Актуальность классической риторики для юристов — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Актуальность классической риторики для юристов

2017-09-28 343
Актуальность классической риторики для юристов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ораторское искусство в его современном понимании представля­ет собой совокупность знаний и навыков, необходимых для подготов­ки ипроизнесения публичной речи с целью наиболее полного выражения тех или иных мыслей и произведения на аудиторию желаемого впечатления.

Объектом ораторского искусства является система средств и приемов психолого-педагогического воздействия оратора на аудито­рию.

Ораторское искусство - один из видов человеческой деятель­ности, деятельности общения, главным средством которой является язык, речь.

Язык, речь делятся на два класса:

· книжно-письменный;

· устно-разговорный.

Устно-разговорная речь может быть диалоговой и монологовой, обыденной, учебно-педагогической, научно-информационной и публицистической.

Ораторское искусство имеет дело с публичной речью.

Публичная речь - это монологическая речь, обращенная к неко­торому множеству слушателей и не опосредованная использованием технических каналов.

Особенности публичной речи:

1. Монологичность. Публичную речь в старину называли телес­ным сообщением, т.к. в нем мы слышим не только слова, но и видим самого человека. На слушателей действует не только текст, как в других формах коммуникаций, а и сама личность. Оратор-юрист дей­ствует на людей:

а) содержанием произносимых истин;

б) своей личностью, всем своим обликом, внутренней убежденностью.

Здесь публика видит непосредственно акт творчества. Недаром ораторскую деятельность называют искусством и сравнивают с ис­кусством актера и чтеца.

2. Прямая непосредственная коммуникация, в которой между оратором и слушателем нет временной и пространственной дистанции.

Происходит прямое воздействие человека на человека, межлич­ностный контакт, в котором происходит то, что психолога называют «психологическим заражением».

3. Возможность обратной связи, которая проявляется в реакции, настроении, вопросах со стороны аудитории.

4. Ожидание результата.

Итак, предметом научного анализа является для нас деятельность по подготовке и произнесению речи. Поэтому необходимо представить ее структуру, ее модель.

Субъект этой деятельности - оратор, который не только ав­тор своего произведения, но и его исполнитель.

Теоретический анализ личности оратора предполагает выделе­ние нескольких групп качеств:

а) мировоззренческие, общефилософские;

б) содержательно-информационные: знание предмета речи, общая эрудиция,

образованность;

в) специальные ораторские знания и умения: владение логикой построения речи, выразительными средствами, соверщенство языка и техники речи;

г) талант, физические и психологические качества.

 

Сам процесс публичного выступления можно разделить на три стадии:

Докоммуникативная фаза Коммуникативная фаза
1. Выбор темы, определение цели и вида речи. 2. Подбор материалов. 3. Логическая организация (композиция и план). 1. Поведение оратора и управление аудиторией. 2. Техника произнесения речи. 3. Ответы на вопросы и искусство спора.
Посткоммуникативная фаза
1. Анализ проведенного выступления. 2. Совершенствование материалов: план, схема, диограммы, необходимые технические средства. 3. Решение ситуационных проблем. 4. Прогнозирование вопросов.

Ораторское искусство – это ярко выраженная социальная деятельность, являющаяся одним из важнейших инструментов воздействия на широкие народные массы.

Его функции в обществе:

1. информативная. Она повышает информированность аудитории, из­меняет сознание человека как личности;

2. убеждающая. Ее цель - изменить взгляды, мнения, установки ау­дитории и сформировать новые;

3. общения с людьми, обмен информацией, деятельностью;

4. эстетическая - произвести впечатление гармонии, красоты, ко­торые доставляют истинное удовлетворение. Древние этой функции придавали огромное значение, рассматривая публичную речь в ряду произведений искусства;

5. воспитательная.

Теория публичной речи должна научно анализировать наиболее эффективные пути осуществления всех этих функций, а практика - полнее учитывать в постановке целей воздействие на аудиторию.

Судебное ораторское искусство - одно из древнейших. Речи прокурора и адвоката, с разных сторон оценивая и освещая все доказательства и обстоятельства по делу, влияют на выводы суда, на его решение.

Для того, чтобы юристы выступали с содержательными речами, им следует отлично знать материалы дела, право, психологию, педагогику, этику, логику.

Теоретические основы ораторского искусства как науки заложил в Древней Греции энциклопедический ум своего времени Аристотель, который назвал ее риторикой и определил как способность находить возмож­ные способы убеждениея относительно какого-либо предмета.

В Древнем Риме риторику рассматривали как одно из главных искусств. «Есть два искусства, писал Цицерон, которые могут по­ставить человека на самую высокую ступень почета: одно - искус­ство полководца, другое - искусство хорошего оратора.

Ораторское искусство имеет свои гносеологические основы, т.к. оно глубоко вплетено в процесс познания.

Философия и такие ее разделы, как гносеология, диалектика, логика всегда считались фундаментом риторики и школы подготовки ритора.

В своем трактате «Об ораторе» Цицерон перечисляет много предметов, которые входят в культуру оратора, но на первое место ставит философию.

Вскрыть глубинные связи явлений – будь это область экономики, политики, социальной и культурной жизни – призвана философия, – становой методологический хребет содержания публичного выступления.

С другой стороны, философия есть методологическая база са­мой теории ораторского искусства.

Во-первых, риторика имеет дело с истинами, открытыми другими науками на основе философского миропонимания, теоретических принципов гносеологии.

Во-вторых, искусство публичного выступления, достижения це­ли убеждения людей в правильности тех или иных истин строится на правилах и законах диалектической и формальной логики.

В-третьих, цель публичной речи - информирование и убеждение людей в каких-либо истинах - тоже представляет собой форму познавательного процесса..

Научным фундаментом ораторского искусства также являются культурологические и социально-психологические дисциплины.

Так как ораторское искусство имеет дело с языком, речью, то оно опирается на лингвистику, т.е. науку, изучающую язык как си­стему, орудие человеческого мышления, и закономерности речевой деятельности. Особенно важно для оратора освоение норм литературного языка, культуры речи.

Необходимо также хорошее владение голосом, а также мимикой, жестами, что дается изучением и освоением законов сценического актерского искусства.

Важно знать психологические особенности личности оратора как в период подготовки к выступлению, так и в момент произнесения речи, иметь представление о социально-психологических особенностях аудитории.

Роды и виды красноречия

 

Уже в античности ораторское искусство не было однородным. В Древней Греции различали риторику по видам: политическая или совещательная речь, судебная и торжественная.

Такое разделение риторики было эмпирическим, даже эмоциональным, нежели логически обоснованным.

Аристотель в «Риторике» не дал глубокой классификации видов красноречия. Он различал не виды, а стили заранее написанной и произносимой (выученной наизусть) речи.

Написанная Речь - точна, но суха, лишена эффектов.

Другая - наиболее актерская, т.е. творческая.

Цицерон также занимался дифференциацией античного красноречия.

В труде об «Ораторе» он писал, что существуют «три рода красноре­чия», и связывал их с типами самих ораторов.

В цицероновской классификации игнорируется предмет и тема публичной речи. Согласно Цицерону не предмет и тема определяют ее характер, ее видовую (родовую) особенность, а сама манера (стиль) этой речи играет решающую роль для ее предмета. Кроме того, Цицерон исходил не из объективно сложившихся форм и приемов риторики, а из личности оратора.

Таким образом, та ранняя дифферинциация красноречия, о которой говорится, фактически не охватывала всех действительно существовавших видов риторики. Попытки классифицировать виды красноречия отражали движение к созданию оратороведения.

Более многообразным стало красноречие в XX столетии. Любой вид красноречия есть частное по отношению к общему, т.е. к ораторскому искусству, вместе с тем вид красноречия действует в своей сфере как общее, поэтому необходимо знать его.

Ораторская речь должна быть определенной не только по своей теме, конкретному седержанию, но и способу изложения, как она исполняется, по степени эмоциональности, по характеру терминологии.

Род в ораторском искусстве более устоявшийся раздел, характеризующийся общностью предмета, его устно-публичного разбора оценки и особенностью их ближайших целей. Что касается вида, его можно определить как жанр.

В зависимости от содержания, цели и условия высказывания выделяют следущие роды красноречия: академическое, социально-политическое, судебное, социально-бытовое, духовное.

 

РОД ВИД
1.Социально - политическое красноречие. · Доклад на социально-политические темы; · Отчетный доклад на собрании; · Политическая речь; · Дипломатическая речь; · Военно-патриотическая речь; · Политическое обозрение; · Митинговая речь.
2.Академическое красноречие. · Лекция вузовская; · Научный доклад; · Научное обозрение; · Научное сообщение, информация.
3.Судебное красноречие. · Прокурорская или обвинительная речь; · Адвокатская или защитительная речь; · Общественно-обвинительная речь; · Общественно-защитительная речь; · Самозащитительная речь обвиняемого.
4.Социально-бытовое красноречие. · Юбилейная или похвальная речь; · Застольная речь; · Надгробное слово, поминальная речь.
5.Богословско-церковное красноречие. · Проповедь; · Речь на соборе.

 

Речь можно назвать первичной формой речевой деятельности, основным видом публичного выступления. Это наиболее простая, первичная форма среди таких видов публичных выступлений, как доклад, лекция, беседа. Если встать на точку зрения, что речь - исходная форма речевой деятельности, то меньше речи оказывается реплика, вопрос, уточнение, поправка, справка. Они соответствуют синтаксической форме простого или распространенного предложения.

В форме речи осуществляются краткие сообщения на собраниях, конференциях, в прениях по докладу, в процессе полемики, дискуссии.

Речь должна отличаться от доклада, беседы, тем более лекции. Это отличие, помимо других особенностей, связано:

1. с временными границами выступления;

2. эмоциональностью;

3. четкостью постанов­ки вопросов, ответов;

4. конкретностью;

5. действенностью.

Это не означает, что данные свойства в той или иной мере не присущи дру­гим видам выступлений. Разница в большей концентрации этих качеств в речи.

Социально-политическая речь. Обычно носит программный характер. Содержит проблемы, указывает пути их решения, ставит опреде­ленные задачи. В наши дни стремительно развивается парламентское красноречие, в котором отражается столкновение различных суждений, борьба мнений и которое имеет свои правила и этические нормы, свя­занные с дискуссионным направлением речи.

Академическая речь. В речах относящихся к этому роду, сообща­ются новые или рассматриваются уже известные для слушателей факты, обобщаются проведенные исследования, результаты тестов, экспери­ментов, проявляются новые подходы к уже известным явлениям.

Судебная речь призвана оказать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждения судей и присутствующих в зале суда граждан. Судебный процесс - это разби­рательства гражданского или уголовного дел, исследование всех ма­териалов, связанных с ними, которое происходит в обстановке поис­ка истины, борьбы мнений процессуальных оппонентов. Его конечная цель - вынести законный и обоснованный приговор.

Выяснить, доказать, убедить - три взаимосвязанных функции, определяющие форму и содержание судебной речи.

Социально-бытовая речь. То, что греки называли эпидейктичес­ким, или торжественным, мы называем социально-бытовым красноречи­ем. Для речей этого типа часто характерен свободный план изложения и освещения разных сторон жизни личности. Их (юбилейная речь, приветственная речь, застольная речь) объединяет одно - говорится о положительных сторонах самой личности и ее деятельности.

Богословско-церковное красноречие - древний род красноречия, имеющий богатый опыт и традиции. В духовных речах отражается ин­терес к внутреннему миру человека, источнику его дурных и хороших привычек. Духовное красноречие изучает специальная наука - гомелетика, которая занимается предметом и природой церковной проповеди, существенными чертами ее содержания и метода, построением и преизнесением, воздействием на паству.

В любом роде красноречия большую часть составляют общеязыковые, межстилевые средства. Однако основа каждого рода имеет специфические, языковые черты, которые составляют систему с одинаковой стилистической окраской.

Роды красноречия не изолированы друг от друга. Они не образуют замкнутых систем, между ними существует широкое взаимодействие.

Как видим, ораторское искусство, риторика - это чреавычайно сложный вид человеческой деятельности, которому нужно много и долго учиться.

 

 

Вопросы для самопроверки:

Что такое риторика?

Как соотносятся понятия «риторика», «ораторское искусство», «красноречие»?

Как определяется предмет классической риторики?

Что изучает судебная риторика?

Что собой представляет ораторское искусство как вид человеческой деятельности?

Литература

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. – Ростов-на Дону.: Феникс, 2012. – 576 с.

2. Руденко А.М., Шестаков Ю.А. Котлярова В.В. Основы риторики. – Ростов на Дону.: Феникс, 2016. – 381 с.

3. Сергеич П. Искусство речи на суде. – М.: Юрайт, 2016. – З14 с.

4. Введенская Л.А. Риторика и культура речи: учеб. Пособие / Л.А.Введенская. – Ростов на Дону.: Феникс, 2004. – 544 с.

5. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации / Е.Н.Зарецкая. – М.: Дело, 2002. – 480 с.

6.Молдован В.В.Судова риторика. – К.: Юр.Інком, 2011. – 324 с.

7. Ментцель В. Риторика: искусство говорить свободно и убедительно / Вольфган Ментцель; пер. с нем. И.Ю.Облачко. – М.: СмартБук, 2011. – 132 с.

8. Выготский Л.С. Мышление и речь. – СПб.: Питер, 2017. – 432 с.

9. Марченко О.И. Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать. – М.: Форум, 2016. – 466 с.

ТЕМА 2


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.