Психографический тест В.Г. Леонтьева — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Психографический тест В.Г. Леонтьева

2017-09-28 1083
Психографический тест В.Г. Леонтьева 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для измерения уровня мотивации используется проективный тест, разработанный В.Г.Леонтьевым (1992), и названный автором «Психографический тест», который прошел проверку на валидность и надежность. Его можно использовать не только в научных, но и в практических целях, он достаточно надежен в диагностике мотивации, стремлений и намерений. Тест базируется на представлении о прямоугольнике с "золотым сечением" как силовом поле, как пространстве чувствительности, в котором размещаются стремления (мотивы), например, к учебным предметам.

Испытуемому дается инструкция: "Представьте себе, что лист бумаги - это пространство или поле, на котором размещаются ваши стремления к учебным предметам. (В инструкции можно указывать и другие объекты, на которые будут направлены стремления испытуемых, в этом случае метод измеряет мотивацию именно этих явлений). Укажите точкой, где находится ваше стремление к каждому учебному предмету, и обозначьте стрелкой, откуда оно пришло в эту точку и куда направлено".

При интерпретации координат точек стремлений (мотивов) учитывается символика прямоугольного пространства, разработанная Максом Пульвером, Гертц Артусом, Михаэлем Грюнвальдом и др. Основные положения этих разработок даны в книге К. Коха (1976).

Показатели психографического теста в совокупности дают характеристику мотивации по силе, устойчивости, уровню побуждения, содержанию, генезису (когда возник


мотив, имеется ли тенденция к угасанию или развитию его), структурности (какие мотивы являются доминирующими, устойчивыми), качеству (созерцательные, связанные с активными действиями, осознанные или неосознанные и т.д.).

Важным показателем мотивации является вектор мотива, т. е. направленность стремления (стрелка, указывающая, куда направлен мотив) и показатель - откуда пришло в эту точку стремление. Векторы, совпадающие по направлению с диагональю ("линией жизни"), выражают развитие мотивации, ее силу, побудительные функции, при условии, что вектор находится выше средней линии (оси Х).

Интерпретация значения угла а будет более надежным, если при этом учитывается направление, откуда пришло стремление в точку координат силового поля, и мотивационные характеристики квадратов силового поля: +Х,+У; +Х,-У; -Х,+У; -Х,-У. Это становится еще более достоверным, если угол а составляет от 0° до 90° и от 270° до 360°.

Многочисленные обследования учащихся и студентов с помощью психографического теста показали, что диагностические возможности квадратов силового поля повышаются, если учитываются экспериментатором и другие мотивационные показатели, которые именно в совокупности позволяют более достоверно

диагностировать мотивацию к изучению учебных предметов, определять ее динамические характеристики.

Психографический тест обладает достаточно надежными диагностическими возможностями по выявлению и описанию мотивации поведения и деятельности человека. Его можно успешно использовать не только в процессе научного исследования, но и непосредственно в педагогической практике, а также в тех случаях, когда возникает необходимость измерить уровень мотивации той или иной деятельности человека.


«Изучение мотивов учебной деятельности студентов» Методика А.А. Реана и В.А.Якунина

Для изучения мотивов учебной деятельности студентов удобна методика, предложенная А.А. Реаном и В.А. Якуниным (Ильин Е.П., 2000, С.434). Согласно инструкции испытуемому необходимо выбрать из приведенного списка мотивов пять наиболее значимых. Список состоит из 16 мотивов:

1. Стать высококвалифицированным специалистом.

2. Получить диплом.

3. Успешно продолжить обучение на последующих

курсах.

4. Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично».

5. Постоянно получать стипендию.

6. Приобрести глубокие и прочные знания.

7. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

8. Не запускать изучение предметов учебного цикла.

9. Не отставать от сокурсников.

10. Обеспечить успешность будущей профессиональной

деятельности.

11. Выполнять педагогические требования.

12. Достичь уважения преподавателей.

13. Быть примером для сокурсников.

14. Добиться одобрения родителей и окружающих.

15. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

16. Получить интеллектуальное удовлетворение.

Для каждого студента проводится качественный анализ ведущих мотивов учебной деятельности. По всей выборке определяется частота выбора того или иного мотива.



Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.