Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Формирование ассортимента товаров в магазине

2017-10-11 599
Формирование ассортимента товаров в магазине 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

 

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателей и роста основных экономических показателей деятельности торгового предприятия в значительной степени зависит от правильного формирования ассортимента товаров в магазинах.

Товарный ассортимент – это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.

Под торговым ассортиментом следует понимать перечень товаров, реализуемых розничным торговым предприятием, подобранных с учетом потребностей целевого сегмента, име­ющих определенную ценовую ориентацию. Ассортимент розничного торгового предприятия условно можно раз­делить на три группы.

1. Базовый ассортимент — это основные товары, на которые приходится не менее 50% продаж предприятия.

2. «Привлекающие» («зазывные») товары — это товары повседневного спроса, являющиеся для покупателей показателем уровня цен в мага­зине, которые продавцы обычно стараются поддерживать на уровне конкурентов, а некоторые устанавливают их ниже рыночных.

3. Дополняющие (ассортиментные) товары. Доля этих товаров в товаро­обороте обычно не превышает 15%. Магазин, предлагающий более широкий ассортимент, вызывает большее доверие покупателей. Поку­патель может приобретать одну и ту же марку товара, но наличие на полке других марок стимулирует его покупку.

Для первых двух групп важно постоянное наличие в продаже указан­ных товаров, тогда как ассортимент дополняющих товаров постоянно меняется.

Формирование товарного ассортимента – это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли.

Под полнотой ассортимента понимается предоставление покупателю широкого выбора разновидностей товаров, а под устойчивостью — обес­печение постоянного наличия в продаже определенных разновидно­стей товаров. В магазине должен проводиться ассортиментный анализ, в результате которого выявляются наиболее перспективные товары.

Рассмотрим основные подходы к формированию ассортимента.

Формирование торгового ассортимента с учетом поведения товаров на рынке основывается на следующей классификации товаров: «лиде­ры», «локомотивы», «привлекающие» («зазывные»), «тактические», «внедряемые», «уходящие».

Характеристики поведения каждой группы товаров показаны ниже. Желательно, чтобы большая часть товарного ассортимента приходилась на товары-«локомотивы», обычно находящиеся на стадии «зрелости».

Формирование торгового ассортимента с учетом возрастной структуры торгового ассортимента предполагает наличие гармоничного равновесия между старыми и новыми товарами. Если ассортимент устарел, он будет пользоваться все меньшим спросом; если он слишком «молод», то по­требуется длительное время для достижения достаточного спроса и из­держки по производству и продаже товаров будут перекрывать прибыль.

 

«Лидеры» «Локомотивы» «Привлекающие»
Определяют успех предприятия, обеспечивают широкую клиентуру, прибыль. Обычно это товары-новинки известных фирм-производителей «Тянут» за собой другие изделия предприятия, способствуют утверждению фирменной марки, часто это товары, которые раньше были «лидерами» § Привлекают покупателей своей дешевизной – это хорошо известные товары, которые продаются по более низким ценам, чем в других торговых точках. Их низкие цены покупатель по ассоциации распространяет и на другие товары предприятия § Имиджевые товары могут иметь высокую зазывную цену
«Тактические» «Внедряемые» «Уходящие»
Дополняют имеющийся ассортимент, являются рентабельными Нуждаются в поддержке и в благоприятном моменте для выхода на рынок Поддерживаемые товары, требующие модификации или изъятия с рынка

Рис. Характеристики поведения товаров на рынке

Ассортимент также может формироваться из товаров, дополняющих основные товары, фирменных товаров (обязательно присутствие ма­рок — «флагов»), сопутствующих товаров, товарных комплексов. В целом товарный ассортимент должен быть гармоничным — удобным для по­купателя, экономически оправданным для магазина.

Важной задачей является разработка упорядочения структуры ассортимен­та. В магазинах за каждой категорией товаров закрепляется менеджер, который занимается их текущей закупкой. Определение общей страте­гии — прерогатива высшего руководства. Оцениваются тенденции про­даж в магазине и влияние общеэкономических факторов на рост измене­ний продаж. На основе полученных

оценок определяются перспективные, стабильные и не имеющие будущего группы

товаров. Для определения оптимального соотношения различных групп товаров, входящих в отдель­ные категории, целесообразно использовать матрицу БКГ и АВС-анализ.

На формирование ассортимента товаров в магазине влияют различные факторы.

 

Таблица

 

Факторы, влияющие на формирование ассортимента товаров торгового предприятия

Факторы Состав и содержание фактора
Принципы формирования ассортимента В розничной торговле ассортимент должен форми­роваться на основе спроса покупателей, который представляется постоянным, альтернативным и импульсивным, а также с учетом его воздействия на товары повседневного, периодического и редкого потребления
Профиль торгового предприятия Ассортиментная номенклатура обусловливается товарной ориентацией, типоразмером, зоной действия и состоянием материально-технической базы торгового предприятия
Потребительские комплексы За основу комплексной потребности должен быть взят конкретный перечень товаров, сгруп­пированных по функционально-потребительским признакам, например: «товары для женщин», «товары для детей», «летняя одежда» и т. д.
Товарная классификация Ассортиментная совокупность устанавливается на основе следующей классификации: товарная группа (характеризуется однородностью сырья, из которого изготовлены товары); подгруппы (внутригрупповое деление товаров). Каждая под­группа складывается из родственных товаров раз­личных видов и разновидностей
Стадия жизненного цикла товара На приобретение продукции оказывает влияние жизненный цикл товара: внедрение, рост, зрелость, устаревание, что обусловливает необходимость адекватного подхода при формировании ассортимента
Устойчивость ассортимента товаров Стабильность постоянного ассортимента товаров по группам, подгруппам, видам и разновидностям в розничной продаже обеспечивается наличием товарных запасов, которые регулируются с учетом потребностей покупателей

Эти факторы при формировании товарного ассортимента находятся во взаимодействии. Их сочетание зависит от характера спроса, предъ­являемого покупателями, конкретного профиля розничного торго­вого предприятия и условий его функционирования.

Процесс формирования товарного ассортимента в магазине должен исходить из формы его товарной специализации и размера торговой площади и быть направлен на удовлетворение спроса обслуживаемых контингентов покупателей и обеспечение высокой прибыльности его деятельности.

В процессе подбора для магазина необходимого ассортимента товаров следует руководствоваться рядом общих принципов.

1) Обеспечение соответствия ассортимента товаров характеру обслуживаемых контингентов покупателей.

2) Обеспечение комплектности удовлетворения спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка.

3) Обеспечение достаточной широты и глубины ассортимента реализуемых товаров.

4) Обеспечение устойчивости ассортимента реализуемых товаров.

5) Обеспечение рентабельности реализации формируемого ассортимента товаров.

Рациональное построение ассортимента товаров в магазине предусматривает комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Осуществление этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или микрокомплексов. Такой принцип формирования ассортимента позволяет создать большие удобства для покупателей, облегчает им процесс ознакомления с предлагаемыми к продаже товарами, сокращает затраты времени на осуществление покупок, способствует совершению «импульсивных покупок».

Важным принципом формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение достаточной широты и глубины. Под широтой ассортимента понимают число товарных групп и подгрупп, входящих в формируемый ассортиментный перечень, а под глубиной – число разновидностей товаров по отдельным потребительским или качественным признакам (фасонам, моделям, размерам и другим показателям).

Одним из важных принципов формирования ассортимента товаров является обеспечение его устойчивости. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение. Устойчивый ассортимент товаров в магазине обуславливает сокращение затрат времени покупателей на поиск товаров, позволяет стандартизировать все важнейшие торгово-технологические процессы и операции и организовать их выполнение с минимальными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

И, наконец, одним из принципов правильного формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение условий рентабельности его деятельности. В условиях рыночной экономики рентабельность является необходимым условием формирования любого торгового предприятия. В связи с этим при построении ассортимента необходимо учитывать издержкоемкость и налогоемкость реализации отдельных групп товаров, возможные размеры торговых надбавок, оборачиваемость запасов и другие экономические факторы.

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине с учетом рассмотренных принципов осуществляется по следующим четырем этапам:

1) определяется перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине;

2) осуществляется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов;

3) определяется количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов (в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров);

4) разрабатывается конкретный перечень товаров для данного магазина, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингентам покупателей.

Перечень основных групп и подгрупп товаров, реализуемых в магазине, зависит от формы его товарной специализации и специфики обслуживаемого контингента покупателей. Связь между этими показателями рассматривается в процессе обеспечения рационального размещения отдельных групп товаров на площади торгового зала.

В процессе распределения отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов в первую очередь определяются их количество и наименования. Особое внимание этому этапу формирования ассортимента должно быть уделено в универмагах. Обследование показало, что в универмагах, ассортимент которых сгруппирован по потребительским комплексам, товарооборот на 1кв.м площади торгового зала в среднем на 12% выше, а затраты времени покупателей на совершение покупки на 17% меньше, чем на предприятиях, не практикующих этот принцип формирования и предложения товаров.

Результаты проведенного специализированного исследования по этому вопросу позволяют рекомендовать следующую примерную номенклатуру потребительских комплексов для универмагов: товары для детей; товары для женщин; товары для мужчин; товары для дома; культура в быту и организация досуга; товары для шитья и вязания.

Приведенная номенклатура потребительских комплексов является примерной – ее можно уточнять с учетом конкретных условий.

В рамках потребительских комплексов выделяются микрокомплексы, которые могут быть организованы как постоянные, так и сезонные. Особое внимание следует уделять организации постоянных микрокомплексов. Ниже приводится примерная номенклатура постоянных микрокомплексов в рамках организации отдельных потребительских комплексов:

1. Товары для детей: Товары для новорожденных и детей ясельного возраста; Товары для девочек; Товары для мальчиков; Детская мебель и коляски; Игрушки; Юный умелец.

2. Товары для женщин: Верхняя демисезонная и зимняя одежда; Блузы и кофты; Костюмы и юбки; Платья; Домашняя и спортивная одежда; Обувь; Предметы женского туалета; Товары для невесты; Подарочные комплекты для женщин.

3. Товары для мужчин: Верхняя демисезонная и зимняя одежда; Костюмы и брюки; Сорочки и пуловеры; Домашняя и спортивная одежда; Обувь; Предметы мужского туалета; Подарочные комплекты для мужчин.

4. Товары для дома: Товары для приготовления и хранения пищи и сервировки стола; Предметы убранства квартиры; Предметы для ухода за квартирой и стирки; Умелые руки; Столовое и постельное белье; Подарочные наборы к свадьбе и новоселью.

5. И другие.

Наряду с постоянными в рамках потребительских комплексов универмагов могут быть организованы сезонные микрокомплексы. Они организуются, как правило, в канун праздников или период осенне-зимнего или весенне-летнего сезона за счет сокращения площади постоянных микрокомплексов. В отдельных случаях в рамках потребительского комплекса может быть предусмотрена специальная площадь для организации сезонных микрокомплексов.

Комплексный принцип построения ассортимента товаров применяется не только в универсальных непродовольственных магазинах. В магазинах типа «Товары для женщин», «Товары для мужчин», «Товары для детей», «Товары для дома» («Хозтовары»), «Культура в быту», «Спорт и туризм» ассортимент товаров может быть сгруппирован в полной номенклатуре микрокомплексов, соответствующих специализации магазина. В специализированных магазинах типа «Одежда», «Обувь», «Галантерея-парфюмерия» и других ассортимент товаров может быть скомплектован в виде отдельных микрокомплексов.

Основным фактором, определяющим количество комплексов и их наименования, является размер торговой площади магазина. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся (или планируемую) структуру товарооборота предприятия, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.

Следующим этапом формирования ассортимента является определение количества реализуемых разновидностей товаров по их отличительным особенностям, т.е. его глубины. Основой для определения количества разновидностей товаров в магазинах различных форм товарной специализации является размер площади торгового зала и состояние предложения товаров на региональном потребительском рынке.

Заключительным этапом формирования ассортимента является разработка определенного перечня товаров, реализуемых в магазине. Основой для разработки конкретного ассортиментного перечня товаров в рамках отдельных их групп, подгрупп и определенного количества разновидностей являются материалы изучения спроса на товары на данном региональном потребительском рынке и результаты внутригруппового анализа оборачиваемости товарных запасов. Ассортиментный перечень товаров разрабатывается по форме, приведенной в табл.1.

 

Таблица 1.

Форма составления ассортиментного перечня товаров, реализуемых в магазине

 

Наименование микрокомплекса (товарной секции) Наименование товаров Количество разновидностей товаров Период торговли (месяцы)
       

 

Наряду с правильным формированием ассортимента товаров важной задачей является обеспечение его устойчивости. Одним из показателей, характеризующих устойчивость ассортимента товаров в магазине (используемых при оценке уровня обслуживания покупателей), является коэффициент устойчивости, определяемый по формуле:

Оп

Кy= 1 - ———,

п • а

где Кy - коэффициент устойчивости ассортимента товаров в определенном периоде;

О1, О2, … On – количество разновидности товаров, отсутствующих в продаже в момент проверок (из предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем товаров);

а – количество разновидностей товаров, предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем;

n - количество проверок.

При расчете коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня следует исключать товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются. Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже:

- для универсамов и гастрономов – 0,90;

- для универмагов – 0,80;

- для магазинов обуви и одежды – 0,75;

- для магазинов по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных, галантерейных товаров – 0,85.

Широкий и устойчивый ассортимент товаров в магазинах обеспечивается комплексом мероприятий в области коммерческой деятельности по закупке товаров.

 

 

 

Курс «ОТД»


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.