Инструментарий реализации композиции. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Инструментарий реализации композиции.

2017-09-28 114
Инструментарий реализации композиции. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Вот психолого-дидактические принципы речевого воздействия, соблюдение которых является важным условием технологичности его построения.

Доступность.

Взвешенность содержания речи, его подчиненность раскрытию ее замысла. Учет культурно-образовательного уровня слушателей, их жизненного и профессионального опыта. Никогда нельзя забывать, что многие люди слышат то, что хотят услышать. Отсюда - принятие во внимание социально-психологического расслоения каждой аудитории (пенсионеры, молодежь, женщины, научные работники и т.д.). Помнить совет М.М. Сперанского: заставить многого от себя ожидать есть верный способ упасть. Весьма эффективен прием актуализации содержания, использования малоизвестной информации (новизна и оригинальность), сочетания разнохарактерных сведений, их достоверность, теоретическая и фактологическая подтвержденность.

Ассоциативность. Вызов сопереживаний и соразмышлений. Подобного можно достичь, апеллируя к эмоциональной и рациональной памяти слушающих. Первый вид памяти - блок ранее испытанных впечатлений, не ушедших из психики человека. Например, впечатления детства, эстетические чувства. Второй вид памяти - различные знания и сведения. Например, исторические даты и факты, математические формулы, законы физики. Для вызова соответствующих ассоциаций используются такие приемы, как аналогии, ссылки на прецеденты, образность высказывания. Специальный ряд приемов связан с привлечением музыки, живописи, видеоклипов.

Сенсорность. Чаще обращаться к формуле Я. Каменского: «Наглядность -золотое правило дидактики». Все, что можно, нужно продемонстрировать. Шире использовать цвет, свет, звук, рисунок, модель в коммуникационном общении. Чем основательнее и разностороннее задействованы человеческие ощущения, тем эффективнее проникает информация в психику людей и активнее идет в ней процесс ее чувственного и рационального освоения. В итоге динамизируется их обыденное и теоретическое сознание.

Экспрессивность. Это эмоциональная выразительность звучания речи, ее эмоциональный подтекст, эмоциональная выразительность мимики, жестов, позы коммуникатора. Можно еще так ее определить: это внутренняя развернутость выступающего, свидетельство его полной самоотдачи. Страстность, неподдельная радость или грусть, тактичное сострадание - все это конкретные формы экспрессивности.

Интенсивность. Она характеризует темп подачи информации, степень подвижности коммуникатора во время общения. Разная информация и различные люди нуждаются в дифференцированном темпе изложения и усвоения речи. Надо учитывать темпераменты людей, их подготовленность к принятию конкретного вида информации, их личную заинтересованность в информации. В этой связи важна ориентация коммуникатора в настроении аудитории, ее способности работать в определенном информационном клише, а также умение искусно предлагать ей скоростной режим усвоения информации.

Принципы - это правила, подлежащие неукоснительному выполнению. Выше представлены словоносительные правила коммуникационного общения, которые обретают наибольшую выразительность при умелом использовании соответствующего «риторического инструментария». Практическое назначение данного инструментария - придать коммуникационному общению душепроникающее воздействие и мыслеобразовательное влияние.. Представим их:

«Эффект имиджа». В восьми из десяти случаев восприятие человека человеком первоначально осуществляется на основе впечатления о внешнем виде. Он имеет существенное значение для принятия аудиторией оратора. Первое впечатление, которое складывается у людей от внешнего вида выступающего, имеет непосредственное отношение к формированию их общей социальной установки, вызову симпатии или антипатии, самоорганизации к слушанию или выражению скепсиса к тому, что еще не сказал коммуникатор. Элегантная манера общения, доброжелательный взгляд, эстетика одежды - все это оказывает на людей положительное воздействие до начала речи выступающего и способствует поддержанию внимания к себе на всем протяжении ее исполнения.

«Эффект первых фраз». Он призван закрепить или скорректировать первоначальные впечатления у людей от стоящего перед ними коммуникатора. С чего он начнет? Например, канадский социолог М Маклюэн глубоко убежден, что настоящая новость - это всегда плохая новость. В наше время немало выступающих по телевидению и радио, безбожно эксплуатирующих этот коммуникационный прием. Однако главным критерием «эффекта первых фраз» является заключенная в них интересная информация. Таковой она может быть не только потому, что она абсолютно новая или эпатажная. Она может быть известной, но поданной в новой интерпретации, сопровождаемой оригинальными примерами. Очень важно при подготовке к выступлению подвергнуть аудиторию социально-психологической стратификации, т.е. выделить в ней основные социально-психологические слои, для которых характерны определенные настроения, ожидания, особенности эмоционального и мыслительного склада. Поэтому надо иметь словесные заготовки - набор первоначальных фраз, ориентированных на социально-психологические слои, которые преобладают в аудитории. Важно, чтобы с первых фраз установился контакт коммуникатора с аудиторией. Можно обозначить следующую классификацию подобного контакта: эмоциональный (симпатия или антипатия), познавательный (интересный факт или оригинальная мысль), • эстетический (приятный голос или элегантная манера), эпатажный (скандальные сведения).

«Эффект аргументации». Это прежде всего логика выступления, которая сама по себе придает ему обоснованность и убедительность. Ее магическое воздействие на людей объясняется тем, что она представляет собой формализованные законы работы нашего интеллекта. Логичное изложение информации - создание комфортных физиологических условий для деятельности интеллекта. В итоге идет активный процесс соразмышления и осмысления информации.

Логика - это внутриструктурная организация речи, а материалом ее выстраивания является теоретическая и эмпирическая аргументация. К теоретической аргументации относятся научные положения, концепции, гипотетические суждения. К эмпирической причисляют конкретный факт, цифровые показатели, статистические данные. Часто встречаемой ошибкой является увлечение выступающего или теоретической, или эмпирической аргументацией. Исходя из знания аудитории, надо определить объем и характер использования и той, и другой аргументации. Важно, чтобы они присутствовали в каждом выступлении. Дело в том, что эмпирическая информация рассчитана на обыденное, а теоретическая - на теоретическое сознание. Когда искусно используются оба вида информации, то синхронно включается в «работу» и обыденное, и теоретическое сознание, что способствует деятельному овладению личностью информацией.

«Эффект квантового выброса информации». По утверждению А.Ф. Кони, чтобы лекция имела успех, надо, во-первых, завоевать внимание слушателей, во-вторых, удержать их внимание до конца.

Итак, проблема внимания - проблема номер один в коммуникационном общении. Это и понятно. К.Д. Ушинский образно сравнивал внимание с дверью, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира.

Эффективным риторическим приемом поддержания внимания аудитории (личности) является «квантовый выброс» информации. Он выступает в виде:

- продуманного распределения по всему пространству речи привлекательных мыслей и аргументов, периодической интерпретации ранее сказанного, авторских обобщений по итогам какого-то фрагмента речи.

— психологически грамотного выброса через определенные временные интервалы слушателям кванта «свежей» информации.

В итоге выступающий как бы держит на привязи внимание слушателей.

Данный прием имеет и другое риторическое значение. С его помощью можно обеспечить актуализацию замысла речи, последовательное подведение слушателей к ее конечной цели.

«Эффект интонации и паузы». Это весьма доступный и продуктивный по результату риторический инструмент. Специалисты утверждают, что умелое интонирование и своевременные паузы способствуют 10-15%-му приращению информации. Обусловлено это тем, что придание слову или фразе определенной голосовой тональности, как правило, вызывает у слушающих людей определенные ассоциации - воспоминания. В итоге происходит информативное приращение к тому, что говорит выступающий. При этом оно может быть со знаком «+» или «—», в зависимости от того, какие эмоции и ассоциации вызывает озвучиваемая информация.

Деликатным риторическим инструментом является «пауза».

Обращение к ней эффективно тогда, когда есть уверенность у оратора,что его слушатели активно включились в коммуникационный процесс, что их мышление, память и воображение интенсивно соучаствуют в нем. Вот тогда для самостоятельного осмысления слушателями получаемой информации, подключения к ней собственных знаний и полезна пауза (временная приостановка подачи информации) как рабочий момент в технологии умственной деятельности, способствующий воспроизводству личностью своих знаний (мыслей).

«Эффект словесной изящности». Он связан с умением «переправлять» мысли в соответствующие слова, грамотным построением предложений, соблюдением правил словоударений. «Прекрасная мысль, - утверждал Вольтер, - теряет свою цену, если дурно выражена, а если повторяется, то наводит на нас скуку».

Предмет и логика речи подсказывают, какие фразы достойны занять место в речи. Не любая фраза может быть вставлена в каркас выступления. Это могут быть лишь фразы, которые не нарушают смысл изложения, обеспечивают

его языковое воплощение, доступное для осмысления.

Изящность речи - это умение эстетично использовать литературное богатство языка. Существует прямая связь между словарным запасом выступающего и художественной выразительностью речи.

Одним из показателей богатства речи считается разнообразие синонимов, т.е. близких по значению слов, отличающихся смысловыми и лингвистическими оттенками. Чтобы придать речи художественную образность, использовать в ней разнообразие риторических приемов (метафор, гипербол и т.д.), полезно знать классическую и современную художественную литературу, национальный колорит народных пословиц и поговорок. Например, в русском языке около 5000-6000 слов передают те или иные оттенки различных переживаний.

Несоблюдение языковых норм и литературной чистоты языка - нередко встречаемое явление даже в публичных выступлениях и в работе профессиональных дикторов радио и телевидения. Это проявляется в виде неправильного произношения, искажения смысла понятий или многословия, тавтологии. Многие нарушают требования нормативного ударения и произношения. В этой связи рекомендуется пользоваться специальными справочниками, в которых закреплены литературные нормы в области произношения.

«Эффект релаксации». Чем напряженнее протекает коммуникационное общение, тем больше приходится его участникам прилагать усилий по самоорганизации внимания. Об этом должен знать оратор и помогать слушателям в столь нелегкой работе над самими собой. В этих целях используется «эффект релаксации» - эмоциональное расслабление и умственное переключение.

Классическим риторическим приемом достижения этого является остроумие и юмор. Гете говорил, что юмор - мудрость души.

Он во многом помогает восприятию информации, ее осмыслению. Известно высказывание А. Герцена: смех Вольтера разрушил больше, чем плач Руссо. Юмор создает естественную паузу для отдыха интеллекта людей, помогает «перезарядить» его новой эмоциональной энергией, что положительно сказывается на его работоспособности. Обращаясь к остроумию и шутке, не следует забывать того, что было в свое время сказано Д.И. Писаревым: «Когда смех, игривость и юмор служат средством, тогда все обстоит благополучно. Когда они делаются целью - тогда начинается умственное распутство».

«Эффект дисперсии». Нередко оратор глубоко уверен, что высказанная им информация, по причине профессиональной доступности и актуальности, активно воспринята подчиненными. Через некоторое время он узнает, что немало слушателей изложенную им информацию восприняли не совсем четко, даже противоречиво, а некоторые остались при своем мнении. Подобные факты в юридической практике не единичны.

Приведем такие небезынтересные данные: если за 100% обозначить замысел выступления, то

90% информации замысла обрело словесное обозначение;

80% словесно обозначенной информации были озвучены;

70% озвученной информации было услышано аудиторией;

60% услышанной информации было понято;

40% информации было принято к размышлению слушателями;

25% информации через некоторое время осталось v них в памяти.

Итак, в уме оратора сложился замысел выступления, в последующем он придал ему словесную публичную форму, которую потом -озвучил. Затем пошел процесс восприятия его информации слушателями. Как при умственном воспроизводстве замысла, его словесном оформлении и озвучивании, так и при принятии «информационного продукта», слушателями неизбежны потери и искажения информации.

 

Вопросы для сомоконтроля.

 

Как соотносятся понятия «диспозиция» и «композиция»?

Что такое диспозиция в классической риторике?

Что подразумевают под универсальной и частной композициями?

Как реализуется при написании выступления «Закон Края»?

Какие Вы знаете выразительные средства по реализации композиции?

 

Литература

 

1. Далецкий Ч. Риторика: заговори, и я скажу, кто ты: Уч.пос. – М.: Омега-Л, 2009. – 488с.

2. Ребрик С. Презентация: 10 уроков. – М.: Эксмо, 2004. – 200с.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. – Ростов-на Дону.: Феникс, 2012. – 576 с.

4. Руденко А.М., Шестаков Ю.А. Котлярова В.В. Основы риторики. – Ростов на Дону.: Феникс, 2016. – 381 с.

5. Введенская Л.А. Риторика и культура речи: учеб. Пособие / Л.А.Введенская. – Ростов на Дону.: Феникс, 2004. – 544 с.

6. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н.Зарецкая. – М.: Дело, 2002. – 480 с.

7. Ментцель В. Риторика: искусство говорить свободно и убедительно / Вольфган Ментцель; пер. с нем. И.Ю.Облачко. – М.: СмартБук, 2011. – 132 с

8. Вайсман Дж. Мастер слова. Секреты публичного выступления. – М.:Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 286 с.

9. Марченко О.И. Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать. – М.: Форум, 2016. – 466 с.

10.Утерянное искусство красноречия / Р.Доуиз. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. – 304 с

ТЕМА: 5

ОРАТОР И АУДИТОРИЯ

 

ПЛАН

 

5.1. Краткая психологическая характеристика аудитории.

5.2. Социально-психологические способы организации слушателей.

5.3. Психолого-педагогические приемы активизации внимания.

5.4. Приемы использования экспрессии.

5.5. Особенности работы в судебной аудитории.

 

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.