Культура и социальное поведение — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Культура и социальное поведение

2017-09-28 506
Культура и социальное поведение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Человек - существо общественное, и многое в нашей повседневной жизни связано с окружающим нас обществом. Влияние культуры ярче всего проявляется на социальной арене. Она влияет на то, как мы взаимодействуем с другими людьми, как воспринимаем их, как работаем с ними. Мы все усвоили тот стиль поведения, общения и работы, который принят в нашей культуре. Мы даже можем считать этот стиль единственно правильным, но то, что хорошо для нас, часто неприемлемо для людей из других культурных групп.

В этой главе мы рассмотрим некоторые различия в социальном поведении между культурами, в частности отношения человека в группе, межличностную привлекательность, любовь и смешанные браки; атрибуции; агрессивность; конформизм, уступчивость, подчинение и сотрудничество. Мы хотим показать, что люди из разных культурных групп в определенных социальных контекстах ве­дут себя неодинаково. В то же время мы увидим и некоторое межкультурное сходство.

КУЛЬТУРА И ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ СВОИХ И ЧУЖИХ

Культура влияет на социальное поведение различ­ными путями. Мы все живем, испытывая привязанности, поддерживаем связи и отношения. Мы близки с одними людьми и далеки от других. У нас есть друзья, знакомые и даже враги. С некоторыми людьми мы видимся каждый день и хорошо знаем их, других мы тоже встречаем каждый день и ничего о них не знаем. Незнакомые люди, члены семьи, друзья, сотрудники, знакомые - список людей из нашей повседневной жизни достаточно длинный.

Для того чтобы разобраться во взаимоотношениях людей, социологи разделили их на социальные группы. Принадлежность к социальной группе - психологическая категория, важная для понимания социальных отношений.

ГРУППОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Групповая психология - одна из старейших и наи­более известных отраслей социальной психологии и социологии. Большинство из нас интуитивно чувствуют принадлежность к своей группе и узнают чужаков, т. е. не принадлежащих к этой группе людей. Взаимоотношения в группе своих характеризуются определенной близким знакомством внутренней близостью и доверием. Мы чувствуем, что нам близки люди, принадлежащие к нашей социальной группе. Отношения в группе своих развиваются в процессе установления связей на основе дружбы и общих целей.

Взаимоотношения в группе чужих складываются иначе. В них не устанавливаются близкие знакомства, близость и доверие. В то время как отношения в группе своих основаны на чувстве близости, отношения в группе чужих связаны с чувством враждебности, агрессии, равнодушия или превосходства. Отношения в группе своих основаны на тесной связи людей, но такая связь от­сутствует в отношениях с людьми из группы чужих. Эти люди просто существуют, и мы знаем об этом. Они не имеют к нам особого отношения.

Групповая классификация носит дихотомический характер и позволяет нам разделить всех людей на две категории: принадлежащих группе своих и принадлежащих к группе чужих. Но социологи знают, что не все так просто. Наши социальные отношения нельзя разделить на две категории. В пределах каждой категории есть отношения разной степени близости и знакомства. Групповая класси­фикация просто помогает нам понять наше поведение по отношению к окружающим людям, но при этом мы осознаем, что наши отношения могут быть более сложными.

В процессе социализации и приобщения к культуре, когда мы взрослеем и узнаем правила и стандарты нашего общества и культуры, мы учимся распознавать людей, принадлежащих к нашей группе или не входящих в нее. С момента рождения (а возможно, и до него) мы начинаем строить наши отношения с другими людьми. Когда мы идем в школу, приобретаем друзей, находим работу, влюбляемся, мы строим отношения с различными людьми. И сознательно или бессознательно мы разграничиваем наши отношения на две категории: люди из группы своих и люди из группы чужих.

Групповые различия существуют во всех культурах и странах мира. Люди любой культуры должны уметь дифференцировать людей, с которыми общаются. Однако люди из разных культур не одинаково выстраивают отношения. Люди в других культурах могут иначе определять принадлежность к группе. Характер, формы и значение групповых отношений в других культурах так же могут быть совершенно различными. Изучение этих различий помогает понять, как культура влияет на отноше­ния в группе своих и отношения в группе чужих и управляет нашим социальным поведением.

КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ В СТРУКТУРЕ И ФОРМЕ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СВОИХ И ГРУППЕ ЧУЖИХ

По моим наблюдениям, люди в разных культурах могут иначе определять принадлежность к своей группе и по-разному строить отношения внутри группы. Мы можем считать определенного человека (школьного друга или коллегу по работе) членом (или не членом) своей группы, но это не значит, что люди другой культуры будут интерпретировать подобные отношения таким же образом.

Постоянство групповых отношений

Культуры различаются по постоянству групповых отношений. В североамериканской культуре принадлежность или не принадлежность группе - постоянный признак, не зависящий от того, с кем, о чем и где мы говорим. Наши друзья для нас всегда друзья. Но в другой культуре один и тот же человек может быть членом группы в одной ситуации и не быть им в другой. Например, в азиатских культурах бизнесмены могут считать друг друга представителями разных групп и конкурентами при обсуждении внутренних вопросов. Но если дело касается международного бизнеса, эти же люди могут объединяться и действовать вместе как представители одной группы. Этот феномен переключения ролей не ограничивается азиатскими или коллективистскими культурами; он присутствует во многих, если не во всех культурах. Когда бывший президент Буш в 1991 году посетил Японию вместе с директорами ведущих американских компаний, все они представляли единую группу «американцев», даже если у себя в стране они были конкурентами. Другие культурные различия проявляются скорее в степени выраженности опре­деленных отношений и не обязательно в присутствии или отсутствии феномена переключения ролей.

Оценка отношений

Кросс-культурные исследования убедительно показали, что люди разных культур по-разному понимают одни и те же отношения. Например, Форгас и Бонд проводили опрос студентов в Гонконге и Австралии по поводу 27 эпизодов университетской общественной жизни. Они попросили участников опроса разделить эпизоды на несколько категорий, озаглавить их и выделить подгруппы сходных эпизодов в каждой категории. Полученные данные были подвергнуты многофакторному статистическому анализу. Были выявлены признаки, лежащие в основе выделения категорий. Студенты из Гонконга распределяли эпизоды на категории, пользуясь четырьмя основными признаками 1) иерархия, 2) соотношение личных и общественных целей, 3) оценка и 4) включенность. Австралийцы использовали некоторые другие признаки: 1) конкуренция, 2) соотношение общественных и личных целей, 3) включенность, 4) уверенность в себе. Эти различия обусловлены неодинаковыми культурными ценностями двух народов. На оценку событий общественной жизни студентами из Гонконга оказали влияние наиболее ценящиеся в китайской культуре качества, а именно: коллективизм, общественная польза, почтение к авторитетам. В оценке событий австралийцами преобладали категории конкуренции, уверенности в себе, свободы и жизнелюбия. Эти данные демонстрируют, как по-разному воспринимают одни и те же события представители разных культур.

Различие в восприятии членов своей группы

Другое исследование продемонстрировало интересные психологические различия в восприятии членов своей группы. В этой работе ровесники из Зимбабве и Соединенных Штатов выполняли тест из 33 пунктов для оценки шести аспектов социальных отношений: 1) дружбы, 2) уважения, 3) привязанности, 4) помощи и руководства, 5) сотрудничества, 6) интимной связи. Исследователи добавили три дополнительных аспекта: 7) конфликт, 8) удовлетворение и 9) дисциплина. Участники опроса выполнили этот тест по своим отношениям с шестью близкими людьми: матерью, отцом, любимым родственником, учителем, лучшим другом и любимым братом или сестрой. Результаты показали, что жители Зимбабве получают социальную поддержку от многих людей в своей социальной среде. Американцы считали, что соци­альную поддержку им оказывают только близкие друзья и родители. Жители Зимбабве связывали социальную поддержку с интимными отношениями, американцы - с привязанностью. Эти различия говорят о том, как по-разному воспринимают люди разных культур членов и не членов своей группы, и свидетельствуют о разных психологических основах их отношений. Они отражают раз­личия в культурных ценностях: в культуре Зимбабве выше ценятся отношения между людьми, а в американской культуре - индивидуальность и уникальность.

РАЗЛИЧИЯ В ЗНАЧИМОСТИ ОТНОШЕНИЙ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ

Некоторые исследователи проделали большую работу по изучению культурных различий групповых отношений. Триандис и его коллеги, используя такие параметры культуры, как индивидуализм и коллективизм, провели особенно удачное исследование того, как отношения внутри группы и вне группы отличаются в разных культурах.

Индивидуализм и коллективизм

Как мы неоднократно подчеркивали в этой книге, индивидуализм-коллективизм (ИК) является одним из наиболее важных социальных и психологических параметров культуры. Многие авторы работ в области социологии использовали его для того, чтобы понять различия в социальном поведении представителей изучавшихся ими культур. Параметр ИК определяет степень преобладания индивидуальных потребностей, желаний и ценностей над общественными. Индивидуалистические культуры поощряют и ценят индивидуальность и уникальность человека; иерархическая власть и социальные различия здесь сведены к минимуму, провозглашается всеобщее равенство. Коллективистские культуры высоко ценят групповые интересы; индивиды определяются больше через групповую принадлежность, чем через их собственные качества. В таком обществе поддерживается иерархическая дифференциация и вертикальные связи, а роль, статус и поведение человека определяются его положением в иерархической структуре.

Отношения в группе своих и чужих отличаются в индивидуалистических и коллективистских культурах, и эти различия определяют типы поведения людей и их взаимодействия друг с другом. В индивидуалистических культурах, например в Соединенных Штатах, люди часто принадлежат одновременно к нескольким группам: музыкальным, спортивным, церковным, социальным и т. д. В коллективистских культурах, например во многих странах Азии и Латинской Америки, люди принадлежат к меньшему числу групп. Они не посещают различные спортивные, музыкальные и другие клубы, как это принято в индивидуалистических культурах.

Отношение к группе своих

Различие в групповом членстве в двух типах культур имеет важные последствия для степени принадлежности индивида группе. В коллективистских культурах люди входят в меньшее число групп, но зато внутригрупповые связи здесь сильнее. Они в большей степени отождествляют себя с группой, к которой принадлежат, и сама группа становится неотъемлемой частью личности. И это имеет смысл, потому что, по определению, коллективистские культуры в большей степени зависят от групп, и поэтому подчинение личных целей общественным жизненно необходимо.

Члены индивидуалистического общества не обязательно приносят свою самостоятельность и самосознание в жертву интересам группы, в которой они состоят. Они имеют меньше связей с членами группы и легче переходят из одной группы в другую. Членство в определенной группе не имеет такого значения в индивидуалистических культурах, как в коллективистских. Следовательно, коллективистские культуры требуют больше гармонии, конформизма и кооперации от членов одной группы и возлагают на индивида больше обязательств по соответствию групповым нормам. По отношению к нонконформистам здесь существуют определенные санкции. Индивидуалистические культуры меньше зависят от групп и больше - от уникальных качеств индивидов. Здесь более важно достижение личных, а не общественных целей. Поэтому индивидуалистические культуры требуют меньше гармонии и соответствия внутри групп и меньше значения придают конформизму в отношении групповых норм.

Эти различия внутригрупповых отношений в двух типах культур объясняют различия в поведении людей. В коллективистских культурах мы можем ожидать большей самоотверженности людей в достижении групповых целей. Мы наблюдаем более тесное сотрудничество людей друг с другом, даже если оно предполагает подавление собственных чувств, мыслей и устремлений во имя групповой гармонии. Это означает, что люди стараются найти пути согласия друг с другом, сводя к минимуму межличностные различия.

Отношения в группе своих в индивидуалистических культурах приводят к другому поведению. Здесь мы не можем ожидать самопожертвования в интересах общего блага. Люди более открыто выражают собственные чувства и мнения, меньше опасаясь нарушить групповую гармонию. Межличностные проблемы и конфликты решаются более открыто.

Отношение к чужим

В коллективистских и индивидуалистических культурах существуют различия не только в отношениях с группой своих, но и в отношениях с группой чужих. В коллективистских культурах наиболее важны отношения в группе своих, а отношение к людям, стоящим вне группы, остается безразличным. Насколько члены коллективистской культуры стремятся к гармонии и кооперации в группе своих, настолько они проявляют отчужденность и даже дискриминацию по отношению к людям, не принадлежащим данной группе.

Противоположное поведение мы видим в ин­дивидуалистических культурах. К не членам группы относятся более лояльно, не акцентируя межгрупповые различия. В индивидуалистических культурах к ним относятся так же позитивно и конструктивно, как в коллективистских культурах относятся только к членам своей группы.

НОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОШЕНИЙ В ГРУППЕ СВОИХ И ЧУЖИХ

Современные исследования подтверждают многие из положений, первоначально выдвинутых Триандисом и его коллегами. В главе 11 мы обсуждали два исследования, которые обнаружили различия в проявлении эмоций у жителей Соединенных Штатов, Японии, Польши и Венгрии, и подтвердили нашу концепцию культурных различий в отношениях в группе своих и чужих. Гудвин и Ли проводили опрос британских и сингапурских студентов о их отношении к 35 разновидностям табуированного поведения. Предло­женные варианты включали разнообразные типы запретного поведения, начиная с обсуждения сексуальных фантазий и кончая плачем в присутствии друзей. Участники опроса, отвечая на вопросы анкеты, рассказывали о своих отношениях с близкими друзьями обоего пола. По результатам опроса британские студенты проявили большую готовность обсуждать с друзьями запретные темы, чем их китайские сверстники. Это подтверждает тезис о том, что в коллективистских культурах больше заботятся о гармоничности внутригрупповых отношений.

В другом исследовании участники опроса из США и Гонконга регистрировали все свои взаимодействия с окружающими в течение двух недель по системе Рочестера. Эта система предусматривает регистрацию всех диалогов, длившихся более 10 минут, с указанием времени и длительности общения, характера общения и его участников. Оказалось, что студенты из Гонконга имели меньше взаимодействий с окружающими, но эти взаимодействия были более длительными, чем у американских студентов. Китайские студенты больше общались с членами своей группы, и общение было более искренним. Эти результаты также подтверждают наши выводы о типе, количестве и качестве взаимодействия в группах в коллективистских и индивидуалистических культурах.

Резюме

Люди в любом обществе по мере взросления учатся делать групповые различия между людьми. Культура оказывает значительное влияние не только на характер групповых отношений, но и на их значение в обществе. Культурные различия в значении групповых отношений производят наблюдаемые нами различия в поведении, мыслях и чувствах людей во время их взаимодействия в группе своих и чужих.

Концепции и практика отношений с окружающими людьми разительно отличаются в разных культурах. Поэтому если мы будем интерпретировать поведение человека из другой культуры по меркам нашей культуры, это может привести к недоразумениям и непониманию. Хорошие намерения могут восприниматься как плохие, а вполне невинное поведение может показаться угрожающим или даже агрессивным.

КУЛЬТУРА, ВОСПРИЯТИЕ ЛИЧНОСТИ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ

Восприятием личности называется процесс фор­мирования впечатлений об окружающих людях. Социологам давно известно, какое влияние оказывает впечатление от человека на наше отношение к нему. Вопросы о степени влияния впечатлений на поведение и степени влияния предубеждений на впечатления относятся к области восприятия личности. Социологов также интересует вопрос о возможности преодоления неблагоприятного первого впечатления. Исследования восприятия личности выявили несколько ключевых факторов, которые формируют наше впечатление о другом человеке. К ним относятся внешность, стереотипы и селективность в восприятии личности.

ДАННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО США

Влияние физической привлекательности

Внешность, и особенно физическая привлекатель­ность, влияет на наши суждения о человеке. Исследования, проведенные среди американцев, показали, что они склонны приписывать желаемые качества тем, кто внешне хорошо выглядит, считая их более отзывчивыми, добрыми, общительными и интересными людьми, чем те, кто внешне не привлекателен. Внешне привлекательных людей также считают более компетентными и умными.

За последние несколько лет в США и Канаде было проведено два метааналитических исследования корреляции между привлекательностью и другими качествами. Одно их них выявило положительную корреляцию рейтинга привлекательности с социальной компетенцией, социальным положением, силой характера и интеллектуальной компетенцией и отрицательную корреляцию со скромностью. В другом исследовании была обнаружена положительная корреляция привлекательности с общительностью, психическим здоровьем, лидерством, интеллектом, сексуальностью и, снова, отрицательная корреляция со скромностью. Эти два независимых исследования согласуются с приведенными выше данными опроса американцев об их отношении к внешне привлекательным людям.

Американцы считают тех, кто внешне хорошо выглядит, более отзывчивыми, добрыми, общительными, интересными и умными людьми, чем те, кто внешне не привлекателен.

Другие аспекты внешности также влияют на восприятие окружающих. Например, более высокий рост ассоциируется с привлекательностью, руководящими способностями, компетентностью и высокой зарплатой. Взрослые с детскими чертами лица считаются мягкими, добрыми, наивными и уступчивыми; взрослые с крупными чертами лица воспринимаются как сильные, практичные и активные. Аккуратно одевающиеся люди считаются добросовестными. Людей, прячущих глаза, подозревают в нечестности.

Формирование впечатлений

Исследования восприятия личности в Соединенных Штатах также касались путей формирования впечатлений и способов их поддержания. Много внимания уделялось изучению когнитивных схем как организационных инструментов. Когнитивные схемы - это концептуальные рамки, которые используются людьми для осмысления окружающего мира. Социальные схемы - это комплексы пред­ставлений о категориях общественной жизни и о людях, - влияющие на восприятие личности. Кроме того, изучались стереотипы - широко распространенные представления о психологических типах или чертах характера - и их влияния на наше восприятие окружающих людей. И наконец, социальные психологи изучали влияние избирательности на наши суждения о соответствии окружающих определенным стереотипам.

ИЗУЧЕНИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ

Влияние привлекательности и внешности на формирование благоприятного впечатления хорошо известно и документировано в психологической литературе, но представления о привлекательности в разных культурах различны. Красота - понятие относительное, и люди в разных культурах могут иметь совершенно разные представления о том, что красиво, а что - нет. Культурные различия в определении привлекательности в свою очередь могут влиять на формирование впечатлений.

Исследование Дайбо, Мурасавы и Чоу: сравнительные представления о привлекательности

Дайбо, Мурасава и Чоу сравнили представления о физической привлекательности у японцев и корейцев. Они показывали студентам'и студенткам университетов обеих стран фотографии японских и корейских женщин и просили оценить их привлекательность по шкале из 13 пар прилагательных противоположного значения. Фотографии каждой женщины были сделаны в трех планах: анфас, профиль и вполоборота. Анатомические параметры лица измерялись, и эти данные сопоставлялись с суждениями респондентов. В Японии привлекательными чертами оказа­лись большие глаза, маленький рот и маленький подбородок. Чертами, привлекательными для корейцев, были большие глаза, маленький и короткий нос и тонкое маленькое лицо. Корейцы связывали такие характеристики, как зрелость и симпатичность, с привлекательностью. Японцы этого не делали. Эти данные показывают, что в японской и корейской культуре существуют разные стандарты красоты и что красота в этих двух культурах имеет разное психологическое значение.

Исследование Уилера и Кима: привлекательность и характер

Уилер и Ким получили сходные результаты. Они демонстрировали фотографии корейских мужчин и женщин корейским студентам университета и регистрировали их суждения о социальной компетенции, интеллектуальных способностях, отзывчивости, сексуальности и скромности показанных моделей. Участники опроса связывали внешнюю привлекательность лица с умом, общительностью, сексуальностью и нескромностью. Однако в отличие от американцев, корейцы не связывали привлекательность лица с силой характера. Кроме того, в отличие от амери­канцев и китайцев, они считали внешне привлекательных людей более цельными и более отзывчивыми. На основе этих данных Уилер и Ким сделали заключение, что, хотя стереотипы, основанные на внешней привлекательности, существуют во всех культурах, характер этих стереотипов зависит от культурных ценностей народа.

Оценка улыбающихся и спокойных лиц

Другое исследование также продемонстрировало культурные различия в психологической оценке привлекательных лиц. Мацумото и Кудо просили американцев и японцев оценить улыбающиеся и спокойные лица белых и японцев по трем параметрам: привлекательность, ум и общительность. Американцы, как правило, выше оценивали улыбающиеся лица по всем трем параметрам, что соответствует нашим традиционным представлениям о восприятии личности и формировании впечатлений. Японцы, однако, выше оценивали улыбающиеся лица только по признаку общительности. Рейтинг привлекательности улыбающихся и спокойных лиц у них был одинаков, и спокойные лица оценивались ими как более умные.

Тождественность представлений о привлекательности

Многие исследования продемонстрировали культурные различия в оценке привлекательности и ее психологических атрибутов, но только в одном исследовании убедительно показано, что оценка при­влекательности может быть одинакова в разных культурах. Каннингэм, Роберте, Барби, Друэн и Ву провели серию из трех исследований, основанных на одной и той же методологии. В первом исследовании белые американцы и эмигранты из Азии и Латинской Америки оценивали лица белых, чернокожих, азиатских и латиноамериканских женщин. Во втором исследовании в таком же опросе участвовали жители Тайваня. В третьем исследовании белые и чернокожие американцы оценивали лица черноко­жих женщин. На фотографиях были лица женщин разных профессий и образа жизни, начиная от студенток колледжей и кончая участницами конкурсов красоты из разных стран. Во всех трех исследованиях были получены рейтинги привлекательности в результате проведенных опросов и были составлены 28 независимых анатомических характеристик черт лица. Результаты показали высокую степень сходства в оценке привлекательности в каждой из групп участников опроса. Более того, во всех группах рейтинг привлекательности был связан с одними и теми же характеристиками лица, а именно с формой глаз, носа, щек, подбородка и с улыбкой.

Трудно дать точный ответ на вопрос: почему не­которые исследования обнаружили межкультурные различия, а другие - межкультурное сходство в оценке привлекательности лица? Прежде чем сделать определенное заключение о возможном влиянии культуры на рейтинг привлекательности, нужно выявить методологические различия проведенных исследований. Различия в результатах исследований могут быть связаны с характером выборки для опроса и с использованными для оценки моделями. Различия в оценке привлекательности могут также объясняться различной степенью восприятия стандартов красоты, которые господствуют в средствах массовой информации (журналах, кино, на телевидении). Этот фактор, как правило, не учитывается в большинстве исследований. Независимо от результатов исследований, каждый из нас по личному опыту знает, что в любой культуре достаточно индивидуальных различий в оценке привлекательности и что о вкусах не спорят.

МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДРУГИХ АСПЕКТОВ ВОСПРИЯТИЯ ЛИЧНОСТИ

Многие межкультурные исследования ставят под сомнение понятие о восприятии личности, господствующее в американской психологии. Исследования невербального поведения - взглядов, манеры речи, мимики и жестов - свидетельствуют о влиянии культуры на средства общения. Различия в таком поведении, идущие от воспитания, несомненно, влияют на наше восприятие людей из других культур. Мы часто не знаем о культурных различиях или не готовы к встрече с ними и легко вырабатываем негативное отношение к людям в связи с их необычными для нас манерами поведения.

Узнавание лиц

Другой аспект исследований восприятия личности - узнавание лиц. Многочисленные исследования убедительно показали, что люди легче узнают в лицо представителей своей расы. В большинстве работ этот эффект продемонстрирован на примере сравнения представителей черной и белой расы, но это было отмечено и у азиатских народов. Было предложено несколько гипотез для объяснения этого феномена. Например, анатомические особенности могут сделать определенный тип лица более узнаваемым. Контактная гипотеза связывает точность узнавания с длительностью контакта между людьми, т. е. люди одной расы узнают друг друга легче, так как больше контактируют между собой. По другой гипотезе, все незнакомые лица, особенно принадлежащие людям другой расы, «похожи» и поэтому менее узнаваемы. Отношение к людям другой расы, особенно предубеждение к ним, может заставить воспринимать их лица по-другому. До сих пор не ясно, какая или какие из этих гипотез могут действительно объяснить феномен предпочтительной узнаваемости лиц своей расы.

Оценка стиля поведения

Даже если люди разных культур одинаково оценивают характер человека, они могут делать разные выводы о стиле его поведения. Бонд и Форгас просили китайцев и австралийцев оценить такие качества личности, как экстравертность, покладистость, добросовестность и эмоциональную стабильность. У всех опрошенных добросовестность вызывала доверие, а экстравертность и покладистость вызывала желание сотрудничества. Однако китайцы с большей готовностью выражали доверие и желание сотрудничать с покладистыми людьми.

Исследования привлекательности показали, что в процессе восприятия личности в разных культурах существуют не только различия, но и сходство. Берниери и Джиллис сообщили об удивительном сходстве суждений американцев и греков о взаимопонимании при парных отношениях, продемонстрированных в 50 видеосюжетах. Таким образом, есть достаточно оснований предположить, что разные культуры проявляют и сходство, и различие в процессе восприятия личности и формирования впечатле­ний. Эта область социальной психологии очень важна для нашего понимания разных культур, стереотипов и этноцентризма, так как она лежит в основе межгрупповых и межличностных отношений. Только будущие исследования, возможно, помогут выяснить, как и почему существуют сходства и различия этих процессов.

КУЛЬТУРА И МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ: ЛЮБОВЬ, СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СМЕШАННЫЕ БРАКИ

Наш мир становится «меньше», и мы все чаще сталкиваемся с людьми другой этнической и культурной принадлежности. Взаимодействие культур усиливается, и вероятность того, что люди из разных культур будут влюбляться, вступать в брак и создавать семьи, возрастает. Смешанные браки, которые раньше были редкостью, сейчас заключают все чаще и чаще. Но с усилением взаимодействия культур приходит напряжение и разочарование, волнение и радость.

В связи с этими новыми проблемами, возникающими в нашем многонациональном мире, возрастает количество работ на эту тему. Психологи используют термин межличностное влечение для обозначения многообразных переживаний, таких как симпатия, дружба, восхищение, вожделение и любовь. В Соединенных Штатах при изучении межличностного влечения и любви были получены интересные данные о факторах, влияющих на привлекательность. В то же время исследования разных культур дают нам ключ к пониманию культурных различий привлекательности и любви и указывают на заблуждения и возможные решения проблем.

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ И ЛЮБОВЬ В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ

Исследования, проведенные психологами еще в 1950-е годы, показали, что близость способствует возникновению влечения. Люди, живущие рядом, скорее понравятся друг другу. Более поздние исследования подтверждают эти результаты, В конце 1970-х годов Инейчен показал, что люди, живущие рядом, чаще вступают в брак.

Гипотезы пары, сходства и взаимности

В Соединенных Штатах физическая привлекательность является важной составляющей межличностных отношений, но внешняя привлекательность важнее для выбора женщины мужчиной, чем наоборот - для выбора мужчины женщиной. Большинство опрошенных в Соединенных Штатах предпочитают внешне привлекательных партнеров для любовных отношений. Но гипотеза пары предполагает, что люди, сходные по внешним данным, вероятнее всего, выберут друг друга в качестве партнеров. В соответствии с гипотезой сходства в интимные отношения чаще вступают люди одной расы и религии, одного социального класса, образования, интеллектуального уровня и схожие по внешней привлекательности. Сходство партнеров вносит в их отношения элемент надежности и именно поэтому делает их привлекательными друг для друга. И, наконец, гипотеза взаимности предполагает, что людям нравятся те, кому нравятся они сами.

Теория любви

По теории Хэтфилда и Бершайда, романтические отношения характеризуются двумя видами любви. Страстная любовь предполагает сексуальные переживания и сильные эмоции. Второй вид любви - дружеская любовь, предполагающая теплые, доверительные и толерантные отношения людей, чьи жизни тесно переплелись. Стернберг придерживается взглядов Хэтфилда и Бершайда, но выделяет в дружеской любви два компонента: интимность и преданность. Интимность - это теплота, близость и взаимопомощь. Преданность - это намерение поддерживать отношения, несмотря на возникающие трудности. По теории Стернберга, существуют 8 типов любви, которые определятся наличием или отсутствием каждой из трех составляющих: страстной любви, интимности и преданности. Отношения, в которых присутствуют все три компонента, Стернберг назвал совершенной любовью.

Другая хорошо изученная область межличностного влечения - интимность. В исследованиях, проводящихся в Соединенных Штатах, интимность ассоциируется с откровенностью - степенью раскрытия личной информации. В соответствии с теорией социального проникновения, в своем развитии интимные отношения проходят четыре стадии откровенности и только на завершающей стадии партнеры полностью раскрываются друг перед другом.

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЛЕЧЕНИЕ, ЛЮБОВЬ И ИНТИМНОСТЬ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ

Исследования разных культур убедительно продемонстрировали культурные различия любви и романтических отношений в разных странах мира. Например, Тинг-Туми сравнивала оценки любовной преданности, откровенности, амбивалентности и конфликтности у 781 респондента из Франции, Японии и Соединенных Штатов. Любовная преданность измерялась по оценке чувства привязанности, причастности и обязательности по отношению к партнеру; откровенность - по оценке чувств, связанных с собственной личностью в отношениях с партнером; амбивалентность - по оценке чувства смущения и неуверенности в отношениях с партнером; конфликтности - по оценке частоты открытых споров и серьезности проблем. У американцев и французов оценка любовной приверженности и откровенности была значительно выше, чем у японцев. Американцы также продемонстрировали более высокий рейтинг амбивалентности отношений, чем японцы. Японцы и американцы выше оценивали свою конфликтность, чем французы.

Отношение к любви и романтическим связям

Симмонс, вом Колке и Шимицу изучали отношение к любви и романтическим связям у американских, немецких и японских студентов. Результаты показали, что романтическая любовь выше ценится в Соединенных Штатах и Германии, чем в Японии. По предположению авторов, это культурное различие объясняется тем, что романтическая любовь выше ценится в менее традиционных культурах с менее выраженными родственными связями и ниже ценится в культурах, где родственники влияют на отношения между супругами.

Культурные различия в отношении к любви и браку зарегистрированы во многих других исследованиях. Фернхэм изучил это явление, опросив южноафриканцев, индийцев и европейцев. Европейцы больше ценят любовь, чем южноафриканцы и индийцы. Южноафриканцы больше ценят равенство и мир. Мюрстейн, Мериги и Визе сравнивали отношение к любви американских и французских студентов. Оказалось, что американцы предпочитают дружбу, медленно перерастающую в любовь, а также отношения, при которых любовники охвачены страстным чувством; французы больше всего ценят любовь, которой сопутствуют альтруизм и щедрость.

Дион и Дион тестировали представителей четырех этнокультурных групп (англокельтской, китайской, азиатской и европейской) по 54 пунктам, связанным с отношением к любви. Оказалось, что китайские и другие азиатские участники опроса больше ценили дружбу в любовных отношениях, чем представители двух других групп опрошенных. Азиатские женщины демонстрировали больше альтруизма, чем англокельтские женщины. Эллис и коллеги использовали технику семантического дифференцирования для изучения субъективного значения любви и власти для испанцев, мексиканцев, испано- и англоязычных американцев. Эта техника предполагает рейтинги множественного выбора по трем шкалам: оценка (позитивная-негативная), действенность (сильная-слабая) и активность (активный-пассивный). Результаты показали, что мексиканцы считают любовь менее позитивной и менее действенной, чем три другие группы опрошенных. Оказалось также, что психологическая оценка любви и власти совпадала по всем трем шкалам только у испанцев. И наконец, Элбедор, Шульман и Кедем изучали отношение к интимности и дружбе у подростков израильтян и бедуинов. По их данным, участники исследований считали интимность - уравновешенным состоянием между близостью и индивидуальностью. Однако израильские подростки сообщали, что в дружеских отношениях им не особенно требуется контролировать друг друга, и друзья не обязательно должны быть похожи, а подростки-бедуины больше значения в дружбе придавали контролю и конформизму.

Сходство гендерных предпочтений

Несмотря на т<


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.