По итогам изучения Учебного модуля 5 — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

По итогам изучения Учебного модуля 5

2017-09-29 71
По итогам изучения Учебного модуля 5 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

  Приведите примеры конструкций, выражающих субъектное значение  
  Приведите примеры вводных слов и сочетаний, используемых в научном тексте  
  Преобразуйте предложения в деепричастные обороты и составьте с ними предложения  
  Передайте содержание простых предложений сложноподчиненными со значением причины  

6.4. Задания для самостоятельного выполнения

6.4.1 по Учебному модулю 1:

Задание 1. Из любого словари паронимов русского языка выпишите одну словарную статью. Письменно ответьте на вопрос, сколько паронимов объяснено в этой статье? Являются ли эти паронимы однокоренными словами? Подумайте, почему могут возникнуть трудности в употреблении этих слов.

 

Задание 2. Из любого словаря синонимов русского языка выпишите одну словарную статью. Сколько слов в выбранном вами синонимическом ряду? Какое слово является его доминантой? Почему именно это слово в словаре обозначено как доминанта ряда? Включает ли словарная статья толкования значений каждого синонима? Почему? Есть ли в словарной статье указания, чем отличается один синоним от другого? Какую помощь в употреблении слов выбранного вами синонимического ряда может оказать данный словарь?

Задание 3. Познакомьтесь с любым словарём антонимов русского языка, посмотрите, из каких разделов он состоит. Выпишите одну словарную статью. Скажите, легко ли найти в этом словаре нужное вам слово. Какие сведения о паре антонимов можно узнать из этой словарной статьи?

 

Задание 4. Познакомьтесь с любым толковым словарем русского языка. Изучите три словарных статьи подряд. Письменно ответьте, какую информацию можно получить из этого словаря.

по Учебному модулю 2:

 

Задание 5. Сравните статьи, посвященные одному и тому же термину, в «Словаре лингвистических терминов» О.С. Ахмановой и энциклопедии «Русский язык». Письменно ответьте, чем различается представление одного и того же термина в этих лексикографических изданиях.

 

Задание 6. Проанализируйте словарные статьи, расположенные на одной странице любого словаря жаргонной лексики. Сделайте вывод, какие жизненные явления часто получают обозначение в жаргоне.

 

Задание 7. Проанализируйте словарные статьи, расположенные на одной странице любого словаря новых слов и значений. Сравните список слов, объясняемых на этой странице, с материалом нормативного толкового словаря. На основе своих наблюдений сделайте вывод, что чаще появляется: новое слово или новое значение у слова, которое уже существовало до этого. Как распределились новые слова по частям речи? Появляются чаще существительные? Прилагательные? Глаголы? Наречия? Появляются ли новые предлоги, частицы, союзы? Почему?

6.4.3 по Учебному модулю 3:

Задание 8. Из любого орфоэпического словаря русского языка выпишите одну словарную статью. Письменно ответьте на вопрос, какие трудности произношения объяснены в этой статье? Подумайте, почему могут возникнуть трудности в произношении этих слов.

 

Задание 9. Затранскрибируйте любое стихотворение А.С. Пушкина. Ответьте на вопрос, какие особенности сегментных и суперсегментных единиц фонетики отражены в тексте, отличается ли произношение слов и форм в тексте по сравнению с современным произношением.

6.4.4 по Учебному модулю 4:

 

Задание 10. Сравните статьи, посвященные одному и тому же грамматическому термину, в «Словаре лингвистических терминов» О.С. Ахмановой и энциклопедии «Русский язык». Письменно ответьте, чем различается представление одного и того же термина в этих лексикографических изданиях.

 

Задание 11. Охарактеризуйте род и число имен существительных в любом фрагменте текста «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. По каким показателям вы определили грамматические значения рода и числа, отметьте эти показатели.

6.4.5 по Учебному модулю 5:

 

Задание 12. Проанализируйте научные статьи по выбранной теме исследования (не менее 2-х). Определите способы и средства выражения субъектного, объектного, обстоятельственного значения в тексте. Укажите вводные слова и сочетания, определите их значение. На основе своих наблюдений сделайте вывод, какие конструкции чаще выражают субъектные и объектные значения в научном тексте, какие вводные слова выражают отношение говорящего к сообщаемому, оценку высказывания, порядок следования мысли.

 

Примечание: каждый магистрант выполняет задания самостоятельно и отправляет преподавателю по электронной почте на проверку (модули 1–2 – [email protected]; модули 3–5 – [email protected]

VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1 Основная литература

 

1) Рыженкова Т. В. Синтаксис современного русского языка в таблицах / Т.В. Рыженкова - Москва: Прометей, 2012. - 28 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=108468].

2) Стернин И. А. Общественные процессы и развитие современного русского языка: очерк изменений в русском языке конца ХХ – начала ХХI века / И.А. Стернин - 5-е изд., стер. - М.|Берлин: Директ-Медиа, 2015. - 73 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375684].

 

7.2 Дополнительная литература

 

3) Антонова Ю. А. Стилистика и культура русской речи. Учебное пособие для китайских студентов, изучающих русский язык / Ю.А. Антонова - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2011. - 178 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=137753]

4) Гвоздарёв Ю.А. Современный русский язык. Лексикология и фразеология. / Под ред. Л.Б. Савенковой. Уч. пос. (Гриф УМО). Ростов-на-Дону, 2008. 352 с.

5) Глазунова, О.И. Грамматика русского языка в упражнениях и комментариях. Морфология [Текст]. — СПб.: Златоуст, 2007. — 424 с.

6) Еськова, Н.А. Краткий словарь трудностей русского языка: грамматические формы, ударение [Текст]. — М.: Астрель, АСТ, 2005. — 605 с.

7) Иванова, И.С. Русский язык: Практический синтаксис [Текст] / И.С. Иванова [и др.]. — М.: Рус. яз.: Курсы, 2004. — 152 с.

8) Касаткин Л.Л. Фонетика современного русского литературного языка. М., 2003.

9) Культура русской речи [Текст]: учебное пособие для изучающих русский язык как иностранный: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050300 "Филологическое образование" / [М. Б. Будильцева и др.] - Москва: Русский язык. Курсы, 2012. - 232 с.

10) Милославский И.Г. Культура речи и русская грамматика.- М., 2002 – 160 с.

11) Практический синтаксис русского языка. Учебно-методическое пособие для иностранных учащихся, 2001. – 92 с.

12) Русский язык. Энциклопедия / Под ред. Ф.П. Филина. М., 1979.

13) Русский язык. Энциклопедия. –2-е изд., перераб. и доп. / Гл. ред. Ю.Н. Караулов. – М., 1997.

14) Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для вузов: В 2 ч. Ч.1: Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Под ред. Е. И. Дибровой - М.: ACADEMIA, 2001. - 544 с.

15) Современный русский язык. Активные процессы на рубеже XX— XXI веков - Москва: Языки славянской культуры, 2008. - 710 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=211243]

16) Соловьева Н. Н. Полный справочник по русскому языку: Орфография. Пунктуация. Орфоэпия. Лексика. Грамматика. Стилистика / Н.Н. Соловьева - Москва: Мир и образование, 2011. - 464 с. [Электронный ресурс biblioclub: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=98416]

17) Тихонов А.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология. М., 2002.

7.3 Справочная литература

 

18) Алекторова и др. Учебный словарь синонимов русского языка./ Под ред. Н.М. Шанского. М., 1994.

19) Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1966 (или: 2004).

20) Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. М., 1974 (и более поздние издания).

21) Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. М., 1994 (или: 2-е изд. М., 2002).

22) Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. Словарь-справочник. М., 1968.

23) Большой толковый словарь донского казачества / Ред. коллегия: Дегтярёв В.И., Кудряшова Р.И., Проценко Б.Н., Сердюкова О.К. М., 2003.

24) Большой толковый словарь синонимов русской речи / Под ред. Л.Г. Бабенко. М., 2008.

25) Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка. Ростов н/Д., 1995.

26) Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. М., 1984.

27) Глинкина Л.А. Современный этимологический словарь русского языка. Объяснение трудных орфограмм. Около 6000 трудных для написания слов. М., 2009.

28) Граудина Л.К. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов / Л.К. Граудина, В.А. Ицкович, Л.П. Катлинская. – М.:Наука, 1976 (и последующие издания).

29) Дерибас В.М. Устойчивые глагольно-именные словосочетания русского языка. М., 1975.

30) Ермакова О.П., Земская Е.А., Розина А.И. Слова, с которыми мы все встречались. Толковый словарь русского общего жаргона / Под общ. рук. А.И. Розиной. М., 1999.

31) Ефремова Т.Ф. Толковый словарь омонимов русского языка. М., 2007.

32) Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. – М.: Рус. Яз., 1977 – 880 с. (и последующие издания)

33) Зимин В.И., Алекторова Л.П. и др. Учебный словарь синонимов русского языка. М., 1994. 384 с.

34) Клюева В.Н. Краткий словарь синонимов русского языка. М., 1961.

35) Колесников Н.П. Словарь омонимов. Тбилиси, 1976.

36) Колесников Н.П. Словарь паронимов русского языка. Ростов н/Д., 1994.

37) Красных В.И. Паронимы в русском языке. Самый полный толковый словарь: более 3500 паронимов, около 1500 паронимических. – М., 2010.

38) Краткая русская грамматика / Белоусов В.Н., Ковтунова И.И. и др. Под ред. Шведовой Н.Ю. и Лопатина В.В.. – М.; Русс. Яз., 1989. – 639 с.

39) Кузнецов С.А. Новейший большой толковый словарь русского языка. СПб., 2008.

40) Лексическая основа русского языка. Комплексный учебный словарь / Под ред. В.В. Морковкина. М., 1984.

41) Лексические минимумы современного русского языка / В. В. Морковкин, Ю. А. Сафьян, Е. М. Степанова, И. В. Дорофеева; Под ред. В. В. Морковкина. М.: Рус. яз., 1985. 608 с.

42) Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. М., 1978.

43) Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка. М., 1981.

44) Никитина Т.Г. Молодёжный сленг. Толковый словарь. М., 2003.

45) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М. 2010. 874 с.

46) Саяхова Л.Г., Хасанова Д.М., Морковкин В.В. Тематический словарь русского языка / Под ред. В.В. Морковкина. М., 2000.

47) Словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. М., 1983. Словарь-справочник по русскому языку для иностранцев. Вып. 1. Глагол / Под ред. Н.А. Лобановой и Э.И. Амиантовой. М., 1970.

48) Сомов В.П. Словарь редких и забытых слов. М., 1996.

49) Тихонов А.Н. Русский глагол: проблемы теории и лексикографирования. – М.: Academia, 1998 – 280 с.

50) Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / Под ред. Г.Н. Скляревской. М., 2006.

51) Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов /. Отв. ред. Н.Ю. Шведова. М., 2007.

52) Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка: Словарь-справочник/под.ред. К.С. Горбачевича. – Л.: Наука, 1973.

53) Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. М., 1978.

54) Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. 2-е изд. М., 1971 (и более поздние издания).

55) Шанский Н.М., БоброваТ.А. Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов.7-е изд., стереотип. М., 2004.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.