О богатом юноше и об опасности богатства (19:16-26). — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

О богатом юноше и об опасности богатства (19:16-26).

2017-09-30 266
О богатом юноше и об опасности богатства (19:16-26). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» 17 Он же сказал ему: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди». 18 Говорит Ему: «Какие?» Иисус же сказал: «Не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; 19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя». 20 Юноша говорит Ему: «Всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?» 21 Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». 22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 Иисус же сказал ученикам Своим: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; 24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие». 25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: «Так кто же может спастись?» 26 А Иисус, воззрев, сказал им: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно».

 

Как и в предыдущем эпизоде, евангелист Матфей, в целом следуя Евангелию от Марка, исключает излишние, с его точки зрения, реалистические и психологические подробности. Например, у Марка говорится, что к Иисусу «подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его…» (Мк 10:17). У Матфея совсем просто: «И вот, некто, подойдя, сказал Ему…». Или: у Марка, отвечая юноше, «Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему…» (Мк 10:21). У Матфея просто: «Иисус сказал ему…».

Итак, на пути Иисуса через Иудею Ему встречается молодой человек, который спрашивает, какое доброе дело ему надо сделать, «чтобы иметь жизнь вечную» [82]. Вообще говоря, для иудея такой вопрос был весьма необычен, так как все знали, чтó надо делать, чтобы войти в грядущее Царство Божие, или, иными словами, «иметь жизнь вечную». Для этого надо соблюдать заповеди святого Закона Моисея. Но, видимо, юношу вопрос о его будущей судьбе волновал настолько, что он не удовлетворялся самым общим ответом. Иисус сначала обращает внимание юноши на Того, Кто является источником жизни вечной – на Бога: «Никто не благ, как только один Бог». А затем Он перечисляет пять нравственных заповедей Декалога (Исх 20:12-16), в которых выражена воля Божия: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать», и дополняет их заповедью о любви к ближнему из книги Левит: «люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18). Последняя заповедь, как учил Иисус, является равноценной заповеди о любви к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим…. Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь Закон и пророки» (Мф 22:37-40). – Таким образом, юноша получил ответ на свой вопрос, и на этом разговор мог бы закончиться. Но разговор продолжается. Юноша, оказывается, все еще чем-то не удовлетворен, ему все еще чего-то не хватает. Он говорит: «Всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?».

На этом моменте немножко остановимся. Некоторые толкователи в ответе юноши усматривали хвастовство и гордыню. Ведь известно, что никто не в состоянии выполнить все требования Закона. Об этом неоднократно упоминает Ветхий Завет: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл 7:20). На этом позже будет настаивать апостол Павел: «Все под грехом, … нет праведного ни одного, … нет делающего добро, нет ни одного» (Рим 3:10-12). – Поэтому апокрифическое Евангелие евреев[83] излагает историю таким образом:

Некий богач сказал: «Учитель, что доброго мне совершить, чтобы обрести жизнь вечную?» Он сказал ему: «Человек, исполняй Закон и пророков». Ответил Ему: «Исполняю». Тогда сказал ему: «Пойди и продай все, что имеешь, и раздай нищим, и тогда приходи и следуй за Мной». Но богач стал скрести себе голову, и слова эти не понравились ему. И Господь сказал: «Как можешь ты говорить, что исполнил Закон? Ибо написано в Законе: люби ближнего, как самого себя. И смотри, много братьев твоих, сыновей Авраамовых, запачканы грязью и умирают с голоду, твой же дом полон добра, и ничего из того не переходит к ним?» И Он повернулся к Симону, ученику Своему, который сидел рядом с Ним, и сказал: «Симон, сын Ионы, легче верблюду войти в игольные уши, чем богатому в царство небесное» [84].

Но так – в более позднем апокрифе, который носит следы толкования. В первоначальных же сообщениях Марка, Матфея и Луки Иисус не подвергает сомнению слова богатого юноши, так как увидел, что соблюдение заповедей не наполнило его жизнь, не придало его жизни окончательного смысла. Для полноты жизни ему нужно было нечто бóльшее. Чего же ему не хватало? Наверное, живого чувства совершенного блаженства, которое дает человеку только общение с Богом. «Иисус сказал ему: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною».

Каков смысл требования Иисуса? В Евангелии от Марка, как было упомянуто выше, юноша так понравился Иисусу, что Он «взглянув на него, полюбил его» (Мк 10:21). Это делает понятными и слова Иисуса «приходи и следуй за Мною». Иначе говоря, Иисус предлагает юноше стать Его непосредственным учеником, для чего недостаточно было соблюдать заповеди Закона, но требовалась любовь и полная самоотдача. Где Иисус, там и полнота жизни. Не надо обременять себя вопросом о наследовании вечной жизни, которая наступит, возможно, нескоро, которая еще далеко. Иисус же уже теперь предлагает богатому человеку новую жизненную возможность, которая его заполнит целиком, совершенно. «Если хочешь быть совершенным», – говорит юноше Иисус. О том, что евангелист Матфей понимает под выражением «быть совершенным», мы подробно обсуждали при анализе Мф 5:48 («будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»). В нашем случае с юношей «быть совершенным» означает достичь полноты, завершенности. Юноша спросил: «Чего еще недостает мне?». – Иисус отвечает: «Полной самоотдачи!». Не отдачи какой-то части себя и своего, но полной самоотдачи! В этом «совершенство». Чтобы жизнь юноши не когда-то в будущем, но уже сейчас и здесь стала «совершенной», его поступки не должны исчерпываться исполнением заповедей Закона. Он все делает правильно, и, тем не менее, ему чего-то недостаёт. «Что мне надо еще сделать?» – спрашивает он. И тогда Иисус предлагает молодому человеку: «Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах!». Он не предлагает ему дополнительное условие для вхождения в вечную жизнь. Нет, этими словами Иисус только заверяет юношу, что продажа его имения не принесет ему убытка! Напротив, он обретет нетленное сокровище на небесах уже сейчас и здесь и обнаружит свое совершенство.

Но, «услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение». Богатство вовсе не мешало ему исполнять заповеди Закона. Может быть, даже помогало это делать. Но оно мешало последовать за Иисусом, с Которым Царство Небесное уже сошло на землю.

Дело в том, что юноша просто не понял или не мог понять Иисуса Христа. Он не мог отличить Царствия Божия, которое уже здесь, от вечной жизни, которая предстоит нам только после нашей смерти. Ведь наш евангельский рассказ отнюдь не говорит, что богатство само по себе представляет опасность для вечной жизни. Юноша, несомненно, был хорошим человеком. Он, благодаря именно своему богатству, вел добропорядочную жизнь в том смысле, что он соблюдал заповеди Божии, своими деньгами помогал ближним. И, поскольку он соблюдает заповеди Божии, вечную жизнь он, скорее всего, наследует. Но он отошел опечаленный и разочарованный, ибо не понял, что предложение быть совершенным означает полный отказ от упования на свои – пусть даже добрые – дела, на свое богатство. «Что мне надо еще сделать?» – спрашивает он. Иисус отвечает: «Отказаться от всего и надеяться только на Бога, Который ждет от человека не столько добрых дел и его богатства, сколько любви и полной самоотдачи». В этом и есть вера!

Евангельский рассказ устами Иисуса Христа говорит, что богатство, – как бы его ни понимать, – может стать помехой на вхождении в общение с Богом, или, иными словами, богатство может стать помехой на вхождении в Царствие Божие здесь и сейчас.

И вот, поскольку юноша по причине своего богатства оказался неспособным принять приглашение Иисуса следовать за Ним, Господь теперь сокрушенно говорит: «Истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное!». Если бы богатый юноша последовал за Иисусом, то он вошел бы в Царствие Божие! «Ибо приблизилось Царствие Божие!», оно уже здесь! В него надо только войти! Уже сегодня! Но… «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».

Итак, «трудно богатому войти в Царство Небес­ное». Но мы должны понимать, как настаивал святитель Иоанн Златоуст, что «Христос этими словами не богатство порицает, но тех, которые пристрастились к нему» [85].

Однако, услышав это, ученики «весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?». Изумились они потому, что Иисус совершенно переворачивал установившиеся иудейские нормы морали. Человек богат. Это означает, что Бог помогает ему! (Разумеется, предполагается, что свое богатство человек получил законным путем). Чем богаче человек, тем вероятнее, что он войдет в Царствие Божие. Ученики сразу же решили, что если Иисус сказал истину, у человека едва ли вообще есть шансы на спасение. Но когда они испуганно спрашивают: «Кто же может спастись?», – они путают понятия. Ведь Иисус ничего не сказал о спасении, то есть о вечной жизни богатого юноши. О спасении речь шла в самом начале разговора. Конечно, обрести вечную жизнь сам по себе никто не способен: это не во власти человека. Поэтому Иисус отвечает ученикам: «Человекам это невозможно». Но тогда, в начале разговора, Иисус сказал юноше о возможности его спасения Богом: «Ты знаешь заповеди», – сказал Он ему. Заповеди Божии – путь в вечную жизнь. Бог будет всех судить по делам, и того, кто творит добрые дела и соблюдает заповеди, спасает Бог! Наследование жизни вечной, то есть спасение человека из власти смерти, – зависит от Бога, есть дар Божий. Поэтому и сказано: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно».

Но чтобы лучше понять историю с богатым юношей, который отказался следовать за Христом, вспомним о призвании другого отнюдь не бедного человека, мытаря Матфея (в Евангелии от Марка (2:14) он называется Левием Алфеевым): «Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: «Следуй за Мною». И он встал и последовал за Ним» (Мф 9:9). Богатый юноша приходит к Иисусу Христу по собственной инициативе. Иисус соединяет Свой призыв следовать за Ним с определенными условиями («продай имение твое и раздай нищим»). Мытарь же Матфей (несомненно богатый) призывается по инициативе Иисуса, и при этом не говорится ни о каких условиях. Просто «следуй за Мною». В этих историях противопоставлены две исходные ситуации: мытарь Матфей – «грешник», а богатый юноша, как его назвали бы в Палестине, – «праведник». В то время как мытарь Матфей без сожалений оставил свое имущество, богатый юноша не смог расстаться со своим богатством, ибо он в духе представлений своего времени рассматривал свое богатство как вознаграждение от Бога за свою праведность. Он исполняет заповеди, то есть он праведен, и за это Бог наградил его богатством! Расставшись с ним он вместе с тем отказался бы и от своей заслуженной праведности, от своих заслуг!

Но в нашем Евангелии, на что мы уже обратили внимание, важны слова Иисуса: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим». Повторимся: в нашем словоупотреблении «совершенный» – это человек, который достиг высшей ступени физического или нравственного развития. Однако в Библии, и в частности у Евангелиста Матфея, «совершенство» понимается в другом смысле. Совершенный – тот, кто полностью отдает себя Богу, жертвует всем ради Бога. Отсюда следует, что предложение расстаться со своим богатством нельзя понимать как простой совет достичь некоей высшей нравственной ступени. Юноша ведь и без того – человек высоких нравственных правил. Нет, условие быть совершенным обозначено как «всё продать и раздать», то есть пожертвовать всем, отказаться от всего, даже от своих «заслуг». Это было бы действительным знаком глубочайшего покаяния. Отсюда, кстати, следует, что совет «все, что имеешь, продай» – является не обязательным требованием для всех и всегда, но конкретным советом в конкретной ситуации конкретного юноши, которого позвал Иисус. В принципе, дело не в богатстве как таковом, так как ситуация богатого и праведного юноши может повторяться в бесконечных вариациях. Ибо можно быть «богатым» не только деньгами.

Ученики, как, вероятно, и богатый юноша, все еще мыслили привычными категориями земного царства. Но в Царствии Божием свои законы. Жить переоценкой привычных ценностей очень трудно, почти невозможно для того, кто не в состоянии отказаться от своего богатства. Вот потому и «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».

Яркий и парадоксальный образ! Его иногда пытались ослабить искусственными филологическими уловками. Так делалось в рационалистической экзегезе 19-го века. Мол, не может же Иисус Христос говорить такие абсурдные вещи! Нет, Он, мол, сказал не о реальном игольном ушкé, а говорит о городских воротах, которые так назывались – «игольное ушкó». Или – не о верблюде, а о корабельном канате. Нет. Иисус Христос рисует именно остроумный и живой парадоксальный образ: игольное ушкó и верблюд! И действительно, невозможно богатому войти в Царствие Божие – тому богатому, который делает из Бога своего работодателя, Который вознаграждает земным богатством за праведность. И ученики Иисуса Христа прекрасно понимают глубокий смысл этого образа, понимают, что речь идет не собственно о богатстве, ибо этим «богатством» может быть все что угодно. Понимая, что слово Христа касается всех, даже бедных, они испуганно спрашивают: «Кто же может спастись?». Только нищие, отдавшие себя Богу? Но кто способен к этому? Иисус «воззрев на них», то есть внимательно на них посмотрев, ответил: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно». Иными словами, «если бы, все спасение человека зависело от человеческих усилий, никто не смог бы спастись. Но спасение есть дар Божий, а для Бога все возможно».

Но как Бог делает это возможным? Иисус Христос предлагает ответ на этот вопрос: Бог дарует вечную жизнь тому, кто исполняет Его волю, соблюдает Его заповеди. Но полное ощущение спасения, вхождение в Царствие Божие уже в этой жизни, становится доступным тому, кто жертвует всем ради того, чтобы следовать за Иисусом. Тот, кто Ему следует, находит «драгоценную жемчужину», ради которой он продаёт всё, что имел (Мф 13,45-46).

Возвращаясь к вопросу о богатстве: Если мы вникнем во все речи Иисуса Христа на эту тему, то поймем, что смысл проповеди Иисуса Христа не в социально-экономической критике богатства. Такая критика не несет в себе ничего оригинального, она стара как мир, поверхностна и тривиальна. Проповедь Иисус Христос – новая благая весть о приблизившемся Царствии Божием. И в свете этой проповеди осуждение «богатых» касается всех и каждого, ибо все хотят сами себя обезопасить, обеспечить себе жизнь. Цель же осуждения «богатых» – покаяние. Всякий «богатый» должен постичь, чтò приносит Иисус Христос, и как «нищий» дать Ему одарить себя частью того истинного богатства, которое утоляет всякую жажду и снимает все заботы.

Иисус Христос не ставит своей целью ни социальное регулирование богатства и собственности, ни революционную отмену его. Он строит жизнь на новом основании, на эсхатологическом Царствии Божием, которое приходит в мир вместе с Ним и Его делами.

 

Беседа № 63.

 

В прошлый раз мы читали историю о богатом юноше, который, – и по общепринятому мнению, и в собственных глазах, – был человеком праведным. Он не только соблюдал нравственные требования Моисеева Закона, но и любил ближних, то есть по-доброму относился к людям и, скорее всего, помогал им своим богатством. Он вполне устоял бы на Суде Божием и получил бы дар вечной жизни. Но он не смог последовать за Иисусом Христом, для чего надо было отказаться от своего богатства. Ведь свое богатство он рассматривал как Божественную награду за добрые дела, как знак благоволения Божия к себе. Отказаться от даров Божиих, отказаться от всего, от самого себя, от своих заслуг, – это было выше его сил и понимания. И «юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение» (Мф 19:22). Он не смог обрести того «совершенства», к которому его призывал Иисус, то есть не смог войти в Царство Божие, которое он мог обрести уже в этой жизни – в общении с Иисусом. Это было печально и для Самого Иисуса. Ведь Он успел полюбить юношу и хотел видеть его в числе Своих последователей (Мк 10:21). Поэтому Иисус произносит: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие».

Это слова поразили учеников: они были им непонятны. Ведь они, как и всё их поколение, понимали богатство как Божие благословение. Богатый человек имеет больше возможностей угождать Богу. Такой и уделять ближним может больше, и жертвовать на Храм может щедро, и может приносить Богу дорогие жертвы, а не каких-нибудь там голубей. Так что, если уж богатым людям невозможно «войти в Царство Божие», тогда «кто же может спастись?». Иисус в ответ произносит принципиальные слова: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно». – Спасение, – как его ни называй: Вечная жизнь, Царствие Божие или Царство Небесное, – не находится в человеческих возможностях. Сам человек ни за какие заслуги спасти себя не может! Спасение – дар Божий.

Далее евангелист Матфей приводит разговор между Петром и Иисусом. Как и другие ученики, Петр, – хотя он и не был состоятельным человеком, – в отличие от богатого юноши, оставил всё и с самым искренним чувством последовал призыву Иисуса, пошел за Ним в надежде войти в Царство Божие и обрести в нем много больше всего того, что ему пришлось оставить. Поэтому вполне естественным представляется недоумение Петра по поводу слов Иисуса о том, что даже (даже!) богатым людям войти в Царство Божие труднее, чем верблюду протиснуться сквозь игольное ушкó.

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.