Направление уголовного дела в суд — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Направление уголовного дела в суд

2017-09-26 285
Направление уголовного дела в суд 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поступившее к прокурору уголовное дело с обвинительным заключением подлежит рассмотре­нию прокурором в пятидневный срок, в который не включается срок содержания обвиняемого под стражей.

По прежнему законодательству (ст. 213 УПК РСФСР) перед прокурором на этом этапе, при рас­смотрении дела с поступившего с обвинительным заключением уголовного дела ставились обшир­ные задачи.

В настоящее время этого не требуется ввиду универсальности общих требований ст. 37 УПК РФ, регламентирующей в числе прочего и решение прокурора по поступившему к нему уголовному делу. Там же изложены задачи прокурорского надзора на всех стадиях досудебного производства.

Но прежде всего его задача имеет универсальный характер, обозначенный в ст. 6 УПК РФ, — назначение уголовного судопроизводства^

Прокурор обязан проверить, насколько на стадии предварительного следствия были защищены законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений; соблюдено ли право на за­щиту лица, привлеченного к уголовной ответственности. Особое внимание обращается на соблю­дение правил оценки собранных доказательств, послуживших основанием для привлечения лица к уголовной ответственности.

Прокурор, если он убежден в наличии признаков состава преступления, обязан проверить, все чи взаимосвязанные эпизоды выявлены, учтены и по всем ним и фигурирующим по ним лицам


Глава 6. Приостановление и окончание предварительного следствия

приняты законные и обоснованные решения, законно ли возбуждено уголовное дело, имело ли ме­сто событие преступления (время, способ и другие обстоятельства совершения преступления), до­казано ли деяние, вмененное обвиняемому, все ли эпизоды преступной деятельности выявлены, за­конно или обоснованно выделены дела в отдельные производства на других соучастников преступления. Доказана ли виновность обвиняемого, форма его вины и мотивы. Выявлен ли харак­тер и размер причиненного преступлением вреда, данные об истце и ответчике, заявлен ли граж­данский иск, какие меры приняты по обеспечению возмещения материального ущерба или граж­данского иска. Имеются ли в деле обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание; обстоятельства, которые могут по­влечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.

Подлежат выявлению также обстоятельства, способствовавшие совершению преступления.

Особо тщательно прокурор должен проверить фамилии, имена, отчества обвиняемого (обвиняе­мых); данные о личности каждого из них; существо обвинения; соответствие способов, мотивов, це­лей, времени совершения преступления, его последствий постановлению о привлечении к уголовной ответственности. Также прокурор должен обратить внимание на формулировку предъявленного об­винения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматри­вающей ответствен-ность за данное преступление. Формулировка обвинения должна соответствовать формулировке обвинения, изложенной в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого.

Особого внимания от прокурора требует анализ доказательственной части обвинительного за­ключения, ибо в настоящее время следователь может приводить только доказательства, подтвер­ждающие обвинение, и перечень доказательств, на которые ссылается сторона защиты.

Как раз в их сопоставлении, анализе и оценке и состоит основная задача прокурора на этапе рассмотрения уголовного дела, поступившего с обвинительным заключением.

Принимает ли на себя прокурор функцию доказывания по поступившему к нему с обвинитель­ным заключением уголовному делу? Доказывание — это разновидность познания. Безусловно, по­знавательная деятельность прокурора усилилась на современном этапе. Он уже не может идти по пути оценки, данной следователем, поскольку такая оценка в обвинительном заключении отсутст­вует. Хотя практика пошла несколько дальше — во многих обвинительных заключениях следова­тели продолжают давать развернутую оценку доказательств, в которой приводятся доводы и дока­зательства защиты, и им дается соответствующая оценка, обосновывающая обвинение. Представляется, что такая практика имеет разумные основания. Но тем не менее прокурор в любом случае обязан сам работать с доказательствами с точки зрения их относимости, допустимости, дос­товерности. А все собранные доказательства подлежат оценке в совокупности — с позиций доста­точности разрешения дела. Допустимость доказательства еще не означает его истинности, а тем бо­лее достоверности. Истинность и достоверность — категории не совсем совпадающие. Истинность означает адекватность установленного факта имевшемуся в прошлом событию, что случается очень нечасто. Достоверность — более широкое понятие, отражающее в приближенных к действительно­сти чертах имевшееся в прошлом событие, отдельные его факты. Это и есть доказывание в широ­ком смысле: удостоверение, подтверждение, обоснование правильности каких-либо мыслей или решений при помощи доводов, аргументов, фактов.

Не всякое сопоставление доказательств есть спор, спор имеет место тогда, когда есть о чем спо­рить. Бывает спор без доказательств и доказательства без спора. Если спорят сторона обвинения и сторона защиты, то аргументы в конечном итоге спорящие приводят не друг другу, а судье. «У су­дьи... обычно нет заранее убеждения, что наши положения неверны, но нет и обратного — заранее авансированного полного доверия»1. Приведенные особенности доказывания в уголовном судопро­изводстве типичны для всех категорий дел с некоторыми вариациями.

Прокурор осуществляет доказывание при проверке уголовного дела, поступившего к нему с об­винительным заключением, в основном рациональным путем: путем сопоставления доказательств с другими имеющимися в деле доказательствами, а далее переходит к оценке доказательств. Оши­бочным подходом при проверке прокурором дел, поступивших к нему с обвинительным заключе­нием, является односторонность подхода к оценке доказательств. На веру берутся либо доказатель­ства обвинения, и дело необоснованно направляется в суд; либо по причине «перестраховки» за основу берутся доказательства, на которые ссылается сторона защиты, без критического их анали­за, и дело может быть необоснованно производством прекращено. Прокурор по поступившему делу вообще не может ограничиваться только одной оценкой собранных доказательств, это ошибка мно­гих прокуроров. Оценка доказательств, несомненно, самостоятельный мыслительный процесс, но полноценно он может существовать только в единстве с собиранием доказательств и их проверкой.

1 Блонский П.П. Психология доказывания и ее особенности у детей // Вопросы психологии 1%4. № 1 Г 42


Глава б. Приостановление и окончание предварительного следствия

Выделение оценки доказательств в отдельную категорию несостоятельно еще и потому, что оценка представляет суждения и выводы, которые объективируются в обвинительном заключении, постановлениях, определениях, приговоре.

Действительно, прокурор по-иному может оценить доказательство, но эта оценка должна иметь объективное основание. Оценке доказательств предшествует их проверка, однако возможности прокурора, работающего с обвинительным заключением и уголовным делом, по проверке доказа­тельств ограничены. Согласно ст. 87 УПК РФ, его возможности в проверке доказательств ограни­чены только сопоставлением одних доказательств с другими имеющимися в деле доказательствами.

На основании ст. 221 УПК РФ прокурор при рассмотрении дела с обвинительным заключением может принять решение об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд либо может составить новое обвинительное заключение.

Составление нового обвинительного заключения — это редкие, но все же иногда встречающие­ся факты. Оно составляется прокурором, когда тот не чувствует, что следователь способен его со­ставить надлежащим образом ввиду сложности анализа доказательств. Иногда следователь не в со­стоянии описать существо обвинения, и прокурор вынужден эти функции брать на себя.

Прокурор вправе, исходя из оценки доказательств, прекратить дело либо уголовное преследова­ние в отношении отдельных обвиняемых полностью или частично.

Важным полномочием прокурора остается его право возвратить уголовное дело следователю со своими письменными указаниями для производства дополнительного следствия или пересоставле­ния обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков.

Это полномочие по своевременному устранению недостатков и пробелов следствия тем более имеет ценность в связи с устранением законодателем возможности возвращения судом уголовно­го дела для производства дополнительного расследования. Для возвращения уголовного дела сле­дователю для производства дополнительного расследования могут иметься самые различные осно­вания. Основным критерием убежденности в этом прокурора является только одно — в том виде, в котором следователем представлено дело с обвинительным заключением, оно никаким образом не может быть направлено в суд.

Основаниями для возвращения дела для производства дополнительного расследования могут быть: неполнота собранных доказательств, подтверждающих обвинение; недостаточность проверки доводов защиты; нарушения, допущенные при собирании доказательств, делающие их недопусти­мыми, но при условии устранимости этих нарушений и восполнимости недопустимых доказа­тельств допустимыми; необходимость предъявления нового обвинения в более тяжком преступле­нии; необходимость исследования иных обстоятельств дела на предмет установления других эпизодов преступной деятельности; устранение различного рода процессуальных нарушений прав участников уголовного судопроизводства, и прежде всего права на защиту.

Прокурор, проверяя поступившее к нему с обвинительным заключением уголовное дело, дол­жен помнить о своих процессуальных обязанностях по осуществлению уголовного преследования, закрепленных в ст. 21 УПК РФ. Тем более что с устранением института возвращения уголовного дела на дополнительное расследование с судебных стадий процесса распространенный характер приобретает направление следователями недостаточно полно расследованных дел: без выявления всех соучастников, с нерасследованными эпизодами, с заниженной квалификацией и т. п.

Поэтому на прокурора ложится особая задача: не только проследить за соблюдением порядка расследования, но и обеспечить полноту раскрываемости преступлений, выявление лиц, их совер­шивших, и правильность юридической квалификации инкриминируемых деяний.

Прокурор вправе вернуть уголовное дело следователю и не для производства дополнительного следствия, а для пересоставления обвинительного заключения в случае выявления в нем недостатков.

В любом случае как направление прокурором дела для производства дополнительного рассле­дования, так и возвращение дела для пересоставления обвинительного заключения должны сопро­вождаться его письменными указаниями. Письменные указания могут как содержаться непосредст­венно в постановлении прокурора, так и быть оформлены отдельным документом.

Прокурор принимает решение о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для ут­верждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду. Прокурор не должен допускать фактов направления в городские и районные суды дел, подсудных вышестоящему суду. Иногда стала встречаться практика квачификации преступлений, содержащих признаки составов ч. 2 ст. 105 УК РФ, по ч. 1 той же статьи или же по ч. 4 ст. 111 УК РФ. Подобная практика должна самым решительным образом пресекаться надзирающими прокурорами путем возвращения уголовного дела следователю для производства дополнительного расследования. В целях недопущения подобных слу­чаев более оптимальным вариантом является практика организации постоянного прокурорского над-юра за расследованием дел с момента их возбуждения до направления к прокурору


Глава 7. Использование следователем данных криминалистической (уголовной) регистрации

При утверждении обвинительного заключения прокурор вправе изменить объем обвинения ли­бо квалификацию действий обвиняемого по уголовному закону о менее тяжком преступлении.

Отменить или изменить ранее избранную обвиняемому меру пресечения, за исключением слу­чая, предусмотренного ч. 4 ст. 110 УПК РФ. Прокурор также вправе избрать меру пресечения, если таковая не была применена, за исключением домашнего ареста и содержания под стражей.

Он же вправе дополнить или сократить список лиц, подлежащих вызову в суд, за исключением списка свидетелей со стороны защиты. Таким образом, список свидетелей со стороны защиты явля­ется неприкосновенным для прокурора. Если прокурор сочтет, что есть риск оправдательного ре­шения при допросе в суде свидетелей со стороны защиты, то он вправе направить дело следовате­лю для производства дополнительного следствия, чтобы убедиться в содержании показаний этих свидетелей и их достоверности.

Установив, что следователь нарушил требования ч. 5 ст. 109 УПК РФ, а предельный срок со­держания обвиняемого под стражей истек, прокурор изменяет данную меру пресечения.

Все перечисленные процессуальные решения прокурор оформляет соответствующим постанов­лением, которое, согласно требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ, должно быть законным, обоснованным и мотивированным.

При утверждении прокурором обвинительного заключения уголовное дело вместе с ним на­правляется прокурором в суд. В этом случае обвиняемому вручается копия обвинительного заклю­чения с приложениями. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику и потер­певшему, если они об этом ходатайствуют.

О направлении уголовного дела в суд прокурор уведомляет потерпевшего, гражданского истца, гра­жданского ответчика и (или) их представителей. При этом указанным лицам разъясняется право заяв­лять ходатайства о проведении предварительного слушания в порядке, установленном гл. 15 УПК РФ.

Направление прокурором уголовного дела на рассмотрение суда не противоречит принципу презумпции невиновности, поскольку на завершении стадии предварительного следствия убежден в виновности обвиняемого только прокурор. Сам же вопрос о виновности подлежит еще разреше­нию на иной стадии процесса — при судебном разбирательстве дела, поскольку виновность может быть установлена только вступившим в законную силу приговором.

Глава 7. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛЕДОВАТЕЛЕМ ДАННЫХ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ (УГОЛОВНОЙ) РЕГИСТРАЦИИ

§1. Понятие и назначение криминалистической (уголовной) регистрации

Успешная работа следователя как одного из центральных участников уголовного процесса невоз­можна без ее специального информационного обеспечения. Средством решения этой задачи издавна была уголовная регистрация, прошедшая эволюционный путь от примитивных и негуманных форм в виде членовредительных наказаний и клеймения до научно обоснованных способов фиксации кримина­листически значимых данных (информации) о преступной деятельности и деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию, а также предупреждению преступлений. Информацию, используемую в уголовном судопроизводстве, традиционно подразделяют на доказательственную, ориентирующую и вспомогательную. Современные исследователи криминалистической (уголовной) регистрации выделя­ют в ней три группы сведений: актуально, условно и потенциально криминалистически значимые.

Под актуально криминалистически значимой информацией при этом понимается такая инфор-" мация, которая находится в прямой причинно-следственной связи с событием преступления (фак­тические данные, характеризующие способ совершения, предметы преступного посягательства, приметы подозреваемых, орудия преступления и др.). Источниками этой информации являются ма­териальные и идеальные следы преступления, следообразующие объекты.

Условно криминалистически значимая информация, не находясь в прямой причинно-следственной связи с событием преступления, характеризует лиц, попавших в сферу уголовной юс­тиции, их связи и взаимоотношения, другие факты, события, отношения и состояния, которые мо­гут представить интерес для расследования.

Потенциально криминалистически значимая информация не имеет прямой причинно-следственной связи с событием преступления, не входит в предмет доказывания, но объективно не­обходима для правильного разрешения уголовного дела, способствует решению диагностических, идентификационных, классификационных задач1. Это справочная информация об источниках про­исхождения, качественном и количественном составе известных веществ и материалов, их физиче­ских, химических и иных свойствах, сведения об образцах изделий или продукции и проч.

1 К классификационным задачам в криминалистике относят установление принадлежности исследуемых объектов к об­щепринятому классу, роду, виду, т е. установление групповой принадлежности укачанных объектов


Глава 7. Использование следователем данных криминалистической (уголовной) регистрации

Таким образом, к криминалистически значимой информации относятся фактические данные (све­дения), находящиеся в прямой или косвенной причинно-следственной связи с событием преступле­ния, а также справочная и иная ориентирующая информация, необходимая для выявления, раскрытия и расследования преступлений. Источниками криминалистически значимой информации могут быть материальные и идеальные следы преступлений, а также следообразующие объекты: люди, факты, события и состояния, относящиеся к расследуемому событию (проверяемому лицу); справочники, ка­талоги, ГОСТы и отраслевые стандарты; образцы материалов, продукции, веществ и др.

В криминалистических регистрационных массивах по разным объективным и субъективным при­чинам концентрируется не вся криминалистически значимая информация, а только ее часть - регист­рационная информация, т.е. выявленные, собранные и представленные в регистрационные органы фактические данные или сведения, находящиеся в причинно-следственной связи с событием преступ­ления, а также иная ориентирующая информация, необходимая и достаточная для информационного криминалистического обеспечения раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Реги­страционная информация может быть потенциально доказательственной либо потенциально ориенти­рующей — при условии, что она будет востребована для практического использования.

Объектами криминалистической регистрации могут быть как источники, так и носители кримина­листически значимой информации. Под источниками такой информации подразумеваются следооб­разующие объекты, т.е. те, которые оставили следы-отображения; под носителями —следовоспри-нимающие объекты — те, которые получили, сохраняют и передают информацию об источнике.

В зависимости от избранного объекта регистрации формируется соответствующий информаци­онный массив, именуемый учетом. Учет — это подсистема криминалистической регистрации, объ­единенная определенными целями и задачами, единой процедурой, способами и формами накопле­ния, систематизации, обработки однотипной информации об объектах регистрации, предназначенная для информационного обеспечения процесса раскрытия, расследования и преду­преждения преступлений.

Все виды криминалистических учетов, отличаясь друг от друга объектами регистрации, спосо­бами и формами накопления и систематизации учетных данных, тем не менее объединены единст­вом общей цели функционирования, определенной организацией и наличием связей между элемен­тами целостной системы— криминалистической регистрации. Общей целью всех учетов и криминалистической регистрации в целом является информационное обеспечение процесса рас­крытия, расследования и предупреждения преступлений.

Современная криминалистическая регистрация представляет собой систему как теоретических положений и научных выводов, хранимых материальных объектов (картотек, коллекций, баз данных и др.), так и практическую регистрационно-учетную деятельность. Исходя из этого криминалистиче­ская регистрация определяется как «раздел криминалистики, представляющий собой основанную на познании закономерностей существования, функционирования и практического использования кри­миналистически значимой информации систему научных положений и выводов, а также соответст­вующих им технических средств, методов и практической деятельности, применяемых в целях наибо­лее полного, своевременного и достаточного криминалистического информационного обеспечения и сопровождения процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений».1

Имеются и, другие определения криминалистической регистрации, которая понимается, напри­мер, как «фиксация классификационных и индивидуализирующих признаков связанных с преступ­лением лиц, орудий, средств и предметов преступления с целью создания предпосылок для их уче­та, розыска и отождествления» (З.И. Кирсанов).

Учитывая практическую направленность пособия, в дальнейшем изложении под криминалисти­ческой (уголовной) регистрацией будет подразумеваться преимущественно упорядоченная сово­купность оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций, картотек и справочно-информационных фондов, содержащих сис­тематизированные данные (сведения) о лицах, предметах, событиях и иных объектах, имеющих значение для выявления, раскрытия, расследования преступлений, а также их предупреждения уго­ловно-процессуальными и криминалистическими средствами.

§2. Задачи и организация криминалистической (уголовной) регистрации

Целью криминалистической (уголовной) регистрации, как видно из вышеизложенного, является специальное информационное обеспечение уголовно-процессуальной деятельности следователя. Достижение этой цели обеспечивается посредством решения следующих основных задач: - установление факта привлечения к уголовной ответственности или наличия судимости у кон­кретного лица;

1 Ялышев С.А. Криминалистическая регистрация: проблемы, тенденции, перспективы.— М.: Академия управления МВД России, 1998.


Глава 7. Использование следователем данных криминалистической (уголовной) регистрации

- обнаружение неизвестного лица, скрывшегося с места совершения преступления, либо извест­
ного лица, бежавшего из мест лишения свободы, мест содержания под стражей, из-под конвоя
или уклоняющегося от отбывания наказания, от следствия либо суда;

- отождествление преступника по оставленным следам и (или) способу совершения преступле­
ния, потерпевшего, иного лица по следам их жизнедеятельности;

- отождествление личности по неопознанным трупам;

- отыскание лица, пропавшего без вести;

- установление факта хищения или утраты, а также отождествление определенных похищенных
(утраченных) вещей;

- установление факта совершения двух и более преступлений одним лицом или группой лиц по
способу либо орудиям их совершения;

 

- выдача исходной информации для объединения в одно производство уголовных дел о нерас­
крытых преступлениях;

- обобщение криминалистической информации и выдача рекомендаций по предупреждению,
пресечению, раскрытию и расследованию преступлений.

Основными субъектами организации и ведения криминалистической (уголовной) регистрации в России являются органы внутренних дел. Правовую основу ее функционирования составляют: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции», предусматривающий ведение и использование учетов лиц, предметов и фактов (п. 14 ст. 11); Федеральный закон от 5 июля 1995 г. № 144-ФЗ «Об оператив­но-розыскной деятельности», разрешающий создание и использование информационных систем (ч. 1 ст. 10); Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Фе­дерации», предусматривающий как добровольную, так и обязательную дактилоскопическую регист­рацию физических лиц; Наставление по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических, розыскных учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации (утверждено приказом МВД России от 12 июля 2000 г. №752)'; Инструкция по формированию и использованию экспертно-криминалистических учетов, картотек, коллекций и справочно-информационных фондов органов внутренних дел (утверждена приказом МВД России от 1 июня 1993 г. №261); другие нормативные правовые акты, в том числе международные договоры Российской Федерации.

Криминалистическая (уголовная) регистрация осуществляется путем фиксации наименований, признаков внешнего строения, способов действий, иных значимых данных об учитываемых объек­тах. Методами фиксации указанных данных являются словесное описание, фотографирование, ау­дио- и видеозапись, дактилоскопирование, компьютерная обработка и др.

Основной массив учетно-регистрационной информации сосредоточен в информационных цен­трах (ИЦ) МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений внутренних дел на транспорте и Главном информационном центре (ГИЦ) МВД России. Наряду с этим значительная часть учетов ведется экспертно-криминалистическими подразделениями (ЭКП) органов внутрен­них дел, включая Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России.

Система информационных центров, функционирующая в органах внутренних дел с 1970 г., по своему вкладу в информационное обеспечение борьбы с преступностью стабильно занимает второе место после оперативно-розыскной деятельности. Помимо подразделений органов внутренних дел, ГИЦ МВД России и регионачьные информационные центры обслуживают также подразделения других правоохранительных органов и специальных служб.

Массивы информационных центров российских органов внутренних дел активно используются и правоохранительными органами государств — участников СНГ, других бывших республик СССР. Объективная необходимость обмена учетно-регистрационной информацией в рамках СНГ обусловила подписание Соглашения о взаимоотношениях министерств внутренних дел в сфере об­мена информацией (1992 г.). В соответствии с этим Соглашением на базе ГИЦ МВД России создан Межгосударственный информационный банк (МИБ). Российским МВД заключены соответствую­щие двусторонние соглашения с МВД всех бывших союзных республик СССР о долевом финанси­ровании МИБ, перспектива использования которого, по прогнозным оценкам, сопоставима с уче­тами Международной организации уголовной полиции — Интерпола.

В зависимости от уровня централизации криминалистических и иных учетов они подразделяют­ся на местные (ведутся в горрайлинорганах внутренних дел), региональные (ИЦ и ЭКП МВД, ГУВД, УВД, УВДТ) и федеральные (ГИЦ и ЭКЦ МВД России). Часть учетов дублируется на раз­ных уровнях. Федеральные учеты функционируют как на государственном (в РФ), так и на межго­сударственном уровнях в ГИЦ МВД России, региональные — на уровне республик, краев, областей И железных дорог в ИЦ МВД, ГУВД, УВД, УВДТ.

1 Далее — Наставление 2000 г. и Инструкция 1993 г


_____________________ Глава 7. Использование следователем данных криминалистической (уголовной) регистрации

Единые системы федеральных, региональных и частично местных учетов включают оператив­но-справочные, розыскные, криминалистические, а также справочно-вспомогательные учеты.

В системе криминалистической (уголовной) регистрации органов внутренних дел в настоящее время насчитывается более тридцати видов учетов, которые в зависимости от специфики объектов регистрации и характеризующих их признаков подразделяются на следующие основные группы.

1. Централизованные оперативно-справочные учеты. Эти учеты предназначены для преду­преждения, раскрытия и расследования преступлений; предупреждения и выявления администра­тивных правонарушений; подтверждения наличия или отсутствия сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, его судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания, установления местонахождения разыскиваемых лиц; установления личности по неопознанным тру­пам и субъектов, скрывающих свои анкетные данные; установления личности людей, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о себе.

Объектами оперативно-справочных учетов являются:

- граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства1, подозреваемые или обвиняемые в
совершении преступления либо осужденные за совершение преступлений; разыскиваемые; лица
без определенного места пребывания или жительства, задержанные и доставленные в приемни­
ки-распределители органов внутренних дел, центры социальной реабилитации в соответствии с
законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ;

- граждане РФ, иностранцы и ЛБГ, подвергнутые административному аресту; совершившие ад­
министративные правонарушения;

- иностранцы и ЛБГ, подлежащие депортации (выдворению) за пределы РФ;

- граждане РФ, иностранцы и ЛБГ, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить
данные о своей личности.

Учет перечисленных категорий лиц ведется на федеральном (в ГИЦ) и региональном (в ИЦ) уровнях путем формирования и ведения пофамильных и дактилоскопических карточек либо авто­матизированных банков данных (АБД).

На федеральный учет в ГИЦ МВД России ставятся:

- осужденные к лишению свободы на определенный срок, к пожизненному лишению свободы, к
смертной казни;

- осужденные иностранцы и ЛБГ — независимо от состава преступления и вида наказания;

- граждане РФ, осужденные в иностранном государстве и переданные России для отбывания на­
казания, а также при поступлении материалов о них в соответствии с договорами о правовой
помощи и правовых отношениях по уголовным делам — независимо от состава преступления и
вида наказания;

- осужденные к исправительным работам, ограничению свободы, лишению свободы условно, а
также с отсрочкой исполнения приговора, в отношении которых судом вынесено определение о
замене указанного вида наказания на лишение свободы или направлении в места лишения сво­
боды для дальнейшего отбывания наказания;

- лица, объявленные в местный, федеральный и межгосударственный (в рамках СНГ) розыск;

- лица без определенного места пребывания или жительства, задержанные и доставленные в при­
емники-распределители ОВД, центры социальной реабилитации в соответствии с законодатель­
ными и иными нормативными правовыми актами РФ;

- обвиняемые и осужденные лица, проходящие по архивным уголовным делам, хранящимся в
центральных архивах МВД, ФСБ России;

- иностранцы и ЛБГ, подлежащие депортации (выдворению) за пределы РФ.

На региональный учет1 в информационных центрах МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, помимо катего­рий лиц, подлежащих федеральному учету (за исключением депортируемых), ставятся:

- все осужденные, подозреваемые в совершении преступлений и привлеченные в качестве обви­
няемых на территории субъекта РФ - независимо от состава преступления, срока и вида наказа­
ния, избранной меры пресечения, в том числе лица, уголовные дела о которых прекращены по
нереабилитирующим основаниям;

- несовершеннолетние, освобожденные от уголовной ответственности либо освобожденные су­
дом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

- осужденные в других субъектах РФ к ограничению свободы, к лишению свободы на определен­
ный срок, к пожизненному лишению свободы, к смертной казни, прибывшие для исполнения

1 Далее — также «иностранцы» и «ЛБГ» соответственно. : В Наставлении 2000 г. он именуется местным.


Глава 7, Использование следователем данных криминалистической (уголовной) регистрации

приговора либо отбывания наказания в данный субъект РФ;

- лица, совершившие преступления или иные общественно опасные деяния, в отношении которых в
соответствии с определением суда применены принудительные меры медицинского характера;

- граждане РФ, иностранцы и ЛБГ, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить
данные о своей личности;

- обвиняемые и осужденные, проходящие по архивным уголовным делам, хранящимся в архивах
МВД, ГУВД, УВД, УФСБ субъектов РФ по территориальности;

- лица, подвергнутые административному аресту; совершившие административное правонарушение.
Федеральному и региональному оперативно-справочным учетам подлежат также осужденные, в

отношении которых до вступления приговора в законную силу были применены акты об амнистии либо помиловании с освобождением от наказания или заменой более мягким видом наказания. Во­еннослужащие после вступления приговора в законную силу дополнительно ставятся на учет в ИЦ по месту рождения.

Основаниями для постановки на оперативно-справочный учет могут быть:

- обвинительный приговор суда;

- постановление о привлечении в качестве обвиняемого;

- постановление дознавателя, следователя, прокурора, определение суда об избрании меры пресече­
ния в отношении подозреваемого в совершении преступления в порядке ст. 97-101 УПК РФ;

- протокол о задержании лица, подозреваемого в совершении преступления, в порядке ст. 92 УПК РФ;

- постановление судьи о заключении обвиняемого или подозреваемого под стражу, вынесенное в
порядке ет. 109 УПК РФ;

- постановление о заведении розыскного дела;

- санкционированное прокурором (судом) постановление о помещении лица без определенного
места пребывания или жительства, задержанного и доставленного в приемник-распределитель
ОВД, центр социальной реабилитации;

 

- протокол (постановление) об административном правонарушении;
-. постановление суда (судьи) об административном аресте;

- постановление о заведении дела по установлению личности неизвестного.

По оперативно-справочным учетам как наиболее представительным по объему, но содержащим краткое описание объектов учета, можно получить установочные данные о местонахождении ука­занных объектов на момент запроса.

Содержащаяся в оперативно-справочных учетах органов внутренних дел информация отнесена к конфиденциальной и имеет ограниченный доступ.

Право непосредственного обращения к пофамильному учету, кроме подразделений органов внутренних дел, имеют подразделения правоохранительных органов.

Право обращения к дактилоскоп


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.094 с.