Бизнес в сравнении с другими видами деятельности. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Бизнес в сравнении с другими видами деятельности.

2017-09-27 722
Бизнес в сравнении с другими видами деятельности. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Бизнес и спорт.

Бизнес ближе всего к такому виду человеческой активности, как спорт, с точки зрения доминирования и там, и здесь ценности успеха. Как и в спорте, в бизнесе важнее всего - достижения и успехи. Главная цель профессионального спортсмена - стать первым, а достижения его измеряются по вполне определенной шкале, от кандидата в мастера спорта и до чемпиона мира или Олимпийских игр. Для бизнеса не менее важно постоянное измерение уровня своего успеха в сравнении с другими. Уровень, к-рого достигает бизнесмен, демонстрируется не кубками и медалями, лежащими в шкафу, но показателями долей рынка, оборота и прибыли, отделкой офиса, а зачастую - сопутствующим арсеналом внешних признаков успеха: костюмом, аксессуарами, автомобилем и пр. Спортивные Олимпиады и соревнования заменяются рейтингами оборота и прибыли фирм, работающих в одних сферах бизнеса, а высшие спортивные достижения вроде титула чемпиона мира - строками в книге рекордов Гиннеса, посвященными владельцам наиболее крупных состояний.

Как и в спорте, развитие бизнеса идет в условиях жесткого конкурентного состязания, в повседневной жизни следующего как писаным (в законах) правилам, так и неписаным нормам деловой этики. Спортсмены и бизнесмены одинаково ревниво относятся к достижениям друг друга, т.к. часто победа одного - это исчезновение возможностей для другого. Так же пристально изучаются особенности конкурентов, методы их работы, сильные и слабые стороны, намерения и решения.

Как в спорте, так и в бизнесе на старте, в массовых состязаниях и "дворовом футболе" начинают пробовать себя многие, но остается профессионалами спорта и бизнеса значительно меньшее количество людей, а в "бизнес высших достижений" проходят лишь единицы.

Различие "индивидуальных" и "командных" видов спорта, существенное для организации тренировок, технологии подготовки и связанное с психологическими особенностями спортсменов (известно характерное высказывание тренеров - "ты - не командный игрок"), м. напрямую соотноситься и с организационными формами развития бизнеса, где также на определенных этапах существует возможность выбора между "индивидуальной игрой" руководителя бизнеса и "командным взаимодействием" группы учредителей или акционеров.

Однако при всем сходстве этих видов деят-ти, в практике бизнеса спортсмены не так часто становятся хорошими бизнесменами, как это м. б. бы предположить. Однозначного понимания причин этого у нас нет, хотя отдельные наблюдения показывают, что экс-спортсмены, чрезвычайно активные и целеустремленные на начальных этапах становления бизнеса, часто теряют темп сразу после появления первых ощутимых результатов. Используя военную терминологию, их отличает нечто вроде "психологии десантников", ориентированных на захват ключевых позиций и удержание их до подхода основных сил. Стремясь к достижению первенства, спортсмены часто теряются после того, как захватывают лидерские позиции - и вскоре утрачивают все плоды своих достижений. Чрезвычайно успешные в тактике, они зачастую оказываются неспособными работать в долгосрочной стратегической перспективе.

Бизнес и военное дело.

"Я добивался успеха лишь потому, что всегда пытался сосредоточить имеющиеся у меня ресурсы в нужное время в нужном месте", - сказал нам однажды рук-ль крупной финансово-торговой компании, начинавший свое дело с производства пластмассовых расчесок. Эта фраза почти буквально повторяет ключевое наставление всех авторов, когда-л. писавших о военном искусстве. Умелое распоряжение ресурсами, концентрация сил на направлении возможного прорыва, точное сочетание стратегич-х целей с тактикой действий на театре военных действий и, наконец, правильная организация войсковых соединений - такая "картина мира" близка и полезна каждому бизнесмену. Словарь бизнеса не случайно во многом перекликается с терминологией начальников штабов: "стратегич-е планир-е", "разведка рынка", "захват ниши", - из разряда наступательной терминологии, "падение спроса", "потеря рынка", "сворачивание направлений" - как действия в обороне и отступлении.

Как бизнес, так и военное искусство постоянно озабочены поиском оптимальных орг-ционных форм, позволяющих наиболее эффективно решать поставленные задачи. При достижении этой цели им приходится учитывать 2 ключевых фактора - это характер имеющихся ресурсов и "боевой дух" действующих людей. Построение боевых колесниц персидского царя Ксеркса или танковый клин Гудериана одинаково используют техническую мощь своих средств в целях прорыва обороны противника. Но умение превратить наличные ресурсы в мощную силу с помощью подходящей организационной формы - это особый талант как полководца, так и бизнесмена. Фаланга Македонского была технически прогрессивной организационной формой. "Греки и римляне в то время, когда они появились в истории со своей фалангой, обладали уже развитой индустрией, облегчавшей им более широкое производство оружия", - пишет в этой связи Франц Меринг (57, с.70). Фаланга м. ввести в бой гораздо больше бойцов и оружия. 10 000 ч-к в десяти-шеренговой фаланге имели в шеренге по тысяче ч-к и столько же оружия. В бою фаланга охватывала традиц-е построения противника со всех сторон и "заглатывала" его. Но римляне, к пр-ру, не решились захватить германские земли, населенные воинственными племенами, противопост-шими им принципиально иную орг-ционную тактику. Имея гораздо меньше людей и вооружения, германские племена использовали способ построения в каре 100 ч-к по фронту, 100 ч-к в глубину. Т.о., "они принуждены б. иметь узкий фронт, т.к. у них б. лишь ограниченное колич-во хорошего вооружения, и они стремились восполнить этот недостаток тем, что делали возможно неотразимее первый массовый удар", - пишет автор (57, с.71). Если германским племенам удавалось прорвать таким строем фалангу, то та теряла орг-цию и управление и в беспорядке отступала. Но если не срабатывал расчет на прорыв, германское каре использовало другую свою силу, "ч-ский фактор", основанный на тесной родовой и ч-ской сплоченности воинов. Рассыпаясь небольшими отрядами среди скал и лесов и сохранив свою внутреннюю связь, взаимное доверие, действуя в подчинении инстинкту или призывам вождя, германцы переходили к выматывающей противника тактике партизанских действий, ни противостоять к-рой, ни самой осуществить нечто подобное регулярная и построенная на более формальных связях и отношениях римская армия б. не в состоянии.

Но и военные не часто становятся преуспевающими бизнесменами, хотя многие из них, как мы наблюдали, м. б. отменными менеджерами направлений, замечательными организаторами и надежными исполнителями. Качества, к-рые иногда подводят военных в бизнесе, - это подсознательное ожидание стратегических указаний или правильных приказов сверху, а также привычка к действию в условиях четко очерченных схем. К тому же военные традиционно приучены иметь дело только с одним противником, будь это даже ассоциация союзников, тогда как бизнесмену приходится вести свои бои одновременно со многими совершенно разнородными силами: тенденциями спроса, давлением государственных чиновников, конкурентами, внутренними проблемами развития орг-ции и т.п. Чрезвычайно высокая мера неопределенности ситуации в бизнесе часто делает невозможной построение однозначно правильных схем действий, и в этих условиях качеств образцового военного м. оказаться недостаточно для развития эффективного бизнеса.

Бизнес и наука.

Но высочайшая мера неопределенности - это как раз то, что более всего характеризует другой вид деят-ти - науку. Познание, интерес к новому, поиск способов понимания и использования свойств окружающего мира - главный предмет науки. Возможно, не случайно поэтому люди науки - достаточно частое явление в бизнесе, а среди традиционных историй успешного бизнеса в США едва ли не половину составляют рассказы об изобретениях и изобретателях.

Здесь, впрочем, необх-мо отметить различие между "чистыми учеными" и изобретателями. Различие это в науковедческих исследованиях связывается с очень важной ценностной шкалой с неск-ко мудреным названием: "пуризм - утилитаризм". Проще говоря, "чистые ученые" по определению склонны к "пуризму", поиску нового знания ради самого знания, независимо от возможностей его последующего практического использования. Их больше волнует то, как устроен мир, нежели то, что м. из него сделать. И в этом отношении любой настоящий ученый по определению - никудышный бизнесмен просто потому, что его будет интересовать не столько рез-т - количество прибыли, - сколько то, что происходит вокруг этого рез-та или в процессе его достижения.

Изобретатели – классич-е "утилитаристы", исходно ориентированные на поиск практического использ-ния возможностей, новых знаний, открытий и т.п. Не случайно поэтому одной из постоянных тем в психологии бизнеса оказывается тема инновационного поведения и инновационного потенциала предприним-лей. Если к этой ориентации на практическое использование примешивается, как это распространено в традиционной американской культуре, ориентация на возможность заработать и из всего сделать маленький бизнес, то прагматичный изобретатель действительно становится достаточно успешным предприним-лем. Вырастет ли из исходного предприятия большой бизнес - это уже следующий вопрос, и практика показывает, что на этой дороге от малого предприятия к большому бизнесу у изобретателей в целом не больше, если не меньше, шансов дойти до дела больших масштабов. Одна из причин этого - та же, что и у "больших ученых", увлеченность новым и интересным. Как только в новом предприятии появляются признаки стабильности, повторения уже известных шагов, как многие изобретатели теряют к нему интерес и тут же пытаются переключиться на что-л. "новенькое".

Другая проблема – это ориентация изобретателей на предмет своего изобретения в гораздо большей мере, нежели на тех, для кого это изобретение могло бы быть полезно.

Показателен в этом отношении пример из нашей консультативной практики. Однажды нас попросили помочь в разработке бизнес-плана реализации некоего изобретения - новой модели телефона, к-рый совмещал в себе множество функций: от прямого говорения, автоматического определителя номера и записной книжки на тысячи номеров и фамилий до небольшого компьютера, ведущего записи текущих дел и едва ли не дающего кулинарные и прочие хозяйственные советы. Изобретатель этого аппарата потратил на его разработку уйму времени и денег, продал свою квартиру, квартиру своей жены, набрал множество долгов, скрываясь от должников по подпольным квартирам. К консультантам он обратился лишь потому, что банк, где он запросил очередной кредит, потребовал от него представления соответствующего бизнес-плана под свою разработку.

Работа с изобрет-лем оказалась сущей мукой. В ответ на любой вопрос он тут же с увлечением бросался рассказ-ть о неимоверных достоинствах, возможностях производства или технич-х тонкостях своего аппарата, но совершенно не желал думать о том, кто, где, как и почему б. - и б. ли вообще - покупать эти аппараты. "Раз это так интересно мне - это несомненно б. интересно и н. другим," - так в сжатом виде выглядела внутренняя позиция автора изобретения. Бизнес-план нам разработать так и не удалось: в момент, когда пришла пора оплачивать первую часть работы, изобрет-ль в очередной раз скрылся в неизвестном напр-нии...

Т.о., несовпадение ведущих ценностей - ориентации на успех, на достижение выгодного рез-та в бизнесе и ориентации на интерес, на понимание и познание в науке, - порождает как следствие и разные модели поведения людей науки и людей бизнеса. В бизнесе, наряду с задачами активного поиска и внедрения инноваций, есть множество и гораздо более рутинных сторон, и именно они часто оказ-ся гибельными для ученых и изобрет-лей.

Бизнес и администрирование.

Несомненно, одной из наиболее успешных в бизнесе профессиональных категорий людей оказываются люди с опытом администрирования и упр-я - те самые клерки и чиновники разного уровня, основная задача к-рых - организация упр-я в рамках поставленных задач. Именно для них рутинные стороны бизнеса - родная стихия, а осуществление необх-мых изменений, перестройка организационных структур, перестановки людей - привычное занятие. В отличие от ученых, военных или спортсменов, они лишены "профессиональных привязанностей", непрофессиональное знание предмета часто помогает им отвлечься от мелочей и сосредоточиться на главной задаче управления - достижении требуемого результата.

Характерно, что людей с административным опытом достаточно редко м. встретить на начальных этапах становления бизнеса, в собственно предпринимательской среде. Риск - это не стихия администраторов. Однако, в руководстве уже постановленным делом, в ситуациях текущего управления бизнес-организацией, они становятся все более и более незаменимы. Чем крупнее становится орг-ция, тем более масштабные административные чины привлекаются в нее на работу - и это общая тенденция бизнеса в любой стране. Множество крупных корпораций гордится тем, что у них на службе состоят бывшие министры, рук-ли государственных служб и ведомств.

За этим - не т-ко опыт упр-ния орг-циями как таковой. Любой эффективный бизнес - это прежде всего использ-ние возмож-тей. Возможности эти лежат как в сфере идей - и здесь честь и хвала изобрет-лям и ученым, - так и в сфере людей. Несомненная ценность администраторов всегда состоит в их связях. Ведь ключевая ценность административной карьеры - служебный рост. И любой мало-мальски опытный администратор с течением времени понимает, что возмож-ти этого роста часто оказ-ся связаны не столько с тем, какое и как он делает дело, ск-ко с тем, с какими людьми и как он связан. Связи стан-ся основным капиталом, а их грамотное использ-е с одинаковым успехом материализуется в рез-т как в административном управлении, так и в бизнесе.

Бизнес и природа.

Закончить сравнение бизнеса с другими видами деят-ти мы хотели бы неск-ко необычным сопоставлением. Оно родилось в ходе обсуждения темы с президентом одной из успешно развивающихся рекрутинговых компаний, прошедшим в свое время армейскую школу, администр-вную выучку и опыт работы в науке. Его основная мысль сводилась к простому, но очень емкому тезису: "Конечно, бизнес в чем-то м. сравнивать с другими сферами деят-ти. Но вообще-то бизнес - это как природа, здесь дейст-т другие законы и другие силы...".

Это - очень впечатляющее сравнение. Действительно, ч-ку погруженному в стихию бизнеса, трудно избавиться от ощущения, что все происходящее здесь напоминает буйство природных сил, причем даже не в относительно спокойной местности, а ближе к зонам экстремальных катаклизмов. Мирное солнце и легкий ветерок практически сразу м. сменить гроза, шторм или палящая засуха, и именно тогда, когда они достигают той силы, что уже невозможно устоять на ногах, все это может так же внезапно вновь смениться попутным ветром, теплым течением или долгожданным дождем в виде казавшихся безнадежными поступлений на банковский счет.

По-видимому, не случайно одна из наиболее прочных ассоциаций со словом "рынок" - это "стихия", "стихия рынка". И хотя очевидно, что бизнес как таковой напрямую достаточно слабо связан с физическими силами природы, все же сравнение бизнеса с природой - не просто красивый образ или метафора.

Бизнес - действительно "природная" деят-ть, в том смысле, что он впрямую укоренен в стихию иной природы - природы ч-ских страстей, желаний, потребностей и устремлений. И как бы ни была продвинута сегодня психологическая наука, все же мы д. признать: то, что она знает сегодня о ч-ке, - только верхушка айсберга. Признаем как факт и то, что психология уделяла и продолжает уделять внимание прежде всего рациональному началу в деят-ти ч-ка. Но "рацио" - при всем уважении к нему и всей его значимости в орг-ции жизни ч-ского общ-ва - это только позднейший элемент эволюции ч-ка. Любой, кто на практике соприкоснулся с мощью более глубинных психологич-х сил - побудителей ч-ских действий, будь то бессознат-е мотивы в духе психоанализа, жизненные сценарии, описанные в работах Э. Берна, архетипы коллективного бессознательного из работ К. Юнга, признает несопоставимость сил, колоссальное различие энергетики, стоящей за рациональным знанием и глубинными психологическими движителями поведения. Силу этой стихии, как ни странно, хорошо осознавали многие экономисты, к-рые однозначно исходили в своих концепциях из соотнесения экономических законов с ч-скими потребностями. Однако для достижения практически значимых целей экономическая мысль пошла по пути, подобному пути бихевиоризма в психологии. Отказавшись от погружения в познание природы потребностей и страстей ч-ка, просто констатировав факт их наличия, экономисты внимательно исследовали результирующие эффекты их столкновения и их динамики - подобно тому, как часть физики, пренебрегая рассмотрением природы элементарных частиц, исследовала статистические законы динамики броуновского движения этих частиц, видоизменения этого движения под воздействием магнитного поля и т.п.

Сравнение бизнеса с природой высвечивает для нас как минимум еще один важный поворот в разговоре об особенностях этого вида деятельности. Это - популярная тема жестокости бизнеса.

Неск-ко лет назад нам пришлось поработать с достаточно типичным для бизнеса случаем. Небольшая семейная фирма (неск-ко родст-ков, все - отставные военные, организованные, целеустремленные и по-ч-ски очень приятные люди) обратилась с запросом на поиск новой маркетинговой ниши для своей деят-ти. История, рассказанная предприним-лями, была проста и печальна. Неск-ко лет назад с помощью своих зарубежных знакомых они обнаружили группу товаров, до сих пор не представленных на российском рынке. Быстро и умело организовав доставку этих товаров из-за рубежа, а также систему их сбыта, наши предприним-ли поставили неплохое дело, рез-ты к-рого позволили им решить часть давно назревших бытовых проблем: купить квартиры, машины, обстановку, подарки терпеливым женам и т.д. Проблема возникла в тот момент, когда некая крупная компания заметила, что данный товар пользуется высоким спросом и организовала свою параллельную систему его продаж. Большие размеры фирмы-конкурента и низкий уровень непроизводительных затрат позволил ей установить цены намного ниже цен наших заказчиков, для к-рых оставался только один путь - путь разорения.

В процессе консультирования мы обнаружили и проработали неск-ко вариантов разворачивания иных видов бизнеса. Однако в каждом конкретном случае наши заказчики оставались неудовлетворенными. Главный вопрос, к-рый их волновал постоянно: где гарантия того, что подобная история не повтор-ся вновь? Все наши попытки объяснить, что такой гарантии нет и б. не м., и что похожие истории обязательно б. повторяться повсюду, совершенно явно слышались ушами, но не доходили до сердца наших заказчиков. Б. видно, что единственный способ сделать их счастливыми - это указать ту чудодейственную нишу, в к-рой они м. бы работать долго и счастливо в гордом одиночестве, имея полные гарантии, что никто больше не б. "портить" их бизнес.

Эта история - классический пример действия "волчьих" законов бизнеса. Однако, как известно, при всей эмоциональной неприязни Ч-ка к Волку и осуждении его кровожадной и ненасытной натуры, любые практические попытки искоренить этого зверя в реальной природе заканчивались плачевно: в итоге резко возрастало количество серьезных заболеваний среди других пород лесных обитателей. В этом плане жесткость - такая же необх-мая черта бизнеса, как волк – необх-мый элемент лесной жизни. М. достаточно д. б. плохим политиком, плохим спортсменом или плохим ученым, но у мало у кого получится долго продержаться плохим бизнесменом. Конкуренты очень быстро выведут такого ч-ка из игры, т.к. бизнес признает т-ко тех, кто действует быстро, энергично и правильно - в соответствии с природными законами этой деят-ти. И при всей нашей глубокой ч-ской симпатии к семье бывших военных мы не м. не видеть, что в бизнесе они обречены. Здесь, как и в физической природе, действует свой "закон энтропии", о к-ром Питер Дракер писал: "Бизнес стремится к движению от позиций лидерства к позициям посредст-ти" (27, с.15). Этот закон ярко переформулировал один неск-ко менее именитый, чем Дракер, российский бизнесмен: "Получается, что бизнес - как велосипед. Пока двигаешься, все нормально, остановился - упадешь". И в этом смысле первая обязанность и главная работа рук-лей бизнеса - это постоянно искать и находить способы повернуть вспять такое естественное течение событий.

Заявив тезис о том, что бизнес действует в соответствии с законами ч-ской природы, мы, естественно, д. заинтересоваться и самой этой природой - тем, как она проявляет себя в бизнесе. Здесь также возможны различные подходы к теме. Мы м. - и б. в дальнейшем - черпать сведения об этой природе из психологических и социально-психологических исследований. Но это лишь один из возможных подходов, "взгляд с позиции индивидуальности". Бизнес как деят-ть - это рез-т совокупного действия множества людей, и нам не обойтись без обращения к более развернутым перспективам. И первая из них - это исторический и социокультурный подход, к-рый рассматривает действия людей в долговременной последовательности событий и их видоизменений.

Bottom of Form 1

 

Top of Form 1


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.