в русс консонантн ТВ-мяк глух/звон)

В рамках пражской школы были разработан основные концепции стилистики.

 

 

ВОПРОС № 27

Фонологическая теория Н. С. Трубецкого.

 

Разделил такие понятия как фонетика и фонология. Фонетика - наука о материальной стороне человеческой речи, естественная наука наравне с биологией. Имеет два аспекта: акустический и артикуляторный (физиологический). Именно фонетика занимается изучением всего многообразия человеческих звуков. А фонология должна исследовать, какие звуковые различия в данном языке сказаны со смысловыми различиями, каковы соотношения различительных элементов, по каким правилам эти различительные элементы сочетаются друг с другом.

Вся фонетика Трубецкого - Фонетика оппозиций

Современное понимание фонемы как смыслоразличительной единицы (смыслоразлечит оппоз) - это Трубецкой. Не дистрибуция как у дескриптив (распределение), а слыслоразличение. Базовый фонологич критерий для различения (в русс консонантн ТВ-мяк глух/звон)

 

Под фонологической оппозицией подразумевается звуковое противоположение, способное дифференцировать значение двух слов данного языка (дом-том). Трубецкой дает подробное правило (методы) синтаксической и парадигматической идентификации фонем, т.е., как отличать фонемы от нефонем, сочетаний звуков, сочетаний фонем.

 

Правила отличия фонем:

1)В тексте одну фонему составляют сочетания звуков, составные части которых не распределены по двум слогам. Здесь Трубецкой обращается к фонетике, хоть и считал, что она для фонологии не нужна.

2)Одну фонему составляют сочетания звуков, образуемые единой артикуляцией – дифтонги.

3)Сочетания звуков, длительность которых не превышает длительности других фонем данного языка (сумма).

 

Единицы текста находятся между собой в контрастной дистрибуции, если он и встречаются в одних и тех же окружениях, различая значения. Таким образом, понятие фонемы производно от понятия фонологической оппозиции. Вместе с тем, фонема – это совокупность фонологических признаков.

 

Фонологические оппозиции, в которых выделяются фонемы, могут характеризоваться разными отклонениями между их членами. По этим отклонениям фонетические оппозиции делятся на:

1)Привативные, которые определяются по бинарным признакам – доминантам (звонкий-незвонкий, т.е., наличие и отсутствие признака,).

2)Градуальные – т.е., по степени проявления признака: (долгость краткость)

3)Эквиполентные, т.е., равнозначные (все остальные, например противопоставление разных локальных рядов (место образования согласных).

 

Фонетические признаки есть существенные и несущественные. Фонемы могут отличаться одним признаком => этот признак существенный.

Фонема – это совокупность фонологически существенных признаков.

Бывают оппозиции, в которых фонологические признаки нейтрализуются. Такие позиции называются позициями нейтрализации. В такой позиции реализуется архифонема – совокупность фонологических признаков, общих для ряда фонем.

 

[трут] – труд и трут. Нейтрализуется глухость/звонкость => архифонема «Т».

 

ВОПРОС № 28


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.