Тема 1.8. Анализ временных рядов — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Тема 1.8. Анализ временных рядов

2017-09-29 89
Тема 1.8. Анализ временных рядов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ряды динамики как отображение развития явлений во времени. Классификация рядов динамики. Элементы ряда динамики. Требования к исходным динамическим рядам. Графическое отображение рядов динамики.

Описательные характеристики ряда динамики (цепные, базисные абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста).

Обобщающие характеристики рядов динамики. Средние уровни ряда для интервальных и моментных рядов. Средняя хронологическая и методы ее расчета Вычисление средних темпов роста и прироста.

Методы анализа основной тенденции развития в рядах динамики. Методы определения тренда динамического ряда (укрупнение интервалов, сглаживание, аналитическое выравнивание). Скользящая средняя и ее использование для сглаживания рядов.

Сезонные колебания в рядах динамики. Индексы сезонности.

Использование MS EXCEL, программного компонента обеспечения расчетно-аналитической деятельности (ПК ОРАД) в задачах анализа рядов динамики. Выявление структурных изменений временных рядов с помощью пакета STATISTIСA.

Практическое занятие № 1 «Анализ временных рядов» - очной, заочной форм обучения (применяемая образовательная технология: пакет MS Excel), интерактивная форма обучения по заочной форме обучения «Семинар в диалоговом режиме».

1. Задачи статистического изучения динамики социально-экономических явлений.

2. Классификация рядов динамики. Элементы ряда динамики. Требования к исходным динамическим рядам. Графическое отображение рядов динамики.

3. Описательные характеристики ряда динамики (цепные, базисные абсолютные приросты, темпы роста и темпы прироста).

4. Обобщающие характеристики рядов динамики. Средние уровни ряда для интервальных и моментных рядов. Средняя хронологическая и методы ее расчета Вычисление средних темпов роста и прироста.

Задания для самостоятельной работы

Проработать следующие вопросы:

- понятие рядов динамики. Элементы ряда динамики. Виды рядов динамики: моментный и интервальный, с равностоящими и неравностоящими уровнями по времени. Правила построения рядов динамики;

- графическое изображение ряда динамики. Линейная диаграмма. Столбиковая диаграмма, Секторная диаграмма, другие виды диаграмм;

- показатели интенсивности изменения явления во времени: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, абсолютное значение одного процента прироста. Средние показатели ряда динамики: средний уровень интервального ряда с равностоящими интервалами, средний уровень интервального ряда с неравностоящими интервалами, средний уровень моментного ряда с равностоящими интервалами, средний уровень моментного ряда с неравностоящими интервалами. Средний абсолютный прирост, средний темп роста, средний темп прироста;

- приведение рядов динамики к единому основанию. Коэффициенты опережения, отставания.

Подготовиться к практическому занятию.

Выполнить домашнее задание.

Изучить категориальный аппарат.

Изучить построение и реализация моделей временных рядов с применением табличного процессора EXCEL 2010, пакета STATISTIСA.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

и подготовке к практическому занятию

При изучении данной темы студенты должны получить представление о рядах динамики, их значении в анализе социально-экономических явлений. Иметь представления о видах рядов динамики. Уметь проводить сопоставимость данных в рядах динамики, знать способы приведения рядов динамики к сопоставимому виду.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Почему возникает необходимость в изучении динамики явлений? Дайте определение ряда динамики. Из каких элементов он состоит и каков их смысл?

2. Перечислите виды рядов динамики. Какие динамические ряды называются моментными и почему их уровни нельзя суммировать? Какие ряды статистических величин называются интервальными? Почему их уровни можно суммировать? Приведите примеры.

3. Перечислите условия, которые необходимо соблюдать при построения динамического ряда. Укажите причины несопоставимости динамических рядов. Укажите приемы преобразования несопоставимых рядов динамики в сопоставимые.

4. От чего зависит способ расчета хронологической средней?

5. Как исчисляется средняя для интервального ряда? Приведите примеры. Как исчисляется средняя для моментного ряда? Приведите примеры.

6. Что характеризуют показатели абсолютного прироста и как они исчисляются? Что представляет собой темп роста? Как он исчисляется? Что показывает абсолютное значение одного процента прироста и как оно исчисляется?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

Основная литература: 8,2,1.

Дополнительная литература: 8,3,1; 8,3,2; 8,3,3; 8,3,4.

Практическое занятие № 2 «Анализ временных рядов» - очной формы обучения- применяемая образовательная технология: пакет MS Excel

1. Методы анализа основной тенденции развития в рядах динамики. Методы определения тренда динамического ряда (укрупнение интервалов, сглаживание, аналитическое выравнивание). Скользящая средняя и ее использование для сглаживания рядов.

2. Сезонные колебания в рядах динамики. Индексы сезонности.

3. Использование MS EXCEL, программного компонента обеспечения расчетно-аналитической деятельности (ПК ОРАД) в задачах анализа рядов динамики. Выявление структурных изменений временных рядов с помощью пакета STATISTIСA. Использования специализированного программного продукта ТИК (тренажно-имитационного комплекса) для расчета статистических показателей.

Задания для самостоятельной работы

Проработать следующие вопросы:

- основная тенденция ряда динамики (тренд). Способы выявления общей тенденции: метод укрупненных интервалов, метод скользящей средней, метод аналитического выравнивания;

- изучение и измерение сезонных колебаний. Индексы сезонности.

- прогнозирование развития социально-экономического явления.

Подготовиться к практическому занятию.

Выполнить домашнее задание.

Изучить категориальный аппарат.

Изучить построение и реализация моделей временных рядов с применением табличного процессора EXCEL 2010, пакета STATISTIСA.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

и подготовке к практическому занятию

Детально проработать основные показатели рядов динамики: абсолютный прирост, темпы роста и прироста, темп наращивания. Уметь выявлять основную тенденцию развития. Иметь хорошее представление о видах тенденций. Детально проработать методы выявления основной тенденции: укрупнение интервалов, скользящая средняя, аналитическое выравнивание. Уметь проводить статистическое изучение рядов с периодическими (сезонными) колебаниями. Иметь хорошее представление о статистических методах прогнозирования уровней рядов динамики.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какая существует взаимосвязь между последовательными цепными коэффициентами роста и базисным коэффициентом роста за соответствующий период? Каково практическое применение этой взаимосвязи?

2. Чему равен средний абсолютный прирост? По какой формуле исчисляется средний темп роста?

3. Как исчисляется средний темп прироста? Что собой представляют коэффициенты опережения, замедления?

4. Перечислите статистические методы изучение тренда в рядах динамики. В чем сущность метода укрупнения интервалов и для чего он применяется? Укажите алгоритм сглаживания рядов динамики способом скользящей средней. В чем достоинства и недостатки этого метода? В чем сущность метода аналитического выравнивания динамических рядов?

5. Как определяется тип уравнения тенденции динамики? Укажите алгоритм выравнивания ряда динамики по прямой. Что такое экстраполяция рядов динамики?

6. Что представляют собой сезонные колебания, в чем практическое значение их изучения? Как исчисляются индексы сезонности?

7. Охарактеризуйте нахождение точечных и интервальных прогнозируемых значений методом экстраполяции.

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

Основная литература: 8,2,1.

Дополнительная литература: 8,3,1; 8,3,2; 8,3,3; 8,3,4.

Тема 1.9. Индексный анализ

Понятие об экономических индексах, их значение и задачи в статистическом анализе. Классификация индексов.

Индивидуальные и общие индексы. Агрегатные индексы. Средние индексы. Цепные и базисные индексы.

Индексы цен Пааше и Ласпейреса. Индекс Фишера. Индекс физического объема продукции. Индекс стоимости продукции. Индекс себестоимости продукции. Индекс издержек производства. Индекс производительности труда.

Средние индексы. Средний арифметический и средний гармонический индексы.

Индексы постоянного и переменного состава. Индексы структурных сдвигов.

Индексный метод измерения динамики. Индексный метод изучения связи. Территориальные индексы. Использование статистических функций MS EXCEL для расчета индивидуальных и общих индексов, агрегатных индексов. Использования специализированного программного продукта ТИК (тренажно-имитационного комплекса) для расчета статистических показателей.

Практическое занятие № 1 «Индексный анализ» - очной, заочной форм обучения формы обучения (применяемая образовательная технология пакет MS Excel), интерактивная форма обучения по очной форме обучения «Семинар в диалоговом режиме».

1. Общее понятие об индексах и индексном методе; их роль в изучении социально-экономических процессов. Индивидуальные и общие индексы. Агрегатные индексы. Средние индексы. Цепные и базисные индексы.

2. Индексы цен Пааше и Ласпейреса. Индекс Фишера. Индекс физического объема продукции. Индекс стоимости продукции. Индекс себестоимости продукции. Индекс издержек производства. Индекс производительности труда.

3. Средние индексы. Средний арифметический и средний гармонический индексы.

Задания для самостоятельной работы

Проработать следующие вопросы:

- понятие экономического индекса. Задачи, решаемые с использованием индексов;

- индивидуальные индексы. Виды индивидуальных индексов: индекс физического объема, индекс цен, индекс товарооборота, индекс себестоимости продукции, индекс производительности труда. Взаимосвязь индивидуальных индексов: индекса физического объема, индекса цен, индекса товарооборота;

- сводные индексы. Агрегатные индексы: индекс стоимости продукции (товарооборота), индекс физического объема, индекс цен Паше, индекс цен Ласпейреса, индекс цен Фишера, индекс себестоимости продукции, индекс издержек производства, индекс производительности труда. Взаимосвязь агрегатных индексов: индекса физического объема, индекса цен, индекса товарооборота. Фактический перерасход средств населения от повышения цен, экономия (перерасход) в затратах от снижения себестоимости единицы продукции. Территориальные индексы;

- цепные и базисные индексы. Взаимосвязь цепных и базисных индексов.

Подготовиться к практическому занятию.

Выполнить домашнее задание.

Изучить категориальный аппарат.

Изучить статистические функции MS EXCEL для расчета индивидуальных и общих индексов, агрегатных индексов.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

и подготовке к практическому занятию

При изучении данной темы студенты должны получить представление о статистических индексах, их значении и задачах в анализе социально-экономических явлений. Уметь выделить индексируемую величину, веса индексов. Детально проработать индексы индивидуальные и общие, знать результативные и факторные свойства индексов.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что называется экономическим индексом? Какие задачи решает индексный метод?

2. Что характеризуют индивидуальные индексы? Приведите примеры. Перечислите известные вам индивидуальные индексы?

3. В чем сущность общих индексов? Какой принцип положен в основу системы взвешивания при расчете общих индексов?

4. Как исчисляется агрегатный индекс стоимости продукции (товарооборота в фактических ценах) и что он характеризует? Как исчисляется агрегатный индекс физического объема продукции (товарооборота) и что он характеризует? Напишите формулу.

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

Основная литература: 8,2,1.

Дополнительная литература: 8,3,1; 8,3,2; 8,3,3; 8,3,4.

Практическое занятие № 2 «Индексный анализ» - очной формы обучения формы обучения (применяемая образовательная технология пакет MS Excel).

1. Индексы постоянного и переменного состава. Индексы структурных сдвигов.

2. Индексный метод измерения динамики. Индексный метод изучения связи.

3. Территориальные индексы. Использование статистических функций MS EXCEL для расчета индивидуальных и общих индексов, агрегатных индексов. Использования специализированного программного продукта ТИК (тренажно-имитационного комплекса) для расчета статистических показателей.

Задания для самостоятельной работы

Проработать следующие вопросы:

- средние формы сводных индексов. Средний арифметический и средний гармонический индексы цен;

- индексы постоянного, переменного состава, индексы структурных сдвигов.

Подготовиться к практическому занятию.

Выполнить домашнее задание.

Изучить категориальный аппарат.

Изучить статистические функции MS EXCEL для расчета индивидуальных и общих индексов, агрегатных индексов.

Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы

и подготовке к практическому занятию

Иметь хорошее представление о формах индексов: агрегатный индекс, средний арифметический и гармонический индекс. Детально проработать вопросы, связанные с изучением динамики явления индексным методом. Уметь применять агрегатные индексы в анализе цен, товарооборота, в анализе затрат на производство и себестоимость продукции, анализе производительности труда. Студенты должны знать, как применяется индекс переменного, постоянного состава, структурных сдвигов в анализе экономических процессов. Знать область применения территориальных индексов и уметь их рассчитывать.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Когда возникает необходимость преобразования индекса физического объема в средний арифметический и средний гармонический; каким образом происходят такие преобразования? Покажите на примерах.

2. Когда возникает необходимость преобразования агрегатного индекса цен в средний гармонический и средний арифметический, каким образом происходят такие преобразования? Покажите на примере.

3. Как исчисляют агрегатные индексы цен (Пааше и Ласпейреса), себестоимости, производительности труда и что они показывают? Напишите их формулы.

4. Какой вариант агрегатных индексов качественных показателей используют при расчете индекса потребительских цен и почему?

5. Что называется индексом переменного состава, как он исчисляется и что характеризует? Напишите его формулу. Какой индекс называется индексом постоянного состава, как он исчисляется и что характеризует?

6. Что характеризует индекс структурных сдвигов и как он исчисляется? Какая взаимосвязь существует между индексами переменного, постоянного состава и структурных сдвигов?

9. Как строятся базисные и цепные индексы, и какая между ними существует взаимосвязь? Что представляют собой индексы с постоянными и переменными весами?

10. Что представляет собой система взаимосвязанных индексов, для чего она применяется? В чем выражается взаимосвязь индексов цен, физического объема и товарооборота, как практически она используется? Какая система взаимосвязанных индексов используется при анализе себестоимости, физического объема и затрат в производстве?

11. Как определить долю влияния различных факторов на изменение результативного показателя? Как осуществляется разложение абсолютного прироста по факторам?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

Основная литература: 8,2,1.

Дополнительная литература: 8,3,1; 8,3,2; 8,3,3; 8,3,4.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.039 с.