Артикуляционная классификация звуков — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Артикуляционная классификация звуков

2017-09-29 152
Артикуляционная классификация звуков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Задание 18 (домашнее). Пользуясь учебной литературой, запишите в тетрадь таблицы артикуляционной классификации гласных и согласных звуков русского языка.

Задание 19. Из приведенного ниже текста стихотворения А. Фета выпишите все ударные гласные звуки и охарактеризуйте их: 1) по степени подъёма языка, 2) по месту подъёма языка, 3) по участию или неучастию губ в артикуляции данных звуков.

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

Задание 20. В данном фрагменте стихотворения В. Брюсова найдите звонкие шумные согласные:

Свежей и светлой прохладой

Веет в лицо мне февраль.

Новых желаний – не надо.

Прошлого счастья – не жаль.

Задание 21. В данном фрагменте текста стихотворения В. Брюсова найдите глухие шумные согласные:

Здравствуй, тяжкая работа,

Плуг, лопата и кирка!

Освежают капли пота,

Ноет сладостно рука!

Задание 22. В данном фрагменте текста стихотворения В. Брюсова найдите сонорные согласные:

Ветер печальный,

Многострадальный,

С лаской прощальной

Ветви клоня,

Свеял хрустальный

Дождь на меня.

Задание 23. В данном фрагменте текста найдите щелевые согласные. Определите место их образования.

По лопухам, по крапиве, по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки: отцветает черёмуха. Зато расцвела бузина и под нею внизу – земляника. Некоторые бутоны ландышей тоже раскрылись, бурые листья осин стали нежно-зелёными, взошедший овёс зелёными солдатиками расставился по чёрному полю. В болотах поднялась высоко осока, дала в тёмную бездну зелёную тень, по чёрной воде завертелись жучки-вертунки, полетели от одного зелёного острова осоки к другому голубые стрекозы (М. Пришвин).

Задание 24. В данном фрагменте текста найдите губные согласные. Определите способ их образования.

Вьётся узкая стёжка, уводящая меня в синее царство тайги, и я послушно ступаю по ней, как по нити сказочного бабушкиного клубка. Обросшие сивыми бородами деревья-деды стоят надо мною, и сверху им видно, как ползёт внизу крохотный человечек, а за ним с сучка на сучок неотступно перелетают две лесные сороки, провожающие человечка в их лесовое синее царство (И.С. Соколов-Микитов).

Задание 25. По классификационным признакам определите звуки и восстановите слова:

1) согласный: сонорный, смычно-проходной, боковой, переднеязычный зубной, твёрдый;

гласный: нелабиализованный, среднего ряда, нижнего подъёма, ударный;

согласный: сонорный, смычно-проходной, носовой, переднеязычный зубной, твёрдый;

согласный: шумный, звонкий, смычный, переднеязычный зубной, твердый;

гласный: нелабиализованный, среднего ряда, верхнего подъёма;

согласный: шумный, глухой, щелевой, переднеязычный нёбно-зубной, твёрдый;

2) согласный: шумный, глухой, щелевой, губно-зубной, мягкий;

гласный: нелабиализованный, переднего ряда, верхнего подъёма;

гласный: нелабиализованный, среднего ряда, нижнего подъёма, ударный;

согласный: сонорный, смычно-проходной, боковой, переднеязычный зубной, твёрдый;

согласный: шумный, глухой, смычный, заднеязычный задненёбный, твёрдый;

гласный: нелабиализованный, среднего ряда, среднего подъёма;

3) согласный: шумный, глухой, смычный, переднеязычный зубной, мягкий;

гласный, лабиализованный, заднего ряда, верхнего подъёма;

согласный: сонорный, смычно-проходной, боковой, переднеязычный зубной, мягкий;

согласный: шумный, глухой, смычный, губно-губной, твёрдый;

гласный: нелабиализованный, среднего ряда, нижнего подъема, ударный;

согласный: сонорный, смычно-проходной, носовой, переднеязычный зубной, твёрдый.

Задание 26. По классификационным признакам определите звуки и восстановите фразу:

1) согласный: шумный, глухой, смычный, заднеязычный задненёбный, твёрдый;

гласный: лабиализованный, заднего ряда, среднего подъёма, ударный;

согласный: сонорный, дрожащий, переднеязычный нёбно-зубной, мягкий;

гласный: нелабиализованный, передне-среднего ряда, верхне-среднего подъёма;

согласный: сонорный, смычно-проходной, носовой, переднеязычный зубной, мягкий;

2) гласный: лабиализованный, заднего ряда, верхнего подъёма;

согласный: шумный, глухой, аффриката, переднеязычный нёбно-зубной, мягкий;

гласный: нелабиализованный, переднего ряда, среднего подъёма, ударный;

согласный: сонорный, смычно-проходной, носовой, переднеязычный зубной, мягкий;

гласный: нелабиализованный, переднего ряда, верхнего подъёма;

согласный: сонорный, щелевой, среднеязычный средненёбный, мягкий;

гласный: нелабиализованный, среднего ряда, среднего подъёма;

3) согласный: шумный, звонкий, смычный, заднеязычный задненёбный, твёрдый;

гласный: лабиализованный, заднего ряда, среднего подъёма, ударный;

согласный: сонорный, дрожащий, переднеязычный нёбно-зубной, мягкий;

гласный: нелабиализованный, передне-среднего ряда, верхне-среднего подъёма;

согласный: шумный, глухой, смычный, заднеязычный задненёбный, твёрдый;

4) согласный: шумный, звонкий, смычный, переднеязычный зубной, твёрдый;

гласный: нелабиализованный, среднего ряда, среднего подъема;

5) согласный: шумный, глухой, смычный, губно-губной, твёрдый;

согласный: сонорный, смычно-проходной, боковой, переднеязычный зубной, твёрдый;

гласный: лабиализованный, заднего ряда, среднего подъёма, ударный;

согласный: шумный, глухой, смычный, переднеязычный зубной, твёрдый;

6) согласный: шумный, глухой, щелевой, переднеязычный зубной, твёрдый;

согласный: сонорный, смычно-проходной, боковой, переднеязычный зубной, твёрдый;

гласный: нелабиализованный, среднего ряда, нижнего подъёма, ударный;

согласный: шумный, звонкий, смычный, переднеязычный зубной, твёрдый;

гласный: нелабиализованный, среднего ряда, среднего подъёма;

согласный: шумный, глухой, смычный, заднеязычный задненёбный, твёрдый.

Задание 27. Расскажите об основных правилах русского слогоделения. Разделите слова на слоги. Какие из этих слогов – открытые, какие – закрытые?

Комната, коридор, окно, окошко, двери, дверца, ремонтировать, ремонтировали, ремонт.

 

Задание 28. Какие особенности русского ударения иллюстрируют выделенные слова?

1) Напиши одно слово. Какое окончание у слова вода? Ты знаешь другие слова с таким окончанием? Животные бессловесны. Мы познакомились на прогулке. Слово зá слово, разговорились и обнаружили, что у нас есть общие знакомые.

Задание 29. Современный русский алфавит сформировался на основе кириллицы. Несколько веков назад состав букв алфавита, которым пользовались русские, был другим, а каждая буква имела свое особое название.

Буква Начер- тание Числовое значение Чтение Название
А     [а] аз
Б     [б] бу́ки
В     [в] ве́ди
Г     [г] глаго́ль
Д     [д] добро́
Е, Є     [е] есть
Ж     [ж'] живе́те
Ѕ     [дз'] зело́
Ȥ, З     [з] земля́
И     [и] и́же (8-ричное)
І, Ї     [и] и (10‑ричное)
К     [к] ка́ко
Л     [л] лю́ди
М     [м] мысле́те
Н     [н] наш
О     [о] он
П     [п] поко́й
Р     [р] рцы
С     [с] сло́во
Т     [т] тве́рдо
ОУ, Ү   (400) [у] ук
Ф     [ф] ферт
Х     [х] хер
Ѡ     [о] оме́га
Ц     [ц’] цы
Ч     [ч’] червь
Ш     [ш’] ша
Щ     [ш’т’] ([ш’ч’]) ща
Ъ     [ъ] ер
Ы     [ы] еры́
Ь     [ь] ерь
Ѣ     [æ], [ие] ять
Ю     [йу] ю
ΙΑ     [йа] А йотированное
Ѥ     [йэ] Е йотированное
Ѧ   (900) н] Малый юс
Ѫ     н] Большой юс
Ѩ     [йэн] юс малый йотированный
Ѭ     [йон] юс большой йотированный
Ѯ     [кс] кси
Ѱ     [пс] пси
Ѳ     [θ], [ф] фита́
Ѵ     [и], [в] и́жица

Постепенно количество букв сократилось, а взамен довольно длинных слов-названий стали использовать короткие, например Д – «дэ», а не «добро, «З» - «зэ», а не «земля». Но названия букв старого алфавита сохранились в составе фразеологических единиц.

В приведенных исконных фразеологических единицах использованы эти старые названия букв русского алфавита, существовавшие до начала XX века. Пользуясь толковым словарём, найдите их все. Обратившись к фразеологическому словарю, объясните, что значит каждая из этих фразеологических единиц.

Ни аза в глаза, прописать ижицу, не миновать глаголя, от аза до ижицы, твердить азы, стоять фертом, сидеть на азах.

По учебному модулю 4

Задание 30. Поставьте существительные в форму множественного числа.

а) ученик, мальчик, девочка, учитель, преподаватель, брат, сестра, муж, жена

Образец: друг — друзья, мои друзья, ваши друзья;

б) учебник, словарь, тетрадь, школа, гимназия, лицей, город, улица, здание, училище

Образец: дом — дома, этот дом, эти дома;

в) город, школа, университет, институт, лицей, гимназия, здание

Образец: большой красивый дом — большие красивые дома.

 

 

Задание 31.Вставьте в предложение 2 нужное местоимение.

1. Маленький мальчик делает домашнее задание. 2. … повторяет слова.

1. Мои дочери учатся в школе. 2. … учат французский язык.

1. Ваш коллега знает испанский язык. 2. А … хорошо переводит?

1. Ваш сын сделал ошибку. 2. А … часто ошибается?

1. Моя подруга повторяет алфавит. 2. … любит учить русский язык.

1. Новые студенты ещё не очень хорошо знают русский язык. 2. … плохо понимают, когда говорят русские.

1. Твоя сестра свободно говорит по-русски. 2. … была в России?

1. Ваши учителя помогают вам делать домашние задания? 2. … всегда отвечают на ваши вопросы?

 

Задание 32.Напишите форму множественного числа. подарок —... лондонец —... листок —... конец —... сынок —... огурец —... пирожок —... канадец —... время —... лист —... племя —... князь —...     знамя —... стул —... дом —... номер —... мать —... паспорт —... англичанин —... профессор — котёнок —.... глаз —... телёнок —...

Задание 33. Определите род всех имен существительных, укажите грамматические средства его выражения.

Дочь, жизнь, дом, минута, волна, село, ноябрь, поле, мальчишка, девчонка, зайчишка, врач, староста, грязнуля, рояль, туфля, валторна, ересь, мигрень, папа, брат, дедушка, декан, пэр.

Задание 34. Определите лексико-грамматический разряд имен существительных, его соотношение с категорией числа:

Игры, власти, бредни, всходы, святки, заметки, переговоры, деньги, финансы, очки, хлопья, консервы, люди, лыжи, супруги, раскопки, стихи, леса, времена, углеводы, легкие, небеса, кулисы, руки, подмостки, образа, лохмотья, почки, встречи, хлеба.

Задание 35. Определите род аббревиатур:

ДТП, ЛЭП, МЧС, ЦБ, БС, ФСБ, РФ, МИД, ВАК, РОЭ, ООН, НИИ, БАМ.

Задание 36. Определите лексико-грамматический разряд и его соотношение с категорией числа следующих существительных:

Беднота, человечество, комарье, пехота, хворост, тряпье, народ, аппаратура, стая, отряд, родня, куча, хор, толпа, березняк, матросня.

Задание 37. Определите спряжение глаголов и образуйте, если возможно, формы причастий и деепричастие.

 

Стоять, смотреть, сидеть, звучать, бояться, шуметь, лежать, лететь, гнать, лечить.

 

 

Задание 38. От данных глаголов образуйте все личные формы, учитывая вид глагола. Расставьте ударение.

 

Баловать, варить, вертеть, понять, знать, начать, звонить, включить, одобрить.

 

Задание 39. От данных глаголов образуйте все формы наклонений, учитывая вид глагола и характер основы (инфинитива или настоящего/будущего времени):

 

Будить, заботиться, класть, лечь, лежать, ложиться, охранять, принять, прочесть.

 

 

По учебному модулю 5

Задание 40.Прочитайте текст. Выберите из скобок подходящий глагол и поставьте его в нужную форму, выполните задания.

Однажды знакомый скульптор (приглашать — пригласить) меня в гости. Я (входить — войти) к нему в мастерскую. Всюду (лежать — лечь) гипсовые маски и (стоять — встать) скульптуры.

Хозяин (знакомить — познакомить) меня со своей женой. Обыкновенное милое лицо. Жена скульптора также (принимать — принять) участие в разговоре и (разливать — разлить) чай. В углу возле меня (белеть — побелеть) мраморная голова. Я (любоваться — залюбоваться) ею. Тонкие черты лица, какое-то глубокое душевное изящество! Светло и чисто (становиться — стать), на душе, когда (видеть — увидеть) такие лица. Ко мне (подойти — подходить) один из гостей:

— Правда, замечательное лицо? Наталья Александровна как живая, — (говорить — сказать) он.

— Какая Наталья Александровна? — вдруг (удивиться — удивляться) я.

— Тише! Хозяйка дома, разве Вы не знаете? Вон чай (разливать — разлить).

Я тотчас же (взглядывать — взглянуть) на хозяйку и с удивлением (видеть — увидеть) сходство. Мраморный бюст в углу — это она! Как я этого раньше не (заметить — замечать)? То же душевное благородство в чертах её лица. Она (продолжать — продолжить) что-то (рассказывать — рассказать) гостям. Мне уже не хотелось (смотреть — посмотреть) на мраморный бюст в углу — он своё дело (делать — сделать); (раскрывать — раскрыть) мне гла-за на живое. Я не (сводить — свести) глаз с хозяйки и не (понимать — понять): как же это я раньше не (замечать — заметить) того, что теперь (видеть — увидеть) так ясно.

1. Назовите слова и выражения, которые вам непонятны.

2. Определите вид глагола, уточните его значение.

 

Задание 41.Найдите конструкции времени. Обратите внимание на соотношение глаголов-сказуемых.

1. Когда я буду учиться в университете, я буду заниматься химией. 2) Пока была метель, дети дома смотрели телевизор. 3) Теперь, когда я работаю журналистом, мама не жалеет о моём выборе. 4) Пока мама готовила ужин, Максим починил телевизор. 5) Всякий раз, когда я хотела с ними встретиться, они не отвечали на мои звонки или говорили, что заняты. 6) В то время как Степан читал доклад, группа конспектировала его. 7) Пока я схожу в магазин, испеките пирог.

Задание 42. Составьте сложные предложения из двух простых так, чтобы действия были одновременными.

1) Родители наряжали ёлку. Дети спали. 2) Брат изучал инструкцию к телефону. Катя накрывала на стол. 3) Старшеклассники будут сдавать Единый государственный экзамен. Мы будем принимать звонки по горячей линии. 4) Сыновья приготовили уроки. Мама запекла курицу к ужину.

 

Задание 43. Замените простые предложения сложными.

Образец: Во время ужина все оживлённо разговаривали.

— Когда мы ужинали, мы оживлённо разговаривали.

1) В продолжение выступления артистов балета дети почти не отвлекались от представления. 2) Во время ужина семья обсуждала планы на будущий отпуск. 3) В течение второго семестра нам необходимо закончить выпускную квалификационную работу. 4) Во время прогулки мы сможем наблюдать за улетающими на юг птицами. 5) Во время нашей встречи мы пытались разрешить наш конфликт.

Задание 44.Переделайте простые предложения в сложные с союзом когда.

Образец: В школьные годы я не знал ничего о своей будущей профессии.

— Когда я учился в школе, я ничего не знал о своей будущей профессии.

1) При переходе на новое место работы Фёдору Ивановичу пришлось изучать большое количество инструкций. 2) В детстве я побывала с родителями во многих городах нашей страны. 3) В юности все мы мечтаем о чём-то необыкновенном. 4) В школьные годы он учился музыке и занимался плаванием. 5) В продолжение всей поездки малыш вёл себя очень тихо. 6) Во время встречи с народным артистом он рассказал, как начинал свою карьеру.

Задание 45. Найдите конструкции времени. Определите, какие действия они выражают. Обратите внимание на формы глаголов.

1) До того как выступить с докладом, он изучил массу письменных источников. 2) Ему несколько раз звонили, пока не стало ясно, что его нет в городе. 3) Они продолжали смотреть телевизор, пока не закончилась программа телепередач. 4) До того как пойти на занятия, я должен отвести сестрёнку в школу.

Задание 46.Найдите конструкции времени, определите действия, которые они обозначают, обратите внимание на формы глаголов.

1) После того как Миша пообедал, он сел готовиться к семинару. 2) Когда я выйду из дома, я позвоню тебе. 3) После того как вернёшься из отпуска, встреться с Николаем. 4) Перед тем как начать лекцию, преподаватель поздравил нас с началом учебного года. 5) Когда приду домой, надо приготовить ужин. 6) С тех пор как наступила весна, моё настроение сильно изменилось. 7) Прежде чем сдать контрольную работу, я хорошо её проверил. 8) Как только закончился дождь, дети побежали на улицу.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.049 с.