В русской фонетике, лексике и грамматике)» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

В русской фонетике, лексике и грамматике)»

2017-09-29 77
В русской фонетике, лексике и грамматике)» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Направление подготовки 45.04.01 Филология

 

Уровень образования – магистратура

ОП «Русский язык и культура в современной цивилизационной парадигме»

Форма обучения очная

 

 

 

Ростов-на-Дону, 2017


Программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 Филология, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «3» ноября 2015 г. № 1299.

 

Составители:


Савенкова Л.Б., профессор кафедры русского языка, д.ф.н., проф.


Коростова С.В,, доцент кафедры русского языка, к.ф.н., доц.

 

«25» января 2017 г.

 

 

Программа одобрена на заседании кафедры русского языка

 

«28» февраля 2017 г., протокол № 6

 

 

И.о. заведующего кафедрой:


Пантелеев А.Ф.

 

«28» февраля 2017 г.


I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели освоения дисциплины (модуля):

в соответствии с требованиями «Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.04.01 – Филология» и ОП «Русский язык и культура в современной цивилизационной парадигме», разработанной в Институте филологии, журналистики и межкультурной коммуникации,на основе компетенций, приобретённых обучающимися в образовательном процессе на бакалаврском уровне, упрочить у магистрантов знания, умения и навыки в сфере филологического обеспечения межличностной, межкультурной и массовой коммуникации за счет знания лексической, фонетической и грамматической систем современного русского языка, основных правил произношения, осмысленного выбора и уместного использования актуальных лексических, фонетических и грамматических средств, а также использования основных лингвистических словарей современного русского языка для обеспечения успешности последующего коммуникативного творчества в различных сферах профессиональной деятельности, в первую очередь, в практике преподавания русского языка нерусским.

Задачи:

1) изучение теории слова,

2) изучение лексической семантики, включая синтагматические связи языковых единиц,

3) изучение системных (парадигматических) отношений между единицами лексического плана,

4) изучение особенностей функционирования слов;

5) изучение основ теоретической и практической лексикографии;

6) изучение основ русской фонетики;

7) рассмотрение природы слога и законов фонетического деления слов на слоги,

8) фонетической организации слова и фразы, особенностей ударения и интонации как суперсегментных фонетических единиц;

9) изучение особенностей функционирования грамматических форм в соответствии с тенденциями развития современной русской системы частей речи;

10) изучение основных закономерностей функционирования синтаксических конструкций современного русского языка

.

II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО

2.1. Учебная дисциплина «Иностранный язык (активные процессы в русской фонетике, лексике и грамматике» относится к базовой части цикла «Дисциплины (модули)» ОП «Русский язык и культура в современной цивилизационной парадигме».

2.2. Базу для ее изучения составляют компетенции, полученные обучающимися в рамках таких дисциплин бакалавриата, как «Современный русский язык. Лексикология. Фонетика. Морфология. Синтаксис», «Введение в теорию коммуникации», «Стилистика и культура речи», «Общая риторика», либо компетенции, полученные обучающимися в рамках изучения русского языка на подготовительном отделении ЮФУ, а также компетенции, получаемые магистрантами, не проходившими подготовку в рамках бакалавриата по направлению «Филология», параллельно в ходе изучения дисциплин «Основы билингвизма и межкультурной коммуникации», «Методы филологического анализа. Научно-исследовательская деятельность в РКИ»; «Функциональные стили и речевые жанры в аспекте РКИ». Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие базовые знания, умения и навыки:

знания:

основных положений теории языкового знака,

основных признаков русского слова,

лексического минимума современного русского языка,

основных положений русской грамматики,

основных признаков русского фонетического строя,

морфологического и синтаксического минимумов современного русского языка,

умения:

пользоваться лингвистической справочной литературой различного характера (в первую очередь, двуязычными и толковыми словарями, словарями и справочниками лингвистических терминов);

читать, переводить со словарем русскоязычный аутентичный художественный, публицистический и учебно-научный текст;

анализировать семантику слов, входящих в лексический минимум современного русского языка, в денотативном, коннотативном, функциональном аспектах;

анализировать фонетический состав русской речи;

творчески применяя полученные знания, оптимизировать коммуникативные ситуации, возникающие в процессе речевой деятельности с учетом действия лингвокультурного фактора;

творчески применять знания, полученные в рамках изучения дисциплины, при написании рефератов лингвистической проблематики и докладов на научные конференции;

навыки:

поиска, отбора и использования научной информации по проблемам курса,

эффективного оперирования справочной литературой по современному русскому языку;

лексического, фонетического, морфологического и синтаксического анализа языковых единиц;

продуцирования устных и письменных монологических произведений разговорного и учебно-научного характера;

ведения диалога в условиях разговорно-обиходного и учебно-научного дискурса.

2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной: «Языковые особенности официально-деловых текстов. Письменное общение в российском деловом дискурсе. Академическое письмо в интра- и интеркультурном аспектах»; «Языковая личность писателя: индивидуальное и прецедентное в формировании идиостиля»; «Методика преподавания РКИ и лингводидактические основы тестирования»; производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Овладение компетенциями в рамках курса «Иностранный язык (активные процессы в русской фонетике, лексике и грамматике» оказывается необходимым в образовательном процессе при подготовке к участию в научных конференциях, к защите магистерской диссертации, а также при осуществлении последующей профессиональной коммуникации в различных сферах.

III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по данному направлению подготовки:

общепрофессиональных (ОПК):

готовности к коммуникации в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном языке для решения задач профессиональной деятельности; (ОПК-1);

способности демонстрировать знания современной научной парадигмы в области филологии и динамики ее развития, системы методологических принципов и методических приемов филологического исследования (ОПК-3);

способности демонстрировать углубленные знания в избранной конкретной области филологии (ОПК-4);

Наряду с упомянутыми общими компетенциями курс помогает овладевать и следующими углубленными компетенциями:

 

профессиональными компетенциями (ПК):

1) в научно-исследовательской деятельности:

владением навыками самостоятельного проведения научных исследований в области системы языка и основных закономерностей функционирования фольклора и литературы в синхроническом и диахроническом аспектах, в сфере устной, письменной и виртуальной коммуникации (ПК-1);

2) в педагогической деятельности:

готовностью участвовать в организации научно-исследовательской, проектной, учебно-профессиональной и иной деятельности обучающихся по программам бакалавриата и ДПО, в профориентационных мероприятиях со школьниками (ПК-8);

3) в прикладной деятельности:

готовностью к планированию и осуществлению публичных выступлений, межличностной и массовой, в том числе межкультурной и межнациональной коммуникации с применением навыков ораторского искусства (ПК-11);

4) в проектной и организационно-управленческой деятельности:

способностью организовывать работу профессионального коллектива, поддерживать эффективные взаимоотношения в профессиональном коллективе, обеспечивать безопасные условия труда (ПК-15).

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

основы теории русского слова, в том числе основные проблемы, связанные с понятиями лексикологии, слова,

основные теоретические положения ортологии;

основы теории русской фонетики;

в том числе основные проблемы, связанные с понятиями сегментных и суперсегментных единиц фонетики,

основные теоретические положения русской морфологии и синтаксиса;

уметь:

анализировать в различных аспектах семантику двусторонних языковых единиц и основные категориальные признаки языковых единиц;

выявлять и исправлять речевые недочеты лексического, фонетического и грамматического характера в готовом тексте и пользоваться для этого соответствующей информационно-справочной базой;

пользоваться лингвистической справочной литературой различного характера (толковыми, словарями, словарями омонимов, паронимов, синонимов, антонимов, словарями сочетаемости, идеографическими словарями, этимологическими словарями, словарями новой и актуальной лексики, словарями и справочниками лингвистических терминов, диалектологическими и жаргонными словарями, орфоэпическими и грамматическими словарями);

творчески применять знания, полученные в рамках изучения дисциплины, при написании докладов на научные и научно-практические конференции и при создании текста магистерской диссертации;

владеть:

навыками поиска, отбора и использования научной информации по проблемам курса,

навыками эффективного оперирования справочной литературой по современному русскому языку;

основными методами и приемами фонетического анализа речи, лексического и грамматического анализа языковых единиц.

IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Трудоемкость дисциплины–7 ЗЕТ, 252 часа, в том числе лекций 40 часов, практических занятий 76 часов, самостоятельной работы 82 часа, на подготовку и сдачу экзаменов 54 часа.

4.1. Модули дисциплины, изучаемые в 9, 10, 11 (1, 2, 3) семестре

№ модуля Наименование раздела (темы) Количество часов
Всего Аудиторная работа Вне- ауд. работа СР
Л ПЗ
  Слово в его парадигматических связях. Основы лексикографии          
  Слово в функциональном аспекте          
  Активные процессы в русской фонетике          
  Активные процессы в русской морфологии          
  Активные процессы в русском синтаксисе          
  Подготовка к экзаменам и сдача      
  Итого:       82  
               

Практические занятия

№ занятия № модуля Тема Кол-во часов
    Полисемия. Прямые и переносные значения в семантической структуре русского слова.  
    Омонимы, омографы, омофоны, паронимы в лингвистических словарях  
    Толковые словари как источник информации  
    Лексические синонимы в русском языке и их описание в словарях синонимов  
    Лексические антонимы в русском языке и их представление в словарях антонимов. Семантические поля в русской лексике  
    Русская лексика по происхождению: исконно русские и иноязычные слова. Их описание в словарях.  
    Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Термины и жаргонизмы как слова ограниченного употребления. Словари лингвистических терминов  
    Диалектизмы как пласт территориально ограниченной лексики. Словари донских говоров  
    Активный и пассивный словарь. Устаревшие слова как часть лексической системы современного русского языка.  
    Новые слова в современном русском языке  
    Грамматическая категория и грамматическое значение. Категориальные признаки частей речи. Явления аналитизма в русской морфологии.  
    Имя существительное. Активные процессы в системе лексико-грамматических разрядов имен существительных.  
    Имя прилагательное. Степени сравнения качественных имен прилагательных: особенности функционирования в речи. Семантическая характеристика кратких форм прил.  
    Имя числительное. Местоимение: активные процессы в системе частей речи.  
    Глагол. Основные категории глагола. Грамматическое наклонение и модальность действия. Грамматическое время и реальное время действия или состояния.    
      Вид глагола. Характеристика глаголов разных видов: семантика и особенности функционирования.    
    Неспрягаемые формы глагола: особенности функционирования в речи.  
    Наречие. Служебные части речи. Активные процессы в системе служебных частей речи: союзы, предлоги, частицы  
    Образование «потенциальных форм» и заполнение лакун в системе грамматических категорий русского языка.    
    Падежные и предложно-падежные формы в связной речи  

 

    Основные единицы синтаксиса русского языка.  
    Способы выражения значения субъекта в простом предложении  
    Объектные значения в простом предложении  
    Порядок слов в простом предложении     пор  
    Однородные и обособленные члены предложения  
    Вводные слова и сочетания  
    Отношения обусловленности в разных структурных типах предложений  
    Обстоятельственные значения в простом предложении  
    Аналитизм в русском синтаксисе.  
    Формирование синтаксических стереотипов. Синтаксическая компрессия в разговорной речи.    
Итого      

4.3. Самостоятельное изучение разделов дисциплины

№ модуля Темы/вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
  Практика работы с лингвистической справочной литературой: Основные толковые словари русского языка Стилистические пометы в словарях Словари омонимов и паронимов русского языка Словари синонимов русского языка Словари антонимов русского языка. Семантические (тематические) словари русской лексики  
  Практика работы с лингвистической справочной литературой: Словари и справочники лингвистических терминов Словари жаргонизмов Пометы в толковых словарях, указывающие на вхождение слова в пассивный запас современного русского языка Словари новых слов и значений  
    Понятие фонетической транскрипции. Правила транскрибирования. Артикуляционная характеристика гласных и согласных звуков. Графика современного русского языка.    
  Словоизменительные и формообразующие категории частей речи. Морфологический анализ частей речи. Основные грамматические словари русского языка.    
  Сложные предложения с различными вариантами выражения сочинительной связи частей: союзные и бессоюзные. Сложноподчиненное предложение  

V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

Пассивные: лекции, устный опрос, письменные внеаудиторные работы, аудиторная контрольная работа.

Активные: самостоятельная работа студента с литературой на бумажном носителе, с научными, учебными и справочными ресурсами сети Интернет, выполнение внеаудиторных заданий поисково-аналитического характера, участие в практических занятиях, выполнение упражнений.

Интерактивные: обсуждение с элементами дискуссии по проблемам учебной лексикографии, дискуссия по актуальным проблемам грамматики.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.041 с.