Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Топ:
Эволюция кровеносной системы позвоночных животных: Биологическая эволюция – необратимый процесс исторического развития живой природы...
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Что нужно делать при лейкемии: Прежде всего, необходимо выяснить, не страдаете ли вы каким-либо душевным недугом...
Дисциплины:
2017-10-07 | 2009 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Цель работы: Знакомство с окислительно-восстановительными процессами с участием металлов
Реактивы и приборы: металлы – цинк, железо, натрий, калий, кальций, магний, медь, алюминий; концентрированные кислоты – серная, азотная; концентрированный раствор щелочи, растворы солей – ацетата свинца, хлорида олова (II), сульфата меди (II), фенолфталеин; кристаллизатор, спиртовка.
Сравнение окислительно-восстановительных свойств металлов
Опыт 1. В две пробирки положите по кусочку металлического цинка и прилейте в одну 1-2 мл раствора ацетата свинца Pb(CH3COO)2, а в другую - хлорида олова (II). Что происходит? Напишите уравнения реакций.
Опыт 2. В пробирку с 1-2 мл раствора сульфата меди (II) поместите железную пластинку, предварительно очистив ее нижний конец от ржавчины. Что происходит? Напишите уравнение реакции.
Вытеснение водорода из воды активными металлами
Внимание! Щелочные и щелочноземельные металлы брать только пинцетом.
Опыт 3. В кристаллизатор объемом 0,5-1 л налейте воды до половины объема и поставьте перед ним прозрачный защитный экран. Из склянки с керосином вытащите кусочек натрия, положите на фильтр, промочите и отрежьте скальпелем небольшой кусочек. Обратите внимание, что блестящая поверхность среза быстро тускнеет вследствие окисления натрия. Оставшийся кусочек натрия положите в склянку с керосином, а взятый для опыта перенесите в кристаллизатор с водой. Наблюдайте процесс взаимодействия натрия с водой. После окончания реакции добавьте в кристаллизатор фенолфталеин. Напишите уравнение реакции.
Опыт 4. Повторите опыт, заменив натрий калием.
Опыт 5. Извлеките из склянки с керосином кусочек кальция, положите на фильтр, промокните, и, придерживая пинцетом, с помощью скальпеля зачистите часть поверхности. Опустите кальций в воду, добавьте фенолфталеин, наблюдайте взаимодействие кальция с водой. Напишите уравнение реакции.
|
Окислительные свойства ионов водорода
Опыт 6. В четыре пробирки налейте по 1-2 мл 2 н. раствора соляной кислоты и опустите в них кусочки металлов: магния, цинка, железа, меди. Выделяющийся газ испытайте горящей лучиной. Составьте уравнения реакций. Повторите опыт, заменив соляную кислоту 2 н. раствором H2SO4.
Действие концентрированной серной кислоты на металлы (тяга!).
Опыт 7. В три пробирки налейте по 1 мл концентрированной H2SO4. Опустите в одну пробирку кусочек цинка, в другую – железа, в третью – меди. При необходимости осторожно подогрейте. Какие газы выделяются? Напишите уравнения реакций.
Взаимодействие алюминия с раствором щелочи и водой
Опыт 8. Возьмите кусочек алюминиевой проволоки. Зачистите один ее конец (~ 1 см) наждачной бумагой и опустите в концентрированный раствор щелочи. Какой газ выделяется? Напишите уравнение реакции.
Через минуту, вынув проволоку из раствора щелочи, быстро перенесите ее в пробирку с дистиллированной водой. Почему идет реакция? Напишите ее уравнение.
Действие азотной кислоты на медь (тяга!)
Опыт 9. Опустите в две пробирки по кусочку меди и добавьте в одну раствор разбавленной азотной кислоты, в другую – концентрированной. Пробирку с разбавленной кислотой осторожно подогрейте. Какие газы выделяются? Напишите уравнения реакций.
**************************************
Примеры решения задач
Пример 1
Определите величину электродного потенциала хромового электрода,
погруженного в раствор соли CrCl3 с молярной концентрацией: а) 0,1 моль/л;
б) 0,01 моль/л; в) 0,001 моль/л. Сделайте вывод о величине электродного потенциала в зависимости от молярной концентрации раствора.
Дано: СМ = 0,001 моль/л Е0Cr3+|Cr = – 0,74 В | Решение Для определения значения электродного потенциала воспользуемся уравнением Нернста: 0,059 E = E0 + ——–– lg [Men+] n |
Е1 (Cr3+|Cr)? Е2 (Cr3+|Cr)? Е3 (Cr3+|Cr)? |
|
В данном случае [Men+] = [Cr 3+]:
а) [Cr 3+] = 0,1 моль/л, отсюда:
0,059 0,059
Е1 (Cr3+|Cr) = Е0Cr3+|Cr + —–– lg [Cr 3+] = – 0,74 + —–– lg 10–1 =
n 3
0,059
= – 0,74 + —–– (–1) = – 0,74 + (– 0,02) = – 0, 759 (В);
б) [Cr 3+] = 0,01 моль/л:
0,059 0,059
Е2 (Cr3+|Cr) = Е0Cr3+|Cr + ——–– lg[Cr3+] = – 0,74 +—–– lg10–2 = – 0, 779 (В);
n 3
в) [Cr 3+] = 0,001 моль/л:
0,059 0,059
Е3 (Cr3+|Cr) = Е0Cr3+|Cr +—–– lg[Cr3+] = – 0,74 + ——– lg10–3 = – 0, 799 (В).
n 3
Сравнив значения вычисленных электродных потенциалов, делаем вывод, что с разбавлением раствора, в который погружен хромовый электрод, электродный потенциал последнего уменьшается.
Ответ: Е1 (Cr3+|Cr) = – 0, 759 В; Е2 (Cr3+|Cr) = – 0, 779 В; Е3 (Cr3+|Cr) = – 0, 799 В.
Пример 2
Определите ЭДС гальванического элемента Fe|0,1М FeSO4 || 0,1М Н+| Pt, Н2(степень электролитической диссоциации FeSO4 – 60 %).
Дано: α(FeSO4) = 60 % = 0,6 СМ = [FeSO4] = 0,1М | Решение 1. Найдем концентрацию ионов Fe2+ в 0,1М растворе FeSO4: [Fe2+] = α (FeSO4) • [FeSO4] = 0,6 • 0,1 = 0,06 моль/л. |
ЕГЭ=? | 2. Найдем электродный потенциал железного электрода: |
0,059 0,059
Е Fe2+| Fe = Е0 Fe2+| Fe + ——–– lg[Fe2+] = – 0,44 + ——–– lg 6 • 10–2 = – 0, 476 (В).
n 2
3. Вычислим электродный потенциал водородного электрода:
0,059 0,059
Е2Н+|Н2 = Е0Н2| 2Н+ + ——–– lg [Н+] = 0,00 + ——–– lg 10–1 = – 0, 059 (В).
n 1
4. В соответствии со значениями электродных потенциалов работает следующая гальваническая цепь:
ē
|
(–) Fe | FeSO4 || 2Н+ | Pt, Н2 (+)
На электродах происходят следующие процессы:
(–) анод (Fe) (+) катод (Pt, Н2)
Fe – 2ē = Fe2+ 2Н+ + 2ē = Н2
5. Электродвижущая сила данного гальванического элемента:
ЕГЭ = Екатода – Еанода = Е2Н+|Н2 – ЕFe2+|Fe = – 0,059 – (–0,476) = 0,417 (В).
Ответ: Е ГЭ = 0,417 В
Пример 3
Составьте схемы двух гальванических элементов, в одном из которых свинцовый электрод являлся бы катодом, а в другом – анодом. Напишите уравнения реакций, происходящих при работе этих элементов, и вычислите значения их стандартных ЭДС (ΔЕ0).
Дано: Е0 Pb|Pb2+ = – 0,13 В | Решение 1. Если катодом является свинцовый электрод, то в качестве материала анода следует использовать более активный металл, то есть металл с меньшим (более отрицательным) значением электродного потенциала. |
Е01? Δ02? |
Такую функцию может, например, выполнить стандартный кобальтовый электрод, у которого Е0 Со|Со2+ = – 0,28 В. Электроны будут перемещаться от кобальтового электрода к свинцовому, а гальваническая цепь данного элемента будет следующая: ē
|
|
(–) Со | Со2+ || Pb2+ | Pb (+)
На электродах происходят следующие процессы:
(–) анод (Со) (+) катод (Pb)
Co – 2ē = Co2+ Pb2+ + 2ē = Pb
Рассчитаем ЭДС такого гальванического элемента:
Е01 = Е катода – Е анода = Е0Pb2+|Pb – Е0Со2+|Со = – 0,13 – (–0,28) = 0,15 В.
2. В гальваническом элементе, со свинцовым анодом, в качестве материала катода следует использовать менее активный металл, то есть металл с большим значением электродного потенциала, например, стандартный серебряный электрод (Е0 Ag|Ag+ = + 0,80 В). Гальваническая цепь данного элемента:
ē
|
(–) Pb | Pb2+ || Ag+ | Ag (+)
Электроны перемещаются от свинцового электрода к серебряному, а на электродах происходят следующие процессы:
(–) анод (Pb) (+) катод (Ag)
Pb – 2ē = Pb2+ Ag+ + 2ē = Ag
ЭДС такого гальванического элемента будет следующей:
ΔЕ02 = Екатода – Еанода = Е0Ag+|Ag – Е0Pb2+|Pb = + 0,80 – (–0,13) = 0,93 (В).
Ответ: ΔЕ01 = 0,15 В, Е02 = 0,93 В.
Пример 4
Составьте уравнения процессов, происходящих при электролизе следующих растворов (электроды инертные):
1) раствора KNO3
Решение
Соль диссоциирует по реакции: KNO3(р–р) Û K+ + NO3¯
Стандартный электродный потенциал системы К+ + ē = К (-2,92 В) значительно меньше – 0,41 В. В связи с этим на катоде будет происходить электрохимическое восстановление воды (рН раствора KNO3 равен 7), сопровождающееся выделением газообразного водорода, а на аноде – электрохимическое окисление воды, так как ионы NO3¯ – кислородсодержащие ионы. Схема электролиза будет следующей:
Катод (–): K+, Н+, H2O Анод (+): NO3¯, ОН–, H2O
х 2 │ 2H2O + 2ē = H2 + 2OH¯ 2H2O – 4ē = O2 + 4H+
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
6H2O = 2H2 + O2 + 4OH¯ + 4H+ или 2H2O = 2H2↑ + O2↑.
2) раствора CoCl2
Решение
CoCl2 (р–р) Û Co2+ + 2Cl– Значение стандартного электродного потенциала системы Co2+ + 2ē = Co (– 0,28 В) близко к значению – 0,41 В.
В связи с этим на катоде происходит электрохимическое восстановление как катионов Co2+, так и воды, с выделением и металла и газообразного
водорода.
На аноде происходит электрохимическое окисление ионов хлора (бескислородные ионы).
|
Схема электролиза будет следующей:
Катод (–): Co2+, Н+, H2O Анод (+): 2Cl¯, ОН¯, H2O
Co2+ + 2ē = Co
2H2O + 2ē = H2 + 2OH¯ 2Cl¯ – 2ē = Cl2
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Co2+ + 2H2O = Co + H2↑+ Cl2↑ + 2H+
CoCl2 + 2H2O = Co + H2↑ + Cl2↑ + H2SO4.
Пример 5
Какая масса серебра выделится на катоде, если ток силой 6 А пропускать через электролизер с раствором нитрата серебра в течение 1 часа (выход по току – 90%). Составьте уравнения процессов, происходящих при электролизе.
Дано: I = 6 А τ = 1 час = 3600 с ω = 90% | Решение 1. Е0 Ag|Ag+ = + 0,80 В >> 0,41 В, следовательно, на катоде идет восстановление катионов Ag+, а на аноде – электрохимическое окисление воды (так как анионы NO3– – кислородсодержащие анионы). |
mпрактич.(Ag)=? |
Схема электролиза:
AgNO3 (р–р) Û Ag+ + NO3¯
Катод (–): Ag+, Н+, H2O Анод (+): NO3¯, ОН¯, H2O
Ag+ + ē = Ag 2H2O – 4ē = O2 + 4H+
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
4Ag+ + 2H2O = 4Ag + O2 + 2H+
2. Согласно закону Фарадея:
Мэ(Ag) 108 г/моль
m (Ag)= ––––––– I•τ = –––––––––––––– • 6А • 3600с = 24,2 г
F 96500 Кл/моль
3. Вследствие побочных продуктов только 90% прошедшего через раствор электричества принимало участие в восстановлении ионов серебра. Поэтому масса серебра, выделившегося на катоде, будет равна:
mпрактич.(Ag) = mтеор. (Ag) • ω = 24,2 г • 0,9 = 21,8 г
Ответ: mпрактич. (Ag) = 21,8 г
Пример 6.
Алюминий склепан с медью. Какой из металлов будет подвергаться коррозии, если эти металлы попадут в кислую среду? Составьте схему гальванического элемента, образующегося при этом.
Решение.
Исходя из положения металлов в ряду стандартных электродных потенциалов, определяем, что алюминий более активный металл:
E0Al3+|Al = – 1,66 В, Е0Cu2+| Cu = + 0,34 В.
В образующейся гальванической паре алюминий будет анодом и будет подвергаться коррозии, а медь – катодом, на котором выделяется водород:
Al – 3 ē = Al3+; (Cu) 2H+ + 2 ē = H2↑
Образуется гальванический элемент:
ē ē
|–––––––––– |–––––––––––––––––
Al | Н+ | Cu, или более подробно: (–)Al | Al3+ | Н+ | Cu, H2↑
Пример 7.
Железо покрыто никелем. Какой металл будет корродировать в случае разрушения поверхности покрытия? Коррозия происходит: а) в щелочной среде в присутствии кислорода; б) в щелочной среде в отсутствии кислорода. Составьте схемы микрогальванических элементов, образующихся при этом.
Решение
1. При нарушении поверхностного слоя никеля на железе корродировать будет более активный металл – железо (E0Fe2+|Fe = – 0,44 В < Е0Ni2+| Ni = – 0,25 В), то есть железо будет окисляться и в виде ионов переходить в раствор по реакции
Fe – 2ē = Fe2+.
|
На никеле будут происходить следующие процессы:
а) в щелочной среде в присутствии кислорода восстанавливается
кислород:
O2 + 4ē + 2H2O = 4OH¯;
ē ē
|––––––––––––––––– |–––––––––––––––––––––––––
Fe | ОН¯, О2 | Ni, или более подробно: (–)Fe / Fe2+ | ОН¯, О2 | Ni;
б) в щелочной среде в отсутствии кислорода восстанавливается вода:
2H2O + 2ē = H2+ 2OH¯.
В образующейся гальванической паре железо – анод, а никель – катод, то есть образуется гальванический элемент:
ē ē
|––––––––––––––– |–––––––––––––––––––––––––––
Fe | ОН¯ | Ni, или более подробно: (–)Fe | Fe2+ | ОН¯ | Ni, Н2↑
Контрольные задания по теме «Электрохимические процессы»
Вариант 1
1. ЭДС элемента, состоящего из медного и свинцового электродов, погруженных в 1 М растворы их солей, равна 0,47 В. Как изменится ЭДС, если взять 0,001 М растворы?
2. При какой силе тока можно получить на катоде 0,5 г никеля, подвергая электролизу раствор сульфата никеля в течение 25 минут? Восстановление воды не учитывать.
3. Цинк склепан с железом и помещен в кислую среду. Какая масса цинка, подверглась коррозии, если за 4 мин работы образовавшейся гальванопары через внешнюю цепь протекло 2750 Кл электричества? Какой объем водорода выделился при этом на железном катоде?
Вариант 2
1. Вычислите ЭДС серебряно-кадмиевого гальванического элемента, в котором активные концентрации ионов Ag+ и Cd2+ соответственно равны 0,1 и 0,005 моль/л. Укажите, к какому электроду будут по внешней цепи перемещаться электроны.
2. Электролизу подвергается раствор, содержащий нитраты меди (II) и серебра (I). Какой металл выделится в первую очередь? Напишите уравнения электродных процессов.
3. Алюминий покрыт свинцом. Какой из металлов будет окисляться при нарушении покрытия, если эта пара находится в щелочной среде (оксидную пленку Аl не принимать во внимание)? Дайте схему анодного и катодного процессов.
Вариант 3
1. Рассмотрите электродные процессы и вычислите ЭДС гальванического элемента Pb | Pb2+ (0,01M) || H+ (0,01M) | H2
2. Через раствор ZnCl2 пропущено 48250 Кл электричества, при этом массы выделившихся цинка и хлора соответственно равны 9,8 и 16,0 г. Рассчитайте, чему равен выход по току каждого из продуктов электролиза.
3. Никель покрыли медью. Какой из металлов будет корродировать в случае разрушения покрытия? Опишите протекающие процессы. Коррозия происходит в нейтральной среде в присутствии кислорода.
Вариант 4
1. Как зависит величина потенциала водородного электрода от рН раствора, в который он погружен? Дайте ответ на основании расчета для случаев, когда таким раствором является: а) чистая вода; б) раствор с рН = 3.
2. При электролизе раствора хлорида меди на аноде выделилось 560 мл газа (н.у.). Найти массу меди, выделившейся на катоде.
3. Железная пластина склёпана с никелевой пластиной. Какой из металлов будет подвергаться коррозии, если они опущены в раствор электролита с рН равным 7? Запишите уравнения процессов, протекающих на катоде и аноде.
Вариант 5
1. Определить ЭДС гальванического элемента
Ag|AgNO3 (0,001 M) || AgNO3 (0,1 M) | Ag.
2. Определите массу цинка, выделившегося на катоде при электролизе раствора сульфата цинка в течение 2 ч при токе 42,4 А, если выход цинка по току равен 50%.
3. Как происходит атмосферная коррозия луженого и оцинкованного железа при нарушении покрытия? Составьте электронные уравнения анодного и катодного процессов.
Вариант 6
1. Вычислите ЭДС железо-цинкового гальванического элемента, у которого
[Fe2+] = [Zn2+]= 1 моль/л. Составьте схему и напишите уравнения электродных процессов. Укажите, какой металл является анодом, какой – катодом?
2. Составьте схему и напишите уравнения процессов, протекающих на графитовых электродах при электролизе расплава NaOH. Определите массу веществ, которые выделятся на электродах при пропускании через данный расплав тока силой 10 А в течение 20 минут.
3. Какой металл и почему следует выбрать для протекторной защиты от коррозии свинцовой оболочки кабеля: цинк, медь, висмут? Составьте уравнения анодного и катодного процессов атмосферной коррозии. Каков состав продуктов коррозии?
Вариант 7
1. Рассмотрите электродные процессы и вычислите ЭДС гальванического элемента Mn | MnSO4 (0,01M) || Pb(NO3)2 (1н.) | Pb.
2. При электролизе водного раствора CuBr2 на электроде выделилось 0,48 г меди. Какая масса брома выделится на другом электроде? Напишите уравнения процессов, происходящих на катоде и аноде.
Вариант8
1. Вычислите электродный потенциал электрода Ni|NiSO4 (t = 25 °С, [Ni2+]=0,01 моль/л).
2. Ток силой 3,7 А проходит через раствор хлорида меди (II) в течение
40 мин. Вычислитк массу разложившегося хлорида меди.
3. Железное изделие покрыли никелем. Составьте уравнения анодного и катодного процессов коррозии изделия при нарушении покрытия во влажном воздухе и в соляной кислоте. Какие продукты коррозии образуются в первом и во втором случаях?
Вариант 9
1. Составьте схемы двух гальванических элементов, в одном из которых свинцовый электрод является катодом, в другом – анодом. Напишите уравнения реакций, происходящих при работе этих элементов, и вычислите значения их стандартных ЭДС.
2. Рассчитайте, какая масса серебра выделится на катоде, если ток силой 6 А пропускать через электролизер с раствором нитрата серебра в течение 1 часа. Составьте уравнения процессов, происходящих при электролизе.
3. Железная пластина склёпана с никелевой пластиной. Какой из металлов будет подвергаться коррозии, если они опущены в раствор электролита с рН < 7? Запишите уравнения процессов, протекающих на катоде и аноде.
Вариант 10
1. Определите ЭДС медно-никелевого гальванического элемента, если концентрации растворов NiSO4 и CuSO4 соответственно равны 0,2 н. и 0,1М.
2. Составьте уравнения процессов, происходящих при электролизе следующих растворов (электроды инертные): 1) раствора KNO3, 2) раствора CoCl2.
3. Цинковая пластина склепана с никелевой пластиной. Какие процессы и почему будут происходить при коррозии, если образец окажется в щелочной среде (кислород присутствует)?
Вариант 11
1. Составьте схему и рассчитайте ЭДС гальванического элемента, электроды которого сделаны из кадмия и висмута и погружены в 0,1 М растворы их солей.
2. При электролизе 120 мл 0,4 н раствора сульфата меди за 50 мин выделена вся медь из раствора. Вычислите силу тока, напишите суммарное уравнение процесса
электролиза.
3. Дана система Al | Ni в 1 М растворе НСl. Какой металл будет разрушаться?
Напишите уравнение реакций.
Вариант 12
1. Вычислите ЭДС гальванического элемента Zn | ZnSO4(0,1M) || HCl (1М) | H2 (Pt).
Запишите уравнения процессов, происходящих на катоде и аноде.
2. Какой объем водорода выделится при электролизе водного раствора КОН в течение 2,5 ч при силе тока 1,2 А, температуре 27 °С и давлении 764 мм рт. ст.
3. Железо покрыто медью. Какой металл и почему будет подвергаться коррозии в щелочной среде в случае нарушения покрытия?
Вариант 13
1. Определите ЭДС гальванического элемента: Fe | 0,1М FeSO4 || 0,1М Н+ | Pt, Н2.
Напишите уравнения реакций, происходящих при работе этого элемента.
2. Напишите уравнения реакций процессов, происходящих при электролизе водных растворов нитрата и хлорида кадмия с платиновыми электродами.
3. Медная пластина, склепанная с никелевой пластиной, помещена в воду с растворенным в ней кислородом. Какой металл и почему будет подвергаться коррозии? Напишите уравнения соответствующих реакций.
Вариант 14
1. Вычислите электродные потенциалы металлов, находящихся в контакте с растворами их солей с заданной молярной концентрацией (моль/л):
а) Ni | NiSO4, [Ni2+] = 0,01 М; б) Mn | MnSO4, [Mn2+] = 2,0 М.
2. В растворе находится смесь солей сульфатов цинка и никеля. Какой металл и почему выделится в первую очередь? Напишите уравнения электродных процессов.
3. Составьте уравнение анодного и катодного процессов, протекающих при коррозии железа в кислой среде. Предложите металл, который может являться катодом в данном процессе.
Вариант 15
1. Вычислите ЭДС гальванических элементов, образованных сочетанием:
цинкового электрода в растворе ZnSO4, [Zn2+] = 0,2 моль/л и свинцового электрода в растворе Pb(NO3)2, [Pb2+] = 0,01 моль/л.
2. Напишите уравнения для процессов, протекающих на электродах при хромировании детали в растворе Cr2(SO4)3. Сколько времени потребуется для нанесения 1,73 г хрома при силе тока 4 А на деталь?
3. Дана система Cr | Sn в 1 М растворе KOH (кислород присутствует). Какой металл разрушается? Напишите уравнения соответствующих реакций.
Раздел 10
КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
Молекулярные соединения, образующие комплексные ионы, способные к существованию, как в растворе, так и в кристалле, называются комплексными соединениями.
Строение комплексных соединений объясняет координационная теория, предложенная в 1893 г. А. Вернером. В соответствии с этой теорией в комплексных соединениях различают внешнюю и внутреннюю (комплексный ион) сферы.
Во внутренней сфере комплексных соединений:
– центральное место занимает комплексообразователь (центральный ион) – обычно положительно заряженный ион – катион металла;
– вокруг комплексообразователя расположены (координированы) лиганды (адденды) – ионы противоположного знака (анионы) или нейтральные молекулы:
– число лигандов, удерживаемых комплексообразователем, называется координационным числом.
Наиболее характерными значениями координационного числа (КЧ) для некоторых ионов комплексообразователей являются:
Во внешнюю сферу входят катионы или анионы. Комплексные соединения неэлектролиты, не имеют внешней сферы. Например, [Pt(NH3)2Cl4]. Типичные комплексообразователи: d-элементы – Ag, Au, Cu, Cu, Hg, Cd, Zn, Fe, Fe, Co, Ni, Pt и другие, s-, p-элементы – Ba, Be, Al, Sn, Pb. Важнейшие лиганды: - нейтральные молекулы: H2O, NH3, CO, NO и другие; - ионы: CN-, NO2-, Cl-, Br-, J-, OH-, CO32-, S2O32- и другие. Заряд комплексного иона равен алгебраической сумме зарядов комплексообразователя и лигандов. Так как в целом комплексное соединение электронейтрально, алгебраическая сумма зарядов внешней и внутренней сфер равна нулю. При составлении названия комплексного соединения первым указывают анион, затем катион. Название комплексного иона пишется в одно слово. Название комплексного аниона (анионный комплекс) начинают с указания состава внутренней сферы: прежде называют лиганды – анионы, прибавляя к их латинскому названию окончание «о» (Cl− – хлоро, CN− – циано, OH− – гидроксо,
затем называют нейтральные молекулы (NH3 – аммин, H2O – аква, СО – карбонил, NO – нитрозил), число лиганд указывают греческими числительными (1 – моно, 2 – ди, 3 – три, 4 – тетра, 5 – пента, 6 – гекса); далее называют комплексообразователь, используя корень его латинского названия и окончание -ат, после чего (в скобках) указывают степень окисления комплексообразователя римскими цифрами. После обозначения состава внутренней сферы называют внешнюю сферу. Примеры: K3[Fe(CN)6] – гексацианоферрат(III) калия; (NH4)2[PtCl4(OH)2] – дигидроксотетрахлороплатинат(IV) аммония; Ba[Cr(NH3)2(SCN)4]2 – тетрароданодиамминхромат(III) бария. При названии комплексного катиона (катионный комплекс) комплексообразователь называют по-русски в родительном падеже, также указывая в скобках степень окисления комплексообразователя. Примеры: [Co(NH3)4(H2O)Cl]Cl2 – хлорид хлороакватетраамминкобальта (III) [К(H2O)4]NO3 – нитрат тетрааквакалия. В названии нейтральных комплексных частиц (нейтральный комплекс) комплексообразователь указывается в именительном падеже, а степень окисления его не указывается, так как она однозначно определяется, исходя из электронейтральности комплекса. Примеры: [Pt(NH3)2Br2] – диамминдибромоплатина, [Cr(CO)6] – гексакарбонилхром
В водных растворах комплексные соли диссоциируют с образованием комплексных ионов внутренней сферы – первичная диссоциация: [Ag(NH3)2]Cl Û [Ag(NH3)2]+ + Cl-; K[Ag(CN)2] Û K+ + [Ag(CN)2] - Под воздействием дополнительных внешних факторов комплексные ионы, в свою очередь, подвергаются вторичной диссоциации: [Ag(NH3)2]+ Û Ag+ + 2NH3 (1) [Ag(CN)2]- Û Ag+ + 2Cl- (2) Диссоциация по такой схеме протекает в незначительной степени.
Применяя закон действия масс к реакциям (1) и (2), получают выражения [Ag]+ [NH3]2 [Ag+] [CN-]2 Кн = —–––——––– = 6,8•10-8, Кн = ––——–––— = 1,0•10-21 [[Ag(NH3)2]+] [[Ag(CN)2] -]
Следовательно, комплекс [Ag(CN)2]- более прочен, чем комплекс [Ag(NH3)2]+.
От комплексных соединений следует отличать двойные соли, которые обозначают как совокупность нескольких солей. К двойным солям относятся, двойной хлорид калия и меди 2КCl•CuCl2•2H2O, алюмо-калиевые квасцы KAl(SO4)2•12H2O и многие другие. При растворении в воде двойные соли диссоциируют на составляющие их ионы и молекулы, например: 2KCl•CuCl2•2H2O Û 2K+ + Cu2+ + 4Cl- + 2H2O. Все присутствующие в растворе ионы можно обнаружить с помощью соответствующих качественных реакций. |
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 9
КОМПЛЕКСНЫе СОЕДИНЕНИя
Цель работы: получение и изучение свойств комплексных соединений.
Приборы: химические пробирки, химические стаканы.
Реактивы: растворы аммониево-железных квасцов, роданида аммония, гексацианоферрата (III) калия, хлорида бария, соли хрома (III), соли никеля (II), соли кобальта (II), сульфата магния, хлорида цинка, гидроксидов натрия и аммония, серной кислоты, пероксида водорода (3 %).
Экспериментальная часть
|
|
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!